что такое антикоррупционный комитет
В Кремле создано управление по борьбе с коррупцией. Руководителем его назначен Олег Плохой
Будет по плохому
Борьбу со взятками доверили спецу по кадрам
В нашей стране с начала текущего года размер ущерба, причинённого в результате коррупционных преступлений, превысил 10 млрд рублей. Это не просто астрономическая сумма. Это материальное подтверждение того прискорбного факта, что громоздкая антикоррупционная система Российской Федерации давно и безнадёжно буксует. Да, взяточников, бывает, ловят за руку. Иногда даже высокопоставленных взяточников. Но число таких случаев обратно пропорционально потраченным усилиям правоохранителей. При этом в России, как и прежде, всяк подъячий любит калач горячий. В общем, не подмажешь – не поедешь.
Когда в конце ноября в прессе замелькали сообщения о том, что-де в администрации главы государства якобы создаётся некая структура, в задачи которой будет входить борьба с коррупцией на самом верху российской власти, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков уверял, что ему ничего не известно о создании нового ведомства. Не исключено, что Песков действительно не входил в число посвящённых – говорят, что решение о создании антикоррупционного управления принималось главой государства келейно, дабы заранее не потревожить будущих фигурантов особых расследований. Да и сегодня, после того как управление уже заработало, о его задачах и основных направлениях деятельности практически ничего не известно. Попробуем собрать всю имеющуюся информацию по крупицам.
Сезон охоты на столичных коррупционеров
Новое управление являет собой «некий надструктурный орган», об этом поведал член думского Комитета по безопасности и противодействию коррупции Дмитрий Горовцов. «Решению о его создании предшествовала проверка деклараций о доходах и расходах чиновников всех уровней, – пояснил депутат. – Из полутора миллионов чиновников проверили 130 тысяч. По итогам проверки пришлось уволить 200 человек, причём из них только пятеро – чиновники федерального уровня. Остальные – из регионов». Вот здесь-то, по-видимому, и кроется основная причина создания нового управления. Читаем между строк вместе: федеральные чиновники высокого ранга в отличие от своих коллег из провинции научились просачиваться сквозь сито антикоррупционных проверок. Из 200 служащих, пойманных за руку, лишь пятеро оказались столичными «шишками». Значит, пришло время ловить рыбу новыми сетями – в старых-то дыры.
Утверждать, что президентское управление возьмёт под контроль все антикоррупционные расследования силовых ведомств, было бы по меньшей мере наивно. Только представьте себе, какой понадобится штат специалистов и какой умопомрачительный бюджет! На самом деле всё выглядит гораздо скромнее: по словам руководителя администрации президента Сергея Иванова, увеличения штатной численности и фонда зарплаты в связи с созданием нового, 21-го, управления в структуре администрации не потребуется.
Заниматься новое управление будет в основном высокопоставленными чиновниками. Не только заподозренными во взяточничестве, но и теми, кто будет претендовать на замещение высоких вакансий. Кроме того, одной из функций управления станет координация работы правоохранительных органов и надзорных структур. Фактически это означает, что президентское управление может заинтересоваться любым антикоррупционным расследованием, проводимым силовиками. «Заинтересоваться» в данном случае означает не просто «взять на карандаш». И у силовиков попросту не останется возможности «соскочить» с того или иного дела –
придётся дожимать до конца. Надо ли говорить, сколько таких дел прекращается по звонку из «высоких кабинетов»? Теперь звонить станут реже, если вообще осмелятся – себе дороже связываться со структурой, подотчётной одному только президенту России.
Принятый не так давно закон о контроле над доходами и расходами госслужащих предусматривал создание собственных антикоррупционных подразделений во всех органах власти. Появилось такое подразделение и в Госдуме – депутаты уже успели окрестить его думским трибуналом. Не исключено, что «президентский трибунал», созданный в администрации главы государства, возьмёт на себя координацию деятельности и других ведомственных «трибуналов». Правда, не вполне ясно, как при этом соблюсти условие главы президентской администрации – не увеличивать штатную численность сотрудников и размер фонда заработной платы.
Переход на ручное управление
Надо признать, что исторический опыт нашей страны красноречиво свидетельствует: взяточничество у нас неискоренимо, но лишь до тех пор, пока за дело не берётся первое лицо государства. Царь Алексей Михайлович, прозванный Тишайшим, долгое время взирал на лихоимство своих бояр из, так сказать, правительства Бориса Морозова сквозь пальцы. До тех самых пор, как на Москве учинился знаменитый Соляной бунт. Пришлось вмешаться. В итоге на плаху легли два высокопоставленных коррупционера – главы Земского и Пушкарского приказов Леонтий Плещеев и Пётр Траханиотов. Впрочем, первого палачу обезглавить не дали – Плещеева растерзала толпа. Не спасла лихоимцев даже особая приближённость к премьеру Морозову, которого царь, от греха, удалил в монастырь.
Пётр I пытался искоренить взяточничество не один год, уповая при этом на бояр. Но у бояр не срасталось, как нынче, возможно, не срастается у СК с МВД. Пришлось переходить на «ручное управление». Пётр издал указ, согласно которому тот, кто украдёт сумму, на которую можно купить верёвку, будет повешен. Генерал-прокурор Ягужинский пробовал возражать: «Неужели вы хотите остаться императором без служителей и подданных?» Позже и другие российские самодержцы пытались личным участием искоренить коррупцию. Впрочем, окончательной победы в борьбе с взяточничеством и воровством им достигнуть всё же не удалось.
Кирилл Кабанов, председатель Национального антикоррупционного комитета:
– На мой взгляд, создание управления – взвешенное своевременное решение. Фактически, создав управление по вопросам противодействия коррупции, в администрации президента расширили функции находившегося раньше в управлении кадров департамента. Лишней эта структура не будет, потому что администрация президента на сегодняшний момент отвечает в том числе и за формирование кадровой политики высших органов власти. Но если раньше департамент ограничивался лишь проверкой деклараций и анализом, то сейчас появилась необходимость в единой координирующей структуре. Управление не ставит задачей борьбу с коррупционерами, его задача – анализировать ситуацию и не допускать коррупционеров во властные органы.
Александр Хинштейн, заместитель председателя Комитета ГД
по безопасности и противодействию коррупции:
– Создание управления, несомненно, пойдёт на пользу борьбе с коррупцией. Оно должно стать боевым отрядом президента, и его работники, как 28 панфиловцев, должны закрыть коррупционерам путь в органы государственной власти. Что касается штрафов за коррупцию, то они не должны исключать уголовного наказания. Если уж мы пока не восстановили практику конфискации имущества, то хотя бы эти штрафы должны компенсировать ущерб, нанесённый коррумпированным чиновником. Другое дело, что размер штрафа должен быть адекватен размеру ущерба бюджету.
Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации:
– Ситуация, когда мы говорим о борьбе с коррупцией, подразумевая под этим случаи, когда один или пять генералов чего-то там не указали в своих декларациях, согласитесь, смешная. Думаю, что создание нового управления – это в своём роде пропагандистская «обманка», призванная отвлечь внимание и спустить на тормозах все громкие антикоррупционные дела. В принципе никакой новой структуры в Кремле не появится: антикоррупционное управление займётся тем, чем занималось самое многочисленное управление администрации президента – управление по вопросам госслужбы и кадров.
О комитете
О роли и участии институтов гражданского общества в противодействии коррупции и обеспечении экономической безопасности в сфере экономики
Демократия и качество государства
Разговоры о коррупции в России банальны. Есть исторический соблазн победить коррупцию путем репрессий — борьба с коррупцией, безусловно, предполагает применение репрессивных мер. Тем не менее проблема здесь принципиально глубже. Это проблема прозрачности и подконтрольности обществу институтов государства (о чем я говорил выше) и проблема мотивации чиновников — людей на службе государства. И с этим, на наш взгляд, существуют огромные трудности.
Борьба с коррупцией должна стать подлинно общенациональным делом, а не предметом политических спекуляций, полем для популизма, политической эксплуатации, кампанейщины и вброса примитивных решений — например, призывов к массовым репрессиям. Те, кто громче всех кричат о засилье коррупции и требуют репрессий, одного не понимают: в условиях коррупции репрессии тоже могут стать предметом коррупции. И еще каким. Мало никому не покажется.
Мы предлагаем реальные, системные решения. Они позволят нам с гораздо большим эффектом провести необходимую санацию государственных институтов. Внедрить новые принципы в кадровой политике — в системе отбора чиновников, их ротации, их вознаграждения. В итоге мы должны добиться, чтобы репутационные, финансовые, материальные и другие риски делали бы коррупцию невыгодной.
Предлагаю выделить коррупционно опасные должности — как в аппарате исполнительной власти, так и в менеджменте госкорпораций, занимающий их чиновник должен получать высокую зарплату, но соглашаться на абсолютную прозрачность, включая расходы и крупные приобретения семьи. Включить в рассмотрение еще и такие вопросы, как место фактического проживания, источники оплаты отдыха и пр. Здесь полезно посмотреть на антикоррупционные практики стран Европы — они умеют отслеживать такие вещи.
Мы будем действовать последовательно, осмысленно и решительно. Устраняя фундаментальные причины коррупции и карая конкретных коррупционеров. Создавая мотивацию для тех людей, которые готовы служить России верой и правдой. Таких людей у нас в стране традиционно много. Они будут востребованы. Мы справились с олигархией, справимся и с коррупцией.
Президент Российской Федерации Владимир ПУТИН
Справка
Об истории образования и деятельности Антикоррупционного комитета при Московской торгово-промышленной палате, региональной общественной организации «Московский антикоррупционный комитет» и Межрегиональной общественной организации «Национальный комитет общественного контроля» (2009 ─ 2019 гг.)
Идея о необходимости создания реально действующего общественного социального механизма в сфере противодействия коррупции, главным элементом которого была бы независимая общественная экспертная организация антикоррупционной направленности, возникла в стенах Московской торгово-промышленной палаты в начале 2009г. по инициативе институтов гражданского общества, предпринимательского сообщества и граждан Москвы. Реализация этой идеи была осуществлена решением Правления Московской ТПП за № 4-4 от 29.04.2009 г. «об образовании Антикоррупционного комитета при Московской торгово-промышленной палате» (далее АКК при МТПП). Паралельно решением коллектива данного комитета была образована региональная общественная организация «Московский антикоррупционный комитет» (РОО «МАКК»). С учетом подписанного соглашения о взаимодействии данные комитеты в едином составе под единым руководством начали свою деятельность как Московский антикоррупционный комитет.
С учетом значимости деятельности комитета Правительством Москвы было издано отдельное распоряжение РМ-295 от 27.08.2009 года «О поддержке деятельности Антикоррупционного комитета при Московской торгово-промышленной палате», что дало возможность при поддержке Префектур расширять сферу деятельности данного комитета с последующим образованием представительств (общественных приемных) на территории округов и районов Москвы и Московской области.
Специфической чертой такого механизма явилось то, что он был рожден непосредственно институтами гражданского общества совместно с предпринимательским сообществом российской столицы при Московской ТПП и при поддержке государственных органов власти. Эти три основных блока составляют основу государства и поэтому отмечается важность этой организации.
Председателем комитета был избран Мансур Юсупов — полковник запаса, директор Департамента по противодействию коррупции и обеспечения экономической безопасности Московской ТПП, кандидат юридических наук, почетный доктор юридических наук РАЕН. При этом было принято во внимание 30-летний опыт оперативно-следственной работы М.Р. Юсупова в правоохранительных органах, высокие управленческие качества, научно-практический и творческий потенциал. Юсупов М.Р. также является автором 11-х монографий на антикоррупционную тематику и соавтором первого учебника для ВУЗов России «Противодействие коррупции в Российской Федерации».
В кратчайшие сроки была развернута деятельность Московского антикоррупционного комитета в соответствии с требованиями антикоррупционного законодательства России. В состав Комитета вошли профессиональные юристы, экономисты, ученые из различных вузов России, авторитетные общественные организации, предприниматели и граждане с принципиальной активной позицией. Были созданы экспертный, наблюдательный и представительские советы.
В настоящее время идет активная работа по следующим основным направлениям:
Активная работа Комитета была поддержана Общественной палатой России, ТПП РФ, Прокуратурой Москвы, Мосгордумой и Департаментом региональной безопасности Москвы, УФАС, УМЧС, УФМС, УФНС, УФССП по г. Москве и другими контрольно-надзорными органами с подписанием соглашения о сотрудничестве и взаимодействии.
На заседании президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции «04» октября 2011 г., член Общественной Палаты России, Президент ТПП РФ С.Н. Катырин в своем докладе Президенту России Дмитрию Медведеву большое внимание уделил освещению деятельности Московского антикоррупционного комитета, который за короткий срок развернул широкомасштабную работу по противодействию коррупции в Московском регионе.
«25» апреля 2011 г. МАКК выступил одним из основных организаторов Всероссийской конференции в Счетной Палате РФ по теме: «Государство и бизнес против коррупции».
Общественные приемные (представительства) Комитета образованы и действуют во всех 10 округах Москвы, в 9 районах столицы. В Московской области общественные приемные работают в 8 городах, в регионах России действуют 38 общественных приемных (представительств МАКК). Представители комитета вошли в составы общественных советов государственных организаций.
Расширение сфер деятельности Комитета происходит постоянно и по возрастающей доминанте.
За 10 лет Комитетом были рассмотрены 35 547 обращений и сообщений. Возбуждены десятки уголовных дел, отменены десятки незаконных постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел. Устранены многие коррупционные барьеры, в том числе, с увольнением коррупционных чиновников. При содействии комитета через правоохранительное надзорные органы, на территории ЗАО и СЗАО города Москвы были предотвращены рейдерские захваты предприятий.
По инициативе Комитета в марте 2011 г. состоялась, Первая Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная актуальным вопросам независимой антикоррупционной экспертизы. Издан сборник докладов по результатам конференции.
В апреле 2013 года проведена в рамках Международного конгресса правоведов России Первая Всероссийская конференция на тему: «Межрегиональное сотрудничество в сфере противодействия коррупции. Практика и перспективы».
В Роскомнадзоре в декабре 2011 года был зарегистрирован информационно-аналитический журнал «Вестник Московского антикоррупционного комитета», печатный орган МАКК. На данной информационной площадке выступили губернаторы, ученые, предприниматели и представители разных слоев и конфессий с различными проблемами и предложения усовершенствования антикоррупционного законодательства. В журнале также детально отражаются широкий спектр деятельности Комитета и конкретные результаты его работы. Кроме того, освещаются актуальные проблемы в сфере противодействия коррупции в целом по России, а также за рубежом.
Первый номер журнала вышел в свет в апреле 2012 г., второй номер в ноябре 2012 г, третий в 2013 году и четвертый в 2014 году. Издания рассылались по всей стране органам исполнительной власти, в общественные организации, учебные заведения. Таким образом, была создана независимая информационно-аналитическая и экспертная площадка (СМИ) при Комитете для освещения актуальных проблем реализации государственной антикоррупционной политики, а также места и роли в процессе противодействия коррупции институтов гражданского общества.
Экспертный Совет Комитета был одним из инициаторов и организаторов подготовки и реализации программы «Антикоррупционная хартия российского бизнеса», которая была поддержана Администрацией Президента России и подписана крупными коммерческими компаниями России. В настоящее время данную хартию подписали более 900 организаций России.
Однако при форсированном расширении деятельности Комитета и возрастающей востребованности в такой деятельности повсеместно в стране, Московский антикоррупционный комитет объективно имел ограниченность правовых полномочий в регионах России. Поэтому возникла необходимость расширения и трансформации официального статуса Комитета: в образовании на базе коллектива Комитета юридического лица ─ межрегиональной общественной организации «Национальный комитет общественного контроля» (МОО «НКОК»).
«18» апреля 2012 г. на расширенном заседании Московского антикоррупционного комитета (протокол МАКК № 12 от 18.04.2012) было единогласно принято решении о создании юридического лица — Межрегиональной общественной организации содействия программ в области противодействия и борьбы с коррупцией «Национальный комитет общественного контроля» (далее МОО «НКОК»). В соответствии с требованиями ФЗ «Об общественных объединениях» были образованы два региональных отделения из числа членов МАКК при МТПП, жителей 2-х регионов: Москвы и Московской области.
«08» августа 2013 года МОО «НКОК» получил регистрацию в Минюсте. В Президиум вошли руководители 43 общественной приемной (представительств МАКК) по России. Далее с учетом единого руководства и единого коллектива Комитеты объединили свои направления деятельности соглашением о сотрудничестве и взаимодействии. По сути, в обе организации входят одни и те же структуры и эксперты, направления деятельности носят последовательный характер. Руководителем обоих организаций является М.Р. Юсупов.
Идеология организации и стратегическое направление деятельности МОО «НКОК» и Московского антикоррупционного комитета (АКК при МТПП и РОО «МАКК») ─ это не только противодействие коррупции и общественный контроль над деятельностью государственных органов, но и поддержка государственных органов и органов местного самоуправления в сфере противодействия коррупции и содействие в обеспечении общественной безопасности в русле Концепции общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденной Президентом России 20 ноября 2013 г. (пункт 16 Концепции).
«12» марта 2014 года в МОО «НКОК» образованы институт общественного контроля и издательство. Проведена презентация первого грифованного учебника, рекомендованного учебно-методическим объединением ВУЗов России для студентов ВУЗов юридических факультетов «Противодействие коррупции в России», подготовленного авторским коллективом комитета и соавторами Московского психолого-социального университета.
В Роскомнадзоре в 2014 году зарегистрирован информационно-аналитический журнал «Вестник Национального комитета общественного контроля», второй печатный орган объединенных организаций. Издано 3 выпуска по 2 тыс.экземпляров, с рассылкой по регионам России.
В регионах Российской Федерации идет заключение соглашений о сотрудничестве и взаимодействии между МОО «Национальный комитет общественного контроля» и главами администраций регионов с последующим образованием представительств комитета.
Со сменой руководства Московской ТПП активность Антикоррупционный комитет при Московской МТПП вызвала непонимание и не устраивала нового президента МТПП В.М.Платонова, который 16 апреля 2019 года предложил Правлению МТПП сократить данный комитет в составе МТПП и передать его задачи по антикоррупционной деятельности Штабу по защите прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности города Москвы. Экспертный Совет данного комитета после сокращения в составе МТПП остался в составе РОО «Московский антикоррупционный комитет». Далее антикоррупционная деятельность комитетов продолжается без участия Московской ТПП.
МОО «НКОК» и МАКК постоянно наращивают участие в различных сферах деятельности общества, показывает реальные результаты в обеспечении антикоррупционного общественного контроля, противодействии коррупции и оказывают содействие государственным органам в реализации госпрограмм.
Информация о деятельности Комитетов открыта и доступна на объединенном интернет-сайте: mosmakk.ru, на котором своевременно и подробно отражаются все направления работы МАКК и МОО «НКОК».
Позитивная сторона данного направления деятельности – это конструктивное участие институтов гражданского общества, делового сообщества и граждан в реализации антикоррупционного законодательства России.
Мы исходим из того, что для достижения декларируемых нами целей необходима консолидация общества. Структурам гражданского общества необходимо перейти от ставшей модной в среде так называемых «либералов» критики любых действий руководства государства к реальным шагам по поддержке и реализации антикоррупционных инициатив Президента Российской Федерации. В первую очередь общественность может быть полезна в решении вопросов, касающихся вовлечения в процесс противодействия коррупции всех слоев населения, воспитания у граждан осознания её пагубности как негативного социального явления. Рост антикоррупционного сознания в России является одним из главных факторов по оздоровлению и прогрессивному развитию общества.
В свою очередь важно, чтобы органы государственной власти и управления поддерживали реально действующие общественные организации в сфере противодействия коррупции и обеспечения общественного контроля с учетом рекомендаций Президента Российской Федерации и в рамках российского законодательства. Наши совместные усилия должны быть направлены на минимизацию уровня коррупции в стране.
Справку подготовил : Первый заместитель председателя,
Генерал – майор запаса МВД РФ Юнаш И.Б.
Водочный магнат, миллиардер и гаишник: кто будет писать законы под антикоррупционный план Путина
Новый состав думского комитета по безопасности и противодействию коррупции в лицах
ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА
Стабильность во главе
Комитет по безопасности и противодействию коррупции в Госдуме восьмого созыва оказался одним из самых многочисленных — 24 депутата против 18 в прошлом созыве. Причем, ровно половина членов комитета работали в нем и предыдущие пять лет.
Так, пост председателя комитета сохранил единоросс Василий Пискарев. По данным официального сайта Госдумы, с декабря 2018 года он выступал на заседаниях нижней палаты парламента 250 раз и участвовал в разработке 95 принятых и обсуждаемых законопроектов.
Правда, непосредственно к антикоррупционному законодательству отнести можно немногие из них. Так, за пять лет работы Думы седьмого созыва поправки в закон “О противодействии коррупции” поправки вносились всего дважды, и оба раза Пискарев выступал в качестве одного из авторов. Еще одной из значимых инициатив, разработанных при участии Пискарева, стали изменения в закон “О статусе депутата Госдумы и члена Совета Федерации”, вводившие отвественность за непредотвращение конфликта интересов и подачу недостоверных сведений о доходах имуществе. Правда, изначально планировалось лишать депутатов и сенаторов мандатов, но до этого дело не дошло — ограничились освобождением от руководящей должности или просто предупреждением.
Сам Василий Пискарев заявлял, что считает антикоррупционное законодательство достаточно эффективным и не видит необходимости кардинально его менять. Впрочем, теперь ситуация может измениться в связи с утверждением президентом Владимиром Путиным Национального плана противодействия коррупции на 2021-2024 годы. Как сообщается на официальном сайте нижней палаты парламента, 1 октября Совет Госдумы утвердил план мероприятий по противодействию коррупции на тот же период, и одним из главных пунктов этого плана стали “мониторинг российского законодательства о противодействии коррупции и подготовка предложений по его совершенствованию”.
Декларация о доходах главы антикоррупционного думского комитета выглядит весьма скромно — годовой доход 6,8 млн рублей, две квартиры в пользовании, два гаража в собственности и дача в аренде. Но журналисты выяснили, что одна из квартир, которыми пользуется депутат, находится в элитном ЖК Green House и стоит не менее 45 млн рублей. Жилье площадью 94,2 кв. метра получено бесплатно от Управления делами президента и оформлено на дочь парламентария Анастасию Пискареву.
Молчаливый зам
Первым заместителем председателя комитета стал член фракции “Единая Россия” Рахим Азимов, он работал в комитете и предыдущие пять лет. Правда, если верить сайту Думы, за время работы седьмого созыва он не произнес на заседаниях ни одного слова. Зато у него в активе соавторство в 89 законопроектах, хотя большинство из них не имеют отношения к антикоррупционной политике. Он участвовал в разработке одной из поправок к закону “О противодействии коррупции”, а также поправки к закону “О Росгвардии”, предусматривающей проверку поступающих на службу на полиграфе.
Рахим Азимов заработал в прошлом году 5,5 млн рублей, а его супруга гораздо больше — 34,5 млн. В собственности парламентария имеется три автомобиля — Land Rover Range Rover, Toyota Land Cruiser 200 и грузовик УАЗ-390995-04, а вот недвижимость — три земельных участка, два жилых дома и три квартиры общей площадью 6,8 тыс. кв. метров записаны на жену.
В прошлом созыве у Василия Пискарева было два первых зама — Эрнест Валеев и Дмитрий Савельев, они будут работать в комитете по противодействию коррупции и в текущий пятилетний срок. Единоросс Валеев выступал на заседаниях Думы 448 раз, принимал участие в разработке 48 законопроектов, в том числе, практически всех антикоррупционных инициатив. ЛДПРовец Савельев брал слово 1 тыс. 112 раз, участвовал в законотворчестве 105 раз. Правда, среди авторов проектов по противодействию коррупции не значился.
Валеев заработал в 2020 году 6,7 млн рублей, из имущества имеет автомобиль Lexus RX350. Все указанные в декларации объекты недвижимости — земельный участок около 2 тыс. кв. метров и дом 250 квадратов — принадлежат его жене. Савельев задекларировал 5,6 млн рублей, две квартиры в аренде и одну в собственности, а также машиноместо.
Лидеры и аутсайдеры
Также свои места в комитете по безопасности и противодейсвию коррупции сохранили Анатолий Выборный, Адам Делимханов, Николай Езерский, Георгий Карлов, Олег Колесников, Андрей Луговой, Виктория Николаева и Адальби Шхагошев.
Член фракции “Единая Россия” Анатолий Выборный — самый активный депутат в комитете. На его счету 426 выступлений на заседаниях седьмого созыва и 177 законодательных инициатив. А самыми скромным парламентариями стали единороссы Адам Делимханов и Олег Колесников. Они ни разу не взяли слово на заседаниях и выступили соавторами всего в 18 и 19 законопроектах соответственно, среди них — ни одного по антикоррупционной теме.
Несколько раз в разработке проектов законов, направленных на борьбу с коррупцией, принимал Георгий Карлов, в обширном списке соавторов одной из поправок также фигурирует фамилия Виктории Николаевой. Остальные члены комитета вели законотворческую деятельность, но с коррупцией никак не связанную.
Что касается доходов вышеуказанных депутатов, то они за прошлый год задекларировали от 4,7 до 7,9 млн рублей. Единственный, кто выбивается из этого ряда — Георгий Карлов. Он указал 19,7 млн рублей, еще 13,5 млн заработала супруга.
Богатые и бедные
Что касается новичков антикоррупционного комитета, то часть из них заседали в прошлой Думе, но работали в других сферах. Так, единороссы Андрей Альшевских, Евгений Марченко и Михаил Шеремет пришли соответственно из комитетов по экономической политике, по государственному строительству и по энергетике. Коммунист Юрий Афонин раньше был первым зампредом комитета по природным ресурсам.
Третий созыв заседает в Госдуме Ризван Курбанов. Что интересно, в 2011 году он избирался от “Единой России”, а в 2016 — уже от КПРФ. В последнее время был первым замом председателя комитета по контролю и регламенту. Еще больший парламентский стаж — с 2007 года — у Михаила Старшинова. Он тоже не оказался приверженцем одной партии: первый срок представлял “Справедливую Россию”, а потом — “ЕдРо”. В седьмом созыве занимал пост замглавы комитета по экологии и охране окружающей среды.
Коммунист Роберт Кочиев был депутатом Госдумы и членом комитета по безопасности в шестом созыве, а в 2016 отказался от борьбы на выборах в одномандатном округе, а по партийному списку в Думу не прошел. Этот срок он отсидел в парламенте Северной Осетии. Если верить декларации о доходах, Кочиев — один из самых бедных депутатов Госдумы: за 2020 год он заработал 453 тыс. рублей, а супруга — 186 тыс. В собственности у Кочиева имеется лишь гараж и автомобиль Toyota Land Cruiser 200. Правда, в сети о нем упоминают как о “водочном магнате”, и “крестном осетинского алкогольного рынка”. В 2011 году писали о том, что Кочиев мог быть причастен к рейдерскому захвату компании-дистрибьютора спиртосодержащей продукции, а в 2019 — о драке в московском кафе, в которой якобы участвовал депутат. Впрочем, в КПРФ эти сообщения назвали фейком.
Еще одного новичка антикоррупционного думского комитета, единоросса Романа Водянова в медиа называют “миллиардером” и “одним из самых богатых людей Прикамья”. Водянов — вице-президент организации “ОПОРА России”, до избрания в нижнюю палату работал советником губернатора Пермского края по вопросам предпринимательства и занимался бизнесом. После выборов сообщалось, что он перестал быть директором компаний трех компаний и передал брату и сестре в доверительное управление принадлежащие ему доли еще в четырех организациях. За 2020 год Роман Водянов задекларировал 42,2 млн рублей, его супруга — 23 млн. В собственности у семьи Водяновых целая коллекция земельных участков общей площадью 3,5 гектара, два жилых дома — 180 и 583 кв. метра, гараж, телятник, а также три автомобиля, два мотоцикла, катер и прицеп.
Силовые мандаты
Засветился в новостях и еще один новоиспеченный парламентарий-антикоррупционер — бывший начальник управления ГИБДД МВД по Республике Башкортостан Динар Гильмутдинов. Находясь в этой должности, он принял участие в праймериз “Единой России”, несмотря на запрет на политическую деятельность, прописанный в законе “О полиции”. Правда, наказывать высокопоставленного гаишника не стали — он выиграл праймериз, после чего уволился из органов.
Возможно, на намерение Гильмутдинова баллотироваться в Госдуму повлиял коррупционный скандал — в марте 2021 прямо на оперативном совещании задержали пятерых его подчиненных. Сотрудников МРЭО республиканского ГИБДД заподозрили в получении взяток за выдачу водительских прав без экзаменов. Местные СМИ тогда писали о том, что вопросы у следователей СКР могут возникнуть и к главе региональной Госавтоинспекции.
Гильмутдинов — не единственный выходец из силовых структур в комитете Василия Пискарева. Также борьбой с коррупцией в Госдуме теперь будет заниматься единоросс Абдулхаким Гаджиев, который до избрания был замом командующего Северо-Кавказским округом войск Росгвардии по организации вневедомственной охраны и лицензионно-разрешительной работы.
Также от Дагестана избрался в нижнюю палату еще один яркий персонаж — руководитель федерального проекта “Трезвая Россия”, член Общественной палаты РФ Бийсултан Хамзаев. Борец за трезвость тоже попадал в коррупционные скандалы: дагестанский предприниматель обвинил Султанова и его активистов в провокациях с целью получения денег с торговцев алкоголем в республике. Его конфликт с представителями “Трезвая России” закончился массовой потасовкой, в которой пострадали обе стороны. Правда, к уголовной ответственности привлекли лишь самого бизнесмена.
Еще один выходец из Дагестана, который стал членом антикоррупционного комитета, — единоросс, замгендиректора Фонда инвестиционного развития территорий Руслан Гаджиев. Правда избирался он от Татарстана. Местные СМИ называли его “совершенно чуждым” республике человеком и «депутатом-транзитером, спущенным из Москвы”.
Невелика потеря
Впрочем, такой же транзитер, избранный от Татарстана в 2016 году, в новый созыв не попал. Это теперь уже бывший и, наверное, самый загадочный член комитета по противодействию коррупции Валентин Чайка. Единоросс избирался в Думу с 1999 года от разных регионов, но выступил на заседаниях всего три раза, последний — в 2001 году. Что касается законотворческой деятельности, то Чайка за последние пять лет стал соавтором трех законопроектов. Принят из этих трех был лишь один — “О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств”, но перечень соавторов данной инициативы близок к списку депутатов Думы.
Также в составе нижней палаты парламента восьмого созыва нет еще ряда депутатов, ранее работавших в комитете по безопасности и противодействию коррупции. Это бывший зам Пискарева справоросс Николай Рыжак, представитель той же фракции Гаджимурад Омаров и два единоросса — Фарит Ганиев и Дмитрий Перминов. В перечне соавторов антикоррупционных инициатив из них фигурировал лишь Перминов, да и то один раз.
Разработчиком нескольких инициатив в сфере противодействия коррупции в прошлом созыве выступал член президиума Генсовета “Единой России” Иван Квитка. Теперь он продолжит работу в думском комитете по обороне.
Если у вас есть информация о коррупционных нарушениях депутатов и сенаторов — пишите в рубрику ПАСМИ «Сообщить о коррупции».