что такое антикоррупционные условия
Прокурор разъясняет
Согласно ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» все организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Как следует из содержания указанной нормы перечень мер по предупреждению коррупции не является исчерпывающим, а следовательно, могут применяться и другие меры. В настоящее время в деловом обороте получает развитие понятие антикоррупционной оговорки при заключении договоров (это условие, которое включается в договор, чтобы не допустить совершения коррупционных действий при его исполнении, например коммерческого подкупа).
Применение антикоррупционной оговорки законом не регламентируется.
То есть, он не обязывает включать такую оговорку в договоры и не устанавливает ее содержание. Как правило, обязанность применять оговорку предусматривается в антикоррупционной политике или ином локальном нормативном акте организации.
Такие акты организации принимают во исполнение ст. 13.3 Закона о противодействии коррупции. Минтруд России рекомендовал включать в них обязанность ввести в договоры антикоррупционную оговорку (Методические рекомендации о мерах по предупреждению и противодействию коррупции).
Если такое требование содержится в антикоррупционной политике организации, то она обязана включать оговорку в свои договоры. Однако стороны свободны в заключении договора (п. 1 ст. 421 ГК РФ), а следовательно, организация не вправе обязать контрагента подписать договор с антикоррупционной оговоркой, если он не согласен с таким условием.
Содержание антикоррупционной оговорки также может быть утверждено локальным нормативным актом. Обычно это отдельный раздел в договоре, который предусматривает:
запрет на любые действия, которые могут быть квалифицированы как коммерческий подкуп, дача или получение взятки либо иные подобные нарушения. Например, исполнитель по договору оказания юридических услуг не вправе добиваться нужного заказчику правового решения путем дачи взятки представителям власти;
порядок взаимодействия сторон в случае возникновения подозрений, что произошло или может произойти коррупционное нарушение (обязанность подать запрос, сроки и порядок ответа на него и пр.);
права стороны в случае подтверждения факта того, что контрагент допустил нарушение. Например, право расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков.
Прокуратура
Ярославской области
Прокуратура Ярославской области
Антикоррупционные оговорки при заключении договоров
Согласно ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» все организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Как следует из содержания указанной нормы перечень мер по предупреждению коррупции не является исчерпывающим, а следовательно, могут применяться и другие меры. В настоящее время в деловом обороте получает развитие понятие антикоррупционной оговорки при заключении договоров (это условие, которое включается в договор, чтобы не допустить совершения коррупционных действий при его исполнении, например коммерческого подкупа).
Применение антикоррупционной оговорки законом не регламентируется.
То есть, он не обязывает включать такую оговорку в договоры и не устанавливает ее содержание. Как правило, обязанность применять оговорку предусматривается в антикоррупционной политике или ином локальном нормативном акте организации.
Такие акты организации принимают во исполнение ст. 13.3 Закона о противодействии коррупции. Минтруд России рекомендовал включать в них обязанность ввести в договоры антикоррупционную оговорку (Методические рекомендации о мерах по предупреждению и противодействию коррупции).
Если такое требование содержится в антикоррупционной политике организации, то она обязана включать оговорку в свои договоры. Однако стороны свободны в заключении договора (п. 1 ст. 421 ГК РФ), а следовательно, организация не вправе обязать контрагента подписать договор с антикоррупционной оговоркой, если он не согласен с таким условием.
Содержание антикоррупционной оговорки также может быть утверждено локальным нормативным актом. Обычно это отдельный раздел в договоре, который предусматривает:
запрет на любые действия, которые могут быть квалифицированы как коммерческий подкуп, дача или получение взятки либо иные подобные нарушения. Например, исполнитель по договору оказания юридических услуг не вправе добиваться нужного заказчику правового решения путем дачи взятки представителям власти;
порядок взаимодействия сторон в случае возникновения подозрений, что произошло или может произойти коррупционное нарушение (обязанность подать запрос, сроки и порядок ответа на него и пр.);
права стороны в случае подтверждения факта того, что контрагент допустил нарушение. Например, право расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков.
Прокурор разъясняет
В настоящее время при заключении договоров все чаще используется понятие «антикоррупционная оговорка» (это условие, которое включается в договор, чтобы не допустить совершения коррупционных действий при его исполнении, например коммерческого подкупа).
Применение антикоррупционной оговорки законом не регламентируется, то есть он не обязывает включать такую оговорку в договоры и не устанавливает ее содержание. Как правило, обязанность применять оговорку предусматривается в антикоррупционной политике или ином локальном нормативном акте организации.
Такие акты организации принимают во исполнение ст.13.3 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», в соответствии с которой организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать: 1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; 2) сотрудничество организации с правоохранительными органами; 3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; 4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; 5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов; 6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Минтруд России рекомендовал включать в них обязанность ввести в договоры антикоррупционную оговорку (Методические рекомендации о мерах по предупреждению и противодействию коррупции).
Если такое требование содержится в антикоррупционной политике организации, то она обязана включать оговорку в свои договоры. Однако стороны свободны в заключении договора (п.1 ст.421 ГК РФ), а следовательно, организация не вправе обязать контрагента подписать договор с антикоррупционной оговоркой, если он не согласен с таким условием.
Содержание антикоррупционной оговорки также может быть утверждено локальным нормативным актом.
Обычно это отдельный раздел в договоре, который предусматривает запрет на любые действия, которые могут быть квалифицированы как коммерческий подкуп, дача или получение взятки либо иные подобные нарушения.
Например, исполнитель по договору оказания юридических услуг не вправе добиваться нужного заказчику правового решения путем дачи взятки представителям власти; порядок взаимодействия сторон в случае возникновения подозрений, что произошло или может произойти коррупционное нарушение (обязанность подать запрос, сроки и порядок ответа на него и пр.); права стороны в случае подтверждения факта того, что контрагент допустил нарушение, например, право расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков.
Прокуратура
Ульяновской области
Прокуратура Ульяновской области
Что такое «антикоррупционная оговорка», и в каких случаях она применяется?
В настоящее время при заключении договоров все чаще используется понятие «антикоррупционная оговорка» (это условие, которое включается в договор, чтобы не допустить совершения коррупционных действий при его исполнении, например коммерческого подкупа).
Применение антикоррупционной оговорки законом не регламентируется, то есть он не обязывает включать такую оговорку в договоры и не устанавливает ее содержание. Как правило, обязанность применять оговорку предусматривается в антикоррупционной политике или ином локальном нормативном акте организации.
Такие акты организации принимают во исполнение ст.13.3 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», в соответствии с которой организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать: 1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; 2) сотрудничество организации с правоохранительными органами; 3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; 4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; 5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов; 6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Минтруд России рекомендовал включать в них обязанность ввести в договоры антикоррупционную оговорку (Методические рекомендации о мерах по предупреждению и противодействию коррупции).
Если такое требование содержится в антикоррупционной политике организации, то она обязана включать оговорку в свои договоры. Однако стороны свободны в заключении договора (п.1 ст.421 ГК РФ), а следовательно, организация не вправе обязать контрагента подписать договор с антикоррупционной оговоркой, если он не согласен с таким условием.
Содержание антикоррупционной оговорки также может быть утверждено локальным нормативным актом.
Обычно это отдельный раздел в договоре, который предусматривает запрет на любые действия, которые могут быть квалифицированы как коммерческий подкуп, дача или получение взятки либо иные подобные нарушения.
Например, исполнитель по договору оказания юридических услуг не вправе добиваться нужного заказчику правового решения путем дачи взятки представителям власти; порядок взаимодействия сторон в случае возникновения подозрений, что произошло или может произойти коррупционное нарушение (обязанность подать запрос, сроки и порядок ответа на него и пр.); права стороны в случае подтверждения факта того, что контрагент допустил нарушение, например, право расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков.
Новость
Военный прокурор разъясняет: «Что такое антикоррупционная оговорка?»
В соответствии с положениями статьи 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» организации вне зависимости от их организационно-правовой формы и сферы деятельности обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
С целью реализации вышеуказанных требований законодательства Минтрудом России подготовлены Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции от 08.11.2013.
Реализация мер по предупреждению коррупции существенно снижает риски применения в отношении организации мер административной и уголовно-правовой ответственности за совершение коррупционных правонарушений. Профилактика коррупции при выборе деловых партнеров и контрагентов, при выстраивании отношений с ними снижает вероятность наложения на организацию санкций за недолжные действия посредников и партнеров.
Деятельность по предупреждению коррупции в организации должна носить системный и последовательный характер. Для этого рекомендуется, прежде всего, разработать и принять локальные акты организации по вопросам противодействия коррупции. Виды и содержание локальных актов конкретной организации определяется особенностями деятельности организации.
Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:
1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;
3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Как способ реализации меры по разработке и внедрению в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации, может являться включение в гражданско-правовой договор, заключаемый организацией, антикоррупционной оговорки.
Применение антикоррупционной оговорки законом не регламентируется и не устанавливается ее содержание. Как правило, обязанность применять оговорку предусматривается в антикоррупционной политике или ином локальном нормативном акте организации.
Вместе с тем необходимо учитывать, что согласно п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, стороны свободны в заключении договора. Соответственно, никто не вправе обязать контрагента подписать договор с антикоррупционной оговоркой, если он не согласен с таким условием.
Содержание антикоррупционной оговорки должно отвечать требованиям закона и быть разумным и исполнимым применительно к конкретным условиям сделки, также может быть утверждено локальным нормативным актом.
Если контрагент отказывается использовать антикоррупционную оговорку, рекомендуется:
1) провести переговоры, чтобы выявить конкретные замечания к антикоррупционной оговорке и найти приемлемую для обеих сторон формулировку;
2) скорректировать в договоре содержание типовой антикоррупционной оговорки, утвержденной локальным актом, если контрагент не согласен с такой формулировкой.
Если, несмотря на проведенные переговоры, контрагент не хочет заключать договор с антикоррупционной оговоркой, а отказаться от договорных отношений невозможно, целесообразно получить от него официальное письмо с мотивированным отказом принять антикоррупционную оговорку или официальное письмо с заверением в том, что будут соблюдены положения антикоррупционного и иного законодательства и не будут совершены какие-либо действия (бездействие), противоречащие такому законодательству.
Письменный мотивированный отказ от включения в договор антикоррупционной оговорки в случае совершения контрагентом коррупционного правонарушения поможет подтвердить, что вы приняли все возможные меры по предупреждению коррупционных правонарушений другой стороной.
Антикоррупционная оговорка в договорах с контрагентами
В последнее время борьба с коррупцией стала частью государственной политики. В связи с этим распространилась практика включения в договоры так называемых антикоррупционных оговорок. Возникает вопрос, обязательно ли указывать такую оговорку в договоре и, если указывать, какой она может быть.
Предыстория
Беларусь совместно с другими странами Европы является стороной в Конвенции Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию. Данная Конвенция обязывает закрепить в национальном законодательстве, в частности, следующие нормы:
— о недействительности сделок, связанных с коррупционными преступлениями ;
— о том, что сторона сделки, чье согласие было нарушено актом коррупции, вправе обратиться в суд в целях признания сделки недействительной ;
— о полном возмещении стороне сделки ущерба, понесенного ею в результате коррупции ;
На заметку
Ущерб от акта коррупции подлежит возмещению, когда :
1) ответчик совершил или санкционировал акт коррупции или не предпринял разумные шаги для предотвращения акта коррупции;
2) истец понес ущерб;
3) существует причинно-следственная связь между актом коррупции и нанесенным ущербом.
Эта Конвенция легла в основу политики государств Европы в сфере борьбы с коррупцией.
Коррупция «по-белорусски»
Белорусское законодательство к коррупции относит следующие действия :
Какие действия | Кто совершает | Кто получает выгоды | Какие выгоды получены |
Умышленное использование служебного положения | Должностное лицо | Должностное лицо или третьи лица | Имущество или другую выгоду в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества |
Подкуп должностного лица | Физлицо в своих интересах Физлицо в интересах или от имени юрлица (в том числе иностранного) | Физлицо Юрлицо | Подкупаемое должностное лицо совершит в интересах этих лиц действия или воздержится от их совершения при исполнении служебных обязанностей |
Должностное лицо | Имущество или другую выгоду в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества | ||
_______________ В понятие «должностное лицо» включают государственных должностных лиц, иностранных должностных лиц, а также лиц, приравненных к государственным должностным лицам. К последним относятся, в частности, лица : — занимающие в организациях должности любой формы собственности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей; — уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий. |
Что касается сделок, совершенных под влиянием коррупции или так называемых «откатов», анализ ГК показывает, что в белорусском законодательстве нет норм, прямо признающих их недействительность.
Такая возможность все же может просматриваться в ряде статей ГК при условии расширения их толкования судебными инстанциями. Но это не всегда может быть корректным с точки зрения конструкции указанных статей. Возможно, по этой причине в настоящее время нет широкой судебной практики о признании недействительными сделок, связанных с коррупционными действиями.
Сегодня часто высказывается мнение, что следует взять за правило прописывать в договорах обязательство «не участвовать в коррупционных схемах». Это, скорее, попытка внести понимание, что взятки — это плохо, что это не приветствуется бизнес-сообществом.
Обязательность антикоррупционной оговорки
Каждая организация должна применять меры по предотвращению проявлений коррупции. В частности, законодательством определены следующие меры :
— планирование и координирование деятельности по борьбе с коррупцией;
— установление ограничений, а также специальных требований, направленных на обеспечение финансового контроля в отношении должностных лиц организации.
При буквальном толковании этой нормы следует, что каждая организация в рамках приведенных мер самостоятельно определяет, как и каким образом будет противодействовать коррупции. Более того, нет прямого указания на то, что организации обязаны включать в договоры антикоррупционные оговорки.
Из данной нормы также следует, что она ориентирована на организацию противодействия коррупции внутри организации, но не между организациями. И это правильно. Каждая организация обязана самостоятельно контролировать недопущение проявления коррупции у себя, своими сотрудниками при вступлении во взаимоотношения с третьими лицами. Другое дело, когда организации, вступая друг с другом в гражданско-правовые отношения, заключают договор.
Отметим, что для исполнения антикоррупционного законодательства стороны договора не обязаны возлагать на себя обязательство по его исполнению. Эта обязанность установлена законом. Если будет доказано, что какие-либо лица участвовали в коррупционных схемах, то они несут ответственность в рамках действующего уголовно-правового законодательства.
Антикоррупционная оговорка в договоре
Несмотря на необязательность антикоррупционной оговорки, порой ее включение целесообразно. Причины для этого могут быть, например, следующие:
— выбор организацией включать оговорку как один из способов соблюдения законодательства по борьбе с коррупцией;
— проявление руководством организации высокоморальных принципов и гражданской ответственности по борьбе с коррупцией;
— желание сделать нарушение законодательства по борьбе с коррупцией событием, наступление которого влечет негативные последствия для стороны, нарушившей его. Например, прекращение договора, уплата штрафов, компенсации и т.д.
Если стороны согласились с необходимостью внесения в договор антикоррупционной оговорки, то сформулировать ее можно следующим образом:
«Стороны подтверждают, что им известны требования законодательных и иных нормативных правовых актов Республики Беларусь о противодействии коррупции (далее — антикоррупционные требования). Стороны обязуются обеспечить соблюдение антикоррупционных требований и несовершение коррупционных действий при исполнении настоящего Договора своими работниками, представителями, аффилированными лицами, а также субподрядчиками и иными контрагентами, привлекаемыми ими для исполнения настоящего Договора. В рамках настоящего Договора под антикоррупционными понимаются действия, указанные в абз. 2 и 3 ч. 1 ст. 5 Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 N 305-З «О борьбе с коррупцией».
В случае возникновения у Стороны подозрений, что произошло или может произойти нарушение каких-либо положений настоящего пункта, соответствующая Сторона обязуется уведомить об этом другую Сторону в письменной форме. В письменном уведомлении Сторона обязана сослаться на факты или предоставить материалы, достоверно подтверждающие или дающие основание предполагать, что произошло или может произойти нарушение каких-либо положений настоящего пункта.
В случае нарушения одной Стороной обязательств воздерживаться от коррупционных действий и (или) неполучения другой Стороной в десятидневный срок подтверждения, что нарушения не произошло или не произойдет с приложением документов, подтверждающих данных факт, другая Сторона вправе отказаться от настоящего Договора в одностороннем порядке, направив соответствующее письменное уведомление первой Стороне.
Сторона, нарушившая антикоррупционные требования и (или) не обеспечившая несовершение коррупционных действий при исполнении настоящего Договора своими работниками, представителями, аффилированными лицами, а также субподрядчиками и иными контрагентами, привлекаемыми ими для исполнения настоящего Договора, обязана возместить другой Стороне возникшие у нее в результате этого убытки. Порядок возмещения убытков определяется действующим законодательством Республики Беларусь».
Противодействие коррупции в учреждении: 7 советов по организации и оформлению работы
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
специально для ГАРАНТ.РУ
Противодействие коррупции – это деятельность не только органов власти всех уровней, но и организаций всех форм собственности в пределах их полномочий (п. 2 ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон № 273-ФЗ).
Под термином «коррупция» понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица (п. 1 ст. 1 Закона № 273-ФЗ).
Согласно п. 1, п. 2 ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», проверкой исполнения законодательства о коррупции занимается прокуратура. Чтобы избежать возможных претензий проверяющих, мы приготовили для вас несколько советов.
Совет 1. Определите подразделение или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений.
Для более качественного выполнения антикоррупционной работы рекомендуем привлекать специалистов, обладающих соответствующими знаниями и опытом.
При распределении функций внутри учреждения важно определить целесообразность назначения отдельных лиц или подразделений, ответственными за антикоррупционную работу. В то же время, если ресурсы учреждения не позволяют создать отдельное подразделение, следует распределить функции по предупреждению коррупции между работниками одного или нескольких подразделений, например, в виде создания комиссии.
Организуйте профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку специалистов, в должностные обязанности которых входит профилактика коррупционных правонарушений.
Примерные перечни основных вопросов, рекомендуемых к освоению в рамках дополнительных профессиональных программ антикоррупционной тематики и подготовленные Минтрудом России, размещены на официальном сайте по адресу: https://rosmintrud.ru/ministry/programms/anticorruption/017.
Совет 2. Составьте план противодействия коррупции.
Определите мероприятия, ожидаемые результаты, сроки и конкретные даты в которые должны быть приняты локальные акты в учреждении, а также исполнены мероприятия. В план также целесообразно включить сроки сдачи справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Совет 3. Проведите оценку коррупционных рисков и составьте карту коррупционных рисков.
Грамотно составленная карта коррупционных рисков поможет построить эффективную (адресную) систему мер противодействия коррупции, при этом позволив сэкономить ресурсы учреждения исключив избыточные меры из его антикоррупционной политики.
Понимание того, какие коррупционные правонарушения могут быть совершены работниками учреждения, является важнейшим этапом построения системы мер по противодействию коррупции в учреждении.
Рекомендуем ознакомиться с:
Совет 4. Разработайте антикоррупционную политику.
Разработчиком антикоррупционной политики учреждения может выступать работник или структурное подразделение учреждения, на которых возложены функции по предупреждению коррупции. Крупным и средним учреждениям, располагающим достаточными финансовыми ресурсами, к разработке и последующей реализации соответствующей антикоррупционной политики могут привлекаться внешние эксперты (Информация Минтруда России от 18 сентября 2019 г. «Меры по предупреждению коррупции в организациях»).
Совет 5. Примите антикоррупционные стандарты, кодексы, положения и т.п.
Они могут быть разработаны отдельно или быть приложениями к учетной политике. Основной вопрос, который должен быть ими урегулирован, – это конфликт интересов, а именно:
При разработке положения о конфликте интересов, следует учитывать специальные требования законодательства в вашей сфере деятельности (смотрите, например, ст. 75 Федерального закона от 21 ноября 2012 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», п. 33 ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 30 декабря 2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», п. 9 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» и т.д.).
Вместе с тем, важным инструментом предупреждения коррупции в учреждении является установление для работников стандартов и кодексов поведения, корыте могут установить определенные правила, например:
Совет 6. Организуйте обучение и информирование работников по вопросам противодействия коррупции.
Незнание работниками антикоррупционного законодательства и локальных актов учреждения, может обернуться для учреждения крупными штрафами. Поэтому важно не только принять антикоррупционную политику и другие локальные акты в учреждении, но и обеспечить ознакомление работников с ними, в том числе, с использованием сайта учреждения в Интернете.
Обучающие мероприятия по вопросам профилактики и противодействия коррупции можно проводить в любых доступных формах: семинары, тренинги, лекции, совещания, методические рекомендации, памятки, консультирование по вопросам применения (соблюдения) антикоррупционных стандартов и процедур.
Консультирование по вопросам противодействия коррупции целесообразно осуществлять индивидуально и конфиденциально должностным лицом, ответственным за противодействие коррупции.
Совет 7. Проверяйте контрагентов.
Негативные последствия могут быть вызваны коррупционными рисками вне учреждения, поэтому важным аспектом антикоррупционной деятельности является проверка контрагентов, с которыми взаимодействует учреждение (смотрите примерную форму положения об обязательной проверке контрагентов, подготовленную экспертами компании «Гарант»).
Для этого учреждение может использовать информацию, размещенную в открытом доступе (Примерный перечень таких ресурсов размещен на официальном сайте Минтруда России в сети «Интернет» по ссылке: https://rosmintrud.ru/ministry/programms/anticorruption/015), а также информацию, размещенную на сайте самого контрагента.
Профессиональный сервис «Экспресс Проверка» в составе информационно-правового обеспечения ГАРАНТ также позволит решить задачу проверки контрагента.
8. Наладьте взаимодействие между подразделениями (должностными лицами) осуществляющими внутренний контроль в учреждении и подразделениями (должностными лицами) ответственными за профилактику коррупционных и иных правонарушений.
Часть мер по противодействию коррупции может осуществляться в рамках процедур внутреннего контроля и наоборот, поэтому взаимодействие данных служб поможет более оптимально использовать ресурсы учреждения.