что такое ata в авиации

Таблицы кодов совместных авиационных систем и компонентов (JASC) были модифицированной версией кода спецификации 100 Американской ассоциации воздушного транспорта (ATA). Он был разработан FAA, Отделом нормативной поддержки (AFS-600). Эта кодовая таблица была построена с использованием нового четырехзначного формата кода JASC вместе с сокращенным названием кода. В некоторых случаях сокращенные названия были изменены, чтобы прояснить предполагаемое использование сопроводительного кода. Окончательная версия кода JASC / ATA 100 была выпущена FAA в 1999 году.

СОДЕРЖАНИЕ

Генерал самолетов

Авиационные системы

Состав

Пропеллер / ротор

Электростанция

Иногда обозначается как ATA 72T.

Иногда упоминается как ATA72R

Номер ATAНазвание главы ATA
ATA 91ДИАГРАММЫ
ATA 97ПРОВОДКА ОТЧЕТОВ
ATA 115СИСТЕМЫ СИМУЛЯТОРОВ ПОЛЕТА
ATA 116СИСТЕМА ПОМОЩИ НА СИМУЛЯТОРЕ ПОЛЕТА

ОСОБЫЕ ВОЕННЫЕ ГЛАВЫ

Номер ATAНазвание главы ATA
ATA 92МУЛЬТИПЛЕКСИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ
ATA 93НАБЛЮДЕНИЕ
ATA 94СИСТЕМА ОРУЖИЯ
ATA 95БЕЗОПАСНОСТЬ И БЕЗОПАСНОСТЬ ЭКИПАЖА
ATA 96РАКЕТЫ, ДРОНЫ И ТЕЛЕМЕТРИЯ
ATA 98МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ И АТМОСФЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ATA 99ЭЛЕКТРОННАЯ СИСТЕМА ВОЙНЫ

Расширенный список ATA (устарел)

Спецификация ATA 2200

Расширенный список ATA разбит на параграфы (вторые два числа, например, 5-00) и подпункты (третьи два числа, например, 5-10-00) для каждой главы ATA.

Номер и пара ATA

02 ОРГАНИЗАЦИЯ И РАБОТА С РУКОВОДСТВОМ

03 ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ САМОЛЕТА

04 ОГРАНИЧЕНИЯ ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ

05 ОГРАНИЧЕНИЯ ПО ВРЕМЕНИ / ПРОВЕРКИ ОБСЛУЖИВАНИЯ

06 РАЗМЕРЫ И ПЛОЩАДКИ

07 ПОДЪЕМ И ПОДЪЕМ

08 ВЫРАВНИВАНИЕ И ВЗВЕШИВАНИЕ

09 БУКСИРОВКА И ТАКСИ

10 ПАРКОВКА, Швартовка, ХРАНЕНИЕ И ВОЗВРАТ В ОБСЛУЖИВАНИЕ

11 ТАБЛИЧКИ И МАРКИРОВКА

13 Отказ от обслуживания

18 АНАЛИЗ ВИБРАЦИИ И ШУМА (ТОЛЬКО ДЛЯ ВЕРТОЛЕТА)

21 КОНДИЦИОНЕР ВОЗДУХА

25 ОБОРУДОВАНИЕ / МЕБЕЛЬ

26 ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА

27 УПРАВЛЕНИЕ ПОЛЕТАМИ

29 ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИЛА

30 ЗАЩИТА ОТ ЛЬДА И ДОЖДЯ

31 СИСТЕМЫ ИНДИКАЦИИ / ЗАПИСИ

42 Интегрированная модульная авионика ( IMA )

45 ЦЕНТРАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБСЛУЖИВАНИЯ (CMS)

46 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

47 СИСТЕМА ВЫРАБОТКИ АЗОТА

49 ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ МОЩНОСТЬ

50 ГРУЗОВЫХ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОТСЕКОВ

51 СТАНДАРТНАЯ ПРАКТИКА, ОБЩАЯ

59 * Зарезервировано для использования авиакомпанией

61 ВИНТЫ / ДВИГАТЕЛЬ

63 РОТОРНЫЙ ПРИВОД (И)

64 ХВОСТОВОЙ РОТОР

65 ПРИВОД ХВОСТОВОГО РОТОРА

66 СКЛАДЫВАЮЩИЕСЯ ЛЕЗВИЯ / ПИЛОН

67 КОНТРОЛЬ ПОЛЕТА РОТОРОВ

72 ДВИГАТЕЛЬ ТУРБИНА / ВЕНТИЛЯТОР С ТУРБИНОВОЙ ПОДВЕСКОЙ

73 ДВИГАТЕЛЬ ТОПЛИВО И УПРАВЛЕНИЕ

76 ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ

77 ИНДИКАТОР ДВИГАТЕЛЯ

83 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ

84 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ТЯГА

85 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДВИГАТЕЛЯ

95 * Зарезервировано для использования авиакомпанией

96 * Зарезервировано для использования авиакомпанией

97 ЭЛЕКТРОПРОВОДКА ОТЧЕТОВ

98 * Зарезервировано для использования авиакомпанией

100 * Не использовать

101 * Не использовать

102 * Не использовать

103 * Не использовать

104 * Не использовать

105 * Не использовать

106 * Не использовать

107 * Не использовать

108 * Не использовать

109 * Не использовать

110 * Не использовать

111 * Не использовать

112 * Не использовать

113 * Не использовать

114 * Не использовать

115 СИСТЕМЫ СИМУЛЯТОРОВ ПОЛЕТА / МОДЕЛИРОВАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Что такое ata в авиации

Смотреть что такое «ATA» в других словарях:

ʻAta — (Pylstaart) Landsat Satellitenbild von ʻAta Gewässer Pazifischer Ozean … Deutsch Wikipedia

aţă — AŢĂ, aţe, s.f. 1. Fir subţire (de bumbac, de in, de cânepă etc.) folosit la cusut, la fabricat ţesături etc. ♢ expr. Cusut cu aţă albă, se spune despre ceva evident fals, mincinos. A întinde aţa = a depăşi (prin comparare) limita îngăduită. A se… … Dicționar Român

ATA — ist die Abkürzung für: Abnahmetest Analyse Actual Time of Arrival, die tatsächliche Ankunftszeit eines Verkehrsmittels Advanced Technology Attachment, ein Software Protokoll zum Datentransfer und zur Steuerung von Laufwerken und Massenspeichern… … Deutsch Wikipedia

ata — ata·beg; ata·ca·me·ñan; ata·ca·me·ño; ata·jo; ata·ka·pa; ata·ka·pan; ata·la·lá; ata·lán; che·lic·er·ata; re·ata; ri·ata; strig·e·ata; ata; tra·che·ata; ata·bek; … English syllables

‘Ata — ʻAta is a small, rocky island in the far south of the Tonga archipelago, situated on 22°08′56″S 176°10′41″W / 22.149°S 176.178°W / 22.149; 176.178. It is also known as Pylstaart island … Wikipedia

Ata — Cette page d’homonymie répertorie les différents sujets et articles partageant un même nom. <<>> Sigles d une seule lettre Sigles de deux lettres > Sigles de trois lettres … Wikipédia en Français

‘Ata — ʻAta ist eine kleine, unbewohnte Insel tief im Süden des Tonga Archipels, die auch Pylstaart genannt wird. Diese Insel sollte nicht mit ʻAtā verwechselt werden, das zwar ebenfalls unbewohnt, aber eines der flachen Atolls entlang der Piha Passage… … Deutsch Wikipedia

ATA — may stand for:Education and academia*Asia Theological Association *American Translators Association *Alberta Teachers Association, Canada *Ashcroft Technology Academy, Wandsworth, London, England *Advanced Technologies Academy, a high school in… … Wikipedia

Ata (DJ) — Ata (eigentlich Atanasios Christos Macias) ist ein deutscher DJ, Label Betreiber und Produzent in der elektronischen Musikszene. Auch in der Hr3 Clubnight war er bereits zweimal vertreten, zuletzt am 10. Februar 2007. Seine DJ Karriere begann in… … Deutsch Wikipedia

Áta — Administration … Wikipédia en Français

Источник

ru.knowledgr.com

ATA 100 содержит ссылку на систему нумерации ATA, которая является общим эталонным стандартом для коммерческой документации на самолеты. Эта общность позволяет облегчить обучение и понимание пилотам, специалистам по техническому обслуживанию самолетов и инженерам. Стандартная система нумерации была опубликована Ассоциацией воздушного транспорта 1 июня 1956 года. Несмотря на то, что система нумерации ATA 100 была заменена, она продолжала широко использоваться до тех пор, пока не вышла из употребления ещё в 2015 году, особенно в документации для самолетов авиации общего назначения, на самолётах Fault Messages (для Post Flight leshooting and Repair) и электронных и печатных руководствах.

Совместные таблицы кодов систем/компонентов (JASC) были модифицированной версией Ассоциации воздушного транспорта Америки (ATA), Specification 100 code. Она была разработана FAA’s, Отделом регуляторной поддержки (AFS-600). Эта таблица кодов была построена с использованием нового формата JASC code four digit, наряду с сокращенным названием кода. Сокращённые названия были изменены в некоторых случаях для уточнения предполагаемого использования сопровождающего кода. Окончательный вариант кода JASC/ATA 100 был выпущен FAA в 1999 году.

В 2000 году Технический информационно-коммуникационный комитет ATA (TICC) разработал новую консолидированную специализацию для коммерческой авиационной промышленности, ATA iSpec 2200. Она включает общеотраслевой подход к нумерации авиационных систем, а также стандарты форматирования и содержания данных для выпуска документации. Основными целями новой специализации являются минимизация затрат и усилий, затрачиваемых операторами и производителями, повышение качества и своевременности информации, а также облегчение доставки изготовителями данных, отвечающих эксплуатационным потребностям воздушных линий.

Уникальным аспектом номеров глав является их релевантность для всех самолетов. Таким образом, ссылочный номер главы для Boeing 747 будет таким же для других самолетов Boeing, BAe 125 и Airbus Aircraft. Например, Oxygen (глава 35), Electric Power (глава 24) и Doors (глава 52). Органы гражданской авиации также организуют свою информацию по главе ATA, такой как Справочник по главному минимальному перечню оборудования (MMEL) от Transport Canada.

Общие сведения о самолетах

Бортовые системы

Структура

Винт/ротор

Электростанция

ПЕКУЛЯРНЫЕ ВОЕННЫЕ ГЛАВЫ

Расширенный список ATA (устаревший)

Спецификация ATA 2200

Расширенный список ATA представляет собой разбивку на части (вторые два номера, например, 5-00) и части (третьи два номера, например, 5-10-00) для каждой главы ATA.

Номер ATA и Пара

01 * Зарезервировано для использования в воздушных линиях

02 * Зарезервировано для использования в воздушных линиях

03 * Зарезервировано для использования в воздушных линиях

04 * Зарезервировано для использования в воздушных линиях

05 СРОКИ/ПРОВЕРКИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

-10 Временные ограничения

-20 Плановые проверки технического обслуживания

-50 Незапланированные проверки технического обслуживания

06 РАЗМЕРЫ И ПЛОЩАДИ

07 ПОДЪЕМ И РЕГУЛИРОВКА

08 LEVELING & EGHING

-10 МПц и балансировка

09 БУКСИРОВКА И РУЛЕНИЕ

10 СТОЯНКА, ШВАРТОВКА, ХРАНЕНИЕ И ВОЗВРАТ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ

11 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТАБЛО И МАРКИРОВКА

-10 Цветовые схемы и маркировка Ior

-20 А Информационные табло и маркировка

-30 Внутренние информационные табло

-10 Повторная обработка

-20 Плановое обслуживание

-30 Незапланированное обслуживание

15 Опс Проверка качества

18 АНАЛИЗ ВИБРАЦИИ И ШУМА (ТОЛЬКО ГЕЛИКОПТЕР)

-10 АНАЛИЗ ВИБРАЦИИ

-00 Стандартные позиции/методы электрооборудования

-90 * Зарезервировано для использования в воздушных линиях

21 КОНДИЦИОНИРОВАНИЕ ВОЗДУХА

-30 Контроль давления

-60 Контроль температуры

-70 Контроль влажности/контаминанта воздуха

22 АВТОМАТИЧЕСКИЙ ПОЛЕТ

-20 Speed-Attitude А

-30 Автоматический толчок

-40 Системный монитор

-50 Аэродинамическая нагрузка All ating

-10 Речевые коммуникации

-20 Передача данных и автоматический вызов

-30 Адрес пассажира, развлечения и комфорт

-40 Interphone (Межфон)

-50 Интеграция звука

-60 А c Дишаргетинг

-70 Мониторинг аудио и видео

-80 Встроенная автоматическая настройка

-10 Привод генератора

-20 Генерация переменного тока

-40 Внешнее питание

-50 Распределение электрической нагрузки переменного тока

-10 Летная компания

-20 Пассажирская компания

-50 Дополнительные комп.

-60 Аварийная ситуация

26 ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА

-30 Подавление взрывов

27 УПРАВЛЕНИЕ ПОЛЕТОМ

-10 & Вкладка «Элерон»

-20 Руль направления и вкладка

-60 МПа, тяговые устройства и изменяемые аэродинамические обтекатели

-70 Gust Lock & Ener

-80 Увеличение подъема

29 МОЩНОСТЬ ГИДРОДРАУЛИКА

30 ЗАЩИТА ОТ ЛЬДА И ДОЖДЯ

-10 Аэродинамическая поверхность

-40 Окна, ветровые панели и двери

-50 Antennas and Radi

31 СИСТЕМЫ ИНДИКАЦИИ/РЕГИСТРАЦИИ

-10 Панели КИПиА и управления

-20 Независимые приборы

-40 центральных компьютеров

-50 Системы центрального оповещения

-60 Системы центрального дисплея

-70 Автоматические системы отчетности по данным

Источник

Международная ассоциация воздушного транспорта

что такое ata в авиации. Смотреть фото что такое ata в авиации. Смотреть картинку что такое ata в авиации. Картинка про что такое ata в авиации. Фото что такое ata в авиации

что такое ata в авиации. Смотреть фото что такое ata в авиации. Смотреть картинку что такое ata в авиации. Картинка про что такое ata в авиации. Фото что такое ata в авиации

Международная ассоциация воздушного транспорта, ИАТА (англ. International Air Transport Association, сокр. IATA) международная неправительственная организация. Штаб-квартира находится в Монреале (Канада). Европейский центр — в Женеве (Швейцария). ИАТА имеет 101 представительство по всему миру.

Содержание

История

ИАТА была организована 28 августа 1919 года в Гааге (Нидерланды) как союз авиакомпаний под именем International Air Traffic Association. Её цель была организация безопасных, регулярных и рентабельных воздушных перевозок людей и грузов, а также содействие совместной работе всех участвующих в международных воздушных перевозках предприятий. Ассоциация, организованная после Первой мировой войны прекратила свое существование из-за Второй мировой войны.

Преемницей стала созданная в апреле 1945 года в Гаване (Куба) International Air Transport Association. К этому моменту она имела 57 членов из 31 страны, в основном из европейских и северо-американских.

На 27 марта 2006 года членами ИАТА являются 265 авиакомпаний, которые осуществляют 94% всех международных рейсов.

Деятельность

Ассоциация выступает координатором и представителем интересов авиатранспортной отрасли в таких областях как обеспечение безопасности полетов, производство полетов, тарифная политика, техобслуживание, авиационная безопасность, разработка международных стандартов совместно с ИКАО и т. д.

Важнейшим направлением деятельности ИАТА является организация взаиморасчетов между субъектами воздушного транспорта, основанная на системе продаж перевозок на нейтральном бланке авиабилетов. Ещё в 1948 г. начала свою деятельность Клиринговая палата IATA (англ. IATA Clearing House), обеспечивающая проведение взаимозачетов между авиакомпаниями. А в 1972 г. была создана мировая нейтральная среда продаж авиабилетов BSP IATA, впоследствии охватившая весь воздушный транспорт мира, кроме США (которые первыми создали собственную систему, ARC, послужившую впоследствии основой для BSP) и стран СНГ (за исключением Молдавии).

Международная ассоциация воздушного транспорта объявила о полном переходе с 2007 года на продажу авиаперевозок с использованием электронных билетов.

ИАТА присваивает коды аэропортам, авиакомпаниям и типам самолетов для классификации.

IOSA — Программа производственного аудита безопасности авиакомпаний Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA Operational Safety Audit), которая предназначена для оценки систем эксплуатационного управления и контроля воздушных перевозчиков.

Сегодня IOSA — это передовой гармонизированный стандарт всей мировой авиационной индустрии в области осуществления авиаперевозок и обеспечения их безопасности. IOSA постоянно поддерживается в актуальном состоянии, дорабатывается, оценивается и актуализируется в соответствии с изменяющимися требованиями авиационной отрасли и регламентирующими документами. Согласно требованиям IATA все авиакомпании-члены IATA должны пройти аудит IOSA. Компании, успешно прошедшие процедуру проверки, вносят в реестр Операторов IOSA.

На сегодняшний день сертификацию IOSA осуществляют восемь независимых аудиторских фирм, которые прошли аккредитацию в IATA. Руководство по стандартам IOSA включает в себя 872 требования, соответствие которым должна подтвердить авиакомпания во время прохождения аудита.

Сертификат IOSA представляет собой своего рода «пропуск» в международные альянсы крупнейших авиакомпаний мира и является обязательным условием членства в IATA. Признание безопасности работы на международном уровне гарантирует более высокий статус авиаперевозчика как на внутреннем рынке, так и на рынке международных авиаперевозок.

ИАТА в России

В 1996 году в Москве (Россия) организован региональный офис, работающий на территории России и стран СНГ.

С 2004 года Владивосток-Авиа является полноправным членом Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА). [1]

В марте 2006 года Аэрофлот был внесен в реестр Операторов IOSA. В июне 2007 года в компании Аэрофлот проводился аудит по второй редакции стандарта IOSA на продление регистрации Аэрофлота в качестве Оператора IOSA. Регистрация Аэрофлота в качестве Оператора IOSA продлена до 2009 года.

В 2007 году авиакомпания S7 Airlines была включена в регистр Операторов IOSA, после успешного прохождения полной процедуры международного аудита на соответствие производственным стандартам безопасности.

В 2007 году группа компаний Волга-Днепр прошла сертификацию IATA и была включена в регистр Операторов IOSA первой в мире среди грузовых перевозчиков.

C 2008 года авиакомпания Трансаэро официально включена в регистр перевозчиков, обладающих сертификатом оператора IOSA.

C 2011 года авиакомпания ВИМ-Авиа официально включена в регистр перевозчиков, обладающих сертификатом оператора IOSA.

C июня 2011 года авиакомпания Нордавиа является полноправным членом Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА). http://www.iata.org/membership/Pages/airline_members_list.aspx

Интересные факты

По сообщению Международной ассоциации воздушного транспорта 2004 год стал самым безопасным за всю историю существования воздушного транспорта. В авиакатастрофах погибли 428 человек из 1,8 миллиарда пассажиров, воспользовавшихся услугами коммерческих авиаперевозчиков. В 2004 году произошло 103 авиакатастрофы, что на четыре больше, чем в 2003, но при этом рост мирового объёма авиаперевозок составил 15 процентов. Для сравнения, в 1945 году, когда количество катастроф также составило 103, за год услугами авиаиндустрии воспользовались лишь девять миллионов пассажиров.

Члены ИАТА

На сентябрь 2009 года. По данным сайта IATA.

Источник

История развития IDE вплоть до ATA100

Цель данной статьи — пройти по истории развития IDE, от начала появления этого интерфейса, до сегодняшнего дня. И, попутно в очередной раз, быть может, прояснить несколько моментов, связанных с этим набором стандартов.

IDE (Самая распространенная расшифровка — Integrated Drive Electronics), он же ATA (Advanced Technology Attachment) — один из старейших стандартов в PC, применяемых в сегодняшних PC, был разработан в 1989 году тремя компаниями: Imprimus — подразделением Control Data Corporation, Western Digital и Compaq. Compaq было нужно недорогое решение для подключения винчестеров к их PC, Imprimus был крупным производителем винчестеров, а Western Digital еще с 1984 года занимался выпуском чипов — контроллеров винчестеров (для IBM).

Правда, Imprimus не производил 3.5″ винчестеры, необходимые Compaq, поэтому компания использовала в качестве их поставщика Conner Peripherals. Именно начало розничной продажи Conner своих винчестеров и можно считать датой начала зарождения популярности ATA. В том же 1989 году Imprimus был куплен у CDC компанией Seagate, а еще шестью годами позже Seagate приобрел и Conner Peripheral. Примерно в то же время стал крупным производителем винчестеров и Western Digital. Параллельно, к производству недорогих ATA винчестеров подключались и другие производители.

(Небольшое отступление по вопросам терминологии. ATA, и его дальнейшие варианты, вроде ATA-2, ATA-3, и т. д. — официальные названия стандарта. IDE, EIDE, UltraATA, и т. д. — маркетинговые термины, используемые производителями винчестеров, и прочими причастными компаниями, но об этом подробнее ниже).

Первый стандарт того, что мы знаем под названием IDE, был утвержден в 1994 году, национальным комитетом по стандартам информационных технологий (NCITS), а точнее, его техническим комитетом T13, созданным специально под ATA. Стандарт ATA-1 определял AT Attachment Interface — интегрированный 16-бит шинный интерфейс для обмена информацией между винчестерами и контроллерами на системной шине. В 1999 году, по рекомендации все того же T13, был убран из списка стандартов ANSI.

Но свою роль ATA-1 сыграл — он позволил привести существовавшие к тому времени на рынке IDE винчестеры к единому знаменателю. Те, кто имел с ними дело еще в начале 90-х, могут помнить ситуации, когда, например, комбинация из двух IDE винчестеров разных производителей могла работать только, когда один из них находился в режиме master, а другой — slave, и при попытке поменять их ролями, связка отказывалась работать. Появление единого официального стандарта позволило снять проблемы с несовместимостью различных моделей с повестки дня.

Двумя годами позже, в 1996 году, стандарт ATA-1 был доработан, были предусмотрены более скоростные режимы передачи данных, и получился AT Attachment Interface with Extensions, или ATA-2. Основными расширениями стали такие вещи, как блочная передача данных (когда серия запросов на чтение или запись генерируют одно прерывание), логическая адресация блоков (LBA), улучшенная поддержка идентификации параметров винчестера системой. Стандарт определил такие режимы, как PIO Mode 3 и 4 и multiword DMA Mode 1 и 2. В результате список режимов интерфейса ATA стал выглядеть так:

РежимПропускная способность Мбайт/с
PIO 03.3
PIO 15.2
PIO 28.3
PIO 311.1
PIO 416.6
DMA Single Word 02.1
DMA Single Word 14.2
DMA Single Word 28.3
DMA Multiword 04.2
DMA Multiword 113.3
DMA Multiword 216.6

И вот здесь началось кое-что интересное. Существовавшее в то время программное обеспечение PC было рассчитано на поддержку винчестеров с максимальным объемом 528 Мбайт. Western Digital в то время выступил со спецификацией Enchanced BIOS, позволяющей преодолеть этот барьер (а также добавить еще ряд возможностей в систему, вроде поддержки двух портов ATA), и назвал сочетание поддержки у винчестеров Enchanced BIOS и ATA-2 — Enchanced IDE, или просто EIDE. Таким образом, строго говоря, EIDE бывают только винчестеры Western Digital. Термин использовался для раскрутки выводимых на рынок в 1993-1994 году (да, ATA-2 был ратифицирован в качестве стандарта лишь в 1996, но годная к употреблению спецификация существовала куда раньше) новых винчестеров.

Отделы маркетинга Seagate и Quantum отреагировали на действия конкурента соответственно, так появились FASTATA и FASTATA-2 (причем, что самое интересное, оба этих понятия подразумевают под собой ATA-2 винчестеры, хотя в FASTATA несколько урезана поддержка режимов передачи данных — поддерживаются максимум PIO mode 3 и multiword DMA mode 1).

И если последние две компании к концу 90-х отказались от попыток запутать пользователя, то Western Digital до сих пор продолжает использовать обозначение EIDE, с каждым годом творчески перерабатывая его (скажем, первоначально там не было поддержки PIO mode4, а сегодня она там есть). Уже давно преодолен барьер и в 8.4 Гбайт, уже на дворе появился UltraATA/100, но винчестеры WD по-прежнему гордо несут знамя EIDE — что WD сегодня понимает под этим обозначением, уже, наверное, трудно сказать.

Но вернемся к теме. В 1997 году была принята новая версия стандарта — ATA-3. Хотя правильнее, наверное, было бы назвать его ATA-2.5. Спецификация создавалась с учетом максимальной совместимости с ATA-2 и фактически, основное новшество, внесенное в ATA-3, было всего лишь одно — это S.M.A.R.T. И, плюс, вообще несколько повысившаяся надежность. В результате, на рынке практически нет оборудования, соответствующего этому стандарту — был осуществлен скачок с ATA-2 сразу на принятый в 1998 году ATA/ATAPI-4.

ATAPI (ATA Packet Interface) — стандарт, созданный с тем, чтобы позволить таким устройствам, как дисководы CD-ROM или стримеры, подключаться напрямую к ATA портам — дешево, и без необходимости специальных контроллеров, как это было ранее. Спецификация была разработана максимально заинтересованными лицами — группой производителей дисководов CD-ROM, с большой помощью от Western Digital и Oak Technology. В результате появления ATAPI устройств, появилась возможность подключать дисководы CD-ROM и стримеры непосредственно к тому же шлейфу, к которому подключен и винчестер — пакетный протокол ATAPI позволяет всей цепочке устройств работать в режиме, слегка напоминающем SCSI.

Что же касается ATA части в ATA/ATAPI-4, то и здесь произошло достаточно много серьезных изменений. Во-первых, как уже говорилось, появились протоколы ATAPI. Во вторых, произошла серьезная чистка ATA от старых и уже не нужных команд и возможностей, а взамен появились много других, небольших, но существенных. И в третьих, появился новый протокол передачи данных, multiword DMA mode 3, названный UltraDMA — позволяющий добиться куда более высокой пропускной способности ATA (до 33 Мбайт/с), а также позволить обеспечить целостность передаваемых на такой скорости через стандартный 40-жильный кабель данных (путем использования CRC).

При появлении ATA/ATAPI-4, в чем-то повторилась история с ATA-2. Опять вмешались отделы маркетинга, и винчестеры, удовлетворяющие этому стандарту, вышли на рынок под флагом UltraATA/33. Можно только радоваться тому факту, что на этот раз компании хотя бы смогли договориться о единой маркетинговой политике.

Сейчас T13 готовит к ратификации стандарт ATA/ATAPI-5, подобно ATA-3 являющийся промежуточным — между ATA/ATAPI-4 и ATA/ATAPI-6. Никаких серьезных изменений, удалены некоторые устаревшие команды и возможности, добавлены некоторые новые. Появилось еще два новых режима передачи данных — UltraDMA с пропускной способностью 44 Мбайт/с и UltraDMA с пропускной способностью 66 Мбайт/с.

Такое увеличение скорости передачи данных превысило возможности старого доброго 40-жильного кабеля, создававшегося в свое время под скорости порядка 5 Мбайт/с, и разработчики были вынуждены армировать шлейф еще 40 жилами, не имеющими, впрочем, никакой информационной нагрузки — все они заземлены и исполняют роль экрана между все теми же 40 несущими жилами.

Мы все знаем, как отреагировали на выпуск ATA/ATAPI-5 винчестеров рекламные отделы производителей — появилась формулировка «UltraATA/66». Предполагается, что этот стандарт должен быть окончательно утвержден в этом году.

Параллельно с завершением работы над ATA/ATAPI-5, с конца 1999 года T13 официально ведет работу по созданию ATA/ATAPI-6. В эту спецификацию должны войти многие предложения, не включенные в предыдущий стандарт. Это, в частности, увеличение LBA с 28 до 64 битов, введение новых, более быстрых режимов UltraDMA, с пропускной способностью до 100 Мбайт/с, введение в ATA новых команд, рассчитанных на передачу аудио/видео потоков, предложенных Quantum, Western Digital и Philips, методы снижения уровня шума винчестеров.

что такое ata в авиации. Смотреть фото что такое ata в авиации. Смотреть картинку что такое ata в авиации. Картинка про что такое ata в авиации. Фото что такое ata в авиации

Как мы уже знаем, всю жизнь ATA, производители забегали вперед комитета T13, не дожидаясь окончательного утверждения им новых спецификаций. Не изменили они себе и на этот раз, представив винчестеры, во многом соответствующие ATA/ATAPI-6 уже в начале июня 2000 года, еще до официального утверждения ATA/ATAPI-5. Фактически, их объявление было приурочено к объявлению 5 июня первого чипсета, поддерживающего UltraATA/100 — i820E.

Можно с большой уверенностью предположить, что теперь, после появления в 2000 году UltraATA/100 винчестеров и поддерживающих этот интерфейс контроллеров на борту материнских плат и соответствующих PCI карт, у пользователей будет более чем достаточно времени для перехода на UltraATA/100. Дело в том, что на сегодняшний день не ожидается дальнейшего развития ATA в том виде, в каком он развивался все эти годы — UltraATA/100 должна стать последним этапом в его жизни.

В прошлом году началась работа над созданием новой спецификации — SerialATA, которая должна позволить совершить значительный рывок в увеличении пропускной способности интерфейсов передачи данных, однако ее появление на рынке ожидается не ранее, чем через 3-5 лет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *