что такое антропогика в педагогике определение кратко

Антропогогика

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сущность антропогогики, ее предмет и объект

Антропогогика – это раздел педагогической науки, занимающийся изучением процессов обучения, воспитания и развития личности на всем ее жизненном пути.

Антропогогика занимается исследованием сущностного развития личности в интерпретации ее участия в воспитательном и образовательном процессах. Она характеризует положение человека в образовательном пространстве. Посредством данной научной области удается найти осознанный подход к построению воспитательного процесса и его структуре в соответствии с природными качествами личности.

Антропогогика представляет собой теоретические концепции, педагогической ориентации, основанные на данных наук, занимающихся изучением личности и ее пространственного функционирования.

Данная отрасль нацелена на исследование процессов построения взаимоотношений в человеческом мире, исходя из природной специфики его развития, отражая возможности накопления и передачи опыта между поколениями, выявление принципов организации данного процесса и развитие категориального инструментария.

Объектом исследования антропогогики являются человеческие взаимоотношения, построение системы коммуникаций между людьми в образовательной сфере.

Предметом исследования педагогической антропогогики является человеческая личность, находящаяся в стадии социального становления и развития, посредством воспитательного воздействия. Изучается то, каким образом процесс воспитания способствует социализации личности, механизмы реализации этого процесса и стадии его прохождения. Также, предметной областью исследования выступают источники развития и саморазвития, личностной динамики, которые рассматриваются через призму педагогического целеполагания т.е. наличия научно обоснованных целей организации педагогического процесса.

Готовые работы на аналогичную тему

Антропогогика занимается изучением всех этапов реализации учебно-воспитательной деятельности в разных возрастных периодах личности. Она исходит из того, что на протяжении всей жизнедеятельности человек должен развиваться, саморазвиваться и обучаться. Процессы воспитания и обучения сопровождают весь жизненный путь человека. Воспитание является незыблемым элементом человеческого бытия. В этой связи педагогический процесс является достаточно сложным и многогранным. В процессе взаимодействия педагога и воспитанника оба занимают субъектную позицию, что приводит к координальной смене педагогического мышления.

Кроме того, антропогогика исследует все периоды получения знаний личностью, ее обучение:

Задачи антропогогики

Поскольку, целевым назначением антропогогики является выявление закономерностей воспитания и обучения личности на каждом возрастном этапе ее развития, исходя из природного потенциала, а также определение принципов и механизмов организации функционирования процессов воспитания и обучения, то оно предполагает постановку ряда задач, выполнение которых ориентируется на достижение цели. К ним относятся:

Принципы антропогогики

На основе методологических положений организации функционирования взаимодействия с личностью устанавливаются следующие ведущие принципы антропогогики:

Источник

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

В Педагогической антропологии вы­де­ля­ют два на­прав­ле­ния. Наи­бо­лее раз­ви­то на­прав­ле­ние, ко­то­рое рас­смат­ри­ва­ет Педагогическая антропология как ин­те­гра­тив­ную нау­ку, обоб­щаю­щую различные зна­ния о че­ло­ве­ке в ас­пек­те вос­пи­та­ния и обу­че­ния, слу­жа­щую ос­но­ва­ни­ем пе­да­го­гической тео­рии и прак­ти­ки, ме­то­до­ло­гическим ядром пе­да­го­гических на­ук. В этом зна­че­нии Педагогическая антропология ори­ен­ти­ру­ет пе­да­го­ги­ку на раз­ра­бот­ку и при­ме­не­ние осо­бо­го ан­тро­по­ло­гического под­хо­да, ко­то­рый пред­по­ла­га­ет со­от­не­се­ние лю­бо­го зна­ния об об­ра­зо­ват. яв­ле­ни­ях и про­цес­сах со зна­ния­ми о при­ро­де че­ло­ве­ка, свя­зы­ва­ет по­лу­че­ние пе­да­го­гического зна­ния ме­то­дом, обес­пе­чи­ваю­щим ин­те­гра­цию че­ло­ве­ка в пе­да­го­ги­ку, опи­ра­ет­ся на ан­тро­по­ло­гическую ак­сио­ма­ти­ку, на ос­но­ве ко­то­рой стро­ят­ся тео­рия и ме­то­до­ло­гия про­блем ста­нов­ле­ния и раз­ви­тия лич­но­сти.

Педагогическая антропология как са­мо­сто­ятельная от­расль зна­ния ста­ла раз­ра­ба­ты­вать­ся К. Шмид­том в Гер­ма­нии и К.Д. Ушин­ским в Рос­сии в 1860-х годах. Ушин­ский в сво­ём фун­даментальном тру­де «Че­ло­век как пред­мет вос­пи­та­ния. Опыт пе­да­го­ги­че­ской ан­тро­по­ло­гии» ис­хо­дил из то­го, что «ес­ли пе­да­го­ги­ка хо­чет вос­пи­ты­вать че­ло­ве­ка во всех от­но­ше­ни­ях, то она долж­на преж­де уз­нать его то­же во всех от­но­ше­ни­ях» (Пе­да­го­ги­че­ские сочинение М., 1990. Том 5. Страница 15).

Дру­гое на­прав­ле­ние Педагогической антропологии офор­ми­лось в Западной Ев­ро­пе в середине XX века на ос­но­ве син­те­за тео­ре­ти­ко-пе­да­го­гического, фи­ло­соф­ско-ан­тро­по­ло­гического и гу­ма­ни­стического зна­ния. Это на­прав­ле­ние по­лу­чи­ло раз­ви­тие пре­имущественно в ФРГ, Ав­ст­рии и Швей­ца­рии (О.Ф. Боль­нов, Й. Дер­бо­лав, Г. Рот, А. Флит­нер, Г. Цдар­цил).

Оба на­прав­ле­ния Педагогической антропологии час­то при­сут­ст­ву­ют в ра­бо­тах од­них и тех же ав­то­ров в различных ис­сле­до­ва­тель­ских кон­тек­стах.

Дополнительная литература:

Бим-Бад Б.М. Пе­да­го­ги­че­ская ан­тро­по­ло­гия: Курс лек­ций. М., 2003;

Гре­ши­ло­ва И.А. Пе­да­го­ги­че­ская ан­тро­по­ло­гия: фи­ло­соф­ско-куль­ту­ро­ло­ги­че­ское ос­но­ва­ние. Чи­та, 2008;

Ко­зы­ре­ва О.А. Ка­те­го­рии пси­хо­ло­го- пе­да­го­ги­че­ской ан­тро­по­ло­гии. Но­во­куз­нецк, 2008.

Источник

Андрагогика — забытая наука или полезные принципы обучения взрослых?

что такое антропогика в педагогике определение кратко. Смотреть фото что такое антропогика в педагогике определение кратко. Смотреть картинку что такое антропогика в педагогике определение кратко. Картинка про что такое антропогика в педагогике определение кратко. Фото что такое антропогика в педагогике определение кратко

Педагогика — наука о воспитании, развитии и образовании человека, преимущественно в детском и юношеском возрасте. При этом обучение взрослых имеет ряд отличительных особенностей, изучением которых занимается андрагогика.

За последние 15 лет мир изменился быстрее, чем менялся в предшествующие 100 лет.

К 2010 году за всю свою историю создало 1,5 зеттабайт информации, что равно 34 млрд смартфонов с самым большим объемом памяти. Исходя из динамики, к 2025 году мы создадим 175 зеттабайт информации, и эту цифру сложно выразить в понятных человеческому мозгу величинах.

что такое антропогика в педагогике определение кратко. Смотреть фото что такое антропогика в педагогике определение кратко. Смотреть картинку что такое антропогика в педагогике определение кратко. Картинка про что такое антропогика в педагогике определение кратко. Фото что такое антропогика в педагогике определение кратко

Скорость создания и накопления информации и ее доступность меняют традиционное отношение к знаниям и обучению.

Энциклопедическое знание и механистические навыки стремительно теряют свою актуальность, а значит формы обучения, рассчитанные на «зубрежку» и повторение монотонных действий становятся неактуальными.

Появляется необходимость в развитии навыков иного порядка — метанавыков, которые помогают синтезировать знания из разных источников, соединяя их со своим опытом и создавая в результате свою уникальную базу знаний.

Что такое андрагогика и почему взрослым вдруг понадобилось учиться

Недавняя беседа об андрагогике в подкасте «Все сложно» началась с вопроса ведущего «Андра — что?». И это правда, удивительно — мы все слышали о педагогике и представляем себе, что это такое, и совершенно ничего не слышали про раздел андрагогики, само это понятие многим неведомо. Хотя эти науки и подходы к развитию личности зарождались одновременно. Почему так?

Традиционно упор всегда делался на развитии человека, приобретении им навыков в детском и юношеском возрасте, то есть, на педагогике. Профессиональное развитие, освоение непосредственных умений происходило либо через цехи и мастерские для рабочих, либо в университетах для точных и гуманитарных специальностей, к которым до середины XX века имели доступ лишь избранные слои населения. Профессию, как правило, получали в молодом возрасте и на всю жизнь. В связи с этим андрагогика как подход и наука до 1980-х годов была не востребована.

что такое антропогика в педагогике определение кратко. Смотреть фото что такое антропогика в педагогике определение кратко. Смотреть картинку что такое антропогика в педагогике определение кратко. Картинка про что такое антропогика в педагогике определение кратко. Фото что такое антропогика в педагогике определение кратко

что такое антропогика в педагогике определение кратко. Смотреть фото что такое антропогика в педагогике определение кратко. Смотреть картинку что такое антропогика в педагогике определение кратко. Картинка про что такое антропогика в педагогике определение кратко. Фото что такое антропогика в педагогике определение кратко

У большинства взрослых не было необходимости переучиваться или получать кардинально новые навыки: например, наши бабушки, дедушки и даже родители работали на одном предприятии или в одной сфере всю жизнь, и это было нормально. Такую ситуацию практически невозможно представить в наши дни.

В 1980-х годах, и особенно после падения Берлинской стены, мир стал глобальным. Компании стали выходить на мировой рынок, и у огромного числа людей появилась возможность выйти на глобальный рынок труда. Стремительное развитие технологий заставило предприятия менять методы производства, автоматизировать их, переносить в страны с более дешевой рабочей силой. Миллионы людей, особенно в развитых странах, впервые в жизни столкнулись с нестабильностью и необходимостью менять свою деятельность, набор компетенций и даже профессию в середине карьерного пути. Возникла необходимость переучиваться — быстро, эффективно, основываясь на практике, а не на теории. В этот момент произошло рождение андрагогики. Тогда же американский ученый Малком Ноулз выпустил свой фундаментальный труд «Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики», в котором сформулировал основные принципы обучения взрослых.

Как мы будем учиться в постиндустриальном мире

Сейчас механический труд все чаще выполняется роботами при помощи современных технологий. Одновременно с этим растет спрос в креативных областях, где нужны другие навыки и отношение к организации работы — больше самостоятельности, свободы и инноваций. Активно развиваются маркетплейсы фрилансеров: один человек часто может одновременно выполнять проекты для разных компаний, больше не связывая свою жизнь с одной организацией. Этот тренд будет развиваться и дальше.

что такое антропогика в педагогике определение кратко. Смотреть фото что такое антропогика в педагогике определение кратко. Смотреть картинку что такое антропогика в педагогике определение кратко. Картинка про что такое антропогика в педагогике определение кратко. Фото что такое антропогика в педагогике определение кратко

что такое антропогика в педагогике определение кратко. Смотреть фото что такое антропогика в педагогике определение кратко. Смотреть картинку что такое антропогика в педагогике определение кратко. Картинка про что такое антропогика в педагогике определение кратко. Фото что такое антропогика в педагогике определение кратко

Нарастает необходимость в развитии иных образовательных моделей, которые бы давали принципиально новые компетенции. Учитывая скорость социально-экономических изменений и глобальность рынков труда, обновлять их будет нужно гораздо чаще, чем это требовалось всего десять лет назад.

Возникает большой запрос от бизнеса и государств на инновации и технологическое развитие всех сфер общества. Все это не делается механистически, это — креатив, открытия, идеи, коммуникация между специалистами из разных сфер. В инновациях унифицированные действия большого количества людей не приведут к результату, но креативный подход и индивидуальность каждого имеют значение. Более важную роль начинает играть сотрудник как субъект, его личность и индивидуальность, а не коллектив и институт.

Особенности обучения взрослых

Как учить новому и переучивать взрослых людей, учитывая их индивидуальность, богатый жизненный и практический опыт, установки, разные жизненные цели, социальные ограничения (мало свободного времени на учебу, наличие семьи и работы)? На эти вопросы отвечает современная андрагогика.

что такое антропогика в педагогике определение кратко. Смотреть фото что такое антропогика в педагогике определение кратко. Смотреть картинку что такое антропогика в педагогике определение кратко. Картинка про что такое антропогика в педагогике определение кратко. Фото что такое антропогика в педагогике определение кратко

Забудьте, как вы учились в школе — взрослые учатся иначе.

В центре образовательных подходов — гармоничное и осознанное развитие уже сложившейся личности, а не «подгонка» человека под требования институтов, компаний или государства.

Когда мы говорим об обучении, ключевое отличие взрослых от детей — это особенное отношение к прошлому, настоящему и будущему. У взрослых есть опыт, через который фильтруется новая информация. У взрослого особое отношение к настоящему с рядом ограничений — в отличие от ребенка взрослому необходимо самостоятельно зарабатывать, заботиться о близких, готовить пищу и т.д. Взрослый иначе, чем ребенок строит планы: как правило, у него есть специфическое видение своего будущего, с которым он соотносит любое обучение. Соответственно его программа должна выстраиваться с учетом этих трех составляющих.

Схемы и методы обучения, которые вы использовали в школе и университете, скорее всего, не позволят вам успешно учиться сейчас. Чтобы выстроить свою стратегию, а также гармонично и осознанно развиваться в целом будучи уже взрослым человеком, необходимо разобраться в ключевых принципах андрагогики.

Преимущество этой науки в том, что, освоив ее подходы, учащийся взрослый человек может самостоятельно выстроить свою образовательную стратегию и корректировать ее на протяжении жизни.

Как создать условия для обучения, которые подходят именно вам

Первое, что необходимо понять — то, как учитесь именно вы. Для этого необходимо проделать следующие упражнения.

Также стоит вспомнить свой негативный опыт и разложить его по полочкам — почему учиться было некомфортно? Почему учеба оказалась неэффективной? Оценивайте не столько контент, а форматы, темп, каналы, через которые давалась информация (визуальный, аудиальный, кинестетический). Было комфортнее в групповой работе или в смешанной, в дискуссиях или индивидуальном формате, сначала практика, а потом теория или наоборот? Поищите и найдите какую-то закономерность.

что такое антропогика в педагогике определение кратко. Смотреть фото что такое антропогика в педагогике определение кратко. Смотреть картинку что такое антропогика в педагогике определение кратко. Картинка про что такое антропогика в педагогике определение кратко. Фото что такое антропогика в педагогике определение кратко

Совет: обращайте внимание не только на процесс, но и на события в жизни, которые вы в этот момент переживали. Был ли в вашей жизни в то время спорт? Какой? Попробуйте оценить, оказали ли они влияние на ваш образовательный опыт.

Совет: если невозможно воссоздать все элементы, используйте хотя бы некоторые. Подумайте, как вы можете трансформировать негативный опыт в позитивный.

Совет: обратную связь можно организовать в семье, рабочем коллективе. Можно найти единомышленников в интернете: вести блог, получая обратную связь от читателей или слушателей, написать статью или принять участие в подкасте, делиться результатами в социальных сетях. Можно написать экспертам отрасли, с кем-то встретиться лично на профильной конференции или деловом мероприятии.

Совет: в этом вам помогут как практики саморефлексии, так и различные доступные тесты.

Примеры тестов:

Тест Майер-Бриггс на определение типа личности. Он поможет обратить внимание на ваши особенности восприятия мира и на то, как вы принимаете решения.

Тест «Визуал-аудиал-кинестетик». Он определит, какой канал восприятия информации для вас наиболее предпочтительный и эффективный.

Тест HBDI (Hermann Brain Dominance Instrument), определяющий тип мышления на основе когнитивных предпочтений.

К любому тесту необходимо относиться критически: ни один из них не раскрывает все особенности личности.

Как определить цели обучения

Один из учебных методов, который поможет правильно прицелиться — это «Пирамида Дилтса». Она включает в себя шесть уровней целеполагания: окружение, поведение, способности, убеждения/ценности, идентичность, миссия. Определите проблему, которую вы хотите решить и уровень в пирамиде, которому она соответствует. Решение проблемы как правило находится на один-два уровня выше. Например, чтобы изменить свое поведение, вам необходимо обратить внимание на изменения в убеждениях и ценностях.

Источник

Антропология педагогическая

Смотреть что такое «Антропология педагогическая» в других словарях:

Антропология педагогическая — составная часть педагогики (наряду с философией педагогики и теорией воспитания), посвященная познанию человека как воспитателя и воспитуемого. Как самостоятельная отрасль философского и педагогического знания педагогическая антропология… … Педагогический терминологический словарь

Педагогическая антропология — 1. самостоятельная отрасль науки об образовании, целостное и системное знание о человеке воспитывающем и воспитывающемся, как субъекте и объекте образования; интегративная наука, обобщающая различные знания о человеке в аспекте воспитания и… … Педагогический терминологический словарь

Антропология — (гр. – наука о человеке) – это наука о человеке как органической части мироздания, его происхождении и развитии. Основной мировоззренческой категорией антропологии является «человек» в его целостности и гармонической единстве всех составляющих.… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Антропология — (греч. antropos человек) наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. совокупность научных дисциплин, изучающих человечество на всех исторических этапах его… … Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ — направление в теоретич. педагогике и человекознании, возникшее в Зап. Европе после 2 й мировой войны. наиб. развитие получило в Германии, что было обусловлено поиском выхода из кризиса системы социальных и воспитат. ценностей и необходимостью… … Российская педагогическая энциклопедия

Педагогическая антропология — наука о более полном, целостном, системном представлении о человеке как предмете воспитания, образования и обучения, это система знания о его развитии под влиянием конкретных образовательных систем. Педагогическую антропологию занимают вопросы… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Педагогическая антропология — педагогика развития, воспитания, обучения человека с учетом его биологических особенностей … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ — автократичность, автоматизация, автономия обучающегося, авторитарное воспитание, авторитарность, авторитет, авторская школа, адаптация социальная, академическая задолженность, аккредитация образовательного учреждения, акмеология, активная… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

УЧАСТНИКИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА — автономия обучающегося, адресант, адресат, бакалавр, билингв, билингвальный тип обучения, воспитывающая функция преподавателя, воспитывающее обучение, грамматический тип обучения, группа, групповая деятельность, групповые нормы, деловой стиль,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Источник

Педагогическая антропология

Полезное

Смотреть что такое «Педагогическая антропология» в других словарях:

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ — направление в теоретич. педагогике и человекознании, возникшее в Зап. Европе после 2 й мировой войны. наиб. развитие получило в Германии, что было обусловлено поиском выхода из кризиса системы социальных и воспитат. ценностей и необходимостью… … Российская педагогическая энциклопедия

Педагогическая антропология — наука о более полном, целостном, системном представлении о человеке как предмете воспитания, образования и обучения, это система знания о его развитии под влиянием конкретных образовательных систем. Педагогическую антропологию занимают вопросы… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Педагогическая антропология — педагогика развития, воспитания, обучения человека с учетом его биологических особенностей … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Антропология педагогическая — составная часть педагогики (наряду с философией педагогики и теорией воспитания), посвященная познанию человека как воспитателя и воспитуемого. Как самостоятельная отрасль философского и педагогического знания педагогическая антропология… … Педагогический терминологический словарь

Антропология — (гр. – наука о человеке) – это наука о человеке как органической части мироздания, его происхождении и развитии. Основной мировоззренческой категорией антропологии является «человек» в его целостности и гармонической единстве всех составляющих.… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Антропология — (греч. antropos человек) наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. совокупность научных дисциплин, изучающих человечество на всех исторических этапах его… … Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

Антропология педагогическая — философская база воспитания, к рая позволяет понять структуру воспитания, лишь соотнеся ее со структурой целостной природы человека; «изучение человека во всех проявлениях его природы со специальным приложением к искусству воспитания» (К. Д.… … Педагогический словарь

Философия образования — (педагогическая философия) – область педагогического знания, изучающая воспитание, образование и обучение с позиций и в связи с концептуальными мировоззренческими представлениями о человеке, личности, целях развития в конкретно исторических… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *