что такое апостольский символ веры
АПОСТОЛЬСКИЙ СИМВОЛ ВЕРЫ
[Лат. Symbolum Apostolorum], Символ веры, наряду с Никео-Константинопольским принятый Римско-католической Церковью. Провозглашая значимость для постижения «веры всех времен» исторически возникавших Символов веры ( Афанасиев, исповедания веры нек-рых Соборов и пап), католич. Церковь выделяет из них 2, ставя на 1-е место А. С. в., «называемый так потому, что он обоснованно считается верным изложением апостольской веры. Это древний крещальный Символ Римской Церкви». В то же время она признает за Никео-Константинопольским Символом веры «высокий авторитет в силу того, что он возник в итоге двух первых Вселенских Соборов (325 и 381 гг.)» (ККЦ 194, 195).
На основании исторических изысканий зап. богословы и историки пришли к выводу, что в совр. форме А. С. в. представляет собой крещальное исповедание веры Римской Церкви, относящееся ко времени не ранее 2-й пол. V в. Более древняя и краткая форма Символа существовала в Риме уже во II в. Крещальная катехеза имела форму вопросов (священника) и ответов (оглашенного). До сер. II в. в Римской Церкви греч. и лат. языки были в равном употреблении. Экзорцист или чтец спрашивали оглашенного, на каком языке он будет произносить исповедание веры, и после этого зачитывали члены веры оглашенным, возможно, они читались сначала на греч., затем на лат. языке и для грекоязычных, и для латиноязычных оглашенных. Текст раннего рим. крещального символа в различных вариантах содержится в «Explanatio symboli» Никиты, еп. Ремесианского, и у Руфина Аквилейского:
(1. Верую в Бога Отца Вседержителя; 2. и во Христа Иисуса, Сына Его Единородного, Господа нашего, 3. рожденного от Духа Святого и Марии Девы, 4. распятого при Понтийском Пилате и погребенного, 5. в третий день воскресшего из мертвых, 6. восшедшего на небеса, 7. седящего одесную Отца, 8. откуда Он грядет судить живых и мертвых; 9. и в Духа Святого, 10. во Святую Церковь, 11. во оставление грехов, 12. в воскресение плоти).
Правосл. Церковь, признавая своим исповеданием веры Никео-Константинопольский Символ, оставляет за древним А. С. в. историческое значение.
А. С. в. в зап. богослужении
Апостольский символ веры
Верую в Бога Отца, Всемогущего Творца неба и земли;
Верую в Иисуса Христа, Единородного Сына Божия, Господа нашего;
Который зачат от Святого Духа, Который рожден от Девы Марии;
Который пострадал при Понтии Пилате, был распят, умер и погребен;
Сошел в ад, в третий день воскрес из мертвых;
Вознесся на небеса, где Он сидит одесную Бога, Своего Всемогущего Отца;
Откуда придет судить живых и мертвых.
Верую в Святого Духа;
В единую, святую, христианскую Церковь и в общение святых.
В прощение грехов;
В воскресение тела;
И в жизнь вечную.
Аминь.
Символом веры называется краткое систематизированное изложение основных вероучительных истин Священного Писания, без доказательств и объяснений. Именно символы веры относились прежде всего к научению и крещению, суммируя обширное спасительное учение Христа в краткой формуле веры в Триединого Бога Отца, Сына и Святого Духа.
В крещении во имя Отца, Сына и Духа Святого мы торжественно провозглашаем наше принятие откровения Священного Писания о Боге Отце, Сыне и Духе Святом; наше вступление в святой завет с Ним. Этот завет состоит в том, что мы даем обещание доброй совести и предоставляем Богу наше сердце.
Во многих церквах древнего мира возрожденный, наученный основам христианской веры человек должен был перед крещением предстать перед многими свидетелями, чтобы исповедовать свою веру и ответить на определенные вопросы. Эта практика имела основой слова апостола Павла, сказанные Тимофею:
Ты и призван, и исповедал доброе исповедание пред многими свидетелями ( 1 Тим. 6, 12 ).
Также апостол Петр в своем Первом послании, говоря о крещении, призывал:
Будьте всегда готовы всякому требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением… крещение – обещание Богу доброй совести ( 1 Пет. 3: 15, 21 ).
Каждый христианин, и особенно проповедник, имеет глубокую потребность разумно и кратко сформулировать свое мировоззрение, свою веру прежде всего для самого себя. Верующий человек должен также уметь изложить другому сущность своего вероисповедания.
Любящий Господа человек желает выразить свою веру, исповедовать свое упование определенно, последовательно и непротиворечиво. В этом нам помогает Апостольский символ веры.
АПОСТОЛЬСКИЙ СИМВОЛ
Апостольский символ, древнейший из трех вселенских, т. е. принятых всею христианской Церковью, символов или исповеданий веры.
Апостольский символ, писанный на латинском языке, был найден Руфином (+ 410). В толковании на этот символ Руфин утверждал, что это — подлинный текст символа веры, составленного апостолами на соборе в Иерусалиме. Явившись на собор, апостолы имели каждый свой особый символ веры, составленный применительно к потребностям места проповеди каждого из них; затем они решили общими силами составить один образец веры, который мог бы служить для них во время проповеди руководством и правилом, охраною от возможного разногласия. Они назвали свое коллективное произведение символом веры, что указывает на сбор или выборку содержащегося в нем учения из проповеди всех апостолов. Апостольским найденный им символ веры Руфин называет или потому, что каждое слово в нем дано апостолами (1 Кор 11, Деян 15), или потому, что он содержит веру, несомненно проповеданную апостолами. Но так как в каждом месте, где проповедовали апостолы, существовал свой символ веры, то название апостольского символа приличествует и многим другим символам.
Римская Церковь считает во всем его составе произведением апостолов; в более позднее время даже римская курия делала попытку определить с точностью, какие именно слова в апостольском символе какому именно апостолу принадлежат.
Начиная с XV в. стали высказываться сомнения относительно личного составления данного символа веры самими апостолами. Исследователи указывают на то, что если бы этот символ был написан непосредственно самими апостолами, он был бы помещен или в «Книге Деяний апостольских», или в каком-либо издании апокрифов. Тем не менее, основа его несомненно очень древняя. Предполагают, что он имеет генетическую связь с крещальным исповеданием веры, очень древним по своему происхождению. Позднее внесены в него некоторые добавления, так что последняя редакция его, по мнению некоторых, относится к V в. Самим Руфином текст апостольского символа очищен от примесей аквилейской его редакции. Мартиньи [1] сообщает четыре текста этого символа с разными чтениями.
На Западе символ этот употреблялся при крещении. Лютер сократил его. В Церкви греческой он был постепенно вытеснен из богослужебной практики символом никейским.
Литература
Символы веры раннего Христианства
Символ веры – краткое исповедание веры, которое готовящийся принять крещение произносил перед крещением, выражая тем самым, свою готовность стать христианином.
Все эти символы веры определяет несколько характерных особенностей:
– Исповедание веры в Отца и Сына и Святого Духа, т.е. вера в Троицу.
– Исповедание реальности воплощения Сына Божьего посредством Духа Святого от Девы Марии, Его страданий, смерти и трехдневного воскресения и вознесения.
– Исповедание веры в Церковь, как собрание в котором верующий получает спасение.
– Чаяние воскресения во плоти и вечной жизни в царствии Божьем.
Отличия, которые мы можем обнаружить в этих отдельных высказываниях ранних Отцов и Учителей Церкви, как правило, незначительны. Из-за гонений которым подвергалась Церковь в первые века своего существования, у нее не было возможности выработать единый символ веры.
Эти краткие исповедания рождались в ответ на выпады еретиков. Возьмем, к примеру, апостольский символ. Известно, что первые еретики с которыми столкнулась ранняя Церковь – это гностики, которые отрицали реальность воплощения Христова. Отголосок этого мы можем увидеть из посланий святого Иоанна: «Духа Божия узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога, и всякий дух, который не исповедует Иисуса, не есть от Бога; и это – дух антихриста, о котором вы слышали, что он грядет, и теперь есть уже в мире» ( 1Ин. 4:2–3 ). Подобные высказывания часто встречаются у Игнатия Антиохийского, Поликарпа Смирнского, которые также столкнулись с этой ересью. В апостольском исповедании четко выражена реальность воплощения Христова.
Позднее, стали появляться еретики неправильно понимающие отношения Лиц Святой Троицы. Они пытались рационально объяснить троичность Бога. Например, Праксей один из еретиков II века, в попытках объяснить троичность Бога, при условии, что Бог един, пришел к следующей мысли: Отец, Сын и Святой Дух – это проявление одного и того же лица. По его представлению Бог подобно актеру менял маски (роли), но за различными Его проявлениями стояло одно и тоже лицо. В начале Бог проявил себя, как Творец, потом в деле искупления Он же явил себя, как Сын, и наконец сошел на апостолов, как Святой Дух. Эта идея нашедшая себе последователей не могла быть принятой Церковью, ибо Писание ясно различает личности Отца и Сына, а потому в символы веры начинают большую часть отводить внутритроичным отношениям, и начинают более подробно свидетельствовать о Божестве Христа.
Позднее в 325 году на I Вселенском соборе в Никее и на II Вселенском соборе в Константинополе был выработан символ веры, который явился отражением более ранних символов веры, и который был принят Церковью повсеместно.
В 1054 году произошел раскол, положивший начало Католической и Православной Церкви. Сам раскол произошел по причине введения западной Церковью в символ веры единственного слова и Сына.
АПОСТОЛЬСКИЙ СИМВОЛ ВЕРЫ
[Лат. Symbolum Apostolorum], Символ веры, наряду с Никео-Константинопольским принятый Римско-католической Церковью. Провозглашая значимость для постижения «веры всех времен» исторически возникавших Символов веры (Афанасиев, исповедания веры нек-рых Соборов и пап), католич. Церковь выделяет из них 2, ставя на 1-е место А. С. в., «называемый так потому, что он обоснованно считается верным изложением апостольской веры. Это древний крещальный Символ Римской Церкви». В то же время она признает за Никео-Константинопольским Символом веры «высокий авторитет в силу того, что он возник в итоге двух первых Вселенских Соборов (325 и 381 гг.)» (ККЦ 194, 195).
Понятие Symbolum в смысле исповедания веры впервые появляется в сер. III в. в переписке св. Киприана, еп. Карфагенского, и св. Фирмилиана Кесарийского, где упоминается «Символ Троицы», понимаемый как составная часть последования таинства св. Крещения (Cypr. Carth. Ep. ad Magnum. 7-8; Ep. Firmiliani ad Cyprianum contra ep. Stephani. 10). Но в целом в первые века христианства Символ обозначался иным образом («правило веры», «учение», «предание» и т. д.). Наименование «Апостольский Символ» зафиксировано в послании Миланского Собора (384) папе Сирицию (Leclercq. Col. 1761), в к-ром говорится, что этот Символ должен всегда неизменно храниться Римской Церковью.
На основании исторических изысканий зап. богословы и историки пришли к выводу, что в совр. форме А. С. в. представляет собой крещальное исповедание веры Римской Церкви, относящееся ко времени не ранее 2-й пол. V в. Более древняя и краткая форма Символа существовала в Риме уже во II в. Крещальная катехеза имела форму вопросов (священника) и ответов (оглашенного). До сер. II в. в Римской Церкви греч. и лат. языки были в равном употреблении. Экзорцист или чтец спрашивали оглашенного, на каком языке он будет произносить исповедание веры, и после этого зачитывали члены веры оглашенным, возможно, они читались сначала на греч., затем на лат. языке и для грекоязычных, и для латиноязычных оглашенных. Текст раннего рим. крещального символа в различных вариантах содержится в «Explanatio symboli» Никиты, еп. Ремесианского, и у Руфина Аквилейского:
(1. Верую в Бога Отца Вседержителя; 2. и во Христа Иисуса, Сына Его Единородного, Господа нашего, 3. рожденного от Духа Святого и Марии Девы, 4. распятого при Понтийском Пилате и погребенного, 5. в третий день воскресшего из мертвых, 6. восшедшего на небеса, 7. седящего одесную Отца, 8. откуда Он грядет судить живых и мертвых; 9. и в Духа Святого, 10. во Святую Церковь, 11. во оставление грехов, 12. в воскресение плоти).
Правосл. Церковь, признавая своим исповеданием веры Никео-Константинопольский Символ, оставляет за древним А. С. в. историческое значение.
А. С. в. в зап. богослужении
Лит.: Kattenbuch F. Das apostolische Symbol: In 2 Bde. Lpz., 1894-1900; Meyer J. Luther und das Apostolikum // Zeit- und Streitfragen des Glaubens, der Weltanschauung und Bibelforschung. B., 1918. N 12; Cullmann O. Die ersten christlichen Glaubensbekentnisse. Zürich, 1943. (TSt; 15); Leclercq H. Symbole // DACL. 1951. Fasc. 170/171. Col. 1756-1778; Trillhaas W. Das apostolische Glaubensbekentnis: Geschichte, Texte, Auslegung. Gött., 1953; Volks-Schott: Taschenausgabe für die Sonn- und Feiertage. Freiburg i. Br., 1973. S. 262-267; Evangelisches Kirchengesangbuch. B., 1984. S. XVII; Marty F. Symbole // DSAMDH. 1989. T. 14. Col. 1364-1383; Ich glaube: Vierzehn Betrachtungen zum Apostolischen Glaubensbekentnis / Hrsg. v. W. Sandfuchs. Würzburg, 1975.