что такое антитеррор в армии
Антитеррор – ручная работа
Спецназ без действия ржавеет, как железо
Герой России, полковник Сергей Лысюк стоял у истоков спецназа внутренних войск. Именно он формировал учебную роту, преобразованную позже в отряд «Витязь». Накануне Дня спецназа Вооруженных Сил РФ, который отмечается 29 августа, Сергей Лысюк рассказал о своей работе «ВПК».
– Сергей Иванович, с чего начиналась история «витязей», кто стал инициатором создания отряда?
– Летом 1977 года руководство СССР задумалось о необходимых мерах безопасности, связанных с предстоящими Олимпийскими играми. Представители правительства и МВД съездили в Мюнхен и Монреаль, чтобы ознакомиться с опытом организации и проведения подобных спортивных мероприятий. Особо обсуждались трагические события 1972 года, которые произошли на мюнхенской Олимпиаде.
– После этого в ФРГ была создана группа быстрого реагирования GSG 9 (Grenzschutzgruppe 9 – Группа охраны границ 9. – «ВПК») для борьбы с террором.
– Да. У нас тоже собирались формировать нечто подобное. В декабре 1977-го МВД принимает решение создать аналог финской группы спецназа «Медведь». Так появился первый взвод. Летом 1978-го проведены показательные занятия для министра внутренних дел и несколько позже – для оргкомитета Олимпиады-80. После этого нас стали называть учебной ротой специального назначения или УРСН. Сделали это для того, чтобы подчеркнуть элитарность подразделения и повысить заработную плату офицеров. Так, наш командир взвода стал по званию на ступень выше – капитаном, а командир роты – майором. Соответственно повысилась и ответственность. Подразделение на две трети состояло из солдат, прослуживших год.
– Как складывалась жизнь УРСН после Олимпиады?
– Наступил 1988 год и по всей стране вспыхнули межнациональные конфликты. Наше подразделение начало ездить по горячим точкам с целью поддержания конституционного строя и целостности СССР. В 1989-м появились другие роты спецназа в Киевском, Тбилисском, Минском, Львовском оперативном полках внутренних войск, а также в Софринской и Калачевской бригадах. В связи с до предела накалившейся обстановкой в горячих точках принимается решение создать на базе нашей роты батальон. По примеру западных спецподразделений мы захотели иметь свое название. В руки мне попалась книга «Георгий Победоносец – легендарный витязь». И мы со своими офицерами приняли решение стать «витязями». По нашему примеру другие спецподразделения тоже стали присваивать себе имена.
– Насколько изменилось со временем боевое применение «Витязя»?
– Чтобы сколько ушли бойцов на операцию, столько и вернулись. И, конечно, здоровья, удачи, успехов.
Сергей Лысюк
Беседовал Тимур Ахметов
Смотрины
Рубка за берет
На базе негосударственного образовательного учреждения «Центр специальной подготовки «Витязь», расположенного в Балашихинском районе, прошел организованный Центральным советом краповых беретов ветеранов сил специального назначения экзамен на право ношения символа доблести и мужества спецназа внутренних войск.
Необычность мероприятия заключалась в том, что к сдаче допускались не действующие военнослужащие, а те, кто отслужив и уволившись в запас, по разным причинам не смогли в свое время стать обладателями престижного головного убора.
Желание заработать краповый берет выразили почти сто человек. Большинство из них имеют семьи, престижную работу, неплохой доход и достойный социальный статус. Среди желающих быть причисленным к элите ВВ (других благ краповый берет не дает) крепкие парни до 40 лет из Забайкалья и с Северного Кавказа, Поволжья и Урала, из Заполярья и Поморья, Белоруссии и, конечно, из Москвы и Петербурга. Сколько было теплых, братских встреч, крепких мужских объятий, ведь встретились друзья-однополчане, съевшие вместе не один пуд армейской соли, некоторые впервые увиделись после пары десятков лет.
Антитеррор в армии — что это?
Современная молодежь, планирующая поступить на срочную либо же контрактную службу в вооруженные силы, нередко задается вопросом: «Антитеррор в армии — что это?».
Важно! Терроризмом называют акт насилия либо же угрозу его использования по отношению к людям, определенным организациям, а также повреждение и разрушение либо сопутствующая угроза относительно имущества с риском гибели людей, создание существенного ущерба имуществу.
Такие действия осуществляют для нарушения режима общественной безопасности, давления на различные органы власти, для принятия решений, заведомо выгодных третьим лицам.
Также понятие включает в себя посягательство на здоровье и жизнь государственных служащих, политиков, представителей иностранных государств, международных учреждений.
Антитеррор в армии — что это: основные разновидности терроризма
Одними из самых распространенных методов создания террористической угрозы считается использование различного рода взрывных устройств, использование которых может приводить к гибели людей либо нанести существенный урон, повредить каналы связи.
Существует разновидность таких актов, которые осуществляются с применением химикатов либо биологически опасных разновидностей веществ. Обычно применяются такие химикаты, которые возможно изготовить в условиях производства либо же в лаборатории, легко транспортируются и приводятся в действие. Такие случаи зафиксированы как на открытых местах, так и в закрытых помещениях различного рода.
Еще одним типом терроризма считаются акты с применением телефонной либо же почтовой связи. При телефонном типе, нарушитель звонит в определенные организации, объекты, и сообщает об установленном устройстве, создающем угрозу для жизни людей или материального имущества.
Основной целью таких угроз считают возможность заставить определенных лиц пойти на уступки, которые выгодны преступникам. При этом достаточно часто наблюдается массовая паника.
Рассматривая вопрос: «Антитеррор в армии — что это?», стоит упомянуть, что выполнение условий организаторов террористического акта влечет за собой серьезные последствия и осложнения ситуации.
Для таких ситуаций созданы специальные подразделения военного типа, предназначенные для борьбы с терроризмом.
Антитеррор в армии — что это: описание подразделений
В большинстве случаев специализированные подразделения состоят из нескольких групп, включая следующие:
Данные подразделения действуют в соответствии с актуальными нормативными актами и законодательством Российской Федерации. На сегодняшний день используются нормы специализированной подготовки и обучения военнослужащих для действия в таких обстоятельствах.
Антитеррор в армии — что это: обязанности служащих
Рассматривая вопрос о таких подразделениях, необходимо изучить все основные функции и обязанности служащих того либо иного отряда.
Специалист, входящий в группу управления, обязан:
Антитеррор в армии — что это: обязанности разведчиков
Специалист разведывательной группы выполняет следующие функции:
Антитеррор в армии — что это: обязанности блокирующих
Специалист такого отряда должен выполнять следующие функции:
Антитеррор в армии — что это: обязанности огневой поддержки
Данный отряд создает оптимальные условия для деятельности групп блокировки, использования резервов, при этом основной задачей является нанесение противнику максимальных повреждений, разрушение его основных и дополнительных укрытий.
Служащие четко следуют персональным боевым задачам, учитывая общие приказы и текущую ситуацию. Отряд также обеспечивает защиту командира, в экстренных ситуациях берет командование на себя.
Используются различные боевые средства, и вооружение, владеть которыми боец обязан в совершенстве.
Антитеррор в армии — что это: обязанности резервистов
Данный отряд обеспечивает усиление подразделения в группе блокировки, уничтожает закрепившихся и отходящих террористов, либо же применяется при экстренных ситуациях.
Специалисты должны понимать четко и ясно все боевые задачи, и следовать им, используя представленное оснащение и вооружение.
Кроме того, необходимо выделить в особую категорию группы разминирования и медицинской помощи, а также отряда РХБ. Данные подразделения играют весомую роль в деятельности всей группы.
Таким образом, ответ на вопрос: антитеррор в армии — что это, предельно прост – специальное подразделение, обученное для борьбы с террористическими актами, действующее в рамках законодательства Российской Федерации и международных нормативных актов.
Антитеррористическая защищенность: требования, инструктажи, рекомендуемое оборудование
Инструктаж по антитеррористической безопасности является процедурой, предполагающей изучение гражданами порядка действий в случае возникновения угроз для жизни или здоровья. Процесс обучения может происходить на территории предприятий, учебных заведений, публичных учреждений. Как же осуществляется обеспечение антитеррористической безопасности и защищенности?
Антитеррористическая защищенность в РФ
Терроризм в последние десятилетия стал довольно-таки распространенным явлением на планете. Напряженность ситуации предопределяется увеличением и без того многих незаконных формирований, которые обостряют обстановку главным образом на территории ближневосточных государств. Целями террористических атак могут быть самые разнообразные места: самолеты и аэропорты, черта города, детские учреждения, организации, в общем, любые общественные места с большим скоплением людей.
Подобная опасность требует более эффективных мер, чтобы предотвратить новые трагедии. Подготовка антитеррористической защищенности на особо важных объектах, усиление охраны в режимных организациях не всегда могут быть достаточными мерами. Кроме всего прочего, особое внимание уделяется и подготовке непосредственного персонала этих и других организаций.
Антитеррористическая безопасность Российской Федерации
В школах, в больницах, на предприятиях и в любых других организациях должны быть утверждены документы, определяющие порядок действий людей при возникающих угрозах. Это так называемые антитеррористические инструкции и паспорта. Их основные положения обязаны быть доведены до сведения всего персонала. В дополнение ко всему, чтобы произошло большее публичное ознакомление, следует вывешивать и наглядную агитацию. Всеми этими мероприятиями должно заниматься руководство, причем в самостоятельном порядке.
Федеральным законодательством определено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны заниматься обеспечением условий по предотвращению угроз для жизней граждан. Тем не менее, нормативными документами не разъясняется подробно, каким образом можно гарантировать антитеррористическую защищенность в РФ. В результате перечень мероприятий разрабатывают ответственные лица в самостоятельном порядке. Практически это выглядит как утверждение локального документа, паспорта, в котором должны быть прописаны соответственные меры.
Рекомендации по антитеррористической защищенности в РФ
Примером одного такого локального документа, отвечающего за антитеррористическую безопасность, можно назвать Инструкцию. В ней имеются некоторые разделы, в которых говорится об:
Что написано в общих положениях
Здесь обычно описываются общие назначения документа. Этим же разделом перечисляются некоторые меры, которые должны предприниматься персоналом. К первичным мероприятиям антитеррористической безопасности могут предъявляться следующие требования:
Что написано в обязанностях службы безопасности
Здесь описываются задачи, которые исполняются охраной на предприятиях. В частности, под антитеррористической безопасностью в школах предполагается:
Какие требования предъявляются к порядку действий персонала
Здесь описываются правила, которыми обязаны пользоваться сотрудники в случае возникновения угроз для их жизней. К примеру, полностью обрисовывается последовательность всех действий в случае обнаружения подозрительных предметов, которыми могут быть свертки, коробки, пакеты и прочие вещи, а также необходимая в таких случаях срочная эвакуация и другие мероприятия. Обязательно наличие разных приложений к инструкции в виде схем с указанием аварийных выходов, номеров телефонов экстренных и специальных служб и др.
Как проводятся инструктажи
Они проводятся несколькими этапами. Антитеррористической безопасностью объектов предполагается непременное обучение персонала порядку действий в условиях опасности. В ходе его проведения персонал знакомится с направленностью политики предприятия в области антитеррористической защищенности. Все руководители могут определять свои собственные системы обучения. Главным образом выделяют четыре основных этапа, которые связаны:
Но и этим стадиям могут сопутствовать самые разнообразные процедурные действия, которые должны способствовать равномерному распределению нагрузок среди подразделений компании.
Каким образом назначаются ответственные
Назначение ответственных может осуществляться на основании распоряжений руководителей. Следует отметить, что когда количество персонала довольно-таки большое, целесообразнее всего было бы заняться созданием специальной службы. А когда численность персонала невелика, можно ограничиться и одним служащим. Распоряжения руководителей доводятся до сведения ответственных сотрудников. В их должностные инструкции вносятся соответственные поправки.
Как разрабатывается план обучения
Первым делом ответственными лицами компании разрабатывается программа, в которой должны быть предусмотрены организационные вопросы со всеми необходимыми мероприятиями. Вслед за этим подбираются способы по ознакомлению персонала с информацией. Это могут быть устные разъяснения, демонстрация фото- или видеоматериалов. В программе содержатся разделы, в которых должно сообщаться:
Порядок действий при чрезвычайных обстоятельствах
Когда наступают чрезвычайные обстоятельства, например, угроза террористической атаки, все сотрудники обязаны быть подготовлены к этому и знать правила действий при ЧО. Для этих целей в программу дополнительно должны включаться правила действий персонала сотрудников, с:
Таким образом, все сотрудники должны располагать четким планом антитеррора, в котором должны быть расписаны все действия по предотвращению терактов, а также при возникновении иных опасностей.
Какие имеются способы обучения
Как правило, инструктажи проводятся в устных формах. Тем не менее, для лучшей восприимчивости к информации персонал может «вооружаться» наглядными пособиями, демонстрационными фильмами или слайдами. Когда имеется возможность, на предприятии можно демонстрировать кадры с оперативными съемками, на которых изображено освобождение заложников, а также спецоперации по освобождению зданий, которые были захвачены террористами.
Особенности мероприятий антитеррора
Ко всем мероприятиям, при выполнении которых необходимо обладать специальной подготовкой, следует подходить планомерно. Например, это может быть тренировка действий по тревоге, вследствие обнаружения подозрительных предметов. Планы можно составлять в виде таблиц с указанием в них:
Если понадобится, подготовительные мероприятия можно разбивать по фазам и проводить с сотрудниками в разное время. Планы согласовываются на заседаниях комитетов с руководителями. Информация об инструктажах должна доводиться до всех служащих или работников. Обычно, это делается при помощи публичного оповещения (объявлений, рассылок писем и прочими).
Индивидуальные и коллективные мероприятия
Инструктажи могут проводиться самыми разнообразными методами. В основном подготовку проводят в группах персонала. Индивидуально изучать правила можно и с новичками. Стоит подметить, что все мероприятия допустимы исключительно в рабочее время. Законодательством запрещено задерживать персонал или работать с ним по выходным дням.
Но когда проведение обучения в рабочее время не получается, сверхурочные выходы должны быть оформлены соответственно к нормативной базе, это же касается и оплаты. Запрещается проведение обучения и в обеденные перерывы. Руководители предприятий должны также выделять специальные помещения, в которых персоналу будет разъяснено все об антитеррористической безопасности РФ, вместе с правилами поведения на случай угроз.
Как оформляются результаты
Результаты инструктажей должны отмечаться в специальных журналах. Их ведут лица, которые постановлением руководителей уполномочены проводить обучение. Законодательство не установило требования по ведению журналов. Таким образом, их формы утверждаются локальными документами руководителей предприятий. Однако контролирующими органами могут проводиться проверки содержания журналов. По итогам ревизий могут предъявляться претензии, которые необходимо устранять. Журналы должны храниться у уполномоченных лиц. Они должны быть подписаны, пронумерованы, прошнурованы и заверены печатью. Заполняются журналы по мере надобности.
Чем занимается Антитеррористическая комиссия
Антитеррористическая комиссия – это орган, который занимается осуществлением координационной деятельности на территориях субъектов РФ. а также работает с территориальными органами исполнительной, в том числе и местной власти, по вопросам профилактики терроризма, минимизации и ликвидации возможных последствий его выражения. Комиссии занимаются реализацией на всей российской территории госполитики по противодействию терроризма, изучают политические, социально-экономические и иные процессы в регионах, которые оказывают воздействие на обстановку в сфере противодействия террористической деятельности, разрабатывают меры по профилактике терроризма, а также выполняют многие другие задачи. Председателями комиссий, как правило, являются губернаторы регионов. С положениями об Антитеррористических комиссиях можно ознакомиться на официальных сайтах.
Краткие выводы по антитеррору
Гарантии обеспечения безопасности на любых предприятиях являются одними из основополагающих задач руководителей. Некоторым директорам не совсем понятна значительность этих процессов. Такие руководители ссылаются на невозможность остановки производственных процессов и не занимаются исполнением требований законодательства об обязательном обучении персонала. Но, как известно, от террористических угроз никто не застрахован.
Как правило, начинается паника, которая может привести к самым серьезным последствиям, поэтому правоохранительными органами систематически проводятся напоминания о том, что необходимо проводить инструктажи по антитеррору. Не достаточно того, чтобы демонстрировались исключительно документальные фильмы по этой тематике. Инструктажи по безопасности не являются прихотью законодателя. Необходимость в их проведении диктуется реалиями наших дней.
Вооруженные Силы Российской Федерации на передовых рубежах борьбы с международным терроризмом.
тема по ВПП № 4 для офицеров
В. КАФТАН, преподаватель кафедры философии и религиоведения Военного университета Министерства обороны Российской Федерации, доктор философских наук, профессор, полковник запаса
Терроризм является чрезвычайно сложным социальным явлением в связи с многообразием его проявлений в самых разных сферах общественной жизни, трудностью однозначного толкования сущности, излишней политизированности понятия терроризма и проблемой его разграничения с понятием национально-освободительного движения за независимость.
Многоликость терроризма предопределяет разнообразие его толкований. Сохраняя принципиальный смысл понятия «терроризм» (от лат. terror — «ужас») как создание в обществе обстановки всеобщего страха, в то же время надо отметить другие аспекты в понимании данного понятия: социально-исторические, нормативно-юридические, психологические и другие.
Экстремизм (от лат. extremis — «крайний»), абсолютизируя крайние взгляды, ориентирован на насильственный способ изменения политической реальности и является тем фактором, который дестабилизирует жизнь социума и подрывает устойчивость развития различных стран по всему земному шару, не исключая Россию.
В рамках наиболее актуального в настоящее время рационального подхода «экстремизм» означает идеологическую приверженность к радикальным взглядам и действиям во всех сферах общества.
Экстремизм, опираясь на определенную идеологию, выступает против сложившихся социальных структур и политических институтов, пытаясь подорвать их стабильность и низвергнуть силовыми методами. Эти методы включают в себя деятельность политически активных групп, структурно и иерархически упорядоченных, чьи усилия направлены на пропаганду идеи отстранения от власти политической элиты с последующим проведением реформ, направленных на слом утвердившихся социально-правовых и экономических отношений, и замену их на иную систему.
Экстремистов отличает особый стиль политической активности, решительность, готовность к энергичным сражениям со своими противниками и даже воинственность. Можно сказать, что экстремисты склонны видеть мир в черно-белом цвете, обнаруживая лишь «своих» и «врагов». Соответственно, цель многих экстремистских организаций — победить, по их мнению, «зло», установив собственный политический порядок.
К числу основных черт экстремисткой идеологии следует отнести:
— стремление к крайним формам протеста против власти;
— решимость на захват власти;
— подготовка восстаний силового или ненасильственного характера;
— признание необходимости принесения жертв в борьбе;
— наличие героя, который может повести за собой толпу;
— готовность к физическому уничтожению представителей власти;
— организация экстремистского выступления как пропагандистского акта, призванного привлечь внимание широких масс;
— анонимность и конспирация как основа деятельности;
— состояние обреченности экстремиста и разорванность связей с миром.
Таким образом, идеология играет ключевую роль во взаимосогласовании личностных и общественных интересов, в определении ценностных идеалов и направленности социальных групп на достижение определенных целей.
Ксенофобия — возведенная в ранг идеологии ненависть к чужому как непонятному, непостижимому, и поэтому опасному и враждебному. Ксенофобия призывает к вражде по принципу национального, религиозного или социального деления людей. Проявляется в основном по отношению к эмигрантам, гастарбайтерам, преследуемым религиозным, культурным, сексуальным меньшинствам.
Расизм представляет собой совокупность воззрений, в основе которых лежат положения о физической и умственной неравноценности рас, и о решающем
влиянии расовых различий на историю и культуру общества. Расизм как идеология включает в себя идеи об изначальном разделении людей на высшие и низшие расы, из которых первые являются создателями цивилизации и призваны господствовать над вторыми, которые не являются «историческими народами» и их удел — полное подчинение. Осуществление расистских теорий на практике порой находит свое выражение в политике расовой дискриминации, например, апартеида.
В основе идеологии этнонационализма лежит принцип особой ценности народности, этнической общности как высшей формы общественного единства. Наиболее выпуклыми чертами этнонационализма являются: повышенный интерес к влиянию на людей географического ландшафта и климата, преувеличение исключительности этнического языка, всяческое подчеркивание самобытности художественной культуры, признание необыкновенности мифов о предках и героях этноса и стремление «пробудить этническое самосознание», желание придать национальному менталитету исключительный характер, приукрашивание повседневного этнического быта и уклада и т. д. К наиболее радикальным видам этнонационализма относится шовинизм — самозабвенная проповедь национального превосходства с целью обоснования права на дискриминацию и угнетение других народов, в основе которой лежит гипертрофированное чувство патриотизма.
Фашизм отличается крайней внутренней и внешней агрессивностью и готовностью подчинить всю публичную и частную жизнь цели величия нации. Главенствующее значение имеет идея верховного вождя как героической фигуры, воплощения народного духа. Фашизм требует реорганизации социальной жизни по военному образцу, признает войну высшим выражением народной воли, достигающей самосознания в личности вождя.
Наибольший интерес представляет идеология терроризма (как одной из разновидностей экстремизма).
Современные идеологи терроризма привнесли в ее развитие довольно мало собственных новых идей, поэтому она во многом восходит корнями к вышеперечисленным социал-анархистским, насильственно-агрессивным и воинственно-религиозным идеям. Указанные обоснования террористической деятельности могут быть использованы экстремистскими течениями разной направленности (националистическими, религиозными, сепаратистскими), потому что камуфлируют их подлинные интересы.
— индустриальный прогресс в мире, развитие системы коммуникаций, компактность проживания населения и наличие сил, способных использовать научно-технический прогресс против цивилизационного развития;
— попытка нахождения частью атеистически воспитанного населения своих исторических и традиционных корней;
— усиление влияния во всем мире религиозных лидеров;
— неспособность молодежи многих регионов планеты найти свое место в жизни;
— определенная децентрализация некоторых религий (например, ислама), т. е. отсутствие строгого иерархического подчинения в священстве, а, следовательно, и ответственности за действия отдельных частей этого сообщества;
— абсолютизация мнения части верующих людей в масштабах своей конфессии;
— идеализация религии как социокультурного феномена, играющего исключительно и безусловно позитивную роль в обществе;
— усиление влияния на общественное мнение и проектирование искусственно созданных информационных событий средствами массовой коммуникации и др.
Вооруженные Силы России на передовых рубежах борьбы с международным терроризмом
Не вызывает сомнений то, что главный субъект антитеррористической деятельности любого государства олицетворяют собой специальные службы. Но в силу возрастающей активности террористических организаций, в условиях, когда они осуществляют против государства крупномасштабные повстанческие действия (мятежевойну) и представляют военную опасность для него, к борьбе с терроризмом иногда привлекаются регулярные вооруженные силы.
В отдельных случаях только они обладают достаточными силами и средствами для того, чтобы сломить сопротивление и уничтожить террористов. Другие элементы военной организации государства в таких операциях могут выполнять свои специфические, оперативные задачи только во взаимодействии с армейскими частями.
Ввод войск и проведение военных операций в отдельной части страны против действующих там террористов, когда другие способы защиты конституционного строя и прав гражданского населения исчерпаны, не является единичной практикой. Примерами использования армии для подавления вооруженных экстремистских движений и террористических групп могут служить: присутствие британских войск с 1969 г. в Ольстере (провинция в Северной Ирландии) в целях подавления террористической деятельности Ирландской республиканской армии — военного крыла националистической партии «Шинн Фейн»; действия индийской армии в штате Пенджаб с 1987 г. с целью подавления сикхских террористических организаций, борющихся за создание «государства Халистан» и против сепаратистов в штате Джамму и Кашмир, а также контртеррористическая операция на территории Северо-Кавказского региона в нашей стране.
По оценкам Минобороны России, на планете насчитывается 160 зон этнополитической напряженности, 80 из них присущ экстремистско-террористический характер.
По сути, против России и государств постсоветского пространства (зоны жизненно важных интересов РФ) ведется настоящая террористическая война, представляющая собой взаимосвязанные угрозы терроризма, религиозной и этнической нетерпимости, сепаратизма, организованной преступности.
Вооруженные Силы РФ находятся на переднем крае борьбы с международным терроризмом, активно реализуя концепцию силового принуждения к миру.
В основе такого подхода лежат идеи немецкого философа И. Канта, который указал на взаимосвязь права с принуждением и государством, выявил их неразрывный характер.
По мнению исследователя В.В. Колотуши, силовое принуждение — это особый вид деятельности, способ социального управления и социального взаимодействия, основанного на применении силы или угрозе ее применения, направленный на противодействие силой попыткам захвату жизненно-важных ресурсов (среды обитания) или создание условий для их изъятия, в том числе через овладение властью.
Контртеррористическая операция Российской армии в ходе оказания помощи Сирийской Арабской Республике (САР, Сирия) в борьбе с международным терроризмом может служить ярким примером такого рода деятельности.
События в Сирии показали, что силовое принуждение, осуществляемое российскими военнослужащими, принципиально отличается от разрушительных действий западной коалиции в ходе «гуманитарной интервенции». В ней подлинной целью является не помощь людям и облегчение их страданий, а реализации собственных геополитических интересов под прикрытием разговоров о соблюдении абстрактных прав человека.
Таким образом, применение вооруженных сил против террористической активности, когда она достигает уровня повстанческой войны против государственной власти, угрожает суверенитету и целостности территории страны, вполне оправдано и даже необходимо.
Борьба с международным терроризмом является одним из основных стратегических приоритетов Российской Федерации в области обеспечения государственной безопасности. Этому направлению внутренней и внешней политики традиционно уделяется большое внимание, но особенно остро данная проблема встала в последние годы, ознаменовавшиеся значительным усилением разнообразных экстремистских формирований по всему миру. Апогеем стало взятие под контроль в ходе «арабской весны» 2011 года незаконными вооруженными формированиями обширных районов Сирии, Ирака, Ливана, Йемена, Ливии и ряда других стран и установление в них террористического режима.
Российская Федерация приняла активное участие в решении данного конфликта на всех стадиях его развития. Так, с начала кризиса руководители России говорили о невозможности иностранного вмешательства в конфликт и необходимости поиска решения путем переговорного процесса самих сирийцев. Впоследствии эти идеи стали основой Женевского коммюнике от 2012 г. — «дорожной карты» по урегулированию конфликта. Позиция России основывалась на неизменном соблюдении международного права и первоначальном отказе от вооруженного вмешательства извне.
Кроме того, Российская Федерация предпринимала меры, направленные на создание условий для проведения межсирийских переговоров. Москва принимала активное участие в работе площадок многих форматов, где обсуждалась сирийская проблема: это и двусторонние встречи, и обсуждения в ООН, и Международная контактная группа по Сирии, и другие. При участии России был принят ряд документов, направленных на решение конфликта. Во всех этих документах было зафиксировано основное требование России — урегулирование конфликта на основе решения, выработанного в ходе межсирийских переговоров.
В сложившейся ситуации Россия приняла официальное обращение руководства Сирии, и 30 октября 2015 г. Совет Федерации Федерального Собрания РФ по запросу Президента России единогласно одобрил применение Вооруженных Сил России за рубежом. С этого момента российское государство начало открыто противостоять международному терроризму в Сирии.
Важным побудительным фактором принятого российскими властями решения стала трансформация терроризма в структуру тоталитарного государства исламистского характера, вытесняющего традиционную государственность на Ближнем Востоке.
Немаловажной причиной вмешательства Москвы в сирийские дела явилось то, что Россия тем самым заявила о себе как о мировой державе, способной решать глобальные проблемы. И здесь можно проследить отличие стратегии России от западных союзников, которые борются с терроризмом на территории Сирии вопреки международному праву. Российская Федерация не только противодействует экстремистским группировкам, но и стремится на различных площадках наладить диалог правительства и умеренной оппозиции для урегулирования конфликта.
Помимо того, одной из целей России было преодоление дипломатической изоляции, в которой страна оказалась после политических событий 2014 года. И действительно, после вступления Москвы в борьбу с терроризмом в Сирии Россия снова стала восприниматься Западом как игрок мирового уровня, имеющий интересы далеко за пределами национальной территории. Наше участие в сирийском конфликте было обусловлено также стремлением показать изменение структуры международных отношений, а именно конец однополярного мира, сложившегося после развала СССР. Кроме того, Россия ясно дала понять, что сохранение власти нынешнего сирийского правительства является едва ли не единственной гарантией защиты Сирии от превращения в «несостоявшееся государство».
Совершенно очевидно, что достигнутым военным успехом сирийские правительственные силы и сражавшееся на их стороне ополчение обязаны, прежде всего, действиям авиационной группы российских ВКС. Российская воздушная операция в Сирии, начавшаяся в сентябре 2015 г., стала одним из наиболее заметных мировых военных и политических событий современности.
Руководство России выбрало в Сирии единственно возможный путь разрешения критической ситуации: решительно действовать по ключевым направлениям ведения гибридной войны, включая политическую, информационную, социальную и гуманитарную сферы противостояния.
Большую роль в снижении накала конфликта внес Центр по примирению враждующих сторон на территории Сирийской Арабской Республики, организовавший целый ряд мероприятий по примирению враждующих сторон путем переговоров, координирующий оказание гуманитарной помощи населению Сирии, способствующий поддержанию режима прекращения огня, а также оказанию необходимой информационной поддержки.
Силами военной полиции поддерживается порядок в освобожденных от террористов населенных пунктах, создаются коридоры для вывоза людей в спокойные районы, оказывается медицинская помощь в специально созданных госпиталях, осуществляется контроль над работой саперов сирийской армии.
Если подводить итог военной операции в Сирии, то, по словам Министра обороны Российской Федерации, за пять лет борьбы с терроризмом ликвидировано 865 главарей бандформирований и более 133 тыс. боевиков, включая 4,5 тыс. выходцев из РФ и стран СНГ, было освобождено от террористов 1024 населенных пункта, в результате чего под контроль правительственных войск и отрядов народного ополчения перешло 88 % территории страны.
Именно действия Вооруженных Сил РФ создали переломный момент в противодействии терроризму в Сирии. Благодаря усилиям России удалось объединить разрозненные и враждующие друг с другом группировки вооруженной оппозиции в борьбе с террористами.
Важным моментом является и тот факт, что Россия заявила о себе как о силе, с которой надо считаться в мире и которая имеет влияние на события в ближневосточном регионе. Она доказала свою способность проводить стратегические операции с применением военно-воздушных и морских сил на значительном удалении от своих границ, с использованием авиации дальнего действия, оснащенной как бомбами, так и высокоточными крылатыми ракетами.
В ходе сирийской операции Вооруженные Силы РФ показали готовность вести не только классические войны, но и войны нового типа, выполнять поставленные задачи внезапно и скрытно, применять современные вооружения в сочетании с «ассиметричными» методами ведения вооруженной борьбы. Неудивительно, что действия наших Вооруженных Сил на сирийском направлении получили высокую оценку руководства практически всех ведущих армий мира, а также большинства военных экспертов.
В условиях мировой стратегической нестабильности Вооруженные Силы РФ должны быть готовы защитить интересы государства в военном конфликте любого масштаба с широким применением противником как традиционных, так и гибридных методов противоборства. Для этого крайне необходимо анализировать сирийский опыт как в видах и родах войск на оперативном и на тактическом уровнях, так и в структурах ведущих предприятий и научных учреждений ОПК.
Однако события последнего времени показывают, что силы международных террористических организаций в Сирии еще не разгромлены окончательно и существует вероятность распространения их подрывного влияния на другие регионы. Так, имеется информация об использовании части боевиков, находящихся под турецким контролем, группировки «Тахрир аш-Шам» (бывшей «Джебхат ан-Нусра») и других террористических организаций в гражданской войне в Ливии, а также их привлечении к участию в вооруженном конфликте в Нагорном Карабахе. Это может свидетельствовать о новом этапе развития международного терроризма — использовании боевиков в т. н. прокси-войне. Прокси-война (от англ. «proxy» — «представитель, уполномоченный»), т. е. война опосредованная (по доверенности) — особая форма боевых действий, в которой за одной из конфликтующих сторон (или за обеими) стоит третья сила, в интересах которой, собственно, и осуществляется вооруженное противоборство. Наиболее часто осуществляется под прикрытием разрешения внутреннего конфликта на территории той страны, где реализуется вооруженный конфликт.
Несмотря на некоторое снижение накала антитеррористического противоборства, не следует списывать со счетов и вероятность экспансии остатков разгромленных отрядов «ИГИЛ» в такие нестабильные регионы, как северная часть Афганистана, а также риск возвращения недобитых боевиков, уроженцев Кавказа и Центральной Азии, на родину и их попытки организованной дестабилизации политической обстановки и вооруженного захвата власти.
Несмотря на отсутствие точных доказательств использования западными спецслужбами современных сторонников создания «Исламского халифата» против законных правительств Ближнего Востока и Северной Африки, косвенных тому подтверждений, а главное — значительной медиаподдержки в глобальных средствах массовой коммуникации достаточно, чтобы высказать предположение о наличии такого рода связей. Как отмечают исследователи процесса реализации американского проекта глобализации М. Хард и А. Негри, «в практиках имперского правления угроза террора становится орудием решения ограниченных или региональных конфликтов и аппаратом имперского развития. Имперское господство в этом случае меняет свой облик и может попеременно проявляться то как разложение, то как разрушение, словно показывая их глубокую взаимозависимость. Вместе они танцуют над пропастью, над зияющей в империи пропастью небытия». Жертвами этого конфликта нового типа, когда становится почти невозможно отличить правых от виноватых, врагов от союзников, скотоводов и хлебопашцев от боевиков и террористов-смертников, чаще всего становятся мирные жители.
В этих условиях по-прежнему актуальны слова начальника Генерального штаба Вооруженных Сил России генерала армии Валерия Герасимова на V Московской конференции по международной безопасности (2016 г.): «…первую атаку терроризма мы отбили и сделали для себя несколько выводов:
во-первых, к борьбе с террористическими формированиями Вооруженные Силы необходимо готовить заблаговременно;
Методические рекомендации
Во вступительном слове следует отметить актуальность изучения вопросов, касающихся теоретических основ международного терроризма и практического воплощения экстремистских идей в ходе ведения современных войн.
В ходе основной части лекции следует акцентировать внимание на понятиях «война», «экстремизм» и «терроризм», их классификации и краткой характеристике. В процессе рассказа целесообразно демонстрировать специально подобранные видеофрагменты из художественных, документальных кинофильмов и телепередач для предметного усвоения материала.
Особый упор следует сделать на анализе места и роли Вооруженных Сил России в контртеррористической борьбе, особенностей осуществления ими функции силового принуждения.
ЛИТЕРАТУРА:
Кафтан В.В. Противодействие терроризму. М.: Юрайт, 2015.
Колотуша В.В. Силовое принуждение: типология и факторы [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/silovoe-prinuzhdenie-tipologiya-i-faktory/viewer (дата обращения: 14.12.2020).
Красиков В.И. Экстрим: междисциплинарное философское исследование причин, форм и паттернов экстремистского сознания. М.: Водолей Publishers, 2006.
Хардт М., Негри А. Империя. М., 2004. С. 360-361.