что такое автономия в составе государства
Унитарное государство. Автономия.
Унитарное государство — форма государственного устройства, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. В отличие от федерации, в унитарном государстве есть единые для всей страны высшие органы государственной власти, единое гражданство, единая правовая система. На сегодняшний день большинство суверенных государств являются унитарными. Как правило, крупные по численности населения государства являются федерациями. Унитарными также могут быть и государства — субъекты федеративного государства (например, республики в составе Российской Федерации).
«Унитарное государство обычно называют простым государством, оно делится административно-территориальные единицы. В унитарном государстве высока степень централизованного руководства и регулирования жизни государства в целом и многих хозяйственных, социальных и иных процессов в частности, хотя у органов административно-территориальных единиц государства в местных делах степень самостоятельности может быть вполне достаточной. Центр старается не подменять местные органы и не вмешиваться в их деятельность, если она основана на законе. И все-таки в унитарном государстве не исключено вмешательство центра в жизнь отдельных территорий, в том числе и отмена актов местных органов представительной и исполнительной власти. К тому же, хотя органы административно-территориальных единиц и имеют возможности обращения в центральные государственные органы, однако их влияние на решение вопросов в центре гораздо скромнее, чем в федеративном государстве, и выражается, как правило, в просьбах и ходатайствах, далеко не всегда юридически обязательных для центральных органов.»
Основные признаки унитарного государства
1. Единый для всего государства учредительный нормативный правовой акт (или совокупность таких актов), нормы которого имеют верховенство на всей территории страны;
2. Единые для всей страны высшие органы власти;
3. Единая система законодательства;
4. Единое гражданство;
5. Единая денежная единица;
6. Составные части унитарного государства не обладают признаками суверенитета.
Виды унитарных государств
Унитарные государства могут быть централизованными и децентрализованными в зависимости от:
· характера взаимоотношений между высшими и местными органами власти;
· объёма полномочий, предоставленных административно-территориальным единицам или автономным образованиям в составе унитарного государства;
Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления. В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.
Примером централизованного унитарного государства является Туркменистан, децентрализованного — Королевство Испания.
· государства с одной автономией (например, Украина с автономной республикой Крым),
· государства со многими автономиями (например, Испания с автономными сообществами (областями))
· государства с разноуровневыми автономиями (например, Китайская Народная Республика с автономными округами, автономными уездами, автономными районами и особыми административными районами).
Автономия в унитарном государстве.
Наиболее ярким проявлением этого может служить превращение Италии и Испании в «государства автономий», вся территория которых состоит сегодня из автономных единиц. Их нередко называют регионалистскими государствами, занимающими в определенном смысле промежуточное место между унитарным и федеративным государствами, не выходя в общем и целом за рамки унитаризма.
Автономия.
В данном случае речь идет о территориальной автономии, хотя понятие «автономия» используется и в более широком плане, включающем в частности, и организационную автономию (автономность в партийном, профсоюзном и ином строительстве) и культурном (культурная и национально-культурная автономия и др.).
Сама территориальная автономия может носить общий, не специфический, национально-территориальный характер, а может сочетать в себе как общетерриториальные, так и национально-территориальные начала.
________________________***Fenix made 2010***__________________________________
62. Государство в политической системе общества. Политическая система общества – это сов-ть гос-ных и общественных организаций и институтов, участвующих в гос-ной и общественно-политической жизни страны. Гос-во – это такая форма организации обществеенной жизни, которая не м.б. создана разрозненными усилиями отдельных лиц. Общество не может существовать на основе преходящих целей. Его объединяет общая, объективная цель, без которой оно не может ни возникнуть, ни развиваться. Такой целью является объединение людей под единой властью, координирующей разнообразные интересы членов общества. Выделившись из общества, госу-во становится его основной властвующей политической организацией. Госвласть – это главная объединяющая, организующая и принуждающаясила в обществе. Своим действием она охватывает всех лиц, проживающих на тер-рии определенного гос-ва. Наряду с гос-вом в обществе возникают и функционируют другие организации, которые объединяют людей по их разнообразным интересам: политическим, экономическим, духовным, профессиональным. Это политические партии, профсоюзы, творческие объединения, молодежные, женские и религиозные организации, органы общественной самодеятельности, Акционерные Общ-ва, частные учреждения и организации. Особое место гос-ва в политической системе обусловлено тем, что: 1. гос-во – это единственная полновластная организация в масштабе всей страны; 2. гос-во определяет основные направления развития общества в интересах всех и каждого; 3. гос-во является официальным лицом (представителем) внутри страны и на международной арене. Гос-во как главная властвующая и организующая сила общество призвано обеспечить нормальную деятельность всех негос-ных орг-ций в рамках их уставных задач, содействовать их развитию и совершенствованию. Это выражается в следующем: 1. Гос-во предоставляет конституционное право гражданам на объединение в общественные организации и создает необходимые условия для их успешной деятельности. 2. Гос-во определяет правовое положение некоторых общественных организаций. 3. Деятельность общественных орг-ций находится под защитой гос-ва. Функционирование политической системы общества осуществляется на основе правовых норм. Все орг-ные структуры политической системы – гос-ные, общественные организации, трудовые коллективы – действуют в рамках и на основе законов, образующих правовой фундамент гос-ной и общ-ной жизни. Роль гос-ва в политической системе: 1. Единая политическая организация, власть которой распространяется на все население страны в пределах госграниц. 2. Обладает суверенитетом, веровенством по отношению к другим властям внутри страны и независимость от любой иностранной власти. 3. Координирует основные стороны жизни общества.