что такое антиква шрифт
Что такое антиква шрифт
Возникновение Антиквы
Термин «Антиквенный шрифт» обозначает семейство шрифтов, которые обладают общими графическими признаками: наличием серифов (засечек) в окончании штрихов и контрастом в толщинах вертикальных и горизонтальных линий, образующих графику знаков. Для антиквенных шрифтов характерено так же специфическое чередование широких вертикальных и узких соединительных штрихов, которое возникает при письме «ширококонечным пером». Знаки антиквенного шрифта, даже в поздних образцах, копируют рукописную графику.
Рукописные формы антиквенного шрифта
В Европе в конце 14 столетия зародился новый стиль письма. Прогрессивно настроенные люди раннего Возрождения, гуманисты, изучали и пропагандировали наследие древнего Рима и Греции. В своей корреспонденции они использовали не готический стиль письма, а копировали более ранние формы шрифтов, которыми были написаны древние рукописи. Отсюда и название шрифта – «антиква», то есть, древний. Постепенно новый, для людей средневековья, и старый по происхождению шрифт распространился по Европе. Наибольшее распространение получили почерки под названием «канчеляреско» и «меркантильо», то есть, канцелярское и коммерческое письмо. Общий стиль письма того времени получил название «гуманистический курсив».
Прекрасный образец письма «канчеляреско» дает нам современная наборная гарнитура, сделанная по рисунку немецкого каллиграфа, проектировщика шрифтов Германа Цапфа, шрифт так и называется « ITC Zapf Chancery»
Первые наборные антиквы
В качестве наборного шрифта использовать «революционную» для своего времени антикву издатели книг решились не сразу. Вначале наборный шрифт копировал привычную средневековую «текстуру». Одним из первых печатать книги с «подвижных литер» стал немецкий ученый и Иоганн Гутенберг (1394-1468). Образцом его наборного шрифта служила рукописная текстура.
В 1462 году Майнц подвергся нападению и почти полностью сгорел. Деловая жизнь города остановилась. Но Иенсен не возвращается на родину, его покровитель Карл VII скончался, а на престол в 1461 году вступил Луи XI, который не покровительствовал книгопечатанью. Иенсен бежит в Италию, где первоначально работает в типографии под Римом, затем перебирается в свободную республику Венеция. Там, вдали от французского двора, и Ватикана можно было заняться прибыльным для своей эпохи бизнесом – изданием книг средневековых авторов. Для издания этих книг Йенсен гравирует специальный шрифт, который копирует рукописный почерк древних авторов. Шрифты Иенсена были первыми наборными антиквенными шрифтами (в рукописном варианте антиква уже существовала в трудах гуманистов). Свой опыт мастер передает итальянским типографам.
Отпечатанные в Венеции, на кораблях книги отправлялись по всем портам мира. «Интеллектуальная чума» быстро распространялась по Европе, принося прогрессивные идеи гуманизма и прибыль венецианским издателям.
Самым известным венецианским издателем был Альд Пий Мануций (1449-1515). Он издавал труды древнегреческих и римских философов и поэтов. Для своих изданий Мануций заказал шрифт известному граверу, золотых дел Франческо Гриффо, который гордо называл себя «ваятель литер». В своем шрифте Гриффо обобщил опыт каллиграфов и художников Возрождения, наборные кассы его шрифта состояли из трех алфавитов.
Для набора заголовков и ПРОПИСНЫХ букв использовалась форма шрифта, заимствованная у Римских монументальных надписей. В основу знаков для текстового набора был положен шрифт, используемый еще в средневековых скрипториях для быстрой и удобной переписки, он назывался «минускул». Большое значение для типографов того времени представлял курсив. Дело в том, что большинство текстов были рукописными и писались именно курсивом. За основу курсивного шрифта был взят почерк «канчеляреско». Интересный факт, что «полужирного» начертания в классической антикве никогда не было (как и светлого), это «изобретение» пришло в наборный шрифт в конце 19 века.
Таким образом, антиквенный наборный шрифт искусственно объединил в себе три разных вида письма. Последствия этого слияния стилей мы храним до сих пор (шрифт очень консервативен), так например, в современном алфавите используют три различные формы (графемы) буквы А
А – ПРОПИСНОЙ шрифт, берет начало от римских монументальных надписей
а – строчной шрифт, близок по форме к средневековому «минускулу»
а – курсив, заимствует графемы букв у почерка «канчеляреско» эпохи Возрождения.
Ренессансная Антиква в Европе
Шрифты сделанные по образцам Франческо Гриффо служили издательскому дому Альда мануция и его сыновьям более 100 лет. Близкие по стилю шрифты были созданы в других городах Европы, во Франции (Клод Гарамонд, 1480-1561), Нидерландах (Кристоф Плантен, 1520-1589), позднее Англии (Уильям Кезлон, род. 1722). Эти первые наборные гарнитуры, хранившие в своем рисунке связь со старыми рукописными шрифтами, вошли в историю под общим названием «Ренессансная» антиква.
Естественно, что шрифтов того времени не сохранилось. В современном наборе мы используем гарнитуры, сделанные по рисункам шрифтов эпохи Ренессанса, или вольные копии некоторых наиболее известных шрифтов (Гарамонд, Кезлон, Йенсен…)
Примеры современных гарнитур ренессансной антиквы:
Что такое антиква шрифт
Их форма ведет свое происхождение от шрифта древнеримских монументальных надписей (прописные буквы) и от книжного гуманистического минускула эпохи Ренессанса (строчные буквы). Первая наборная антиква появилась в Италии и Германии во второй половине XV века. В дальнейшем форма латинской антиквы развивалась: на смену антикве старого стиля (конец XV – начало XVIII в.в.) пришла переходная антиква (начало XVIII – конец XVIII в.в.), которая сменилась антиквой нового стиля (конец XVIII – начало XIX в.в.), кроме того, в начале XIX в.появились брусковые шрифты. На основе этих исторических форм современные дизайнеры шрифтов создают новые версии антиквенных шрифтов.
Старого стиля
Представляет собой первый этап развития антиквенных шрифтов (с конца XV по начало XVIII века). Форма знаков этого шрифта основана на дуктальном (рукописном) принципе, она характеризуется умеренной контрастностью, скруглением засечек в местах примыкания к основному штриху и наклоном осей овальных элементов. В ранних образцах хорошо прослеживается зависимость форм наборного шрифта от рукописного книжного почерка – гуманистического минускула, выполненного ширококонечным пером. С течением времени контраст увеличивается, засечки становятся острее, а оси овалов становятся почти вертикальными. В целом форма знаков все больше и больше начинает определяться глиптальными (скульптурными) принципами, которые используются при изготовлении металлических пуансонов.
Эти шрифты делятся на несколько подгрупп в соответствии с временем и местом своего появления: это венецианская антиква (конец XV века), итальянско-французская антиква (XVI век), голландская антиква (XVII век), английская антиква (начало XVIII века) и современные версии антиквы старого стиля.
Венецианская антиква
Ранняя антиква (конец XV века), включающая элементы готики. Этот шрифт иногда выделяют в отдельную группу классификации Humanist (так назывемая Гуманистическая антиква). Форма знаков основана на дуктальном принципе. Шрифты характеризуются умеренной контрастностью, мощными короткими засечками, хорошо выраженным наклоном осей овалов и размашистыми пропорциями. Круглые элементы имеют каллиграфические изломы, капли угловатые. Среди исходных венецианских шрифтов этого периода нет курсивов, они были изобретены позднее.
Итальянско-французская антиква (Гаральды)
Представляет собой дальнейшее развитие венецианской антиквы в XVI веке. В этот период форма знаков французской антиквы все еще основывается на дуктальном принципе, однако она постепенно меняется под воздействием типографской практики и эстетических теорий того времени. Шрифты характеризуются небольшим контрастом, пропорциями золотого сечения, разноширинностью знаков, плавным присоединением засечек и наклонными осями овалов. Засечки становятся более длинными и острыми, а верхние выносные элементы, как правило, заметно выше прописных знаков. В этот период в качестве альтернативного текстового шрифта впервые применяется строчной курсив с небольшим наклоном. Впоследствии курсив начинают рассматривать как дополнительное начертание к прямому шрифту, с которым он должен быть согласован по размеру, цвету и форме. В курсиве появляются наклонные прописные знаки, наклон которых в курсиве меньше, чем у строчных. Наклон строчных курсивных знаков меняется в широких пределах.
Барочная антиква уже почти не напоминает гуманистический мину-
скул. Она заметно контрастнее венецианской и итало-французской, фор-
ма капель и других элементов в ней ближе к геометрически правильной,
а засечки симметричные. В барочной антикве часто сочетаются верти-
кальная ось овала буквы о и наклонные — с и е.
Однако открытой формы знаков и общего характера набора достаточно,
чтобы барочная антиква оставалась динамической.
Разница в форме разновидностей барочной антиквы — голландской
и английской — невелика.
1. Голландская антиква
Представляет собой дальнейшее развитие форм французской антиквы в XVII веке. Эти шрифты выполнены более качественно, для них характерно постепенное нарастание особенностей, свойственных глиптальным шрифтам (увеличение контраста и насыщенности, более острые засечки, оси овалов более вертикальны) при сохранении традиционной формы антиквы старого стиля. Шрифты довольно узкие, а очко строчных имеет более округлую форму. Рост прописных приближается к высоте верхних выносных элементов. В курсиве наклон у прописных меньше, чем у строчных. Строчные курсивные знаки имеют разный наклон. Угол наклона строчных знаков в курсиве больше, чем во французской антикве.
2. Английская антиква
Шрифты первой половины XVIII века, созданные в Англии как улучшение голландской антиквы. Детали почти целиком определяются глиптальными принципами, однако форма знаков в значительной степени традиционно повторяет более раннюю антикву старого стиля. Знаки этих шрифтов более контрастны и насыщены, засечки тоньше и острее, а оси овалов почти вертикальны. Пропорции знаков гораздо шире, чем в голландской антикве, знаки разноширинные. В курсиве наклон у прописных меньше, чем у строчных. Строчные курсивные знаки имеют разный наклон. Средний угол наклона строчных знаков в курсиве довольно значителен.
3. Современные версии
Современные версии шрифтов на основе антиквы старого стиля, не имеющие конкретных прототипов и отличающиеся по форме.
Переходная
Шрифты начала и середины XVIII века, сочетающие черты шрифтов старого стиля, характерные для письма широким пером, и элементы шрифтов нового стиля, форма которых связана с особенностями процесса гравировки по металлу.
Антиква барокко
Эта форма переходной антиквы почти не связана с антиквой старого стиля. Она основана на глиптальных принципах, связанных с рисованием и гравировкой металлических пуансонов. Знаки более контрастны, а соединительные штрихи и засечки тоньше, чем в антикве старого стиля. Скругления засечек в местах соединения с основными штрихами выражены слабо. Оси овалов некоторых знаков почти вертикальны, у остальных знаков они имеют незначительный наклон. Наклоны строчных и прописных знаков в курсиве почти совпадают. Угол наклона знаков в курсиве средний.
Вариации
Современные вариации шрифтов на основе переходной антиквы, не имеющие конкретных прототипов и отличающиеся по форме.
Нового стиля
Эти шрифты появились в конце XVIII – начале XIX века в связи с развитием техники гравировки по металлу. Одноширинные шрифты с сильным контрастом. Засечки длинные и тонкие, оси овалов строго вертикальны. По форме засечек антиква нового стиля делится на следующие группы: классицистическую, англо-шотландскую и современные вариации шрифтов на основе антиквы нового стиля.
Классицистическая антиква
Эти шрифты характеризуются полным отходом от дуктальной традиции. Шрифты имеют сильный контраст, по пропорциям одноширинны, у знаков тонкие длинные засечки, как правило, нескругленные в местах соединения с основными штрихами, оси овалов — строго вертикальны. Засечки и соединительные штрихи имеют равную толщину. Наклон строчных и прописных знаков в курсиве строго одинаков. Угол наклона знаков в курсиве средний.
Шотландская антиква
По форме эти шрифты близки классицистической антикве, но при этом они обладают некоторыми чертами переходной антиквы. Это сильно контрастные одноширинные шрифты с тонкими засечками, скругленными в местах соединения с основными штрихами. Наклон строчных и прописных знаков в курсиве строго одинаков. Угол наклона знаков в курсиве средний.
Вариации
Современные вариации шрифтов на основе антиквы нового стиля, не имеющие конкретных прототипов и отличающиеся по форме.
Малоконтрастные антиквы
Менее контрастные шрифты, приближающиеся
к брусковым шрифтам типа Clarendon (конец XIX в.)
Эта разновидность статической антиквы, появившаяся в конце XIX века
в основном для набора газет, отличается меньшим контрастом
и скруглёнными засечками. По форме она близка к брусковому шрифту.
Современные антиквы
Брусковая
Первые такие шрифты появились в Англии в начале XIX века. Они характеризуются мощными засечками прямоугольной формы без скруглений или с небольшими скруглениями в местах присоединения к основным штрихам, малым контрастом или полным отсутствием контраста между основными и соединительными штрихами, а также крупным очком строчных знаков.
На основе антиквы
На основе гротеска
С односторонними засечками
Шрифты этого типа появились сравнительно недавно и встречаются
достаточно редко, так что какие-либо характерные элементы названия
шрифтов из этой группы пока не сложились.
Итальянские шрифты
Акцидентные шрифты с обратным контрастом, у которых горизонтальные штрихи толще вертикальных. Появились в первой половине XIX века, но приобрели большую популярность как акцидентные в конце XIX – начале ХХ века. Иногда их относят к группе брусковых шрифтов. Как правило, в этих шрифтах нет наклонных начертаний.
Акцидентные
Латинского стиля
Акцидентные шрифты с преувеличенными засечками треугольной формы, иногда скругленными в месте примыкания к основному штриху. Изобретены в Англии в первой половине XIX века.
Итальянские шрифты
Акцидентные шрифты с обратным контрастом, у которых горизонтальные штрихи толще вертикальных. Появились в первой половине XIX века, но пользовались также большой популярностью в конце XIX – начале ХХ века как акцидентные. Иногда их относят к классу брусковых шрифтов. Как правило, в этих шрифтах нет наклонных начертаний.
Шрифты с росчерками
Шрифты или начертания с декоративными каллиграфическими росчерками у прописных и строчных, начальными и конечными росчерками и т.д.
Каллиграфические
Антиква-гротески
Акцидентные и текстовые шрифты, по форме промежуточные между гротеском и антиквой. Имеют на концах штрихов либо едва заметные утолщения, либо маленькие острые засечки.
Моноширинные
Акцидентные и текстовые шрифты, по форме имитирующие шрифт пишущей машинки, а также любые шрифты с одинаковыми ширинами знаков. Моноширинные шрифты применяются для набора таблиц и технических текстов, а машинописные для имитации машинописного текста и для акциденции.
Cамый краткий курс по классификации шрифтов
На первый взгляд кажется, что за всю историю письменности придумано так много шрифтов, что разобраться в них просто невозможно. На самом деле все гораздо проще и все эти бесконечные вариации окружностей и палочек легко умещаются в стройную и простую систему.
Все шрифты делятся на четыре большие группы, как времена года или стороны света: 1. антиква с засечками2. гротеск без засечек3. рукописные, имитирующие человеческий почерк4. акцидентные для заголовков и плакатов.
Стиль: академический, классический, традиционный, консервативный, элегантный. Где найти: деловые газеты, научные статьи, книги, учебники, документация.
Если бы шрифты можно было бы сравнить с цивилизациями, антиква, несомненно, была бы представителем западной. Эти шрифты формальны, строги и имеют самую длинную историю. У них традиции и манеры. Особенность антиквы, как уже говорилось, засечки — накрахмаленные воротнички и манжеты букв, элементы, которые делают шрифт устойчивее, основательнее, аккуратнее. Антикве хорошо удается передавать смысл деловых документов, научных справочников и статей, больших объемных текстов. Бизнесмен с газетой скорее всего пробегает глазами антикву, студент, сдающий сессию, имеет дело с засечками.
Скругление засечек в местах примыкания к основному штриху и наклонная ось овальных элементов, умеренная контрастность. Примеры: Arno Pro, Adobe Garamond, Bembo, Dante, Stempel Garamond, Granjon, Poliphilus, Sabon.
Разница между основными и соединительными линиями в переходной антикве более явная, чем в старом стиле, но менее четкая, чем в антикве нового стиля. Примеры: Times New Roman, Baskerville, Caslon, Georgia и Bookman.
отличается более сильным контрастом между основными и соединительными линиями, строго вертикальными овалами, тонкими и длинными засечками. Примеры: Didot и Bodoni.
— брусковая антиква-
Разница между основными и соединительными линиями либо малозаметна, либо ее нет совсем, засечки мощные, прямоугольной формы. Как, например, заголовки GoDesigner:
Стиль: современный, легкий, нейтральный, функциональный. Применение: деловые, технические и электронные документы, учебная литература, архитектура, интернет и цифровые технологии.
Это, несомненно, шрифтовой север — минималистичный, четкий, функциональный и прямолинейный, как шкаф из Ikea, не терпящий никаких излишеств, как например засечки антиквы или росчерки рукописных шрифтов. Эти элементы, как атавизм, исчезли за ненадобностью. Гротескные шрифты — это новая история, конструктивизм и Баухаус, космос и компьютеры. Лента Фейсбука — гротескный Gotham. Компании Microsoft, Panasonic и даже NASA используют вездесущую Helvetica.
Переходное звено в шрифтовой эволюции от антиквы до гротеска, буквы с небольшим контрастом. Примеры: Franklin Gothic и Akzidenze Grotesk.
Самые нейтральные, одноширинные шрифты почти без контраста. Примеры: MS Sans Serif, Arial, Helvetica и Univers.
Имеют большую контрастность в толщине штрихов. И гуманистическими они названы не случайно, а потому что напоминают рукописные (пером). Примеры: Gill Sans, Frutiger, Tahoma, Verdana, Optima, и Lucide Grande.
Как ясно из названия, строятся на основе геометрических форм. Пример: Futura и Geometria.
Стиль: поэтический, художественный, декоративный. Применение: оформление приглашений, альбомов, изысканные заголовки, вывески, поздравительные открытки.
Представьте себе сосредоточенного китайского мастера, выводящего пером иероглифы. Да, рукописные шрифты прекрасны, непостоянны и изящны, как восток. Они кружат своими росчерками, как турецкие дервиши, и чаще похожи на арабскую вязь и иероглифы. В рукописных шрифтах слишком много непостоянства, поэтому они кажутся человечнее и могут служить классической поэзии (как, например, формальные) и современному уличному искусству (как неформальные). Но слишком много на них не прочитаешь — в больших объемах они становятся приторными, как халва. Рукописные шрифты легко отличить по окончанию sсript в названии.
— формальные рукописные-
чаще всего курсив, с большим количеством вензелей, эдакое шрифтовое барокко. Примеры: Kuenstler sсript.
— неформальные рукописные-
Не такие старомодные как формальные и в принципе, похожи на большинство почерков современного человека, не обладающего каллиграфическим навыком. Примеры: Mistral и Brush sсript.
Стиль: декоративный, народный, фантазийный. Применение: реклама, вывески, логотипы, заголовки.
Это все странные, стилизованные, художественные, дизайнерские и слегка ненормальные шрифты. Читать с их помощью большие объемы текста – получится едва ли. Они лишь могут обрамлять его, быть эдакой вишенкой на торте. Акцидентные не знают правил, их начертания ограничиваются только фантазией дизайнера. Их уместно сравнить с пестрым многообразием юга: экзотической флорой и фауной джунглей или магическими орнаментами африканских племен. Реклама, вывески, заголовки, логотипы, словом все, что умещается в двух-трех словах — вот ареал обитания этой группы.
Что такое антиква шрифт
Появившаяся в Италии в середине 15 века новая форма шрифта, которая брала происхождение от древнеримских монументальных надписей (прописной шрифт) и рукописных шрифтов эпохи Ренессанса (строчной и курсивный шрифт), распространилась в Европе и стала основной формой книжного шрифта. Любопытно, что новый шрифт получил название «антиква», то есть старый.
Интересно отношение современников к антикве. Антиквенный шрифт не считали «удобочитаемым», люди вполне привыкли к готике. Новая форма шрифта ассоциировалась с идеями гуманизма, с новым мировоззрением, отношение к которому у разных людей было различным. Так например, в 1522 году Лютер издал переведенную на немецкий язык библию готической фрактурой (издатель Мельхиор Лотт, город Виттенберг), но некоторые абзацы, в которых говорится о дьяволе и грехе, он выделил антиквой. Говоря современным языком, форма шрифта выражала содержание текста.
Распространению антиквы способствовало развитие книгопечатания и полиграфии того времени. Традиционным для средневековья готическим шрифтом набирали в основном духовную литературу, светские книги печатались антиквой. Антиквенный и готический шрифты совместно существовали в словолитнях довольно долго. В Германии особенно любили готическую форму шрифта и печатали книги фрактурой (поздней формой готического шрифта) вплоть до 20 века.
В развитии антиквы выделяют три основных этапа,
Ренессансную антикву, переходную антикву (антикву эпохи барокко, переходный период ренессанса к новому времени)
и антикву эпохи классицизма (новую антикву).
О ренессансной антикве мы подробно говорили ранее. Рассмотрим переходную и новую антиквы
Изменения и совершенствование в технике печати, а так же отливке литер служили и предпосылками для изменении стиля антиквенного шрифта. Первыми «ваятелями литер» были граверы ювелиры. Они могли вырезать на металле самый тонкий рисунок и обладали секретом отливки тончайших деталей. Говорят, что для отливки первых шрифтов использовался состав, который ювелиры использовали для подделки серебряных украшений, сплав из олова, свинца и сурьмы. Этот состав, под названием «гарт» (твердый) с небольшими изменениями дошел до середины 20 века, когда наборный шрифт окончательно перекочевал из типографий в музеи.
Граверы шрифта были очень искусны, но печатники 15 века не могли позволить себе шрифта с тонкими штрихами и узкими концевыми элементами. Металлический шрифт рвал грубую, рыхлую бумагу. В рецептах типографских красок люди не достигли совершенства. В качестве красителя использовались перетертые, пережженные косточки винограда (знаменитая краска «кость жженая»), связующим веществом был бараний жир. Краска была не кроющей, для получения четкого оттиска требовался большой слой краски и сильное давление. К тому же создать ровное давление на деревянном станке было очень сложно. Недочеты технологии скрывал рисунок старой антиквы.
В эпоху барокко художники стремились скорее передать в шрифте характер стиля своего времени, чем следовать за рукой каллиграфа. Бумага и краски стали совершеннее. Новый стиль, богатый вычурными орнаментами требовал от типографов соответствующего оформления книг. В первую очередь это коснулось оформления титулов, буквиц, виньеток. Но в графике самого наборного шрифта также произошли изменения.
Прежде всего изменился контраст штрихов. Соединительные линии стали тоньше. Концевые элементы букв и засечки (серифы) больше не имитировали росчерк пера, их форма скорее копировала завитки барочных орнаментов. В довершении торжества стиля в некоторых буквах появились декоративные каплеобразные элементы. Например, в строчных буквах «а», « j » « r ». Для нас такая форма кажется привычной, но подобные элементы декора в антикве ренессанса отсутствовали, сравните с аналогичными знаками в гарнитуре Лазурского.
Антиква переходного стиля во Франции
Изменился не только стиль шрифта, но и отношение его значению в масштабах государства. Правители понимали, что печатное слово может оказывать сильное воздействие на умы сограждан. Если раньше шрифтом занимались энтузиасты одиночки, то в начале 18 века во Франции создание нового шрифта становится делом государственной важности.
Французский король Луи IV поручает разработать новый шрифт французской академии наук. Для этих целей была организована целая комиссия во главе с аббатом Николя Жожеоном (Nicolas Jaujeon). К проекту шрифта был применен научный метод. Шрифт строился по сетке 8х8 квадратов, каждый из которых был поделен на 6 частей. Итого 6 х 8 = 48 point (точек). Сторона квадрата была равна старому французскому дюйму. Соотношение толщины основного и дополнительного штриха строго лимитировалось 1/3. Новый шрифт назвали Роман дю Руа.
Система построения шрифта Роман Дю Руа заложила основу типографской системе мер, в которой основной единицей измерения является квадрат, а высота шрифта (кегель) измеряется в пунктах (от французского point, точка). Позже эта система была принята и доработана в словолитне Симона Фурнье и в таком виде просуществовала до наших дней. Старые типографские наборщики измеряли формат в «квадратах», квадрат равен 48 пунктам. Размер шрифта мы до сих пор измеряем в пунктах (правда не в европейских, а англо-американских, но это не пеняет сути типометрической системы).
В рисунке нового королевского шрифта была любопытная деталь. Строчная буква «l» имела совершенно лишний сериф, расположенный по верхней линии строчных букв. По замыслу авторов, по этому серифу все должны отличать королевский шрифт от прочих.
Выполнять проект по чертежам Академии наук поручили опытному граверу Филиппу Гранджану. Работая над проектом академии, он собственноручно награвировал 9236 литер с 1693 по 1714 г. Первая книга была отпечатана в 1702 году. Обладая большим опытом гравера, Гранджан скептически отнесся к проекту. По собственному усмотрению он внес в рисунок литер значительное количество «зрительных поправок». Только благодаря усилиям и опыту Гранджана проект состоялся.
В 1904 году директор национальной типографии в Париже Артюр Кристиан и гравер Жюль Хенаф (Jules Henaff) реализовали проект в точности. Шрифт получился очень странный, широкий, с нарочито симметричными элементами. Простая арифметика и модульная сетка не могут подменить таланта проектировщика шрифта.
Но система заложенная в основу проекта Роман Дю Руа не пропала даром. Модульная система в размере шрифтовых литер была внедрена в словолитне французского печатника Симона Фурнье. Основной единицей измерения стал «квадрат» равный 48 пунктам. Шрифты стали отливать не произвольной высоты, а строго по заданным размерам. Это позволило типографам обмениваться шрифтами произведенными в разных словолитнях. В таком виде типометрическая система виде до наших дней. Старые типографские наборщики измеряли формат в «квадратах». Размер шрифта мы до сих пор измеряем в пунктах, правда не в европейских, а англо-американских, но это не пеняет сути типометрической системы.
Переходная антиква в Англии
Мастером антиквы барокко был английский типограф и издатель Джон Баскервиль. В молодости он работал резчиком по камню в городе Бирмингейме. Таким образом будущий типограф получил представления о шрифте и способах его гравировке, правда, по камню.
Баскервиль зарабатывал росписью лаковых шкатулок, но его настоящей мечтой было издание трудов древних философов и поэтов. В своем отечестве Баскервиль не нашел достойных шрифтов и решил сам спроектировать шрифт по образцам классиков итальянского Возрождения. Правда, сам Баскервиль не гравировал шрифтовых пуансонов, он сделал лишь проект шрифта, для его реализации в металле он пригласил известного гравера-пуансониста того времени Джона Ханди. Гарнитура Баскервиля не была копией ренессансных образцов, он создал оригинальный шрифт, носящий до сих пор его имя и ставший классикой английской культуры.
Современники не понимали увлечений Джона Баскервиля, а печать античной литературы не принесла ему того коммерческого успеха, который приносили эти книги венецианским издателям. Основав свое дело в 1750 Году, в 1769 он окончательно разорился, типография перешла его компаньону Роберту Мартину. Мы потеряли бы эти замечательные литеры, но типографию полностью купил предприимчивый француз, бунтарь, автор сатирических пьес, Пьер Бомарше.
Интересный факт. После смерти Бомарше, типография и все шрифты были проданы его дочерью наследнику династии Дидо Пьеру Дидо-старшему. Передаваемые из поколения в поколения литеры английского мастера перешли в собственность французской типографии «Доберньи и Пеньо» и в 1935 году Шарлем Пеньо были переданы Кембриджскому Университету.
Смотрите современную версию шрифта Баскервиль
http://www.paratype.ru/pstore/default.asp?fcode=DA_ALL&search=Alliance
Стилистику шрифта эпохи классицизма наилучшим образом отражает творчество французского типографа Франсуа Дидо (1678-1757). Издательский дом Дидо просуществовал до 1850 года. Четыре поколения французских типографов хранили и развивали искусство шрифта. Характерные черты шрифтов, разрабатываемых Дидро стали общими признаками шрифтов эпохи классицизма и последовавшего за ним стиля ампир (имперский стиль).
Сравните рисунок характерных знаков в ренессансной и новой антикве.
Новая антиква в Италии
Известным проектировщиком шрифта эпохи классицизма был итальянский типограф Джамбатиста Бодони (1740-1813). Начав работать наборщиком в типографии в Риме, Бодони прославился своим искусством оформления книг.
За свою жизнь Бодони заслужил множество титулов, его называли «Печатник королей и король печатников». В 1761 году Пармский герцог Фердинанд пожелал организовать единую государственную типографию, возглавить которую поручает Бодони. В 1770 года Бодони открывает собственную словолитню, а в 1790 году собственную типографию.
Есть интересный факт в биографии Бодони, характеризующий отношение эпохи просвещения к антиквенным шрифтам ренессанса. Во время своей работы в Риме, разбирая старые кассы, он нашел забытые комплекты старых литер. В то время Италия уступила в шрифтовом искусстве пальму первенства другим странам, и шрифты для типографий закупались во Франции. Предположительно, это были шрифты из словолитни известного французского мастера Клода Гарамонда. Молодому Бодони не понравился этот старый и немодный шрифт. Он решил исправить «огрехи» мастера Ренессанса и штихелем перегравировал каждую литеру, придав ренессансному шрифту вид «новой» антиквы. Таким образом, люди потеряли последние экземпляры оригинальных литер Гарамонда, которые случайно сохранились в старой итальянской типографии, но получили первые шрифты знаменитого Джамбаттиста Бодони! (подробнее http://ifont.ru/n14-19.html)
Новая Антиква во Франции
Эпоха классицизма в книгопечатании неразрывно связана с именем выдающегося французского проектировщика шрифта, типографа и издателя Франсуа Дидо, а так же его детей и внуков. Уникальный случай в истории шрифа и книговечатания – в течении более ста лет одна династия удерживала лидерство в отрасли производства шрифта и книгопечатания. Шрифтами Дидо отпечатаны указы французского короля и воззвания французских революционеров, шрифты дидо подытожили развитие книжного искусства эплхи возрождения и барокко и дали импульс развитию новых форм шрифтам 19 столетия. Шрифты словолитни Дидо поставлялись в Россию. Именно этими шрифтами печатали басни Крылова и поэмы Пушкина.
Вот как выглядит биография семьи Дидо:
Франсуа Дидо (Fransois Didot 1689 – 1757)
1713 – открыл книжную лавку.
1754 – типография а Париже.
Франсуа Амбруаз Дидо (Fransois Ambrois Didot 1730 – 1804)
В то время в типографиях появляется новшество – металлическая рама для зажима набора
(возможно ее изобретение принадлежащих семье Дидо). Это потребовало особой точности в отливке шрифта.
1785 – Дидо уточняет типометрическую систему Фурнье. За основу берется «Pied du Roi»,
ступня короля (старый французский фут) = 864 пункта (324,8394 мм). В последствии,
при переходе на метрическую систему, для простоты расчетов были сделаны округления,
и принят 1 pt = 0,376 мм. Типометрическая система введенная Франсуа Дидо прослужила
типографам около 200 лет.
1783 – Дидо печатает книги по поручению короля Луи XVI. Эти издания становятся
образцом книжного искусства классицизма. Работы Дидо отличает уравновешенность
печатных и пробельных элементов.
Пьер Дидо старший (Pierr Didot aine 1761 – 1853)
старший сын Франсуа Амбруаза Дидо.
Работал над изданием коллекции Лувра вместе с известными
иллюстраторами: Прюдон, Шарль де Тиозон, Жан Мишель Моро, Персье.
В те времена, для воспроизведения картины нужно было ее скопировать, и полученный рисунок
перевести в гравюру. Никаких технических средств для этого не было. Такую работу выполняли
иллюстраторы и граверы.
Фирмин Дидо (Firmin Didot 1764 – 1836)
младший сын Франсуа Амбруаза Дидо.
Помогал старшему брату в работе над шрифтами для издания
коллекции Лувра.
1805 – создал наборный шрифт, копирующий «английскую» каллиграфию.
1811 – Наполеон назначает Фирмина Дидо директором
Императорского печатного двора. Фирмин решает обновить шрифты
гравированные Гранжаном.
1812 – 1815 Создал 13 начертаний, известных под названием
Tipes Millimetriques.
Жюль Дидо (Jul Didot 1794 – 1876)
сын Пьера, правнук Франсуа Дидо.
1850 – продал типографию отца голландской фирме
Еншеде а Хаарлеме и работал в ней совместно
с новыми владельцами до 1860 года
Новая антиква в Германии
Унгер, имел договор с фирмой Дидо, получал готовые матрицы для отливки литер.
Юстас Ерих Вальбаум (1768 – 1839) Самостоятельно проектировал шрифт.
Создал вариант немецкой классицистической антиквы.
1798 – открывает собственную словолитню в городе Гослар.
1803 – переезжает в Веймар.
Новая антиква в Англии
Александр Уилсен