что такое break out в дрэге
Все что вы хотели знать о Драг Рейсинге в высшей лиге.
Нитрометан — это слово которое вызывает две ассоциации, скорость и хаос. Самое смешное что и то и другое вы сможете найти на любой гонке NHRA в классах Top Fuel и Funny Car — они сотрясают землю и проезжают 1000футов (304 метра — да они соревнуются именно на такую дистанцию) меньше чем за 4 секунды или сгорают не доехав до финиша. Идея на первый взгляд предельно простая — едь по прямой. Но на самом деле все не так просто…
1. подготовка
Первое и самое важно, даже не машина, а сам трек. Подготовка трека одно из самых сложных и важных приготовлений к заезду — очень важно чтобы машины не потеряли зацеп не только на старте но и на протяжении всей трассы. Для этого трассу покрывают специальным раствором из клея и битума, а если какая то машина прольет масло или жидкости из трансмиссии, то трек придется по новой обрабатывать.
Перед каждым заездом член команды со специальным прибором (track meter) тестирует полотно трека. Прибор состоит из самого прибора и Т-образной ножки на которой закреплен кусок резины, по составу похожей на слики. Ногой человек наступает на прибор и руками заживает кнопки — прибор вращает резинку и выдает показания. Эта информация позволит настроить дифференциал и сцепление.
2. подготовка к заезду
Но еще до того ка отжечь бернаут вам предстоит завести свой нитрометановый драгстер. Но это не так просто — смесь нельзя просто поджечь как бензин или даже спирт (этил используется в Alcohol драгстерах). Нитрометан состоит из 90% нитрометана и 10% окислителя, чаще всего этил или закись азота. Нитрометан в 2.3 раза мощнее бензина при одинаковых условиях, кроме того он уже содержит свой собственный окислитель, так что ему не нужно так много кислорода. Но самая большая проблема это то что нитрометан горит очень медленно, что является большой проблемой при старте. По этому мы часто можем видеть как члены команды подбегают и засовывают бутылку с жидкостью прямо в нагнетатель. Мотор начинает кашлять и выбрасывать белый дым, потом дым сменяется языками пламени, а звук мотора становится более глубоким… да вы правильно догадались — это бензин.
Как только пилота пристегнули в машине, он видит только вперед и немного по сторонам. Так что после бернаута его возвращают в нужную (по мнению шефа команды) точку для идеального зацепа. Так же вы можете видеть как с недавних пор в моду вошло обтирание колес перчатками чтобы избавить их от кусков налипшей резины или не дай бог влаги.
Перед стартом команда делает последний осмотр и достает небольшой штырь из нагнетателя. Этот штырек ограничивает работу дросселя для того чтобы во время бернаута не получить полную мощность и не нагреть нагнетатель. В это же время команда включит запись всех логов в моторе и переключат диф и сцепление из режима бернаута в режим гонки.
3. подготовка к старту
И вот наконец мы подходим к стартовой линии. Член команды и пилот общаются только им понятными жестами и у всех они индивидуальны, потому что на этом этапе вы можете играть с психикой противника. Постой в предстартовой позиции чуть подольше и противник занервничает. Обычно никто не хочет подъезжать к старту первым, но если запрыгнуть на старт очень быстро то отсчет для второго противника начнется сам собой и он может замешкаться в своей тактике.
Но если ничего из этого не случится то Funny Car способен проехать квотер за 3.8 секунды с 531км\ч на выходе. Или Top Fuel за 3.7 со скоростью 539км\ч на выходе.
Теперь нужно остановить машину. А это не так просто по скольку она все еще едет на скорости 400км\ч при 4G. Тормоза тут не помощники. Для этого есть парашют, что хорошо, но раскрытый парашют создает тягу в 7G в противоположном движению направлении. Но зато теперь скорость снизилась до разумной и теперь можно тормозить тормозами.
Так же парашют может помочь если во время гонки что то поидет не так, к примеру машина начнет вилять и потеряет зацеп — парашют поможет ее выровнять. Да вы проиграете гонку, но зато сохраните машину.
5. Разобрать и собрать за 40 минут
После того как пилот выполнил свою работу, машину нужно оттащить в падок, достать мотор, перебрать его и собрать обратно.
Под перебрать подразумевается снять головы, нагнетатель, топлевные линии, валы и поршни, достать сам блок, проточить его или вовсе заменить.Сцепление нужно проточить, парашюты сложить, все собрать обратно и прогреть перед следующим заездом. По регламенту на это дается 40 минут, иначе ваш соперник получит победу автоматом.
Один заезд Top Fuel или Funny Car на 1000 футов (304метра) стоит примерно 4000$ и это если ничего не сломается.
Куда же деваются монеты? по порядку — нитрометан стоит около 40$, так что драгстер на холостом ходу сжигает 60$ в минуту), каждая свеча стоит около 8$, а их 2 на цилиндр и естественно они одноразовые. Медные прокладки под голову — 200$ с каждой стороны и они одноразовые. Колеса стоят 900$ штука и их хватает на 4-6 заездов. И сами детали тоже получают износ.
Вы спросите как могут существовать частные команды… ну на самом деле их не так много. К примеру Leah Pritchett была на спонсорстве своей семьи и стала самой быстрой пилоткой в NHRA в Top Fuel она заехала 3.654 со скоростью 534км\ч, на тестах. (сейчас ее к стати спонсирует не безызвестный Кен Блок и она едет под логотипами Hoonigan). Был такой мужик John Force — ездил за свой счет на Funny Car и победил 16 раз подряд до того как его взяли на спонсорство сами NHRA.
Нет ничего похожего на гонки нитрометановых драгстеров, вы постоянно балансируете на острие идеальной линии и полной катастрофы. По этому каждый раз когда Top Fuel сотрясает землю своим мотором на старте собирается толпа.
Если хотите больше знать о культовых гоночных классах — вступайте в нашу группу VK — AUTOSTREET
Дрэг-рейсинг: ликбез для болельщиков
Предлагаем поклонникам скорости небольшой словарик терминов, используемый в соревнованиях на ускорение, а также ответы на самые распространённые вопросы об этих соревнованиях.
Сколько этапов чемпионата России по дрэг-рейсингу запланировано в нынешнем сезоне?
Пять этапов, первый из них состоится 27-28 июня в Красноярске.
Какое деление на классы принято в соревнованиях ЧР?
С недавнего времени – предельно простое, по типу привода. Как известно, он бывает передний (FWD), задний (RWD) и полный (AWD).
Какие автомобили соревнуются в чемпионате страны?
Как и в большинстве других гонок, самой массовой маркой остается ВАЗ. Также на трассах можно часто встретить Chevrolet и «японцев»: Honda, Nissan, Mitsubishi и Toyota.
Как строится гоночный уик-энд?
В субботу начинаются квалификационные заезды. В воскресенье проходит оставшаяся часть квалификаций и основные, финальные заезды.
Почему дистанция составляет 402 метра?
Классическая протяженность прямой для дрэг-рейсинга – четверть мили, или «квотер» (от англ. quarter – четверть). В метрической системе это, если говорить совсем точно, 402,33 метра. По легенде, именно таким было расстояние между светофорами в большинстве американских городков.
Примечательно, что в самих США для особо мощных машин по соображениям безопасности протяженность прямой для дрэг-рейсинга иногда сокращают вдвое.
Фото: Пресс-служба RDRC
Как фиксируют результаты заездов?
Есть несколько вариантов систем хронометража, главное требование к ним – точность, так как порой на финише все решают несколько тысячных. В чемпионате России используется система Race America, причем организаторы самостоятельно вносят улучшения и постоянно ее модернизируют.
Что такое «грязное» и «чистое» время?
«Чистое» время – это время, которое понадобилось автомобилю на преодоление дистанции от стартовой до финишной линии. Еще оно именуется ET. «Грязное» время – это сумма «чистого» и времени реакции пилота на старте.Иными словами, «грязное» – это время от включения стартового светофора до пересечения машиной линии финиша.
В тренировочных и квалификационных заездах отечественного дрэг-рейсинга зачет ведется по «чистому» времени – тут всем интересно, у кого быстрее машина. А вот в финалах уже учитывается «грязное» время, так что крепость нервов и скорость реакции пилота может стать решающей.
Зачем нужно проклеивать трассу?
Для повышения сцепления шин автомобиля с гоночным полотном по особой технологии проклеивается вся трасса или её часть: поочередно наносятся слои специального клея и резины, для чего обычно используются отработавшие шины.
Фото: Пресс-служба RDRC
Можно ли дорабатывать автомобили?
Нужно! Технический регламент обязует участников устанавливать каркасы, омологированные сиденья и ремни безопасности – это необходимо, чтобы соответствовать требованиям по безопасности.
Дальше все в руках команд: разрешены конструктивные изменения шасси и отдельных узлов, доработка двигателя, коробки передач и прочих элементов автомобиля. Главное условие – перед началом работ получить одобрение проекта у технической комиссии Российской автомобильной федерации.
Что такое «вилли»?
«Вилли» – старт на задних колесах. Это название – калька английского Wheelie.
Что такое «бёрн-аут»?
«Бёрн-аут» – прогрев шин на старте. Опять-таки от английского Burn out.
Фото: Пресс-служба RDRC
Как формируются финальные заезды?
По итогам квалификации в финал выходит по 8 пилотов в каждом классе. Финальные заезды – простая олимпийская система на выбывание. Причем в 1/4 финала сходятся первый и восьмой по скорости участники, второй и седьмой – и так далее. Дальше проходит тот, кто раньше окажется на финише.
Что получают победители?
Помимо кубков, почета и аплодисментов, тройка призеров в каждом классе получает от организаторов призовые деньги, которые помогут в дальнейшей доработке гоночных автомобилей.
Каков текущий рекорд России на 402 метрах?
7,896 секунды. Такое «чистое» время показал за рулем Nissan GT-R 32 Дмитрий Капустин в 2014 году.
Только в России могут запрещать в дрэг гонках настоящие одноместные гоночные прототипы — дрэгстеры, фанникары, хот роды. Пора это менять! (продолжение)
Всем моим оппонентам : «Правила только международные с индексом Е.Т с брейкаутом NHRA E.T. Racing Series Section 1A, Section 2 Super Street S/ST 10.90 sec 1/4 ml or 6.95 sec 1/8 ml, Section 3 Super Gas S/G 9.90 sec & 6.30 sec, Secyion 4 Super Comp S/C 8.90 & 5.70 sec и Competition Eliminator Section 7 — Gas Dragster 7A, Econo Dragster 7B, Altered & Sreet Roadter 7C, Econo altered & Funny car 7D, Super Modified 7E, всего в Комп индексов 84 с указанием 1/4 и 1/8 мили. Эти индексы указывают на лучший Е.Т для дрэгстера и сток дрэг кара с конкретным весом с пилотом в отношении объема цилиндров. Думаю минимальное Е.Т. на 2-3 года можно ограничить 7.50 секунд. У каждого класса прописан минимальный вес с пилотом с 8, 6, 4 цилиндрами и ротором. Все доступно и не дорого. Не надо забывать, что гонки дрэгстеров и хот родов это чисто американское изобретение и за 60 лет в США индустрия дрэг рейсинга это миллиардный бизнес по производству всего необходимого. Поэтому гонки дрэгстеров в Европе, Канаде, Южной Америке, Африки, Австралии, Н. Зеландии, Японии проходят одинаково и на одинаковых гоночных автомобилях! «
Фото с финского и шведского этапа Чемпионата Европы по гонкам дрэгстеров — именно так называют дрэг рейсинг Французская Федерация Автоспорта.www.drive2.ru/b/1583732/ Ссылка на мою статью в «Форсаж» Что такое дрэгстер. Написана в стиле интервью со мной.www.drive2.ru/b/389807/
https://www.facebook.com/anton.dragchernov/photos_albums
2000 фото реальных дрэгстеров всех классовболее 2000 фото с десятки видео с профессиональных дрэг гонок с 60-х до 2000- х годов.
Что такое «Драгстер» и где он живет.
Драгстер – это специально созданное транспортное средство для участия на скоростных соревнованиях по преодолению прямой дистанции за несколько секунд со стартом с места. Как правило, длина дрега — 402 метра. Цифра выбрана не случайно – она составляет ровно четверть английской мили.
Драгстеры бывают –двух и четырёх колесные. В соревновании участвуют две машины: по сигналу светофора каждый соперничающий драгстер с огромными клубами дыма, свистом покрышек, рёвом двигателя и безумным ускорением вырывается вперёд.
На финише скорость драгстеров составляет около 300-400 км/ч, а весь путь самые скоростные машины проходят всего за 5 секунд! Чтобы остановить летящий драгстер за финишной чертой — из специальных отсеков машины выстреливают красочные парашюты. Такие же применяются при остановке истребителя-перехватчика!
Что такое драгстер:
1. Один двигатель драгстера класса Top Fuel объемом 8,2 литра обладает большей мощностью чем все болиды стоящие в первых 4х рядах на стартовой линии NASCARs Daytona 500.
2. В максимальном режиме двигатель потребляет 5,7 литра нитрометанола в секунду; загруженный Боинг 747 потребляет топливо в том же соотношении, но вырабатывает на 25% меньше энергии.
3. Стоковому движку Dodge Hemi V8 (425 bhp (318 kW) @ 6000 rpm) не хватит мощности что бы даже провернуть суперчарджер TopFuel.
4. 3,000 CFM (куб. футов в минуту = 85 кубометров) воздуха сжатые суперчарджером, после добавления топлива имеет субстанцию очень близкую к плотности тевердого тела. Цилиндры почти закусывает на полной нагрузке.
5. Согласно стихиометрии (стихиометрия: методология и технология расчета количества реагентов и продуктов химических реакций) 1.7:1 топливной смеси нитрометана температура горения фронта равна 4000 градусов цельсия.
6. Нитрометан горит желтым пламенем. Наблюдаемое ночью белое свечение это догорание водорода выделяемого из влаги содержащийся в атмосфере под воздействием температуры выхлопных газов.
7. Сила протекающего тока на каждой катушке 44 amps.
8. Электроды свечи зажигания полностью изнашиваються к середине дистанции, после чего возгорания происходит от компрессии. Двигатель можно заглушить только отключив подачу топлива.
9. Если при разгоне происходит отказ свечи то несгоревшая смесь накпливаеться в цилиндре, силы детонационного взрыва достаточно чтобы оторвать и разрушить ГБЦ или расколоть блок.
10. Для того чтобы набрать 482 км/ч за 4.5 секунды, драгстер должен ускоряться свыше 4G. Чтобы набрать 320 км/ч к середине дистанции перегрузка на старте достигает 8G.
11. Драгстер преодолевает барьер свыше 480 км/ч быстрее чем вы прочтете эту строку.
12. Двигателя Top Fuel выдерживают примерно 540 стартов!
13. Красная зона достаточно высока 9,500 rpm.
15. В настоящий момент Top Fuel рекорд составляет 4.441 секунд в заезде на ј мили. Рекорд скорости 533 км/ч. //т.е. по российским меркам он сможет проехать почти 3 раза, за наш один.
добавлено через 3 минуты
Дрэг рейсинг (дрэг)
Не все автогонки по асфальту проходят по замкнутому кольцевому треку — есть линейные гонки.
В дрэг гонках именно так. Цель популярного во всем мире вида спорта – гонок на дрэгстерах и гоночных хот родах — заключается в рекордном парном заезде на максимальное ускорение по прямой на дистанции 402 метра или 201 метр (1/4 – 1/8 мили). К сожалению, наши «гонки» и «соревнования — Чемпионаты» по дрэг рейсингу пока что мало похожи на известнейшее и популярнейшее на нашей планете супер-авто-мотошоу — Др-р-рэ-э-э-эг Р-р-р-е-е-е-ейсинг (в переводе с английского «гонки на дрэгстерах»), уже в названии которого грохочут сверхмощные моторы самых быстрых в мире машин и мотоциклов — дрэгстеров. Что же такое дрэгстеры и дрэг-рейсинг в МИРЕ?
.Рассмотрим конструктивные особенности дрэгстера.
Все в дрэгстерах подчинено одной цели — достижению максимального ускорения на дистанции 402 метра. Самый мощный дрэгстер высшего класса «top fuel» выглядит так: стреловидный, ракетообразный корпус с колесной базой 7 — 8 метров, рама из легированных стальных труб, диаметром 32-35 мм, подвеска отсутствует, узкие передние колеса, далеко отстоящие от кабины пилота-гонщика, защищенной дугами безопасности. Центр тяжести смещен к задней оси, на которой стоят высокопрофильные широченные «слики» — колеса из мягкой резины, которая в разогретом состоянии липнет к трассе, обеспечивая необходимое сцепление с полосой покрытой клеем VHT. При старте дрэгстера видно, как резина скручивается и, словно пружина, толкает машину вперед, затем, под действием центробежных сил она меняет свой размер, становясь уже и выше. За кабиной пилота стоит компрессорный одновальный 16-ти клапанный инжекторный восьмицилиндровый двигатель, объемом цилиндров от 490 до500 кубических дюймов (7.9-8.1 литра) и мощностью до 7000 л.с., топливо — нитрометан (жидкая взрывчатка), по бокам — ряды восьми выхлопных труб, направленных вверх (глушители отсутствуют – шум от выхлопа до 140 децибел), в сумерках и при ночных заездах из них вырывается желто-голубое пламя на 3 метра. Сзади и спереди дрэгстера поставлены антикрылья, обеспечивающие прижимную силу давления на кузов более 1000 кг, чтобы он не оторвался от земли и не превратился в летящую ракету.
В классе T/F чемпион получил 400 000$, а рекорд времени (Best Runs-E.T(сокращенно от «elapse time» — чистое время прохождения ¼ мили без времени реакции пилота на старте)) = 4.420 sec.) установил Doug Kalitta команды «Mac Tools /Kalitta Motorsports Team», дрэгстер Attac, 23.05.2004, рекорд максимальной скорости (Best Runs-Speed 336mph = 537 км/ч ) принадлежит Tony Schumacher «US Army team», дрэгстер Hadman, 05.10.2003 г.
Второй класс дрэгстеров называется « funny car» (по-английски — «смешная машина»). Эта «смешная машина» мощностью до 6000 лошадиных сил, топливо и разрешенный объем двигателя такой же как в «top fuel», внешне уже похожа на кузовной модифицированный автомобиль. Кузов дрэгстера этого класса не имеет дверей, капотов и сделан из легких композитных материалов. Он накрывает пилота и шасси с двигателем сверху, как фонарь у истребителя. У этого дрэгстера, с очертаниями сплющенного по ширине и вытянутого по длине серийного автомобиля, стоят 15-ти дюймовые по ширине широченные задние слики и узкие передние колеса, колесная база около 3500 мм. Сзади у «смешной машины» на штангах два ролика, чтобы при старте дрэгстер не перевернулся, поднявшись на два задних колеса, выполняя вилли (wheelie). Бывает, что «Смешная машина» взрывается и едет, объятая пламенем, причем чаще всех других дрэгстеров, но в отличии от ралли такие аварии не приводят к летальным исходам. Американцы знают, что живут в стране, где адвокатов больше, чем во всех остальных странах вместе взятых, организаторы профессионального дрэг по тюрьмам не сидят, потому что безопасность на первом месте.
В классе F/C чемпион получил так же 400 000$, а рекорд времени (Best Runs-E.T. = 4.665 sec. и рекорд максимальной скорости (Best Runs-Speed 333mph) = 532км/ч установил John Force команды «Q racing», дрэгстер Ford Mustang, 03.10.2004 г.
После процедуры представления команд пилотов и парада их машин начинается шоу. Грохоча тысячесильными моторами, дрэгстеры, словно пробуя свою мощь, делают рывки перед стартом, прокручивая на месте широченные задние колеса до тех пор, пока резина не начинает плавиться, испуская клубы густого белого дыма. Так пилоты дрэгстеров разогревают не только резину для лучшего сцепления с трассой, но и девяностотысячную аудиторию зрителей, собравшихся на гонках и восторженно подбадривающих своих кумиров всевозможными способами: жестами, криками, свистками, трубами, флагами… И вот наступает кульминационный момент гонки — пара грозно рычащих дрэгстеров встает на линии старта перед «елкой» — двухрядным светофором. Трибуны замирают, тысячи взглядов, как один, впиваются в светофор, нарастает, пульсируя, железный рык сверхмощных машин.
Зажигается тройной желтый, и вспыхивает зеленый, дрэгстеры словно взрываются, оглушая не защищенные берушами уши зрителей и сотрясая землю чудовищным ревом. Реально дрожит воздух и земля. Ощущается настоящее землетрясение, по статистике до 3 балов. Дрэгстеры срываются с места, вздымая свои острые носы, и изрыгая ревущие факелы пламени и дыма, как ракеты, уносятся по черным полосам к финишу, разрывая вибрирующий воздух. При ускорении пилот Top Fuel испытывает перегрузки как космонавт при старте ракеты — около 5 G. Проходит секунда — скорость дрэгстера около 160 километров в час, две секунды — около 300 километров, пять секунд — более 500. Формула 1 однозначно «курит бамбук», как и любой реактивный истребитель! На финише пилоты открывают тормозные парашюты, гася скорость машин, умолкает грохочущий рев моторов.
В гоночных школах, где в течении двух дней за 1200$ можно получить необходимые навыки пилота и гоночную лицензию, инструкторы советуют пилотам-новичкам перед гонкой не переедать, много не пить жидкости и посещать туалет (бывало юные дрэгстеристы выходили из кокпита в мокрых и дурно пахнущих комбинезонах) и не открывать широко глаза при торможении парашютами, ведь перегрузка при минус 7 G выдавливает глаза…Зрелище жуткое. Я вспоминаю кинофильм с Шварцнегером «Вспомнить все».
На табло появляются результаты парных заездов — скорость и время прохождения трассы. И энергичный голос комментатора из громкоговорителей утопает в многоголосье восторга и разочарования болельщиков. И вот уже снова пара новых железных драконов, обузданных человеком, оскалившись рядами клыков — выхлопных труб, грохочет своей чудовищной мощью, извергая из себя на старте и дым, и пламя, легко зажигая сердца — моторы всех тех, кто присутствует на этом феерическом празднике максимальной скорости и динамики, разрывающих время и пространство. Это ЭКСТРИМ, а ролики, велики и доски баловство!
Чемпион RDRC Street 11.9 2021. Часть 1
Доброго времени суток, дорогие подписчики и гости страницы! Драйв2 подарил мне шанс на выборах машины дня и сгенерировал огромную Активность на странице. Я решил воспользоваться моментом и рассказать историю о том, как Sка затащила меня на вершину подиума RDRC Street в классе 11.9 сезона 2021.
Краткий ликбез: Russian Drag Racing Community — это крупнейшая в России организация, в систему которой входят и федерация дрэг-рейсинга России, и самая лучшая трасса для дрэга, и члены РАФ. Чемпионаты этой серии делятся на два вида: Street для гражданских автомобилей, таких как мой, и PRO для гоночной техники, недопущенной на дороги общего пользования. Данное объединение устраивает официальные соревнования по дрэг-рейсингу, или по-простому гонки на ускорение по диснации 1/4 мили или 402 метра. Для участия в этих соревнованиях необходимо выполнить несколько требований по регламенту:
1) пройти медосмотр с допуском на автоспортивные соревнования
2) получить гоночную лицензию РАФ категории Д
3) приобрести экипировку с омологацией FIA
4) оплатить стартовый взнос
5) подготовить автомобиль согласно техническим требованиям
Как я рассказывал в предидущем посте, за зиму машина технически трансформировалась из А3 в S3, и метила на класс выше в 10,9 сек., но судьба распорядилась иначе, подробности этой истории можно почитать тут. Как говорит мой старший товарищ, случайности не случайны. Я склонен этому тезису верить, так как дальше всё закрутилось очень любопытным образом, порой не поддаваясь обычной логике.
Прошлый сезон был для меня пристрелочным в качестве пилота. Я привыкал к светофору, тестировал и корректировал прошивку Дсг в поисках старта, а так же набирался опыта в остальных мелочах, из совокупности которых и состоит успех в соревнованиях. Одно дело в «тепличных» условиях выкатиться на Х-штрассе, стартануть в удобном месте в удобное время и показать «рекордные» цифры на dragy, и совсем другое стоять в очереди, греть впуск, чтобы не остыло масло, выставляться по телеметрии, реагировать на светофор лучше соперника, найти нужное давление для лучшего зацепа твоих шин с проклеенной трассой, найти оптимальный баланс старта, общей массы и мощности авто для попадания чётко в самый низ своего временного класса — короче говоря это отдельный вид удовольствия для любителей пощекотать себе нервы. Кстати, минутка откровений: далеко не многие знакомы с известным в кругах пилотов RDRC Street фактом, что гражданские шины на клею в Быково работают значительно хуже, чем на обычном асфальте, а качество зацепа и стабильность старта напрямую влияют на ваше время прохождения дистанции.
В общем, вооружившись всеми знаниями старшых товарищей и своим небольшим прошлогодним опытом, я решил этот год провести в фановых заездах, так как планировал начало сезона ехать в 11,9 на С3, а сразу по приезду РС3, ехать в классе 10,9сек. Очки пилота между классами не переводятся, соответсвенно всё, что я бы набрал за первые этапы в младшем классе, там бы и осталось. В общем никаких надежд на титул по итогам сезона у меня не было, поэтому я сразу был спокоен и весел. Тем более по результатам первой гонки сезона 2021, которую на территории RDRC Racepark проводили SpeedHunters, я понял, что машина очень сильно брейкует, фактически показывая результат чётко по середине между классами 11,9 и 10,9сек.
Лучшее моё время того дня: 11,475сек, что возможно является рекордом на официальных соревнованиях для MQB платформы с полностью собранным салоном и заводской is38 под капотом без каких-либо читов в виде метанола и прочего. Но во временном классе нельзя ехать быстрее предельно допустимого лимита, составляющего 11,900 секунды, все результаты одноклассников, проехавших чистое время прохождения дистанции быстрее предела считаются брейкаутами, в квалификации эта попытка не защитывается, в боевом заезде на вылет брейкаут ровняется порождению, только если твой соперник не совершил брейкаут сильнее твоего. Гонки уличной серии проходят по следующей схеме:
Квалификация в четырёх временных классах: 11,9/10,9/9,9/ЕТ (ЕТ класс, он же гандикап, он же угадай время, про него расскажу лишь, что принимал участие в нём для получения дополнительных попыток). В квалификации у каждого пилота есть всего три попытки, в которых нужно показать максимально близкое к пределу класса время прохождения дистанции, ну и заодно потренировать реакцию на светофор.
Сетка боевых заездов. Она выстраивается по результатам квалификации, при этом строится не по олимпийской системе, а по правилам ФИА. Каждый класс начинает с 1/4 финала, где на каждой стадии есть всего один заезд. Выиграл — идёшь дальше, проиграл — выбываешь, почти как в игре в Кальмара 🤪
Ниже видео, как выглядит старт на соревнованиях от первого лица. При выставлении на старте сначала оба пилота должны прикоснуться к линии pre-stage. Это означает, что оба пилота готовы в окончательному выставлению. Важно, что сразу на две лампочки одному из пилотов заезжать нельзя, необходимо дождаться престейджа у соседа, чтобы оба были в равных условиях. При этом, увидев первый огонёк у соседа, вторым ты можешь сразу закатываться на stage, то есть на вторую, основную линию старта. Как только у обоих загорелся stage, либо система автоматически, либо стартёр с кнопки даёт сигнал на светофор и нужно поехать практически в один момент с загоранием зелёного, чтобы получилась хорошая реакция.
Как это происходит из кабины мы с вами увидели. А что такое роллаут и зачем он нужен, я покажу в следующем коротком ролике.
На видео отчетливо видно, что автомобиль начинает движение на желтый сигнал, но при этом время реакции составляет положительное значение, о чём свидетельствует Зеленый сигнал на светофоре. Если бы был совершён фальстарт, то автоматически хронометраж зажёг бы красный свет в моей полосе. Так вот роллаут — это путь переднего колеса через световой луч линии старта, пока колесо полностью не проедет оптический луч, время отсчёта ЕТ (чистого времени прохождения дистанции 1/4 мили по системе правил NHRA, в данном случае это хронометраж RaceAmerica) не начинается. Фактически при начале отсчёта времени автомобиль уже двигается, но таковы общие мировые правила дрэг-рейсинга, поэтому чем меньше ты заехал на стейдж, тем больше имеешь расстояния в запасе при роллауте, соответсвенно меньше шансов имеешь совершить фальстарт. По видео очевидно, что отпускать тормоз нужно на второй желтый, чтобы показать хорошую реакцию, желательно меньшую чем 0,100сек. Расписал я это всё специально для тех, кому эти термины не знакомы, так как далее описывать заезды буду кратко и с использованием этих слов 🤪
Впереди было 6 этапов RDRC Street, первый из них несколько раз переносился в связи с погодными условиями, и наконец мы все собрались и выехали на старт. 11,9 «порадовал» малым количеством участников на первом этапе, отквалился я удачнее всех, заняв первое место в квалификации, что подарило мне преимущество в сетке. Просто Мария и Андрей Донской были всего в тысячных долях секунды, в прочем и Гуцу с Вознесенко по времени очень близко, плотность результатов обещала интересные заезды.
Кроме скорости выхода одним из важнейших показателей в дрэге является время прохождения дистанции 60 футов (18 метров). Именно этот показатель демонстрирует качество старта автомобиля и отображает уровень подготовки гоночной трассы. По таблице квалификации мы видим, что мои 60фт 1.671сек против 1.887сек у ближайшего преследователя. Это означает, что моя машина имеет намного лучший прыжок с места относительно конкурентов, а вот скорость выхода на финише как раз показывает потенциал машины. В данном случае nissan GTR Марии очевидно самый мощный и потенциальный в нашем классе. То есть, имея вводные данные из таблицы, моя задача в сетке сводилась к следующим действиям:
1) выставиться на минимальной глубины стейдж, чтобы иметь максимально длинный роллаут
2) показать хорошую реакцию
3) нормально зацепиться
4) уехать со старта от своего оппонента
5) вовремя скинуть, не совершить брейкаут, но и не перетормозить
6) не дать себя обогнать на финише из-за большой разницы в скорости выхода
Вроде со стороны кажется, что там надо уметь? Газ на зелёный нажал, после финиша отпустил, всё. Если машина быстрее, значит она выиграет.
Нет, в современном дрэге с временными классами это так не работает.
Как мы выше уже выяснили, нажимать надо на желтый)))). Даже правило такое есть в дрэге: увидел зелёный — ты проиграл 🙃. Но нельзя совершить фальстарт, вот незадача, то есть нужно показывать реакцию мангуста, а это не так уж и просто. Не просто, потому что соперник на встал на стейдж, как в видео случилось у меня. Я пытался минимально коснуться луча, поэтому иногда лампа моргала или пропадала вовсе, а соперник уже раздувался во всю на лаунче, собственно и я так же свой лаунч включил. Пришлось отпустить газ, отпустить и снова нажать тормоз, прокатиться вперёд и успеть раздуться заново, тоже самое кроме проката нужно было провернуть и моему сопернику. В переживаниях успеть все эти действия провернуть и удачно стартануть, мы так увлеклись, что оба поехали сильно раньше и моментально увидели красные фонари. Старт дан, смысла отпускать уже не было. Мы поехали одновременно, отпустили далеко за 600м после старта, и заезд получился на все деньги. Субару меня так и не проехал, несмотря на бОльшую мощность и более ранний старт. Мегакрутой заезд, не нужно было опускать! Я был на финише первым, да и по правилам выиграл. Кайфанул максимально от этого старта! Спасибо сопернику, что так же не бросал до самого конца.
Далее сетка была такова, что в 1/2 у меня байран без соперника. Во втором полуфинале нервишки зашалили у Андрея Донского, он совершил фальстарт. Нам с Марией предстояло разыграть первое место. Мысли об очках за победу у меня отсутствовали, а вот газ бросать не хотелось. Поэтому предложил Маше ехать на все деньги, понимая, что скорее всего брейкаут у меня будет больше, и по правилам я проиграю, зато имею шанс проехать Ниссан Гтр.
В общем, выиграл я у ГТР! Проиграл финал 😁, занял 2е место на первом этапе. Кайфанул от тусы, атмосферы и финальных заездов, так как не бросал газ ни в одном из них. Финальная сетка нашего класса выглядела вот так