что такое аполлоническое и дионисийское начало
Статья №3: Аполлонизм и дионисийство. Порядок и экстаз
В работе «Рождение трагедии из духа музыки», написанной Ницше в 1870-1871 годах, он формулирует два основных начала, формирующих дух древнегреческой и, соотвественно, всей европейской культуры. Эти начала названы по именам двух богов – аполлоническое и дионисийское.
Дихотомией, которая характеризует эти начала, является «искусственное» (аполлоническое) и «естественное» (дионисийское). Также можно использовать оппозицию «культурное/природное».
Аполлон – воплощение умеренности и пропорциональности, светоносный бог-покровитель искусств. Наиболее полно аполлоническое начало находит выражение в поэзии как ритмизации (структурации) бытия. Очень важно понимать этот концепт в контексте философских воззрений Ницше.
Он считал, что древние греки нашли в искусстве противоядие от бессмысленности реальности и порождаемого осознанием этого безнадёжного пессимизма. По Ницше, древнегреческое искусство – это иллюзия, сущность которой состоит в утверждении некой второй высшей реальности, скрывающейся за видимым миром и придающей ему смысл. Аполлон – бог прекрасной иллюзорности, оправдывающей действительность.
Поскольку Ницше не верил в существование трансцендентной реальности, он признавал существование только единственного доступного нам мира. И этот мир, в сущности, есть ничто иное как природа с её слепыми порывами и стихийными импульсами.
Отдаться на волю природных стремлений значит подтвердить их власть над человеком и принять во всей беспощадности отсутствие высшего смысла. Поэтому Аполлон как бог иллюзии, утверждающей наличие высшего смысла, есть также бог меры, то есть самоограничения диких природных порывов.
Ему противостоит Дионис – бог вина и возлияний, полная противоположность Аполлона, воплощение буйства и неукротимости природных энергий. Дионис – бог экстатического мгновения, бог бытия «здесь-и-сейчас», поэтому его стихия – это музыка, самое свободное, а потому и высшее из искусств.
Дионис не признает никаких высших реальностей, но упивается наличной действительностью. Он не знает никакой меры, ему неведомы границы и пределы. Дионис неопределен и непредсказуем как природа. И как природа он весьма жесток и беспощаден. Но именно в этой предельно напряженной позиции, не тешащей себя никакими защитными иллюзиями, Ницше видит истинную красоту и правду.
Дионис – трагическая фигура, идущая до конца в своем бытии, отдающаяся всем страстям и порывам и претерпевающая их во всей полноте. Здесь нет никаких экивоков, запасных выходов или путей отступления. Или так, или никак. Для Ницше Дионис – это герой, лишенный каких бы то ни было моральных ограничений, а Аполлон – ханжа. Девиз аполлонизма:
«Искусство нужно для того, чтобы не умереть от истины, потому что истина слишком ужасна. Эта истина гласит: жизнь не имеет смысла».
Девиз дионисийства иной:
«Жизнь лишена смысла, но это не повод предаваться тоске. Не надо выдумывать спасительные иллюзии и утешать себя вымыслами о лучшей участи. Лучше предаться блаженству самозабвения и экстатического восторга, раствориться в шуме жизни, отбросив всякие сомнения».
Для Ницше культурное аполлоническое начало означает отчуждение от природы (истинной реальности), убийство своих инстинктов, добровольную кастрацию воли к жизни. В дионисизме же происходит воссоединение человека с человеком и с природой на почве выхождения за пределы индивидуальности в коллективное (безличное) состояние сознания, состояние единения со всем сущим. Ницше пишет: «Под чарами Диониса не только вновь смыкается союз человека с человеком, сама отчужденная, враждебная и порабощенная природа снова празднует праздник примирения со своим блудным сыном – человеком».
Другими словами, культура возникает из природы как её антитезис, но цикл будет завершен только тогда, когда произойдет отрицание отрицания и образуется природно-культурный синтез, сознание гармонизируется с бессознательным, Эрос дополнит Танатос.
Необходимо отметить, что эти концепты Ницше не являются оригинальными понятиями. Похожие идеи выдвигались и раньше под другими именами. Заслуга Ницше (и в этом собственно состоит специфика его поэтического мышления) заключается в создании ярких, обладающих огромным семантическим и герменевтическим потенциалом образов, значения и смыслы которых применимы во многих областях: от искусства до политики.
«Аполлоническое» и «дионисийское» начала в культуре
Немецкий философ Фридрих Ницше (1844 —1900) для различения типов культур использует мифологические образы богов греческого Олимпийского пантеона, выделяя два начала бытия и художественного творчества: «аполлоническое » и «дионисическое».
В греческом пантеоне боги Аполлон и Дионис — противоположные символические типы. Аполлон — это небесное, солнечное существо, сын Зевса, сменяющий на Олимпе бога Солнца Гелиоса, олицетворяющий солнечное начало; он —источник света, носитель божественного откровения: «Аполлон как бог всех сил, творящих образами, есть в то же время и бог, вещающий истину, возвещающий грядущее». Дионис же, напротив — олицетворение земного, бог плодородия, покровитель растительности, земледелия, виноградной лозы и виноделия. Дионис — бог веселья, радости, буйства. Аполлон и Дионис символизируют противоположность небесного и земного начал. «Под чарами Диониса не только вновь смыкается союз человека с человеком: сама отчужденная, враждебная или порабощенная природа снова празднует праздник примирения со своим блудным сыном — человеком».
Чтобы показать, в чем состоят различия «аполлонического» и необходимо обратиться к дионисического начал культуры, понятиям и принципам, образным выражением которых выступают боги Аполлон и Дионис.
Аполлон — выражение покоя и порядка, Дионис — его противоположность. Если первый — «полное чувство меры, самоограничение, свобода от диких порывов, мудрый покой бога-творца образов», то второй — избыток, нарушение всякой меры, безмерное, взрывчатое буйство. Аполлон воплощает принцип индивидуализма, он —великолепный божественный образ этого принципа, «в жестах и взорах которого с нами говорит вся великая радость и мудрость «иллюзии», вместе со всей ее красотой». Дионис символизирует ужас и восторг: «чудовищный ужас», охватывающий человека, усомнившегося в формах познания явлений, и «блаженный восторг, поднимающийся из недр человека и даже природы», когда нарушен принцип индивидуализма, «разбиты все неподвижные враждебные границы, установленные между людьми нуждой, произволом и «дерзкой модой». каждый чувствует себя не только соединенным, примиренным, сплоченным со своим ближним, но единым с ним».
АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ начало
— рациональное
— мера, золотая середина
— иллюзорно-оптимистическое
— состояние покоя
— индивидуальность
ДИОНИСИЧЕСКОЕ начало
— иррациональное
— безмерное буйство
— трагико-героическое
— нарушение покоя, беспокойство, неудовлетворенность
— уничтожение всякой индивидуальности через мистическое единство
«Аполлонический» образ мира подобен образам, возникающим в сновидениях, иллюзиях, грезах. «Дионисический» порождается демоническими силами, он подобен образам, вызванным состоянием опьякения, а потому это мир иррациональных образов, смыслов, понятий.
Все многообразие культурных феноменов Ницше сводит к двум типам, противоположным по природе своего рождения. Подобно тому, как рашичие физиологических состояний сна и опьянения порождают различные виды грез, через человека-творца проявляются противоположные образы мира, обусловливающие наличие в культуре двух начал: «аполлонического» и «дионисического». Именно с этой двойственностью связано поступательное движение культуры, «.. как рождение стоит в зависимости от двойственности полов при непрестанной борьбе и лишь периодически наступающем примирении.
Культурология: Учебник для студ. техн. вузов
(Под ред. Н.Г. Багдасарьян). М.:Высш. школа, 1999.
Михаил Казиник: Миф об Орфее (2009-09-08)
АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ И ДИОНИСИЙСКОЕ
Полезное
Смотреть что такое «АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ И ДИОНИСИЙСКОЕ» в других словарях:
АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ и ДИОНИСИЙСКОЕ — понятия, обозначающие противоположные по характеру начала бытия и культуры; введены Шеллингом для определения двух сил, концентрирующихся в глубинах сознания человека. Анализ А. и д. принадлежит Ницше: в соч. “Рождение трагедии из духа… … Энциклопедия культурологии
ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ — (или культурная динамика) 1) изменения внутри культуры и во взаимодействии разных культур, для к рых характерна целостность, наличие упорядоченных тенденций, а также направленный характер; 2) раздел теории культуры, в рамках к… … Энциклопедия культурологии
ИВАНОВ — Вячеслав Иванович (1866 1949) поэт и драматург, религ. мыслитель серебряного века и рус. зарубежья, историк культуры (гл.обр. античной), теоретик рус. символизма. В 1884 поступил на историко филол. ф т Моск. ун та, в 1886 уезжает для… … Энциклопедия культурологии
НЕОКЛАССИЦИЗМ — (др. назв. неоклассика) направление в европ. худож. культуре, сложившееся в к. 19 нач.20 в. и отличавшееся постоянным обращением к античной культуре как смысловому пространству своего самоосуществления. В отличие от… … Энциклопедия культурологии
АВАНГАРД — АВАНГАРД (франц. avant garde передовой отряд) категория, означающая в современной эстетике и искусствознании совокупность многообразных новаторских движений и направлений в искусстве 1 й пол. 20 в. В России его впервые употребил (в негативно… … Философская энциклопедия
Шмаков, Владимир — (? 1929) философ мистик конца XIX начала XX в. Глава Моск. школы розенкрейцеров в первой пол. 20 х гг., собравшей вокруг себя представителей самых разных мистических направлений. Биографические данные Ш. черезвычайно скудны, а филос. концепция… … Большая биографическая энциклопедия
ДЕРРИДА — (Derrida) Жак (р. 1930) франц. философ и эстетик, теоретик культуры, один из интеллектуальных лидеров 80 90 х гг., чьи постструктуралистские идеи стали одним из осн. концептуальных источников постмодернистской эстетики. Автор теории… … Энциклопедия культурологии
ЖИЗНЬ — понятие многозначное, меняет свое содержание в зависимости от области применения. В биол. науках понимается как одна из форм существования материи, осуществляющая обмен веществ, регуляцию своего состава и функций, обладающая способностью… … Энциклопедия культурологии
НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА КОНЦЕПЦИИ — основаны на понятии “нац. характера”, обычно используемого для описания устойчивых личностных особенностей, характерных для членов той или иной нац. (или этнич.) группы; при этом исследуются доминирующие в группе паттерны внешнего… … Энциклопедия культурологии
Что такое аполлоническое и дионисийское начало
АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ И ДИОНИСИЙСКОЕ
АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ И ДИОНИСИЙСКОЕ (аполлоновское, аполлиническое, аполлонийское, аполлинийское и дионисическое) – главная терминологическая пара в бинарной герменевтической схеме, выдвинутой Ф.Ницше в его ранней книге «Рождение трагедии из духа музыки» (Die Geburt der Tragödie aus dem Geiste der Musik, 1871). Художественное творчество и, шире, вообще отношение человека к миру, по Ницше, имеет две основные формы, которые удобно выразить аналогиями сна и опьянения. Оба этих состояния помогают индивидууму преодолеть раздробленность окружающей действительности, но разной ценой: если сон обманывает человека иллюзией красоты, порядка и совершенства («покрывало Майи»), навязывая ему восприятие мира в формах времени и пространства («принцип индивидуации» Шопенгауэра), то опьянение заставляет его сбросить оковы индивидуальной обособленности и непосредственно слиться с «первоединым», которое отождествляется с вечно становящейся и исполненной страдания жизнью. В первом случае человек испытывает блаженство от состоявшегося примирения с фактом индивидуального существования, во втором – от прикосновения к истинной сущности жизни и от самого страдания, вызванного прежде всего осознанием смертности и разрушимости индивидуума.
Полное выражение обоим художественным принципам нашли древние греки, давшие им названия своих богов соответственно Аполлона и Диониса. В литературе аполлоническое сознание воплощено прежде всего в гомеровском эпосе, в частности, в ярких и светлых образах Олимпийского пантеона. Дионисийское начало, постепенно переходившее из внелитературных форм во вполне канонические, в т.ч. в некоторые виды архаической греческой лирики, окончательно раскрывается в аттической трагедии, где устанавливается идеальный баланс между ним и аполлоническим началом, – чем и объясняется уникальная художественная сила этого жанра классической литературы. Только Сократ гл. о. через свое влияние на Еврипида вновь нарушает сложившееся равновесие в пользу аполлонического с пагубными последствиями как для культуры, так и для человеческого сознания в целом, и только миссия Р.Вагнера в искусстве, а самого Ницше – в нравственной области, призваны исправить положение. Т.о., теория, предложенная Ницше, может быть выражена в виде последовательных понятийных рядов: аполлоническое – сон – «принцип индивидуации» («покрывало Майи») – уравновешенность и порядок – эпос – рационализм – Сократ; дионисийское – опьянение – приобщение к первоединству – экстаз и анархия – трагедия – преодоление рационализма – Ницше («Рождение трагедии», гл. 1–5).
Идейные основания бинарной концепции Ницше складываются, очевидно, из двух предпосылок. Во-первых, это принятие шопенгауэровского взгляда на мир как на лишенную Бога и разумной цели непрестанную череду стремлений и страданий, но в то же время нежелание согласиться с выводом Шопенгауэра о том, что существование в таком мире не имеет ценности. Концепция «дионисийских греков» – первая попытка Ницше найти иное решение. Во-вторых, успех созданных ранее дуалистических эстетических теорий, особенно учения Шиллера о «наивной и сентиментальной поэзии» (Über naive und sentimentalische Dichtung, 1795). Уже первые рецензенты «Рождения трагедии», прежде всего выступивший с резкой критикой У.Виламовиц-Меллендорфф, обратили внимание на искусственность применения терминов «аполлоническое» и «дионисийское» к широкому кругу историко-культурных и духовных феноменов и на редукционистский характер ницшеанской схемы в целом. Современная наука во взгляде на историю греческой религии и на происхождение трагедии соглашается скорее с критиками Ницше. Тем не менее теория Ницше стимулировала более глубокое изучение многих вопросов классической греческой культуры.
«Рождение трагедии» оказало огромное влияние на последующую, особенно новейшую философскую традицию и на современное литературоведение. К наиболее примечательным примерам философской рецепции концепции «аполлонического и дионисийского» нужно отнести ее осмысление Ю.Хабермасом и П.Слотердейком. Хабермас («Философский дискурс современности» – Der philosophische Diskurs der Moderne, 1985) обвинил Ницше в «романтической эстетической ностальгии», из-за которой Ницше отворачивается от современности в пользу позиции, подразумевающей невозможность построения разумных интерсубъективных отношений и, следовательно, бессмысленность разумной политической деятельности. Сам Ницше предвидел возможность подобной критики и отверг ее еще в «Опыте самокритики» (гл. 7), предпосланном «Рождению трагедии» в издании 1886. Слотердейк («Мыслитель на подмостках», 1986), напротив, опираясь на Ницше, выстраивает теорию философской интерпретации, понимаемой как драматическое самораскрытие реальности.
В России учение Ницше об аполлоническом и дионисийском нашло ближайший отклик среди литераторов-символистов, многие из которых были и профессиональными эллинистами, в частности, у В.В.Вересаева («Аполлон и Дионис. О Ницше», 1914), Φ.Φ.Зелинского (очерки «Vince, Sol!», «Трагедия веры») и, с несколько более критических позиций, у Вяч. Иванова («Дионис и прадионисийство», 1921).
1. Vogel M., Apollinisch und Dionysisch. Geschichte eines genialen Irrtums. Regensburg, 1966;
АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ и ДИОНИСИЙСКОЕ
Полезное
Смотреть что такое «АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ и ДИОНИСИЙСКОЕ» в других словарях:
АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ И ДИОНИСИЙСКОЕ — категории культуры, получившие филос. истолкование в работе Ф. Ницше «Рождение трагедии из духа музыки». Истоком этих категорий являются два божества искусств в Др. Греции Аполлон и Дионис. Противоположность между ними обусловлена… … Философская энциклопедия
ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ — (или культурная динамика) 1) изменения внутри культуры и во взаимодействии разных культур, для к рых характерна целостность, наличие упорядоченных тенденций, а также направленный характер; 2) раздел теории культуры, в рамках к… … Энциклопедия культурологии
ИВАНОВ — Вячеслав Иванович (1866 1949) поэт и драматург, религ. мыслитель серебряного века и рус. зарубежья, историк культуры (гл.обр. античной), теоретик рус. символизма. В 1884 поступил на историко филол. ф т Моск. ун та, в 1886 уезжает для… … Энциклопедия культурологии
НЕОКЛАССИЦИЗМ — (др. назв. неоклассика) направление в европ. худож. культуре, сложившееся в к. 19 нач.20 в. и отличавшееся постоянным обращением к античной культуре как смысловому пространству своего самоосуществления. В отличие от… … Энциклопедия культурологии
АВАНГАРД — АВАНГАРД (франц. avant garde передовой отряд) категория, означающая в современной эстетике и искусствознании совокупность многообразных новаторских движений и направлений в искусстве 1 й пол. 20 в. В России его впервые употребил (в негативно… … Философская энциклопедия
Шмаков, Владимир — (? 1929) философ мистик конца XIX начала XX в. Глава Моск. школы розенкрейцеров в первой пол. 20 х гг., собравшей вокруг себя представителей самых разных мистических направлений. Биографические данные Ш. черезвычайно скудны, а филос. концепция… … Большая биографическая энциклопедия
ДЕРРИДА — (Derrida) Жак (р. 1930) франц. философ и эстетик, теоретик культуры, один из интеллектуальных лидеров 80 90 х гг., чьи постструктуралистские идеи стали одним из осн. концептуальных источников постмодернистской эстетики. Автор теории… … Энциклопедия культурологии
ЖИЗНЬ — понятие многозначное, меняет свое содержание в зависимости от области применения. В биол. науках понимается как одна из форм существования материи, осуществляющая обмен веществ, регуляцию своего состава и функций, обладающая способностью… … Энциклопедия культурологии
НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА КОНЦЕПЦИИ — основаны на понятии “нац. характера”, обычно используемого для описания устойчивых личностных особенностей, характерных для членов той или иной нац. (или этнич.) группы; при этом исследуются доминирующие в группе паттерны внешнего… … Энциклопедия культурологии