что такое аоп в школе

Адаптированная образовательная программа

что такое аоп в школе. Смотреть фото что такое аоп в школе. Смотреть картинку что такое аоп в школе. Картинка про что такое аоп в школе. Фото что такое аоп в школе Юлия Васильевна
Адаптированная образовательная программа

Презентация «Адаптированная образовательная программа» Структура написания, содержание.

Адаптированная образовательная программа (далее АОП) это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

АОП разрабатывается самостоятельно образовательной организацией с учетом федеральных государственных образовательных стандартов общего образования по уровням образования и (или) федеральных государственных образовательных стандартов образования детей с ОВЗ на основании основной общеобразовательной программы и в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с ОВЗ.

Адаптация общеобразовательной программы осуществляется с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программыреабилитации инвалида и включает следующие направления деятельности:

анализ и подбор содержания;

изменение структуры и временных рамок;

использование разных форм, методов и приемов организации учебной деятельности.

Адаптированная образовательная программа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Получение детьми и детьми-инвалидами (далее — дети с особыми образовательными потребностями) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации.

Адаптированная образовательная программа — это комплексная программа по оказанию помощи детям с особыми образовательными потребностями в освоении основной образовательной программы дошкольного образования.

Компонентный состав структуры АОП для обучающегося с ОВЗ:

-Пояснительная записка, в которой излагается краткая психолого педагогическая характеристика лиц с ОВЗ, с описанием особенностей их психофизического развития. На основе данных психолого-педагогической диагностики формулируется цель и задачи обучения по предмету или предметам на текущий период.

-Содержание программы. Компонент структуры АОП,раскрывающий ее содержание по трем блокам: образовательный, коррекционный и воспитательный. Проектирование каждого из трех блоков должно идти с учетом развития предметных, метапредметных и личностных результатов освоения обучающимися АОП

В данном разделе АОП следует соотнести цель и задачи Программы с ее планируемыми результатами, а также конкретно сформулировать результаты реализации программы на уровне динамики показателей психического и психологического развития обучающегося (обучающихся) и уровне сформированности ключевых компетенций. Эти требования являются основой для осуществления промежуточной и итоговой оценки результативности АОП. Требования к результатам реализации Программы можно не выделять в особый раздел, а проектировать их параллельно с описанием содержания Программы в рамках обозначенных выше компонентов.

Цель программы: обеспечить системный подход к обеспечению условий для развития детей с особыми образовательными потребностями и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы дошкольного образования.

В связи с этим коррекционная работа с особыми образовательнымипотребностями направлена на решение задач:

1. Определение особых образовательных потребностей детей – инвалидов.

2. Разработка и реализация плана индивидуальной коррекционной работы у ребёнка в ДОУ и семье.

4. Оценка результатов помощи детям с особыми образовательными потребностями определение степени их готовности к школьному обучению;

5. Создание условий, способствующих освоению детьми с особыми образовательными потребностями основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграции в образовательном учреждении.

7. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с особыми образовательными потребностями по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Адаптированная образовательная программа на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают еёосновное содержание:

— диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого- медико – педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

— коррекционно- развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;

Источник

Совершенствование методической компетентности учителей русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС

Курс: Совершенствование методической компетентности учителей русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС

Область знаний:

Социальные и гуманитарные науки

Приобретаемые навыки

Коротко о курсе

Скоро здесь будет промовидео курса

О курсе

Продолжительность курса

Лекционные часы: 38

Часы семинарских занятий: 0

Часы самостоятельной работы: 10

Часы контрольных работ: 0

Академические часы: 48

Зачетные единицы: 1

Направления подготовки

Необходимый уровень подготовки:

Требования к квалификации слушателей: высшее профессиональное образование.

Программа курса:

1. Тема 1: Содержание и структура профессионального стандарта «Педагог». Требования Профессионального стандарта к компетенциям учителя русского языка как условие реализации ФГОС
2. Тема 2: Структура и содержание примерной программы по русскому языку и литературе
3. Тема 3: Организация мер по профилактике гриппа и других острых респираторных инфекций не гриппозной этиологии
4. Тема 4: Система оценки компетенций учителей русского языка и литературы на основе единых федеральных оценочных материалов
5. Тема 5: Совершенствование системы лингвистических (фонетических, словообразовательных, морфологических) предметных компетенций
6. Тема 6: Современные тенденции в области оценки результатов обучения школьников
7. Тема 7: Современный урок в контексте компетентностной педагогики. Компетентностно-ориентированные задания по русскому языку как средство формирования метапредметных результатов обучающихся
8. Тема 8: Механизмы взаимодействия урочной и внеурочной деятельности
9. Тема 9: Деятельность педагога, учителя русского языка и литературы, при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство
10. Тема 10: Актуальные вопросы обучения учителей дистанционным образовательным технологиям. Рекомендации по работе с инструментами дистанционного обучения
11. Тема 11: Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной образовательной среде
12. Тема 12: Формирование методических компетенций учителя русского языка и литературы в сфере цифровых технологий

Результат обучения:

— владение способами решения образовательных и профессиональных задач на основе знаний современных
проблем науки и образования;
— использование знания современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач; проектирование педагогического процесса с использованием современных педагогических технологий, соответствующих особенностям компетентностного подхода к образованию;
— знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач; сущности, содержания, назначения современных концепций и моделей образования;
— владение устной и письменной речью для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;
— умение коммуницировать в устной и письменной формах на русском языке для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;
— знание приемов успешной коммуникации в устной и письменной формах на русском языке для решения задач
межличностного и межкультурного взаимодействия;
— владение навыками применения основ права в своей профессиональной сфере;
— умение применять правовые нормы в сфере образования в своей деятельности; осуществлять самодиагностику
профессиональных затруднений на основе анализа требований ФГОС ОО и профессионального стандарта педагога;
— знание нормативно-правовых документов в сфере образования, содержания и структуры ФГОС ОО, квалификационных требований к педагогам, структуры и содержания профессионального стандарта педагога, порядка аттестации педагогов;
— владение технологиями разработки рабочих программ по русскому языку и литературе;
— умение разрабатывать рабочие программы по русскому языку и литературе;
— знание требований ФГОС к структуре рабочих программ по отдельным предметам (курсам);
— владение инструментарием и методами диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития обучающегося;
— умение диагностировать уровень развития обучающегос;я
— знание методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития обучающегося;
— владение техниками и технологиями разработки заданий, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечение качества учебно-воспитательного процесса
средствами русского языка и литературы;
— умение диагностировать достижение обучающимися предметных и метапредметных планируемых результатов;
— знание требований ФГОС к планируемым результатам обучения по русскому языку и литературе;
— владение проектными исследовательскими технологиями учебно-исследовательской деятельности обучающихся
— умение руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся;
— знание основных направлений учебно-исследовательской деятельности обучающихся и этапов ее реализации;
— владение методами и приемами воспитания и развития с учетом социальных, возрастных, психофизических и
индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся;
— умение осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся;
— знание возрастных, психофизических и индивидуальных, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся;
— владение методами и приемами развития у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей;
— умение формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;
— знание техники и технологии развития у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей;
— владение методами самоорганизации;
— умение проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития;
— знание о способах самообразования.

Формируемые копетенции:

— cпособность использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения;
— способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском языке для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;
— готовность к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми документами сферы образования;
— готовность реализовывать образовательные программы по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
— способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики;
— способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных
и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами
преподаваемого предмета;
— способность руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся;
— способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических
и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся;
— способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности;
— способность к самоорганизации и самообразованию.

Источник

Адаптированная программа для детей с ОВЗ

Структура адаптированной образовательной программы

После всех обследований ребенка с ОВЗ педагогический коллектив приступает к разработке школьной адаптивной общеобразовательной программы по следующей структуре:

● Пояснительная записка: психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ; цели и задачи обучения по предмету или предметам на конкретный промежуток времени; опорная примерная АООП, обоснование варьирования очередности изучения тем и распределения часов.

Скачать все ПАООП для ОВЗ можно по ссылке:

1. Содержательная область: содержание образования по годам обучения, ожидаемые успехи и форма их оценки.

2. Коррекционная область: приемы и техники коррекционной работы; программы психолога, дефектолога, социального работника, ведущего медицинского специалиста.

3. Воспитательная область: работа, осуществляемая в урочное и внеурочное время.

К ней относится дополнительное образование ребенка по общеразвивающим программам технического, социально-педагогического, туристско-краеведческого, естественно-научного, художественного направлений, разработанным специалистами дополнительного образования с учетом требований Примерной АООП для ОВЗ.

Программно-методическое обеспечение по обязательным учебным предметам, факультативам, занятиям по дополнительному образованию в стенах школы, спорту.

Основные требования к результатам реализации АОП: соответствие целей и задач предполагаемым результатам; конкретная формулировка результатов.

Система контрольно-измерительных материалов: тесты, тексты контрольных работ, вопросы промежуточной и итоговой аттестации, критерии оценки.

Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ в ДОУ

Адаптированная программа для детей с ОВЗ в ДОУ составляется на основе «Программы коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями». Цель программы — дать им равные стартовые возможности при подготовке к школе и дальнейшему школьному обучению.

Адаптированная образовательная программа составляется и реализуется для воспитанника с ОВЗ комбинированной группы. В такой группе все остальные дети без нарушений занимаются по ООП, а «особый» ребенок — по адаптированной образовательной программе. В ее основе — общая программа группы, дополненная материалами Примерной адаптированной образовательной программы для ДОУ, корректирующей специфические нарушения ребенка. (Виды адаптированных программ: для детей с амблиопией и косоглазием, слабовидящих, слепых, при ЗПР, умственной отсталости, нарушениях ОПДА, тяжелых нарушениях речи)

Для компенсирующей группы, состоящей из детей с похожими нарушениями, педагогический коллектив разрабатывает адаптированную основную образовательную программу всего учебного учреждения на основе ООП и Примерной АООП ДОУ.

Полное осуществление адаптивной программы зависит от комплексной работы всех специалистов детского сада и создания единого образовательного пространства «ДОУ — семья».

Также успешность обучения детей с ОВЗ по АОП и АООП связана с грамотным оформлением развивающей предметно-пространственной среды. Тщательно продуманное и обустроенное корректирующее пространство имеет огромную ценность, воздействуя на бессознательном уровне. Бессознательное автоматически включает процессы компенсации, стимулирует весь организм, психику ребенка на «впитывание» в себя содержания обучения и ежедневно закрепляет его позитивные результаты.

Не менее важна информатизация образовательного процесса, возможность специалистов создавать свою собственную уникальную базу развивающих и обучающих компьютерных программ, электронную библиотеку. Тем более, что Примерная АООП дает полную самостоятельность в подборе материалов.

Разработка АООП для слабослышащих и позднооглохших детей

Остановимся на разработке адаптивной основной общеобразовательной программы начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших детей. Она имеет три варианта: 2.1, 2.2, 2.3, но запросы читателей сайта связаны с вариантом 2.1, при котором ребенок получает образование, аналогичное здоровым ровесникам и в инклюзивной среде.

что такое аоп в школе. Смотреть фото что такое аоп в школе. Смотреть картинку что такое аоп в школе. Картинка про что такое аоп в школе. Фото что такое аоп в школе

Цель программы — оказать комплексную помощь слабослышащим и позднооглохшим ученикам в освоении основной общеобразовательной программы начального общего образования, корректировать недостатки их физического и (или) психического развития, развить жизненные компетенции, интегрировать в среду нормально слышащих сверстников. Для ее достижения решаются следующие общие задачи:

● активизация через моторику нейродинамических процессов (в качестве базы выполнения следующих задач);

● совершенствование познавательной деятельности;

● формирование интеллектуальных навыков и умений;

● нормализация учебной деятельности;

● развитие устной и письменной речи;

● формирование умения пользоваться речью во всех жизненных ситуациях;

● формирование учебной мотивации;

● выработка навыка контроля и самооценки.

II. Специфические особенности слабослышащих детей

Цели и задачи АООП напрямую связаны со специфическими особенностями развития, которые указываются в психолого-педагогической характеристике.

В дошкольном возрасте и начальной школе при зрительном восприятии материал перерабатывается медленно и хранится в памяти недолго, с 10 −11 лет начинается прогрессивная компенсация этого процесса.

Замедленное формирование понятий ведет к необычному использованию слов.

Письменная речь, как импрессивная (чтение), так и экспрессивная (письмо) преобладает над устной.

Импрессивная форма речи преобладает при анализе и сравнении воспринимаемых предметов.

Формирование и развитие устной речи зависит от успешного умения управлять мышцами руки и приобретения навыка письма.

Адаптация происходит через зрение, моторику и сохранные телесные функции.

Двигательные ощущения помогают контролировать произношение: при неправильном произношении ребенок ощущает дискомфорт артикуляционного аппарата.

Подобная особенность развития предполагает строить коррекцию, обучение и воспитание на эффективном сочетании словесных, наглядных и практических методов.

Также нужно иметь ввиду особенности поведения слабослышащих детей, привлекающих к себе внимание собеседников, резко до них дотрагиваясь и буквально «заглядывая в рот» при слушании (концентрация на губах говорящего для лучшего восприятия артикуляции). При составлении воспитательной части адаптированной программы очень тщательно выбираются тактичные и увлекательные методы и приемы, дающие возможность детям освоить допустимые границы социальных контактов и социальные ритуалы.

III. Разработка коррекционно-развивающей программы

Составляя коррекционную часть программы и анализируя возможные приемы и методы, необходимо помнить:

Мысль и глаз ребенка движутся с той же скоростью, что и его рука, поэтому необходимо постоянно и всемерно развивать тонкую двигательную координацию кистей рук.

Слабослышащий ребенок замечательно контролирует свое тело, доверяет ему и своим телесным впечатлениям и эмоциям. Нужно использовать эти способности, применяя телесно ориентированные техники (в том числе кинезиологическую гимнастику) для диагностики, создания позитивного эмоционального фона, формирования осознанного поведения и самоконтроля.

Для слабослышащих характерна «живая речь» мимики и жестов. Целенаправленно применять эти приемы на корректирующих занятиях для развития крупной и мелкой моторики рук.

Исследования показали, что принятые в среде слабослышащих жесты и другие упражнения, выполняемые руками примерно в 50-70 см от тела компенсируют у детей механизм саморегуляции головного мозга, снимают утомление и повышают работоспособность.

Восприятие ребенка с нарушением слуха идет с опорой на сохраненный зрительный анализатор, постоянно находящийся в активном состоянии. Для его разгрузки и на уроках, и на внеучебных занятиях необходимо периодически проводить гимнастику для глаз.

Чтобы избегать переутомления и перегрузок ребенка, нужно учитывать состояние его мелких мышц кистей рук: при правильной мышечной нагрузке может ощущаться их легкая усталость; при перегрузке — нескоординированность движений, потливость; а при переутомлении — писчие спазмы.

Со зрительным анализатором связана и организация пространства школы, чему посвящен раздел АООП. В разделе указывается вся печатная и электронная визуальная текстовая и символическая информация, которой оснащаются помещения школы для безопасности и комфорта слабослышащего ребенка.

IV. Адаптированная рабочая программа для слабослышащих детей. 1, 2, 3, 4 класс

Реализуется АООП с помощью адаптированных рабочих программ по каждому предмету начальной школы, которые индивидуально и творчески создает учитель. Они обеспечивают детям профессиональную коррекцию, индивидуализацию и дифференциацию, постоянный рефлексивный контроль за овладением материала.

Важной частью реализации рабочих программ является грамотный подбор Предметных линий УМК базовых учебников. Наиболее высокую оценку педагогов, работающих по АООП для ОВЗ, получили следующие разработки.

Рабочие программы М.Н. Максимовой «Литературное чтение», УМК Климановой. 1 класс, 2 класс

Больше интересных материалов:

Адаптированная программа по ИЗО для слабослышащих детей

Адаптивная программа по ИЗО составлена таким образом, что все учебные, воспитательные, коррекционные задачи решаются гармоничным и действенным сочетанием вербальных, наглядных и практических методов. Цель программы: заложить в детях первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека.

Задачи программы, связанные c развитием слуха и речи:

● обучение осознанному пониманию значений «красиво» и «некрасиво» и его осмысленному озвучиванию;

● обучение применению речи при эмоциональной оценке произведений искусства;

● обучение контролю за своими действиями: умение увидеть и исправить несоответствие рисунка образцу, умение сравнивать свой рисунок с работой одноклассников;

● обучение проговариванию всего процесса работы;

● развитие моторики рук;

● развитие компенсирующего тактильного восприятия.

Так, изучая тему «Скульптура», дети наглядно воспринимают красоту образа, учатся проговаривать свои эмоции по отношению к произведению искусства, затем самостоятельно создают из глины и пластилина собственные художественные творения. В этот момент включаются центры мозга, отвечающие за общую моторику и речевую моторику, за качество тактильных ощущений, раскрываются чувства и оздоравливается психика ребенка.

что такое аоп в школе. Смотреть фото что такое аоп в школе. Смотреть картинку что такое аоп в школе. Картинка про что такое аоп в школе. Фото что такое аоп в школе

АООП НОО для детей с легкой умственной отсталостью

Данная категория детей учится по программам И. М. Бгажноковой. Программы включают большое количество часов по предметам «Коррекционные технологии», «Трудовое обучение», которые, оздоравливая детей, ориентируют их на трудовую деятельность.

Новшество АООП — предметы «Речевая практика» и «Мир природы и человека». «Речевая практика» нацелена превратить развитие речи в один из видов деятельности учеников с легкой умственной отсталостью, а «Мир природы» — познакомить с явлениями и объектами природы и социума, установить между ними связь, сформировать коммуникативно-речевые умения.

Программа коррекционной работы психолога

Индивидуальная программа работы психолога с ребенком с ОВЗ — это часть коррекционной области общей индивидуальной АОП. Ее цель — преодолеть и/или ослабить нарушения, помочь ребенку полностью и полноценно включиться в школьную жизнь.

Задачи психологической коррекции:

● адаптировать ребенка в школьную среду;

● помочь осознанно контролировать и регулировать свои поступки;

● дать установку на достижение успеха и реализовывать ее;

● соотносить все свои действия с жизненными условиями ребенка и его семьи.

Алгоритм работы над программой:

● проанализировать все предложения ПМПК для ребенка;

● провести диагностику ребенка и определить особые образовательные потребности с учетом имеющихся недостатков;

● составить программу коррекционно-психологического сопровождения и развития, учитывая предложения ПМПК и собственное исследование, включив методы гештальт-и арт-терапии, нетрадиционные психотехники, например, основанные на принципах айкидо и других восточных боевых искусств, одновременно развивающих интеллект и тело;

● распланировать время проведения индивидуальных консультаций и групповых занятий ребенка;

● гибко редактировать программу по результатам достижений ребенка.

Главный итог обучения детей с ОВЗ по адаптивным программам прописан в АООП НОО. Это создание коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность, являющейся гарантом охраны и укрепления физического, психического и социального здоровья «особых» учеников.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *