что такое авария аварийная ситуация
Аварийная ситуация: типы и факторы
Аварийная ситуация – это сочетание опасных состояний (положений или условий существования и функционирования) объектов природно-техногенной сферы, определяющих переход из нормальной (штатной) обстановки или ситуации к аварийной, связанной с поражением объектов, человека и среды жизнедеятельности. Может привести к взрыву, пожару, отравлению, гибели или травмированию (заболеванию) людей, животных, потерям материальных ценностей.
Аварийная ситуация является частью или показателем аварийной обстановки, когда превзойдены ее предельно допустимые границы и начинаются опасные обратимые или необратимые изменения параметров состояния объектов, человека (операторов, персонала, населения) и среды жизнедеятельности.
Классификация чрезвычайных ситуаций
Есть несколько признаков, по которым классифицируются катастрофы. По происхождению различают биолого-социальные, техногенные, экологические и природные. По сфере возникновения чрезвычайные ситуации бывают гуманитарными и террористическими. Также их классифицируют по причинам, масштабу последствий и ведомственной принадлежности. Кроме того, аварийные ситуации проходят несколько стадий развития.
Сфера возникновения
Эта характеристика применяется для определения ЧС как природной и техногенной (антропогенной). Внутри обеих групп также присутствует дробление. Разновидности и примеры чрезвычайных ситуаций, которые относятся к природным:
О возможном возникновении природной ситуации МЧС информирует путём экстренных предупреждений. К ситуациям техногенного характера относят те, что возникают на объектах, сооружённых человеком. Это аварийные происшествия разного масштаба, для ликвидации которых приходится задействовать персонал и технику. Объекты, на которых возникают техногенные катастрофы:
Общим для всех экологических ситуаций является то, что изменения затрагивают природные образования. От природных катастроф их отличает то, что ухудшение состояния природы обусловлено деятельностью человека. Изменениям подвергаются биосфера, гидросфера, воздушная среда и суша. По этому критерию ЧС подразделяются на такие:
Ведомственная принадлежность
Разделение по ведомственной принадлежности необходимо затем, чтобы была возможность выявить ответственных лиц. Кроме того, такое разграничение позволяет разрабатывать и принимать меры профилактики, своевременно оказывать помощь пострадавшим и ликвидировать последствия. Группы и виды ЧС по ведомственной принадлежности:
Масштаб возможных последствий
Классификация ЧС по масштабу возможных последствий регулируется специальным положением, утверждённым правительством России. Документ содержит основные понятия, термины и таблицы, позволяющие определить границы бедствий, разработать меры реагирования и классифицировать ситуацию по источнику возникновения.
Согласно Положению, по масштабу возможных последствий выделяют следующие ситуации:
Региональные, местные и трансграничные ЧС
Катастрофа классифицируется как региональная, если она повлекла за собой появление пострадавших в количестве 50−500 человек. Численность людей, условия жизнедеятельности которых оказались нарушенными, должна составлять от 500 до 1000. Допустимый размер материального ущерба — от 0,5 млн до 5 млн МРОТ, установленного на день происшествия. В зону ЧС должны попадать не более двух субъектов РФ.
Допустимое число пострадавших в местной ЧС — от 10 до 50 человек. Также в результате местной аварии нарушаются обстоятельства жизнедеятельности для 100−300 человек включительно.
Материальные потери могут составлять от 1 тыс. до 5 тыс. МРОТ. Последствия ЧС затрагивают район, город или сельский населённый пункт.
Чрезвычайная ситуация определяется как трансграничная, если она возникла на территории одного государства, но распространилась за его пределы, причём одной из пострадавших стран является Российская Федерация. Такие ЧС могут сопровождаться объявлением режима военного положения.
Локальные, территориальные и федеральные аварии
Локальное происшествие — такое, в результате которого появились пострадавшие. Их число не должно превышать 10 человек. Количество людей, для которых нарушились условия жизнедеятельности, составляет 100 или менее. Последствия аварии охватывают социальный или производственный объект и не распространяются за его пределы. Размер ущерба определяется в МРОТ и должен составлять не более тысячекратного значения.
В отдельную категорию выделяют территориальные ЧС. Число пострадавших от таких аварий составляет не менее 50 и не более 500. Условия жизнедеятельности ухудшаются для 300−500 человек. Зона ЧС ограничена одним субъектом РФ, а размер ущерба, выраженный в МРОТ, составляет от 5 тыс. до 0,5 млн. За основу при расчётах берётся размер оплаты труда, установленный на день происшествия.
Федеральными чрезвычайными ситуациями называют происшествия, в результате которых пострадали более 500 человек. Условия, в которых происходит жизнедеятельность, оказываются нарушенными для 1 тыс. или более человек. Размер денежных потерь — более 5 млн МРОТ. Зона катастрофы распространяется более чем на 2 субъекта РФ.
Поражающие факторы
Каждая чрезвычайная ситуация сопровождается поражениями людей. В некоторых случаях они минимальны, но чаще пострадавшим требуется квалифицированная медицинская помощь. Знать о поражающих факторах необходимо для того, чтобы уже на начальной фазе происшествия предоставить людям помощь.
В зависимости от характера поражений требуются различные виды медицинского оборудования и препаратов. Также бывает необходимо организовать доставку пострадавших в специализированные клиники, в какие именно — зависит от преобладающих поражающих факторов. Различают следующие:
Чрезвычайные ситуации приводят к потере ресурсов, ухудшению инвестиционной картины, росту безработицы и стагнации экономики в целом.
Классификация техногенных катастроф
Чрезвычайные ситуации техногенного характера можно классифицировать по различным основаниям, но, как правило, выделяются следующие классификации:
Классификация по масштабу происшествия
Техногенные ЧС по масштабу делятся на:
Справка: в настоящее время можно говорить о предполагаемой глобальной техногенной аварии в вирусной лаборатории в г. Ухань (КНР), в результате которой одна из разновидностей опытного вируса 2019-nCoV (коронавирус) распространилась по многим странами мира и привела к многочисленным жертвам среди населения.
Классификация по происхождению (виду)
Техногенные аварии также классифицируются на основании их происхождения:
Справка: одна из крупнейших техногенных катастроф, связанных с выбросом радиоактивных веществ, произошла на Чернобыльской атомной электростанции (СССР, Украина) 26 апреля 1986 года.
Для проведения качественного и количественного анализа аварийной ситуации рассматриваются следующие типы (цепочки) аварий, характеризующие нарастание тяжести (ущербов) от них:
Для анализа и предупреждения аварийной ситуации осуществляется их оперативная диагностика. При этом используются штатные и аварийные системы диагностики, которые может быть встроенными в объекты или мобильными, функционирующими при возникновении и развитии аварийной ситуации и дающими информацию о состоянии объектов, человека и окружающей среды.
Ликвидация последствий аварийной ситуации осуществляется силами и средствами работающих операторов и персонала, а также специальными противоаварийными службами после получения соответствующих указаний.
Самые страшные техногенные чрезвычайные ситуации
Техногенные чрезвычайные ситуации продолжают сопровождать человечество, даже несмотря на проводимые профилактические мероприятия. Количество их растет с каждым годом.
Крупнейшие техногенные катастрофы в современной России
Крупнейшие техногенные катастрофы за рубежом в XX и XXI веках
Чрезвычайные ситуации техногенного характера, возникающие в ходе развития общества, значительно влияют на социум, экологичскую ситуацию в мире, вызывают проблемы в экономике и других сферах социальной жизни, приводят к человеческим жертвам. В то же время мероприятия по их профилактике, обучению персонала промышленных предприятий, соблюдение техники безопасности и условий эксплуатации оборудования позволяют существенно снизить их количество.
АВАРИЙНАЯ СИТУАЦИЯ
АВАРИЙНАЯ СИТУАЦИЯ — сочетание условий и обстоятельств, создающих угрозу возникновения аварий (см. АВАРИЯ) и других происшествий, которые могут привести к взрыву (см. ВЗРЫВ), пожару (см. ПОЖАР), отравлению, гибели или травмированию (заболеванию) людей, животных, потерям материальных ценностей [1].
Аварийные ситуации могут быть вызваны природными катаклизмами (см. МОНИТОРИНГ ОПАСНЫХ ПРИРОДНЫХ ПРОЦЕССОВ И ЯВЛЕНИЙ) (землетрясение, наводнение, тайфун, извержение вулкана, атмосферное электричество и т. д.), техногенными причинами (см. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ТЕХНОГЕННЫХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ) (отказ, поломка, повреждение технических систем и (или) транспорта).
Факторы, определяющие опасность аварийных ситуаций
Возникновение и развитие аварийной ситуации на объектах природно-техногенной сферы может быть обусловлено следующими факторами:
1. Техногенными (отказами, поломками, повреждениями и разрушениями элементов сложных технических систем). Для снижения вероятности аварийных ситуаций техногенного характера проводятся работы по повышению надежности технологического оборудования и транспортных средств, созданию систем диагностики состояния опасных агрегатов, по оснащению опасных производств системами пожарной автоматики (см. СИСТЕМА ПОЖАРНОЙ АВТОМАТИКИ) (пожарной сигнализации (см. ПОЖАРНАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ) и пожаротушения (см. АВТОМАТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА ПОЖАРОТУШЕНИЯ)).
2. Антропогенными (человеческими) (ошибочными, несанкционированными, террористическими или военными действиями людей). Для снижения вероятности возникновения аварийной ситуации антропогенного характера проводится обучение персонала и населения (см. ОБУЧЕНИЕ МЕРАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ):
· действиям, направленным на снижение материального ущерба и гибели людей при возникновении аварийной ситуации;
· правилам пользования первичными средствами пожаротушения (см. ПЕРВИЧНЫЕ СРЕДСТВА ПОЖАРОТУШЕНИЯ);
3. Природными (опасными гео-, гидро-, аэровоздействиями на объекты, операторов и персонал). Для снижения вероятности возникновения природных аварийных ситуаций соответствующими службами проводится прогнозирование погодных условий, геомагнитных явлений, гидрологической обстановки и другого с оповещением населения и администрации о возможности создания аварийной ситуации. Аварийная ситуация, как и аварийная обстановка, может возникать на объектах гражданского, промышленного и оборонного назначения, а также на заданных территориях.
При проектировании, создании, эксплуатации, выводе из эксплуатации и утилизации объектов техносферы (зданий, сооружений, машин, конструкций, коммуникаций) должен проводиться анализ аварийной ситуации, источников и сценариев их возникновения и развития, инициирующих и поражающих факторов (см. ОПАСНЫЕ ФАКТОРЫ ПОЖАРА), уязвимости объектов, населения, природной среды, а также последствий и ущербов от аварийной ситуации. [1]
Для проведения качественного и количественного анализа аварийной ситуации рассматриваются следующие типы (цепочки) аварий, характеризующие нарастание тяжести (ущербов) от них:
· нормальные (штатные) ситуации;
· режимные отклонения от штатных ситуаций;
· проектные, запроектные аварийные ситуации;
· гипотетические аварийные ситуации.
Для анализа и предупреждения аварийной ситуации осуществляется их оперативная диагностика. При этом используются штатные и аварийные системы диагностики, которые могут быть встроенными в объекты или мобильными, функционирующими при возникновении и развитии аварийной ситуации и дающими информацию о состоянии объектов, человека и окружающей среды [2].
Стадии развития аварийных ситуаций
Аварийные ситуации на техногенных объектах развиваются согласно следующим стадиям:
1. Возникновение отклонений от установленных норм протекания технологического процесса.
2. Возникновение предпосылок к возникновению аварийной ситуации.
3. Активная фаза аварийной ситуации, в течение которой поражающие факторы воздействуют на работников, происходит выход из строя оборудования, повреждение зданий и сооружений.
4. Последствия аварии выходят за пределы места происшествия, и негативное влияние распространяется на ближайшие населенные пункты, природные объекты.
5. Мероприятия по ликвидации возникшей катастрофы и ее последствий. [3].
По характеру происхождения техногенные катастрофы подразделяются:
1. На аварийные ситуации на очистных сооружениях (ОС). К числу аварий на очистных сооружениях относятся:
· аварии на очистных сооружениях сточных вод промышленных предприятий с массовым выбросом загрязняющих веществ;
· аварии на очистных сооружениях промышленных газов с массовым выбросом загрязняющих веществ (см. ТОКСИЧЕСКАЯ ОПАСНОСТЬ).
Опасность в залповых выбросах отравляющих или токсичных веществ в ОС, естественно, отрицательно влияет на персонал. Такие аварии могут стать источником заболеваний опасными инфекционными болезнями людей и животных.
2. Аварии коммунальных систем. К авариям на коммунальных системах жизнеобеспечения относится: поломка канализационной системы, водопроводной, тепловой сети. Если нанесен урон электроэнергетическому объекту, то это может привести к длительному отсутствию электроснабжения на обширной территории, что отразится и на ряде других областей жизнедеятельности.
3. Нарушение работы электроэнергетических систем. Под повреждением в электроустановках понимается нарушение их нормальной работы, обусловленное каким-либо аварийным событием (обрывом, схлестыванием, перегоранием проводящих элементов и т. д.). Как правило, при этом происходит изменение установленной величины тока, напряжения или частоты от заявленной поставщиком.
4. Обрушение зданий — это чрезвычайная ситуация, возникающая по причине ошибок, допущенных при проектировании здания, отступлении от проекта при ведении строительных работ, нарушении правил монтажа, при вводе в эксплуатацию здания или отдельных его частей с крупными недоделками, при нарушении правил эксплуатации здания, а также вследствие природной или техногенной чрезвычайной ситуации (см. ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ).
5. Гидродинамические аварии. Обширное затопление и отложение наносов на территории расположения производственных объектов и домов населения. Причиной аварии может быть прорыв дамб и плотин. В некоторых случаях затопление сопровождается волной прорыва, также несущее в себе механический фактор разрушения.
6. Выброс биологически и химически опасных веществ. Сюда относятся аварии техногенного характера на предприятиях и в лабораториях, связанных с производством разного рода химикатов. Также в эту группу входят аварии во время транспортировки опасных веществ.
7. Радиационные аварии. Это следствие нарушения работы атомных электростанций и ядерных промышленных установок. Также сюда входят аварии вследствие неправильного хранения ядерных боеприпасов.
8. Взрывы и пожары. Под этим имеются ввиду разного рода взрывы и возгорания ( см. ВОЗГОРАНИЕ ) в жилых и промышленных помещениях, лесах и объектах по добыче полезных ископаемых, складах хранения горючих ( см. ГОРЮЧИЕ ВЕЩЕСТВА И МАТЕРИАЛЫ ) и взрывоопасных веществ.
9. Транспортные аварии. Это всевозможные разновидности дорожно-транспортных происшествий и аварии, связанные с перевозкой каких-либо грузов.
Меры по предупреждению аварийных ситуаций
Предупреждение аварий на технических объектах может обеспечиваться посредством правового регулирования требований технической безопасности (см. БЕЗОПАСНОСТЬ) при размещении, проектировании, строительстве, вводе и выводе из эксплуатации, а также эксплуатации:
· коммунальных систем жизнеобеспечения (канализационных систем, системы снабжения населения питьевой водой, тепловых источников и сетей, коммунальных газопроводов);
· иных технических объектов.
Предотвратить аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания на производстве возможно путем обучения, инструктажа и обеспечения работающих соответствующими инструкциями по охране труда. Инструкции по охране труда разрабатывают на основе накопленного опыта ошибок по данным анализа травматизма, профессиональных заболеваний и аварий на предприятиях. Каждое требование инструкции представляет предупреждение об ошибках, приведших ранее к несчастным случаям, заболеваниям и авариям. Таким образом, единственная функция инструкций по охране труда для работающих — предупреждение аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
При разработке комплекса защитных мер проводятся мероприятия, направленные на максимальное снижение негативных последствий и потерь в случае возникновения аварийной ситуации. Активной является и работа по созданию оптимальных условий для проведения аварийно-спасательных работ (см. АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ).
Содержание мероприятий по предупреждению ЧС техногенного характера должно соответствовать требованиям нормативных документов (см. НОРМАТИВНЫЙ ДОКУМЕНТ), регулирующих деятельность того или иного объекта защиты (см. ОБЪЕКТ ЗАЩИТЫ). Для получения наибольшей эффективности таких мер необходимо соблюдать принцип своевременности и заблаговременности их применения (см. ПОЖАРНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ).
На промышленных или транспортных объектах должны создаваться безопасные условия труда, отвечающие нормативам, разрабатываться планы действий в случае возникновения внештатной ситуации, создаваться аварийные источники управления сооружениями. Кроме того, оснащение предприятий современными индивидуальными и коллективными средствами защиты (см. СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И КОЛЛЕКТИВНОЙ ЗАЩИТЫ РАБОТНИКОВ) значительно уменьшит число пострадавших.
К мероприятиям по предупреждению аварийных ситуаций также следует отнести все действия по обеспечению бесперебойной и надежной работы объекта. От этого зависит успешность по реализации задач, направленных на защиту рабочих и оборудования при различных производственных авариях или природных катастрофах.
К подобным мерам относятся:
· внесение в план проекта предприятия, чья деятельность сопряжена с опасными и/или взрывчатыми веществами (см. ВЗРЫВЧАТОЕ ВЕЩЕСТВО) специальных защитных сооружений (см. ВЗРЫВОЗАЩИТА);
· составление плана по эвакуации (см. ПЛАН ЭВАКУАЦИИ) жителей поселений (см. НАСЕЛЕННЫЙ ПУНКТ), которые находятся на участках, подверженных оползням, селям, подземным толчкам;
· доведение до сведения работников и служащих графика работы и возлагающихся на них обязанностей при возникновении внештатной ситуации;
· правильное хранение и поддержание в рабочем состоянии необходимых средств защиты (см. СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ) в достаточном количестве;
· проведение обучающих семинаров и распространение памяток среди населения по правилам безопасного поведения при различных природных катаклизмах или в случае утечки опасных веществ (см. ОПАСНЫЕ ВЕЩЕСТВА);
· ежегодная проверка систем массового оповещения (см. СИСТЕМА ОПОВЕЩЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЭВАКУАЦИЕЙ ЛЮДЕЙ), доведения до сведения людей информации о порядке действий в случае объявления эвакуации;
· приготовления резервных запасов долго хранящихся продуктов и чистой воды [4].
Аварийная ситуация
Аварийная ситуация – это сочетание опасных состояний (положений или условий существования и функционирования) объектов природно-техногенной сферы, определяющих переход из нормальной (штатной) обстановки или ситуации к аварийной, связанной с поражением объектов, человека и среды жизнедеятельности. Может привести к взрыву, пожару, отравлению, гибели или травмированию (заболеванию) людей, животных, потерям материальных ценностей.
Аварийная ситуация является частью или показателем аварийной обстановки, когда превзойдены ее предельно допустимые границы и начинаются опасные обратимые или необратимые изменения параметров состояния объектов, человека (операторов, персонала, населения) и среды жизнедеятельности.
Факторы
Возникновение и развитие аварийной ситуации на объектах природно-техногенной сферы может быть обусловлено следующими факторами:
Аварийная ситуация, как и аварийная обстановка, может возникать на объектах гражданского, промышленного и оборонного назначения, а также на заданных территориях.
При проектировании, создании, эксплуатации, выводе из эксплуатации и утилизации объектов техносферы (зданий, сооружений, машин, конструкций, коммуникаций) должен проводиться анализ аварийной ситуации, источников и сценариев их возникновения и развития, инициирующих и поражающих факторов, уязвимости объектов, населения, природной среды, а также последствий и ущербов от аварийной ситуации.
Для проведения качественного и количественного анализа аварийной ситуации рассматриваются следующие типы (цепочки) аварий, характеризующие нарастание тяжести (ущербов) от них:
Для анализа и предупреждения аварийной ситуации осуществляется их оперативная диагностика. При этом используются штатные и аварийные системы диагностики, которые может быть встроенными в объекты или мобильными, функционирующими при возникновении и развитии аварийной ситуации и дающими информацию о состоянии объектов, человека и окружающей среды.
Ликвидация последствий аварийной ситуации осуществляется силами и средствами работающих операторов и персонала, а также специальными противоаварийными службами после получения соответствующих указаний.
Источники: Ресурс безопасной эксплуатации сосудов и трубопроводов. Махутов Н.А., Пермяков В.Н. Новосибирск, 2005; Безопасность России: Правовые социально-экономические и научно-технические аспекты: Функционирование и развитие сложных технических, энергетических, транспортных систем, систем связи и коммуникаций. — М., 1998. Раздел 2.
Как термин «аварийная ситуация» в новом КоАП ставит все с ног на голову
В новом Административном кодексе законодатель расширил понятие «создание аварийной ситуации». К прежней формулировке «действия участников дорожного движения, вынудившие других его участников изменить скорость, направление движения или применить иные меры по обеспечению собственной безопасности или безопасности других лиц» добавили «а равно повлекшие повреждение другого транспортного средства или имущества других участников дорожного движения».
Примечание к статье 18.1
Под созданием аварийной обстановки в настоящей статье, статьях 18.13 и 18.20 настоящего Кодекса понимаются действия участников дорожного движения, вынудившие других его участников изменять скорость, направление движения или принимать иные меры по обеспечению собственной безопасности или безопасности других лиц, а равно повлекшие повреждение другого транспортного средства или имущества других участников дорожного движения.
Теперь любое ДТП, при котором повреждено имущество (пусть даже это царапина на бампере), означает создание аварийной ситуации с перспективой лишения водительского удостоверения. Поэтому стоит помнить о европротоколе, при применении которого сообщать о ДТП в ГАИ не нужно. Правда, оформлять его надо очень внимательно, иначе можете сделать себе дороже. Есть вероятность, что благодаря этому новшеству инспекторам ДПС придется реже выезжать на оформление мелких происшествий.
Но это не единственный «сюрприз», который принес новый документ. В старом КоАП статья 18.14 «Невыполнение требований сигналов регулирования дорожного движения, нарушение правил перевозки пассажиров или других Правил дорожного движения» подразумевала наказание за нарушение требований сигнала светофоров, правил подачи звукового сигнала, разговор по мобильному телефону во время движения и прочее. Ее 10-я часть звучала так: «Действия, предусмотренные частями 1-9 настоящей статьи, повлекшие создание аварийной обстановки…», то есть упоминается перечень действий.
Статья 18.13. Невыполнение требований сигналов регулирования дорожного движения, нарушение правил перевозки пассажиров или других Правил дорожного движения
12. Нарушение Правил дорожного движения, повлекшее создание аварийной обстановки, – влечет наложение штрафа в размере от пяти до двадцати базовых величин с лишением права заниматься определенной деятельностью сроком до двух лет или без лишения.
В новом КоАП одноименная статья 18.13 претерпела небольшое, но серьезное изменение. Теперь в п.12 фигурирует фраза «нарушение Правил дорожного движения, повлекшее создание аварийной обстановки». Можно только догадываться, это относится к нарушениям, указанным в пунктах 1-11 данной статьи, или ко всем нарушениям ПДД.
Такая неоднозначность формулировки дает возможность инспектору ГАИ говорить о создании аварийной обстановки при любом нарушении Правил дорожного движения, что грозит крупным штрафом и вероятностью лишения «прав». Это как минимум не укладывается в понятие «либерализация» и, что хуже, может использоваться как инструмент давления на водителей, особенно в спорных моментах. В прошлом году мы уже наблюдали, как часто в определенных ситуациях подача звукового сигнала влекла создание аварийной обстановки.
Как тут не напомнить законодателю, что водителей учат соблюдать ПДД, а не Кодекс, который лишь определяет наказание за нарушение Правил. В терминологии ПДД нет понятия «аварийная ситуация», в каких случаях ее можно трактовать и применять. Тем не менее этим обстоятельством законодатель не озадачился, что может привести к игре без правил, в которой водитель вряд ли победит.
Столкнулись с беззаконием и несправедливостью? Не знаете, у кого спросить совета? У нас работает правовой отдел Автобизнеса.