что такое античное время

Античность: эпоха легенд и расцвета цивилизаций

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Человеческая жажда знаний неистребима.

И наряду с познанием окружающего мира люди постоянно стремятся понять самих себя, пытаясь взглянуть на собственную суть сквозь призму вех развития общества.

что такое античное время. Смотреть фото что такое античное время. Смотреть картинку что такое античное время. Картинка про что такое античное время. Фото что такое античное время

Как констатируют историки и обществоведы, самое глобальное, яркое и ощутимое влияние на современность оказала эпоха античности. Но что это за период, какие черты для него характерны, почему след, оставленный им в истории, оказался таким глубоким и неизгладимым?

Что такое античность

Примечательно, что основы базовой терминологии, коррелирующей с понятием античности, непосредственно связаны с эпохой Возрождения. Это были времена, когда лучшие европейские умы решили обратиться к истокам и дать вторую жизнь древним наукам, философии, искусству.

Чуть позже, на рубеже XVII-XVIII веков, когда влияние церкви заметно ослабло, а культура стала обретать все более светский характер, свободомыслие воспринималось уже как норма. Вот только тогда, на фоне активного развития философской мысли, и появилось сравнительно новое понятие – antiquité, – образованное из латинского существительного antiquitas (или «древность»).

Термин появился благодаря французским мыслителям, но использовали его изначально лишь по отношению к тем видам искусства, что были отмечены характерными чертами греко-римской цивилизации.

что такое античное время. Смотреть фото что такое античное время. Смотреть картинку что такое античное время. Картинка про что такое античное время. Фото что такое античное время

Спустя несколько десятилетий, когда количество исследований по истории искусства превысило знаковые пределы, под античностью стали понимать уже практически весь культурный продукт этой эпохи (от 14 века до нашей эры до 5 века нашей эры).

И только в России, вплоть до революционных событий 1917-го, период античности по-прежнему именовали «классической древностью».

Исследования и периоды античности

Несмотря на значимый вклад в исторические и культурологические исследования, вопросы античности и ее периодизации то и дело подвергались пересмотру по политическим мотивам. Благо, что хотя бы в ключевом тезисе ученые оказались единодушными:

античность – это период особого исторического прогресса, представлявшего собой уникальную культурную и политическую целостность.

В совокупности эта эпоха длилась около полутора тысяч лет, но в большинстве источников она подразделена на три основных этапа:

что такое античное время. Смотреть фото что такое античное время. Смотреть картинку что такое античное время. Картинка про что такое античное время. Фото что такое античное время

С точки зрения геополитического контекста, вместе с распадом западных территорий Римской империи завершилась и эпоха античности (именно как период особого исторического прогресса). Эти уникальные хронологические рамки замкнулись, уступив место новому историческому периоду – эпохе Средневековья.

Культура античности

Возвращаясь к связи античности с эпохой Возрождения, так и хочется спросить: а чем же был вызван неожиданный интерес философов и ученых того времени к древнегреческим и древнеримским достижениям?

Поскольку весь современный мир – это своеобразное наследие греко-римской цивилизации, которая через колонизацию и просвещение навязала свои ценности практически всем народам Земли, то ответ здесь, пожалуй, и не требуется.

И это понятно, ведь магистральным путем к этому историческому прогрессу стала именно античная культура, быстро превратившаяся в идейное ядро развития любых общественных начал.

что такое античное время. Смотреть фото что такое античное время. Смотреть картинку что такое античное время. Картинка про что такое античное время. Фото что такое античное время

Традиции гуманизма и неуклонный рост уровня личных свобод стали мощным триггером для эволюционных изменений в жизни общества, и эти перемены, в свою очередь, расчистили дорогу:

Основы европейского общества начали коваться еще в третьем тысячелетии до нашей эры, а современную форму получили всего лишь две сотни лет назад. Но они и по сей день не теряют актуальности, чего бы это ни касалось, начиная с вопросов терпимости и мультикультурализма и заканчивая традициями демократии.

При этом наиболее серьезные культурные отличия можно наблюдать между наследниками Римской и Византийской империй. Культура Рима лучше всего сохранилась в Западной Европе, в то время как Константинополь дал толчок к развитию государств Восточной. Несмотря на непохожесть европейских народов, у них всегда были и есть общие культурные корни.

Философия античности

Основополагающей частью античной культуры, безусловно, является философия. Само понятие «философия» возникло благодаря древнегреческим мыслителям, которые ввели этот термин, чтобы обозначить формат мышления, необходимый для познания мира и принципов бытия человека.

что такое античное время. Смотреть фото что такое античное время. Смотреть картинку что такое античное время. Картинка про что такое античное время. Фото что такое античное время

Постепенно мифологические воззрения смешивались с практиками древневосточных культур, а затем самые светлые умы начали делать первые попытки к объяснению самых разнообразных явлений – природных, социальных, физиологических, – благодаря чему античную философию и стали называть матерью наук.

В совокупности все направления философии той эпохи объединяют такие характерные черты, как:

При этом воззрения на социум, которые проповедовали философы античности, дали толчок развитию гуманитарных наук, легли в основу христианского учения, а в итоге – помогли сформировать общество таким, какое оно есть сейчас.

Эти ставшие сакральными имена не только хорошо знакомы современникам, но и наверняка не будут забыты еще многими и многими поколениями наших потомков:

Несмотря на порой кардинальные различия, почти все учения в античной философии характеризуются одной общей особенностью: все они рассматривают человека как элемент единой системы мироздания. И все они выделяют главное – разумное начало в этом элементе.

Вместо заключения

У многих из нас античность ассоциируется с учебниками истории и покупкой произведений искусства. Однако буквально вся цивилизация построена на фундаменте античной мысли и культуры.

Через изучение прошлого возможно понять многие глубинные процессы, управляющие жизнью общества в XXI веке. А многотысячелетнее наследие словно говорит: всегда есть куда развиваться!

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Хоть античность часто называют эпохой расцвета, в некоторых аспектах она была довольно отсталой. Например, наличие рабов считалось нормой, как и угнетение некоторых частей населения.

Для развития культуры и искусства, это были золотые времена. С тех пор, и до наших дней, все только деградирует и идет по пути упрощения. Об античном искусстве будут помнить вечно, а кто будет говорить о том, что создают наши современники?! Очередной пример того, что прогресс технологий, может только негативно влиять на содержание и развитие искусства.

Источник

Античность

Античность (от латинского «древность») — термин, означающий цивилизацию Древней Греции и Древнего Рима во всем ее многообразии.

что такое античное время. Смотреть фото что такое античное время. Смотреть картинку что такое античное время. Картинка про что такое античное время. Фото что такое античное время

Периоды Античности

Ранняя Античность (VIII—IV вв. до н. э.) — расцвет греческих полисов, возникновение Римского государства.

Классическая Античность (IV в. до н. э. — II в. н. э) — время распространения цивилизации Греции и Рима (от Александра Македонского до смерти Марка Аврелия).

что такое античное время. Смотреть фото что такое античное время. Смотреть картинку что такое античное время. Картинка про что такое античное время. Фото что такое античное время

Поздняя Античность (конец II/III —V/VI в.) — упадок Римской империи (до падения Римской империи (476 г.) и закрытия Академии в Афинах императором Юстинианом (529 г.)). Распад западной части Римской империи ознаменовал собой начало новой эпохи — Средневековья.

Термин «Античность» был принят в начале XVIII в. во французском языке и обозначал особый вид искусства.

Уникальное явление

Начиная с эпохи Возрождения развитие книгопечатания стимулировало изучение греческих и латинских авторов. Теоремы Пифагора, геометрия Евклида, законы Архимеда стали основой обучения в школе. Труды античных географов, исходивших из шарообразности Земли и вычисливших ее объем, сыграли немалую роль в период Великих географических открытий. Философские системы античных мыслителей вдохновляли философов Нового времени. В Новейшее время античный мир также сохранил значение в самых разных сферах духовной и интеллектуальной деятельности.

Источник

Что такое античность?

Античность – это принятое в современной русскоязычной науке наименование периода существования Древнегреческой и Древнеримской цивилизаций. В науке XIX века можно было встретить термин «классическая древность». В некотором смысле это синонимы, потому что «античность» происходит от лат. antiquitas, т.е. древность.

Античность – сложное понятие, которым определяется целый этап исторического развития. Научной проблемой является определение границ античности – географических и хронологических. В первом случае надо учитывать, что греко-римский античный мир оказывал влияние на множество сопредельных территорий, и в эпоху Эллинизма (время после походов Александра Македонского) греческая культура распространилась вплоть до Индии. То же касается и Рима, который, создав могущественную империю, влиял на жизнь многих народов. Что касается хронологических рамок, то здесь дискуссионными являются и верхняя, и нижняя граница. История Древней Греции традиционно начинается с Минойской цивилизации и Раннеэгейского периода, которые не являются собственно греческими, однако имели влияние на пришедших позже греков-ахейцев (созданная ими Микенская цивилизация воспримет от минойцев и отразились в греческих мифах позднее большое количество культурных элементов – например, форму письменности) и нашли отражение в греческой мифологии. Если говорить о нижней границе, то в качестве конца античного мира предлагаются разные даты, так или иначе связанные с трансформацией Римской империи. Это и правление Феодосия Великого, после которого западная и восточная часть империи стали развиваться обособленно, и 476/480 гг., когда на западе пресеклось преемство императорской власти, и правление восточно-римского императора Юстиниана, который пытался реставрировать империю в ее древних границах. В связи с этими спорами в науке выделили особый период – Поздняя Античность, который датируется III/IV–VI/VII вв.

Источник

Античность как эпоха и феномен мировой истории

Общепринято эпоху Античности особо выделять из общего содержания мировой истории: в Греции и Риме формировалось совершенно уникальное явление – полис, который характеризуется наличием магистрата и гражданской общины. Начало периода датируется примерно VIIIв. до н.э., завершение периода до сих пор не имеет сколько-нибудь однозначной исторической градации.

В «классическом» виде Античность завершается «падением Западной Римской империи» в 476г. н.э. На данный момент, эта дата, устоявшаяся когда-то, вызывает множество нареканий – и с точки зрения смены формаций, и с точки зрения культурного подхода (период Античности продлевают до VI в. н.э., а то и вовсе еще на несколько веков ближе к современности), и с политической точки зрения (свергнутый в 476г. Ромул являлся нелегитимным правителем; последним официальным и законным императором был Юлий Непот, умерший в 480г.)1.

Мною в данной очерковой работе предлагается более узкий и последовательный подход. Раз мы начало Античности связываем с полисным миром и греческой культурой, которые породили гражданство, базовые ценности гражданского воспитания и образования, демократические основы и т.д., то нужно конец античного периода искать через упадок полиса, гражданской общины и отмирание каких-то привычных полисных норм, забвение базовых культурных ценностей. Таковым временным промежутком можно считать «критический» для полисной гражданской античности IVв. н.э., но вполне вероятно еще несколько продолжить эпоху Античности. Но до какого рубежа? Четвертый век для Античности, вероятнее всего, не следует считать завершающим веком, но можно утверждать, что он переломный. И в чем он стал переломным рассмотрено ниже.
Четвертый век до нашей эры в историографии принято называть «кризисом полиса», четвертый век нашей эры я бы охарактеризовал веком «упадка» или «окончательной деградации» полиса, которое шло параллельно с утверждением христианства и культа императора в Римской республике, превращения граждан в подданных императора. По всей вероятности процессы угасания античной языческой культуры, муниципальной власти, распространение христианства и утверждение вертикали власти императора – нельзя рассматривать по отдельности, это были взаимовлияемые процессы. Потенции идущие «сверху» влияли на обстановку на местах, а на местах, в свою очередь, накапливалось, как снежный ком, свой конгломерат жизненных условий и культурных воззрений. Например, если для первых римских правителей христиане были всего лишь одной из сект, одним из религиозных учений, то при Константине I (единый правитель в 324-337гг) Церковь и христианство достаточно усилились до такой степени, что игнорировать их было теперь невозможно. Как следствие, они получили официальную и всемерную поддержку со стороны высшей власти. Император Юлиан Отступник (правил в 361—363 годах) станет последним римским правителем, после которого преемники (в том числе и «византийские») станут придерживаться официально христианской веры – именно по причине усиливающейся роли Церкви и христианства в «Римской империи».

Далее сформулируем тезисы – через что именно следует вырождение полисной организации и всего, что было связано с прежней Античностью:

– упадок муниципального образования, с которым энергично боролась Церковь, а городское образование – краеугольный камень в воспитании любого гражданина, оно связано напрямую с его общественно-гражданской деятельностью (занятия философией, риторикой; политические выступления, судебные тяжбы и т.д.);

– упадок античного театра, языческих культов, храмов;

– упадок Курии в городах, муниципальной власти; граждане превращались в подданных2;

– муниципальное здравоохранение поглотила богатая Церковь, строя свои больницы и занимаясь обслуживанием населения;

– появление института дефенсоров;

– усиление роли епископов.

Как пишет Г. Л. Курбатов: «Большинству граждан в IV в. уже действительно было не за что любить свою гражданскую общину. Падение гражданского патриотизма нашло свое выражение и в религиозной жизни города. Быстрая победа христианства над язычеством в городе в IV в. была также обусловлена распадом полисной идеологии, падением интереса городского населения к языческим культам, являвшимся одним из важнейших средств идейного сплочения городского населения вокруг местных божеств, полисных интересов и традиций. Христианство подрывало идеологические основы рабовладельческого полиса. Все это не могло не сказаться и на всех сферах духовной жизни города. Несомненно, в тесной связи с упадком полисного патриотизма стоит падение интереса к античной литературе, театру, классическому образованию, которое столь явственно прослеживается в Антиохии IV в.»3.

В новый, пятый век, полис входит неким таким пережитком, реликтом прежнего античного мира. Разрушение в Александрии здания Мусейона в 391г., последнего пристанища языческой Античности, прекращение Олимпийских игр в 394г. оказываются весьма знаковыми событиями, после которых в массе своей до античных ценностей и идеалов мало кому есть дело, оставаясь уделом немногочисленной образованной интеллектуальной прослойки людей.

Античность уходит в прошлое в связи с утратой значения прежних полисных гражданских институтов, утратой значения полисной идеологии и вообще всего, что присуще былому античному полису, который в эллинистическую и римскую эпоху пытался сохранить свою урезанную независимость и автономию.
…Поэтому, говорить о политическом акте отправки регалий в Константинополь в 476 г. – явно не говорить о конце Античности как о феномене, как о периоде. На мой взгляд, важно обозначить следующий аспект проблемы периодизации мировой истории: завершение Античности и Древнего мира – следует развести по разные стороны. Это совершенно разные смысловые, историко-категориальные понятия. Поэтому неправомерно конец Античности и пресловутого рабовладения связывать с началом Средневековья и эфемерным феодализмом.

Для чего процессы локального значения, происходившие в Европе и Средиземноморье переносить на весь остальной мир?

Конец Античности не означает конца Древнего мира. Попытка связать смену эпох сменой формаций, на мой взгляд, неудачна. Общепринятое положение о завершении Античности и Древнего мира в 476г., пускай даже и условно, не имеет ни логики, ни последовательности в связи с тем основанием, что они берут разные смысловые начала и означают разные пространственно-временные категории.

В отличие от периодизации Древнего мира (за пределами Средиземноморья) Античность, действительно, имеет локальное значение, важна для Европы, но не для остальных регионов Земли в целом.

Античность и Римская империя (как государство) – совершенно разные исторические явления, которые нельзя смешивать и отождествлять. Не настаивая на дате, но условно говоря, в 400г. закончился мир Античности, полисных и гражданских начал, а с 401г. начался мир христианства, засилия Церкви, тотальности имперского института власти. Все это уже обретало иной, от антично-полисного смысл, Империю наполняла другая, властно-правительственная и христианская идеология. Христианская Римская империя продолжила дальше свое существование, но в разделенном виде (Римская империя в 395г. снова стала двоичным государством).

Выводы можно сформулировать следующие. Античность не следует отождествлять 1) с Римской империей как государством, тем более с ее частью в лице западной Римской империи, 2) с Древним миром и отсюда выводить сугубо локально-европейское понятие Средневековья, 3) Средневековьем в мировом масштабе, переносить частное на обще-мировое. В историографии проблема финала Античности сводится к проблеме периодизации в историографии, в то время как начало эпохи берет истоки совсем с другого смыслового обозначения.

И тут, на мой взгляд, существует два выхода:
1) говорить про Античность в узком смысле (как мною представлено: через полисные институты, языческую культуру и т.д.) и быть последовательным в подходе определения Античности, пускай и в абстрактно-условном смысле;
2) продолжать говорить в очень широком смысле и в произвольном порядке про греко-римский мир и античную культуру, которая продолжала существовать в городах «варварских королевств» и в Византии; говорить про гибель Римской империи в 476г. (?), про смену рабовладельческой формации на феодальную и т.д.

Второй вариант страдает непоследовательностью и не может быть продуктивным.

2. Г.Л. Курбатов пишет: «Так, в течение IV в. курия, как орган самоуправления античного рабовладельческого города, по мере его разложения постепенно утрачивала свое значение в жизни города. Одни из функций античного полисного самоуправления — функции по организации эксплуатации земельной собственности города, руководству храмовым хозяйством, организации раздач беднейшим согражданам, языческих празднеств и т. д. постепенно отмирали, другие, не связанные с чисто античным характером городской жизни, переходили к независимым от античной полисной организации общественным силам». Курбатов Г.Л. Ранневизантийский город (Антиохия в IVвеке). – СПб., 1962. Глава VII.

Источник

Источники

Откуда мы знаем об античности всё то, что мы о ней знаем

Здравствуйте! Меня зовут Ирина Калитеевская, я редактор сайта Arzamas, и мы начи­наем курс лекций, посвященных культуре Антич­ности. Только что вы слышали, как Аскольд Иванчик — историк-антиковед и востоко­вед, член-корреспондент РАН — смотрел «Трою» Вольфганга Петерсена, голливудский фильм, снятый в 2004 году по мотивам гомеровской «Илиады»; в роли Ахиллеса — Брэд Питт. Как вы могли убедиться, фильм не показался Аскольду Игоревичу близким к исторической истине. Конечно, голливудские фильмы и не обязаны быть историческими трудами — но почему сами историки уверены, что знают, как всё было на самом деле? В этой лекции мы выясняем, откуда мы знаем о древ­них греках и римлянах всё то, что мы о них знаем.

Когда мы говорим о древности, первым делом надо сказать, что у нас есть два типа источников информации. Первый — это тексты, и вто­рой — это мате­риальные остатки, то есть вещи и контекст, в котором они были найдены. Текстами занимаются филология и история, которые работают рука об руку, и часто даже трудно сказать, исследователь древних текстов — кто он в боль­шей мере, филолог или историк. А материальными остатками древ­них циви­лизаций занимается археология.

Изучение любой цивилизации, имевшей письменность, начинается с исследования созданных ею текстов. А потому начнем с текстов, которые дошли до нас из Античности.

Какими же текстами мы обладаем для того, чтобы составить себе пред­ставление об античной культуре? Прежде всего, это разнообразные литера­турные сочинения, записанные повествования. Здесь надо сказать, что в Ан­тичности и в Средневековье долгое время различие между литературой и, ска­жем, наукой практически не делалось, или оно не было очень жестким. Напри­мер, многие научные сведения излагались в поэтической форме, в форме поэм, поэтому лучше говорить не о литературе и о науке, а скорее о словесности в целом.

Греческая словесность возникает раньше, чем римская, и начинается она с поэтических произведений. Самые ранние произведения, которые дошли до нас, — это поэмы Гомера.

Ученые долго спорили о том, кто такой Гомер и существовал ли такой человек в принципе. Но сегодня уже более или менее все согласны с тем, что вначале многочисленные поэмы о деяниях героев были устными и передава­лись от певца к певцу. Певцы эти назывались аэдами, но их имен мы, конечно, не знаем. Когда эти поэмы начали складываться, тоже неизвестно, но, видимо, еще во II тысячелетии до н. э. — поскольку именно тогда происходили некото­рые упоми­наемые в них события. Те же поэмы, которые мы знаем под именем «гомеровских», видимо, были созданы во второй половине VIII века до н. э., когда в Греции вошла в обиход письменность на основе этих древних преданий. Тогда же они были впервые записаны.

Вот, например, так начинается поэма «Илиада»:

Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,
Грозный, который ахеянам тысячи бедствий содеял,
Многие души могучие славных героев низринул
В мрачный Аид и самих распростер их в корысть плотоядным
Птицам окрестным и псам (совершалася Зевсова воля)… Пер. Николая Гнедича

В этих эпических поэмах излагаются различные события из жизни героев, которые были древними героями уже и в VIII веке до н. э., и мифологичес­кие сюжеты.

Вслед за этими эпическими поэмами появились и другие жанры поэтических произведений. Более авторская лирика. А проза появилась гораздо позже — только в VI веке до н. э.

Одними из самых ранних произведений были те, которые мы называем исто­рическими, то есть рассказывающие о прошлом. Само слово «история» (historia) означает «исследование». И первый автор, которого принято называть «отцом истории», Геродот, занимался не систематическим изложением исто­рии, а вопросом о взаимоотношениях между греческими и негреческими куль­турами, Греции и внешнего мира. Его произведения стали называть «исто­рией», потому что это и было «исследованием».

Вот фрагмент из четвертой книги «Истории» Геродота, где речь идет о земле, которую античные авторы называют Скифией:

«Итак, области до этих лысых людей нам еще знакомы, о том же, что выше их, никто с точностью сказать не может. Эти страны отделяют высокие, недоступные горы, и никто их еще не переходил. По словам лысых, на горах обитают, хотя я этому не верю, козлоногие люди, а за этими горами — дру­гие люди, которые спят шесть месяцев в году. Этому‑то я уж вовсе не верю». Пер. Георгия Стратановского

Впоследствии появилась довольно обширная литература самых разных жанров. Собственно, эта литература до нас дошла и является одним из главных источ­ников наших сведений об Античности.

Но далеко не всё, что было написано в Античности, дожило до наших дней. Например, в «Илиаде» и «Одиссее» речь идет о двух срав­ни­тельно небольших эпизодах из истории Троянской войны — и вполне вероятно, что эти две поэмы были частью большого несохра­нивше­гося цикла. Точно оценить, какая доля всей античной словесности до нас дошла, невозможно — но прак­тически наверняка это счита­ные проценты, а может, даже доли процента. Почему это произошло? И как текстам, которые до нас все-таки дошли, уда­лось избежать общей участи?

Рукописи недолговечны, даже при самых лучших условиях хранения они поги­бают, и нужно их время от времени переписывать. Составление одной копии требует больших затрат и времени, и сил.

А поскольку копии были дороги, переписывались те тексты, которые пользова­лись спросом. Это похоже на современную систему print on demand Print on demand — букв. с англ. «печать по требованию». : изготав­ливается ровно столько копий, сколько нужно для заказчика. Если человек жела­ет иметь у себя рукопись, он заказывает ее копию, а так просто она не будет изготавливаться. Результатом был такой естественный отбор сочине­ний: выживали, продолжали свою жизнь в копиях те тексты, которые больше читались. Поэтому уже к середине античной эпохи, к эллинистическо­му вре­мени встречаются упоминания о том, что текст, о котором пи­шут, что он существовал, сейчас потерян. Его копий нет.

В древности создавались библиотеки, и было некоторое количество крупных библиотек, в которых собирались разные рукописи, в том числе и редкие. Самая известная — это Александрийская библиотека в Египте; были библиоте­ки и в других местах: в Пергаме, в Эфесе, в разных крупных центрах образова­ния. Эти библиотеки содержали и редкие рукописи, а не только наиболее рас­хожие. Ну а самые расхожие — это, понятно, те тексты, которые использова­лись в школьном образовании. Поэтому у нас больше всего копий тех текстов, которые использовались в школе.

К сожалению, в конце Античности и в раннее Средневековье все крупные биб­лиотеки погибли. В Средневековье как в Западной Европе, так и в Восточной, в Греции например, в православных областях Византийской империи, рукописи сохранялись и переписывались в монастырях. При этом переписывались, есте­ственно, тексты в первую очередь христианские, связанные с толкованием Вет­хого и Нового Завета, но не только: переписывали и античные тексты, которые представляли интерес для средневековых ученых читателей. В результате тут тоже происходил отбор текстов, но уже по совсем другим принципам. Вкусы средневекового человека совсем не всегда совпадали со вкусами античного человека.

Ну вот, например, был такой античный географ Страбон (I век до н. э. — I век н. э.). Он считается важным географом. В то же время в Античности он не пользовался никакой популярностью. Страбон составил компиляцию из отрывков сочинений своих более знаменитых и лучших предшественников и их пересказов, сделал из них такую вроде как хрестоматию, в которой куски разных текстов часто шиты практически белыми нитками.

Вот как звучит типичный отрывок из «Географии» Страбона:

«Кте­сий утвер­жда­ет, что Индия не мень­ше осталь­ной Азии; по Оне­си­кри­ту, она состав­ля­ет тре­тью часть оби­та­е­мо­го мира, а Неарх счи­та­ет, что путе­ше­ствие толь­ко по рав­нине зани­ма­ет 4 меся­ца. Одна­ко Мега­сфен и Деимах более уме­рен­ны в сво­их рас­че­тах, так как пола­га­ют рас­сто­я­ние от Южно­го моря до Кав­ка­за „свы­ше 20 000 ста­дий“». Пер. Григория Стратановского

Но для средневекового человека это было удобно, потому что представ­ляло собой такую компактную энциклопедию географии. Поэтому в Средние века именно этот текст стал очень популярным, и именно его переписывали, — а те тексты, на которых основывался Страбон и которые на самом деле были лучше и в Античности были гораздо более знамениты, исчезли, и мы их не зна­ем. Античную географию мы знаем вот по этому тексту Страбона, который сохранился именно потому, что он был значим для средневековых людей.

Ну или другой пример — латинский поэт Катулл, наверное самый знаменитый латинский лирический поэт, — существует масса его переводов на все языки, он сильно повлиял на новую европейскую поэзию и так далее.

Вот одно из самых известных его стихотворений:

И ненавижу ее и люблю. Почему же? — ты спросишь.
Сам я не знаю, но так чувствую я, и томлюсь. Пер. Адриана Пиотровского

Катулл не был очень популярен в Средневековье, хотя в Античности, конечно, был. И поэтому в Средние века его переписывали редко. В результате стихо­творения Катулла до нас дошли в одной-единственной рукописи. Так что наши представления о словесности Античности очень неполные и часто, мож­но сказать, довольно случайные.

С началом эпохи Возрождения возник огромный интерес к античной сло­весности. Гуманисты первыми стали подробно изучать библио­теки мона­сты­рей, в которых могли сохраниться тексты греческих и римских авторов, и пуб­ликовать свои находки. Этот интерес с тех пор не угасал, и уже к концу XIX ве­ка практически все, что можно было найти в библиотеках, было издано.

Зато примерно в то же время возник новый, неожиданный источник текстов: оказалось, что в некоторых районах Египта, благодаря очень сухой почве, пре­красно сохранились многие древние материалы, и в том числе папирус.

Папирус был наиболее распространенным в Античности писчим материа­лом, как сейчас бумага. Но он почти нигде не сохраняется, кроме Египта. Папи­русы, на которых писались разные произ­ведения, использовались в поздней Антич­ности для изготовления так называемых картонажей — это такие погре­баль­ные саркофаги, которые изготовлены из многочисленных склеенных слоев папи­руса. Реставраторы их разбирают на отдельные папирусы, и это тоже такая довольно кропотливая работа.

Подавляющее большинство текстов, которые сохранились на папирусах, — это деловые документы: письма, счета, расписки и так далее. Они тоже инте­рес­ны, но для литературы они, естественно, ничего не дают. Но время от вре­мени на папирусах встречаются и фрагменты текстов, которые в книгах до нас не дошли.

Сегодня такие находки тоже иногда случаются, хотя уже не так часто, как сто лет назад. Например, три года назад были найдены тексты двух новых сти­хо­творений Сапфо, одно из них — почти целиком. Вот его начало:

Все щебечешь ты: вот Харакс вернется
С полным трюмом груза! Но это только
Зевсу и богам может быть известно,
Будь же скромнее.
Лучше повели мне теперь осыпать
Многими мольбами царицу Геру,
Чтобы воротился Харакс и судно
Целым оставил,
Чтобы невредимыми нас нашел он;
Прочее — как будет богам угодно,
Ибо наступает всегда затишье
Следом за бурей. Пер. Льва Оборина

Эта находка стала сенсацией: до нее мы знали лишь одно стихотво­рение Сапфо целиком. Но ценность папирусов еще и в том, что тексты, которые на них написаны, не прошли через средневековую монастырскую цензуру. Они помо­гают понять, что люди читали в Античности.

Хотя это отражает культуру только одного региона античного мира — Египта эллинистического и римского времени, — но эти данные более или менее можно экстраполировать и на остальные регионы.

что такое античное время. Смотреть фото что такое античное время. Смотреть картинку что такое античное время. Картинка про что такое античное время. Фото что такое античное времяГомер. Современная копия с оригинала эпохи эллинизма Museum für Abgüsse Klassischer Bildwerke; Wikimedia Commons

Большая часть находок литературных текстов в папирусах повторяет то, что нам известно по рукописям. Самыми распространенными были тексты Гомера. Это подтверждает и то, что мы знаем из других источников: основой греческо­го образования было изучение поэм Гомера, и большая часть образованных греков знала наизусть очень значительную часть поэм. Поэтому они и перепи­сывались для школы.

что такое античное время. Смотреть фото что такое античное время. Смотреть картинку что такое античное время. Картинка про что такое античное время. Фото что такое античное времяФукидид. Римская копия около 100 года н. э. с греческого оригинала начала IV века до н. э. Holkham Hall; Wikimedia Commons

Среди других текстов сохранилось довольно много рукописей Фукидида, атти­ческого историка V века до н. э., но подавляющее большинство сохранившихся в папирусах кусков текста относится к его первой книге. Их больше, чем фраг­ментов всех остальных книг. Это свидетельствует о том, что в школе изучалась именно первая книга Фукидида.

Эта книга, которую называют также «Историей Пелопоннесской войны», посвящена войне между Афинами и Спартой в V веке до н. э. Сам Фукидид так описывает свой труд:

«Мое исследование при отсутствии в нем всего баснословного, быть мо­жет, покажется малопривлека­тельным. Но если кто захочет исследовать достоверность прошлых и возможность будущих событий (могущих повториться по свой­ству человеческой природы в том же или сходном виде), то для меня будет достаточно, если он сочтет мои изы­ска­ния полезными. Мой труд создан как достояние навеки, а не для минутного успеха у слушателей». Пер. Георгия Стратановского

На том, чтобы найти текст, работа историка не заканчивается — скорее, здесь она и начинается. Потому что дальше этот текст нужно грамотно проанали­зировать — а для этого первым делом нужно понять, кто, когда и зачем его написал и каким образом эти обстоя­тельства могли на него повлиять. И ко­нечно, фрагментарность тек­стов, сохранившихся от Античности, усложняет эту задачу.

Мы не можем и не должны верить всему, что написано в тексте. Любой текст отражает точку зрения автора, различные предрассудки и представления, которые существуют как в голове у него самого, так и у всего его поколения и окружения. И поэтому, если мы хотим восстановить реальную картину, нам нужно разные источники сопоставлять между собой. Для этого исторической наукой разработаны специальные методы. Стандартным способом выяснить, насколько достоверно то или иное сообщение, является его сопоставление с не­зависимым сообщением. Собственно, этим занимается критика источников.

Итак, мы поговорили о словесности. Но ею тексты, с которыми могут работать исследователи, конечно же, не исчерпываются. Существуют и другие виды письменных источников.

Античное государство, как и любое другое, в процессе своей деятельности производило разные тексты нехудожественного характера, не относящиеся к словесности, — документы. В древности, как и в Новое время, такие тексты хранились в архивах, но древние архивы до нас не дошли. Зато в Античности существовало обыкновение наиболее важные документы высекать на камне. Например, постановления властей, законы, судебные документы, документы о тяжбах — то есть документы очень разного типа. Документы, написанные на твердых носителях — на камне и на металле, постоянно находят во время археологических раскопок. Подсчитано, что в Средиземноморье в результате раскопок в год находят около пяти тысяч новых текстов. Так что надписи дают нам постоянный приток нового материала, и это не оставляет античников без работы.

что такое античное время. Смотреть фото что такое античное время. Смотреть картинку что такое античное время. Картинка про что такое античное время. Фото что такое античное времяГортинские законы. Крит, V век до н. э. Wikimedia Commons

Наука, которая занимается всеми текстами, написанными на твердых материалах, например на камне или на металле, называется эпигра­фика. Она имеет дело не только с важными государственными документами, но и с тек­стами, написанными обычными людьми в самых простых, бытовых обстоя­тельствах. И они ничуть не менее важны для исторической науки.

Греческая цивилизация и римская цивилизация — это была цивилизация почти поголовной грамотности, писать умели все, и поэтому, наряду с тек­стами официальными, изготавливавшимися властями, практически каждый человек тоже все время писал. Тут могут быть и заказанные для частных нужд надписи на камне, например надгробия. Надгробие для своего род­ствен­ника каждый заказывал сам. Иногда на них встречаются совсем про­стые тек­сты: имя, отчество и происхождение, но бывают и довольно длинные и замыс­ловатые тексты — иногда стихотворные надгробные надписи, эпита­фии, и так далее.

Например, вот что написано на надгробии греческого актера Фили­стиона:

Я, актер Филистион,
Успокаивал боль людей комедией и смехом,
Человек ролей, я часто умирал, —
Но так — впервые.

Часто люди писали на твердом подручном материале, например на кера­мике, на черепках. Черепки использовались в том числе для того, чтобы писать письма. Кроме того, очень часто находят надписи, сделанные во время засто­лья: на сосудах, из которых пили, греки очень любили написать текст, иногда жизнерадостный — «Пей. Радуйся»; иногда связанный с об­стоя­тельствами застолья; иногда это шуточки над соседом; иногда — довольно неприличные надписи. Близкие к этому надписи встре­чаются на сте­нах — как у нас на заборе пишут вроде «Здесь был Вася», примерно так же и греки писали.

В античном мире грамотными могли быть даже рабы. Конечно, рабы не писали пространных сочинений, обычно это совсем бытовые вещи, которые дают нам кое-что узнать об их жизни. Например, очень интересный источник таких сведений — античные проклятия.

По древним представлениям, можно было нанести вред человеку, написав на свинцовой пластинке проклятия с соответствующими формулами. Потом эта пластинка сворачивалась, и дальше ее нужно было переправить в подзем­ный мир. Для этого ее нужно было или зарыть в свежую могилу, или бросить в высохший колодец. Считалось, что неиспользуемый колодец дает прямой доступ в нижний мир к мертвым. И эти тексты очень часто составлялись пред­ставителями низов. Например, есть заклятия, связанные с любовными делами, например написанные с целью погубить соперницу, из которых видно, что соперницей является служанка или рабыня. Понятно, что это текст об отноше­ниях между двумя рабынями, скорее всего.

Такие находки тоже довольно часто случаются и позволяют лучше представить себе низовую культуру и быт людей.

До сих пор мы говорили о письменных источниках, а теперь пере­ходим к источникам второго типа — к материальным остаткам. Ими в первую очередь занимается археология.

Разумеется, люди пишут не обо всем. Археология позволяет восстановить, как люди жили в повседневной жизни, и дает особенно ценную информацию о тех частях античного мира, где сохранилось мало текстов, — ведь разные тер­ри­тории античного мира освещены текстами в разной степени. Больше всего у нас текстов про Афины классической эпохи, а, скажем, для городов на Чер­ном море, на территории нынешних России и Украины, текстовых данных довольно мало. Но зато есть археологические данные, и именно они позволяют судить о том, как жили люди.

Задача археолога — заставить находки заговорить; использовать их как улики, которые могут как можно больше рассказать о том времени и тех лю­дях, которые их создали. И просто извлечь из земли предмет и хорошенько его рассмотреть для этого совершенно недо­статочно, даже если этот предмет — восхитительное произведение искусства.

Расхожее представление о том, что археологи ищут ценные вещи, совер­шенно неправильно. Для археолога сама вещь большого интереса не пред­ставляет. Даже прекрасный золотой предмет, исполненный лучшим ювелиром, будучи вырван из контекста и существующий сам по себе, лишается 90% своей цен­ности. Им могут заниматься искусствоведы, информацию он дает, но на самом деле для науки он практически потерян.

Когда археологи занимаются раскопками древних городов или древних некро­полей, их самая главная задача — это очень аккуратно восстановить контекст каждой находки. И только все эти находки вместе позволяют восстановить достоверную картину прошлого.

Для того чтобы проанализировать и зафиксировать контекст, в котором был найден любой предмет, используются приемы, которые были выработаны еще в XVIII–XIX веках, когда археология только формировалась как наука.

При археологических раскопках, во-первых, задачей археолога является восстановление наиболее полной картины для определенного момента, для определенного хронологического среза. Например, когда раскапывают разру­шенный дом, археолог сначала разбирает завалы стены, которые образова­лись после того, как дом рухнул, устанавливает очертания этого дома и выхо­дит на уровень пола. Дальше его задача — этот пол максимально аккуратно расчистить, не повредив его, то есть не уйдя дальше вниз, а затем — выяснить и зафиксировать все вещи в том положении, в каком они находились на полу в момент разрушения. Дальше этот пол снимается, мы идем вниз и выясняем, когда и каким образом этот пол был положен. Ниже часто бывает следующий пол, более ранний, — и в таком случае процедура повторяется. Таким образом археолог очень аккуратно снимает один за другим культурные слои, пока не доходит до того, что называется в археологии материком, — то есть до по­верхности, на которую человек пришел впервые, на которой никто не жил до тех пор.

что такое античное время. Смотреть фото что такое античное время. Смотреть картинку что такое античное время. Картинка про что такое античное время. Фото что такое античное времяМосхофор (в центре) и «мальчик Крития» (справа), обнаруженные во время раскопок афинского Акрополя. Около 1865 года The Metropolitan Museum of Art

Раскапывая памятник, археолог его тем самым разрушает: уже никто никогда не сможет вернуться на то же место, чтобы проверить, что там было на самом деле. Поэтому задача археолога — сохранить этот памятник в «виртуальной форме»: в чертежах, в фотографиях, подробных описаниях… Если раскопки произведены аккуратно и в соответствии со всеми требованиями, археолог может восстановить картину жизни соответствующего города на конкретный момент.

Но сами по себе предметы тоже способны кое-что рассказать. Когда гума­нисты эпохи Возрождения заинтересовались античными древно­стями, они ста­ли вывозить их из Греции и Италии. Произ­ведения искусства — скульптуры, барельефы, вазы, мозаики — полностью вырывались из контекста. Это было больше похоже на кладоиска­тельство, чем на научную археологию. Но все выве­зенные предметы, которые теперь раскиданы по музеям всего мира, не по­теряны для науки — ведь информацию можно извлечь из самого изображения.

Конечно, все изображения — это очень важный источник информации. Ими занимается особая отрасль между археологией и искусствоведением — иконография. Например, изображения на вазах часто содержат сцены из ми­фов, которые нам неизвестны из письменных источников, или вер­сии, отклоняющиеся от того, что мы знаем из письменных источников. И эти изображения позволяют иначе представить себе греческую мифологию. Кроме того, изображения, например, опять же на вазах дают очень много информа­ции о том, как греки — скажем афиняне, если речь идет об афинских вазах, — представляли себе чужих, других, не афинян. Это иконографически довольно хорошо прослеживается.

Ну и, естественно, масса информации по всяким бытовым вещам, потому что там часто изображено то, что археологически не фиксируется, потому что изготавливается из тех материалов, которые очень редко сохраняются. Напри­мер, одежда. Как одевались греки и римляне, мы знаем или по описаниям, или по изображениям. В Египте сохраняются практически все органические мате­риалы, а за пределами Египта у нас тканей нет.

Впрочем, с анализом изображений, как и любых других источников, воз­никает масса проблем. Например, связанных с копированием: множество изо­бражений являются не оригинальными произ­ве­де­ниями, а копиями сделанного раньше. Как же понять, что перед нами: копия или оригинал? Где и когда было создано это изображение? Ведь, не ответив на эти вопросы, мы не можем узнать, о чем оно нам рассказывает.

Например, практически все известные нам греческие статуи, за немно­гими исключениями, известны не в оригинале, а в римских копиях, сделанных гораздо позже. Часто это мраморные копии бронзовых статуй. С помощью ана­лиза стиля часто удается выяснить дату самой вещи. Сюжет при этом может быть более древний, это может быть копия более ранней скульптуры, но раз­ные малозаметные неспециалисту элементы, например способ оформления прически, как изготовлено ухо, как показана ушная раковина, могут быть характерны именно для определенной эпохи.

что такое античное время. Смотреть фото что такое античное время. Смотреть картинку что такое античное время. Картинка про что такое античное время. Фото что такое античное времяАфина Парфенос. Римская мраморная копия III века с оригинальной древне­греческой скульптуры Фидия Национальный археологический музей, Афины; Wikimedia Commons

С помощью этих деталей датируется предмет, который перед вами. А то, что он воспроизводит более древний оригинал, нужно устанавливать иначе. Наи­более популярные греческие статуи многократно воспроизводились — то есть у нас есть много их копий. Кроме того, у нас есть описания некоторых статуй. Есть тексты, в которых описываются статуи, изготовленные знаменитым скульптором. Ну, например, Фидий, скульптор V века до н. э., со­временник Перикла. Мы примерно знаем, какие статуи он изготовил и как они выглядели: они были сделаны в так называемой хрисоэлефантинной тех­нике, то есть из золота и слоновой кости, и из элементов дерева. Сами эти ста­туи не сохранились. Понятно, что золото и слоновая кость были многократно использованы для других целей. Но в эллинистическое, а потом и в римское время с них делали реплики, копии. Иногда они были довольно точными, ино­гда менее точными; они были самых разных размеров, и многие эти копии сохранились — и благодаря ним у нас есть представление об этих статуях. Например, знаменитая статуя Афины Парфенос Фидия известна только по копиям.

Все эти источники сведений об Античности давно известны. Методы их исследования отрабатывались столетиями, и это уже принесло многие плоды. Но сегодня в антиковедении появляются и совер­шенно новые мето­дики, которые позволяют получать информацию из новых источников. В первую очередь это касается археологии.

Второе направление деятельности археологов — это так называемые разведки. Это то, что археологи могут сделать, не копая, не вторгаясь в землю. То, что видно на поверхности. И здесь большую роль играют методы так назы­ваемой ландшафтной археологии, особенно активно развивающиеся в послед­нее десятилетие: изучение окружающей среды, попытки выяснить, как посе­ление, на котором ведутся раскопки, было связано с другими поселениями… Здесь удается выяснить, каковы были элементы разной инфраструктуры, например проследить древние дороги; выяснить, какие земли обрабатывались, а какие нет и какими были размеры обрабатываемых участков.

Наконец, современные археологи часто сотрудничают с другими учены­ми, в первую очередь с теми, кто занимается естественными и точными наука­ми. Их методы дают совершенно новые возмож­ности, раньше совершенно невообразимые.

В современной археологии очень важны разнообразные естественно­-научные методы, которые все чаще используются, и, по сути дела, главным, может быть господствующим, направлением развития современной архео­логии являются междисциплинарные исследования с представителями различных точных наук.

Например, часто используется геофизика. Геофизики сейчас постоянно рабо­тают в контакте с археологами, и с помощью различных геофизических ис­следований, например геомагнитной разведки или геоэлектрической разведки, им удается еще до раскопок восстановить план поселений. Приборы, исполь­зуемые геофизиками, основаны, например, на измерении разницы в сопротив­лении материалов или разницы в их магнитном поле: скажем, камень реаги­рует на прибор одним способом, глина — другим; влажная поверхность одним способом, сухая — другим. И за счет этой разницы удается составить карту, по которой, если условия благоприятные, можно судить о том, что находится под землей, не проводя раскопок.

Очень важны разные методы химического анализа находок. Например, с помо­щью разных методов анализа керамики, состава глины часто удается устано­вить место производства того или иного предмета. Это очень важно, потому что позволяет восстановить торговые связи, например, существовавшие в древности.

Раньше информацию можно было получить только из погребений, в ко­торых найдены не только кости, но и вещи. А сегодня даже челове­ческие останки сами по себе могут многое сообщить.

Сейчас сами кости людей позволяют очень многое выяснить. Ну, напри­мер, если из них удается добыть ДНК — это удается не всегда, но если удается, то по этим следам ДНК проводятся палеогенетические исследования. В резуль­тате этих исследований можно установить родственные связи между разными похороненными людьми, а если набрать достаточно статистически значимого материала, можно установить родство между разными группами людей. Ана­лиз костей позволяет выяснить также диету, ну то есть чем люди питались в древности и какими болезнями они болели.

Анализ этих изотопов позволяет достаточно точно определить, в каком месте человек вырос, откуда он происходит. Ну и, соответственно, если скелет этого человека найден далеко от того места, где он вырос, можно сделать раз­ные интересные заключения о перемещениях населения, о контактах между жителями различных территорий.

Так что в последнее время естественные науки все больше приходят на помощь истории и археологии.

Благодаря всем этим новым технологиям мы наверняка еще узнаем много нового — и наверняка не меньше, чем раньше узнавали из литературы, архео­логических остатков, изображений… Наука продолжает развиваться, и вполне возможно, что с учеными будущего заговорят те источники, которые до сих пор остаются молчаливыми.

Многие современные археологи часто сетуют на несовершенство методов раскопок старых археологов, археологов XIX и тем более XVIII века. Но надо сказать, что они делали все что могли — на том уровне науки и на том уровне знаний, который тогда существовал. И возможно, что и наши собственные методы так же в точности будут критиковаться в будущем. Во всяком случае понятно, что сейчас археологи из материала, который они исследуют, добы­вают гораздо больше информации, чем двадцать лет назад. И можно думать, что уже следующее поколение археологов будет, может быть, так же свысока смотреть на нынешних археологов, которые тоже делают все, что могут.

В следующей лекции мы поговорим об античных религиях: во что верили греки и римляне, как они общались со своими божествами.

Что еще почитать об источниках по истории античности:

Борухович В. Г. В мире античных свитков. Саратов, 1976.
Бузескул В. П. Введение в историю Греции. Обзор источников и очерк разработки греческой истории в XIX и в начале XX века. СПб., 2005.
Дойель Л. Завещанное временем. Поиски памятников письменности. М., 1980.
Лурье С. Я. Древнейшие аттические надписи. Вспомогательные исторические дисциплины. М., Л., 1937.
Немировский А. И. Вилла Папирусов в Геркулануме и ее библиотека. Вестник древней истории. № 4. 1991.
Фихман И. Ф. Введение в документальную папирологию. М., 1987.
Reynolds L. D., Wilson N. G. Scribes and Scholars: A Guide to the Transmission of Greek and Latin Literature. Oxford, 1993.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *