что такое автоподбор автомобиля
Автоподбор — еще один развод или же часть рынка? Часть 1.
Наверное подобный пост стоило сделать несколько ранее. Но я тут подумал, что после года работы в профессиональном автоподборе и моих лет так пяти работы с автомобилями и автомобильным рынком в целом, картина будет более объективной и без лишних эмоций.
Так что такое автоподбор и кто такие подборщики? Может все таки развод?
Как то раз я услышал фразу от Ильдара в одном из его роликов о том, что подборщик — это «мальчик с толщиномером». И у него подборщики не работают, только «эксперты по поиску автомобилей». Ну пусть будет так… Тогда в близстоящей пожарной части работают «эксперты по борьбе с возгораниями», в отделе полиции — «эксперты по противодействию девиантному поведению асоциальных личностей вне правового поля». Про гинекологию я вообще умолчу. А то забанят. :))
Начну с того, почему люди обращаются за такой неоднозначной и достаточно новой на рынке услугой, как автоподбор?
Придя год назад в профессиональную компанию по автоподбору, я наивно полагал, что данную услугу заказывают предусмотрительные девушки и молодые парни, только лишь получившие права. И буквально в пару месяцев эти мысли у меня развеялись. Точку в подобном заблуждении поставил клиент, заказавший Nissan X-Trail. Саша, если читаешь — тебе привет. Необычным для меня было то, что клиент, заказавший Ниссан — был высококлассным инженером завода Ниссан в Петербурге. То есть давайте попробуем понять суть заказа… Клиент, собирающий на линии Ниссан Х-Трейл далеко не первый год и знающий его до последнего болта, заказывает компании подбор точно такого же Ниссана свежих годов… В чем прикол?
И клиент мне все очень четко объяснил. Так, что дальше при работе с теми клиентами, которые об авто знали наверное поболее, чем я — уже не удивлялся. Так в чем суть? Время…Время!
Катаясь постоянно по объявлениям перекупов, серым площадкам и встречая на своем пути орды неадекватных продавцов эти люди просто бы потеряли Время. Которое можно потратить с гораздо большей выгодой. На зарабатывание денег, на жену и детей. Именно такой тип клиентов составляет достаточно большой процент в заказах профессиональных компаний по подбору. Они умеют зарабатывать деньги и очень ценят свое время.
Как вообще работает система поиска автомобиля при автоподборе? С чего вообще все начинается?
А начинается все с простого общения с потенциальным клиентом. И это общение выступает как своеобразный фильтр:
-«Пацаны, мне кароч Фокус второй нужен, два литра обязательно. И парни, шоб не бит\не крашен. И пробег не более соточки, мне вложения ваще не нужны. Бюджет? Да есть, а че? Двести штук у меня! Мало. Так это… если че, тридцатку подзанять смогу, если клевый вариант. Ну это… только в следующем месяце я тогда продавану отдам.»
— «Вы согласны, что параметры поиска полностью соответствуют рынку? Вот… И если в течении нескольких месяцев в тачке хоть что то пискнет\визгнет — я к вам с ребятами приду и ваш автоподбор вращать буду на своем стручке в самых разных направлениях и не по разу.»
-«Мне машинка нужна… Ну такая…Чтоб модненькая и девчачья. Яркая… Чтоб не из старых моделей, современная. С кондеем обязательно. И естественно автомат! А как я на механике то поеду? Главное — чтоб не ломалась! Я же девочка, я не хочу ни чинить, ни разбираться в этих железках! Ну я не знаю, какая модель — вы же эксперты! Денег сколько? Ну 150-170 тысяч… Маловато? Да вы наверное мошенники!»
— «Ребята, у меня есть полтора мульта и мне очень нужен вот такой авто… Да, я знаю, что его ценник только лишь стартует с 2.5-3 мультов. Но вы же позиционируете себя как профессионалы! Найдите мне такой же, только за 1.5 — я ведь за эту работу вам плачу! Вам не нужны деньги? Вы не хотите работать?»
И вот это тот самый этап, где проходит грань между «нехорошими» компаниями и теми, кто просто делает качественно свою работу. Для серьезной компании такие понятия как конечный результат и получение прибыли являются единым целым. Первое общение здесь происходит на удивление как собеседование в две стороны. С одной стороны потенциальный клиент пытается понять — а не редиски ли на том конце провода? А с другой компания в этом самом первом общении будет стараться максимально четко для себя понять степень адекватности клиента и реальности его пожеланий. Потому что конечная цель у компании всегда одна — результат. И, если компания видит, что пожелания клиента очень далеки от реальности — такой заказ в подбор взят не будет.
Развею мысли о том, что компания будет брать заказы только лишь по верху бюджета. Это совсем не так. Подавляющее большинство заказов как раз и ведется в нижней трети рынка для конкретного авто. Почему?
Тут уже чистая психология и наш менталитет. Если к примеру автомобиль «А» стоит по рынку от 300 до 500 тысяч, то подавляющее большинство заказов по нему будет в бюджете 350…Ну может быть 400… И крайне редко его закажут в бюджет поиска 450-500+. Потому как вон тот более комфортный и напичканый плюшками автомобиль «Б» стоит по рынку 450-600… Ну вы поняли? И при наличии уже большего бабла в 450-500+ народ закажет именно автомобиль «Б».
И большинство заказов именно таких. Вот именно поэтому компания старается при первом общении максимально понять адекватность клиента и его ожидания от автомобиля. Если ты хочешь автомобиль «А» в состоянии «не бит\не крашен, ездил дедушка по выходным и при этом не курил\не ругался матом» то будь готов на бюджет поиска не менее 500 тысяч, чтоб закрыть рынок. В наличии у тебя только 350 и ты видел их на Авито десятками? А ты их «в живую» то смотрел? Что они из себя представляют? К какому состоянию ты готов и с какими косяками готов мирится?
Отличие профессиональной компании от «мальчиков с толщиномерами» в том, что при первом общении идет диалог, в котором вопрос цены, оплаты и реквизитов не будет даже упомянут. И в этом диалоге в начале решится вопрос того, будет ли она вообще брать в работу подобный заказ, ориентируясь на ожидания клиента от соотношения бюджета\состояния авто. Лично мне, как и подборщику и основателю странной конторы «ХламАвто СПб», абсолютно все равно, по низу рынка искать авто или же по максимуму. Так как с одной стороны по низу рынка автомобили естественно имеют косяки разной степени критичности, но при этом и требования к этому авто намного ниже. Мы же с ними уже ведь все проговорили в самом начале. Убедились, что нас поняли и лишь только после этого приступили к поиску. А когда ищем в максимуме бюджета, то и требования к авто гораздо выше. Да, тачки конечно же в большинстве своем в отличном состоянии.
«Но вот тут пятнышко на сиденье… И скол внизу бампера.Не будем ее брать… Антох, давай еще посмотрим…»
То есть я клоню к тому, что вопреки заблуждению о том, что компании по автоподбору якобы любят брать «легкие» заказы по верху бюджета, скажу по своему уже достаточно большому опыту, что это не так. Они ориентируются лишь на адекватное восприятие клиентом состояние автомобиля в его бюджет. И все…
— «Да мошенники они! Работать не хотят! Я хотел Фокуса второго заказать, а они мне сразу зарядили бюджет от 400(!) тысяч. Типо в меньший бюджет они искать его не будут. Да они охр@нели в конец!»
— «Так а что за Фокус то ты хотел? Какой именно?»
— «Да рестайл хотел. Года так 2010-2011 на автомате. Ну и естественно двухлитровый, другие то не едут. Да чтоб не вкладываться, с пробегом не более 100 тысяч и только от первого владельца. Это чтоб прозрачная история прозрачная была. А они мне «от 400 тысяч!» Я сайты открываю — они там по 300 стоят пачками… Да мошенники они, чтоб им…»
Немного видео в тему:
Рынок такая интересная штука, что если где то есть спрос, то всегда будет и предложение. И вышеописанные клиенты идут дальше. Куда? В еще одну компанию по автоподбору. Только несколько иную. Как раз из той категории, что формирует образ развода и обмана на рынке автоподбора. Это примерно по аналогии с ситуацией, когда чувак имеет 250 тысяч и огромное желание купить Солярис на автомате. И он его таки покупает. Блестящий свежей краской. Вон за теми гаражами у мутного типа с помятой копией какого то паспорта. А некоторое время спустя ругает на чем свет стоит автомобильный рынок в целом и «везде обман сцуко». Может и так… 🙂
А что дальше? Если стороны пришли к согласию и пониманию — начинается уже самое основное и интересное. Сам поиск автомобиля.
И как он происходит с точки зрения клиента, так и изнутри компании я уже вам расскажу в следующей части.
АВТОПОДБОР. Зачем он вообще нужен? Часть 1
Сначала о реальности:
На самом деле очень интересная тема. Объясню почему.
Очень много людей думают, что они очень хорошо разбираются в машинах. У многих я думаю есть такие знакомые — приора, бэха или mark2, который катает вибропласт цельными пластами, обязательно саб, тонировка 5%, обязательно по ниже подвеску и колеса само собой. И таких людей массы, чуть ли не каждый первый. Они много говорят, много о себе думают, но чаще всего не представляют из себя ничего вообще.
Одни долба*бы говорят, что немцы лучшие, другие, что «по*уй на кузов, главное чтобы движка живая была». Третьи снимают обзоры на CAMRY 40 (2006-2011) и говорят о неубиваемости этих машин. У четвертых Land Cruiser головного мозга, таких персонажей можно наблюдать часто на дорогах за любимым для них делом, агрессивной ездой. Пятые — это работники автосервисов, и этим людям доверяют более чем, хотя это люди обычно, тупо умеющие крутить гайки, знающие азы ремонта, но никак не разбирающиеся в машинах, я сейчас о большинстве, а не о всех.
И такие люди не пойдут обращатся в автоподбор в 99% случаев, потому что они уверены в своих знаниях и считают, что они могут купить хороший авто, и это так. Они могут, но только по вине случая, так как знаний у этих людей недостаточно, чтобы 100% объяснить свой выбор конкретного автомобиля. Хотя опять же бывают исключения, когда люди понимают, что сложно найти ту или иную машину в хорошем состоянии, то они все же могут обратится, но только лишь от недостатка времени или сэкономить деньги. А что самое опасное, такие люди лезут с советами, вставляют свое мнение в каждую ж*пу, чаще всего именно так. «Да ты купил х*йню, да это же Subaru!», примеров масса…
Поэтому обращайтесь в автоподбор, старайтесь в проверенный. Об этом я напишу позже.
О профессии:
Специалист автоподбора — это человек, к которому вы обращаетесь за советом или вердиктом как на приеме у врача. Профессиональный автоподбор сводится к тому, что специалист пытается понять и сформулировать модель желанной машины для клиента, зачем, почему тот или иной автомобиль. Любой профессиональный автоподборщик — это психолог на колесах, выбор автомобиля — это всегда в той или иной ситуации психологический выбор(душевный). Объясню, у каждого из нас есть семья или нет, сколько то детей, или вообще нет, и.т.д., и по-любому, когда вы подходите к выбору машины, у вас есть хотя бы малейшее впечатление как и какой автомобиль вы бы хотели. Например универсал, седан или пикап, или что-то другое. Возможно конкретное предпочтение по цвету будующего авто.
То бишь именно настоящий профессионал начинает с этого, он узнает о образе жизни человеке как можно больше, насколько это возможно. Не надо восстанавливать этому человеку семейное древо. Умение правильно сформулировать модель человека хотя бы по его образу жизни, даст автоподборщику правильно подойти к определению сегмента автомобилей. Я не говорю сейчас, что если допустим клиент не понравится автоподборщику как человек, то он выберет плохой авто — нет. Говорю о том, что есть люди не честные, есть люди понторезы, но они клиенты и исходя из всех факторов выбирается авто. Например, человек холостяк, ему не нужна семейная машина, у него есть деньги, работа какая-никакая. Он хочет машинку мощнее среднестатистики, любит громкую музыку, тонировку, низкопрофиль, а его походка напоминает сушку дезодоранта для подмышек. Естественно такому человеку круг автомобилей будет из того разряда — «как подъехать к клубу правильно». Вот о чем я говорю. При всем при том, говорить как о человеке сложно не пообщавшись с ним длительное время, но я еще раз говорю нам нужна модель образа жизни, а не его Кчеловеческих качеств и резюме потенциального друга. Кто-то скажет, так человек сам придет и скажет, хочу такую или иную машину, это так, но… Любой человек может ошибаться или не быть уверенным в своем выборе. Если специалист «не прощупает почву», есть риск того, что в процессе уже выбранного сегмента и работы в целом человек может поменять свое мнение и уже не хотеть тот или иной автомобиль. Такое может возникнуть в любой момент, однако если специалист сделает то, о чем я писал ранее, то тогда он снизит уровень риска возникновения такого случая, а если он все же произойдет, то тогда ему будет всяко легче перевыбрать авто.
И помимо всей профессиональной состовляющей, касающиеся психологии, алгоритма действия и дисциплины, подборщик должен знать о автомобилях все. Речь не идет о том, чтобы он знал заправочный объем масла каждого двигателя. Речь идет о том, чтобы он знал характерные черты автопроизводетелей. Знал больные места тех или иных моделей, желательно комплектации. Какие бывают цвета у той или иной машины от завода, поверьте это тоже иногда пригождается. Чтобы специалист имел опыт различия кузовного ремонта, оценки масштаба ремонта.
Вернемся, что нужно для подбора? Не честный автоподбор:
Автоподбор та сфера деятельности, где начальный капитал зависит от вас и может быть не большим, за исключением, когда контора предлагает компьютерную диагностику или вовсе свой сервис. Естественно толщиномер, желательно эндоскоп, набор инструментов и смартфон — однако это сложно назвать капиталом, а вот автомобиль, на котором будут совершатся поездки, это напрямую важная состовляющая. Да, машины стоят по-разному, поэтому как бы выбор ваш, но я придерживаюсь к малолитражным рабочим вариантам. кК примеру купить малолитражную машину Toyota Corolla II за 100 000 и ездить на ней до отказу по работе, и амортизация будет небольшой и капиталовложение тоже. если вы возьмете Land Cruiser и будете кататся по подборам, вы можете уйти в минус достаточно быстро.
Это сфера деятельности не требует аренды бокса или офиса, по крайней мере её можно осуществлять без этого. Но она требует профессиональной подготовки, при чем вся суть в том, что кому-то это дается легче, кому-то вообще никак и это приходит с годами опыта. Все дело в том, что человека можно быстро научить как правильно смотреть, пробивать автомобиль, но… Нельзя научить его быстро выявлять следы ремонта, различать заводсую краску на глаз(поверьте это возможно), определять по собственному виденью около реальный пробег.
Вся заминка в том, что от недостатка опыта и лживости у нас есть куча автоподборов, которые ведут люди из 5 перечислнных категорий или нечестные профессионалы — это самый рисковый выбор автоподбора. Естественно сразу понять какой это специалист вам будет не просто. Однако по ходу диалога это все же можно увидеть. Есть перекупы, предлагающие услуги автоподбора и продающие вам свои же автомобили(это не всегда плохо, но речь именно о не честных подборщиках), есть автоподбор, который имеет договоренность с «перекупами-частниками» или с частными автосалонами по продаже б/у автомобилей. Примеров так же массы.
Здесь могу дать совет, опирайтесь на отзывы людей, напороться на плохого «эксперта» можно всегда, но старайтесь минимизировать риски. Работайте только по договорам, никаких устных договоренностей, никакой 100% оплаты, можете оплатить специалисту 50% в счет затрат на поиски, но не более.
Рынок Б/У автомобилей вырос до невероятного количества. Выбор достаточно широкий. Годы идут, машины не молодеют. Сэкономьте себе деньги, а главное время и нервы. Обращайтесь в проверенный автоподбор и эксплуатируйте хороший авто.
В следующих частях я расскажу как смотреть автомобиль и какие лучше покупать!
Подбор автомобиля — ожидания и реальность. Часть 1.
Что такое подбор автомобиля?
В последние годы эта услуга стала на столько популярна, что очевидно практически каждому, подбор автомобиля – это когда заплатил и тебе нашли хорошую машину. Но далеко не каждый знает кухню автоподбора изнутри, в связи с чем появляются мифы, кривотолки и недопонимание между автоэкспертом и его заказчиком. Именно это я хочу исправить, пролив свет на то, что для заказчика услуги «Подбор автомобиля» является неочевидным.
Это не развлекательная статья. В ней будет очень много нудного повествования. Но если вы планируете заказывать услугу подбор автомобиля, то я уверен, что это видео окажется для вам незаменимо. Я расскажу, как правильно поставить задачу, как устроен автоподбор и на какой результат рассчитывать, чтобы ваши ожидания оправдались. В общем, поделюсь своим опытом, чтобы взаимодействие между автоэкспертом и его клиентом, было максимально эффективным.
Если вы еще не видели, то обязательно посмотрите у меня на канале полное руководство о том, как выбрать и проверить автомобиль с пробегом (внизу ссылки на все части), а также советы о том, как выгодно и быстро автомобиль продать.
Если вы не любите много читать, то для вас я подготовил видео, которое полностью повторяет текст статьи:
Почему вообще появилась услуга подбор автомобиля и почему она востребована? Вторичный рынок автомобилей в России велик и в продаже можно встретить всё что угодно – бывшие такси и каршеринги, скрученные пробеги, автомобили после серьезных аварий, с серьезными неисправностями, машины в залоге, с ограничениями на регистрационные действия и даже автомобили в угоне. И где-то среди всего этого разнообразия скрываются и хорошие автомобили, в продаже которых, к сожалению, меньше всего.
Разобраться во всех возможных проблемах, чтобы отсеять весь автохлам и найти свою жемчужину, не под силу обычному обывателю. А ошибка на любом из этапов проверки автомобиля может очень дорого обойтись. При чём, это не всегда означает, что придётся выложить круглую сумму на ремонт прямо сейчас, иногда финансовые потери могут стать неизбежны только при продаже купленного автомобиля. К примеру, если слишком поздно выяснится, что к автомобилю приварена донорская крыша. Такую машину будет очень сложно продать и придётся сильно опускаться в цене, чтобы буквально избавиться от машины, которая повисла мёртвым грузом. Ведь, ликвидность автомобиля и размер его остаточной стоимости – это тоже ваш капитал.
Конечно же, теоретическая часть подбора автомобиля не является секретом или супер силой. Имея желание и свободное время, каждый обладающий техническим складом ума, может научиться подбирать автомобиль самостоятельно. Даже у меня на канале опубликовано большое подробное руководство «Как выбрать и проверить автомобиль с пробегом», в котором рассказано обо всех аспектах проверки – от анализа объявления до проверки кузова, двигателя, коробки, пробега и не только. Ссылка на руководство будет в аннотациях и конечных заставках. Единственное, что не сможет получить любой из моего руководства – это практический опыт подбора автомобилей, который формируется тогда, когда автоподборщик ежемесячно осматривает десятки автомобилей, впитывая всё новые и новые нюансы мастерства.
Подытоживая вводную часть, можно сказать, что заказчиками услуги подбора автомобиля являются следующие категории людей:
1. Это люди, которые слабо разбираются в устройстве автомобиля и способах его проверки, кто не собирается переучиваться, чтобы разобраться в профессии автоэксперта. Такой человек предпочитает развиваться в своей профессии, а не осваивать новые.
2. И вторая категория — люди, обладающие техническим складом ума и реально способные подобрать себе автомобиль, но предпочитающие не тратить на это время и силы. Такой человек выбирает потратить время на зарабатывание денег там, где он сам является специалистом. Или просто отдохнуть и не забивать себе голову.
Если вы еще читаете эту статью, а не ушли читать руководство по самостоятельному выбору автомобиля, значит вы рассматриваете возможность заказать подбор автомобиля у специалиста.
Первый практический вопрос при этом – как выбрать исполнителя?
Предложений об оказании услуг от автоэкспертов и тех, кто по недоразумению называет себя автоэкспертами очень много. В Москве сотни автоподборщиков всех мастей, различного уровня профессионализма и ответственности. В автоподбор подалось множество перекупщиков, которые еще вчера впаривали автохлам, а сегодня с похожими стандартами качества предлагают найти годный автомобиль. Есть те, кто впервые взял в руки толщиномер и настоящие специалисты, которые годами осваивают любимую профессию. Существует шутка, что уже сегодня актуальны подборщики автоподборщиков.
Конечно, можно посмотреть портфолио и отзывы специалиста, но где гарантии, что и то и другое не сфабриковано? Что отзывы реальные, а портфолио не утащено у коллег по цеху? А ведь вопрос доверия к специалисту стоит очень остро. Заказчику предстоит полностью положиться на мнение автоэксперта. Иначе зачем вообще заказывать услугу подбора автомобиля, если доверия к исполнителю нет? Именно поэтому, чаще всего в этой сфере работает сарафанное радио, когда новый клиент приходит к автоэксперту по рекомендации своих знакомых или друзей, если те остались довольны оказанной услугой.
Так как же выбрать автоподборщика, если никто из знакомых не может порекомендовать такового?! Остаётся делать выбор основываясь только на внешних факторах – это портфолио и отзывы от других клиентов, в надежде, что отзывы не самописные. А также стоит послушать что говорит и пишет автоэксперт, если он представлен в социальных сетях. К примеру, моё руководство «Как выбрать и проверить автомобиль с пробегом» — это именно возможность заявить о своих компетенциях. Если вы не доверяете автоподборщику полностью, значит вы выбрали не того автоподборщика.
Пара слов о ценообразовании на услуги подбор автомобиля. Кроме стандартной ценовой политики – это обозначить фиксированную цену на услугу, бывает еще и нестандартный подход. Средняя цена автоподбора на сегодня составляет фиксированные 20-30 тысяч рублей. Но некоторые используют маркетинговую уловку. Объявляют цену на подбор автомобиля, скажем, 10-15 тысяч рублей, плюс некий процент от торга с продавцом. Это может быть и 50% от торга или даже весь торг. То есть, если автоподборщик сторгует с продавца от заявленной цены автомобиля 20 тысяч рублей, то эта сумма станет заработком автоподборщика.
С одной стороны, клиент доволен – он достаёт из своего кармана только 10 тысяч рублей, а дальше автоэксперт путь крутиться как хочет и торгуется до слёз. А вот, с другой стороны, не всё так перспективно для клиента. Ведь, в этом случае у подборщика будет мотивация искать не лучший автомобиль, а тот автомобиль, продавец которого даст максимальную скидку. Такая модель ценообразования заслуживает внимания только тогда, когда вы доверяете автоэксперту безоговорочно.
Пойдём дальше. Когда автоэксперт выбран, то следующее, с чем сталкивается заказчик услуги подбор автомобиля – это постановка задачи. Крайне редко бывает так, чтобы пожелания клиента, при первом контакте с автоэкспертом, сразу совпали с реальностью рынка. По своему опыту могу сказать, что чаще всего, заказчик обращается с завышенными ожиданиями и заниженным бюджетом. И его нельзя за это винить. Зайдя на auto.ru, клиент видит разброс цен на одну и ту же модель автомобиля, одного и того же года выпуска от 350 до 600 000, к примеру. Клиент справедливо заявляет, что хочет, чтобы ему нашли эту модель за 400. Ведь, в продаже есть аж 10 автомобилей в этом бюджете.
Именно здесь кроится первое недопонимание заказчика и возникает первое недоверие к автоэксперту, когда тот сообщает, что не возьмется за подбор автомобиля с бюджетом до 400, а нужен бюджет минимум 500. А если хочется найти идеал – то и до 550. Какие первые мысли возникают в этот момент у клиента:
1. Первая — автоподборщик просто не хочет работать, а хочет взять беспроигрышный вариант по верху рынка. Ведь, из 10 доступных вариантов совершенно точно есть хороший. Или появится в ближайшее время.
2. Вторая мысль – автоподборщик хочет вытянуть с меня побольше денег, чтобы…и дальше можно подставить, что вам больше нравится… чтобы получить откат побольше от продавца, чтобы продать мне машину своего знакомого подороже и т.п.
В некоторых случаях, эти опасения могут быть вполне оправданы. Не все автоподборщики одинаково полезны. Но чаще всего – это заблуждение. Ведь, автоэксперт знает, что когда он начнет работу с этими десятью автомобилями по дну рынка, выясниться то, что выясняется в каждом новом подборе автомобиля, за который берется автоэксперт. А именно:
Из этих 10 – 3 машины продаются в безымянных автосалонах. Так я называю неофициальных дилеров, где пробеги скручены у 95% автомобилей. Это проверено годами, в эти автосалоны даже нет смысла соваться. Еще 3 будут продаваться перекупщиками, а это означает тоже самое – пробег скручен и враньё по поводу состояния машины. Еще пара вариантов будет отсеяна уже по фотографиям в объявлении, потому что очевидно – машина вся кривая, зазоры несимметричны, детали кузова разного оттенка, руль протёрт до дыр и так далее. И вот остаётся две, которые имели честь дойти до стадии проверки по базам данных. А там открывается тоже знакомая картина. История кузовного ремонта на десятки или сотни тысяч рублей, всё те же скрученные пробеги и далее по списку.
Для автоэксперта это ежедневная обыденность, а для каждого нового клиента это открытие. Каждому новому клиенту приходится объяснять, что если я возьмусь за подбор на этих условиях, с этим бюджетом, то я же окажусь не прав в результате. Потому что взялся и не могу выполнить задачу.
Клиент возразит: «давайте подождём, мне не к спеху. Появится рано или поздно хороший вариант по низкой цене.» Во-первых, ждать придётся неделями или месяцами. А во-вторых, даже если повезет и такой вкусный вариант появится, то он уже через час уходит перекупщикам. И тут можно поймать меня за язык. Почему перекупщик быстрее и эффективнее подборщика? Всё же, автоподборщик не хочет работать эффективно, не хочет поторопиться, чтобы перехватить машину первым?!
На это у меня тоже есть ответ. Лишь в исключительных случаях, подборщик может перехватить машину у перекупа. И вот почему. Представьте ситуацию: вы продаете свою хорошую машину, по хорошей цене. Опубликовали объявление и уже через час перед вами стоит перекупщик и автоподборщик. Перекупщик показывает вам деньги, которые у него с собой и предлагает сделку прямо сейчас. А автоподборщик говорит: «Я готов внести задаток за автомобиль 5-10 тысяч рублей, завтра приедет покупатель и купит машину».
Заметьте, вариант с задатком для подборщика не самый худший! Ведь, в половине случаев клиент говорит, что не готов вносить задаток за автомобиль, пока он его даже не видел воочию. Тогда продавец машины слышит такие слова от автоподборщика: «Мне машина понравилась, вечером приедет клиент, её посмотрит и если она ему понравится, то он её купит». У вас будут сомнения – кому продать автомобиль? Продать его прямо здесь и сейчас или тому, кто может быть приедет, а может и не приедет, может быть машина ему понравится, а может и не понравится. Ответ очевиден – на этой машине уедет перекупщик.
Кстати, это отдельная боль автоэксперта, когда он звонит клиенту в понедельник и говорит: «я нашел хороший автомобиль, вам нужно его посмотреть и покупать». А клиент отвечает: «отличные новости, мы как-раз в четверг сможем посмотреть машину». Это непридуманная история. Я сообщаю клиенту: «чтобы продавец ждал до четверга, даже если он на это согласится, то нужен хотя бы задаток». Ну и понятно, задаток вносить отказываются, потому что машину надо сперва посмотреть самим. В тот раз я из личных средств внёс задаток за автомобиль, потому что мне просто не оставили выбора, а в машине я был уверен. Сделка состоялась. Но в тот день я понял, что если клиент сомневается во мне, то лучше с таким клиентом просто не работать. И это не какая-то прихоть или каприз. Отсутствие доверия – сильно осложняет работу.
Автоэксперт и клиент, для которого подбирается автомобиль, должны работать командой.
Клиент должен понимать, что любое промедление может перечеркнуть все старания автоэксперта. Если клиент не отвечает на звонки в судьбоносный момент, когда нужно принять решение, если клиент не может приехать оперативно на осмотр машины – всё это многократно снижает эффективность работы автоподборщика.
Представьте, что хороший автомобиль найден, автоэксперт стоит около продавца и названивает клиенту, пишет в мессенджеры, а в ответ – тишина. Через пару часов клиент выходит на связь, а машина уже продана. Это тоже непридуманная история. Выходит, что всю работу до этого момента – анализ объявлений, прозвон продавцов, проверки по базам данных, выездные осмотры – всё это автоэксперт проделал напрасно только потому, что клиент вовремя не ответил.
Если автоэксперт неточно и неполно объяснил клиенту суть процесса автоподбора и его результат, то это может привести к недопониманию и ошибочным ожиданиям клиента, что может негативно сказаться на выполнении подбора автомобиля. Когда, уже проанализированы и отброшены все проблемные объявления, выполнены проверки по базам данных и осмотрено несколько автомобилей, наконец то находится та машина, которую можно рекомендовать. Клиент ставится в известность, что надо срочно ехать смотреть, вносить задаток, покупать…
А клиент в ответ говорит: «Как же так, покупать первую попавшуюся?! Надо же сравнить несколько вариантов. Вы нам предложите 2-3 хороших варианта, а мы из них выберем наиболее подходящий». Дальше преодолеваем стену недоверия, объясняя клиенту, что найти даже один хороший вариант – это уже победа. На вторичном рынке подавляющее большинство автомобилей имеют всевозможные проблемы и недостатки. И это не «первый попавшийся вариант», как называет его клиент. Чтобы выявить этот вариант, были проанализированы, прозвонены, проверены и забракованы десятки автомобилей.
И самая большая проблема в том, что пока автоэксперт будет искать второй хороший вариант для сравнения, первый уже будет продан. А искать второй, только ради того, чтобы не покупать первый – абсолютная бессмыслица. Что первый, что второй – будет рекомендован по тем же самым критериям качества. Да и оплачен подбор одного автомобиля, а не двух.
Это правило номер один – заказчик всегда на связи и быстрая реакция на найденный автомобиль. Об этом я говорю всем своим клиентам перед началом работы. Если клиент не может отпроситься с работы на пару часов, чтобы оперативно приехать на осмотр или, хотя бы, приехать вечером в тот же день, то это существенно осложняет работу автоэксперта, а иногда делает её вообще бесполезной. Тем более, что вырваться посреди дня нужно всего лишь один раз. Ведь, я приглашаю клиента не ради забавы, поглазеть на очередной автохлам, а только на осмотр того автомобиля, который уже прошел все проверки, и я рекомендую его к покупке.
В некоторых случаях приходится слышать такой вопрос: «А если мне не понравится машина, которую вы рекомендуете, что тогда?». Во-первых, это означает, что вы не доверяете автоэксперту, предполагая, что он может рекомендовать к покупке плохую машину. Для чего обращаться к автоэксперту, которому вы не доверяете? Это лишено всякого смысла. Если машина соответствует поставленной задаче и не имеет технических, косметических и юридических недостатков, то как она может не понравится?
Даже если какие-то мелкие недостатки есть, они обязательно предварительно согласовываются с клиентом. Недоверие полностью рассеивается, когда клиент встречается со своим автомобилем в первый раз. Безусловно, клиент имеет полное право отказаться от покупки автомобиля, который рекомендует автоэксперт, если на то есть объективные причины: автомобиль не соответствует поставленной задаче или имеет недостатки несопоставимые с понятием хорошего автомобиля. Но если доходит до отказа клиента от покупки рекомендуемого автомобиля, совершенно точно, клиент ошибся с выбором автоэксперта.
Я немного отошел в сторону и забежал вперед, предлагаю вернуться к разговору о постановке задачи. На этом этапе клиент сообщает автоэксперту марку, модель, минимальный год выпуска желаемого автомобиля, максимальный пробег, тип желаемой трансмиссии, объем и тип двигателя, если есть вариации, а также бюджет на покупку и другие пожелания.
Не всегда, но часто пожелания клиента выглядят примерно так: «хочу автомат, полный привод, люк, только чёрный кузов, 1 хозяин, без окрасов, не старше 2015 года выпуска, пробег до 50 000 километров и только светлый салон из кожи единорога, бюджет 500 тысяч рублей.» Возможно, я немного преувеличил, но факт остаётся фактом – заходим на авто.ру и нет ни одного объявления по заданным параметрам. Как и на avito, как и на дроме. Совершенно фантастический запрос.
Даже если одна-две машины по этому запросу есть, то скорее всего, они будут отсеяны на этапе предварительных проверок и через час подбор автомобиля по этим параметрам зайдёт в тупик. Зачем такой подбор начинать?
Здесь начинается работа с клиентом, чтобы донести до него данность – от люка надо отказываться, пробег увеличивать до 100 000, год выпуска увеличивать до 2010, рассматривать все цвета кузова и бюджет нужен 600. Только тогда появится достаточная выборка машин, с которой можно работать, и среди которой может быть найдётся хороший вариант, который можно рекомендовать. Потому что и без этих всех требований, фатально сужающих круг поиска, и так должно сойтись слишком много факторов в одном автомобиле.
Пробег не только в объявлении должен соответствовать запросу клиента, но и в реальности. То есть пробег не должен быть скручен. А машин со скрученным пробегом большинство в продаже. Кузов автомобиля должен быть, как минимум, без серьезных аварий в прошлом, его геометрия не должна быть нарушена. А по-хорошему, должно быть не более одного-трёх косметических окрасов. А в идеале – вообще без вторичных окрасов кузова. Не должно быть очевидных повреждений кузова сейчас, что нередко встречается. Клиент не хочет красить притёртости, царапины после покупки автомобиля. Салон должен быть в приличном состоянии. Основные узлы и агрегаты должны быть исправны. Не должно быть юридических проблем, проблем с документами и идентификационными маркировками.
Если из общей картины выпадает хотя бы один из этих факторов – машину уже нельзя рекомендовать к покупке. Если прибавить к этим первостепенным факторам сохранности автомобиля требование люка, кожу, камеру заднего вида, и единственный желаемый цвет – то проще найти единорога. Такой подбор не может состояться. Или придётся чем-то жертвовать – либо хотелками, либо бюджетом.
Бывают забавные случаи, когда клиент заявляет бюджет на покупку, к примеру, 500 000 рублей и добавляет: «если будет хороший вариант, то мы готовы доплатить 50 000». Объясняю, что сама суть подбора автомобиля – найти хороший вариант. Плохие варианты я попросту не могу рекомендовать к покупке. И кое-как убеждаю клиента, что изначально нужно рассматривать варианты до 550. Потому что, если бюджет 500, то объявления с бюджетом 550-560 останутся за пределами выборки, которую я буду анализировать и проверять.
Стоит понимать, что, когда мы определяем предельные параметры поиска автомобиля – предельный бюджет, предельный пробег, предельный год выпуска и тому подобное – это именно предельные значения. Это вовсе не значит, что машина будет куплена именно по верхней ценовой планке, самая старая и с максимальным пробегом. Здравомыслящий автоподборщик начинает проверку от лучших вариантов – с минимальным пробегом, максимально свежих, с минимальным бюджетом и двигается до тех пор, пока не найдётся та жемчужина, в которой сойдутся все параметры. Сойдутся звёзды на минимальном пробеге или на максимальной цене – может показать только сам автоподбор, то есть результаты работы автоподборщика.
Даже когда, по предварительной оценке, параметры укладываются в рациональное русло, то есть бюджет и запрос адекватен рынку. Когда нет избытка требований к комплектации, которые критически сужают круг поиска, то всё равно нужно иметь запасные варианты. Это тоже лучше обговорить заранее. Если все доступные варианты в продаже уже проверены, а порекомендовать просто нечего, то подбор автомобиля заходит в тупик. И остаётся только ждать новых объявлений, которые неизвестно когда появятся. Потому что предложения от знакомых менеджеров официальных дилеров или предложения из закрытых чатов автоэкспертов нечасто совпадают с подбором в работе.
Чтобы выйти из тупика и продолжить подбор автомобиля, придётся обсуждать корректировку заданных параметров поиска. Возможно, немного увеличить бюджет или отказаться от последних требований по комплектации, в пользу возможности найти хороший, ухоженный, ликвидный автомобиль. Также неплохо заранее выбрать альтернативную марку и модель автомобиля, на поиск которой можно переключить внимание, если поиск по основным параметрам зашел в тупик. К сожалению, не всегда подбор автомобиля происходит по желаемому сценарию. Буквально каждый раз — это импровизация.