что такое аппаратное ускорение в играх
Аппаратное ускорение: вкл./выкл.? Самое главное об АУ в Windows, браузере
Доброго дня!
В своих заметках я частенько об этом напоминаю, и сегодня решил собрать воедино основное об АУ (как вкл./выкл. и пр.). На этот материал буду постоянно ссылаться 😉.
Вообще, аппаратное ускорение (АУ) – это спец. способ для повышения производительности ПК за счет распределения нагрузки между процессором и видеокартой. По умолчанию, включение АУ должно повышать производительность, но так происходит не всегда!
Поэтому, если вы сталкиваетесь с нестабильной работой программы (например, браузера) — необходимо сравнить, что будет при включенном АУ и при выключенном.
Теперь о том, «куда смотреть, и куда нажимать». 👌
Где проверить включено или выкл. АУ
Windows
Для начала я бы посоветовал проверить, что «покажет» средство диагностики DirectX в Windows. От того, что там «отобразиться» зависит очень многое: и работа игр, и редакторов, и видео.
Чтобы открыть средство диагностики:
👉 Если у вас что-то из этого выключено, порекомендую следующее:
Что непосредственно касается вкл. аппаратного ускорения в Windows 10:
Если ПК начнет работать не стабильно — выключите данную опцию ☝.
Браузеры
Пожалуй, браузеры наиболее часто «подвержены» различным зависаниям при некорректной работе аппаратного ускорения (особенно на ЦП AMD Ryzen). Например, это можно наблюдать при просмотре онлайн-видео на некоторых сервисах.
Если вы столкнулись с чем-то «подобным» — попробуйте зайти в настройки браузера, и вкл. (откл.) АУ. Как это сделать в Chrome — см. скриншот ниже. 👇
Важно : после изменения настроек, связанных с АУ, не забудьте перезагрузить компьютер!
Использовать аппаратное ускорение — Chrome
В Яндекс-браузере аппаратное ускорение откл. аналогично: достаточно перейти в раздел настроек «Системные» и установить нужный флажок. 👇
Яндекс-браузер — использовать АУ, если возможно
Эмуляторы / вирт. машины
Тут следует слегка пояснить.
Собственно, когда «проблемы» возникают с эмуляторами — то первое, что нужно сделать, — проверить, а включена ли виртуализация! Ссылочка ниже в помощь. 👇
Как включить виртуализацию (или почему тормозят и не работают виртуальные машины и эмуляторы).
Видеоредакторы
В параметрах некоторых видеоредакторов также есть опции, позволяющие задействовать аппаратное ускорение. Правда, стоит отметить, что по умолчанию они часто не задействованы.
Например, на скриншоте ниже у меня представлен 👉 видеоредактор от Movavi — в его арсенале есть данная штука (если в вашем редакторе нет, и он тормозит и лагает — прочтите эту заметку).
Включать ее или нет — также проверяется индивидуально (в большинстве случаев, она повышает производительность ПК при работе с программой).
Аппаратное ускорение NVIDIA, AMD, Intel. Использовать программную реализацию OpenGL / Movavi видеоредактор
Дополнения по теме, разумеется, приветствуются!
Что такое аппаратное ускорение, зачем и как его отключить в Windows
С определением понятия «Аппаратное ускорение» можно ознакомиться, например, здесь, в данной же статье мы постараемся ответить на этот вопрос как можно более короче, и понятнее, простому пользователю ПК, а кроме того, рассмотрим, как его отключить, и в каких случаях это может потребоваться.
Аппаратное ускорение – это способ повышения быстродействия той или иной компьютерной программы и операционной системы (ОС) в целом, основанный на перераспределении нагрузки между процессором (ЦП) и видеокартой. Т.е. задачи по обработке видео и графики перекладываются с ЦП на видеокарту, что в конечном итоге позволяет не только несколько снизить нагрузку на процессор, но и добиться прироста производительности, как отдельно взятого приложения, так и всей системы, за счёт ресурсов видеокарты.
Так случается, что вследствие различных ошибок в компьютерных программах, драйверах для видеокарты, и пр., наличие ускорения может отрицательно сказаться на работе ПК, делая систему нестабильной, приводя к зависаниям, вылетам, артефактам и прочим проблемам при работе за компьютером. В этих случаях, для устранения ошибок, и обеспечения стабильности, аппаратное ускорение лучше отключить.
Чаще всего, достаточно выключить ускорение непосредственно в проблемном приложении, к примеру; в браузере Mozilla Firefox, Adobe Flash Player и др.
Рассмотрим способ отключения аппаратного ускорения на примере флеш плеера.
Откройте в вашем браузере любую веб-страницу с флеш-анимацией или видеороликом, использующим технологию Flash, кликните по флеш-объекту правой кнопкой мыши (ПКМ), и выберите в контекстном меню пункт «Параметры» (как на скриншоте).
Далее просто снимите галочку с «Включить аппаратное ускорение», и нажмите закрыть.
На этом всё, так мы отключаем ускорение для приложений.
Отключение аппаратного ускорения на уровне операционной системы не всегда возможно (опционально зависит от драйвера видеокарты), да и редко, когда его наличие является причиной ошибок или сбоев в ОС Windows, например, в Windows 7.
Чтобы выключить аппаратное ускорение в Windows, кликните ПКМ по рабочему столу, и выберите «Разрешение экрана».
Далее «Дополнительные параметры».
Переходим к вкладке «Диагностика», и нажимаем «Изменить параметры», если же ваш драйвер не поддерживает такую опцию, то эта вкладка будет неактивна.
В противном случае вы увидите вот такое окно.
Чтобы отключить аппаратное ускорение в Windows (на примере Windows 7) переводим ползунок в крайне левое положение.
Планирование GPU с аппаратным ускорением в Windows 10 действительно повышает производительность в играх
Функция «Планирование графического процессора с аппаратным ускорением» предназначена для улучшения планирования GPU и, как следствие, повышения производительности при запуске приложений и игр, использующих графический процессор.
Новая функция имеет некоторые ограничения: она доступна только в Windows 10 версии 2004 или выше, требует наличия современного графического процессора и драйверов, поддерживающих эту функцию. Опция становится доступной, только если система отвечает всем этим требованиям.
Как включить Планирование GPU с аппаратным ускорением
Вы можете проверить доступность функции планирования GPU на вашем устройстве следующим способом:
Microsoft рассказала о механизме работы новой функции планирования GPU в блоге Microsoft Dev. Компания объясняет, что эта функция «является существенным и фундаментальным изменением модели драйверов, и сравнивала нововведение с «перестройкой фундамента дома, в котором вы живете».
Компания собирается отслеживать производительность функции и продолжит работу над ней.
Пользователи Windows 10, особенно любители компьютерных игр, интересуются, стоит ли включать эту функцию уже сейчас или лучше ее активировать позже.
Тесты проводились в Doom Eternal, Read Dead Redemption 2 и Star Wars Jedi Fallen Order, с включенной и отключенной функцией планирования графического процессора с аппаратным ускорением.
Основной вывод тестирования: Планирование GPU с аппаратным ускорением действительно повышает производительность во всех случаях. В среднем, тестеры заметили увеличение на 1-2 кадра в секунду при запуске игры в разрешении 2560×1440 пикселей.
Неизвестно, будет ли улучшение производительности более скромным с менее мощным оборудованием, но Nvidia предполагает, что это может быть именно так.
Тем не менее, для геймеров имеет смысл включить планирование GPU при условии, что на машинах, на которых эта функция активирована, не наблюдается падение производительности.
Какая видеокарта установлена на вашем компьютере?
Аппаратное ускорение в Windows
Аппаратное ускорение предполагает распределение выполняемых компьютером специфических задач для снятия нагрузки с центрального процессора. Ярким примером является работа с 3D-графикой. Задачи, связанные с пространственной обработкой изображений, выполняет графический ускоритель, известный пользователям как видеокарта. GPU специально адаптирован для выполнения операций с «плавающей точкой», которые лежат в основе 3D-графики. Аналогичные вычисления требуются и при майнинге. Именно поэтому для него используются видеокарты, а не процессорные мощности.
Аппаратное ускорение в Windows
Операционная система Windows наиболее приспособлена для использования в игровых конфигурациях и аппаратное ускорение в ней включено по умолчанию. В старых версиях ОС пользователь имел возможности включать и выключать его по своему усмотрению. На скриншоте показано, как это опция выглядела в Windows XP.
Начиная с Windows 7 такая возможность недоступна. «Повезти» может только владельцам старых видеокарт, ПО которых еще предусматривает такую возможность. Убедиться поддерживается или не поддерживается драйвером графического ускорителя эта функция можно, выполнив следующие действия. Используем приведенную на скриншоте команду, чтобы открыть параметры экрана.
В появившемся окне нажимаем на отмеченную гиперссылку.
Переходим на вкладку «Диагностика». Область «Изменить параметры» находится в неактивном состоянии. Это говорит нам о невозможности влиять на аппаратное ускорение. В противном случае должен присутствовать «ползунок» регулятора, как в Windows XP.
В Windows 10 вкладка «Диагностика» из диалогового окна свойств исключена полностью.
Таким образом, Microsoft исключил присутствующую в ранних версиях ОС возможность влияния пользователя на работу графической подсистемы.
Состояние аппаратного ускорения
Проверить состояние, в котором находится аппаратное ускорение Windows на компьютере можно, используя средство диагностики DirectX. Чтобы запустить его, введем в текстовое поле окна «Выполнить» команду «dxdiag».
На первой вкладке мы можем посмотреть используемую версию ПО. Для Windows 7 это будет DirectX 11.
Windows 10 c актуальными обновлениями автоматически устанавливает DirectX 12. В ранних сборках этой ОС использовалась версия 11.3.
Переходим на вкладку «Экран» и смотрим область «Возможности». Здесь расположены три основных параметра: DirectDraw, Direct3D и ускорение текстур AGP. В нормальном состоянии системы все они включены.
Никаких переключателей для ручной регулировки здесь не предусмотрено. Windows по умолчанию поддерживает все доступные виды аппаратного ускорения и не допускает их отключения пользователем.
Отключение аппаратного ускорения
Если по какой-то причине вам все-таки требуется добиться отключения данной функции, можно воспользоваться комплектом DirectX SDK. Предназначается он для разработчиков ПО, которым эта возможность требуется в процессе тестирования. Для скачивания он доступен в центре загрузки Microsoft. Системные требования предполагают его использование в версиях Windows 7 и младше, но работает SDK и в Windows 10.
После установки пользователь получает целый набор инструментов для работы с API DirectX. Для того чтобы отключить аппаратное ускорение, нам потребуется только контрольная панель. Найти ее можно, воспользовавшись встроенной службой поиска ОС.
Выбираем для работы подходящую по разрядности и запускаем ее. Переходим на вкладку DirectDraw. Нужный нам параметр взят в рамку.
Как видим, по умолчанию данная опция включена, что соответствует реальному положению дел в системе. Снимаем галочку и применяем изменения. Запустим dxdiag и посмотрим, что это нам дало.
Возможности DirectX стали недоступны. Чтобы вернуть систему к первоначальному состоянию, ставим обратно галочку в панели разработчика. Все изменения выполняются без перезагрузки.
Ошибки аппаратного ускорения
Ошибки аппаратного ускорения условно можно разделить на две категории. С первой сталкиваются геймеры в Windows 7. Вторая появляется у пользователей виртуальной машины VirtualBox на Windows 10.
Ошибка в играх
Если игровое приложение просит включить аппаратное ускорение на «Виндовс» 7 это может говорить о некорректной установке драйверов. Мы уже знаем, что данная функция включена в системе по умолчанию и отключить ее пользователь по своему желанию не может. Запускаем диспетчер устройств командой, показанной на скриншоте.
Разворачиваем ветку «Видеоадаптеры». Вызываем контекстное меню и переходим к отмеченному пункту.
В свойствах видеокарты выбираем вкладку «Драйвер». Используем обозначенную кнопку для запуска автоматического поиска.
Если система считает, что установленное ПО обновления не требует, можно посетить сайт производителя оборудования. Обновления драйверов выпускаются регулярно, а система автопоиска в Windows 7 работает не совсем корректно. Установка последней версии должна решить проблему.
Конфликт виртуальных машин
Виртуальная машина VirtualBox кроссплатформенная, полностью бесплатная, и при этом обладает широкими возможностями. С ее помощью можно установить практически любую существую операционную систему в качестве гостевой. В Windows 10 пользователи столкнулись со следующей проблемой. При попытке установки некоторых гостевых ОС появлялась ошибка: «аппаратное ускорение (VT-x/AMD-V) недоступно в вашей системе». Современные материнские платы поддерживают технологии виртуализации по умолчанию. Если в UEFI не вносились изменения, ищем проблему на стороне ПО. Проверяем состояние собственной виртуальной машины Microsoft. В Windows 10 она поставляется как отдельный компонент для редакций Pro и Enterprise. Запускаем меню управления программами.
В области быстрого перехода выбираем отмеченную гиперссылку.
Разворачиваем обозначенную на скриншоте ветку и проверяем чтобы все компоненты были отключены. Параллельная работа Hyper-V с VirtualBox невозможна. Windows 10 считает необходимые ресурсы задействованными и не желает «делиться» с другими виртуальными машинами.
В самом VirtualBox настройки виртуализации можно найти по указанным на скриншоте координатам. Выбираем машину, которая не позволяет установить OC. Переходим в разделе «Система» на вкладку «Ускорение». Проверяем состояние аппаратной виртуализации, при необходимости включая ее.
Проделанных манипуляций должно быть достаточно для устранения появившейся проблемы.
В заключение
С помощью приведенных инструкций вы сможете самостоятельно решить наиболее часто возникающие вопросы, касающиеся работы аппаратного ускорения в ОС Windows, а при необходимости полностью его отключить.
Аппаратное ускорение физики в играх: тонкости, возможности, перспективы
Чуть более года назад, в марте 2005, никому не известная на тот момент компания AGEIA объявила о разработке первого в истории аппаратного ускорителя физики. Как это часто бывает, сразу никто это сообщение всерьёз не воспринял. Игровая индустрия – одна из тех областей, в которой революции ожидаются несколько раз в неделю: сегодня нам обещают революционные нововведения в игровом процессе, а завтра мы узнаём, что это было не более чем рекламной фишкой. Примерно то же самое было и с AGEIA и её физическим ускорителем PhysX. Мало ли какие ускорители ещё придумают. Слыхали мы и о воксельных акселераторах, и о программных ускорителях Интернета, и вообще много о чём.
Впрочем, на последовавшей после этого конференции GDC (Game Developers Conference – западный аналог и прообраз отечественной КРИ) AGEIA раскрыла-таки первые подробности, и все сомнения насчёт существования ускорителя моментально развеялись. Похоже, мы в самом деле имеем дело с новым этапом развития игр и, следовательно, игрового железа. Всё бы хорошо, вот только сразу после этого компании-производители графических карт нашли альтернативные способы ускорения физики. Обо всём этом и пойдёт речь в данной статье.
Прелюдия
Времена, когда компания 3DFX представила первый ускоритель трёхмерной графики, вы, наверное, помните слабо. И действительно, было это очень давно. Напомним, что первый 3D-ускоритель именовался Voodoo и работал в паре с обычной видеокартой. Какие последствия это за собой повлекло, всем понятно. Качество графики в играх за какие-то два года сделало просто неимоверный скачок, 3DFX продолжила развивать свои идеи и после Voodoo представила Voodoo 2, Voodoo 3 и т.д. Развитие игр шло по прямой. Каждый год возрастали среднестатистические системные требования, надпись «обязательное наличие 3D-ускорителя» присутствовала почти на каждой коробке.
С тех времён мало что изменилось. На рынке графических карт появились новые игроки – ATI и NVIDIA, которые постепенно наращивали бицепсы и одну за одной выпускали линейки карт. GeForce 256, GeForce 2, 3, 4, 5xxx, 6xxx, 7xxx… Radeon 7xxx, 8xxx, 9xxx, Xxxx, X1K… Про 3DFX сейчас мало кто помнит. А на рынке игрового железа грядёт новая эра – эра ускорителей физики. С одной стороны, такое событие можно было предсказать всего пару лет назад, с другой – никто так и не рискнул предположить, что следующей областью, в которой потребуется аппаратное ускорение, станет именно физика. Сейчас мы можем назвать около десятка технологий по расчёту физик в играх, которые давно и прочно вошли в индустрию: Meqon, Havok, MathEngine, Tokomak, Newton, Karma… и это первое, что пришло на ум. Существует ещё немало физдвижков, менее примечательных, но, тем не менее, успешно существующих.