что такое антропогика в педагогике определение кратко
Антропогогика
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность антропогогики, ее предмет и объект
Антропогогика – это раздел педагогической науки, занимающийся изучением процессов обучения, воспитания и развития личности на всем ее жизненном пути.
Антропогогика занимается исследованием сущностного развития личности в интерпретации ее участия в воспитательном и образовательном процессах. Она характеризует положение человека в образовательном пространстве. Посредством данной научной области удается найти осознанный подход к построению воспитательного процесса и его структуре в соответствии с природными качествами личности.
Антропогогика представляет собой теоретические концепции, педагогической ориентации, основанные на данных наук, занимающихся изучением личности и ее пространственного функционирования.
Данная отрасль нацелена на исследование процессов построения взаимоотношений в человеческом мире, исходя из природной специфики его развития, отражая возможности накопления и передачи опыта между поколениями, выявление принципов организации данного процесса и развитие категориального инструментария.
Объектом исследования антропогогики являются человеческие взаимоотношения, построение системы коммуникаций между людьми в образовательной сфере.
Предметом исследования педагогической антропогогики является человеческая личность, находящаяся в стадии социального становления и развития, посредством воспитательного воздействия. Изучается то, каким образом процесс воспитания способствует социализации личности, механизмы реализации этого процесса и стадии его прохождения. Также, предметной областью исследования выступают источники развития и саморазвития, личностной динамики, которые рассматриваются через призму педагогического целеполагания т.е. наличия научно обоснованных целей организации педагогического процесса.
Готовые работы на аналогичную тему
Антропогогика занимается изучением всех этапов реализации учебно-воспитательной деятельности в разных возрастных периодах личности. Она исходит из того, что на протяжении всей жизнедеятельности человек должен развиваться, саморазвиваться и обучаться. Процессы воспитания и обучения сопровождают весь жизненный путь человека. Воспитание является незыблемым элементом человеческого бытия. В этой связи педагогический процесс является достаточно сложным и многогранным. В процессе взаимодействия педагога и воспитанника оба занимают субъектную позицию, что приводит к координальной смене педагогического мышления.
Кроме того, антропогогика исследует все периоды получения знаний личностью, ее обучение:
Задачи антропогогики
Поскольку, целевым назначением антропогогики является выявление закономерностей воспитания и обучения личности на каждом возрастном этапе ее развития, исходя из природного потенциала, а также определение принципов и механизмов организации функционирования процессов воспитания и обучения, то оно предполагает постановку ряда задач, выполнение которых ориентируется на достижение цели. К ним относятся:
Принципы антропогогики
На основе методологических положений организации функционирования взаимодействия с личностью устанавливаются следующие ведущие принципы антропогогики:
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
В Педагогической антропологии выделяют два направления. Наиболее развито направление, которое рассматривает Педагогическая антропология как интегративную науку, обобщающую различные знания о человеке в аспекте воспитания и обучения, служащую основанием педагогической теории и практики, методологическим ядром педагогических наук. В этом значении Педагогическая антропология ориентирует педагогику на разработку и применение особого антропологического подхода, который предполагает соотнесение любого знания об образоват. явлениях и процессах со знаниями о природе человека, связывает получение педагогического знания методом, обеспечивающим интеграцию человека в педагогику, опирается на антропологическую аксиоматику, на основе которой строятся теория и методология проблем становления и развития личности.
Педагогическая антропология как самостоятельная отрасль знания стала разрабатываться К. Шмидтом в Германии и К.Д. Ушинским в России в 1860-х годах. Ушинский в своём фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» исходил из того, что «если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» (Педагогические сочинение М., 1990. Том 5. Страница 15).
Другое направление Педагогической антропологии оформилось в Западной Европе в середине XX века на основе синтеза теоретико-педагогического, философско-антропологического и гуманистического знания. Это направление получило развитие преимущественно в ФРГ, Австрии и Швейцарии (О.Ф. Больнов, Й. Дерболав, Г. Рот, А. Флитнер, Г. Цдарцил).
Оба направления Педагогической антропологии часто присутствуют в работах одних и тех же авторов в различных исследовательских контекстах.
Дополнительная литература:
Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология: Курс лекций. М., 2003;
Грешилова И.А. Педагогическая антропология: философско-культурологическое основание. Чита, 2008;
Козырева О.А. Категории психолого- педагогической антропологии. Новокузнецк, 2008.
Андрагогика — забытая наука или полезные принципы обучения взрослых?
Педагогика — наука о воспитании, развитии и образовании человека, преимущественно в детском и юношеском возрасте. При этом обучение взрослых имеет ряд отличительных особенностей, изучением которых занимается андрагогика.
За последние 15 лет мир изменился быстрее, чем менялся в предшествующие 100 лет.
К 2010 году за всю свою историю создало 1,5 зеттабайт информации, что равно 34 млрд смартфонов с самым большим объемом памяти. Исходя из динамики, к 2025 году мы создадим 175 зеттабайт информации, и эту цифру сложно выразить в понятных человеческому мозгу величинах.
Скорость создания и накопления информации и ее доступность меняют традиционное отношение к знаниям и обучению.
Энциклопедическое знание и механистические навыки стремительно теряют свою актуальность, а значит формы обучения, рассчитанные на «зубрежку» и повторение монотонных действий становятся неактуальными.
Появляется необходимость в развитии навыков иного порядка — метанавыков, которые помогают синтезировать знания из разных источников, соединяя их со своим опытом и создавая в результате свою уникальную базу знаний.
Что такое андрагогика и почему взрослым вдруг понадобилось учиться
Недавняя беседа об андрагогике в подкасте «Все сложно» началась с вопроса ведущего «Андра — что?». И это правда, удивительно — мы все слышали о педагогике и представляем себе, что это такое, и совершенно ничего не слышали про раздел андрагогики, само это понятие многим неведомо. Хотя эти науки и подходы к развитию личности зарождались одновременно. Почему так?
Традиционно упор всегда делался на развитии человека, приобретении им навыков в детском и юношеском возрасте, то есть, на педагогике. Профессиональное развитие, освоение непосредственных умений происходило либо через цехи и мастерские для рабочих, либо в университетах для точных и гуманитарных специальностей, к которым до середины XX века имели доступ лишь избранные слои населения. Профессию, как правило, получали в молодом возрасте и на всю жизнь. В связи с этим андрагогика как подход и наука до 1980-х годов была не востребована.
У большинства взрослых не было необходимости переучиваться или получать кардинально новые навыки: например, наши бабушки, дедушки и даже родители работали на одном предприятии или в одной сфере всю жизнь, и это было нормально. Такую ситуацию практически невозможно представить в наши дни.
В 1980-х годах, и особенно после падения Берлинской стены, мир стал глобальным. Компании стали выходить на мировой рынок, и у огромного числа людей появилась возможность выйти на глобальный рынок труда. Стремительное развитие технологий заставило предприятия менять методы производства, автоматизировать их, переносить в страны с более дешевой рабочей силой. Миллионы людей, особенно в развитых странах, впервые в жизни столкнулись с нестабильностью и необходимостью менять свою деятельность, набор компетенций и даже профессию в середине карьерного пути. Возникла необходимость переучиваться — быстро, эффективно, основываясь на практике, а не на теории. В этот момент произошло рождение андрагогики. Тогда же американский ученый Малком Ноулз выпустил свой фундаментальный труд «Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики», в котором сформулировал основные принципы обучения взрослых.
Как мы будем учиться в постиндустриальном мире
Сейчас механический труд все чаще выполняется роботами при помощи современных технологий. Одновременно с этим растет спрос в креативных областях, где нужны другие навыки и отношение к организации работы — больше самостоятельности, свободы и инноваций. Активно развиваются маркетплейсы фрилансеров: один человек часто может одновременно выполнять проекты для разных компаний, больше не связывая свою жизнь с одной организацией. Этот тренд будет развиваться и дальше.
Нарастает необходимость в развитии иных образовательных моделей, которые бы давали принципиально новые компетенции. Учитывая скорость социально-экономических изменений и глобальность рынков труда, обновлять их будет нужно гораздо чаще, чем это требовалось всего десять лет назад.
Возникает большой запрос от бизнеса и государств на инновации и технологическое развитие всех сфер общества. Все это не делается механистически, это — креатив, открытия, идеи, коммуникация между специалистами из разных сфер. В инновациях унифицированные действия большого количества людей не приведут к результату, но креативный подход и индивидуальность каждого имеют значение. Более важную роль начинает играть сотрудник как субъект, его личность и индивидуальность, а не коллектив и институт.
Особенности обучения взрослых
Как учить новому и переучивать взрослых людей, учитывая их индивидуальность, богатый жизненный и практический опыт, установки, разные жизненные цели, социальные ограничения (мало свободного времени на учебу, наличие семьи и работы)? На эти вопросы отвечает современная андрагогика.
Забудьте, как вы учились в школе — взрослые учатся иначе.
В центре образовательных подходов — гармоничное и осознанное развитие уже сложившейся личности, а не «подгонка» человека под требования институтов, компаний или государства.
Когда мы говорим об обучении, ключевое отличие взрослых от детей — это особенное отношение к прошлому, настоящему и будущему. У взрослых есть опыт, через который фильтруется новая информация. У взрослого особое отношение к настоящему с рядом ограничений — в отличие от ребенка взрослому необходимо самостоятельно зарабатывать, заботиться о близких, готовить пищу и т.д. Взрослый иначе, чем ребенок строит планы: как правило, у него есть специфическое видение своего будущего, с которым он соотносит любое обучение. Соответственно его программа должна выстраиваться с учетом этих трех составляющих.
Схемы и методы обучения, которые вы использовали в школе и университете, скорее всего, не позволят вам успешно учиться сейчас. Чтобы выстроить свою стратегию, а также гармонично и осознанно развиваться в целом будучи уже взрослым человеком, необходимо разобраться в ключевых принципах андрагогики.
Преимущество этой науки в том, что, освоив ее подходы, учащийся взрослый человек может самостоятельно выстроить свою образовательную стратегию и корректировать ее на протяжении жизни.
Как создать условия для обучения, которые подходят именно вам
Первое, что необходимо понять — то, как учитесь именно вы. Для этого необходимо проделать следующие упражнения.
Также стоит вспомнить свой негативный опыт и разложить его по полочкам — почему учиться было некомфортно? Почему учеба оказалась неэффективной? Оценивайте не столько контент, а форматы, темп, каналы, через которые давалась информация (визуальный, аудиальный, кинестетический). Было комфортнее в групповой работе или в смешанной, в дискуссиях или индивидуальном формате, сначала практика, а потом теория или наоборот? Поищите и найдите какую-то закономерность.
Совет: обращайте внимание не только на процесс, но и на события в жизни, которые вы в этот момент переживали. Был ли в вашей жизни в то время спорт? Какой? Попробуйте оценить, оказали ли они влияние на ваш образовательный опыт.
Совет: если невозможно воссоздать все элементы, используйте хотя бы некоторые. Подумайте, как вы можете трансформировать негативный опыт в позитивный.
Совет: обратную связь можно организовать в семье, рабочем коллективе. Можно найти единомышленников в интернете: вести блог, получая обратную связь от читателей или слушателей, написать статью или принять участие в подкасте, делиться результатами в социальных сетях. Можно написать экспертам отрасли, с кем-то встретиться лично на профильной конференции или деловом мероприятии.
Совет: в этом вам помогут как практики саморефлексии, так и различные доступные тесты.
Примеры тестов:
Тест Майер-Бриггс на определение типа личности. Он поможет обратить внимание на ваши особенности восприятия мира и на то, как вы принимаете решения.
Тест «Визуал-аудиал-кинестетик». Он определит, какой канал восприятия информации для вас наиболее предпочтительный и эффективный.
Тест HBDI (Hermann Brain Dominance Instrument), определяющий тип мышления на основе когнитивных предпочтений.
К любому тесту необходимо относиться критически: ни один из них не раскрывает все особенности личности.
Как определить цели обучения
Один из учебных методов, который поможет правильно прицелиться — это «Пирамида Дилтса». Она включает в себя шесть уровней целеполагания: окружение, поведение, способности, убеждения/ценности, идентичность, миссия. Определите проблему, которую вы хотите решить и уровень в пирамиде, которому она соответствует. Решение проблемы как правило находится на один-два уровня выше. Например, чтобы изменить свое поведение, вам необходимо обратить внимание на изменения в убеждениях и ценностях.
Антропология педагогическая
Смотреть что такое «Антропология педагогическая» в других словарях:
Антропология педагогическая — составная часть педагогики (наряду с философией педагогики и теорией воспитания), посвященная познанию человека как воспитателя и воспитуемого. Как самостоятельная отрасль философского и педагогического знания педагогическая антропология… … Педагогический терминологический словарь
Педагогическая антропология — 1. самостоятельная отрасль науки об образовании, целостное и системное знание о человеке воспитывающем и воспитывающемся, как субъекте и объекте образования; интегративная наука, обобщающая различные знания о человеке в аспекте воспитания и… … Педагогический терминологический словарь
Антропология — (гр. – наука о человеке) – это наука о человеке как органической части мироздания, его происхождении и развитии. Основной мировоззренческой категорией антропологии является «человек» в его целостности и гармонической единстве всех составляющих.… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Антропология — (греч. antropos человек) наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. совокупность научных дисциплин, изучающих человечество на всех исторических этапах его… … Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ — направление в теоретич. педагогике и человекознании, возникшее в Зап. Европе после 2 й мировой войны. наиб. развитие получило в Германии, что было обусловлено поиском выхода из кризиса системы социальных и воспитат. ценностей и необходимостью… … Российская педагогическая энциклопедия
Педагогическая антропология — наука о более полном, целостном, системном представлении о человеке как предмете воспитания, образования и обучения, это система знания о его развитии под влиянием конкретных образовательных систем. Педагогическую антропологию занимают вопросы… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Педагогическая антропология — педагогика развития, воспитания, обучения человека с учетом его биологических особенностей … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ — автократичность, автоматизация, автономия обучающегося, авторитарное воспитание, авторитарность, авторитет, авторская школа, адаптация социальная, академическая задолженность, аккредитация образовательного учреждения, акмеология, активная… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
УЧАСТНИКИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА — автономия обучающегося, адресант, адресат, бакалавр, билингв, билингвальный тип обучения, воспитывающая функция преподавателя, воспитывающее обучение, грамматический тип обучения, группа, групповая деятельность, групповые нормы, деловой стиль,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Педагогическая антропология
Полезное
Смотреть что такое «Педагогическая антропология» в других словарях:
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ — направление в теоретич. педагогике и человекознании, возникшее в Зап. Европе после 2 й мировой войны. наиб. развитие получило в Германии, что было обусловлено поиском выхода из кризиса системы социальных и воспитат. ценностей и необходимостью… … Российская педагогическая энциклопедия
Педагогическая антропология — наука о более полном, целостном, системном представлении о человеке как предмете воспитания, образования и обучения, это система знания о его развитии под влиянием конкретных образовательных систем. Педагогическую антропологию занимают вопросы… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Педагогическая антропология — педагогика развития, воспитания, обучения человека с учетом его биологических особенностей … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
Антропология педагогическая — составная часть педагогики (наряду с философией педагогики и теорией воспитания), посвященная познанию человека как воспитателя и воспитуемого. Как самостоятельная отрасль философского и педагогического знания педагогическая антропология… … Педагогический терминологический словарь
Антропология — (гр. – наука о человеке) – это наука о человеке как органической части мироздания, его происхождении и развитии. Основной мировоззренческой категорией антропологии является «человек» в его целостности и гармонической единстве всех составляющих.… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Антропология — (греч. antropos человек) наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. совокупность научных дисциплин, изучающих человечество на всех исторических этапах его… … Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов
Антропология педагогическая — философская база воспитания, к рая позволяет понять структуру воспитания, лишь соотнеся ее со структурой целостной природы человека; «изучение человека во всех проявлениях его природы со специальным приложением к искусству воспитания» (К. Д.… … Педагогический словарь
Философия образования — (педагогическая философия) – область педагогического знания, изучающая воспитание, образование и обучение с позиций и в связи с концептуальными мировоззренческими представлениями о человеке, личности, целях развития в конкретно исторических… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)