что такое автомобильный транспорт
Автомобильный транспорт
Зародился в начале ХХ в., в конце столетия он стал одним из неотъемлемых признаков благосостояния и экономического развития. Автомобильный транспорт – это вид транспорта, осуществляющий перевозку грузов и пассажиров по безрельсовым путям с использованием колёсного движителя. Развитие этого вида транспорта определяется величиной автопарка, протяжённостью и состоянием автодорожной сети, а также экономическими потребностями и возможностями в его работе. Не малую роль в настоящее время играет экологический фактор.
Достоинства автотранспорта: манёвренность и мобильность; доставка грузов и пассажиров «от двери до двери»; автономность движения транспортного средства; высокая скорость доставки; широкая сфера применения по территориальному признаку, видам грузов и системам сообщения; более короткий путь следования по сравнению с естественными путями водного транспорта.
Недостатки автотранспорта: большая себестоимость; большая топливоэнергоёмкость и металлоемкость; низкая производительность единицы подвижного состава (130 – 150 тыс. т-км в год); наибольшая трудоёмкость (на одно транспортное средство требуется не менее одного водителя); загрязнение окружающей среды. К подвижному составу автомобильного транспорта относятся дорожные (специальные и транспортные (грузовые и пассажирские)) и внедорожные (колесные, гусеничные, на воздушной подушке, амфибии) автомобили. Производственный процесс автомобильного транспорта осуществляется подвижным составом предприятий общего пользования, ведомственным и частным. Автотранспорту присуща автономность движения одиночными автомобилями, а также автопоездами и автоотрядами по графику или без него.
В настоящее время для автомобильного транспорта характерны: повышение производительности путём увеличения скорости движения; создание новых автомобилей большей грузоподъёмности и грузовместимости (необходимо для промышленности). Существует необходимость снижения трудоёмкости транспортного процесса, в т.ч. путем создания специализированных автомобилей (самосвалов). Расширению сферы применения автотранспорта по перевозке грузов способствуют современные технологии типа контейнерной. Перевозка на значительные расстояния эффективна в международном сообщении, которое ускоряет доставку экспортно-импортных грузов. Автотранспорт является также наиболее массовым видом транспорта для перевозки пассажиров на короткие и средние расстояния.
В современной России автотранспорт играет достаточно скромную роль в перевозках. Суровые климатические условия вызывают большие, чем в развитых странах, затраты на дорожное строительство, эксплуатацию дорог и автотранспорта. Но это лишь частичное объяснение. Даже в обжитых, экономически развитых регионах России развитие автотранспорта не соответствует мировым стандартам. До сих пор главным «камнем преткновения» на пути развития отечественного автотранспорта является бездорожье.
В России общая протяжённость автодорог составляла более 1 млн. км, включая дороги с твердым покрытием (по данным 2010 г.), по сравнению с 2000 г их длина возросла на 12%. Общая длина автомобильных дорог с твёрдым покрытием составляла 786 тыс. км. Причём в подавляющем своем большинстве даже эти дороги не соответствовали общепринятым мировым стандартам. По протяжённости автомобильных дорог Россия занимает 10-е место в мире. В 2008 году автомобильным транспортом было перевезено 6,9 млрд. тонн грузов. Его грузооборот в том же году составил 216 млрд. т-км.
По средней плотности автодорог Россия уступает не только высокоразвитым, но и большинству развивающихся стран. Плотность автодорожной сети составляет 59 км на 1000 км². По отношению к численности населения плотность автомобильных дорог с твёрдым покрытием в РФ составляет около 5,3 км на 1 тыс. жителей.
Важнейшей автомобильной трассой является широтная цепь автодорог Беларусь – Урал – Байкал – Амур – Уссури. Проектируется строительство скоростной автомагистрали Москва – Санкт-Петербург. Также огромное значение в развитии автомобильных дорог сыграют транспортные коридоры №2 и №9.
В России происходит активный рост автомобилизации населения. Если в 2000 году число легковых автомобилей составляло 20 млн., то к 2010 году их число выросло до 34 млн. В 2008 году в стране было продано 2,9 млн. легковых автомобилей (5-е место в мире). Среднегодовой темп роста российского автомобильного рынка в 1998 – 2008 годах составлял 13 %. Количество официально зарегистрированных в стране автомобилей на 2010 год достигло 40 млн., из них грузовых 5,4 млн. Уровень автомобилизации в России составил в 2009 году 270 автомобилей на 1000 жителей (при этом в Москве – 350 автомобилей, во Владивостоке – 500).
Основные перевозки грузов и пассажиров автотранспортом осуществляются в городах и их ближайшем окружении. Таким образом, средние расстояния перевозки составляют немногим более 20 км. Велик объём работы автотранспорта в карьерах, где большегрузные самосвалы используются для перевозки минерально-строительных материалов и пустой вскрышной породы.
В настоящее время в секторе грузовых перевозок действуют около полумиллиона хозяйствующих субъектов. Они являются владельцами 5,4 млн. транспортных средств. 44% грузовых автомобилей (2,9 млн.) находятся в индивидуальной собственности физических лиц. Примерно столько же сосредоточено в непрофильных отраслях экономики. Лишь немногим более 60 тыс. (12%) грузовых автомобилей – в отраслевых автотранспортных предприятиях.
Следствием такой ситуации является негативный эффект низкого масштаба производства. Это – ограниченное использование возможностей современной логистики, неразвитая инфраструктура и кустарные технологии основных транспортных процессов, снижение качества и безопасности перевозок в результате недостаточной подготовки операторов транспортного рынка, падения профессионализма персонала, технологической и правовой дисциплины субъектов грузовой автотранспортной деятельности.
Средний возраст российского автопарка на начало 2012 года составил чуть менее 12 лет. Самый старый автопарк сосредоточен на Дальнем Востоке. На Камчатке средний возраст эксплуатируемых легковых автомобилей составляет 19,5 лет. Также старый автопарк в Калининградской области – 18,5 лет. Основное наполнение парка на Дальнем Востоке и в Калининграде шло не за счёт продажи новых автомобилей, а за счёт ввоза подержанных иномарок, поэтому парки старше.
Самый молодой автопарк в Татарстане, где средний возраст легковушек 8,1 лет. На втором месте Пермский край – 8,6 лет, на третьем – Удмуртия – чуть более 9 лет. Автопарки Татарстана и Поволжья моложе, так как жители этих регионов активнее меняют российские автомобили на новые. Парк в Поволжье, например, на 2/3 состоит из отечественных автомобилей.
Москва оказалась на 4 месте, но средний возраст московского автопарка (9,1 года) вполне соответствует европейскому уровню. Санкт-Петербург занимает 14 место – там средний возраст автопарка 10,4 года. Средний возраст парков Москвы и Санкт-Петербурга снижается, потому что жители больше покупают новых иномарок.
В пассажирском сообщении в России велика роль автобусов. Они лидируют во внутригородских перевозках пассажиров. Общая протяжённость автобусных маршрутов оценивается в 2 млн. км. Проблемами данного вида общественного транспорта являются: низкое качество автобусов, низкий уровня безопасности у малых перевозчиков. Большой долей «чёрных» перевозчиков обусловлены высокие показатели износа парка коммерческого транспорта.
В крупнейших городах России налажено троллейбусное сообщение. Помимо троллейбуса, к городским электрическим видам транспорта принадлежит трамвай. Эксплуатационная длина трамвайных и троллейбусных линий составляет 7,6 тыс. км. Трамвай получил существенное развитие в крупных городах. «Самый трамвайный» город России – Санкт-Петербург, где впервые в нашей стране, в 1907 г., появился этот вид транспорта. И в настоящее время город располагает самой протяженной трамвайной сетью в мире, более половины которой находится в аварийном состоянии.
Подводя итог, можно сказать, что основными проблемами автомобильного транспорта России являются низкая эффективность организации информационно-логистических цепочек, распределения грузов, загрузки транспорта и большая доля «чёрных» частных перевозчиков на рынке.
АВТОТРАНСПОРТ
АВТОТРАНСПОРТ. Транспортировка грузов является важным элементом производства и услуг. Вместе с трудом, капиталом и землей транспортировка определяет экономику производства и учитывается при принятии хозяйственных решений. Грузоотправитель, принимая решение о путях и способах перевозки груза, должен руководствоваться двумя основными критериями: стоимостью транспортировки и качеством обслуживания, которые влияют на это решение и в итоге на все аспекты производства и реализации товара.
Стоимость.
Стоимость транспортировки груза – это цена, закладываемая транспортным предприятием для покрытия расходов на создание, функционирование и развитие фирмы. Грузовой автомобильный транспорт в США является наиболее универсальным и удобным средством перевозки грузов. Транспортировка грузовыми автомобилями требует относительно небольших первоначальных капитальных затрат по сравнению с использованием самолетов, судов или железнодорожного транспорта. Однако это преимущество несколько теряется из-за значительных эксплуатационных затрат.
Недостатки автомобильного транспорта обусловлены двумя факторами. Во-первых, стоимость перевозки автомобильным транспортом в пересчете на одну тонну груза выше, чем любым другим транспортным средством, за исключением авиации. Это связано с тем, что для перевозки автотранспортом большого количества груза требуются большие затраты труда, горючего и просто много грузовиков. Кроме того, более 90% затрат на перевозки составляют немедленно выплачиваемые оборотные средства, такие, как оплата горючего и зарплата водителей. Доля этих затрат в автомобильном транспорте самая высокая по сравнению с другими видами транспорта; в авиации, водном транспорте, на железной дороге (около 70%) и в трубопроводном транспорте эта доля ниже. Железнодорожный транспорт может вытеснить автомобильный на дальних маршрутах, предложив аналогичные услуги.
Качество обслуживания.
Автотранспорт значительно превосходит другие виды транспорта по гибкости и универсальности, т.е. качеству обслуживания, и именно в этом он превосходит железнодорожный и воздушный транспорт. Это превосходство основано на относительной легкости приема и доставки груза от дверей до дверей по каким угодно маршрутам, высокой скорости, удобстве и надежности доставки. Удобство транспортировки автомобильным транспортом связано с тем, что в США сеть автомобильных дорог по общей протяженности примерно в 20 раз превосходит железные дороги; во всем остальном мире это соотношение такое же или даже выше. К каждому предприятию или жилому дому в любое время можно подъехать на автомобиле; по железной дороге можно подъехать только туда, где есть стандартный рельсовый путь. Аналогичные ограничения налагает использование морских и речных судов, самолетов и даже трубопроводного транспорта, которые эксплуатируются по специальным маршрутам со сложными терминалами. Поэтому автомобильный транспорт обеспечивает удобство, легкость и гибкость обслуживания на расстояния до нескольких сот километров. Теоретически авиация – самый быстрый вид транспорта, однако самолеты приземлиться могут только там, где есть аэродромы; в любом случае, чтобы подвезти груз к самолету или забрать его, требуется автомобиль. Поэтому автомобиль уступает самолету в скорости и удобстве доставки груза только на больших расстояниях. Поезда также несколько превосходят автотранспорт в скорости доставки на удаленные пункты назначения, но для того, чтобы подвезти груз на железнодорожную станцию или забрать с нее, также требуется автомобиль. Кроме того, для многих маршрутов груз, отправленный железной дорогой, может задерживаться на сортировочных станциях, вследствие чего автомобильный транспорт может оказаться быстрее и на больших расстояниях.
Часто надежность и своевременность доставки важнее скорости транспортировки. Большинство бизнесменов предпочитают, чтобы их груз прибывал точно в назначенный срок. Квалифицированные автотранспортные компании обеспечивают такую надежность доставки как на больших, так и на малых расстояниях.
Упомянутые преимущества, обеспечиваемые автотранспортными компаниями, позволили им уже в 1930-х годах потеснить в соревновании железные дороги и породили жесткую конкуренцию между автомобилистами.
Роль и экономичность грузовых перевозок.
В США железнодорожный транспорт перевозит больше грузов, чем автомобильный, однако в остальных высокоразвитых странах больше грузов приходится на долю автотранспорта. За исключением Западной Европы и Японии, где в последние десятилетия построены технически совершенные железные дороги (главным образом для пассажирского сообщения), в остальном мире железнодорожная сеть в основном устаревшая. Во многих развивающихся странах промышленные зоны связаны с морскими или речными причалами подъездными железнодорожными путями, но нет развитой сети железных дорог, что позволяло бы железнодорожному транспорту конкурировать с автомобильным. Более того, быстрее, легче и дешевле построить шоссе, чем железную дорогу; опыт показывает, что строительство автомобильных дорог энергичнее способствует развитию национальной экономики.
Различия междугородного и внутригородского грузового транспорта.
Задачи, стоящие перед внутригородским грузовым транспортом, существенно отличаются от задач междугородного транспорта. Внутригородской грузовой транспорт, как правило, только автомобильный, поскольку объем и однотипность городских грузов позволяют обеспечить доставку «от двери к двери».
Типы грузовых автомобилей.
Существует большое разнообразие типов грузовых автомобилей. К автомобилям малой грузоподъемности относятся фургоны, пикапы и контейнеровозы с низкорамным шасси. Фургоны обычно представляют собой четырехколесные автомобили длиной около 4,3 м, грузоподъемностью до 2 т и загружаются через заднюю или боковую дверь; по компоновке – это единая конструкция: водитель может со своего места пройти в грузовое отделение, не выходя из автомобиля. Фургоны используются для местной доставки, а также для разных служебных целей, например, городскими экспедиционными агентствами, работниками телефонных станций или ремонтниками бытовой техники. В пикапах имеется отдельная кабина для водителя и двух пассажиров, грузовое отделение открытое, а погрузка осуществляется через откидной задний борт. Пикапы часто используются фермерами и торговцами, а также мастерами-ремонтниками водопроводных и отопительных систем для перевозки инструментов и запчастей. Контейнеровозы с низкорамным шасси несколько больше и длиннее обычных фургонов.
К грузовым автомобилям средней грузоподъемности относятся обычные бортовые грузовики и специализированные грузовые автомобили. Они имеют грузоподъемность до 8 т. Кабина водителя всегда отделена от грузового отделения (как правило, закрытого). У этих автомобилей двухосный задний мост, а на обеих осях с каждой стороны по два колеса. Бортовые грузовики перевозят грузы или используются на специальных работах. К специализированным грузовым автомобилям относятся рефрижераторы, мусоросборщики, бетоновозы и т.п. Нефтяные и другие жидкие продукты перевозят в автоцистернах. Для перевозки сыпучих материалов (песка, гравия, щебенки) обычно используются самосвалы, которые имеют открытый сверху ковш, разгружаемый опрокидыванием. К специализированным автомобилям относятся и грузовые платформы для перевозки крупных механизмов, рулонов бумаги или стального профиля.
Тяжелые грузовые автомобили – это автомобильные поезда, состоящие из тягача и прицепа (полуприцепа) с пятью осями и 18 колесами. На тягаче расположены двигатель и кабина водителя. Тягач имеет три оси: одну – впереди и две со сдвоенными колесами с каждой стороны – сзади. Грузовое отделение представляет собой, по существу, просто кузов, который за несколько минут можно присоединить к тягачу или отсоединить от него. У полуприцепа две оси со сдвоенными колесами сзади. Для поддержки отсоединенного от тягача полуприцепа у него впереди имеются две специальные опоры. Тягач с прицепом обычно имеет длину до 17 м и может везти до 20 т. Он может доставить прицеп на грузовую станцию, оставить его там для разгрузки и погрузки и вернуться за ним в нужное время, привезя новый прицеп. В результате эффективнее используется труд водителя и меньше простаивает тягач. Прицеп может быть сделан в виде рефрижератора, цистерны или грузовой платформы. Тягач с двумя прицепами может достигать длины 20 м и перевозить до 30 т груза. Для таких автомобильных поездов приходится выбирать специальные маршруты, на которых мосты и дорожное покрытие способны выдержать повышенную нагрузку.
Перспективы развития транспортных средств.
За годы, прошедшие после начала воздушных перевозок, не появилось каких-то принципиально новых видов грузового транспорта. Для удобства переработки грузов все транспортные компании начали широко пользоваться контейнерами («ящиками» стандартной формы, которые можно складировать и перевозить на автомобилях). Груженые контейнеры можно перевозить на железнодорожных платформах или судах и даже на самолетах. Выпускаются специальные контейнеры для перевозки замороженных продуктов, овощей и других скоропортящихся продуктов, для перевозки жидкостей, одежды и других грузов, требующих особого обращения.
В СССР/России проводились эксперименты с контейнерным пневматическим транспортом; в таком транспорте контейнеры перемещаются по трубопроводам под действием энергии сжатого воздуха. В случае коммерческого успеха этот вид транспортировки на небольшие расстояния может конкурировать с автомобильным транспортом. Трубопроводы для угольной пульпы, по которым уголь, смешанный с водой, подается «на гора», возможно, будут конкурировать с откаткой угля вагонетками в США.
Чабан Д.В. Краткий справочник по отечественным автомобилям и прицепам. М., 1971
Автомобильный транспорт: введение в специальность. Киев, 1985
Гладов Г.И. и др. Основы устройства транспортных средств. М., 1987
Автомобильный транспорт.
Зародился в начале ХХ в., в конце столетия он стал одним из неотъемлемых признаков благосостояния и экономического развития. Автомобильный транспорт – это вид транспорта, осуществляющий перевозку грузов и пассажиров по безрельсовым путям с использованием колёсного движителя. Развитие этого вида транспорта определяется величиной автопарка, протяжённостью и состоянием автодорожной сети, а также экономическими потребностями и возможностями в его работе. Не малую роль в настоящее время играет экологический фактор.
Достоинства автотранспорта: манёвренность и мобильность; доставка грузов и пассажиров «от двери до двери»; автономность движения транспортного средства; высокая скорость доставки; широкая сфера применения по территориальному признаку, видам грузов и системам сообщения; более короткий путь следования по сравнению с естественными путями водного транспорта.
Недостатки автотранспорта: большая себестоимость; большая топливоэнергоёмкость и металлоемкость; низкая производительность единицы подвижного состава (130 – 150 тыс. т-км в год); наибольшая трудоемкость (на одно транспортное средство требуется не менее одного водителя); загрязнение окружающей среды.
К подвижному составу автомобильного транспорта относятся дорожные (специальные и транспортные (грузовые и пассажирские)) и внедорожные (колесные, гусеничные, на воздушной подушке, амфибии) автомобили.
Производственный процесс автомобильного транспорта осуществляется подвижным составом предприятий общего пользования, ведомственным и частным. Автотранспорту присуща автономность движения одиночными автомобилями, а также автопоездами и автоотрядами по графику или без него.
В настоящее время для автомобильного транспорта характерны: повышение производительности путём увеличения скорости движения; создание новых автомобилей большей грузоподъёмности и грузовместимости (необходимо для промышленности). Существует необходимость снижения трудоёмкости транспортного процесса, в т.ч. путем создания специализированных автомобилей (самосвалов).
Распределение автотранспорта по территории неравномерно. На Северную Америку приходится 36% легковых, грузовых автомобилей и автобусов; на Западную Европу – 31%; на Азию – 20%.
По протяжённости автодороги занимают первое место в мировой транспортной сети. Длина мировой автодорожной сети составляла 68 937 575 км в 2008 г. (таблица 3). В мировом транспортном парке автомобильный транспорт также занимает первое место (таблица 4).
Средняя дальность всех автомобильных грузовых перевозок (включая городские) в настоящее время составляет 27 км, междугородных – 62 км. Автомобили начинают широко применяться и для перевозок на дальние расстояния, поэтому средняя дальность перевозок постепенно увеличивается (до второй мировой войны она была в два раза меньше, чем сейчас). Расширению сферы применения автотранспорта по перевозке грузов способствуют современные технологии типа контейнерной. Перевозка на значительные расстояния эффективна в международном сообщении, которое ускоряет доставку экспортно-импортных грузов.
Первые десять стран мира по длине сети автомобильных дорог, включая дороги с твёрдым покрытием
страна | длина, км | год | страна | длина, км | год |
1. США | 6 506 204 | 6. Канада | 1 042 300 | ||
2. Китай | 3 860 800 | 7. Франция | 1 027 183 | ||
3. Индия | 3 320 410 | 8. Россия | 982 000 | ||
4. Бразилия | 1 751 868 | 9. Австралия | 812 972 | ||
5. Япония | 1 203 777 | 10. Испания | 681 298 |
Первые десять стран мира по размеру автопарка, 2007
страна | автомобили, в млн. шт. | страна | автомобили, в млн. шт. |
1. США | 6. Великобритания | ||
2. Япония | 7. Россия | ||
3. ФРГ | 8. Канада | ||
4. Италия | 9. Испания | ||
5. Франция | 10. Бразилия |
На автомобильный транспорт приходится в среднем 80% мирового пассажирооборота и более 10% грузооборота. В настоящее время 20% грузооборота и почти 2/3 общего количества грузов, перевезённых автотранспортом развитых капиталистических и развивающихся стран мира, приходится на внутригородские сообщения.
Около 60% грузовых перевозок автотранспорта развитых капиталистических и развивающихся стран мира выполняется на дорогах США, Канады и Западной Европы. Доля Азии составляет 12%, Латинской Америки – 6%, Австралии – 4%, Африки – 3,7%.
Роль грузового автотранспорта и его доля в грузообороте неодинакова в разных регионах мира. Выше всего доля автотранспорта в Австралии: здесь он выполняет 62% грузооборота во внутренних сообщениях (в 2 раза больше, чем железные дороги). В Западной Европе на автотранспорт приходится в среднем 46%, в Северной Америке – 20%, в Латинской Америке – 35%, в Африке – 19%, в Азии – 23% общего грузооборота во внутренних сообщениях.
Различия в дальности перевозок автотранспорта не очень резкие: больше всего она в Западной Европе (43 км в общих и 77 км в междугородных сообщениях); меньше всего – в Африке.
Автотранспорт является наиболее массовым видом транспорта для перевозки пассажиров на короткие и средние расстояния. Доля пассажирооборота непрерывно возрастает. Основная часть пассажирских и грузоперевозок осуществляется в переделах отдельных государств. Однако появляются внутрирегиональные и межрегиональные перевозки. Это связано с соединением дорог некоторых государств Западной и Восточной Европы; Западной Европы и Азии через Босфор в Юго-восточную Азию.
В международных перевозках особое значение приобретают дальние скоростные автодороги: Панамериканская система, составляющая 34 тыс. км., соединяющая США и столицы Южной Америки; транспортный коридор №2 Берлин – Варшава – Москва – Нижний Новгород и др..
Автомагистрали в пределах отдельных государств образуют единые транспортные системы. Они учитывают потребности экономики, связаны с системами железных дорог и водного транспорта, а также выполняют важные межгосударственные транспортные задачи. Постепенно развиваются региональные автотранспортные системы, которые выгоднее железных дорог.
Дата добавления: 2015-08-08 ; просмотров: 5940 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ