что такое аниме студия
Как работают аниме студии?
А темой этого выпуска станет лабораторный анализ того, что происходит за закрытыми дверями анимационных студий. Мы сделаем короткую, но насыщенную экскурсию в святая святых и узнаем, почему все аниме — такое… разное.
Первое, что отличает восточную студии анимации от таковых на развращенном западе — это количество персонала на квадратный метр пространства. В отличие от знаменитых голливудских студий, японские «кооперативы» – предприятия небольшие. Редко на каком из них работает более сотни человек. Не лучше обстоит дело и с финансированием. Студии полностью зависят от милости гигантов японской промышленности, производящие в том числе и сопутствующие аниме товары: игрушки, диски, фигурки и другую ерунду.
В оперативном центре рядовой анимационной компании редко когда увидишь толпы народу, трудящегося в поте лица над очередным гаремником с безликим героем-импотентом. Что в принципе, довольно логично, так как мозговой штурм проводят ограниченным коллективом. Не всякая идея долетает до другого берега и зачастую все основывается на том, сколько на аниме потом можно заработать.
Как часто случается, формируют заказ команды продюсеров – представителей ТВ-компании, видео студии или кинопрокатчика, производителя атрибутики или обладателя коммерческих прав на произведение, если речь идет об экранизации манги или книги. Продюсеры согласовывают формат аниме, уточняют условия, которые должны соблюсти создатели в процессе производства. Например, нужно каких актеров желательно позвать и на какие роли, сколько одежды сорвать с двухмерных героинь в первой серии и такое прочее.
Совместно с продюсерами концепцию кино или сериала разрабатывают планировщики, а готовый концепт предлагают аниме-студии. Заказчики стараются найти такую студию, с которой можно заключить договор о долговременном сотрудничестве. Японцы не любят мельтешить и предпочитают консервативный подход, даже в ущерб самому проекту. Если речь идет о чем-то масштабном и амбициозном, то продюсеры могут сформировать консорциум, объединяющий усилия сразу нескольких небольших студий.
Примерно на этапе планирования подключается главный режиссер. Он может быть либо сотрудником студии, либо независимым профессионалом. В отличие от продюсеров, которые занимаются финансово-организационной частью проекта, главный режиссер отвечает за его художественную. Он выбирает жанр и стиль аниме, формирует его дизайн, подбирает озвучивающих актеров и присматривает за производством с хлыстом и пряником.
После выбора несчастного на заклание, выбирают ему в сообщники команду для воплощения мечты, а также попутно ищутся спонсоры для рекламных блоков. Аниме на самом деле довольно дорогая вещь. Например, стоимость показа полноценного сезона поздней ночью на 5-7 каналах телевидения приближается к 50 миллионам йен (что-то около полумиллиона долларов), а показ топового аниме (Наруто, будь он неладен) в 6 часов вечера стоит в 10 раз дороже!
После согласование бюджета, трудовых повинностей и утверждение должностей виновников производственного хаоса, делаются первые эскиз-наброски в ближайшем редакторе. Можно и текстовом, и табличном, если таковые поддерживают рисование. Да-да, всякие там «фотошопы» и матрицы — это удел зажиточных одиночек, не знающий чем занять свое время, кроме «просвечивание рентгеном» фотографии кинозвезды. А аниме делается прикладным дешевым софтом, покадрово, на бумаге и уже потом — с помощью графических планшетов в цифровом виде
Разумеется, для каждой сцены существует любовно нарисованный куриной лапой режиссера или ведущего аниматора раскадровка. Ее еще называют режиссерским сценарием. С ним знакомятся аки с библией все невольники анимационного беспередела: художники-постановщики, режиссеры-постановщики, отвечающие за собственно процесс создания анимации, аниматоры, актеры, звукооператоры и так далее. Даже композиторы, которым важно выбрать настроение и ритм для наиболее всех эпизодов.
Неважно, оригинальное ли это аниме или снятое по манге, безе кадровки с просчетом камеры и композиции кадра, с маркерами движения и лип-синка ничего сделать толкового не получится. Колористам надо быть в курсе, какой цвет в палитре брать, аниматорам в точности знать, что именно им «оживлять».
Далее начинается фазовка или, проще говоря, черновая отрисовка всех сцен, — один из первых шагов на пути к готовому аниме. Каждый кадр отображается на целлулоидных листах. Рисуется все по-старинке, карандашом на бумаге. Персонажи — в разных ракурсах, в одежде и с разными предметами. Или сначала сканируются, а потом уже на планшете им добавляют контраста. После того, как персонажи готовы, рисуются наброски всей сюжетной линии. Тоже карандашом на бумаге, с комментариями и временными интервалам в одну секунду. Указатели времени затем помогут в наложении звукового сопровождения.
Если у японской студии есть денежные ресурсы, то фазовку автоматизируют программными средствами, но чаще всего из-за дешевизны ее предпочитают передавать на откуп менее развитым азиатским коллегам, фирмам-субподрядчикам из Китая, Южной Кореи и других неблагополучных республик. Впрочем, дешево не значит качественно и многочисленные ляпы потом приходится исправлять самостоятельно, за свой счет.
Отдельно от всей катавасии делается фон. Часто бывает, что он рисуется он не с нуля, а с каких-нибудь фотографий. В команде есть пару человек, которые специально колесят по знакомым местам Японии и занимаются лок-хантингом, то есть запечатлением подходящих мест на пленку. Фон могут рисовать на боле поздних этапах, особенно если он отдаленный и на нем не нужно прорисовывать детально тени от анимации.
Следующий этап тесно связан с компьютером. Тут как раз начинается сильнонапряженная головная боль — анимация, раскраска и компоновка. Сначала художники рисуют несколько кадров анимации персонажей, между уже готовыми набросками кадров сюжетной линии. Для телевизионных аниме создается 12 кадров в секунду, но иногда бывает 24 или 8. Контуры выводятся на бумаге и переводятся в цифровой вид. Все — вручную, шаг за шагом, безостановочно. Это невероятно тяжелый и однообразный процесс, который затягивается на вечность даже для короткой двадцатиминутной серии. Конечно, существуют куча хитростей, повторное использование уже перенесенных кадров и 3D-инструменты, но работать все равно приходится до седьмого пота.
После другие люди сглаживают анимацию, чтобы все выглядело более естественно и без рывков. Еще одна группа профессионалов раскрашивают компьютерный набор. Художники по эффектам добавляют всякие подвижные детали, вроде дождя, снега, искр и отблесков. В результате после добавления фона получается почти готовый отрезок аниме.
За всей деятельностью внимательно следит арт-директор (он же режиссер анимации), который проверяет кадры, вносит правки, а иногда перерисовывает что-то целиком своими руками. Поэтому на эту должность назначают обычно одного из аниматоров с большим опытом.
Самое веселое, что создание каждой серии не прерывается вплоть до показа финального эпизода на телевидении. Вся аниме фабрика настолько загружена, что изменения могут и часто вносятся буквально в последний момент, прямо перед трансляцией сериала в эфире. То, что аниме — все-таки рисованный продукт одновременно делает его более трудоемким и более гибким для исправлений.
Так как аниме-студии являются всего лишь исполнителями, работают они под постоянным страхом и прессингом со стороны заказчиков. Им выгоднее всего делать именно телешоу, а не фильмы, потому что в первых менее строгий контроль качества и длительней период, в течение которого платят гонорары. Поэтому если вас сильно беспокоит, почему то или иное аниме оказывается коммерчески провалом, причину стоит искать среди власть имущих, а не тех кто старательн, без выходных, больничных и с недосыпами, за мизерную плату все равно работает не покладая рук. Честь им и хвала!
На этом ставлю знак препинания и прощаюсь до скорой встречи!
8 самых известных аниме-студий
В Японии находится более 430 аниме-студий. Каждый год в свет выходит огромное количество серий, OVA (не транслируемый в эфире 5-6-ти серийный фильм), полнометражных фильмов, спэшлов (дополнительные серии), что осложняет составление статистики. Иногда в целях повышения эффективности студии работают вместе, особенно, если проект сложный.
Обычно аниме-студии небольшие и работают на инвестировании от спонсоров (ТВ-каналы, корпорации по выпуску игрушек, манги-издательства). Такие студии возникают вокруг нескольких выдающихся творцов, поэтому часто им присущ определенный стиль, который задают ведущие дизайнеры. Но есть в Японии и крупные аниме-корпорации, которые выпускают в свет гигантское количество качественного продукта.
Мы определили топ-8 самых известных и крупных аниме-студий в Японии.
8. TMS Entertainment является одной из старейших и крупнейших студий в Японии. Была основана еще в 1946 году и работала над большим количеством мультфильмов в сотрудничестве с компаниями из Франции, Италии и США, в частности, с Walt Disney Television Animation. Можно сказать, что работы, преимущественно, ориентированы на приключения и романтику.
Самые известные: «Приятно познакомится, Бог», «Детектив Конан», «Трусливый велосипедист», «Ди Грэй-Мен», «Рыцари Зодиака», «Волшебник Кайто», «Люпен III», «Озорной поцелуй», «Бакуган».
7. Студия Bones основана сотрудниками аниме-компании Sunrise. Одним из первых проектов, который стал успешным, была совместная работа с Sunrise над фильмом «Ковбой Бибоп: Достучаться до небес».
Студия известна такими ставшими культовыми работами, как: «Темнее черного», «Стальной алхимик», «Бездомный бог», «Пожиратель душ», «Волчий дождь», «Готика», «Некогда вечный», «Арена Ангелов», «Ковбой Бибоп».
6. Студия Pierrot добилась успеха благодаря аниме в жанре махо-сёдзё, где главные героини учатся в младшей или средней школе, получают от сказочных существ волшебные предметы и умеют менять внешний вид с их помощью.
Сейчас на счету компании числятся уже более серьезные работы: «Крутой учитель Онидзука», «Блич», «Наруто», «Токийский гуль», «Боруто», «Вельзепуз» и несравненная «Йона на заре».
5. J.C. Staff долго боролись за место под солнцем и в итоге превратились в одного из ключевых игроков аниме-индустрии. Студия выпускает до десяти произведений в год, ориентируясь больше на комедийные, приключенческие и романтичные жанры.
Самые известные работы: «Бакуман», «ТораДора!», «Президент студсовета – горничная», «Владыка скрытого мира».
4. Production I.G — одна из наиболее узнаваемых японских анимационных студий, которая славится анимационными фильмами, а также компьютерными видеоиграми. Студия приняла участие в создании элементов фантастического боевика братьев Вачовски «Матрица» и анимационных вставок в фильме Квентина Тарантино «Убить Билла». Известна серьезными работами из замысловатым сюжетом.
Среди них можно выделить: «Волейбол!!», «Баскетбол Куроко», «Вторжение гигантов», «Призрак в доспехах», «Психопаспорт», «Путь аса», «Принц тенниса», «Неудержимая юность», «Дворянство», «Эпоха смут», «Сломанный меч», «Корона Греха».
3. Madhouse Studios до середины 1990-х годов специализировались на создании OVA и полнометражных анимационных фильмов, но, в отличие от других студий того времени, ориентировались на показы на телевидении и в кинотеатрах. Студия знаменита качественной рисовкой и грамотным сюжетом.
Популярные работы: «Ванпанчмен», «Первый шаг», «Тетрадь смерти», «Монстр», «Хеллсинг», «Нана», «Паразит: Учение о жизни», «Один на вылет», «Путь аса», «Нет игры – нет жизни», «Бэк», «Кайдзи», «Триган», «Сакура – собирательница карт», «Пираты «Черной лагуны», «Клеймор», «Школа мертвецов», «Дьявол может плакать».
2. Студия Sunrise наиболее известна работами в жанре меха (атрибутом аниме являются огромные боевые человекоподобные машины). Некоторые сотрудники компании позже создали свои собственные студии, также ставшие известными. Это Studio Deen, Bones и Manglobe. В связи с тем, что информации о студии до 1990-х годов было довольно мало, она получила прозвище «Студия, которой нет».
Работы: «Гинтама», «Код Гиас», «Тигр и кролик», «Мобильный воин Гандам».
1. Toei Animation – самая крупная японская анимационная студия. Со времен своего основания она создала бесчисленное количество телесериалов и фильмов, многие из которых стали популярны во всем мире. Хаяо Миядзаки, Исао Такахата и Ёити Котабэ работали с этой компанией на ранних стадиях своей карьеры.
Самые культовые работы: «Драконий жемчуг», «Ван-Пис», «Слэм Данк», «Трогательный комплекс», «Приключения Дигимонов», «Красавица-воин Сейлор Мун», «Трансформеры», «Эйр Гир».
Часто поклонники могут определить принадлежность аниме к той или иной студии уже с первых кадров, ведь каждая компания, вне зависимости от количества своих работ, имеет определенный стиль и особенности в подаче истории. А работы какой из перечисленных студий вам понравились больше всего?