что такое антропогенные катастрофы
Что такое антропогенные катастрофы
Антропогенные катастрофы, то есть катастрофы, вызванные деятельностью человека, известны с давних времен. Они стали возникать, как только цивилизаторская активность древнего человечества достигла таких масштабов, которые начали нарушать естественное природное равновесие.
Первые кризисы были исключительно экологического характера: истощение пастбищных, охотничьих, посевных земель, вызванное, как правило, их чрезмерной эксплуатацией, заставляло племена и народы покидать обжитые места и мигрировать за сотни и тысячи километров от прежней территории обитания. Менялась геополитическая карта тогдашнего мира.
На суше и на море
Первой по-настоящему задокументированной катастрофой такого рода стала гибель фрегата «Ваза» королевского военно-морского флота Швеции.
Этот корабль был последним достижением конструкторской мысли. На фрегат возлагались большие надежды. Швеция должна была стать владычицей океанов. Однако фрегат, торжественно спущенный на воду 10 августа 1628 года, после первого же парадного залпа накренился и на глазах тысяч зрителей исчез под водой. Из команды спаслись лишь несколько человек. Причины трагедии выяснились только через три с половиной века, когда фрегат был поднят со дна. Обнаружился фатальный просчет конструирования: в жертву скорости были принесены поперечные размеры судна. Корабль получился слишком «узким» и не имел устойчивости.
Всё наше существование протекает в условиях непрекращающегося сражения. Личная безопасность давно стала иллюзией. Снаряды падают совсем рядом, нет никаких гарантий, что следующим ударом не накроет тебя. Особенно впечатляет статистика дорожно-транспортных происшествий. В конце XX века автокатастрофы ежегодно уносили примерно 250 тысяч жизней. По осторожным прогнозам экспертов, в первой четверти XXI века на дорогах погибнет, по крайней мере, миллион человек, в десять раз больше людей в той или иной степени пострадают.
На безопасность нельзя рассчитывать даже у себя дома. Взрывы при утечках бытового газа, обрушение перекрытий, возгорания от неисправной электропроводки давно стали повседневной реальностью. Никакие меры предосторожности не помогают. Техника, призванная защищать человека, оборачивается его злейшим врагом. Она требует все новых и новых жертв. На суше, на море, в воздухе, под землей. На улице, на производстве, в квартире, в офисе, в поезде, в самолете. Где бы человек ни находился, чем бы ни занимался, хоть простым перекладыванием бумаг, у него всегда есть шанс пойти на заклание.
И, что самое тревожное, процесс этот обретает все большую интенсивность.
Кошмар Великого голода, тысячелетиями нависавший над человечеством, рассеялся. Мир обрел уверенность, какой никогда прежде не знал. Зато, будто демон, дожидавшийся своего часа, выросла другая проблема, не менее грозная и масштабная.
15 крупнейших техногенных катастроф мира (16 фото)
Можно ли было избежать аварии? Техногенные катастрофы часто происходят как следствие природных катастроф, но кроме того — из-за изношенного оборудования, жадности, халатности, невнимательности. Память о них служит важным уроком для человечества, потому что природные катастрофы могут повредить людям, но не планете, а вот техногенные несут угрозу абсолютно всему окружающему миру.
14. Затопление Бостона патокой — 21 жертва
Затопление Бостона патокой случилось 15 января 1919 года после того, как в бостонском районе Норт-энд взорвался гигантский резервуар с мелассой, и волна сахаросодержащей жидкости пронеслась по улицам города с большой скоростью. Погиб 21 человек, около 150 попали в больницы. Катастрофа произошла на алкогольном заводе Purity Distilling Company во времена «сухого закона» (ферментированная меласса в то время широко использовалась для получения этанола). Накануне введения полного запрета владельцы старались успеть сделать как можно больше рома.
Видимо, из-за усталости металла в переполненном резервуаре с 8700 м³ патоки разошлись соединённые заклёпками листы металла. Земля дрогнула, и на улицы хлынула волна патоки высотой до 2 метров. Давление волны было настолько велико, что сдвинуло с путей грузовой состав. Близлежащие здания были затоплены на метровую высоту, некоторые обрушились. Люди, лошади, собаки вязли в липкой волне и гибли от удушья.
Многие из пожарных гидрантов вышли из строя, сильно упало давление воды в оставшихся гидрантах. Пожарным потребовалось более десяти часов, чтобы взять ситуацию под контроль и полностью потушить пламя. Погибло 23 человека, ещё 314 получили ранения.
12. Пожар на пиротехнической фабрике в Энсхеде в 2000 — 23 жертвы
Во время пожара сгорела и была разрушена значительная часть района Ромбек — сгорели 15 улиц, повреждено 1500 домов, и уничтожено 400 домов. В дополнение к гибели 23 человек, 947 человек получили ранения и 1250 человек остались без крова. Пожарные расчеты прибыли из Германии, чтобы помочь в борьбе с огнем.
Когда S.F. Fireworks построили пиротехническую фабрику в 1977 году, она была расположена далеко от города. По мере того как город рос, новое недорогое жилье в окружило склады, что и повлекло ужасные разрушения, травмы и смерти. Большинство местных жителей не имели ни малейшего представления, что они жили в такой непосредственной близости от пиротехнического склада.
Около 2000 зданий, находившихся за пределами предприятия, были повреждены. В деревне Амкоттс, находящейся на другом берегу реки Трент, из 77 сильно пострадало 73 дома. Во Фликсборо, расположенном на расстоянии 1200 м от центра взрыва, из 79 домов разрушилось 72. От взрыва и последующего пожара погибло 64 человека, 75 человек на предприятии и вне его получили травмы различной степени тяжести.
Инженеры завода под давлением хозяев компании «Нипро» нередко шли на отступления от установленного технологического регламента, игнорировали требования безопасности. Печальный опыт этой катастрофы показал, что на химических заводах необходимо иметь быстродействующую автоматическую систему пожаротушения, позволяющую не позднее чем через 3 секунды ликвидировать вогорания твердых химических веществ.
10. Разлив раскаленной стали — 35 жертв
18 апреля 2007 года 32 человек погибли и 6 получили ранения, когда ковш, содержащий расплавленную сталь, упал на заводе Qinghe Special Steel Corporation в Китае. Тридцать тонн жидкой стали, раскаленной до 1500 градусов по Цельсию упал с подвесного транспортера. Жидкая сталь прорвалась через двери и окна в соседнее помещение, где находились рабочие дежурной смены.
Пожалуй, самый ужасный факт, обнаруженный в ходе исследования этой катастрофы в том, что ее можно было бы предотвратить. Непосредственной причиной аварии стало неправомерное использование некондиционного оборудования. Следствие пришло к выводу, что имел место целый ряд недостатков и нарушений безопасности, которые способствовали аварии.
Когда аварийные службы добрались до места катастрофы, их остановил жар расплавленной стали, и они долго были не в состоянии добраться до жертв. После того, как сталь начала охлаждаться, они обнаружили 32 жертвы. Удивительно, но 6 человек чудом пережили эту аварию, и с тяжелейшими ожогами были доставлены в больницу.
9. Крушение состава с нефтью в Лак-Мегантик — 47 жертв
Взрыв состава с нефтью произошёл вечером 6 июля 2013 года в городке Лак-Мегантик в канадском Квебеке. Поезд, принадлежащий компании The Montreal, Maine and Atlantic Railway и перевозивший 74 цистерны с сырой нефтью, сошёл с рельсов. В результате несколько цистерн загорелись и взорвались. Известно о 42 погибших, ещё 5 человек числятся пропавшими без вести. В результате пожара, охватившего город, примерно половина зданий в центре города были уничтожены.
В октябре 2012 года на тепловозе GE C30-7 #5017 при ремонте двигателя, чтобы поскорее завершить ремонт, были применены эпоксидные материалы. В последующей эксплуатации эти материалы разрушились, тепловоз стал сильно дымить. Вытекающие горюче-смазочные материалы скапливались в корпусе турбокомпрессора, что привело к возгоранию в ночь крушения.
Поездом управлял машинист Том Хардинг. В 23:00 поезд остановился на станции Нант, на главном пути. Том связался с диспетчером и сообщил о неполадках с дизелем, сильном чёрном выхлопе; решение проблемы с тепловозом было отложено до утра, и машинист уехал ночевать в гостиницу. Поезд с заведённым тепловозом и опасным грузом был оставлен на ночь на необслуживаемой станции. В 23:50 в службу 911 поступило сообщение о пожаре на головном тепловозе. В нем не работал компрессор, и давление в тормозной магистрали снижалось. В 00:56 давление упало до такого уровня, что ручные тормоза не смогли удерживать вагоны и неуправляемый поезд ушёл под уклон к Лак-Мегантику. В 00:14 поезд на скорости 105 км/ч сошёл с рельсов и оказался в центре города. Вагоны сошли с рельсов, последовали взрывы и горящая нефть разлилась вдоль железной дороги.
Люди в ближайшем кафе, ощутив толчки земли, решили что началось землетрясение и спрятались под столами, в итоге они не успели убежать от огня. Эта железнодорожная катастрофа стала одной из самых смертоносных в Канаде.
8. Авария на Саяно-Шушенской ГЭС — не менее 75 жертв
Авария на Саяно-Шушенской ГЭС — промышленная техногенная катастрофа, произошедшая 17 августа 2009 года — «черный день» российской гидроэнергетики. В результате аварии погибло 75 человек, оборудованию и помещениям станции нанесён серьёзный ущерб, производство электроэнергии приостановлено. Последствия аварии отразились на экологической обстановке акватории, прилегающей к ГЭС, на социальной и экономической сферах региона.
На момент аварии ГЭС несла нагрузку в 4100 МВт, из 10 гидроагрегатов в работе находилось 9. В 8:13 местного времени 17 августа произошло разрушение гидроагрегата № 2 с поступлением через шахту гидроагрегата под большим напором значительных объёмов воды. Персонал электростанции, находившийся в машинном зале, услышал громкий хлопок и увидел выброс мощного столба воды.
Потоки воды быстро затопили машинный зал и помещения, находящиеся под ним. Все гидроагрегаты ГЭС были затоплены, при этом на работавших ГА произошли короткие замыкания (их вспышки хорошо видны на любительском видео катастрофы), выведшие их из строя.
Неочевидность причин аварии (по словам министра энергетики России Шматко, «это самая масштабная и непонятная авария гидроэнергетики, которая только была в мире») вызвала ряд версий, не нашедших подтверждения (от терроризма до гидроудара). В качестве наиболее вероятной причины аварии называют усталостные разрушения шпилек, возникшие в период работы гидроагрегата № 2 с временным рабочим колесом и недопустимым уровнем вибраций в 1981—83 годах.
В результате утечки газа и последующего взрыва погибло 167 человек из 226 находившихся в тот момент на платформе, только 59 осталось в живых. Понадобилось 3 недели, чтобы погасить огонь, при сильнейшем ветре (80 миль в час) и 70-футовых волнах. Окончательную причину взрыва установить так и не удалось. Согласно самой популярной версии, на платформе случилась утечка газа, в результате чего для пожара хватило малой искры. Авария на платформе Piper Alpha привела к серьезной критике и последующему пересмотру норм безопасности работ по добыче нефти в Северном море.
6. Пожар в Тяньцзине Биньхай — 170 жертв
В ночь на 12 августа 2015 года два взрыва вспыхнули на участке хранения контейнеров в порту Тяньцзинь. В 22:50 по местному времени начали поступать сообщения о пожаре на расположенных в порту Тяньцзиня складах фирмы «Жуйхай», занимающейся транспортировкой опасных химических веществ. Как выяснили позднее следователи, его причиной послужило самовозгорание высохшей и нагревшейся на летнем солнце нитроцеллюлозы. В течение 30 секунд после первого взрыва, произошел второй — контейнер с нитратом аммония. Местная сейсмологическая служба оценила мощность первого взрыва в 3 тонны тротилового эквивалента, второго — в 21 тонну. Прибывшие на место пожарные долго не могли остановить распространение огня. Пожары бушевали несколько дней и случилось еще 8 взрывов. Взрывы создали огромный кратер.
5. Валь-ди-Ставе, прорыв плотины — 268 жертв
На севере Италии над деревней Ставе, рухнула плотина Валь-ди-Ставе 19 июля 1985 года. Авария уничтожила 8 мостов, 63 здания, погибло 268 человек. После катастрофы, в ходе расследования было установлено, что имело место плохое техническое обслуживание и малый запас эксплуатационной безопасности.
В верхней из двух плотин, из-за осадков труба для дренажа стала менее эффективной, она была засорена. Вода продолжала поступать в резервуар и давление в поврежденной трубе возрастало, также это вызвало давление на береговую породу. Вода начала проникать в почву, сжижаться в грязь и ослаблять берега, пока, наконец, не произошел размыв. Буквально за 30 секунд вода и грязевые потоки верхней плотины прорвались и хлынули в нижнюю плотину.
4. Обрушение террикона в Намбийи — 300 жертв
К 1990 году Намбийя, шахтерский поселок на юго-востоке Эквадора имел репутацию «агрессивной экосреды». Местные горы были изрыты горняками, пронизаны отверстиями от добычи полезных ископаемых, воздух влажный и наполненный химическими веществами, токсичные газы из шахты и огромный террикон.
9 мая 1993 года, большая часть горы угольного шлака в конце долины рухнула, и под оползнем погибли около 300 человек. 10,000 человек жили в поселке на площади около 1 квадратную мили. Большинство домов города были построены прямо на въезде в туннель на шахту. Специалисты давно предупреждали, что гора стала практически полой. Они говорили, что дальнейшая добыча угля приведет к оползням, и после нескольких дней проливных дождей почва размягчилась, и худшие прогнозы сбылись.
Техногенная катастрофа случилась 16 апреля 1947 года в порту города Техас-Сити, США. Пожар на борту французского судна «Гранкан» (Grandcamp) привёл к детонации около 2100 тонн нитрата аммония (аммиачной селитры), что повлекло за собой цепную реакцию в виде пожаров и взрывов на близлежащих кораблях и нефтехранилищах.
В результате трагедии погиб по меньшей мере 581 человек (включая всех, за исключением одного, сотрудников пожарной охраны Техас-Сити), более 5000 человек получили ранения, 1784 попали в больницы. Порт и значительная часть города были полностью разрушены, многие предприятия были сравнены с землей или сгорели. Более 1100 автомобилей были повреждены и 362 грузовых вагонов искорёжены — имущественный ущерб оценивается в 100 миллионов долларов. Эти события вызвали первый коллективный иск против правительства США.
2. Бхопальская катастрофа —до 160,000 жертв
Это одна из самых страшных техногенных катастроф произошла в индийском городе Бхопал. В результате аварии на химзаводе, принадлежащем американской химической компании Union Carbide, и производящем пестициды, произошёл выброс ядовитого вещества метилизоцианата. Он хранился на заводе в трёх частично вкопанных в землю ёмкостях, каждая из которых могла вместить около 60 000 литров жидкости.
Причиной трагедии стал аварийный выброс паров метилизоцианата, который в заводском резервуаре нагрелся выше температуры кипения, что привело к повышению давления и разрыву аварийного клапана. В результате 3 декабря 1984 года в атмосферу было выброшено около 42 тонн ядовитых паров. Облако метилизоцианата накрыло близлежащие трущобы и железнодорожный вокзал, находящийся в 2 км.
1. Трагедия на дамбе Баньцяо — 171 000 погибших
В этой катастрофе даже нельзя упрекнуть конструкторов плотины, она была рассчитана на сильные наводнения, но данное было совершенно беспрецедентным. В августе 1975 года в западной части Китая, во время тайфуна прорвало дамбу Баньцяо— погибло около 171,000 человек. Плотина была построена в 1950-х годах для производства электроэнергии и предотвращения наводнений. Инженеры разработали ее с запасом прочности на тысячу лет.
Но в те роковые дни в начале августа 1975 года, тайфун «Нина» сразу же произвел более 40 дюймов осадков, что превысило ежегодное общее количество осадков в этой области всего за один день. После нескольких дней еще более сильных дождей, плотина не устояла и была размыта 8 августа.
Прорыв дамбы вызвал волну высокой 33 футов, 7 миль в ширину, которая шла со скоростью 30 миль в час. В общей сложности более 60 плотин и дополнительных резервуаров были уничтожены из-за разрушения плотины Banqiao. Наводнение разрушило 5,960,000 зданий, сразу погубило 26,000 человек и еще 145,000 умерли позже в результате голода и эпидемий из-за стихийного бедствия.
Реферат Природные и антропогенные катастрофы
1. Введение
Катастрофа – внезапно возникающее явление природы или акция человека, повлекшая за собой многочисленные человеческие жертвы или нанесшая ущерб здоровью группы людей, одновременно нуждающихся в экстренной медицинской помощи или защите, вызвавшая диспропорцию между силами и средствами или формами и методами повседневной работы органов и учреждений здравоохранения, с одной стороны, и возникшей потребностью пострадавших в экстренной медицинской помощи, с другой стороны.
В период с 2000 по 2012 год в результате катастроф погибло свыше 700 тысяч людей, 1.4 миллиона ранены, около 23 миллионов остались без крова. В общем, 1.5 миллиарда людей так или иначе пострадали от катастроф. Общий экономический ущерб составил 1.3 триллиона долларов (для сравнения: ВВП России на 2013 год – 2.097 триллионов долларов).
Природные и антропогенные катастрофы наносят ущерб, сказывающийся на всех сферах общества. Разрушительные последствия катастроф зачастую имеют долгосрочный характер.
Катастрофы свидетельствуют о физической, социальной, экономической и экологической уязвимости и незащищенности человеческой популяции.
Важной задачей современности является совершенствование прогнозирования катастроф и выработка методов быстрой и эффективной ликвидации их последствий.
Большинство разрушительных катастроф имеют природное происхождение (землетрясения, экстремальные погодные явления). Тем не менее, Межправительственная группа экспертов по изменению климата продемонстрировала, что для уменьшения суровости и частоты экстремальных погодных явлений, вызванных антропогенным изменением климата, возможно применение ряда мер. Они заключаются во внедрении практики устойчивого развития, которая будет направлена на защиту окружающей среды и одновременно на улучшение здоровья и благополучия людей.
Во избежание техногенных катастроф должны проводится регулярные проверки оборудования предприятий и объектов инфраструктуры, представляющих потенциальную опасность (железные дороги, заводы, станции) на предмет износа и другие необходимые меры по предотвращению техногенных катастроф и ликвидации их последствий.
В данной работе будут рассмотрены основные виды природных и техногенных катастроф, причины их возникновения, последствия, а также примеры крупнейших в мире катастроф природного и техногенного характера.
2. Классификация
Существует несколько критериев классификации катастроф. К ним относятся: нанесенный ущерб, время протекания, площадь охвата, количество жертв и другие. Одним из самых распространенных критериев является природа происхождения. По этому признаку обычно выделяют:
Следует отметить, что антропогенные катастрофы в широком понимании могут иметь природный характер (обвалы грунта в населенных пунктах, вызванные неисправностью водопроводных систем; наводнения, возникающие из-за прорыва плотин). Здесь антропогенные катастрофы будут рассматриваться как противопоставление природным. В других классификациях выделяют техногенные катастрофы.
3. Природные катастрофы
Классификация природных катастроф
Природные катастрофы делятся по своему происхождению на два типа:
Причины возникновения природных катастроф
Одной из причин возникновения природных катастроф является стихийное бедствие, явление природы, приводящее к разрушению материальных ценностей, гибели людей и другим последствиям.
Основные виды стихийных бедствий:
1. Геологические
2. Метеорологические
3. Гидрологические
4. Пожары
В отдельную группу причин возникновения природных катастроф выделяют воздействие космических объектов на Землю: столкновение с астероидами, падение метеоритов. Они представляют большую угрозу планете, поскольку даже небольшое по размеру небесное тело при столкновении с Землей может нанести разрушительный вред.
Последствия природных катастроф
Убитые и раненые
В период с 1965 по 1999 год жертвами основных типов природных катастроф стали 4 миллиона человек.
Географически число смертей от природных катастроф разделяется следующим образом: более половины (53%) приходится на Африку, 37% на Азию. Самыми губительными в Африке оказались засухи, а в Азии – циклоны, штормы, цунами.
По числу человек, пострадавших от природных катастроф Азию доминирует над всеми континентами (89%). На втором месте находится Африка (6.7%), за которой следуют Америка, Европа и Океания, в сумме составляющие 5%.
Число пострадавших от разных природных катастроф в Азии:
Экономический ущерб
Уязвимость стран перед природными катастрофами связана с их общественным и экономическим развитием. Города с высокой плотностью населения и развитой инфраструктурой несут самые большой экономический, общественный и материальный ущерб.
По абсолютным показателям экономический ущерб больше для развитых стран из-за широкой инфраструктуры и высокой концентрации капитала. Однако отношение прямого ущерба к ВВП показывает, что страны с низким уровнем дохода несут больший ущерб.
Экономический ущерб от природных катастроф быстро растет с каждым годом. В 1960-ых он составил около 1 миллиарда долларов, в 1970-ых – 4.7, в 1980-ых – 16.6, в 1990-ых – 76. Были случаи, когда ущерб, нанесенный экономике от катастрофы, превысил ВВП.
Самыми разрушительными в экономическом отношении природными катастрофами являются тайфуны, штормы, наводнения и землетрясения. В этом можно убедится, изучив диаграмму экономического ущерба Европы от природных катастроф (Рисунок 1)
Рисунок 1. Экономический ущерб Европейских стран от природных катастроф (1989-2008)
Влияние природных катастроф на окружающую среду
Под влиянием природных катастроф происходят масштабные изменения географической обстановки или типа ландшафта, которые приводят к определенным последовательным изменениям состояния биогеоценозов местности (сукцессиям).
4. Антропогенные катастрофы
Классификация
Обычно антропогенные катастрофы делят на две основные группы:
Это не исчерпывающая классификация. В отдельные группы иногда выделяют пожары, социальные катастрофы (войны, террористические акты).
Другим критерием классификации является происхождение. Антропогенные катастрофы могут быть вызваны халатностью и непродуманными действиями со стороны персонала, внешними причинами (в случае кораблекрушений), неисправностью оборудования и множеством других причин.
По месту происшествия: аварии на атомных станциях, химических производствах, бактериологических лабораториях, чрезвычайные ситуации на воде, железной дороге, авиакатастрофы и другие.
Причины возникновения
Главными причинами антропогенных катастроф являются:
Наиболее частые антропогенные катастрофы:
Главной причиной пожаров является нарушение правил безопасности, технические дефекты, ведущие к возгоранию, человеческая халатность, а также злой умысел.
Взрывы происходят вследствие человеческих ошибок, наличия высокой концентрации легко воспламеняющихся газов и пыли в воздухе, нарушения правил хранения, транспортировки и переработки опасных веществ.
Большинство экспертов полагает, что крупные авиационные катастрофы обычно вызваны неисправностью двигателя и других систем самолета, ошибкой пилота, погодными условиями, столкновениями с объектами в воздухе.
Аварии на железных дорогах происходят из-за дефектов железнодорожного полотна, подвижного состава, перегрузка железнодорожной линии, ошибок оператора путей и машиниста.
В мире сотни химических предприятий и атомных станций, и накопившихся радиоактивных и химический отходов достаточно, чтобы уничтожить все живое на планете несколько раз.
Химические аварии – это нарушение производственного процесса, сопровождающееся повреждением или разрушением трубопроводов, резервуаров, хранилищ, транспортных средств и приводящее к выбросу химически загрязняющих веществ в биосферу.
Радиоактивные катастрофы происходят в результате потери контроля над радиоактивным материалом.
Последствия антропогенных катастроф
По материально-энергетическим характеристикам последствия антропогенных катастроф можно разделить на:
5. Прогнозирование катастроф
Предсказать катастрофу означает определить её место, время и силу. Особенностью современных природных катастроф является то, что при их возникновении имеет место сочетание или одновременное действие нескольких инициирующих факторов. Сейсмологи проводят мониторинг изменений различных характеристик Земли, чтобы установить взаимосвязь между ними и возникновением природных катастроф.
Однако существует ряд препятствий при определении причин и возможности прогнозирования опасных природных явлений и чрезвычайных ситуаций, которые связаны с особенностями функционирования существующей системы мониторинга и прогнозирования.
Отличие антропогенных катастроф от природных заключается в том, что они внезапны и прогнозировать их невозможно. Но существуют предпосылки антропогенных катастроф и способы их предсказания.
Предпосылки антропогенных катастроф – это физические явления, которые предоставляют собой объективные доказательства возникновения потенциальной антропогенной катастрофы. Своевременное обнаружение предпосылок позволяет принять меры по ликвидации катастрофы или в случае её неизбежности – сведению ущерба к минимуму.
К таким предпосылкам относятся дефект или отказ оборудования по техническим причинам или в результате метеорологической, сейсмической активности; геофизические факторы, связанные с концентраций опасных веществ на предприятиях и другие.
Опыт создания и эксплуатации сложных инженерных систем позволил человечеству выработать и внедрить методы мониторинга их безопасности и работоспособности.
Прогнозирование катастроф – сложная и важная задача современности. От этого зависит безопасность и развитие человечества.
6. Примеры крупных катастроф
Ураган «Катрина»
Авария на Чернобыльской АЭС
Землетрясение в Индийском океане (2004)
26 декабря 2004, Азия.
Подводное землетрясение в Индийском океане вызвало цунами, считающееся самым смертоносным стихийным бедствием в истории. В зоне бедствия оказалось 18 стран, пострадало 300 тысяч человек – местные жители и туристы. На Шри-Ланке цунами стали причиной крупнейшей в истории железнодорожной катастрофы.
Бхопальская катастрофа
3 декабря 1984, Индия.
Бхопальская катастрофа – крупнейшая по числу жертв техногенная катастрофа, причиной которой стала авария на химическом заводе по производству пестицидов в индийском городе Бхопал. В результате выброса паров метилизоцианата погибло 18 тысяч человек. Число пострадавших варьируется от 150 до 600 тысяч. Официальная причина не установлена. Считается, что катастрофу вызвало нарушение техники безопасности.
Крушение «Донья Пас»
20 декабря 1987 года, Филиппины
Столкновение филиппинского парома «Донья Пас» с танкером «Вектор» считается крупнейшей морской катастрофой в мирное время.
При столкновении произошел разлив и загорание нефтепродуктов с танкера. Оба судна затонули. Погибло около 1500 человек. Было выявлено, что паром шел с перегрузом, а танкер был без лицензии.
Наводнение в Китае (1931)
1931, Китай.
В 1931 Южно-Центральный Китай подвергся разрушительным наводнениям, унесшим жизни от 145 тысяч до 4 миллионов человек. Из берегов вышли крупнейшие реки страны: Янцзы, Хуайхэ, Хуанхэ. Эта природная катастрофа считается крупнейшим стихийным бедствием в истории.
Зима террора
1950-1951, Европа.
Зима террора – сезон 1950-1951 годов, во время которого в Альпах сошло 649 лавин. Лавины разрушили несколько населенных пунктов в Австрии, Швейцарии, Югославии, Италии. Погибло около 300 человек.
Пожары в России (2010)
Дым над Европейской частью России 2010, Россия
Из-за отсутствия осадков и аномальной жары с июля по сентябрь Европейская часть России была охвачена лесными пожарами. В результате катастрофы погибло 55.800 человек.
Сильному задымлению подверглись десятки городов.
Лимнологическая катастрофа на озере Ньос
Озеро Ньос после лимнологической катастрофы 21 августа 1986, Камерун.
На озере Ньос произошла лимнологическая катастрофа, в результате которой было выброшено огромное количество газообразного диоксида углерода. Газ устремился двумя потоками
по горному склону, уничтожая всё живое на расстоянии до 27 км от озера. Катастрофа унесла жизни 1700 человек.
Взрыв нефтяной платформы Deepwater Horizon
Тушение пожара на нефтяной платформе Deepwater Horizon 20 апреля 2010, США.
Авария в Мексиканском заливе (в 80 километрах от побережья штата Луизиана) на нефтяной платформе Deepwater Horizon. Одна из крупнейших техногенных катастроф. Разлив нефти в результате аварии стал крупнейшим в истории США.
Авария унесла жизни 11 человек и повлекла за собой крупную экологическую катастрофу.
7. Заключение
Катастрофа – это неожиданно возникающее, мощное и неуправляемое явление, природного или антропогенного характера, влекущее за собой людские жертвы, экономический, экологический и социальный ущерб.
С античных времен по современность человечество сталкивается с катастрофами и пытается противодействовать им и контролировать их. С развитием науки и техники удалось значительно усовершенствовать методы по прогнозированию бедствий и ликвидации последствий катастроф, но в то же время появились и такие проблемы, как глобальное потепление, экологические катастрофы, мутированные формы жизни.
К катастрофам относят не только стихийные бедствия (ураганы, цунами, землетрясения), но и «рукотворные» или антропогенные катастрофы (аварии на производствах, войны, террористические акты), которые также наносят существенный экологический вред.
Правительства и общественные организации объединяют усилия для выработки международной стратегии по уменьшению влияния последствий катастроф. Это тяжелая задача, требующая решительных экономических и политических действий.
Предмет природных и антропогенных катастроф очень обширен, и мир становится все более и более заинтересованным анализом, обзором и поиском новых решений. Изучение катастроф чрезвычайно важно для безопасности и процветания человечества.