что такое авторская колонка
Авторская колонка
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие и история развития колонки как журналистского жанра
В современной журналистике термин «колонка» используется в трех значениях:
В движении от рубрики к жанру колонка почти повторила путь фельетона. Сначала в крайней колонке помещалась информация, на которую хотела бы обратить внимание газета – экстренные новости, объявления, официальные сообщения и т.д. Но со временем содержание колонки сместилось в сторону частной жизни. большой интерес у читателей в 19 веке вызывали колонки сплетен, где публиковались сообщения о текущей жизни жителей города – свадьбах, рождениях, помолвках, отпусках и т. д. Таким образом, колонка стала местом на полосе, где из публикуемых на регулярной основе фрагментов формируется картина жизни частного человека. То есть колонка стала выполнять бытописательскую функцию.
Затем в такой колонке-рубрике начинают концентрироваться тексты журналистских жанров, имеющих ярко выраженное авторское начало – эссе, комментарии, обозрения, обзоры, рецензии.
Особенности авторской колонки
Авторская колонка – это текст, в котором отражаются чувства журналиста, его опыт, взгляды на что-либо.
Готовые работы на аналогичную тему
Главной целью автора колонки является выражение собственного мнения, подтверждаемого при этом фактами.
Инфоповодом к статье для авторской колонки может стать как крупное происшествие, так и небольшое событие. Иногда журналисты пишут о какой-либо личности, раскрывают характер героя. на первый план при этом выдвигаются чувства самого автора, его взгляды и суждения.
Главная функция авторской колонки, ее целевая установка – демонстрация точки зрения субъекта высказывания в связи с какой-либо ситуацией с целью обратить внимание читателей не только на ситуацию, но и на характер ее оценки.
Именно личность автора становится главным смысловым ядром жанра. И этим обусловлена такая специфическая особенность авторской колонки, заключающаяся в том, что ее ведет авторитетный человек – специалист в определенной области, чье мнение интересно само по себе, известный человек (политик, писатель), автор, обладающий талантом говорить интересно обо всем. На первый план выступает процесс демонстрации мнения.
Метод, применяемый в данном жанре журналистики – образный анализ.
Образный анализ – это сочетание анализа (выявление взаимосвязей предмета, причин, следствий, а также их оценка, прогноз дальнейшего развития) и художественного обобщения. Колонка в этом смысле занимает пограничную позицию между художественно-публицистическими и аналитическими жанрами в традиционной классификации. По классификации Л. Е. Кройчика авторская колонка входит в группу исследовательско-образных жанров.
Форма и содержание авторской колонки
По своему содержанию авторская колонка – это цепочка событий, явлений, фактов, с которыми автору приходится непосредственно сталкиваться или которые, на его взгляд, являются наиболее актуальными в данный момент, а также рассуждений, порождающих эти события и факты. Журналист предлагает читателю свою точку зрения на реальную действительность. Таким образом, его статьи становятся неопровержимыми свидетельствами эпохи и одновременно с этим оригинальными художественными произведениями.
На первом месте выступают не явление или факт, а отношение автора к этому явлению или факту. В авторской колонке журналист рассказывает о собственных впечатлениях, о своем личном опыте, демонстрирует свое мнение.
Что касается, формы, то колонка является свободным повествованием, которое включает в себя элементы других жанров, от небольшой заметки до эссе. Но все эти элементы в повествование включаются исключительно для того, чтобы усилить авторскую манеру письма, авторскую аргументацию, максимально «интимизировать» повествование и сделать читателя собеседником, соучастником повествования. Авторская манера письма сохраняется от колонки к колонке, что делает ее узнаваемой читателями.
В авторской колонке грамматические конструкции и формы, а также приемы организации создают атмосферу внешней безыскусности (при этом сохраняется тщательная стилистическая обработанность, смысловая сложность и многомерность) и исповедальности. Эти приемы вызывают у читателя ощущение соучастия, личного контакта. Особенности такой манеры, как интимизация проявляются во всех колонках, где-то в большей, где-то в меньшей степени. В конечном итоге выбор степени интимности и применение стилистических средств зависит от конкретного автора.
По мнению ряда исследователей, к жанрообразующим факторам также относятся и языковые средства, применяемые в тексте, или форма авторского присутствия. По мнению других исследователей, эти факторы входят в понятие содержания и формы.
Рассматривая жанрообразующие факторы, которые позволяют определить колонку как отдельный журналистский жанр, следует отметить, что хоть тексты колонки и обладают отчетливыми отличительными признаками, специфика данного жанра, заключающаяся в сильном авторском начале, внимании к форме и стремлении к самовыражению не позволяет его ограничивать строгими рамками. В связи с этим для жанра колонки, так же, как и для эссе, характерна некоторая степень размытости жанровых границ.
Эксперт говорит: как попасть с авторской колонкой в топовое СМИ
Авторская колонка — один из наиболее эффективных PR-инструментов продвижения личного бренда. Но и один из самых сложных. Суть работы этого инструмента в том, что эксперт аргументированно высказывает своё мнение на актуальную тему.
Почти все деловые и lifestyle СМИ имеют разделы с авторским колонками: РБК, Forbes, Ведомости, Сноб и т.д.
Однако попасть в число колумнистов топовых изданий непросто, но возможно, придерживаясь правил. Я опускаю все тонкости именно техники написания текста. Для того, чтобы хорошо писать — читайте «Пиши, сокращай», там исчерпывающе это объясняется.
Я расскажу, что надо делать прежде, чем писать колонку, чтобы она гарантированно попала в выбранное СМИ.
Первое, что нужно сделать — исходя из вашей целевой аудитории выбрать целевое СМИ. Продаёте яхты — лучше в Forbes, digital-услуги — VC или Cossa. Второе — прямо запросить у редакции требования для колумнистов. Почти у всех топовых СМИ есть проверенные годами и тоннами плохих колонок правила. Даже если они не написаны, любой журналист легко их сформулирует для вас.
Я предлагаю короткий чек-лист, суммирующий требования топовых изданий к колумнистам.
1. «Не- могу-об-этом-больше-молчать» тема
У эксперта должна быть «не-могу-об-этом-больше-молчать», «мир-должен-знать-об-этом» тема. Такая тема обязательно должна содержать острую проблему и ее возможные решения. От неё горят глаза, и хочется излить душу. Если же это у PR-специалиста идея фикс сделать спикера медийным, то колонка будет скучной и постной.
Другая крайность — когда спикер «просто хочет быть известным», а большой идеи, с которой он хочет изменить отрасль/сознание людей/мир — нет. Получается колонка ради колонки, на любую тему, лишь бы взяли. Редактор и читатели это сразу ощущают. И это не укрепляет, а дискредитирует экспертность спикера, раз ему безразлично, на какую тему говорить. Исключение — колонки по заказу редакции, хотя и тут спикеру должен хотеть высказаться на эту тему.
2. Новизна мысли спикера
Спикеру есть, что нового сказать по теме, и его мнение не дублирует идеи других экспертов. Повторение прописных истин и колонки «я согласен с предыдущим оратором» никому не будут интересны.
3. Актуальность темы
Тема должна быть актуальной, лучше всего — основываться на конкретном инфоповоде, что не отменяет первый пункт. В кризис — пишем про кризис, в падение цен — про падение цен. Чем выше тема в топе, тем интересней она будет читателю. Это не отменяет нишевые темы, которые интересны узкому кругу лиц. Важно, чтобы для этих специалистов тема была в их профильном топе. Ее не возьмут в Forbes, но могут — в отраслевое издание, где ее с большей вероятностью увидят эксперты в данной области.
4. Авторское мнение подкреплено фактами
Мнение спикера подкрепляют факты, аналитика, исследования. Ссылаться можно на авторитетные сторонние источники. Аналитику Knight Frank я периодически ловлю в колонках других экспертов.
5. Социальная значимость темы
Тема должна быть интересна людям, а не только спикеру. Привожу в качестве примера выдержку памятки Forbes для колумнистов: «Существует круг тем, по которым очень многие хотят высказаться (написать), но, к несчастью, никто не хочет слушать (читать). С ними связан наш прежний печальный опыт неудачных, неинтересных читателю публикаций. Это круг тем, связанных с бизнес-процессами, вопросами корпоративного управления, цифровизацией, автоматизацией, роботизацией, технологической революцией, всякого рода трансформацией, облачными технологиями, интернетом вещей, блокчейном, искусственным интеллектом, машинным обучением, и т.п.».
6. Общепризнанная экспертность спикера
Спикер должен быть общепризнанным экспертом в этой теме. Если очень хочется рассказать про блокчейн и крипту, но спикер — эксперт в недвижимости, надо удерживать от таких порывов. Если хочется раскрыть мировой масонский заговор Билла Гейтса и Германа Грефа, то от этого тоже лучше воздержаться. Для каждой темы есть свои эксперты — вирусологи, политологи, в ряде случаев психиатры.
7. Искренность спикера
Авторская колонка — не реклама услуг/товаров компании, и даже не самого спикера. Это более тонкий, имеющий долгий накопительный эффект инструмент продвижения компании и личного бренда. Но тут работает обратный принцип «чем меньше женщину мы любим…». Чем меньше мы думаем о том, как же это продвинет наш бренд и как зашить туда его PR между строк, тем лучше выйдет колонка. Она будет искренняя, живая, настоящая — указывать на важную проблему и предлагать ее решение. И в конечном счёте она сработает и на PR. Спикеру поверят, его будут уважать, его мнение будет весомым в глазах общественности. К нему обратятся с запросом в следующий раз.
Теперь проиллюстрирую на примере колонки спикера Knight Frank в РБК, как пользоваться этими принципами.
Проверка по чек-листу:
1. Спикер часто говорил о том, что переизбыток неликвидного предложения — серьёзная проблема для загородного рынка, которая тормозит его развитие, сокращает число сделок.
2. В прошлом году, когда спикер на пресс-завтраке Knight Frank по итогам года озвучил данные по объёму неликвидного предложения на рынке — это стало одним из мощнейших инфоповодов. Он собрал более 20 публикаций, в том числе на РБК, РИА недвижимость, Вести.
3-4. У темы был реальный мощный инфоповод и подробная аналитика, которая обрисовывает масштаб проблемы.
5. Сейчас загородный рынок после бегства миллионеров на Рублевку под пристальным вниманием общественности. Многие задумались о переезде за город и аренде дома, поэтому вопрос качественного предложения в сегменте как никогда актуален.
6. Олег Михайлик, директор департамента загородной недвижимости Knight Frank, – один из самых цитируемых экспертов в теме элитной загородки. По данным системы мониторинга «Медиалогия», за 2019 год цитаты Олега Михайлика упоминались в 134 публикациях и заняли 15% информационного поля в сегменте элитной загородной недвижимости.
7. Спикер честно говорит, что на загородном рынке катастрофически мало хорошего предложения, но есть варианты для собственников, которые помогут перевести неликвидные дома в категорию ликвидных. Итого: перед нами проблема, ее масштаб и варианты решения.
Учимся тренду: как вести авторскую колонку так, чтобы к вам прислушивались тысячи
Развитие пользовательского контента (UGC, User Generated Content) – один из главных трендов в медиа. В 2017 году эту задачу перед собой поставила и редакция The New York Times.
Для представителей бизнеса это является сигналом, что они получат больше возможностей встроиться в информационное поле, публикуя свои мнения.
PR-консультант Юлия Жидкова объясняет, как работать с авторскими материалами и почему это важно.
Пиарщику с большим количеством релизов посвящается.
Пиарщику, поработавшему с большим объемом пресс-релизов, знакомы мысли: не лучше ли написать одну уникальную статью под целевое медиа, чем лепить много текстов, которые никто не прочитает?
Сейчас я много занимаюсь публикацией колонок, и на практике получается, что одна авторская статья может получить более высокий отклик аудитории, чем средненькая новость.
Да и компания более активно присутствует в информационном поле, когда не только генерит поводы, но и высказывается на темы, которые находятся в поле зрения общественности. Как же организовать работу с медиа?
Шаг 1. Изучите тенденции в медиа
Прежде чем готовить сообщение, обратите внимание на тренды, влияющие на потребление информации.
Тенденция 1. Социальная
Цифровая среда стимулирует общество наращивать навыки коммуникации и формирует новых лидеров мнений. The New York Times не исключение. Ведущие мировые (Huffington Post, BuzzFeed), да и российские медиа (Rusbase, vc.ru), развиваются по модели комьюнити. Если ваше мнение несет пользу для комьюнити, оно получит признание – аудитория, умеющая отделить качественный контент от пустышки, в нашей стране уже сформировалась.
Тенденция 2. Отраслевая
Конкуренция за качество контента будет расти. По признанию Всеволода Пуля, главного редактора Russia Beyond The Headlines, гонка за просмотрами, заставляющая журналистов использовать скандальные заголовки и быстро публиковать новости без проверки источников, снизила доверие к СМИ и отпугнула премиального читателя.
Теперь медиа обращаются к новым системам аналитики, позволяющим измерять вовлеченность и лояльность аудитории, среди которых Content Insights и «Медиатор» от Mail.ru. Меняется взгляд и на систему мониторинга: в сентябре 2016 года Яндекс анонсировал сервис «Яндекс.Медиана», который будет запущен в 2017 году и сможет мониторить СМИ по числу просмотров объекта анализа. Он покажет реальный охват каждого материала, что подстегнет пиарщиков к более тщательному выбору инструментов для каждой задачи.
Тенденция 3. Профессиональная
Лидеры мнений/агенты влияния становятся авторами. Так звучит один из пяти PR-трендов 2017, которые сформулировало Агентство деловых коммуникаций 4D на основе опроса 70 агентств в 60 странах, реализованном через сеть GlobalComPR. Если вы собираете свою аудиторию в микроблоге в Facebook и публикуете статьи в СМИ, то узнаваемость увеличивается, растет и привлекательность для партнеров и клиентов.
Шаг 2. Определитесь с целями, выберите СМИ и составьте усредненный портрет читателя
Раздел «Мнения» есть в большинстве крупных и некоторых отраслевых медиа, но, прежде чем обрывать телефоны ведущих редакций страны, оцените свои возможности и цели. Если ваша компания масштабируется или выходит на новый рынок и ищет инвесторов, целью могут быть ведущие деловые издания. Иная цель – повышение узнаваемости в сообществе предпринимателей.
Ознакомьтесь с рубрикой, посмотрите, среди каких материалов предполагается ваш текст. Он должен вписываться в ленту. Вот как можно описать тематику разделов, где публикуются колонки, нескольких известных медиа:
После изучения раздела, которому планируете предложить статью, сформулируйте усредненный портрет читателя. Отталкивайтесь именно от него, а не от потребностей аудитории компании. Иначе попадете совсем в другую рубрику – с пометкой «на правах рекламы».
Часто авторы совершают ошибку, рассуждая так: «Моя аудитория – предприниматели, которые хотят научиться публичным выступлениям, они читают Rusbase. Напишу-ка я подборку советов по технике речи». Но сколько читателей Rusbase интересуются техникой речи? Уж точно меньше, чем тех, кого заинтересует тема «Как управлять речью на питч-сессии, чтобы убедить инвестора». Больше кликов получит вторая тема, и ее с большей вероятностью выберет редактор.
Шаг 3. Проанализируйте вводные, контекст и определитесь с темой
Тема формируется на стыке экспертизы автора, задач бизнеса, проблематики отрасли и интересов читателя СМИ.
Проблематику отрасли определяют регуляторы – органы власти, лидеры рынка, исследовательские компании. Они задают контекст. Например, выход нового закона — повод обсудить, как он повлияет на экономику. На основе чужой «большой новости» можно написать тематическую подборку, дискуссионную или обзорно-аналитическую статью. Однако ньюсджекинг – далеко не единственный способ быть актуальным. Главное – обладать экспертизой, а повод найдется.
Приведу пример нескольких универсальных форматов колонок:
Поднимите реальную проблему, которая актуальна для аудитории и соответствует ее бизнес-задачам.
Например, СМИ, ориентированным на предпринимателей, интересно, как выйти на новую нишу, оптимизировать бизнес-процессы, внедрять новые технологии, нанимать и обучать людей – иными словами, все, что помогает увеличить прибыль нестандартными средствами. Если вы занимаетесь кадровым консалтингом и формированием команд, предложите медиа тему о том, как молодому управленцу собрать свою первую команду. Дайте убедительные примеры, покажите, почему эта проблема актуальна.
По статистике, 90% российских СМИ интересны рубрики, посвященные политике, бизнесу и финансам, науке и технике. Если вы хотите, чтобы материал заинтересовал читателей ведущих деловых СМИ, ищите проблему, которая лежит в сфере вашей экспертизы и находится на стыке тенденций нескольких областей.
Несколько непрофессиональных советов:
Шаг 4. Согласуйте с редакцией
Чем более рейтинговое СМИ вас интересует, тем больше работы предстоит проделать, прежде чем писать в редакцию письмо с предложением своей темы.
Шаг 5. Пишите
1. Продумайте начало текста. Сразу представьте читателю проблему, о которой пойдет речь в колонке. Начать лучше с очень четкого утверждения – оно попадет в сниппет (текст, который отображается под заголовком и изображением) при расшаре и будет одним из аргументов кликнуть на ссылку.
Вот по такой логике можно строить начало:
В России отсутствует культура публичных выступлений. [Раскрыть] Многие профессионалы говорят плохо и не любят этого делать. [Подтвердить цифрами] В Москве каждый день проходят сотни конференций, на них выступают десятки людей, которые [в чем их функция], но [в чем с ними проблема].
2. Если вы пишете колонку в формате кейса или подборки how to, используйте подзаголовки в формате тезисов, отвечающих на вопрос, заданный в теме. Следите, чтобы подзаголовки были согласованными.
3. Помните, что факт – отправная точка для выражения авторской мысли.
4. Соблюдайте баланс эмоций и сухих фактов.
5. Пишите доступным языком, избегайте канцеляризмов и прочих вредных слов, которые поможет вычленить в тексте glvrd.ru. Советы, как написать текст в информационном стиле, можно найти здесь и здесь.
6. Раскрывайте тему полностью, не оставляйте недомолвок.
7. Оставьте только самое важное, чтобы на выходе получилось 5–7 тысяч знаков. Емкий и содержательный текст получит максимальный уровень вовлечения читателя и будет иметь долгосрочный эффект.
Я люблю колонки за то, что они «расширяют фокус внимания» автора от аудитории компании к отраслевой проблематике и глобальным тенденциям. Ведь чтобы преуспеть, необходимо не только чувствовать свой рынок, но и знать, от каких глобальных факторов он зависит.
Глава 2. Авторская колонка: рубрика или новая жанровая форма
Но обозначают ли сами газеты колумнистские тексты как «колонку». Да обозначают, однако не все издания. Например, «Литературная газета» под материалами, расположенными под рубрикой «Очевидец» на второй полосе, подписывает «Точка зрения авторов колонки может не совпадать с позицией редакции». А газета «Труд» также публикующая типичные колонки, например, Дмитрия Быкова «На Парнасе ты цыган»[49], никак не обозначила материал как колонку, поместив под постоянной рубрикой «Времечко Быкова».
Журналист Владимир Федорин, первый заместитель главного редактора российского Forbes, отмечает: «Стандартная форма существования журналистики мнений – это колонка. Это не просто интеллектуальный продукт. Это творчество. Рецепта идеальной колонки не существует. Порой нарушение правил только усиливает текст и вводят его автора в историю»[34].
Л. Е. Кройчик, рассматривая систему журналистских жанров, среди «исследовательско-новостных» текстов выделяет также жанр колонки, наряду с рецензией, комментарием и корреспонденцией [15]:«В чем жанровый смысл колонки? Во-первых, автор выступает в качестве героя-повествователя или персонажа-маски (в комическом варианте колонки), чья точка зрения, собственно, и является предметом исследования. В этом отношении колонка близка эссе (см. ниже). Автор вводится в повествование как лицо размышляющее и переживающее. Во-вторых, колонка как оперативный отклик на происшедшее (или – происходящее) по своей тональности полемична. Этим она и отличается от комментария, в котором мнение публициста далеко не всегда содержит оппозицию описываемому факту. Колумнист не уточняет, не объясняет факт или возникшую ситуацию – он выступает по отношению к ним оппонентом. В-третьих, поскольку в колонке, как правило, взгляд автора не совпадает с общепринятой точкой зрения, он предлагает новое представление о ситуации. Персональная точка зрения – смысловое ядро колонки.
Колонка – это всегда прямой диалог с аудиторией, соло, рассчитанное на контакт со слушателями, живое, образное слово, сориентированное на сочувственный отклик тех, к кому оно обращено (по крайней мере – на понимание). Если в комментарии такая связь публициста и аудитории факультативна, то в колонке обязательна. Итак, комментарий – жанр публицистики, представляющий собой оперативный отклик на конкретные события в форме монолога автора, приглашающего аудиторию к соразмышлению. Колонка – монолог публициста, предлагающего в образно-эмоциональной форме свою оценку фактов и явлений действительности»
Еще одно интересное замечание, связанное с вечной оппозицией инфор-мация – комментарий, новость – мнение, дает С. Митрофанов: «В течение дол-гого времени информационная журналистика отрицала авторские колонки и даже на какое-то время смогла вытеснить их на периферию, но именно сейчас идет процесс возвращения авторов, поскольку выработался такой механизм, что осмысление политики происходит исключительно в авторской колонке. И больше нигде. Она как бы заменяет нам парламент (потерявший гражданское значение) и гражданское общество» [15].
Вскользь упоминает о колонке как жанре С. О. Савчук. Говоря об исчезновении передовой статьи, памфлета и фельетона, исследователь отмечает: «В ряде изданий их функции берут на себя такие жанровые формы, как «личная колонка», но чаще используются жанровые возможности комментария и комбинированные формы (корреспонденция, комментарий и др.)» [28]. Также о колумнистике, правда западной, говорит А. А. Тертычный: «Лишь, колумнистика, в противовес информационной или развлекательной направленности западной журналистики в целом, «становится чуть ли не единственной (и привилегированной) формой выражения авторской позиции, субъективного анализа, комментария к событию, про которое уже распространились сухие новостные сводки. Отсюда особое значение и особая роль колумниста» [30].
Большой вклад в теорию колумнистики внесла А. Н. Тепляшина. В ее диссертации «Творческая природа комического (жанровая парадигма современной журналистики)» авторской колонке посвящена целая глава. И хотя в ее работе колонка рассматривается в контексте комического, нам важно, что исследователь выделяет колумнистику в «жанровую форму» публицистики. «Рассматриваемая в качестве жанровой формы авторской журналистики колонка не имеет конкретного названия. Однако возможно повторение ситуации с терминов фельетон, который два века назад обозначал всего лишь место на газетной полосе, а не название жанра. Колонка – это новый тип публицистического творчества, не скованного нормами, конвенциями, директивами, характеризующегося сильным личностным началом, что соответствует мировым тенденциям…» [88, с. 26].
Ценны для нас статьи С. С. Ярцевой, в которых она исследует западную колумнистику [42, 43,45].
С. С. Успенская в статье «Колумнистика: проблемы жанровой идентификации» с некоторыми оговорками признает колонку новым жанром публицистики: «При анализе колонок современных авторов мы можем отметить, что значительная группа текстов, написанных под рубрикой колонки, обладает сходными признаками, что позволяет говорить о возможности объединения этих текстов неким особым, новым жанром публицистики. И хотя говорить о существовании полноправного жанра колонки пока еще рано, есть все основания утверждать, что формирование этого жанра уже началось, и что культурно-историческая ситуация, сложившаяся в стране, способствует появлению новой жанровой формы.
Таким образом, подчеркивая, что колонка еще не устоялась как жанр в системе жанров отечественных СМИ, мы полагаем, что в настоящее время идет процесс ее становления, есть все предпосылки к появлению нового жанра» [33].
Известный теоретик А. А. Тертычный утверждает [31]: «…проблема определения жанровой структуры периодической печати является одной из наиболее «застарелых болезней» соответствующей теории». Попробуем разобраться с самим понятиями жанр и жанрообразующие признаки, для чего дадим подборку цитат, а потом рассмотрим колумнистику в контексте жанра.
«… жанр – обобщенная типизированная форма журналистских выступлений»[16, с. 106].
Исследователь Е. В. Черникова задается вопросом: «Если жанры в журналистике – это устойчивые типы произведений, объединенных сходными содержательно-формальными признаками, то что обеспечивает устойчивость типа?» [36, с. 56]. Г. С. Мельник и А. Н. Тепляшина говорят об устойчивости и одновременной изменчивости жанра. «Он сохраняет на протяжении долгого времени такие качества, как постоянность и устойчивость структурно-композиционных и стилистических признаков, однако под воздействием исторических условий (жанровая ассоциация эпохи, по М. М. Бахтину), жанр может приобретать или утрачивать те или иные свойства» [16, с. 104].
Систему определений жанра дает А. А. Инджиев в книге «Универсальный справочник начинающего журналиста» [9]. Он предъявляет понятие жанр через категории разных сфер. Рассмотрим кратко его определения:
«Жанр – категория исторически конретная, претерпевающая изменения в процессе своего сущетвования» [9, с. 243]. Далее в пример приводится фельетон, который в 19 веке был рубрикой, а затем трансформировался в обличительный жанр.
«Жанр – особая форма организации жизненного материала, представляющая собой специфическую совокупность структурно-композицонных признаков. При этом мы имеем дело не со случайной совокупностью черт, а с системой элементов формы» [9, с. 244]. Здесь исследователь указывает взаимосвязь целей текста и его структуры, что вполне логично и себя оправдывает.
«Жанр – категория типологическая, то есть обладающая рядом устойчивых, повторяющихся признаков» [9, с. 244]. Это определения вообщем повторяет предыдущих исследователей.
«Жанр – категория гносеологическая» Выбор жанра определяется теми задачами, которые поставил автор – «что познается, на каком уровне, с какой целью и какими средствами» [9, с. 246].
«Жанр – категория морфологическая. … морфология жанра – это: а) особенности структуры повествования; б) место факта в повествовании; в) своеобразный строй повествования; г) специфика разработки проблемы (конфликта)» [9, с. 246-247].
«Жанр – категория аксиологическая, то есть содержащая определенную оценку действительности публицистом: любой текст либо утверждает, либо отрицает что-то» [9, с. 247].
«Жанр – категория творчески-созидательная. Трактовка фактов, ситуаций, проблем публицистом создает текст как определенную модель мира» [9, с. 247]. Эти универсальные характеристики жанра подходят для всех существующих жанров. Однако мы не можем по всем признакам определить авторскую колонку как жанр. Очевидно, что нам для выяснения особенностей колумнистики следует обратиться к так называемым жанрообразующим факторам и проверить есть ли эти факторы в колонке, и можем ли мы говорить о ней, как о жанре. Заметим, что сам А. А. Инджиев после определений понятия жанра начинает подробно описывать некоторые жанры и вскользь упоминает и об авторской колонке [9, с. 259]: «В последнее время многие газеты используют такую подачу материала, как колонка. В публицистике существует даже такой раздел – колумнистика. Главное требование к колонке – она должна выражать одно мнение». В принципе, ничего нового исследователь нам не сообщил – об этом уже говорил Л. Е. Кройчик [15] и его цитату мы привели в нашей работе. Показательно здесь то, что А. А. Инджиев определяет колонку как форму подачи материала, то есть как рубрику. Но нашей задачей будет самостоятельно проанализировать колонку как жанр и доказать или опровергнуть наличие в колонке жанрообразующих признаков.
Г. С. Мельник и А. Н. Тепляшина дают определение понятию «жанрообразование» и выделяют следующие жанрообразующие признаки [16, с. 104]:
«Жанрообразование– это процесс, в котором функционируют структуры с признаками и завершенности и открытости. При рассмотрении нового жанра видна его генетическая связь с изначальным структурным ядром.
Логическими основаниями для дифференциации жанров служат:
· фунция, которую они выполняют;
· характер и свойства;
· своеобразие отражаемых предметов и явлений;
· степень проникновения (глубина) в действительность;
· применяемые методы и приемы отражения действительности.
Эти признаки называются жанрообразующими факторами».
Е. В. Черникова, соглашаясь с исследователями, уточняет жанрообразующие признаки в контексте формулы 5w (кто-что-где-когда-почему): «Иначе говоря, что именно отображаем, зачем и каким образом. С этим набором жанрообразующих факторов почти все авторы, пишущие о жанрах, в принципе согласны. Что случилось?— это вопрос из формулы 5w. Что будем отображать? – вопрос из жанрообразующей триады. Запомните твердо: это совершенно разные вопросы. Каждую секунду происходят миллионы событий. Фактов накапливается намного больше, потому что в любом событии всегда больше одного факта» [36, с. 58-59 ].
Авторы учебника «Риторические основы журналистики: работа над жанрами газеты», З. С. Смелкова, Л. В. Ассуирова, М. Р. Савова, О. А. Сальникова, называют в качестве основополагающего жанрового признака коммуникативную цель журналиста[27, с. 139]: «… в журналистике коммуникативная цель общения с читателем становится жанровым признаком, наиболее значимым типологически».
А. А. Тертычный четко выделяет жанрообразующие признаки [31]: «…предмет,цель и метод изображения, реализуемые осознанно или не осознанно конкретным журналистом в ходе создания того или иного текста. Диалектически взаимосвязанная совокупность этих фактов может быть обозначена понятием «тип отображения действительности».
Итак, в нашей работе для анализирования жанра авторской колонки мы будем использовать предложенные жанрообразующие признаки «предмет отображения – цель – метод», которые объективно выделяют большинство исследователей журналистики.
1.Предметом отображения в колумнистики может быть, что угодно: от события до лиц. Во-первых, это событие. Однако, чаще всего, событие в колумнистике важно не само по себе, а в качестве повода к рассуждению автора. Например, юбилей Горбачева (событие) послужил Александру Минкину поводом для размышления о современной политической власти: «Что касается тандема, то их можно понять. Ельцин ничего критического о них не скажет, он безопасен. Он и пока был жив — молчал (хотя доходили слухи, что многие действия наследника он не одобрял).
Здесь следует обозначить, что такое ситуация. А. А. Тертычный дает определение: «Ситуацией можно назвать определенное, повторяющееся на протяжении достаточно большого отрезка времени отношений, сложившихся между членами какого-либо коллектива, между коллективами, меду социальными группами, между странами и т.п., соотношение сил, взаимных требований и ожиданий. Внешне, на поверхности ситуация выглядит как состояние, уровень удовлетворения интересов людей, участников ситуации, находящихся в определенном взаимодействии» [29, с. 18].
Другой пример, предметом изображения в колонке Андрея Попова стал заказной матч между сборной Грозного главе с Рамзаном Кадыровым и сборной Бразилии (событие), автор также приводит событие – «я был на стадионе «Купол» на памятном матче ижевского «Газовика-Газпрома» с «Нефтехимиком» в 2005 году». Колумнист сопоставляет два события и приходит к обобщению (т.е. к описанию современнойситуации): «Думаю, многие, как и я, не питали иллюзий: эта встреча – шоу. Как «Минута славы» или «Жестокие игры» на Первом канале. Вроде актеров «мордой в грязь», но побеждает всегда дружба. Но почему-то с точки зрения футбола смотреть такие «мероприятия» как-то неудобно. А как Вы думаете – насколько честный сейчас наш спорт?» [71].
Колумнист Юлия Калинина в колонке «Своих детей нам жалко лишь в Америке» описывает типичную для России ситуацию: «Ребенок, выкинутый на помойку в Москве, не стоит их высокого внимания. Он вообще ничего не стоит. Ведь каждый месяц, если не каждую неделю, случается нечто подобное. В мусоре дворники находят трупы грудных детей — недокормленных, с синяками, опостылевших, выкинутых.
На самом деле их миллионы. Родителей, которым дети — обуза. И можно долго сейчас рассуждать, почему они такие нехорошие, по каким социальным и историческим причинам. Но выяснение причин не изменит последствий. Не изменит тех девушек и парней, которые орут на своих детей с лютой ненавистью, как на последних врагов. Дома они сдерживаются из последних сил, чтоб не выкинуть “этого гаденыша” из окна, а на людях сдерживаются, чтоб не двинуть ему со всей силы. Но по тому, как резко ребенок отшатывается от заоравшей мамаши, видно, что его бьют. Он знает силу удара, хотя еще даже не говорит. Еще только начал ходить» [57].
А. А. Тертычный определяет процесс как «динамичное следование различных состояний, находящихся в причинно-следственной связи, «если…то» («если наступит это, то должно наступить то-то…») [29, с. 17].
Колумнист Интернет издания Ведомостей Майя Кучерская в колонке «Вечные ценности: Он сказал «Поехали!» говорит о возможных последствиях принятия закона о возвращении имущества религиозного назначения религиозным организациям и процессах, которые развернулись в связи с этим в обществе: «Печальный абсурд происходящего заключается в том, что храм оказывается буквально разорван между двумя собственниками: здание и фрески принадлежат церкви, иконы — музею.
В результате в одном из самых красивых московских храмов, Троицы в Никитниках, уже начали разбирать иконостас для передачи его музею. И теперь уже никто не увидит этого иконостаса, ведь для этого понадобилось бы выстроить здание, напоминающее церковь. Иконостас отрывают и от храмовых фресок XVII в., составлявших с ним неразрывное целое. Не говоря уже о том, что при большом стечении народа, сиянии свечей фрески, писанные в том числе Симоном Ушаковым, не уберечь от разрушения. Но и о сохранении — не охране, а сохранении отданных памятников — в законе ни слова» [61].
Также в колонках предметом отображения может стать личность(хотя это и редкость). Например, Мариэтта Чудакова в колонке «ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ: Без полутонов» представляет нам личность Б. Н. Ельцина: «Совесть, благородство и достоинство…» — строка поэта близкого ему поколения подходит к облику первого президента России.
Тяжелейшим образом переживал единственную свою крупную ошибку — Чечню; слишком (да, именно это хочу сказать) был совестлив, слишком проницаем для такой должности. Всегда думала, что это его подломило.
Благородство — пальцем не тронул ни одного из журналистов, поносивших его в газетах и на телеэкране денно и нощно (пусть попытаются сегодня замахнуться на первое лицо).
Достоинство — как достойно нес свою отставку!
Сказано было о нем когда-то: «Очень русский. Слишком русский». Он был в России свой — а в то же время уж очень выдававшийся за общий ряд. Таких и выталкивала когда-то община» [86].
Однако не следует думать, что такое разнообразие предметов отображение (событие, ситуация, процесс, личность и всевозможные их сочетания и взаимодействия) говорит о невозможности отнесения колонки к жанру. А. А. Тертычный отмечает, что все эти предметы отображения используются часто вместе в аналитической публицистике, в частности, в статье [29, с. 13]. Исследователь говорит о том, что жанр публикации не может быть предопределен предметом отображения. Однако А. А. Тертычный выделяет постоянный жанрообразующий признак, касающийся предмета отображения: «…если публикации отображают предмет, находящийся во внешнем по отношению к автору выступления мире, то они будут включены в одну жанровую группу (или их совокупность – предположим, это будут аналитические тексты). Если же предмет отображения относится к внутренннему миру автора, то созданная им публикация будет включаться в совершенно иную жанровую группу (в этом случае автор, рассказывающий о своем внутреннем мире, занимается самоотображением, самоанализом)» [29, с. 43]. Если исходить из данной классификации, то колумнистика отображает внешний мир, «самоанализ» можно встретить в блогах- электронных дневниках, однако колумнистика, с настолько ярко выраженным образом автора, на является напрямую изображением внутреннего мира автора.
3.Следующий жанрообразующий признак – методы исследования предмета. Вновь обратимся к А. А. Тертычному: «…в журналистике существует две основные группы методов «преобразования» объективной действительности в ее информационный аналог. А именно: рационально-познавательныеихудожественные методы. Эти методы включают в себя два уровня познания – эмпирическийитеоретический. Результат эмпирического исследования предстает как поток информационных публикаций. Применение теоретического познания приводит к созданию текстов, составляющих основной поток аналитических публикаций. Применение художественных методов в журналистике обычно идет параллельно с применением рационально-познавательных, что приводит к созданию не собственно художественных, а художественно-публицистических произведений» [29, с. 35].
Попробуем исследовать какие методы используются в колумнистике.
Продуктивен для использования при создании колумнистики метод проработки документов. В пример приведем колонку Александра Минкина «45 гораздо больше, чем 55», где автор знакомит читателя с документами по делу Юкоса: «Качество текста 55 можно оценить хотя бы по такой фразе: “Дискуссия по наиболее резонансным судебным делам последнего времени не является сравнительным анализом доказательной базы — большинство ее участников…” — это ровно половина одного предложения, но и ее достаточно. Чёрт поймёт, что значит “дискуссия не является сравнительным анализом”. В “письме 45” тоже есть фразы, с которыми трудно согласиться. Например, утверждается, что “причиной второго суда над Ходорковским явилась его публицистическая деятельность — интервью и статьи, написанные в заключении”. Так ли? Гораздо более убедительна широко известная точка зрения, что дело вовсе не в статьях Ходорковского, а в воле Владимира Путина» [69].
Метод эксперимента также используется при написании колумнистики, отметим, что этот метод отличается от «включенного наблюдения» тем, что журналист здесь не меняет профессию, он провоцирует какую-то ситуацию и наблюдает за ней, оставаясь в роли журналиста. Например, ижевский журналист и колумнист Муршидат Исаева описывает в колонке «Ребенок в залог квартиры, или Как живется в Ижевске «гастарбайтерам» свои скитания по различным инстанциям: «Потеряв надежду, я написала письмо в адрес интернет-приемной Президента России. Ответ пришел на следующий день. А потом с интервалом в две недели приходили письма из самых разных организаций. Каждый писал, что письмо направлено в соответствующую инстанцию. Письмо, подобно цветику-семицветику, сделало круг, но желание так и не исполнило» [55]. Другой журналист газеты «Центр» Андрей Попов проверил на себе качество наших отремонтированных дорог после зимы: «Столько раз мой автомобиль громыхнул по пути из дома на работу этим утром. Куда делись за зиму летний ремонт, гарантии и качественный асфальт?
Правда, я провел эксперимент! Монотонно и упорно посчитал каждый «бумс», «бряк» и «дыщь».
296 ям – на одном 10-минутном маршруте и далеко не по самым убитым улицам, от 40 лет Победы через Восточный поселок на Авангардную» [70].
Используется в колумнистике и дедуктивное умозаключение, при котором «частное явления мы подводим под общее правило или делаем вывод из общего положения по поводу свойств отдельного предмета» [29, с. 29]. Например, политтехнолог, колумнист сайта www.gzt.ru Станислав Белковский революцию в Ливии объединяет в один ряд с революциями стран Востока, предлагая читателю возможные последствия этих событий для России: «И как тут Путину не задергаться! Когда в 2003-2005 году произошли постсоветские цветные революции – в Грузии, на Украине и в Киргизии – кремлевцы все валили на США и американские интриги. Но арабские революции на американцев не свалишь. Очевидно же, что Вашингтон был заинтересован и в Мубараке, и в бен Али, и остается заинтересован – в саудовской династии. И сторону революции Обама принимал только тогда, когда ее уже нельзя было не принять. (С Ливией только промахнулся, но это отдельный вопрос.)» [47].
Широко используется в колумнистике сравнение. Например, колонка Александра Минкина «Гайдар-Рамзан» включает в себя одно сравнение, которое хорошо работает на контрасте: весь текст противопоставлен одному последнему абзацу. приведем всю эту небольшую колонку здесь, т.к. для нас она показательна в том плане, что трудно порой бывает определить жанровые особенности колумнистики. «Рамзану — орден Героя России и звание генерала
Гайдару — памятник и мемориальная доска.
Путину — породистого щенка.
Муртазе Рахимову — орден “За заслуги перед Отечеством” I степени. (Только за последние два года его руководства из Башкирии пропало больше двух миллиардов долларов.)
Путину — проспект В.В.Путина в Грозном, дворцы, Олимпиада и чемпионат мира по футболу.
Михалкову — мигалку и один процент со всего электронного в придачу.
Путину — истребитель, тигрицу, “Ладу-Калину”, белого медведя, подводную лодку, серого кита и четырехчасовые прямые телеэфиры.
Чубайсу — Роснано (а перед этим РАО ЕЭС, а перед этим залоговые аукционы, а перед этим ваучеры).
Путину — всё вышеперечисленное и календарь с полуголыми студентками в придачу.
Народу — ЕГЭ, ЖКХ и рассказы о борьбе с коррупцией. А кто недоволен — пусть идет. (выделено нами – Авт.)» [67].
Художественный методтакже присущ колумнистике, как, впрочем, и всему журналистскому творчеству, т.к. «суть этого метода самого по себе заключается в безграничном применении авторской фантазии, вымысла, которые дают необходимую для творца свободу создания художественного образа и выявления через него «правды жизни в целом» [29,с. 42]. В колумнистике автор может использовать вымысел как основу всего текста. В качестве примера приведем колонку Дмитрия Быкова, который предлагает на суд читателей новый ироничный календарь «для тех, кто может и смеет выйти на площадь в назначенный час»: «Помимо движения 31 числа — оно, слава Богу, бывает не каждый месяц — у нас появилось теперь «движение 11», поклявшееся выходить на Манежную одиннадцатого числа каждого месяца. Чего требует «стратегия 31», более или менее понятно — ей нужны гражданские свободы и право так выходить на Триумфальную, чтобы после официально согласованного митинга не давали 15 суток. Стратегия «11» в этом смысле отличается более размытыми целями. Судя по националистическим сайтам, на которых регулярно появляются расстрельные списки либералов и демократов, публика с Манежной площади требует права на бессудную ликвидацию всех нерусских, смеющих так себя вести, как будто они тут проходят как хозяева. Защитники нерусских автоматически к ним приравниваются. Если так пойдет дальше, антифашистский митинг по образцу декабрьского (25, если кто забыл) тоже придется повторять ежемесячно.
Итак, образцовый гражданский месяц 2011.
1-е число — официальный праздник сторонников национального лидера, первого и единственного; торжественное шествие «Наших», «Молодой гвардии» и прочей патриотической молодежи, условно называемой далее «Золотая рота». Красная площадь.
2-е — День сторонников тандема, в котором одного боятся, а на другого надеются; условно-либеральная, частично-государственная, легально-неформальная тусовка во главе с ИНСОРом, Юргенсом, Гонтмахером, Тимаковой, Будбергом и т. д. Старая площадь.
3-е — День независимого суда, называемого также «тройкой». Сторонники расстрельных приговоров, басманной справедливости, данилкинской беспристрастности. Лубянская площадь.
4-е — День эсхатологического пессимиста, в честь четырех всадников Апокалипсиса. Возможен кавалерийский вариант. Панически настроенная интеллигенция, особенно забавная на конях. Тверская площадь. » [50]. Мы привели начало колонки Быкова так подробно, поскольку данный материал, исходя из классификации А. А. Тертычного (ссылка), является сатирическим комментарием, который «нацелен на высменивание определенных человеческих недостатков, пороков, промахов самого разного плана» [29, с. 285], при этом используются ирония и насмешка. Однако, таких «чистых» текстов, которых можно подвести под определенные жанры, встречается мало и это еще одно косвенное доказательство того, что колумнистика обладает собственными жанровыми признаками.
Следует отметить, что роскошь эссе в колумнистике может себе позволить далеко не каждый. Это, на наш взгляд, объясняется сложностью жанра, необходимостью иметь оригинальное мышление, и элементарным большим объемом текста. Большой текст в сети Интернет, где сейчас, в основном, и обитает колумнистика, просто не прочитают. Поэтому публиковать эссе могут позволить себе специализированные сайты, например, литературные. Также можем привести в пример сайт современного писателя Захара Прилепина www.zaharprilepin.ru, где в рубрике «колумнистика» автор публикует очерки, обзоры, рецензии, интервью и эссе. Писателю следовало бы назвать этот раздел «публицистика», т.к. материалы рубрики весьма неоднородны и колумнистику ни один из текстов не напоминает. Пример классического эссе Захара Прилепина «Русские люди за длинным столом», идея которого состоит в следующем: «Народ, воистину, данность в современной России. А нация – воистину – задание.
Но задание не для всех. Лишь для тех, кто в который раз рискнет взять на себя ответственность, и артикулироватьизначально понятное всем.
Задача почти невозможная, но начать стоит.
Просто потому, что никто, в сущности, не против, и все уже готовы.
Я хожу по нашей земле с тем странным ощущением, когда тебе отзывается всё вокруг тебя. Наверное, так ходят лесники по любимому лесу». (2007-01-22) [73]. Такой текст в колумнистике редкость, если, конечно, можно назвать его колумнистикой, а нам кажется, что данный текст противоречит жанровым особенностям колумнитсики, (которые будут рассмотрены нами ниже), и в первую очередь – требованию небольшого объема и лаконичности изложения. Это именно тот пример, когда на сайтах под колумнистику подгоняется весь материал того или иного автора, причем там могут быть репортажи, заметки, интервью, даже рассказы.
Однако воронежский исследователь Ю. А. Гордеев среди жанров аналитической публицистики выделяет также жанры, пользующиеся наибольшей популярность у колумнистов. Это обозрение и обзор: «Банальным примером могут послужить публикации в пятничных номерах газеты «Известия» М. Соколова (обозрение) и И. Петровской (обзор). Авторское начало в их текстах проявляется и в отборе фактов/произведений, и в их интерпретации, и в организации повествования» [4]. Исследователь также говорит о большом потенциале фельетона, как жанра, подходящего для колумнистики, но полагает, что фельетон мало распространен в современной прессе. Мы принципиально не согласны с данным выказыванием. Обозрение и обзор могут публиковаться в разделе колумнистика, но это не значит, что они таковой являются (хотя черты обзора и обозрения в колонке могут присутсятвовать), ибо противоречат жанровым признакам колумнистики, рассмотренным нами ниже. Нельзя то, что публикует известный публицист Юлия Латынина в «Новой газете» или на сайте www.kp.ru под рубрикой «колумнистика» назвать колумнистикой: автор работает в аналитических жанрах – статья, обозрения, иногда корреспонденция.
Наиболее похож на колумнистику жанр комментария, однако исследователь Л. Е. Кройчик разъясняет, чем отличается колонка от комментария [15], его цитату мы привели в начале главы.