что такое азимут в авиации

Что такое азимут в авиации

Курс, пеленг, азимут.

Магнитным курсом (МК) называется угол, заключенный между северным направлением магнитного меридиана, проходящего через самолет, и продольной осью самолета.

Истинным курсом (ИК) называется угол, заключенный между северным направлением истинного меридиана, проходящего через самолет, и продольной осью самолета.

Компасным курсом (КК) называется угол, заключенный между северным направлением компасного меридиана, проходящего через самолет, и продольной осью самолета.

Заданным путевым углом (ЗПУ) называется угол, заключенный между северным направлением меридиана, и линией заданного пути.

Азимутом (А) ориентира называется угол, заключенный между северным направлением меридиана, проходящего через данную точку, и направлением на наблюдаемый ориентир.

Курсовой угол радиостанции (КУР) называется угол, заключенный между продольной осью самолета и направлением на радиостанцию. КУР отсчитывается от продольной оси самолета до направления на радиостанцию по ходу часовой стрелки от 0 до 360°.

что такое азимут в авиации. Смотреть фото что такое азимут в авиации. Смотреть картинку что такое азимут в авиации. Картинка про что такое азимут в авиации. Фото что такое азимут в авиации

Магнитный курс взлета и посадки аэродрома Чугуев равен 345(165) градусам. Чтобы узнать истинный курс нужно узнать сумму МК и магнитного склонения для данной местности(+8градусов). Т.е.ИК=345+8=353градуса.

Итак самолет находится в ИПМ и нам нужно знать куда следовать дальше. Направление движения определяется заданным путевым углом. Однако, при наличии боковой составляющей ветра, самолет будет сносить с линии заданного пути, и для сохранения ЛЗП нужно вносить поправку на ветер. Эта поправка называется угол сноса.

Итак как провести самолет от одного до другого пункта маршрута разобрались.

Выдерживаем заданную скорость, высоту и ЗПУ и будет нам счастье аж до следующего ППМ. Но вот как определить что мы подходим к этому самому следующему ППМ?

Существует несколько способов определить местоположение самолета:

1. Визуально, по наземным ориентирам. Но, если ориентир будет скрыт облачностью, либо самолет отклониться от ЛЗП на расстояние, с которого ориентиры будут неразличимы, мы рискуем потеряться. Поэтому визуальные ориентиры служат больше для подтверждения правильности выдерживания нашего маршрута, чем как основной способ навигации.

2. По географическим координатам (широта-долгота) можно точно указать местонахождение самолета, но для определения местоположения самолета по географическим координатам требуется специальное оборудование, которое имеется далеко не на всех самолетах.

3. По азимуту и дальности до маяка (радиостанции) можно с достаточной точностью определить свое местонахождение на маршруте. Для этого достаточно чтобы самолет был оснащен дальномерным оборудованием и радиокомпасом. Настроив радионавигационное оборудование на РСБН, мы сможем контролировать правильность выдерживание маршрута на протяжении всего полета по заранее известным значениям азимута и дальности в контрольных точках.

Например: в контрольной точке №Х расчетная Д=55 А=70. Фактически имеем Д=58 А=70. Значит мы идем на 3 км восточнее ЛЗП, и нужно взять соответствующую поправку. Либо, в той же ситуации, имеем Д=55 А=90. Следовательно мы отклонились южнее маршрута и нужно исправлять ситуацию.

Цель этого упражнения состоит в том, чтобы летчик научился определять и выдерживать свое местоположение по дальности и азимуту, четко представлял в какую сторону и насколько он отклонился от маршрута (границ пилотажной зоны).

Выдерживание местоположения в пилотажной зоне с использованием РТС.

Использование наземных визуальных ориентиров для определения своего местоположения удобно до определенного предела. Например, ориентируясь по Печенежскому водохранилищу, вы можете достаточно точно определить направление на аэродром, но определить границы пилотажной зоны с достаточной точностью визуально вам вряд-ли удастся. Удерживать свое местоположение в пределах пилотажной зоны используя дальность и азимут до РСБН достаточно просто.
На полетной карте у вас указаны дальности и азимуты границ пилотажной зоны. Выполняя задание летчик должен представлять свое местоположение относительно границ зоны, и соответствующим образом строить следующий маневр.

Источник

Путь, курс, пеленг и другие

По многочисленным просьбам возвращаюсь к старой теме. Мы тут с 15 года копья ломаем. Раз так – заглянем в классику.

М.Черный и В.Кораблин «Самолетовождение»:

1) «Курсом самолета называется угол, заключенный между северным направлением меридиана, проходящего через самолет, и продольной осью самолета»

То есть, КУРС – куда направлен нос самолета.

2) «Для выполнения полета из одного пункта в другой их соединяют на карте линией, которая в самолетовождении называется линией заданного пути (ЛЗП)…»

«…путевым углом называется угол, заключенный между северным направлением … и направлением линии заданного пути (ЛЗП)»

То есть, ПУТЬ – куда на самом деле движется самолет.

2А) «Заданным магнитным путевым углом (ЗМПУ) называется угол, заключенный между северным направлением магнитного меридиана и линией заданного пути»

На карте нарисовали отрезок от точки А к точке Б, померяли транспортиром от меридиана – магнитного или истинного – получили заданный путевой угол: магнитный или истинный.

2Б) «Фактическим магнитным путевым углом называется угол, заключенный между северным направлением магнитного меридиана и линией фактического пути»

Нарисовать-то на карте мы нарисовали, но на самом деле в ходе полета получился другой отрезок – фактический путевой угол.

3) «Азимутом, или истинным пеленгом ориентира называется угол, заключенный между северным направлением меридиана, проходящего через данную точку, и направлением на наблюдаемый ориентир…»

что такое азимут в авиации. Смотреть фото что такое азимут в авиации. Смотреть картинку что такое азимут в авиации. Картинка про что такое азимут в авиации. Фото что такое азимут в авиации

4) «Пеленгом самолета называется угол, заключенный между северным направлением меридиана, проходящего через радиостанцию, и … направлением на самолет. Отсчитывается от северного направления меридиана по ходу часовой стрелки от 0 до 360°. Пеленг самолета называется истинным, если отчет ведется от истинного меридиана, и магнитным, если отсчет ведется от магнитного меридиана…»

что такое азимут в авиации. Смотреть фото что такое азимут в авиации. Смотреть картинку что такое азимут в авиации. Картинка про что такое азимут в авиации. Фото что такое азимут в авиации

Как справедливо указал коллега ak_bazhenov: это и есть радиал.

Спасибо Черному и Кораблину. Теперь к английскому языку. Возьмем «Pilot’s Handbook of Aeronautical Knowledge», это – издание от FAA.

1) HEADING. The direction in which the nose of the aircraft is pointing during flight.

Курс. Направление, куда указывает нос самолета во время полета.

2) COURSE. The intended direction of flight in the horizontal plane measured in degrees from north.

Путь. Предполагаемое направление полета в горизонтальной плоскости, измеренное в градусах с севера.

2А) TRACK. The actual path made over the ground in flight.

Путь. Фактический путь выполненного полета, спроецированный на поверхность земли.

3) BEARING. The direction from an airplane to a ground station. (Из “Boeing Technical Dictionary”)

Азимут, Пеленг. Направление от самолета к наземной станции наведения.(Перевод оригинальный)

4) RADIALS. The courses oriented from a station. (Из «Pilot’s Handbook of Aeronautical Knowledge»)

Радиалы. Курсы, направленные от станции.

Старую статью я перечеркиваю, т.к. просто удалить ее не могу.

Фотография Окань Дениса.

(Посовещавшись с Денисом, мы решили эту статью из последующих изданий книги выкинуть.)

Из-за того, что в западных авиационных приборах есть параметр Course (читается «курс», но курсом в нашем понимании не является) происходит некоторая путаница. Давайте расставим точки над ё.

что такое азимут в авиации. Смотреть фото что такое азимут в авиации. Смотреть картинку что такое азимут в авиации. Картинка про что такое азимут в авиации. Фото что такое азимут в авиацииЧтобы самолету из пункта «А» попасть в пункт «Б», нужно лететь КУРСОМ (Heading) 13 градусов. Но, к сожалению, в день полета есть такой фактор, как сильный боковой ветер, который будет сносить наш самолет вправо. Поэтому, в пункт «Б» наш самолетик сегодня не попадет, потому что фактически движется в направлении 20 градусов. Эти 20 градусов называются «ПУТЬ» (Track).

Итак. «Курс» – куда направлен нос самолета, а «путь» или иначе «путевой угол», это – в каком направлении он движется на самом деле.

что такое азимут в авиации. Смотреть фото что такое азимут в авиации. Смотреть картинку что такое азимут в авиации. Картинка про что такое азимут в авиации. Фото что такое азимут в авиацииСправа по курсу самолета – радиомаяк. ПЕЛЕНГ (Bearing) на него – 120 градусов. Пеленг – угол между направлением на север и направлением на объект.

Теперь мы разворачиваемся и летим на маяк таким образом, что пеленг на него оставался постоянным, например, 120 градусов. Вот этот направление на объект с неизменным пеленгом на него и называется COURSE.

Так что, курс это – курс, а Course это – Course.

Из-за этой путаницы, в частности, русские пилоты, летающие на импортной технике, в разговорах между собой вынуждены применять иностранные слова. И наш, русский «курс», они называют «heading».

(Я благодарен коллеге “ilya1502” за замечания)

Источник

Пеленг и азимут в чем разница. Путь, курс, пеленг и другие

Пеленг

что такое азимут в авиации. Смотреть фото что такое азимут в авиации. Смотреть картинку что такое азимут в авиации. Картинка про что такое азимут в авиации. Фото что такое азимут в авиации

что такое азимут в авиации. Смотреть фото что такое азимут в авиации. Смотреть картинку что такое азимут в авиации. Картинка про что такое азимут в авиации. Фото что такое азимут в авиации

Пеленг разделяют на:

Пеленг и азимут

В отличие от азимута, допускающего вариации отсчета, пеленг всегда измеряется от направления на норд, по часовой стрелке и на полную дугу окружности. Таким образом пеленг соответствует круговому азимуту.

Пеленг (строй)

что такое азимут в авиации. Смотреть фото что такое азимут в авиации. Смотреть картинку что такое азимут в авиации. Картинка про что такое азимут в авиации. Фото что такое азимут в авиации

что такое азимут в авиации. Смотреть фото что такое азимут в авиации. Смотреть картинку что такое азимут в авиации. Картинка про что такое азимут в авиации. Фото что такое азимут в авиации

Разница между азимутом и пеленгом

Азимут против пеленга

Когда кто-то спрашивает у вас дорогу, мы всегда даем ему дорогу из места, которое вы оба знаете или с которым согласны. Это может быть место, где вы находитесь в данный момент, или другое место, которое вам обоим хорошо известно. Ключевой идеей здесь является то, что нам нужна общепринятая позиция или, более формально, ориентир для определения местоположения. Расширение этой, казалось бы, простой идеи можно увидеть везде, где возникает аналогичная проблема навигации.

Поскольку положение на сфере удобно выражать с помощью углового смещения от точки, этот метод широко используется в геодезии, навигации, астрономии и других связанных предметах. Земля — ​​это глобус; поэтому любое местоположение на Земле можно определить с помощью двух независимых мер углового смещения. Эти меры часто называют координатами, а система известна как сферическая система координат.

Азимут — это одна из координат, используемых в сферической системе координат, которая представляет собой угловое расстояние по часовой стрелке от истинного севера вдоль горизонтальной плоскости до рассматриваемого положения. Подшипника также угловое расстояние, измеренное по горизонтали, но опорное направление или точка является выбором наблюдателя.

Подробнее об Азимуте

Азимут более формально определяется в общей форме как угол между горизонтальной проекцией вектора от начала координат (или точки наблюдателя) до рассматриваемой точки и опорным вектором на горизонтальной плоскости. В большинстве полей этот опорный вектор считается линией к северу или меридианом север-юг. Поскольку это угловое измерение, оно всегда имеет единицы измерения углов, такие как градусы, градусы или угловые милы.

Термин азимут используется в навигации, картографии, топографической съемке, стрельбе и во многих других областях. В каждое поле добавлены вариации к своему основному определению, что делает его более подходящим для контекста предмета. Поэтому азимут, описанный в астрономии, немного отличается от азимута, описанного в картографии.

Азимут может быть определен с помощью солнечного наблюдения, метода астрономического направления, метода равных высот, метода повторений, микрометрического метода и часовых углов Полярной звезды и пересечения альмукантара.

Подробнее о подшипнике

Пеленг — это угол от исходного направления / линии, выбранной наблюдателем, до другого направления. Обычно взять на север или на юг в качестве опорного направления. В зависимости от ситуации или приложения прямое направление также может считаться опорным.

В обозначениях азимут задается как простой угол, поскольку он является принятым стандартом, но в случае пеленга также упоминаются исходное направление и направление вращения. Рассмотрим следующие примеры.

АзимутПодшипник
45 °ВостокN 45 E45 ° к востоку от севера
315 °ЗападN 45 W45 ° к западу от севера
337 ° 30’северо-ЗападN 22.5 W22.5 ° к западу от севера


В чем разница между азимутом и пеленгом?

• Азимут — это угол от севера вдоль горизонтальной плоскости и одна из двух основных координат сферической системы координат.

• Пеленг — это угол в горизонтальной плоскости относительно исходного направления, определяемого наблюдателем.

• Для азимута, опорное направление на север, и вращение по часовой стрелке, в то время, для подшипника, как опорный и вращение определяются наблюдателем

• Хотя азимут является стандартной мерой, пеленг — это скорее местная мера, основанная на наблюдении.

• С одной стороны, азимут — это азимут с базовым севером и вращением по часовой стрелке.

• При обозначении азимут просто указывается в градусах (или градусах или милах), а азимут указывается с углом, опорным направлением и направлением вращения.

Источник

Всем привет! В продолжении темы по ориентированию на местности, как и обещал, предлагаю статью, азимут и как его определить.

В любом походе, или путешествии, при использовании карты,если плохая видимость или ландшафт местности не позволяет сличить визуально карту и местность, определение азимута и движение по нему, значительно облегчит задачу по ориентированию.

И так, что такое азимут?

что такое азимут в авиации. Смотреть фото что такое азимут в авиации. Смотреть картинку что такое азимут в авиации. Картинка про что такое азимут в авиации. Фото что такое азимут в авиации

Азимут измеряется в градусах и может иметь значение от 0° до 360°, измеряется обычно по ходу часовой стрелки.

Азимуты могут быть прямыми и обратными.

Прямой азимут, отсчитывается от 0° по часовой стрелке, он показывает направление от наблюдателя к предмету.

Обратный азимут, показывает направление, от предмета к наблюдателю. Чтобы получить обратный азимут, нужно к прямому азимуту прибавить 180°, если прямой азимут меньше 180°, или вычесть эту величину если больше 180°.

Пример: прямой азимут, до одиноко стоящего дерева 330°, тогда обратный азимут будет: 330°-180°=150°.

Для быстрого определения ориентиров, нужно запомнить направления основных и промежуточных сторон горизонта в градусах, по часовой стрелке:

что такое азимут в авиации. Смотреть фото что такое азимут в авиации. Смотреть картинку что такое азимут в авиации. Картинка про что такое азимут в авиации. Фото что такое азимут в авиации что такое азимут в авиации. Смотреть фото что такое азимут в авиации. Смотреть картинку что такое азимут в авиации. Картинка про что такое азимут в авиации. Фото что такое азимут в авиации

При определении, сторон света (горизонта), нужно учитывать, что географические и магнитные полюса земли не совпадают, они находятся на некотором расстоянии друг от друга. Поэтому стрелка компаса указывает не точно на Север, а немного в сторону, на Северный магнитный полюс.

Тоже самое происходит и с Южным полюсом, в южном полушарии земли.

При переводе истинного азимута в магнитный, при восточном склонении, истинный азимут нужно уменьшить на величину склонения, при западном увеличить.

Величина магнитного склонения, не одинакова в различной местности, например: для Московской области это +7, +8°(восточное склонение), а вообще на территории России оно меняется в значительных пределах. Есть сайт, где можно определить, магнитное склонение для любой точки земли.

что такое азимут в авиации. Смотреть фото что такое азимут в авиации. Смотреть картинку что такое азимут в авиации. Картинка про что такое азимут в авиации. Фото что такое азимут в авиации

Чтобы определить на местности азимут при помощи компаса, встают лицом к ориентиру, направление на который надо определить, вращая компас, совмещают северный конец стрелки компаса с нулевым делением на лимбе ( циферблат компаса).

Далее, оставляя корпус компаса неподвижным и следя за тем чтобы стрелка не отходила от нулевого деления, вращаем визирное приспособление до наведения целика на предмет, азимут которого нужно определить.

что такое азимут в авиации. Смотреть фото что такое азимут в авиации. Смотреть картинку что такое азимут в авиации. Картинка про что такое азимут в авиации. Фото что такое азимут в авиации

Далее рассмотрим, приёмы движения по карте, с помощью заранее проложенного маршрута, по азимутам.

Количество ориентиров и выбор маршрута движения, определяются в зависимости от характера местности, задач и условий предстоящего движения. Главное, выбрать маршрут, который обеспечивал бы быстрый выход к назначенному ориентиру( объекту). Поэтому желательно, выбирать маршрут без излишних поворотов, с участками наиболее удобными для движения с учётом обхода препятствий встречающихся на местности.

Итак, выбираем ориентиры и соединяем их прямыми линиями ( пример на рисунке ) если они не пересекают линий координатной сетки на карте, их нужно продолжить до пересечения, это делается для облегчения определения углов азимута.

После этого, на карте, для каждого отрезка маршрута, определяем дирекционный угол и вводя поправку направления, переводим его в магнитный азимут, который записываем на карте напротив соответствующего участка.

Этот угол замеряем по часовой стрелке, при помощи транспортира или компаса. Делается это так, ложим карту с прочерченным маршрутом на ровную поверхность, ориентируем её как можно точнее по компасу с учётом поправки направления.

После того как стрелка компаса успокоится, делаем отсчёт по лимбу компаса, под её северным концом, вычитаем полученное число из 360° и получаем магнитный азимут искомого направления.

Для примера ( на рисунке ) на первом участке магнитный азимут равен: 360°-340°=20°, азимут второго участка:360°-30°=330°, таким же образом, последовательно, определяем азимуты всех остальных участков маршрута.

Далее, измеряем длину каждого участка, на местности это можно сделать используя метод, пары шагов( средняя длина 2х пар шагов= 1,5метра ), пример: если, расстояние участка 1200м, то в парах шагов это будет: 1200 : 1,5=800 пар шагов.

Так же желательно, засечь время прохождения каждого участка по часам. Все данные так же записываются на карте, на против своих участков.

что такое азимут в авиации. Смотреть фото что такое азимут в авиации. Смотреть картинку что такое азимут в авиации. Картинка про что такое азимут в авиации. Фото что такое азимут в авиации

При движении по азимутам, на местности, могут встречаться всякого рода препятствия ( лесные завалы, болота, озёра и тп ) которые легче обойти чем преодолеть. Поэтому нужно уметь, обходить препятствия не теряя ориентировки.

Рассмотрим два способа, обхода препятствий,

1 когда противоположная сторона препятствия видна( рис. а ),

2 когда противоположная сторона препятствия не видна( рис. б ).

После изучения местности, было принято решение, обходить препятствие с левой стороны. Определяем по компасу, азимут направления вдоль препятствия ( от точки А до точки В ), продолжаем движение в этом направлении, при этом ведя счёт, парам шагов, до правой границы препятствия. На рисунке, азимут от точки А до точки Б, равен 320°, а пройденное расстояние 142 пары шагов. Останавливаемся в точке Б, определяем по компасу, направление первоначального азимута, по которому вы двигались, до встречи с препятствием 50°, продолжаем движение до выхода за препятствие и ведём счёт парами шагов, от точки В до выхода за препятствие до точки С, на рисунке, расстояние равно 238 пар шагов. Из точки С двигаемся в право, у нас уже есть данные азимута движения из точки А в точку В, переводим их в обратный азимут( на рисунке обратный азимут равен 140° ) и двигаемся из точки С, по обратному азимуту, отсчитывая ровно 142 пары шагов, это будет точка Д, на точке Д, снова определяем по компасу, направление азимута первоначального движения 50° и продолжаем движение по намеченному маршруту. Обязательно, сохраняйте, данные об обходе препятствий и добавляйте расстояния в маршрут, это поможет рассчитать расстояние пройденного пути, при обратном движении по тем же азимутам.

что такое азимут в авиации. Смотреть фото что такое азимут в авиации. Смотреть картинку что такое азимут в авиации. Картинка про что такое азимут в авиации. Фото что такое азимут в авиации

Если позволяет обстановка, обходить препятствия лучше всего по линейным ориентирам, это могут быть просеки, реки, ручьи, линии электропередач, их азимуты определяются и отмечаются на карте заранее, это заметно облегчит ориентирование вашего движения на ходу. При малейшем сомнении, в правильности движения, в обоих, вышеперечисленых случаях, необходимо, остановиться и уточнить ваше местоположение, путём тщательного сличения карты с местностью, пример правильного сличения карты с месностью, показан на рисунке выше.

что такое азимут в авиации. Смотреть фото что такое азимут в авиации. Смотреть картинку что такое азимут в авиации. Картинка про что такое азимут в авиации. Фото что такое азимут в авиации

Для точного ориентирования карты, можно использовать, обычный карандаш, приложив его к условному знаку ориентира на карте, ( пример на рисунке, мост ), совмещают его направление, с направлением ориентира на местности. Затем проверяют, все ли местные предметы и формы рельефа, расположеные на местности, справа и слева от моста, имеют такое же расположение на карте. Если все условия совпадают, карта ориентирована правильно. И последнее, основные причины, ошибок ориентирования, заключаются не в неисправном оборудовании, а в отсутствии навыков и опыта применения этого оборудования, постоянные тренировки и совершенствование своих знаний в этой области, помогут в критической ситуации найти дорогу в нужное вам место. Для начала тренировок по ориентированию, не обязательно даже выходить из дома, достаточно определить точку своего нахождения в комнате и от неё определить, азимуты предметов находящихся в этой комнате.

Источник

Азимут – что это такое и как найти по компасу

Для ориентирования на незнакомой территории туристы используют азимут. Он позволяет максимально точно следовать нужному курсу, не отклоняться от правильного пути при пересечении равнин, лесных массивов, иных мест, где отсутствуют какие-либо ориентиры. Таким образом возможно передвигаться ночью, в непогоду, когда видимость ограниченная, зная где находятся стороны света.

Основное понятие что такое азимут

Из школьного курса географии известно, что азимут – это угол между направлением на пункт следования и линией, указывающей на север. Измеряется в градусах (диапазон 0-360°). Обыкновенно азимут отсчитывается в направлении видимого объекта за часовой стрелкой. Применяется он часто при обстоятельствах, когда карта отсутствует или передвижение по ней невозможно.

Интересный факт! Представители некоторых профессий (например, астрономы, артиллеристы) отсчитывают этот угол в направлении против движения стрелки часов.

Виды азимутов

На практике применяется четыре разновидности азимутов. Все они имеют свое предназначение, определяются специальными методами.

Истинный

Вычисляется по ландшафтному плану с помощью транспортира. При этом важно ориентироваться лишь на географический полюс: как правило, на картах северное направление находится вверху. Для нахождения такого азимута измерительный инструмент требуется установить так, чтоб нулевой угол совмещался с севером. Затем фиксируется угловой отсчет в направлении требуемого пункта (по часовой стрелке).

Если обыкновенного транспортира будет недостаточно, то его рекомендуется перевернуть и продолжить процесс измерения. В результате к полученным показаниям необходимо прибавить 180°.

Магнитный

Определяется несложно – при помощи самого простого компаса. Такой доступный прибор должен быть у всех путешественников. Дополнительно ориентируясь на северный магнитный полюс Земли, возможно вычислить азимуты иных сторон горизонта, конкретного объекта.

что такое азимут в авиации. Смотреть фото что такое азимут в авиации. Смотреть картинку что такое азимут в авиации. Картинка про что такое азимут в авиации. Фото что такое азимут в авиацииМагнитный и истинный азимуты

Обратный

Чтоб уверенно перемещаться по чужой территории, туристы вычисляют угол движения к нужному пункту. Если от полученного значения отнять 180°, то получится обратный азимут. В будущем он позволит легко вернуться в начальное место путешествия. Стоит заметить, что направление передвижения будет противоположным.

Аварийный

В случае, когда турист потеряется во время путешествия, рекомендуется воспользоваться аварийным азимутом. При этом направление обычно выбирается на крупный площадной объект (например, деревня, озеро) либо линейный (тропинка, автотрасса, речка). Это связано с тем, что к последним проще выйти. Отыскать в незнакомой местности лесничий домик, колодец, иные малозаметные строения достаточно сложно.

Как определить азимут объекта на местности

Чтоб быстро узнать угол направления движения, лучше всего запустить программу в мобильном телефоне (ином приборе), определяющую азимут онлайн, или воспользоваться компасом в айфоне. Установленное приложение за считанные секунды предоставит точную информацию.

Как найти азимут, если современные устройства не окажутся рядом? Тогда возможно воспользоваться обыкновенным компасом. С такой целью необходимо забраться на любую возвышенность, направить стрелку прибора на север, отметить заданное направление.

Быстрое ориентирование на неизвестной местности по азимутам позволяет уверенно продвигаться по выбранному курсу, в кратчайшие сроки достигнуть туристической цели.

что такое азимут в авиации. Смотреть фото что такое азимут в авиации. Смотреть картинку что такое азимут в авиации. Картинка про что такое азимут в авиации. Фото что такое азимут в авиации

Как определить азимут по карте

На случай отсутствия специальных приборов каждый турист должен владеть навыками определения азимута по географической карте. Сделать такие расчеты возможно несколькими простыми методами: используя транспортир, компас на топографической карте выполнить чертеж, позволяющий получить искомую информацию.

С помощью транспортира

В процессе вычисления азимута также пригодится линейка. При этом важно помнить: на географических картах север расположен вверху, юг – внизу, запад, восток, следовательно, слева и справа.

что такое азимут в авиации. Смотреть фото что такое азимут в авиации. Смотреть картинку что такое азимут в авиации. Картинка про что такое азимут в авиации. Фото что такое азимут в авиацииОпределение азимута с помощью транспортира

Внимание! Чтоб получить максимально точные замеры, важно учесть поправку на сближение меридианов.

С помощью магнитного планшетного компаса

Пластиковая коробка с намагниченной стрелкой (расположенной на оси), градуированная шкала – это основные составные части планшетного компаса. Стоит отметить, что коробочка надежно прикреплена к прозрачной поверхности с нанесенной разметкой.

что такое азимут в авиации. Смотреть фото что такое азимут в авиации. Смотреть картинку что такое азимут в авиации. Картинка про что такое азимут в авиации. Фото что такое азимут в авиацииМагнитный планшетный компас

Важно! На сегодня планшетные компасы производятся обыкновенные, жидкостные. В последних коробки полностью заполнены незамерзающей жидкостью, которая способствует стабилизации прибора после интенсивного бега, стремительных передвижений.

С помощью магнитного планшетного компаса и ориентированной карты

Для вычисления азимута потребуется прибор с намагниченной стрелкой, а также обычная карта, сориентированная на стороны горизонта.

что такое азимут в авиации. Смотреть фото что такое азимут в авиации. Смотреть картинку что такое азимут в авиации. Картинка про что такое азимут в авиации. Фото что такое азимут в авиацииОпределение азимута с помощью магнитного планшетного компаса и карты

Важно! Если местность открытая, то конечный пункт возможно увидеть на географической карте, территории ландшафта. Это поможет должным образом сориентироваться, выполнить расчеты километража, продолжительности туристических переходов.

Как определить азимут по компасу

Процесс определения азимута по компасу несложный, потому часто применяется туристами в случае наличия прибора. Расчет ведется от того, куда показывает стрелка компаса магнитная. Отсчитываемое значение будет находиться в диапазоне 0-360°.

Как правильно держать компас

Полученные при ориентировке результаты во многом будут зависеть от правильности удерживания прибора. Ошибочные данные повышают вероятность потери нужного курса. Чтоб избежать оплошностей, во время проведения измерений требуется выполнять правила, разработанные опытными путешественниками.

что такое азимут в авиации. Смотреть фото что такое азимут в авиации. Смотреть картинку что такое азимут в авиации. Картинка про что такое азимут в авиации. Фото что такое азимут в авиации

Методика центрального захвата

После раскрытия прибора крышку нужно отбросить так, чтоб она находилась на одной линии с основанием. Затем открыть прицел: поверхность циферблата должна просматриваться в полном объеме.

Способ удерживания компаса:

Начинать вычислять азимут можно лишь после принятия описанной позы. Для этого требуется поворачиваться вокруг своей оси. Когда крышка укажет на объект, вычислить угол.

Методика компас к щеке

Крышку устройства необходимо открыть и зафиксировать под прямым углом относительно основания. Затем отвести вперед задний прицел: впоследствии щель должна совпасть с прицельной нитью.

Компас важно приблизить к щеке так, чтоб нужный объект отлично просматривался. В таковом положении результат измерений будет правильным.

Нахождение магнитного азимута

Заядлым путешественникам важно научиться вычислять магнитный азимут. Это поможет узнать направление передвижения относительно конкретного объекта.

Полученное числовое значение – магнитный азимут, измеряемый в градусах.

что такое азимут в авиации. Смотреть фото что такое азимут в авиации. Смотреть картинку что такое азимут в авиации. Картинка про что такое азимут в авиации. Фото что такое азимут в авиации

Определение азимута по солнцу

Современные устройства (GPS-навигаторы, мобильные телефоны, иные специальные приборы) позволяют человеку получить самые точные данные. Если они отсутствуют, то для определения азимута возможно воспользоваться методом ориентирования по часам. Они должны быть настроены по местному времени.

что такое азимут в авиации. Смотреть фото что такое азимут в авиации. Смотреть картинку что такое азимут в авиации. Картинка про что такое азимут в авиации. Фото что такое азимут в авиацииОпределение азимута по солнцу и часам

Важно! Дальнейший план передвижения составляется в обычном порядке. При описанном методе погрешности в расчетах будут незначительными.

Составление маршрута движения по азимуту

При наличии подходящей топографической карты туристам двигаться намного легче. На ней обозначены крупные реки, дороги, ручейки со всеми изгибами, поворотами. Все запланированные групповые походы происходят с применением карт.

Бывают ситуации, когда нельзя миновать передвижения по азимуту. Это может быть в густом лесу, на пустынной местности, при сложных погодных условиях (сильный дождь, туман).

Чтоб побыстрее достичь желаемой цели, важно заранее начертить путь на карте. Поскольку прямолинейное передвижение не всегда возможно, весь маршрут нужно разделить на малые отрезки. В каждом пункте следует выбрать ориентир. При достижении последнего важно каждый раз сверять маршрутный лист, в случае необходимости исправлять, дополнять полезной информацией.

Составленный по таковым правилам путь (в виде ломаной линии) будет несколько длиннее. Но вероятность потеряться в таком походе минимальная.

Важно! В местах остановки ориентиры нужно выбирать крупные, хорошо заметные издали. А точное расстояние между ними необходимо вычислять заранее. Если планируется возвращение в начальную точку, все отклонения в маршруте требуется отмечать на карте либо записывать в блокнот.

Правила перемещения по азимуту с препятствиями

При передвижении по местности всегда нужно помнить о существовании препятствий на пути. Это могут быть пропасти, водопады, огромные скалы. В случае наличия последних рекомендуется прислушиваться к рекомендациям опытных путешественников.

что такое азимут в авиации. Смотреть фото что такое азимут в авиации. Смотреть картинку что такое азимут в авиации. Картинка про что такое азимут в авиации. Фото что такое азимут в авиацииДвижение по азимуту с препятствиями

Инструкция при незапланированном изменении маршрута:

Если передвижение происходит по однотипной местности, то ориентирами могут выступать любые подручные средства: вкопанная в землю палка, выразительная отметка на высоком дереве, иные заметные обозначения.

Хождение по азимуту

Нередко люди думают, что ходить по азимуту следует таким образом: непрерывно удерживать перед собой компас, регулярно отслеживать его показания. Но на самом деле такой метод хождения дает большую ошибку.

что такое азимут в авиации. Смотреть фото что такое азимут в авиации. Смотреть картинку что такое азимут в авиации. Картинка про что такое азимут в авиации. Фото что такое азимут в авиацииОриентирование на местности по компасу

Во избежание неточностей рекомендуется использовать иной алгоритм действий:

Важно! Если природный ориентир отсутствует, то в его качестве может выступать участник похода. Человека отправляют в нужную сторону, а потом жестами показывают, где требуется стать, чтоб оказаться на линии направления.

Упрощенная схема движения при закрытом ориентире

Если на пути появится препятствие, которое будет закрывать ориентир, и на него нельзя будет взобраться, то помогут следующие рекомендации.

В указанной схеме допустим вариант, когда после смещения в сторону, турист тотчас не возвращается на прежний путь: проходит какой-то отрезок дороги по основному азимуту. Это целесообразно в тех случаях, когда препятствие расположено (вытянуто) по длине запланированного направления.

Описанным способом возможно успешно обходить разные преграды. Но иногда могут и возникнуть сложности, большей частью это обусловлено особенностями местности.

Ошибки и их причины

Большинство неточностей, которые допускают туристы, связаны с такими факторами:

Первые три причины легко предупредить либо устранить, если в походе быть предельно бдительным. С последней нужно разобраться подробнее.

Смещение с правильного курса часто возникает из-за магнитного отклонения. Нужно знать, как его рассчитать. Обыкновенно все данные ищут на картах, где они должны быть обязательно. Однако информация из старых источников может быть ложной (устаревшей), так как это значение постоянно меняется. Рекомендуется обновлять карты каждый год.

что такое азимут в авиации. Смотреть фото что такое азимут в авиации. Смотреть картинку что такое азимут в авиации. Картинка про что такое азимут в авиации. Фото что такое азимут в авиации

Высоковольтные линии искажают положение магнитной стрелки компасаМагнитная девиация имеет место поблизости высоковольтных линий, а также предметов, обладающих магнитными свойствами. В таком случае наблюдается отклонение стрелки компаса, сам прибор показывает неправильное значение. Максимальные погрешности возникают около машин, мотоциклов, железной дороги, следующей техники: планшетов, смартфонов, компьютеров, радиооборудования.

Накануне ориентирования важно отдалить от себя все устройства, которые могут повлиять на правильность показаний. Не лишним будет снять рюкзак. Находящееся в нем снаряжение также может стать причиной ошибочных данных.

Самый простой метод проверить исправность компаса – приблизить магнит. Стрелка исправного прибора должна среагировать на воздействие и отклониться в его сторону. Когда же убрать магнитное влияние, то она вернется в исходное положение. Иные результаты проверки будут свидетельствовать о поломке компаса.

Если же в туристическом походе магнита рядом не оказалось, можно воспользоваться ножом либо смартфоном. Мало кто знает, что оба они обладают малозаметными магнитными свойствами. Однако их будет вполне достаточно для проведения вышеописанной проверки.

Внимание! При возникновении малейших подозрений относительно достоверности показаний компаса, важно тотчас же проверить прибор. Это не позволит допустить ошибку в определении направления движения, а значит туристы будут уверенно приближаться к пункту назначения.

Погрешности и почему они возникают

Знание азимута не гарантирует, что путешественник доберется до конечного пункта согласно рассчитанному времени. Даже небольшое отклонение способно повлиять на результат. Погрешность в 5° дает ошибку в сто метров на каждый километр. Чтоб минимизировать неточности, важно внимательно планировать маршрут, придерживаться таких правил передвижения:

Внимание! Когда путь лежит вдоль линейного ориентира, то к последнему нужно периодично выходить, сверять азимут основного направления. Тогда ориентироваться на местности будет проще, а риск возникновения неточности сведется к минимуму.

Каждый турист должен уметь правильно ориентироваться на неизвестной территории. От его внимательности, практических навыков зависит то, насколько быстро он достигнет поставленной цели. Нельзя отправляться в поход без предварительного планирования маршрута, грамотного определения азимута. Если для представителей некоторых профессий (пилотов, геологов, моряков) такая подготовка обязательна, то для грибников, туристов она необходима с целью обеспечения безопасности, выживания в естественных условиях.

Была ли полезна для Вас данная информация? Поделитесь в комментариях!

Видео по теме

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *