что такое антраша сис
Словари
Прыжок вверх, во время которого танцующий, касаясь одной ногою другой ноги, несколько раз быстро скрещивает их в воздухе (в классическом балете).
АНТРАША́ и (устар.) антрша, нескл., ср. (франц. entrechat). Балетное па, особый прыжок в балетных танцах, при котором танцующий быстро ударяет несколько раз ногою о ногу (театр.).
|| Затейливый прыжок в танцах, смешное замысловатое движение ног (разг.). Выделывать ногами антраша. Выкидывать антраша.
АНТРАША́, нескл., ср. Прыжок в балетных танцах, при к-ром танцующий ударяет несколько раз ногой об ногу. Выделывать (ногами) а. Выкидывать а. (перен.: делать затейливые, замысловатые движения ногами; разг.).
Движение в классическом балетном танце, представляющее собой легкий прыжок вверх, при котором ноги танцора быстро скрещиваются, несколько раз касаясь друг друга в воздухе.
Исполнение антраша создавало впечатление свободного парения в воздухе.
АНТРАША́ неизм.; ср. [франц. entrechat]. В классическом балетном танце: лёгкий прыжок вверх, во время которого ноги танцора быстро скрещиваются несколько раз в воздухе, касаясь друг друга.
◊ Выделывать (выкидывать) антраша́. Совершать затейливые, замысловатые движения ногами (обычно во время танца или в состоянии опьянения).
В классическом балетном танце: легкий прыжок вверх, во время которого ноги танцора быстро скрещиваются в воздухе, касаясь друг друга.
[Наташа] сделала антраша, побила ножкой об ножку и, став на самые кончики носков, прошла несколько шагов. Л. Толстой, Война и мир.
делать затейливые, замысловатые движения ногами.
1. В классическом балете легкий прыжок вверх, при котором ноги танцора быстро скрещиваются в воздухе, касаясь друг друга.
2. Делать замысловатые движения ногами.
► Надевая подтяжки или повязывая галстук, он [Чичиков] расшаркивался и кланялся с особенной ловкостью, хотя никогда не танцевал, но сделал антраша. Это антраша произвело маленькое невинное действие: задрожал комод и упала со стола щетка. // Гоголь. Мертвые души //
сущ., кол-во синонимов: 2
АНТРАША нескл. entrechat m <ит.
Классическая терминология
Содержание
В классической хореографии, как и в других танцевальных направлениях, существует свой набор терминологии. Особенность балета в том, что термины преимущественно взяты из французского языка. Изначально, во время зарождения этого искусства во Франции, названия заимствовались из итальянского, но уже в начале 18 века, лексикон балета развивался и основывался на французских терминах. Из итальянских слов в терминологии остались лишь:
Большая часть терминов подразумевает конкретное движение, которое выполняет танцор (вытягивание, сгибание, разгибание, скольжение, поднятие и пр.), некоторые акцентируют внимание на характере выполнения (торжественность, журчание и пр.), третьи определяют возникновение движения, например бурре. Некоторые названия не относятся ни к одной из категорий, например entrechatroyale (королевский прыжок в честь Людовика XIV) или sissonne (изобретено Франсуа де Руасси, графом Сиссонским, в 17 веке).
Чтобы понимать язык классической хореографии, предлагаем ознакомиться со словарем балетной терминологии.
Petit pas emboite saute – прыжок на месте или с поворотом вокруг своей оси со сменой ног. При каждом исполнении рабочая нога поочередно приводится в surlecou-de-pied вперед или назад. Grand pas emboite saute исполняется с продвижением с одновременным выбрасыванием согнутых ног максимально высоко зачастую вперед или, реже, назад.
Pas emboite может выполняться в виде бега. При этом каждая гона поочередно выбрасывается в воздух (вперед или назад).
Pas emboite sentournant выполняется на пальцах или полупальцах, вместо прыжка – шаги с одновременным поворотом. Согнутая в колене нога подводится в положении surlecou-de-pied до колена и выше.
Простейшая форма pas de chat. Когда ноги двигаются вперед, поочередно сгибаются и во время прыжка перемещаются в 5 или 4 позицию. Возможно и перемещение назад, однако это редко встречается на сцене. В зависимости от сгибания коленей варьируется высота и амплитуда прыжка: от маленького surlecou-de-pied до высокого и амплитудного passe (retire). Итальянский pas de chat – разновидность данного прыжка. В момент выполнения, нога, которая делает первое движение, вытягивается в стопе и колене и выбрасывается на 2 воздушную позицию;
Grand pas de chat (grand pas jete developpe) – амплитудный прыжок, во время которого одна нога подогнута и раскрывается в воздухе. Во время исполнения такой фигуры рабочая нога поднимается вверх, при этом сгибается в прямом положении, в момент взлета она раскрывается максимально высоко вперед. В это время вторая нога натягивается в колене и высоко выбрасывается назад. В современных постановках танцовщики в момент прыжка раскрывают ноги в шпагат. Руки могут быть в любой позиции. Возможно исполнение прыжка «в кольцо», со сгибанием задней ноги и прогибом корпуса назад;
Данное движение имеет несколько вариаций:
Французская балетная школа схожа с русской. Движения: les fouettesen dedans et endehors, les fouettes sautes, les fouettes sur pointes ou demi-pointes. Танцовщик выполняет pique на правую ногу. В это время левая поднимается вперед, танцовщица выполняет tour на пальце (surlapointe) или полупалце (demi-pointe), а левая остается вытянутой в воздухе. Заканчивается движение в en arabesque sur pointe (oudemi-pointe).
В американской балетной школе Fouette en tournant на 45° En dehors. В отличие от русской школы, где рабочая нога во время tour прикасается к середине икры сзади, а потом переходит на перед икры левой ноги (petit Battement), в американской школе рабочая нога выполняет demi rond на 45°. Это придает фигуре дополнительного форса, но в то же время может грозить «выпусканием бедра» и сходом балерины с оси. За счет такого исполнения Fouette выполняется с продвижением в сторону или вперед.
На пальцах/полупальцах фигура выполняется как вскок на обе ноги с одновременной сменой ног в позиции, либо в виде прыжка, который начинается и заканчивается на пальцах/полупальцах по 5 позиции, без полного опускания на стопу;
Существует вариант исполнения, когда pas echappe оканчивается на одну ногу, в то время, как вторая нога после второго движения остается в положении surlecou-de-pied впереди/сзади, или фиксируется в открытом положении в любую сторону. По тому же принципу pas echappe исполняется со вскоком на пальцы;
Pas double echappe заключается в том, что между двумя главными движениями вставляется temps leve на прыжке или с подъемом на пальцы/полупальцы без изменения позиции. Также возможна перемена позы epaulement.
Прыжки бывают малые и большие. В момент исполнения grand pas echappe во время прыжка ноги максимально долго задерживаются в исходной или толчковой позиции, а раскрываются во 2 или 4 позиции перед самым приземлением.
Прыжок может быть выполнен на продвижение, в повороте, или с заноской. Для petit pas echappe battu делается одна заноска, а для grand pas echappe нужная двойная заноска на максимальном взлете;
Итак, вы ознакомились с основными терминами классической хореографии. Надеемся, что эти знания помогут вам лучше разбираться в балете, понимать смысл танца и получать удовольствие от представлений.
Что такое антраша сис
Cabriole является одной из наиболее трудных форм прыжка, в начале его изучения можно применить следующий способ: открыть правую ногу на efface 45° вперед, сделать plie на левой ноге и прыжком подкинуть вытянутую напряженно левую ногу, ударить ею о правую и опуститься на левую ногу на demi-plie. Не меняя положения, проделать несколько раз. Так же изучать и назад, приняв позу маленького arabesque.
В мужском танце cabriole делается двойной — ноги ударяются два раза икрой об икру. Очень сильные танцовщики могут даже увеличить число ударов, нужно только следить, чтобы каждый раз ноги хорошо раскрывались, иначе не получится та блестящая виртуозность, которую такое трудное pas предполагает.
Вообще за изучение grande cabriole можно браться, когда трудности других прыжков уже преодолены; он наиболее сложен, он наиболее труден, так как требует развитой элевации с баллоном.
В нашей практике мы чаще прибегаем в данном случае к русскому слову заноски, чем французскому названию batteries. Потому это русское название я здесь и оставлю.
Если заноска делается ранее отведенной ногой, т. е. не с V позиции, то после удара икрой об икру ноги должны слегка раскрыться и затем уже принять должную заключительную позу.
Заноски делятся на три разновидности: pas battu, entrechat и brise.
PAS BATTU
Pas battu — всякое pas, сопровождаемое ударом одной ноги о другую. Когда начинают делать более трудные pas allegro, их можно сделать с заноской, например, saut de basque, что уже очень трудно, jete entrelace с заноской делают только мужчины. Разберем несколько примеров.
Чтобы сделать assemble с правой ноги с заноской, поступаем так: если с V позиции правая нога открывается в сторону, то при возвращении в V позицию она ударяется впереди о левую, снова слегка приоткрывается и заканчивает в V позицию назад. Надо не забывать, что ноги ударяются икрами и что следует открыть ногу, перенеся ее в V позицию.
Jete с правой ноги с заноской делается так: выброшенная на II позицию правая нога ударяется спереди о левую, при возвращении успевает слегка открыться, прежде чем упасть на demi-plie.
Petit echappe с правой ноги с заноской: после того как сделано plie на II позиции, при возвращении удариться обеими вытянутыми ногами икра об икру, правая нога впереди, раскрыть немного ноги и упасть в V позицию, правая нога сзади.
Echappe battu можно сделать и более сложно: при начале в прыжке с V позиции приоткрыть ноги, ударить (правая нога впереди) и опуститься во II позицию на demi-plie; возвращаясь в V позицию, снова ударить (правая нога впереди), приоткрыть ноги и закончить в V позицию, правая нога сзади.
Это echappe можно усложнить и дальше: перед тем как открыть ноги на II позицию, сделать заноски типа entrechat-quatre и то же при возвращении со II позиции в V. При echappe последнего вида приходится делать большой прыжок, почти такой же, как и для grand echappe, хотя вообще я рекомендую для entrechat-quatre прыжок низкий. Но тут движения сложнее и требуют больше времени, в малый прыжок их не уложить.
Так исполняются все эти заноски при движении назад; когда идешь вперед, их делают наоборот, т. е. нога ударяется сзади, и заключительная позиция — спереди.
При начальном изучении заносок легче дается echappe с заноской, после него уже проходят assemble и jete.
ENTRECHATS
Entrechat royal. Стать в V позицию (правая нога впереди), demi-plie, сделать небольшой прыжок, во время которого приоткрыть обе ноги и с совершенно вытянутыми коленями ударить икрами одна о другую (правая нога впереди), успеть опять слегка приоткрыть ноги в сторону и в заключение кончить в V позицию на demi-plie, переменив ноги.
Entrechat-quatre. V позиция, правая нога впереди, demi-plie, небольшой прыжок, приоткрыть ноги и ударить правой икрой об икру левой назад, раскрыть немного ноги в сторону и закончить правой впереди в V позицию и на demi-plie.
Рис. 88. 1 — Entrechat-trois, 2 — entrechat-quatre, 3 — entrechat cinq, 4 — entrechat-six, б — royal
Повторяю еще раз, что весь блеск этого pas, вся его суть в том, чтобы проделать его как можно ниже над полом, успев отчетливо приоткрыть и скрестить ноги, и чтобы заноска чувствовалась обеими ногами (рис. 88).
Entrechat-six. V позиция, правая нога впереди, demi-plie, прыжок, в продолжение которого открыть ноги, правая ударяет назад, приоткрыть ноги в сторону, правая ударяет вперед, приоткрыть ноги и закончить в V позицию, правая нога назад.
Прыжок делается несколько выше, но и тут не надо увлекаться высотой, потому что при высоком прыжке всякий успеет проделать все эти скрещивания, проявить же блеск своего исполнения можно только при низком прыжке, так как тут уже требуется большая четкость и быстрота.
Entrechat-huit. Прибавляется еще одно раскрывание и закрывание; следовательно, правая нога заканчивает впереди.
Entrechat-trois. V позиция, правая нога впереди, demi-plie, маленький прыжок, ноги приоткрываются, правая нога ударяется впереди, слегка раскрывается и подгибается назад sur le cou-de-pied, при остановке на левой ноге на plie, т. е. это entrechat, как и вообще все нечетные, заканчивается на одну ногу.
Entrechat-cinq. V позиция, правая нога впереди, demi-plie, маленький прыжок, в продолжение которого ноги приоткрываются, правая нога ударяется сзади, ноги приоткрываются — правая соединяется впереди с левой; при падении останавливаются на правой, на demi-plie, левая идет sur le cou-de-pied назад.
Entrechat-sept. V позиция, правая нога впереди, demi-plie, прыжок, приоткрыть ноги, правая ударяет назад, приоткрыть ноги, правая ударяет вперед, приоткрыть ноги, ноги соединяются в воздухе (правая сзади) и остановка на левой на plie, правая — в воздухе или sur le cou-de-pied или на II позиции 45° или 90° в зависимости от требования. Entrechat-trois и entrechat-cinq можно также заканчивать в разных позах.
Entrechat-trois и entrechat-cinq мы заканчиваем с одной ногой sur le cou-de-pied назад; можно их проделать, заканчивая sur le cou-de-pied вперед. Для этого, если правая нога была вначале впереди, ноги после маленького прыжка приоткрываются, левая нога ударяет сзади об икру (ноги слегка раскрываются) и переносится вперед sur le cou-de-pied.
Entrechat-sept можно заканчивать и в другую позу:
Entrechat Six (Антраша сис)
Это видео представляет антраша сис в исполнении Германа Корнехо, Эрики Корнехо и Роберто Болле.
Антраша сис – это прыжок, в котором танцовщик из пятой позиции (ноги скрещены) выполняет шесть скрещиваний ног в прыжке перед приземлением обратно в пятую позицию с другой ногой впереди. Например, танцовщик в пятой позиции с правой ногой впереди прыгает. Ноги в прыжке перекрещиваются так, что левая нога оказывается впереди, затем скрещивает опять ноги (правая нога теперь впереди) и, наконец, перекрещивает опять с левой ногой впереди с приземлением в пятую позицию.
Чисто выполненные антраша сис выглядят очень четко, ноги выворотны и двигаются из стороны в сторону. Корпус танцовщика неподвижен, руки мягкие, как будто этот трудный элемент выполняется безусильно.
Менее искусные танцовщики выполняют антраша сис грязно, так что публика думает «Что это было?», иногда невыворотные ноги двигаются вперед-назад вместо правильного из стороны в сторону. Другой признак плохо исполненных антраша сис – это напряженный корпус и руки, иногда корпус не закреплен, а будто подбрасывается вверх и вниз на прыжках.
Данное видео показывает трех танцовщиков с великолепными антраша сис. Первый клип – это Герман Корнехо из АБТ в па-де-труа в «Лебедином озере». Обратите внимание на четкость ударов и неподвижный корпус перед отталкиванием для двойного тура (два оборота в воздухе). Второй клип – Герман в партии Пака в балете «Сон». Игривые, шутливые антраша сис, где в первых двух скрещиваниях ноги отводятся друг от друга на незначительное расстояние и в последнем скрещивании – на большое расстояние.
Эрика Корнехо (сестра Германа) также делает прекрасные антраша сис, мы может в этом убедиться, посмотрев запись Эрики, где она танцует па-де-труа в спектакле АБТ «Лебединое озеро». Этот элемент она исполняет на пуантах, что более трудно, чем в балетных туфлях.
Обратите внимание на раскрывание ног в антраша, ее мягкие руки в пятой позиции (над головой), и движения головы, добавляющие выразительности па. На последнем антраша сис она опускает взгляд для акцента. Все исполнено с красивой, сияющей улыбкой, важной составляющей танца, которую нельзя недооценивать.
Болле делает 35 красивых антраша сис. Начинает с руками в первой позиции, корпус неподвижен, подходом к каждому следующему прыжку служит неглубокое плие. Во время стремительных антраша он одной рукой обращается к Мирте, затем прикладывает руку к сердцу, показывая, что он пришел заслужить прощение. Неудовлетворенная в конце его антраша, она приказывает ему продолжать танцевать. Физическая форма и выносливость Роберто удивительны в этом изнурительном танце.
Антраша
Антраша делятся на чётные (royal, quatre, six, huit) — прыжок с двух ног на две и нечётные (trois, cinq, sept) — прыжок с двух ног на одну.
Наташа сделала антраша, побила ножкой об ножку и, став на самые кончики носков, прошла несколько шагов.
Л. Н. Толстой, «Война и мир».
Когда Варя вышла, Ганя взял со стола записку, поцеловал ее, прищелкнул языком и сделал антраша.
Ф. М. Достоевский, «Идиот».
Самое довольное расположение сопровождало его во всё время одевания; надевая подтяжки или повязывая галстук, он расшаркивался и кланялся с особенною ловкостию, и хотя никогда не танцовал, но сделал антраша. Это антраша произвело маленькое невинное следствие: задрожал комод и упала со стола щетка.
Гоголь «Мертвые души».
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Антраша» в других словарях:
АНТРАША — (фр. entrechat, от ит. intrecciato перевитый, спутанный). В хореографическом искусстве прыжок вверх с перебоем ног. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АНТРАША [фр. entrechat] театр. в классическом… … Словарь иностранных слов русского языка
АНТРАША — и (устар.) антрша, нескл., ср. (франц. entrechat). Балетное па, особый прыжок в балетных танцах, при котором танцующий быстро ударяет несколько раз ногою о ногу (театр.). || Затейливый прыжок в танцах, смешное замысловатое движение ног (разг.).… … Толковый словарь Ушакова
АНТРАША — АНТРАША, нескл., ср. Прыжок в балетных танцах, при к ром танцующий ударяет несколько раз ногой об ногу. Выделывать (ногами) а. Выкидывать а. (перен.: делать затейливые, замысловатые движения ногами; разг.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов,… … Толковый словарь Ожегова
антраша — прыжок, скачок Словарь русских синонимов. антраша сущ., кол во синонимов: 2 • прыжок (33) • скачок … Словарь синонимов
антраша — неизм.; ср. [франц. entrechat]. В классическом балетном танце: лёгкий прыжок вверх, во время которого ноги танцора быстро скрещиваются несколько раз в воздухе, касаясь друг друга. ◊ Выделывать (выкидывать) антраша. Совершать затейливые,… … Энциклопедический словарь
антраша — АНТРАША, нескл., ср Движение в классическом балетном танце, представляющее собой легкий прыжок вверх, при котором ноги танцора быстро скрещиваются, несколько раз касаясь друг друга в воздухе. Исполнение антраша создавало впечатление свободного… … Толковый словарь русских существительных
антраша — см. антреша … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
антраша́ — антраша, нескл., с … Русское словесное ударение
Антраша — нескл. ср. Прыжок вверх, во время которого танцующий, касаясь одной ногою другой ноги, несколько раз быстро скрещивает их в воздухе (в классическом балете). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой