Согласно мифу (двойной) авлос из костей оленя изготовила Афина и решила на пиру богов сыграть на нём. Она не могла понять, почему Гера и Афродита давились от смеха, глядя на неё. Бродя с авлосом возле ручья, Афина увидела в нём свое отражение. Тут ей стало понятно, как смешно она выглядела с напряжённым лицом и безобразно раздутыми щеками. В гневе она отбросила авлос и наложила проклятье на каждого, кто осмелится его поднять. Фригиец Марсий подобрал авлос и не успел поднести его к губам, как инструмент сам заиграл прекрасные мелодии, которые исполняла на нём богиня. Уверовав в свой талант, Марсий осмелился вызвать на соревнование самого Аполлона-кифареда. Музы, приглашённые в качестве жюри, не смогли присудить победу ни одному из двоих участников, так как были очарованы звучанием обоих инструментов. Тогда в качестве дополнительного конкурсного условия Аполлон установил играть на инструменте и одновременно петь. Понятно, что на авлосе сделать это невозможно, так что Марсий потерпел сокрушительное фиаско и был жестоко наказан «нежным» ценителем искусств: Аполлон содрал с несчастного кожу и прибил её к сосне.
Практика и этос авлоса
Наряду с кифарой авлос — один из самых распространённых инструментов в античном мире. Игра на авлосе применялась в античной трагедии, в культе Диониса (у римлян Вакха) и Кибелы, в жертвенных возлияниях (спондеях), во время траурных церемоний, в военной музыке (в Спарте), наконец, для развлечения различных слоёв населения (равным образом во время пира-симпосия аристократии и в бродячих ансамблях менестрелей-бедняков).
Сольное пение в сопровождении игры на авлосе называлось авлодией. Игра на авлосе называлась авлетикой. Наряду с мужчинами (авлетами) на авлосе часто играли женщины (авлетки), о чем свидетельствует обильная античная иконография. В античной литературе сохранились свидетельства детальной жанровой классификации музыки, исполнявшейся на авлосе (общетипологическое обозначение пьесы на сольном авлосе — авлема).
Античные писатели традиционно связывали авлос с Фригией, а традиционные характеристики фригийского лада как «возбуждённого», «экстатичного» и т.п., по-видимому, в свою очередь объяснялись употреблением авлоса во фригийских культах (прежде всего, Диониса). Впрочем, этос авлической музыки не ограничивался только указанными характеристиками (как и функционирование авлоса не ограничивалось одним только культом).
Древние греки подарили миру высочайшие культурные ценности. Задолго до наступления нашей эры были сочинены красивые поэмы, оды, музыкальные произведения. Уже тогда греки владели разными музыкальными инструментами. Один из них – авлос.
Что такое авлос
Исторические артефакты, найденные во время раскопок, помогли современным ученым составить представление о том, как выглядел древнегреческий авлос – духовой музыкальный инструмент. Он состоял из двух флейт. Есть свидетельства, что он мог быть и однотрубковым.
Керамические изделия, черепки, фрагменты ваз с изображениями музыкантов найдены на бывших территориях Греции, Передней Азии, Рима. В трубках было высверлено от 3 до 5 отверстий. Особенность одной из флейт – более высокий и короткий звук, чем у другой.
Авлос – прародитель современного гобоя. В Древней Греции играть на нем учили гетер. Авлетика считалась символом эмоциональности, эротичности.
История музыкального инструмента
Ученые до сих пор спорят об истории возникновения авлоса. По одной версии его изобрели фракийцы. Но фракийский язык настолько утрачен, что изучить его, расшифровать редкие экземпляры письменности не удается. Другая доказывает то, что греки заимствовали его у музыкантов из Малой Азии. И все же самые древние свидетельства существования инструмента, относящиеся к 29-28 векам до нашей эры, были найдены в шумерском городе Ур и в египетских пирамидах. Потом они распространились по всему Средиземноморью.
У древних греков это был неотъемлемый инструмент для музыкального сопровождения на похоронных обрядах, празднованиях, в театральных постановках, эротических оргиях. До наших дней он дошел в реконструированном виде. В деревнях Балканского полуострова местные играют на авлосах, народные коллективы также используют его на концертах национальной музыки.
Мифология
Согласно одному из мифов создание авлоса принадлежит богине Афине. Довольная своим изобретением, она демонстрировала игру, смешно раздувая щеки. Окружающие подняли богиню на смех. Она разозлилась и выбросила изобретение. Подобрал его пастух Марсий, у него получалось играть так искусно, что он бросил вызов Аполлону, который слыл мастером игры на кифаре. Аполлон установил невозможные условия для игры на авлосе – петь и издавать музыку одновременно. Марсий проиграл и был казнен.
История о предмете с прекрасным звучанием рассказывается в различных мифах, в трудах античных авторов. Его звук уникален, полифония завораживает. В современной музыке нет подобных по качеству звучания инструментов, в какой-то мере древним удалось передать традиции его создания, а потомки сохранили их для будущих поколений.
авлос — габой Словарь русских синонимов. авлос сущ., кол во синонимов: 3 • габой (1) • инструмент … Словарь синонимов
АВЛОС — (греч. aulos) древнегреческий музыкальный инструмент, 2 ствольный типа гобоя. Был распространен также в Др. Риме и странах Средиземноморья … Большой Энциклопедический словарь
АВЛОС — тростниковая флейта у греков … Этнографический словарь
авлос — авлос, тростниковая флейта у греков … Энциклопедия «Народы и религии мира»
авлос — (греч. aulos), древнегреческое название духовых язычковых музыкальных инструментов различных типов (в том числе 2 ствольных). * * * АВЛОС АВЛОС (греч. aulos), древнегреческий 2 ствольный музыкальный инструмент типа гобоя. Был распространен также… … Энциклопедический словарь
Авлос — тростниковая флейта у греков … Этнографический словарь
Авлос — (греч. aulós) древний музыкальный деревянный духовой инструмент с двойной тростью типа флейты. Был распространён в Греции и Передней Азии. Имел сначала 4 боковых отверстия, в более позднее время до 15 и был снабжён системой вращающихся… … Большая советская энциклопедия
Авлос — (греч. aylos) др. греч. дух. инструмент. Наряду с кифарой принадлежал к числу важнейших муз. инструментов античности. Был распространён также в Риме (под назв. тибия) и в странах Средиземно морского бассейна. А. трубка цилиндрич. или… … Музыкальная энциклопедия
Авлос — (греч. aulos дудка, трубочка) греческий музыкальный духовой инструмент с резким звуком, подобный кларнету. Использовался при постановках античных трагедий и при исполнении военной музыки. Римляне заимствовали этот инструмент, дав ему название… … Античный мир. Словарь-справочник.
Литература : Howard A., The Aulos or Tibia, «Harvard Studies in Classical Philology», v. IV, 1893; Huchzermeyer H., Aulos und Kithara in der griechischen Musik. Mьnster in W., 1931; Schlesinger K., The Greek aulos. A study of its mechanism and of its relation to the modal system of Ancient Greek music, Groningen, 1970.
С. Я. Левин.
Смотреть что такое «Авлос» в других словарях:
авлос — габой Словарь русских синонимов. авлос сущ., кол во синонимов: 3 • габой (1) • инструмент … Словарь синонимов
АВЛОС — (греч. aulos) древнегреческий музыкальный инструмент, 2 ствольный типа гобоя. Был распространен также в Др. Риме и странах Средиземноморья … Большой Энциклопедический словарь
АВЛОС — тростниковая флейта у греков … Этнографический словарь
авлос — авлос, тростниковая флейта у греков … Энциклопедия «Народы и религии мира»
авлос — (греч. aulos), древнегреческое название духовых язычковых музыкальных инструментов различных типов (в том числе 2 ствольных). * * * АВЛОС АВЛОС (греч. aulos), древнегреческий 2 ствольный музыкальный инструмент типа гобоя. Был распространен также… … Энциклопедический словарь
Авлос — тростниковая флейта у греков … Этнографический словарь
Авлос — (греч. aulós) древний музыкальный деревянный духовой инструмент с двойной тростью типа флейты. Был распространён в Греции и Передней Азии. Имел сначала 4 боковых отверстия, в более позднее время до 15 и был снабжён системой вращающихся… … Большая советская энциклопедия
Авлос — (греч. aulos дудка, трубочка) греческий музыкальный духовой инструмент с резким звуком, подобный кларнету. Использовался при постановках античных трагедий и при исполнении военной музыки. Римляне заимствовали этот инструмент, дав ему название… … Античный мир. Словарь-справочник.
АВЛОС Авлос – это древнегреческий музыкальный инструмент в виде двух отдельных конических или цилиндрических трубочек из тростника, дерева, позднее кости или металла.
Древние авлосы имели четыре боковых отверстия, более поздние – до пятнадцати. Эти отверстия при игре прикрывались пальцами и использовались для управления тоном и в различных комбинациях изменяли высоту звучания.
Средняя длина авлоса – около 50 см. Так, например авлосы, найденные в Помпеях, имеют длину от 27,5 см до 57,5 мм.
Авлос был распространен в Передней Азии и Древней Греции. В Древнем Риме авлос назывался “тибия”. Авлос, издающий резкий, пронзительный звук, считался инструментом “низкой”, оргиастической музыки Дионисийских мистерий.
Применялся для сопровождения сольного и хорового пения, танцев, во время похоронных и свадебных обрядов и возлияний (спондеях), в культовых, военных и ряде других ритуалов, в военной музыке (в Спарте), а также в античном театре.
Достоверных сведений о том, кто был изобретателем авлоса, нет, как нет и единого мнения о природе возникновения и термина и самого инструмента. Согласно греческой мифологии авлос изобрела богиня Афина, но в негодовании выбросила его, когда увидела в своем отражении в ручье, как безобразно при игре на этом инструменте надуваются щеки.
Фригиец Марсий подобрал авлос и не успел поднести его к губам, как инструмент сам заиграл прекрасные мелодии, которые исполняла на нем богиня.
Уверовав в свой талант, Марсий осмелился вызвать на соревнование самого Аполлона. Музы, приглашенные в качестве арбитров, не смогли присудить победу ни одному из двоих участников, т.к. были очарованы звучанием обоих инструментов.
Тогда в качестве дополнительного условия Аполлон потребовал играть на инструменте и одновременно петь. Поскольку играя на авлосе это невозможно сделать, Марсий потерпел поражение.
Изображение музыкантов, играющих на авлосе, – частый мотив в древнегреческой вазописи. В помпейских мозаиках также встречаются изображения музыкантов в масках, играющих на авлосе во время театрального представления.
Традиционно русские переводчики переводят с греческого “авлос” словом “флейта” или даже “дудка” (“дуда”), что не совсем верно, т.к. прообразом современной флейты у греков может считаться сиринга. А авлос считается далеким предшественником современного гобоя.
ГОБОЙ Д’АМУР Гобой известен всем, а вот о гобое д’амур мало кто знает. Хотя чисто внешне и по звучанию этот духовой деревянный музыкальный инструмент очень похож на обычный гобой.
По величине гобой д’амур слегка больше обычного гобоя и, по сравнению с ним, дает менее напористый и более мягкий и спокойный звук. В семействе гобоев он ставится как меццо-сопрано или альт. Диапазон – от соль малой октавы до ре третьей октавы.
Гобой д’амур был изобретен в XVIII столетии и впервые был использован Кристофом Граупнером в произведении Wie wunderbar ist Gottes Gut. Иоганн Себастьян Бах написал много пьес – концертов, кантат, и часть его Мессы в Си-минор – In Spiritum Sanctum – именно для этого инструмента. Георг Филипп Телеманн также иногда применял гобой д’амур.
После падения популярности в конце XVIII века, гобой д’амур практически не употреблялся сочинителями на протяжении без малого ста лет. Однако такие композиторы, как Рихард Штраус, Клод Дебюсси, Морис Равель, Фредерик Делиус и другие, начали вновь использовать гобой д’амур в своих произведениях. Его также можно слышать в произведении Тору Такемицу Vers l’Arc-en-Ciel, Palma, но, пожалуй, наиболее известно его соло в “Болеро” Мориса Равеля.
КЕНА Это один из древнейших духовых инструментов, который был изобретен человеком в доисторическую эпоху. Согласно общепринятой классификации для музыкальных инструментов, кена – это продольная флейта без свисткового устройства, открытая с двух сторон и имеющая семь игровых отверстий, одно из которых расположено на противоположенной стороне.
Наибольшее распространение кена имеет в Перу, собственно, там она и была изобретена.
Идеальным материалом для изготовления кены является тростник. Но также кены делали и из тыквы, из кости ламы или из пеликана, из металла, дерева, глины, камня, пластика и даже из человеческой большой берцовой кости.
Чем же объясняется такое многообразие материалов, из которых древние люди делали кену? Безусловно, тот факт, что все эти материалы были трубчатые, сыграл большую роль, но не основную. У древнего человека было не так много свободного времени, что бы экспериментировать с материалами для музыкального инструмента.
Да и кена по большому счету была инструментом совсем не музыкальным. Окружающий мир для древнего человека был загадочен. Он был для него и прекрасен и ужасен одновременно.
Это мы сейчас можем объяснить многие природные явления, лечить многие болезни… Древние люди зависели от милости природы намного сильнее. Заметив, что трубка из тростника позволяет извлекать звуки, похожие на звуки природы, например, на свист ветра или крики птиц и животных, человек решил, что с ее помощью он может общаться с природой. С помощью кены из тростника земледельцы просили хорошего урожая, охотники использовали для своих ритуалов кену из кости ламы.
Кена стала для человека чем-то магическим, предметом культа. Таким образом, материал, из которого изготавливался инструмент, выбирался исходя из его назначения. Кена сопровождала древних людей во время работы и на отдыхе, во время празднований и погребений, она стала связующим звеном между человеком и природой.
В наше время кена является важнейшим духовым инструментом музыкального фольклора Анд. Она до сих пор используется в своей самой древней ипостаси – в религиозных актах, в повседневной жизни и имеет огромное социально значение.
КОЛЮКА Под таким довольно смешным названием перед нами предстает древнерусская разновидность продольной обертоновой флейты без игровых отверстий. Для изготовления колюки использовали высохшие стебли зонтичных растений – борщевик, пастушья дудка и другие.
Роль свистка или пищика выполняет язык. Высота звука достигается за счет передува. Для изменения звука также используется нижнее отверстие трубки, которое зажимается пальцем либо открывается.
Родилась колюка в незапамятные времена, когда человек вдруг понял, что полые стебли- трубочки могут издавать какие-то звуки. Любопытно, что в дальнейшем, когда на таких стеблях додумались проделывать дырочки – для изменения тона звучания, колюка осталась прежней – просто трубочка, и все. Такой она и дошла до нашего времени. Используется, в основном, в фольклорных ансамблях.
КУВИКЛЫ (КУГИКЛЫ) Тоже древнерусский деревянный музыкальный инструмент, русская разновидность многоствольчатой флейты Пана.
Кувиклы представляют собой набор пустотелых трубок различной длины и диаметра с открытым верхним концом и закрытым нижним. Инструмент этот изготавливался обычно из стеблей куги (камыша), тростника, бамбука и т.д., дном служил узел ствола.
Комплект кувикл обычно состоит из 3-5 трубок одинакового диаметра, но разной длины (от 100 до 160 мм).
Первым обратил внимание на русский вариант флейты Пана Гасри, давший весьма неточное ее описание под названием “свирель” или “свирелка”. О кугиклах писал Дмитрюков в журнале “Московский телеграф” в 1831 году. На протяжении XIX века в литературе время от времени встречается свидетельства об игре на кувиклах, особенно на территории Курской губернии.
Область распространения кугикл на Руси хотя и не велика, однако занимает очень характерное положение, охватывая один из наиболее древних районов восточнославянского заселения, расположенной в пределах современных Брянской, Курской и Калужской областей.
Кувиклы также применялись в фольклорных ансамблях; репертуар ограничивался обычно плясовыми наигрышами.
ШАЛМЕЙ, ИЛИ ШАУМ Это средневековый духовой деревянный двухсекционный музыкальный инструмент. Свое название он получил от латинского слова calamus что означает “труба”.
Шалмей пришел со Среднего Востока и является предшественником гобоя. Иногда шалмей называют гобоем эпохи Ренессанса. Надо сказать, что он явился прародителем не только гобоя, от шалмея произошли кроммхорны, итальянские чиарамеллы и пиффери, испанские дульсаины и грайли, французские бомбарды и “гобои Пуату”, а также многие другие инструменты.
Шалмей изготавливался из одного куска дерева и имел достаточно большую длину. Этот музыкальный инструмент существовали в нескольких разновидностях – от высокой до басовой тональности. Часто шалмеи объединялись в ансамбли, в то время называвшиеся “консортами”.
Некоторые востоковеды утверждают, что шалмей был изобретением самого пророка Мухаммеда и получил развитие в Багдаде, во время господства халифа Харун аль-Рашида. Крестоносцы оставили воспоминания, что видели типичные сарацинские военные оркестры, в состав которых входили трубы, барабаны и шалмеи.
Шалмей широко использовался в танцевальной и церемониальной музыке.