что такое авторская хореография
Как защитить авторское право на хореографическое произведение? Примеры плагиата
Любое ли движение, танцевальную комбинацию и сценические образы можно защитить авторским правом?
Вопрос достаточно сложный, ибо как доказать, что воспроизводимые движения точь-в-точь скопированы из другого произведения? Как зафиксировать момент плагиата?
Исследуя данный данную тему по авторскому праву, я поняла, что для того, чтобы разобраться в данном аспекте, мне необходимо для начала понять: а что собственно такое «хореографическое произведение» и любое ли такое произведение охраняется авторским правом?
Досадно, что в Гражданском кодексе РФ из содержания ст.1259 ГК РФ законодатель не дает определения понятию «хореографическое произведение», упоминается лишь, что оно охраняется авторским правом.
Поэтому, если посмотреть на фото (ниже), трудно однозначно сказать, что из них можно назвать хореографическим произведением и на какое из данных произведений можно оформить авторские права.
Фрагмент №2. Движение с прыжком в высоту с дальнейшим приземлением на одну ногу
Действительно, выглядит не однозначно. Так что же кроется под понятием хореографическое произведение?
Хореографическое произведение — это далеко не любой танцевальный номер.
Если вы просто ставите новогодний танцевальный номер, чтобы удивить своих коллег на корпоративе, то вряд ли перед его обнародованием вы побежите депонировать на него права. Увидев, как ваш танец исполняют в соседнем офисе, вы тоже не пойдете требовать возмещение авторских прав. Все потому, что ваш придуманный танец для корпоратива для вас же самих никакой ценности не предоставляет.
Если копать глубже, то ключевым словом здесь будет являться слово «произведение».
Произведение имеет свой сюжет. Сюжет состоит из связанный танцевальных партий. Каждая партия — это мини история, высказанная на языке танца.
Поэтому, чтобы ваш танец действительно считался произведением, он должен содержать цельную совокупность танцевальных движений, которые создают единую продуманную композицию, с выраженной идеей, образами, героями, стилем и посылом.
Основная цель (согласно п. 3 ст. 1259 ГК РФ) — в процессе вашего творческого труда создать уникальный хореографический образ, показать его развитие в самом произведении.
Как только ваше произведение готово к обнародованию, обязательно постарайтесь подготовить все материалы, чтобы выразить ваше творчество в объективной форме (желательно во всех ниже представленных).
К объективной форме будет относиться:
1. Выражение материала в письменной форме. Да, хореографию тоже можно описать. Хореографы знают, что у каждого движения, есть свое наименование. Поэтому, каждый эпизод хореографического произведения может быть законспектирован.
Другими словами, нужен детальный сценарий танцевальной постановки.
Для примера, ниже представлен фрагмент конспекта хореографического произведения «Танок с поясами» Центрально-Черноземного района России.
Пример: Фото с репетиции ансамбля государственного академического ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева.
3. Выражение материала в устной форме. Для обнародования произведения, часто прибегают к устному анонсированию материала через радио, телевидение, социальные сети. Это может быть рекламная компания, анонс мероприятия на котором запланировано первичное обнародование произведения и т.д.
ВАЖНО: На всех материалах в обязательном порядке всегда должны быть проставлены дата и время.
Если это фото с репитиции, то позаботьтесь выставить в параметрах фотоаппарата фиксацию даты и времени съемки, чтобы они отображались на самом фото (тоже самое касается и видеозаписей).
Текстовые документы рекомендуется создавать в тех текстовых редакторах, которые позволяют вести версионность и хронологию дат создания и последующих изменений.
Как только все артефакты будут собраны, можно обращаться в Российское общество по управлению авторскими правами, которое формирует официальный Реестр, содержащий сведения о правообладателях и объектах авторских прав.
Одним из таких обществ является РАО КОПИРУС (по ссылке статья на Тарифы и инструкцию, как оформить заявку на регистрацию авторских прав)
Да, процесс затяжной, но если игра стоит свечь, то заморочиться стоит. Во всяком случае, лучше сделать все заранее и в случае плагиата, не тратить уйму времени и нерв на то, чтобы доказать, кто истинный правообладатель.
Нюанс: Одним из шагов в оформлении авторства будет Международная регистрация имени и/или псевдонима автора и наименования организации с присвоением международного идентификатора ISNI.
Чтобы получить авторские права на произведение, вам самим нужно получить права на свое имя или псевдоним.
Вроде все логично. Автор создает произведение, а потом подтверждает на него свои права.
Как быть, если у вас ансамбль и вы ставите большую хореографическую постановку (к примеру спектакль), номера в которой вместе с вами ставят сразу несколько хореографов?
Согласно п.1. ст.1240 ГК РФ, лицо, организовавшее создание сложного объекта (фильмы, мюзиклы, спектакли), включающего несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, приобретает право использования указанных результатов на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров.
При этом часто возникает вопрос: что будет, если постановщик создал танец для спектакля, а потом вдруг передумал и запрещает его использовать.
Такое тоже имеет место быть.
Специально для таких случаев существует п.2. ст.1269 ГК РФ, где по общему правилу, автор, решивший обнародовать свое произведение, вправе отказаться от обнародования при условии возмещения убытков тому, кому передано исключительное право или право использования произведения. Это называется право на отзыв.
1. Санкт-Петербургский государственный академический театр балета под руководством Бориса Эйфмана. Содержит свои уникальные авторские хореографические постановки, все права на которые принадлежат его законному правобладателю.
Фрагмент постановки балета «Евгений Онегин». Автор Борис Эйфман.
2. Шоу-балет Аллы Духовой «Тодес» имеет свои авторские уникальные хореографические постановки, а также специально под них написанное музыкальное сопровождение.
Фрагмент постановки спектакля «И приснится же такое…».
3. Лебединое озеро — балет Петра Ильича Чайковского в четырёх актах.
Является исключением из правил. Так например, согласно статье 1259 части 4-ой Гражданского кодекса Российской Федерации № 230-ФЗ от 18 декабря 2006 года Балет «Лебединое Озеро» не охраняется авторским правом, так как он считается произведением народного творчества (фольклор), не имеющим конкретных авторов.
Фрагмент постановки танца маленьких лебедей.
Вот парочку спорных моментов, когда переиспользование образов, стиля и хореографии привлекло интерес аудитории к исполнителям.
1. The Ed Sullivan Show “Mexican Breakfast» и Beyonce «Single Ladies».
2. Beyonce «Countdown» и Anne Teresa De Keersmaeker
3. Alina Zagitova и Американский хореограф Jojo Gomez
Если вы простой любите танцевать в стиле Бейонсе и выкладывать свои попытки в сеть с указанием автора, то к вам вряд ли будут претензии. Если только вы не наберете больше просмотров, чем сама Бейонсе)) и не переманите ее рекламодателей и аудиторию) думаю, тогда на вас обратят внимание).
А вот если вы решили полностью скопировать чей-нибудь авторский труд и обнародовать его от своего имени — то есть риск налететь на большие штрафы. Поэтому, прежде чем заимствовать хореографию, уточните у ее создателя, есть ли на это весомые ограничения. Лишним не будет.
А лучше просто танцуйте лебединое озеро и будьте счастливы)) Его, как оказывается, копировать можно сколько угодно.
«Танцор, одетый в черные штаны с белыми лампасами, белую футболку с V-вырезом, черную кофту с люрексом и имеющий на руке белую перчатку со стразами, двигается спиной вперед, скользя подошвами по абсолютно нескользскому полу.»(С) Moon Walk by Michael Jackson.
Андрей, спасибо за отличный пример!
Сколько бы не копировали его образ и данный танцевальный прием, резонанс вызван не будет, т.к. танцевальные элементы копирать не запрещено, а скопированный образ и стиль Майкла не обеспечит новому исполнителю никакой симпании зрителя, так как короля поп-музыки переплюнуть будет сложно.
Окей, описали мы это все, снесли в «копирус» или другим «формально не жуликам», выдающим «свидетельство» о том, что лох-то-есть-клиент является автором написанного им текста. И тут перед нами встает п. 3 ст. 1270 ГК:
«3. Практическое применение положений, составляющих содержание произведения, в том числе положений, представляющих собой техническое, экономическое, организационное или иное решение, не является использованием произведения применительно к правилам настоящей главы, за исключением использования, предусмотренного подпунктом 10 пункта 2 настоящей статьи.»
Охраняться авторским правом будет написанный нами текст. Запретить выполнять описанные в тексте движения при помощи авторского права невозможно.
Павел, добрый день!
Да, сами по себе движения, скопированные из хореографической постановки, вы не защитите. Ибо, как доказать, что ваш тройной прыжок принадлежит, к примеру, Цискаридзе из партии к Щелкунчику?
Виды современных танцев: хореография на любой вкус
Современный танец состоит из огромного количества видов и подвидов танцевальных течений, поэтому считается самым обширным разделом в хореографическом искусстве.
В него входят такие виды танцев как бальный, джаз, модерн, contemporary и другие чуточку менее популярные виды современного танца. Каждое направление имеет свои особенности, что делает современный танец богатым и ярким направлением в хореографии.
Виды современных танцев: джаз-танец
Не смотря на своё название современный танец не так уж молод по сравнению с другими видами танцевального искусства. Например, джаз-танец представляет собой самый «зрелый» подраздел данного направления, так как своё начало он берёт в конце 19 века.
Джаз-танец имеет свои течения, которые отличаются как танцевальными приёмами, так и манерой исполнения. Это степ, фанк, соул, бродвей-джаз, классический джаз, афро-джаз, стрит, фристайл и многие другие виды.
Самым молодым направлением джаз-танца является соул. Его отличительной чертой можно считать большое количество различных движений на единицу темпа, которые выполняются с максимальным растягиванием во времени.
Однако самым ярким видом современного танца является флэш-джаз, который поражает сложностью танцевальных трюков, виртуозностью и большим количеством танцевальных приёмов, что делает его схожим с бальным танцем.
Джаз-танец, особенно стрит-джаз, сыграл важную роль в развитии современного хореографического искусства и стал прародителем танцев-однодневок и молодежных танцевальных направлений, таких как буги-вуги, брейк, рэп, хаус. Вы, наверное, заметили, что названия танцев совпадают с распространёнными стилями современной популярной музыки.
Виды современных танцев: бальный танец
Бальный танец сегодня – самостоятельный вид спортивного искусства, который был образован от смешения историко-бытового, джаз-танца, а так же социальных танцев-однодневок. В современном танцевальном мире бальный танец включает в себя латиноамериканскую и европейскую программы.
К латиноамериканской программе относятся такие танцы, как:
Исполнители европейской программы танцуют:
Данные виды современных танцев предполагают собой красивое движение не только тела, но и лица. Это предает бальным танцам еще большую выразительность и живость.
Виды современных танцев: модерн
Особенностью этого вида современного танца является философский подход к движению и отказ от канонов классического танца. Данному виду танца свойственно взаимоотношения движений танцовщика и ритмообразующие основы, а так же поиск второго, третьего плана музыкального сопровождения.
Виды современных танцев: contemporary dance
Важным моментом в данном современном направлении хореографического искусства является связь внутреннего эмоционального состояния танцора c самой формой танца. Сontemporary dance предполагает собой максимальное использование внутренних ресурсов с помощью различных техник, таких как танцевальная и контактная импровизация, релиз.
Многие виды современных танцев, впрочем, равно как и народные танцы, пользуются огромной популярностью, как среди молодежи, так и среди людей зрелого возраста. Это и не удивительно, ведь красота виртуозности исполнения джаз-танцев, душевность и гармоничность медленного вальса и передача состояния и настроения в contemporary dance не только сильно впечатляет, но и заставляет задуматься о масштабах данного направления в хореографическом искусстве.
Современная хореография: как она зародилась, что с ней сейчас и почему это так круто
И зачем идти на фестиваль Context
В этот понедельник стартовал фестиваль современной хореографии Context. Балерина и главный редактор портала Ballet Insider Алиса Асланова расскажет, зачем нужно на него идти — а заодно объяснит, что такого особенного в танце модерн (и откуда он пошел).
Прежде чем современный танец стал таким, как сейчас, ему пришлось пройти долгий путь. Танец модерн возник как противоположность балетному искусству: если в балете существовали жесткие каноны и не менее жесткая иерархия, то модерн был основан на философии индивидуальностей, это отвергавших.
В конце XIX века, с подачи певца, педагога и теоретика сценического искусства Франсуа Дельсарта. Именно Дельсарт определил основные принципы движения в современном танце. Вкратце: все дело в жесте, свободном от условностей. Дельсарт, кстати, создавал эту систему скорее для актеров и музыкантов, чем для танцоров, но в мире танца она прижилась.
Рудольф фон Лабан с танцевальной труппой. Германия, 30-е годы
Примерно в то же время в Дрездене открылся институт ритма. Там преподавал швейцарец Эмиль Жак-Далькроз. Одной из его звездных учениц была немка Мэри Вигман; она чуть позже войдет в историю как родоначальница экспрессивного танца — Вигман первой придет в голову отказаться от танцевальных движений, традиционно считавшихся «красивыми». На Вигман повлиял не только Далькроз, но и танцовщик и педагог Рудольф фон Лабан. Лабан известен тем, что в 1928 году изобрел универсальный способ записи движений при помощи несложных рисунков — лабанотацию. Лабанотацию в балете использовали много лет — пока не появилась возможность разучивать движения по видеозаписям. Вот так выглядит танец, записанный по системе Лабана.
Айседора Дункан (и кто тут на самом деле новатор)
Часто возникновение танца модерн связывают с американской танцовщицей Айседорой Дункан — она считается основоположницей свободного танца. До Айседоры, правда, все это успешно делала другая американка — Лои Фуллер. Ни к хореографам, ни к танцовщикам ее причислять, возможно, не стоит: Фуллер скорее придумала технические нововведения в танце. Лои Фуллер — первая, кто догадался добавить в выступления работу с тканью и светом: в те времена, когда она выступала в парижском кабаре «Фоли Бержер», ее коронным номером был танец «Серпантин» с двумя огромными белыми покрывалами. Про Фуллер — и про юную Айседору Дункан — недавно сняли фильм «Танцовщица» — вымысла в нем порядочно, но посмотреть для общего развития стоит: дает неплохое представление о том, как зарождался модерн.
Чтобы не запутать вас, мы нарисовали схему: кто на кого повлиял в мире современного танца — и кому за что стоит сказать спасибо
Где учились великие
Первую школу танцев в Америке — «Денишоун» — открыли в 1915 году хореографы-танцовщики Рут Сен-Дени и Тед Шоун. Сен-Дени, увлеченная культурой Востока, относилась к танцу как к ритуалу или духовной практике. Шоун же изобрел танцевальную технику для мужчин — тем самым разрушив все предубеждения о танцовщиках. В «Денишоун» учебный план был крайне разнообразным — и даже эклектичным: йога, балет, этнические стили, религия, философия, принципы Дельсарта и многое другое. В сочетании все это помогло вырастить совершенно новое поколение танцовщиков. Самая известная из них — Марта Грэм, член так называемой «Великой четверки», группы будущих основателей американского танца модерн (кроме Грэм в четверке числились Дорис Хамфри, Чарльз Вейдман и ученица Жак-Далькроза, немка Ханья Хольм). Школа Денишоун прекратила свое существование после разрыва Сен-Дени и Шоуна.
В 1931 году Шоун купил ферму, пригласил восьмерых студентов из Спрингфилдского колледжа и танцора из «Денишоун» Бартона Мумоу и начал работать над революционной танцевальной компанией — в ее постановках были заняты только мужчины. Успех пришел: гастролируя по Штатам, Англии, Кубе и Канаде, «Тед Шоун и его танцоры» выступили в общей сложности где-то перед миллионом зрителей.
Кое-что о Марте Грэм
Марта Грэм, которую мы уже упомянули выше, — женщина-легенда. Хореограф, танцовщица, режиссер, художник по костюмам — все это про нее. Вдохновение она искала в мифологии Древней Греции. Грэм больше интересовали истории героинь второго плана, о судьбе которых в литературе принято было не задумываться: к примеру, Клитемнестра, мать-предательница из мифа об Оресте и Электре.
Наследие Марты Грэм живо: до сих пор существует труппа Martha Graham Dance Company, а артисты из поколения в поколение пытаются постичь разработанную ею технику «сжатие-расслабление». Суть ее в том, что, если верить Грэм, физика движения подчинена дыханию — и анатомическим изменениям при дыхательном процессе.
Марта Грэм выступает на крыше. Бостон, 20-е годы
Все, что вы хотели знать о Мерсе Каннингеме
То есть о главном постмодернисте от танца.
Модерн начинался как танец-оппозиция существующей системе, но со временем, как это часто и бывает, и его сковали жесткие рамки: техники, которые не каждый мог осилить, превратили танец модерн в вид искусства только для избранных. Постмодерн же смог обрести ту самую свободу, которой так жаждали первые модернисты.
Мерс Каннингем. Нью-Йорк, 1975 год
Мерс Каннингем, который шесть лет был солистом труппы Марты Грэм, построил мостик от танца модерн к современной хореографии, изменил сам танец и отношение к нему. Каннингем стал первым во многом: абстракция, сочинение без цели, отрицание необходимости рассказывать историю, независимость танца от музыки, уничтожение иерархии между танцорами — вот лишь некоторые его принципы. Именно Каннингем, к слову, одним из первых начал интегрировать компьютерные технологии в хореографию.
С подачи Мерса Каннингема началась эпоха перформансов — не требующих ни костюмов, ни сценического света. Правила и ограничения были отринуты. Любые идеи могли быть осуществлены, импровизация стала важнейшим инструментом в работе над перформансом, а любое движение тела могло стать танцем. Чтобы перечислить всех представителей постмодерна, нужна отдельная статья — но есть имена, которые стоит запомнить. Одно из них — Триша Браун: она первой стала показывать свою хореографию в альтернативных пространствах (например, на улице и на крышах), а ее постановка «Человек, спускающийся по стене», в которой люди — сюрприз! — ходили по стенам, дала начало мощной серии экспериментов в области танца.
Алвин Эйли, 1961 год
Как дела обстоят у нас
В связи с историческими событиями в России — на минуточку, дело было в СССР — в это время постмодерн не смог прижиться. Да и особого основания для развития у него не было. Ситуация стала меняться с 1985 года — когда современные западные спектакли начали возить в Москву и Ленинград. Удивительно, но в Советском Союзе самая прогрессивная хореография стала развиваться не там, в Екатеринбурге, Челябинске и Перми. И если начиналось все с попытки скопировать то, что делали в Америке и Европе, то сейчас все больше новых имен возникает в пространстве российской современной хореографии.
Главное событие в этом пространстве — ежегодный фестиваль «Context. Диана Вишнева». В свое время самой Диане, прима-балерине Мариинского театра и одной из главных звезд российского балета, стало тесно в рамках классического репертуара. Тогда-то она и начала творческий поиск. Те, кто имеет представление о творчестве Вишневой, знают, как упорно она добивалась расположения мэтров современного танца и разрушала предубеждения о косности владения телом у классических танцовщиков, осваивала новую пластику и новую технику. Четыре года назад Диана наконец решила развивать современный танец в России. Цель выбрана непростая — взращивание хореографических талантов, процесс долгий и мучительный. За это Context и ценят.
Диана Вишнева в балете Каролин Карлсон « Женщина в комнате », 2015 год
За три года на фестивале отметились, пожалуй, главные современные труппы: уже упомянутая выше Martha Graham Dance Company, Нидерландский театр танца, монстры Introdans и Gauthier Dance. В этом году Context привез в Москву «Балет Мориса Бежара» (одного из крупнейших хореографов ХХ века), американскую труппу Алонсо Кинга LINES Ballet и шведского хореографа Матса Эка с его музой Аной Лагуной. С Матсом Эком у многих русских танцовщиков связаны романтические воспоминания: видеокассета с его «Жизелью», которую как раз танцевала Ана Лагуна, в 90-е передавалась в хореографическом училище как драгоценность. В этом году Эк завершил карьеру — так что возможность увидеть его и его постановку в Москве сравнима с выигрышем в лотерею. И не пары тысяч рублей, а пары миллионов.
Кстати, о видеозаписях: присмотритесь к афише Центра документального кино — у Context есть еще и кинопрограмма. И да, там есть и фильм про Матса Эка — правда, в этот раз он ставит не «Жизель», а «Ромео и Джульетту». Среди других документалок, которые точно стоит смотреть, — «Перезагрузка», фильм про время, когда балетом Парижской оперы правил хореограф голливудского «Черного лебедя» и муж Натали Портман Бенджамин Мильпье. В фильме (чертовски атмосферном) Мильпье пытается осовременить одну из старейших трупп мира — и изменить все: подход к репетициям, репертуару, составы артистов. Покажут за два часа все: балетные залы, неустанно работающего и сочиняющего в наушниках Мильпье, закулисную жизнь театра, репетиционный процесс танцовщиков (в наиболее эффектных ракурсах), грандиозные интерьеры Парижской оперы.
Подробная информация о фестивале — на сайте.
Присоединяйся офлайн к аудиовизуальной инсталляции «Портрет поколения» по случаю 10-летия BURO. — получи иммерсивный опыт.
Популярные виды и стили танцев: все о современной хореографии
Танец – искусство самовыражения, возможность ощутить гармонию между телом и душой. В танце можно импровизировать, творить и получать удовольствие от движения. И конечно, это способ поддерживать себя в отличной физической форме. Современная хореография очень разнообразна – от простых повторяющихся па до технически сложных движений в кардио темпе, требующих специальной подготовки. Танцевальные студии предлагают множество направлений – от уроков средневековых танцев до тверка и стрип-данса. Какие есть стили танца, что сейчас в тренде – разбиралась #PokuponBlogTeam, а заодно подготовила скидки до 90% на абонементы в танцевальные студии вашего города.
Балет и его современные формы
Классический балет
Зародился еще в XVI веке, как хореографические миниатюры в оперных выступлениях. Позже стал самостоятельным видом сценического искусства. Основное выразительное средство балета – классический танец. Это целая система геометрически ясных, выверенных движений, четкого соблюдения позиций рук, ног, корпуса. Балетная постановка – ни что иное, как театральный спектакль с определенным сюжетом, выраженным с помощью хореографии. Значение имеют не только танцевальные па, но и пантомима, которой исполнители передают эмоции своих героев. В современных школах танцев каждый желающий может примерить на себя балетную пачку и пуанты. Начинать заниматься балетом оптимально с 6-7, а то и с 10 лет. В этом возрасте ребенок уже более требователен к себе и готов воспринимать методику классического танца. В более раннем возрасте желательно водить малыша на более простые танцевальные занятия с преподаванием в виде игры, знакомства с ритмами и музыкой.
Джаз-модерн
Стиль танца родом из Германии и США ХХ века стал попыткой отказаться от канонических балетных движений. В нем смешана балетная классика, джазовая импровизация и современная на тот момент уличная хореография, используются совершенно другие ритмы и темы для постановок.
Контемпорари
Контемпорари, или современный танец, также берет начало с отрицания классических балетных канонов. Это поиск новых способов выразить мысли и эмоции в танце. Контемп привнес в танец восточные буддийские мотивы. Помимо движений, некоторые техники построены также на дыхании и работе с сознанием. Ему свойственная «работа на полу», часто исполнители танцуют босиком. На Покупоне уроки контемпа – со скидкой до 90%.
Этот стиль современного танца – результат слияния европейской и африканской культур. Развивался параллельно с музыкой 20х-40х годов ХХ века. В основе – импровизация, чувство ритма и высокое мастерство танцора. Джаз включает в себя широкий диапазон танцевальных стилей.
Кекуок
Сегодня кекуок можно увидеть только в театральных постановках или фильмах, но вначале ХХ века это был абсолютный прорыв. Этот афроамериканский танец стал прародителем всех джазовых направлений в хореографии. На английском танец называется «cake walk» — «прогулка за пирогом», что связывают с обычаем награждать лучших танцоров пирогом.
Буги-вуги
Во время Второй мировой войны на территории Европы находилось много американских солдат, которые привезли с собой свои обычаи и культуру. Буги-вуги возник на основе линди-хопа и исполнялся сольно или в паре под рок-н-ролл. До сих пор первый более популярен в Европе, а второй в США. Абонемент на уроки буги-вуги ищите со скидкой до 55% на Покупоне.
Чечетка или степ
В переводе с английского «step» означает «шаг». Чечетка представляет собой танец, основанный на выстукивании ритма башмаками. Если основатели чечетки стучали о дубовый пол твердой подошвой, то современные туфли для степа имеют металлический носок и набойки на каблуках для более звонкого звука.
Чарльстон
Этот танец исполняли девушки, высмеивая приверженцев «сухого» закона в США. Имея афроамериканские корни, чарльстон исполнялся под модный на то время джаз. Танец считался аморальным, пока его не показали на Бродвее, где он заслужил массу поклонников и танцевальную лихоманку уже было не остановить.
Линди-хоп
Линди-хоп развивался с джазовой музыкой. Темнокожие музыканты колесили на автобусах из штата в штат, взрывая танцполы. Поклонники уже не могли танцевать, как раньше, ритмы и темп были совсем не те. Таким образом в сухой степ добавились движения африканских народных танцев, которые полностью соответствовали свободному и раскрепощенному духу свинговых танцев.
Народные танцы мира
Украинский гопак
Воинственный танец запорожских казаков со множеством сложных прыжков, приседаний, махов ногами и верчением. Изначально гопак исполнялся исключительно мужчинами. Казаки становились в круг, в центре которого двое собратьев соревновались в танце, демонстрируя скорость, ловкость и гибкость. Уже позже появились и женские партии, но солируют только мужчины. Своей популярностью по сей день гопак обязан ансамблю Павла Вирского.
Ирландские танцы
Популярная кельтская джига, быстрый рил и хорнпайп с элементами чечетки — разновидности, которые наиболее часто используются в современных ирландских постановках. В 1990-ых народные танцы Ирландии просто взорвали мир хореографии благодаря шоу Riverdance. Им свойственно множество мелких движений ногами, в то время, как руки часто свободно опущены вниз. Наиболее зрелищно выглядят постановки с участием десятков танцоров, двигающихся синхронно.
Гавайские танцы
Древний танец островитян, экзотическая гавайская хула получила широкую популярность во всем мире. С помощью танца гавайцы выражают любовь ко всему живому, каждое движение несет свой особый смысл. Этот танец имеет оздоровительный и гармонизирующий эффект, способствует укреплению осанки, развитию гибкости, улучшению состояния суставов, мышц и связок.
Грузинские танцы
Объединяют в себе народные танцы разных регионов Грузии. Чаще всего грузинские танцы исполняются мужчинами в виде соревнования или парами под романтическую мелодию, а постановки имеют свой классический сценарий. Самые популярные среди грузинских танцев — Перхули и Хоруми – занесены в список нематериального культурного достояния Грузии. Современный грузинский танец можно увидеть в исполнении гастролирующих по всему миру трупп, самая известная из которых – балет Сухишвили.
Испанское фламенко
Фламенко родился на юге Испании, соединив в себе мавританский, цыганский и европейский стили в музыке и танце. Фламенко исполняют девушки и женщины разных возрастов, одетые в длинные испанские юбки. Чаще всего сольно под аккомпанемент гитары и кастаньет, на которых играют мужчины. Для фламенко характерны выстукивания ритма каблуками и своеобразные зачаровывающие движения рук, в особенности кистей.
Бразильская капоэйра
Капоэйра возникла как боевое искусство с элементами танца, но постепенно перебралось со спортивных залов и пляжей на танцевальные площадки. Много амплитудных движений, трюков и махов ногами, напоминающих удары и подсечки, — основа этого вида бразильского искусства.
Индийская Натья
Натья – это театральное действо с определенным сюжетом, возникшее еще в Древней Индии. Считается, что это музыкально-хореографическое искусство несет ритуальный характер и лежит в основе чуть ли не всей культуры индийского народа. Огромное значение имеют костюмы, игра глазами, повороты головы и движения рук.
Польский краковяк
Народный танец возникший в окрестностях Кракова. Изначально исполнялся только мужчинами, а позже парами. В XIX веке перебрался с народных ярмарок и празднеств в королевские дворцы, а позднее на балетную сцену. Танец быстрый и задорный со множеством подскоков и поворотов.
Бальные танцы
На сегодняшний день бальные танцы – это не те, которые танцуют на балах, а скорее спортивные бальные танцы. Танцевальные соревнования включают две программы: европейскую и латиноамериканскую. Серьезно заниматься бальными танцами нужно начинать с раннего детства. Выбирайте на Покупоне любимое танцевальное направление со скидками до 75%.
Европейская программа
Включает парные танцы, которые возникли и были популярны на балах и вечеринках в странах Европы. На состязаниях по спортивно-бальным танцам существует строгий дресс-код: девушки в длинных бальных платьях, парни — в смокингах специального кроя.
1. Вальс – самый знаменитый среди парных танцев, знакомый многим еще со школьных выпускных. Танец из трех па, которые выполняются в каждую долю такта. В обязательной программе спортивных бальных танцев существует медленный и быстрый венский вальс. Также вальс – самый популярный танец молодоженов.
2. Танго. Хотя танец имеет аргентинское происхождение, широкую популярность танец получил в свое время во Франции. В спортивных бальных танцах танго имеет свои правила исполнения, в то время, как аргентинское — сплошная импровизация. Отличается и музыка, ведь главный инструмент аргентинского танго — барабаны, которые полностью отсутствуют в мелодии для соревновательных танцев. Но главная отличительная черта латиноамериканского танго — страсть и социальная направленность, которые и принесли ему всемирную известность.
3. Фокстрот – самый сложный танец европейской программы. Возник в США в начале 20 века, но с гастролерами перебрался на европейский континент. Плавные движения партнеров и скользящие по полу шаги создают впечатление полного единения пары.
4. Квикстеп возник в результате того, что на соревнованиях некоторые музыканты слишком ускоряли мелодию для фокстрота. В итоге организаторам пришлось поставить ограничения на темп фокстрота, а уже образовавшийся новый быстрый танец именовать квикстепом (в переводе с английского «быстрый шаг»). Квикстеп – легкий задорный танец со множеством разнообразных шагов и подпрыжек, заимствованных из других стилей, исполняемый в очень быстром темпе.
Латиноамериканские танцы свободы
Из всего разнообразия латинских танцев спортивные состязания включают только пять разновидностей. Мы решили упомянуть еще несколько популярных латинских танцев, которые рекомендуем разучивать вдвоем со своей второй половинкой. Ищите на Покупоне скидки до 80% на уроки «горячих» латиноамериканских танцев у профессиональных хореографов в вашем городе.
1. Самба. Танец стал популярен благодаря ежегодному бразильскому карнавалу, на котором соревнуются многочисленные школы самбы. Одна из разновидностей этого национального бразильского танца вошла в программу бальных танцев. Музыке свойственны синком, полиритмия и перекрестные ритмы.
2. Ча-ча-ча – пожалуй самый популярный среди танцев Карибского бассейна. Отличается четким ритмом, что в свое время привлекло внимание французского хореографа Пьера Лавеля, который и привез ча-ча-ча в Европу. Изначально танцы ча-ча-ча и дансона не отличались, но позже музыка для ча-ча-ча ускорилась и родился новый танец, а дансона, наоборот замедлилась, породив новое направление танцев – румбу.
3. Румба – самый медленный из танцев латиноамериканской программы родом из бедных кварталов Кубы. Румба считается танцем рабов, в котором они всячески пытались проявить свою свободу. Танцевальной технике свойственны широкие шаги и плавные эротичные движения.
4. Пасадобль – испанский танец, имитирующий корриду — бой с быком. Партнер изображает тореадора, а партнерша мулету — красную ткань в его руках. Довольно жесткий танец с четкими движениями, в котором четко фиксируется голова исполнителей, а корпус постоянно напряжен.
5. Джайв – танец афроамериканского происхождения, возникший в США. Исполняется всегда последним в обязательной программе соревнований, поскольку очень быстрый и требует от танцоров кроме мастерства хорошей выносливости. Основные движения ногами шаг-приставка-шаг со стороны в сторону. Вес тела всегда впереди и постоянно переносится со стороны в сторону.
6. Бачата. Если первые пять танцев давно исполняются в спортивно-бальной программе, то бачата никакого отношения к этим соревнованиям не имеет. Зародившись в Доминикане, она стала известной в наших краях не так давно, но стремительно заслужила популярность. Основные движения ногами — четыре шага на каждый такт с акцентом на последнем, зачастую в этот момент поднимается и опускается бедро. Главная особенность бачаты — некая интимность, ведь партнеры находятся очень близко друг другу.
7. В сальсе смешались чуть ли не все виды латиноамериканских танцев. По сути изначально это была чистая импровизация, которая благодаря характерной мелодии со временем начала обретать уникальные черты. В танце верхняя часть корпуса практически неподвижна, акцент делается на талию, бедра и ноги.
Хотите попробовать себя в сальсе, бачате или в других латиноамериканских танцах – ловите скидки до 80% от Покупона на абонементы в дэнс и фитнес студиях вашего города. Танцуйте с экономией!
Исторические дворцовые танцы
Среди танцев, исполнявшихся в королевских дворцах с эпохи Возрождения, популярным остался только вальс. Только он входит в европейскую программу танцевальных соревнований. Однако, сегодня существует множество клубов по интересам, которые занимаются исторической реконструкцией. Часто именно в таких организациях можно изучить подобные танцы и почувствовать себя персонажем исторического фильма.
Street dance: танцы улиц
Хип-хоп
Хип-хоп возник с одноименным стилем музыки и смешал в себе все уличные танцы, которые существовали на тот момент. Это был танец свободы в котором молодые люди могли выражать себя, рассказывать свои истории. Каждое поколение танцоров, каждая школа привносят в технику танца свою стилистику и изюминку. Вот почему возможности этого танцевального направления практически безграничны. Заниматься хип-хопом можно со скидкой до 75% благодаря Покупону.
Крамп
Стиль появился в неблагополучных районах американских городов среди темнокожего населения, как альтернатива уличному насилию. Вместо драк подростки и молодые люди начали устраивать танцевальные батлы, на которых могли выпустить накопившуюся негативную энергию. Особенность крампа в том, что во время танца все тело максимально напряжено, а исполнитель делает резкие порывистые движения руками, ногами, головой и корпусом. Что естественно, крамп более популярен среди парней.
Брейк-данс
Танец возник на улицах США в 1970-ых. Движения «в пол» плавно переросли в движения «на полу». Брейк сочетает в себе элементы латиноамериканских танцев, в том числе капоэйры, а также боевые искусства и гимнастические трюки.
Джаз-фанк
В этом стиле доминируют мелкие движения плавно, но быстро перетекающие друг в друга. Волны, скольжения, махи руками, повороты, наклоны и акценты на бедра, плечи и локти. Джаз-фанк – задорный игривый танец, в котором исполнитель как-будто заигрывает со зрителем. Ищите на Покупоне абонементы на занятия Jazz-funk со скидкой до 80%.