что такое автобиографическая повесть

Автобиография

что такое автобиографическая повесть. Смотреть фото что такое автобиографическая повесть. Смотреть картинку что такое автобиографическая повесть. Картинка про что такое автобиографическая повесть. Фото что такое автобиографическая повесть

Автобиография это описание своей жизни, собственная биография — жанр документально-художественных произведений, преимущественно в прозе. Слово автобиография произошло от греческих autos — сам, bios — жизнь и grapho, что в переводе означает — пишу. Впервые термин автобиография употребил английский поэт-романист Роберт Саути в 1809 году.

Виды автобиографии

Для произведения в автобиографическом стиле, характерно описание специфического человеческого образа и времени действия повествования. Тексты автобиографии рассказывают о жизненном пути автора, с видом «от первого лица».

Формально автобиография, это структурированный набор данных о человеке и его жизни. Историческую ценность автобиографического произведения можно оценить лишь по истечению определенного промежутка времени. С годами, художественная часть повествования может затмить собой документальную и наоборот.

Литературная автобиография

По большей части произведения данного типа состоят из документальных свидетельств и описаний. Факты главенствуют над художественной составляющей текста. Все события описываются с точными датами, метами и действующими лицами. Участники повествования реальные люди, никакого вымысла.

Автобиографическое произведение ограниченно временными рамками. Ведь его, в отличие от биографии, автор пишет сам про себя. Действие всегда обрывается на моменте написания.

Многие писатели имеют в своей копилке несколько вариантов автобиографий. Яркими примерами могут послужить такие мастаки русской литературы, как С.А.Есенин, М.Ю.Горький, М.А.Булгаков и другие авторы. Один и тот же автор может написать автобиографию по разным поводам, использую различные стилистические и лингвистические приёмы. Со временем автор может поменять свои убеждения и ценности. Всё это отражается на содержании автобиографических произведений.

Ярким примером изменчивости в повествование является русский писатель М.М.Зощенко. В 1928 году он написал «Автобиографию» для журнала «Бегемотик». Она получилась весёлая и ироничная. Текст «Автобиографии» от 1953 года написан, в сухом и строгом деловом стиле.

Из автобиографических источников можно получить исчерпывающую информацию не только об этапах жизни писателя, но и о творческих начинаниях и успехах.

Роль автобиографии

Автор не просто пишет про свою жизнь. В автобиографических произведениях можно увидеть самоанализ трудов писателя. Он как бы приоткрывает завесу тайны, рассказывая о событиях, предшествующих написанию текста. Автор даёт читателю собственную точку зрения на свои произведения. Он может выступить в роли стороннего критика собственного творчества. Историческая ценность автобиографических работ зависит от точности изложенных автором фактов. Часто писатели предают события и даты с точность аптекарских весов. Они как бы раскрывают через точное описание дух и веяние своего времени.

Но документальность не всегда сопутствует процессу написания автобиографий. Нередко авторы предпочитают приукрасить или не рассказывать о некоторых событиях в своей жизни.

Автобиографизм

В художественной литературе распространен жанр автобиографизм. Автор бёрет реальные события из своей жизни и переносит их на бумагу, в виде сюжетной линии. По аналогии писатель берёт за основу свою личность и характер, создавая выдуманного главного героя. Художественные автобиографические произведения различны по жанру написания. Это может быть роман – «Другие берега» Владимира Набокова (1954 г.), трилогия – «Детство» (1913 г.), «В людях (1916 г.)» Максима Горького или повесть.

В эпоху Возрождения в автобиографических романах становиться популярна и распространена рефлексия личности. Более ранние произведения – «К самому себе» (2 век) Марка Аврелия и «Исповедь» (примерно 400 год н.э.) Августина Блаженного представлены рассуждениями и философскими выкладками автора на религиозные темы.Европейская автобиографическая литература 17 века наполнена известными политическими и важными в управление государством фигурами: особами королевских фамилий (Маргарита Валуа, Генриетта Английская); кардиналами (Режилье, Мазарини, Рец); писателями (Ф.де Ларошфуко).

Сюжеты пестрят политической деятельностью и военными действиями. Как правило, автор таких произведений выступает в роли исторического арбитра. Тональность повествования полностью зависит от политических воззрений самого писателя.«Исповедь» (1792-1789 гг.), автором которой стал Ж.Ж.Руссо, явилась предвестником нового этапа в развитие автобиографического жанра в литературе. А.Вольтер и П.О.Бормаше тоже дали весомый толчок в развитие жанра.
Автобиографии знаменитых А.Калиостро и Дж. Казановы, по сути своей плутовские авантюрные романы, внесли значительный вклад в развитие жанра. Такие произведения уже не стоит рассматривать, как чисто документальные или исторические. В них превалирует вымысел и фантазия автора.

Автобиография в русской литературе

Первым автобиографическим произведение в русской литературе принято считать «Житие» (около 1673 г.), написанное старцем Аввакумом.

В начале 18 века русские мыслители стали чаще задумываться о роли человека в истории мира, о сознании и психологии бытия. Эта тенденция приводит к развитию жанра автобиографии.

Популярность получает жанр автобиографических записок: «Записки императрицы Екатерины 2» (оригинал на французском языке, переведен на русский в 1907 г.), «Записки» Е.Р.Дашковой (оригинал на французском языке 1804-1806 гг.; переведен на русский в 1859 г.), «Записки из известных всем происшествиев и подлинных дел, заключающих в себя жизнь Г.Р.Державина» (1812-1813 гг.), «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях» Д.И.Фонвизина (1789 г.). Сохранились записи автобиографического характера в личных тетрадях Михаила Лермонтова.

Николай Васильевич Гоголь пишет «Авторские исповеди» (1847 г.). Там он декларирует свои жизненные принципы. Важнейшими качествами он считает честность и непредвзятость суждений, которые читатель может увидеть в последней книге Лермонтова «Выбранные места из переписки с друзьями». Лев Николаевич Толстой рассуждает о смысле существования «образованных» людей в автобиографическом произведение «Исповедь» (1884 г.).

В 20 веке русская автобиографическая исповедь не утратила своей актуальности и популярности. Достойными продолжением трудов великих «отцов» русской автобиографии можно считать: «Перед восходом солнца» (1943 г.) М.М.Зощенко, «охранная грамота» (1931 г.) Б.Л.Пастернака, «Бодается телёнок с дубком» (1990) А.И.Солженицина, «Весёлый солдат» (1998 г.) В.П.Астафьева.

Источник

О жанре автобиографической повести

что такое автобиографическая повесть. Смотреть фото что такое автобиографическая повесть. Смотреть картинку что такое автобиографическая повесть. Картинка про что такое автобиографическая повесть. Фото что такое автобиографическая повесть что такое автобиографическая повесть. Смотреть фото что такое автобиографическая повесть. Смотреть картинку что такое автобиографическая повесть. Картинка про что такое автобиографическая повесть. Фото что такое автобиографическая повесть что такое автобиографическая повесть. Смотреть фото что такое автобиографическая повесть. Смотреть картинку что такое автобиографическая повесть. Картинка про что такое автобиографическая повесть. Фото что такое автобиографическая повесть что такое автобиографическая повесть. Смотреть фото что такое автобиографическая повесть. Смотреть картинку что такое автобиографическая повесть. Картинка про что такое автобиографическая повесть. Фото что такое автобиографическая повесть

что такое автобиографическая повесть. Смотреть фото что такое автобиографическая повесть. Смотреть картинку что такое автобиографическая повесть. Картинка про что такое автобиографическая повесть. Фото что такое автобиографическая повесть

что такое автобиографическая повесть. Смотреть фото что такое автобиографическая повесть. Смотреть картинку что такое автобиографическая повесть. Картинка про что такое автобиографическая повесть. Фото что такое автобиографическая повесть

Повести о детстве появились в определенную историческую эпоху, когда остро назрели социально-исторические противоречия, непосредственно вызвавшие реформу 1861 г. Важным представляется тот факт, что Л.Н. Толстой, С.Т. Аксаков, П.А. Кулиш, А.Я. Панаева выступили в роли своеобразных летописцев уходящей в прошлое эпохи, сохраняя память о традиционной культуре, национальном быте, семейном укладе определенных социальных слоев общества (дворянства, разночинной богемной среды). Так, в книгах «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука» Аксаков бросил прощальный взгляд на эпоху XVIII века, запечатлев быт провинциального дворянства. Толстой в «Детстве» изобразил уклад усадебной дворянской жизни начала XIX века. Изображая детство, писатели осмысливали уходящую историческую эпоху, подводили определенные итоги (возможно, даже не ставя перед собой такой задачи). И это имело объяснение: предреформенное время провоцировало людей на осмысление пройденного исторического этапа, вызывало желание сквозь прошлое «прозреть», понять будущее.

Не менее важной причиной широкого распространения произведений о детстве явилась актуализация мемуарной традиции. Не случайно именно в это время в отечественных журналах публикуются разнообразные воспоминания и мемуары («Бабушка. Отрывок из семейных записок М.П. Бибикова», «Мои воспоминания» М.П. Погодина, «Мелочи из запаса моей памяти» М. Дмитриева, «История моей жизни» Ж. Санд, «История музыканта» Сарти, «Дэвид Копперфильд» Ч. Диккенса, «Записки трагика» Тальмы, «Замогильные записки» Шатобриана и др.).

Отметим наиболее характерные из них. Рассказ о жизни маленького героя писатели, как правило, выстраивают на основе своих личных впечатлений и воспоминаний (автобиографическая основа повестей о детстве). Но все эти произведения не укладываются в рамки строго документальной литературы: как показало сопоставление текстов с биографическими сведениями о жизни писателей, часто не менее важную роль в повестях играет вымысел, поэтому целесообразнее было бы обозначить произведения Толстого, Гарина-Михайловского, Кулиша, Панаевой и Аксакова не как автобиографические, а как художественно-автобиографические тексты.

В повестях о детстве используется своеобразный сюжет, в основе которого лежат мало занимательные, на первый взгляд, события, лишенные остродраматического начала.

События детских лет воссоздаются писателями в форме воспоминаний от первого лица, которая позволяет показать события как бы под двойным углом зрения: сочетается взгляд ребенка, по большей части наивно воспринимающего мир, и житейская мудрость взрослого человека, дополняющая и корректирующая восприятие юного героя.

Не случайно повествование часто нарушается лирическими отступлениями, основной темой которых становится грусть по золотому утраченному детству (исключением в этом плане становится только повесть Панаевой).

Своеобразным построением в повестях о детстве отличается и система персонажей, в центре которой стоит образ маленького героя. И это не случайно, поскольку основной акцент делается авторами на раскрытии личности, характера ребенка, на его постепенном взрослении. Остальные персонажи важны только с точки зрения своего влияния ни личность ребенка. И среди них особая роль отводится семье, наставникам и сверстникам.

Заметно выделяется в повестях о детстве ряд сквозных мотивов и эпизодов. Отметим два, наиболее популярных из них: это эпизод, который сыграл роль поворотного момента в жизни ребенка (например, первый отъезд из дома), и мотив первого горя.

что такое автобиографическая повесть. Смотреть фото что такое автобиографическая повесть. Смотреть картинку что такое автобиографическая повесть. Картинка про что такое автобиографическая повесть. Фото что такое автобиографическая повесть

Желание авторов запечатлеть, остановить на некоторое время детство побуждает их выбрать особый способ воспроизведения событий, в котором важную роль отводится детализированному описанию разнообразных предметов и вещей; зрительная осязаемость описываемого также является одним из устойчивых компонентов художественного мира повестей о детстве.

Скрупулезный анализ повестей о детстве дал не только возможность полно и обстоятельно обрисовать литературный процесс середины XIX века, но и определить место Л.Н. Толстого в этом процессе. Сопоставление повести «Детство» с тематически близкими произведениями выявило безусловное её первенство.

«Детство» Л.Н.Толстого и «Детские годы Багрова-внука» С.Т.Аксакова ввели в детскую литературу героя-ребёнка, обладающего свежим, непредвзятым взглядом на мир. Мир ребёнка уникален и самодостаточен, он разительно отличается от мира взрослого. Многие события, казалось бы, неважные с точки зрения выросшего человека, для ребёнка приобретают огромное значение и, напротив, события огромной для взрослого важности легко могут остаться вне поля зрения ребёнка.

Повесть о детстве как самобытное явление литературы продолжает своё развитие и в конце XIX века, и в начале XX века в творчестве писателей самых разных направлений, обратившихся к традиции Л.Н. Толстого и С.Т. Аксакова. Это Н.Г. Гарин-Михайловский («Детство Темы», 1892), М. Горький («Детство», 1913-1914), А. Белый («Котик Летаев», 1914-1915), А.Н. Толстой («Детство Никиты», 1922), П.С. Романов («Детство», 1926), И.А. Бунин («Жизнь Арсеньева», 1930), И.С. Шмелев («Лето Господне», 1927-1948).

Н.Г. Гарин-Михайловский обратился к теме детства, отрочества и юности, естественно, не ради сентиментального желания вспомнить и запечатлеть собственное детство, но для того, чтобы сказать людям что-то очень важное, глубокое, выношенное.

Свою тетралогию Н.Г. Гарин-Михайловский писал в течение всей творческой жизни: с «Детства Тёмы», уже в сорокалетнем возрасте, началась биография писателя Гарина, и «Инженерами» она закончилась; четвёртую часть тетралогии писатель не смог, не успел довести до конца; в незавершенном виде она увидела свет в сборниках товарищества «Знание» уже после смерти Н.Г. Михайловского. Готовил её к печати А.М.Горький.

Семья, воспитание детей (наряду с сельским хозяйством и инженерным делом в России) были главными темами Гарина-Михайловского. Особенно возмущали писателя телесные наказания детей и связанное с ними унижение. Это было едва ли не самой болевой точкой мироощущения писателя, и без того остро и болезненно переживавшего многие жизненные моменты. Есть это и в «Детстве Тёмы». Уже в самом начале повести писатель дает ощутить читателю ужас мальчика перед возможным наказанием: ведь нечаянно он сломал любимый отцовский цветок. «Преступление» вот-вот откроется, и тогда «лицо отца нальется кровью, и почувствует, бесконечно сильно почувствует мальчик, что самый близкий ему человек может быть страшным и чужим, что к человеку, которого он должен и хотел бы только любить до обожания, он может питать и ненависть, и страх, и животный ужас».

Жизнь доброго, тонко чувствующего мальчика уже с раннего детства исковеркана страхом наказания за любой проступок, который покажется взрослым заслуживающим его. Между тем натура его ещё не испорчена: он не лгун, не лицемер, не трус. Последнее качество проявляется особенно ярко в эпизоде спасения Жучки. Нельзя сказать, что Тёма одинок в своей большой семье. Его понимает и защищает мать, стараясь, насколько это возможно при деспотизме отца, избавить сына и от побоев, и от неизбежного при этом унижения.

В сцене наказания Тёма в искреннем раскаянии говорит отцу: «Я придумал: отруби мои руки, или отдай меня разбойникам!» До какого же отчаяния нужно было довести восьмилетнего малыша, говорит писатель, чтобы он произнес столь страшные слова. В конце концов, подобное воспитание ломает Тёму он становится морально неустойчивым мальчиком: лжёт, подделывает отметки и даже предает однажды товарища. Преодоление того негативного, чем было отмечено детство Тёмы (и самого автора), пришло лишь через годы. Но впечатления той поры жизни остаются с человеком до конца. Вот и К. Чуковский писал: «Проходят десятки лет. Гарин седой инженер, писатель, общественный деятель, но в душе он все тот же Тёма».

Важная линия в произведениях этого жанра выражается следующим образом: детство есть ключ к поэтическому творчеству, исток талантливости; всякий писатель родом из детства.

Источник

Автобиографический рассказ

Содержание

Общая характеристика речевого жанра автобиографического рассказа

Речевой жанр (РЖ) автобиографического рассказа – комплексный информативный РЖ, устный рассказ о жизни с момента рождения до момента коммуникации. Наряду с РЖ воспоминания является ядерным для диалектного общения, поскольку одной из важнейших функций диалекта как устной формы коммуникации является передача культурно и социально значимой информации от одного поколения к другому.

В жанровой функции автобиографического рассказа могут выступать как тексты, являющиеся реакцией на специальный вопрос собирателя диалектного материала («Расскажите, пожалуйста, о своей жизни»), так и тексты, произведенные говорящим по собственной инициативе и имеющие цель рассказать о своей жизни младшим членам коллектива, например, чтобы подчеркнуть различия в ценностных системах представителей разных поколений.

В отличие от автобиографии, как текста официального документа, формирующегося по специально заданным правилам, РЖ автобиографического рассказа обладает неофициальным (личностным) характером, имеет устную форму существования, не всегда характеризуется соблюдением хронологического порядка при повествовании.

Специфика жанрово-обусловленного содержания

Автобиографический рассказ представляет собой жанровую форму внеинституциональной коммуникации, с одной стороны – открытый для проникновения содержания любого типа, а с другой – обладающий выраженной содержательной спецификой.

Типичный автобиографический рассказ содержит информацию о годе, месте рождения («Родилась я в пятнадцатом году, в Колпашеве» (Том. Колп.), о семье, в которой родился говорящий, родителях, о хозяйстве семьи («родился в семье крестьянина хлебопашца. Семья небольшая, две сестры и три брата нас. » (Том. Колп.), о переезде, перемене места жительства («А сюда я уже попал в войну, по мобилизации в трудармии в сорок втором году. » (Том. Колп.), о событиях в личной жизни, о сферах деятельности, о детях и их судьбе («Я всю жизнь батрачила. Потом уже, когда взрослая была, училась за одну зиму три года окончила в ликбезе. В детстве мне не удалось учиться. Я вышла замуж, девятнадцать неполных лет было. Шесть зим я ездила рыбачить. Там я дочку старшую родила. » (Том. Колп.), о своей жизни в настоящее время («Сейчас с дедом вдвоём живём. » (Том. Колп.). При сообщении о современном периоде жизни встречаются высказывания, в которых сравнивается современная жизнь с прошлым: «Сейчас жизнь хорошая, радуйся. Сейчас все часы на работе знают, а раньше их не знали, день и ночь работали. » (Том. М. Баб.). Наряду с этой информацией диалектоносители могут подводить итоги жизни, сообщать о смерти как избавлении от болезней и трудностей: «А щас живу, только маюся. Не живу, а небо копчу. Кака это жись, живу одна, как пешка. В одну сторону гляну – ко всем идут, едут, ко мне никого. Всё одна. Праздник одна, и в будень опеть одинешенька. Так и живу. Скорей бы сдохнуть» (Том. Бат.).

Структурируют РЖ автобиографического рассказа концепты «жизнь» и «работа». Одной из особенностей представления о жизни в автобиографических рассказах является взаимопроникновение этих двух концептов.

РЖ автобиографического рассказа располагается в середине гендерной шкалы, если рассматривать его с точки зрения существования типично мужских и типично женских РЖ [4]. Автобиографические рассказы мужчин характеризуются преимущественно большей детализацией при рассказе о работе, а меньшая часть повествования посвящена семье. Автобиографические рассказы женщин, главным образом, сосредоточены на рассказах о семье и её создании, о работе, они включают большее количество оценочных высказываний и отличаются наличием пословиц, частушек. Мужские тексты содержат большее количество фактов и выделяются точностью за счет использования географических названий, дат с указанием года, дня, месяца того или иного события.

Хронология передаваемых событий может быть нарушена, рассказ о событиях прошлого может сменяться повествованием о жизни в настоящее время и наоборот. Важная особенность автобиографического рассказа – реализация в нем двух временных пластов: рассказ о жизни в прошлом и отражение настоящей, современной жизни. Повествование ведется от первого лица, что является показателем яркого личностного начала, характерного для данного РЖ. Отсутствие повествования о будущих событиях, незаконченность автобиографических текстов, их открытость – еще одна характерная черта жанра РЖ автобиографического рас-сказа. Однако формы будущего времени глаголов используются для сообщения о ближайшем будущем, о том, что является предсказуемым: «Никуда не годны, а живем, всё мне девяносто лет скоро будет, осенью будет» (Том. Мельн.).

Тексты характеризуются не только традиционным сообщением о фактах жизни говорящего, но и дополнительной информацией о событиях жизненного пути, рассказами о случаях, другими подобными фрагментами, после которых не всегда возможно возвращение к основному повествованию.

Наряду с событиями личной жизни в автобиографических рассказах находят отражение и события социального характера, происходит их соотнесение по времени с событиями жизни автора. С одной стороны, человек живёт в своём субъективном времени и пространстве, а с другой стороны, существует в «большом» времени и «большом» пространстве объективного мира: «Жили мы с Ваней ладно, дружно жили, детишек прижили троих. Да вот беда опять случилась большая. В сорок первом году войну объявили и моего Ваню в первых рядах на фронт отправили. » (Том. Б. Яр). Авторы рассказов постоянно очерчивают два круга отношений с окружающим их миром: отношения, которые формирует сам человек, и отношения, возникающие под влиянием событий социального характера.

Специфика жанрово обусловленной текстовой формы

Основными элементами РЖ автобиографического рассказа являются наиболее частотные, маркирующие его единицы и информационные блоки: личное местоимение «Я», место и год рождения, «мои» родители, учеба, армия / рождение детей, моя семья (муж/жена, дети), работа.

Основные жанрообразующие средства – личное местоимение «Я», глаголы в форме прошедшего времени совершенного и несовершенного видов, наиболее частотными из которых являются глагол «родиться» и другие единицы, указывающие на стабильные этапы существования человека, глаголы и конструкции, обозначающие деятельность, труд человека в течение жизни. Повествование о событиях прошлого может вестись с помощью глаголов в форме прошедшего и настоящего времени. Формирующими жанр средствами являются также числительные (для обозначения года, дня рождения, возраста, количества человек в семье, даты, определяющей важные события в жизни говорящего, периода времени, в течение которого совершалось какое-либо действие, происходило то или иное событие), собственные имена существительные (антропонимы, топонимы), лексические единицы, обозначающие наименования родства, единицы, входящие в лексико-семантические поля «учёба / образование», «память», «возраст». Лексико-семантическое поле «возраст» репрезентируется лексическими единицами и синтаксическими конструкциями, обозначающими периоды детства, молодости, старости.

Пример текста автобиографического рассказа

ВОЛКОВА АГАФЬЯ ФЕДОРОВНА, 1914 г.р. г. Колпашево: Родилась в Парабели. Я в школе не была ни одного дня, и пока дети мои не пошли, я не видела партов никогда. Вышла замуж за здешнего, за Колпашевского, поэтому с 1935 я живу в Колпашево. Замуж выходила как все, были молодые, таки же мы не были. Были молоды, таки же хорошеньки, как вы. Я с детства без родителей одна: ни сестры, ни брата, никого нет у меня. Я с тетей воспитывалась, и с тетей с такой, что она была тетей еще маме моей, а мне бабушкой или прабабушкой была. Вот я с ней и воспиталась. А замуж, за которого вышла я, он работал на пароходе. Познакомились, и он меня сюда и привез, вот с тридцать пятого года я здесь и живу. Муж погиб на фронте у меня. Я работала ни в одной организации, в четырех за свою жись работала. Работала в Колпашторге, потом, значит, в больнице, потом в детсаду работала. Заболела, потом пошла в охрану работать сторожем, оттуда ушла на пенсию. Скоро семьдесят мне будет. Два сына у меня. Дети выросли, сходили в армию, отслужили свое, приехали, женились и теперь живут в Колпашево.

Литература

Перечень условных сокращений

Бат. – Баткат Шегарского района

М. Баб. – Мало-Бабарыкино Шегарского района

Мельн. – Мельниково Шегарского района

Источник

Теоретические основы изучения автобиографической прозы в учреждениях среднего профессионального образования

что такое автобиографическая повесть. Смотреть фото что такое автобиографическая повесть. Смотреть картинку что такое автобиографическая повесть. Картинка про что такое автобиографическая повесть. Фото что такое автобиографическая повесть

Теоретические основы изучения автобиографической прозы в учреждениях среднего профессионального образования

Среди предметов гуманитарного цикла особая роль принадлежит литературе, формирующей сферу чувственного познания человеком окружающего мира. Эта развитая в общении с любым видом искусства, эстетическая, истинно человеческая форма познания объективной действительности, приобретая универсальный характер, распространяется на все сферы деятельности.

В сложившейся практике обучения русской литературе общие и специальные приемы активизации умственной деятельности обучающихся служат, главным образом, усвоению историко-литературных знаний и теоретико-литературных понятий и, в меньшей степени, овладению обучающимися необходимыми умениями самостоятельной работы с текстом, развитию творческого воображения, что в комплексе составляет читательские умения.

Нужно отметить, что и вопрос формирования читательских умений обучающихся в ходе литературного анализа автобиографических произведений остается пока недостаточно решенным в методической науке, что и заставило обратиться к исследованию данной проблемы.

Преподаватели испытывают затруднения при решении следующих вопросов: организация подготовки к восприятию изучаемого автобиографического произведения; методика совершенствования навыков чтения, усвоения содержания, комментирования текста, анализа событий, образа главного героя и образа повествователя. Сложным в практике преподавания остаются также проблемы методов построения образов-персонажей, идеи, темы, жанровых особенностей, осуществления словарно-фразеологической работы на уроках литературы. Большое значение имеет также выбор и правильное применение средств наглядности, эффективных при рассмотрении произведений данного жанра.

Объектом нашего исследования становится процесс изучения автобиографических произведений в их жанровой специфике.

Целью исследования является теоретическое обоснование методики изучения автобиографических повестей в курсе русской литературы, которая обеспечит полноценное усвоение произведений этого жанра.

В соответствии с целью исследования и рабочей гипотезой потребовалось решить ряд конкретных задач :

— выявить роль автобиографических повестей в развитии обучающихся на основе изучения и анализа психолого-педагогических, литературоведческих работ, различного типа программ, учебников и методических пособий по русской литературе;

— определить психолого-педагогическую сущность процесса формирования у обучающихся читательских умений с учетом специфики жанра.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в нашем исследовании предлагается анализ различных подходов к изучению автобиографических произведений, который может быть использован в методике преподавания литературы.

Теория литературы в российских учебных заведениях изучается с середины XVII века. За четыре века не раз поднимался вопрос о повышении уровня преподавания литературы, о роли и месте теоретических знаний в литературном образовании. На протяжении последних десятилетий процесс формирования теоретико-литературных понятий на уроках литературы по-прежнему находится в центре внимания психологов, педагогов, методистов. Ученые добились определенных успехов в построении общей методики формирования понятий и решении частных методических задач. Однако, в рабочих программах уделено весьма скромное место изучению жанровых особенностей автобиографической прозы. Между тем, литературоведческая наука располагает большим количеством исследований, посвященных как теории жанра в целом, так и изучению жанрового своеобразия автобиографической прозы в частности. Проблема в том, что достижения теории литературы в этой области не нашли пока применения в практике преподавания литературы.

Традиции автобиографического жанра были продолжены и в русской литературе XX века. Среди самых замечательных публикаций следует назвать трилогию М. Горького («Детство», «В людях», «Мои университеты»), «Историю моего современника» В.Г. Короленко, «Мои скитания» В.А. Гиляровского, «Перед восходом солнца» М.М. Зощенко, «Другие берега» В.В. Набокова, «Люди, годы, жизнь» И.Г. Эренбурга, «Вечерний день» В.А. Каверина, «Бодался теленок с дубом» А.И. Солженицына, «Дневник» Ю.М. Нагибина.

Автобиография предполагает установку на достоверность, правдивость сообщения об основных фактах и событиях жизни автора. Эта информация предназначена для адресата; ее объем и характер связаны с авторскими интенциями. Основная коммуникативная цель автобиографии состоит в том, чтобы сохранить информацию о своей жизни, содержащуюся в воспоминаниях, и сделать ее элементом «коллективной памяти» читателей.

Можно сказать, что в автобиографических произведениях постепенно дифференцируется два временных плана: план настоящего повествователя (время создания текста) и план его прошлого (время реального «переживания» событий) [1, 92].

Исследователи отмечают, что автобиографические произведения представляют собой «адресованную жанровую форму», в то же время адресация сочетается в этом жанре с элементами автокоммуникации. Существенной особенностью адресата, которая характеризует данную жанровую модель в целом, является его отдаленность от повествователя во времени, что может специально подчеркиваться в тексте. Автобиография как жанр предполагает обращение как к конкретному адресату, так и к абстрактным читателям.» [2, 176].

Современное состояние автобиографического жанра в отечественной литературе характеризуется несколькими основными тенденциями. В XX веке в русской автобиографической прозе углубляется процесс межжанрового взаимодействия; расширяется круг жанровых моделей воспоминаний. В результате возникают нетрадиционные композиционные формы, «для которых характерно отсутствие жесткой последовательности событий, ассоциативность, нелинейность воспоминаний подчеркивается в этом случае самой жанровой моделью. Одновременно возрастает роль монтажа текстов, которые во взаимодействии образуют аналог автобиографии. Современная автобиографическая проза все чаще обращается к возможностям гипертекста» [2, 178].

Каждая из выделенных композиционных форм требует детального и развернутого описания и изучения. Кроме того, в современном литературоведении не исследованы особенности повествовательной структуры автобиографической повести, автобиографического рассказа и тому подобное; не выявлено своеобразие различных тематических форм автобиографических произведений (воспоминания ученых, художников, крестьян, репрессированных граждан и других социальных групп) [5, 56].

Таким образом, анализ литературоведческих интерпретаций жанра автобиографической прозы позволяет сделать следующие выводы:

— автобиографическая проза выступает системой условностей, мотивирующей читательское восприятие, аппелирующей к здравому смыслу и жизненному опыту обучающегося, активизирует его память и воображение, что ведет к углублению понимания текста и повышению уровня читательской квалификации;

— автобиография в широком смысле рассматривается как своеобразная «микромодель культуры», в эмоционально наполненных и художественно выразительных образах отражающая ушедшее время и путь автора к самому себе.

1. Алейников 3.Я. Жанровое своеобразие мемуарно-художественной автобиографии 2й половины 19 в.: Сюжет и характер. М.: Наука, 1999.

2. Андреев А.Л. Художественный образ и гносеологическая специфика искусства: Методологические аспекты проблемы. М.: Наука, 2001.

3. Апухтина В.А. Концепция личности в художественно-биографической прозе // В.А. Апухтина. Современная советская проза, 60-70-е гг. М.: Высшая школа, 2007.

4. Басинский П. Лев Толстой: Бегство из рая. М., АСТ, 2010.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *