что такое dolby surround
Dolby
Dolby Laboratories (Долби Лабораторис) — американская компания, специализирующаяся на технологиях обработки и кодирования аудиоданных, а также системах многоканального объемного звука.
В наши дни большая часть пользователей связывает бренд Dolby с кинотеатральными системами объемного звука, однако компания начала свою деятельность с разработки профессиональных систем шумопонижения (СШП).
Dolby Laboratories (Dolby Labs) была основана американцем Рэем Долби (Ray Dolby) в 1965 году. На момент создания собственной компании Долби обладал несколькими учеными званиями и багажом опыта, накопленного в ходе собственных исследований и работы в компании Ampex.
Рэй Долби
Изначально предприятие Рэя Долби располагалось в Лондоне, а в 1976 году штаб-квартиру перенесли в Сан-Франциско (США). На первых этапах в Dolby, помимо ее основателя, работало всего несколько инженеров. Сегодня штат разросся до нескольких сотен сотрудников (по данным на 2015 год, в Dolby Labs работало более 1 800 человек).
Система шумопонижения Dolby NR
В год основания фирмы Рей Долби изобрел систему понижения шума известную как «Dolby NR» (патент был получен в США спустя несколько лет). Первая версия СШП — Dolby A — была разработана исключительно для профессионального использования. Впервые этой СШП воспользовалась компания Decca Records. Позже, в 1967 году Dolby Labs занялась созданием упрощенной системы Dolby B для бытовых магнитофонов.
Dolby A
Суть разработки заключалась в минимизации фоновых «шипящих» шумов при воспроизведении аудиозаписей на магнитных лентах. Основой стал метод компандирования: динамический диапазон аудиоматериала намеренно сжимается при записи, определенные частоты записываются с повышенной громкостью, а во время воспроизведения декодер экспандирует динамический диапазон, снижая амплитуду нужных частот и уровень шума.
Уже в 1968 году система Dolby B использовалась в катушечных магнитофонах KLH. Тремя годами позже на рынке появились первые кассетные деки с декодерами Dolby B, а в США и Великобритании началось массовое производство кассет с записями по системе Долби. К началу 70-х Dolby Labs стала лицензиаром для десятков компаний, использовавших СШП Dolby в своих продуктах.
KLH Model 40
Развитие технологий привело к появлению более продвинутых бытовых СШП: в 1981 году была представлена система Dolby С, в 1990 — Dolby S. Эти версии Dolby NR оказались более эффективными, но массового распространения не получили.
Проблема Dolby C заключалась в том, что этот формат практически в обязательном порядке требовал нового специализированного оборудования. Звучание кассет Dolby C на магнитофонах без специальных схем было некачественным.
Встроенные же декодеры Dolby B не справлялись с задачей. Соответственно, потребители не хотели слушать музыку в плохом качестве, и большинство не были готово к приобретению проигрывателей нового поколения.
Dolby SR
Система Dolby S позволяла добиться небывалого для компакт-кассет качества звука. Кроме того, эта СШП оказалась более совместимой с магнитофонами Dolby B (искажений было существенно меньше, чем в случае с Dolby S). Однако Dolby S появилась слишком поздно — к тому времени рынок уже завоевали CD.
Помимо вышеперечисленных систем понижения шумов, в 1986 году Рей Долби разработал систему Dolby FM (шумоподавление для радиовещания) и профессиональную систему Dolby SR. Этот формат пришел на смену Dolby A. В начале 90-х SR-технологию использовали тысячи студий звукозаписи.
Dolby SR
Также Dolby SR применялась в кинематографе. Сложность этого профессионального метода не позволяла внедрить его в обычную потребительскую технику, но для студий Dolby SR стала стандартом.
Dolby Stereo и Dolby Surround
К середине 70-х шумопонижающие и эквализационные технологии Dolby уже использовались не только в музыке, но и в кино. 1975 и 1976 годы стали ключевыми для компании — в это время Dolby Labs переехала в Сан-Франциско, и тогда же появился кинотеатральный формат Dolby Stereo.
Впервые фонограмма с таким звуком была задействована в фильме 1976 года «Звезда родилась», однако «звуковой» фурор произвел фильм 1977 года — «Звездные войны. Эпизод IV: Новая надежда».
Система Dolby Stereo в своем первоначальном виде представляла собой четырехканальную конфигурацию: фронтальные левый и правый каналы, центральный канал и «объемный» канал.
Существовало два основных типа кинопленки со звуком Dolby Stereo. Сначала появилась 70-мм пленка, которая позволяла разместить до шести треков магнитной фонограммы. Этот тип пленки использовался впоследствии не часто ввиду высокой стоимости. Распространение получила 35-мм пленка с оптической фонограммой.
Треки на пленку 35 мм наносили с помощью специальной технологии кодирования, а в кинотеатрах использовались процессоры Dolby, выполнявшие роль декодеров. На выходе получался полноценный 4-канальный звук.
Формат Dolby Surround стал прародителем всех домашних систем Dolby. Эта ранняя упрощенная версия объемного звука Dolby для бытовых аудиосистем стала использоваться в 1982 году, когда появились первые видеомагнитофоны нужного уровня.
Как и в случае с Dolby Stereo, технология декодирования использовала 4-канальную фонограмму, но выходных каналов было всего три (левый, правый и окружающий, созданный на основе L/R-сигнала).
В 1987 году домашний Surround-звук усовершенствовали до Dolby Surrond Pro Logic (или просто «Dolby Pro Logic»). Обновленный формат с новым названием также предполагал использование кодирования в студии и процессора для последующего декодирования, но отличие заключалось в том, что Pro Logic-система позволяла получить не три канала на выходе, а четыре: левый, правый, центральный и окружающий.
Процессоры Pro Logic, помимо преобразования (апмикса) сигнала, умели обрабатывать его для более натуралистичного точного звучания, сравнимого с коммерческим кинотеатром.
В 1989 году Рей Долби и Йоан Аллен (Ioan Allen), вице-президент и один из ведущих инженеров Dolby Labs, получили «Оскары» за вклад в развитие кинотеатрального звука.
Цифровая эпоха: Dolby Digital
В 1991 появился полностью дискретный формат Dolby Digital (кодек AC-3). До середины 90-х стандарт носил название «Dolby Stereo Digital». В основе этой технологии лежали МДКП-преобразование и алгоритмы сжатия данных.
Оптическая фонограмма Dolby Digital (DD) отличалась несколькими независимыми каналами (до шести каналов в конфигурации 5.1). Впервые DD-звук зрители смогли услышать в 1992 году на премьере фильма «Бэтмен возвращается». В качестве носителя все еще использовалась кинопленка 35 мм, но метод нанесения оптических звуковых дорожек AC3 был изменен.
Dolby Digital
Для захвата оптической информации были созданы специальный сканер и процессор, который трансформировал оптическую фонограмму в битовый поток для последующего декодирования и многоканального воспроизведения.
В 1995 году звук Dolby Digital пришел в домашние кинотеатры. Первым релизом с цифровой объемной DD-аудиозаписью стал LaserDisc с фильмом «Прямая и явная угроза».
Dolby Digital Plus
Новый формат 1991 года получил развитие в целом семействе DD-стандартов: Dolby Digital EX, Dolby Digital Live, Dolby Digital Plus, Dolby Digital Surround EX, Dolby Digital Recording, Dolby Digital Cinema, Dolby Digital Stereo Creator.
Наиболее значимым кинотеатральным достижением тех лет компания Dolby Labs считает формат Dolby Digital Surround EX (1999 год), ставший расширенной 6.1-канальной версией обычного Dolby Digital. К созданию этого стандарта инженеров Dolby подтолкнула киноиндустрия, нуждавшаяся в системах, способных создавать еще более «трехмерные» звуковые эффекты.
Dolby Digital Surround EX
Участие в разработке Dolby Digital Surround EX принимал режиссер Джордж Лукас. В фильме «Звездные войны. Эпизод I. Скрытая угроза» стандарт использовали впервые.
В бытовом секторе данный формат не получил распространения (домашние AV-системы в большинстве случаев оснащались декодерами Dolby Digital и — позже — Dolby Digital Plus), однако в свое время был выпущен ряд DVD-релизов по вселенной «Звездных войн» со звуком Surround EX.
Среди важных событий 90-х годов, вошедших в историю компании Dolby Laboratories, стала награда от Академии кинематографических искусств и наук (A.M.P.A.S) за создание формата Dolby Digital. Также для Dolby Labs историческим событием считается первая прямая HDTV-трансляция (1998 год) со звуком Dolby Digital 5.1.
2000-е: развитие Pro Logic и появление Dolby True HD
В первой половине нового десятилетия Dolby Labs сконцентрировалась на усовершенствовании алгоритмов увеличения каналов. Так появились Pro Logic II (DPL II) и Pro Logic IIx (DPL IIx). Суть обеих систем заключалась в преобразовании двухканального сигнала в многоканальный.
Pro Logic IIz
Технология DPL II (2000 год) позволяла получить из стереофонического сигнала звук формата 5.1. Более продвинутая технология DPL IIx (2002 год) преобразовывала стерео в 5.1, а полноценный Surround 5.1 — в 7.1-звук. Оба алгоритма поддерживали специальные режимы: «кино», «музыка», «игры» и др.
В 2009 году появилась еще одна версия Pro Logic — IIz. Этот формат обладал возможностью апмикса стерео и объемного звука 5.1/7.1 до 9.1-канальной системы.
В феврале 2005 года Dolby Laboratories стала открытой акционерной компанией. Акции компании стали доступны на Нью-Йоркской фондовой бирже под торговым кодом DLB. В том же 2005 году инженеры компании представили финальные версии объемных форматов Dolby Digital Plus и Dolby TrueHD.
В основе DD Plus лежали звуковые дорожки EAC3 (Enhanced AC-3) с увеличенным битрейтом и, соответственно, итоговым качеством звучания. Формат сделали обратно совместимым с обычным Dolby Digital, поэтому домашние процессоры прошлых поколений могли обрабатывать сигнал DD Plus. Фонограммы в этом 7.1-канальном формате с 2006 года используются для дисков Blu-Ray.
Dolby TrueHD
Dolby TrueHD стал первым форматом Dolby Labs на основе звука, сжатого без потерь (используется алгоритм MLP от компании Meridian). Данный стандарт получил поддержку качества до 24 бит/192 кГц с битрейтом до 18 Мбит/с.
Большинство контента в Dolby TrueHD по сей день создается с фонограммами на шесть или восемь каналов, однако формат поддерживает до 16 каналов. Фильмы на Blu-ray используют 5.1- или 7.1-канальные фонограммы Dolby TrueHD.
Вторая половина нулевых стала для Dolby Labs периодом активного развития с коммерческой точки зрения. Компания учавствовала в международных выставках, внедряла свежие технологии в продукцию партнеров и открывала новые офисы в Азии.
Dolby Surround 7.1
В 2010 году в коммерческих кинотеатрах появился звук Dolby Surround 7.1. Основой этого 8-канального формата был Dolby Digital 5.1. Первым фильмом в новом формате стала «История игрушек 3: Большой побег» от Disney и Pixar.
В наши дни практически все идущие в прокат фильмы обладают фонограммой Dolby Surround 7.1, однако большинство кинотеатров воспроизводят стандартный звук Dolby Digital 5.1 из-за ограниченных возможностей оборудования.
Dolby Atmos
В 2012 году был представлен кинотеатральный формат нового поколения — Dolby Atmos. Эта новая технология оказалась прорывом как для самой Dolby Labs, так и для всей индустрии. Большинство производителей AV-аппаратуры и акустических систем запустили специальные линейки Atmos-продуктов, рассчитанных на работу с этим форматом.
Dolby Atmos
Dolby Atmos — это технология объемного звука, которая базируется не на каналах, а на аудиообъектах. Кинотеатральная (или домашняя) система Dolby Atmos распределяет все источники звука согласно их положению, заданному звукорежиссером. Dolby Atmos способна обрабатывать одновременно до 128 объектов-дорожек и распределять их на 64 выходных канала. В домашней версии Dolby Atmos возможно использование до 30 дискретных каналов, включая потолочные.
Базовый слой фонограммы (Bed Layer) записывается в Dolby TrueHD. Звуковые объекты представляют собой WAV-файлы с метаданными. Atmos-процессор работает не только с декодированием звука 7.1, но и одновременно просчитывает объекты, добавляя их к базовому слою.
Dolby Atmos
Минимальная конфигурация, необходимая для получения звука Atmos — это 5.1.2-канальная система с двумя высотными каналами. На начальных этапах сама Dolby Labs рекомендовала сетапы от 7.1.2 и 7.1.4, однако возможны и другие более сложные конфигурации с 32 или 34 каналами.
Также читайте наши материалы о технологии Dolby Atmos:
Dolby Cinema: наши дни
После запуска Dolby Atmos компания сконцентрировалась на связанных с этим форматом продуктах, технологиях и бизнес-проектах. В 2014 году Dolby Labs анонсировала крупный проект Dolby Cinema: кинематографическую систему на базе Dolby Atmos и Dolby Vision (технология Dolby Labs, созданная для HDR-видео).
Dolby Cinema
По задумке Dolby, все коммерческие кинотеатры сети Dolby Cinema оснащаются большими экранами для изображения с высоким разрешением, многоканальными звуковыми системами и соответствующим жестким стандартам оборудованием. На сегодняшний день в мире открыто несколько десятков таких кинозалов.
Также читайте наш материал о стандарте Dolby Vision:
Наряду с Dolby Atmos и Dolby Vision, к современным развивающимся технологиям компании относятся Dolby Atmos Music (созданный совместно с Universal Music Group трехмерный музыкальный формат), а также Dolby Vision IQ (фирменная система непрерывной подстройки изображения телевизора в любых условиях освещенности).
На сегодняшний день лицензионные декодеры звука Dolby (включая формат Atmos) используются в профессиональных, коммерческих и домашних AV-процессорах, ресиверах, проигрывателях, саундбарах, мобильных гаджетах, ПК и других устройствах.
Как производитель собственного AV-оборудования, компания работает в ограниченном режиме: в каталоге Dolby Labs представлено несколько профессиональных многоканальных усилителей, процессоров и серверов. Все эти решения предлагаются для коммерческого использования.
Dolby Theatre
Компания Dolby Laboratories является одним из ведущих игроков в сфере обработки звука и кинематографии. Ежегодная церемония «Оскар» проводится в театре Dolby Theatre (Лос-Анжелес), оснащенном сверхпрогрессивной аудиосистемой: 215 колонок, 285 каналов усиления.
Главой компании с 2009 года является Кевин Йеман (Kevin Yeaman), ранее занимавший пост финансового директора Dolby Labs. По состоянию на 2017 год, ежегодный доход компании превышает 1 млрд долларов США.
Основатель компании Рей Долби умер в 2013 году в возрасте 80 лет. В 2015 году на «Аллеи славы» в Голливуде появилась именная звезда изобретателя.
Встроенный звук в телевизоре и его возможности. Сравнение с саундбаром
Содержание
Содержание
При выборе телевизора в первую очередь смотрят на экран. Производители стараются впечатлить покупателей сверхвысоким разрешением, качеством цветопередачи, умным функционалом и уникальным дизайном. При этом встроенные динамики нужны, чтобы был хоть какой-то звук, пока пользователь не приобретет саундбар или многоканальную аудиосистему. Однако в последние годы стали появляться модели, которые могут похвастаться мощной встроенной аудиосистемой с сабвуфером. По заверению производителей, она даст фору многим саундбарам. Есть ли смысл в таких моделях и стоит ли доплачивать за встроенный звук?
С тех пор, как кино перестало быть немым, звуковое сопровождение картинки на экране воспринимается зрителями как должное. При походе в кино зритель видит огромный экран, но не менее впечатляющего размера колонки спрятаны от окружающих, хотя именно они обеспечивают львиную долю вау-эффекта от просмотра. Музыка, взрывы, стрельба, звуковые эффекты — именно они придают происходящему на экране вес и объем.
Те, кто пытался построить домашний кинотеатр в отдельно взятой комнате, знают, что больше всего вложений и трудозатрат приходится именно на организацию многоканального звука. Купить огромный экран и прикрепить его на стену не так сложно, как сделать акустическую подготовку помещения, подобрать под него динамики и усилитель нужной мощности, согласовать все между собой, чтобы ничего не хрипело, а дом не ходил ходуном от баса при взрывах на экране.
Производители телевизоров, понимая, что покупатели все равно будут подключать внешние аудиоустройства, чаще всего не заморачивались с качественным звучанием своих девайсов. Их можно понять: покупатель требует модели шириной больше окна и толщиной меньше пальца. В такие габариты сложно уместить качественную аудиосистему. Тем более в последние годы организовать хороший звук помогают саундбары — небольшие и не столь дорогие (по сравнению с системами 5.1 и 7.1) устройства, обеспечивающие многоканальный звук в любой квартире без возни со звукоизоляцией.
Однако сегодня ситуация начала меняться. Технологии направленного звука, применяемые в саундбарах, стали появляться в телевизорах. Многие из них даже оснащены сабвуферами и предлагают неплохое звучание прямо из коробки. Так стоит ли покупать саундбар и тем более заморачиваться с организацией системы 5.1, если есть готовые решения? По каким параметрам выбирать телевизоры с хорошим звуком, для каких помещений они подходят, и чего от них ожидать на практике?
Мощность и помещение
Для средней комнаты примерно в 20 квадратов обычно рекомендуют 40-60 Вт звука, чтобы громкость была комфортной. Для большой комнаты или частного дома нужно побольше — около 100-150 Вт. Имеет значение и чувствительность динамиков. Обычно она в районе 85-88 Дб. Если она меньше, к мощности системы нужно прибавить 20-30 Вт, если больше — убавить столько же. Есть и калькуляторы, с помощью которых можно рассчитать желаемую мощность аудиосистемы.
Нюанс в том, что чувствительность динамиков редко указывается в технических характеристиках саундбаров, и тем более встроенных в ТВ аудиосистем. Второй нюанс — заявленные ватты, как правило, означают лишь то, что на таком уровне мощности система не сгорит и не разлетится на кусочки. В реальности значения, при которых звук будет громким и без искажений, окажутся ниже.
Исходя из этого, можно сделать вывод: чем больше заявленная номинальная мощность у аудиосистемы — тем лучше, поскольку она обеспечивает запас по громкости. Всплески в звуковой дорожке фильмов могут заставить слабую аудиосистему хрипеть и даже преждевременно скончаться.
Даже топовые модели телевизоров с хорошим встроенным звуком предоставляют около 40-60 Вт, максимум — 80 Вт. Тонкий корпус не позволяет их создателям развернуться на полную. Здесь саундбары оказываются в выигрыше, поскольку даже бюджетные модели предлагают около 150-200 Вт без учета сабвуфера, а девайсы из среднего и высокого сегментов могут замахнуться и на 500-1000 Вт. Конечно, не всем нужна такая мощность, если телевизор будет стоять в небольшом помещении. Однако для просторной комнаты и тем более частного дома, выбор будет очевиден.
Алгоритмы кодирования
Со времен DVD и Blu-Ray в звуке для домашних кинотеатров лидируют два формата кодирования аудио — Dolby Digital и DTS-HD в различных ипостасях. Их базовые вариации кодируют 5.1-канальное аудио, а передовые версии DTS:X и Dolby Atmos поддерживают формат 7.1 со звуком сверху и динамиками над головой. В интернете ведутся холивары на тему того, что лучше. С одной стороны, DTX:X кодирует с более высоким битрейтом и, по идее, должен обеспечивать лучшее качество аудио. С другой, Dolby Atmos — более продвинутый формат, который способен обеспечить лучшее качество при менее высоком битрейте.
В итоге все это скорее вопрос вкуса, но есть один нюанс. Atmos получил более широкую поддержку, в том числе, на стриминговых сервисах типа Netflix и Amazon Prime Video, в то время как DTS:X больше подходит для выделенной аудиосистемы. Неудивительно, что и в современных телевизорах Dolby Digital, Dolby Atmos и различные вариации вроде Dolby Digital Plus, Dolby 5.1 Decoder можно встретить чаще, чем DTS:X. Что же касается саундбаров, то в недорогих моделях также чаще можно встретить Dolby Digital и Atmos, а вот более продвинутые поддерживают максимум возможных форматов.
Бас и сабвуфер
АЧХ нескольких моделей ТВ. У LG и Samsung есть сабвуфер (и глубокий бас до 50Гц), у двух других его нет.
Встроенный сабвуфер является необходимым элементом ТВ, если стоит цель получить хороший звук прямо из коробки. Саб расширяет диапазон частот до 30-50Гц и позволяет не только услышать, но и почувствовать всем телом грохот от взрывов и звуковых эффектов в кино. Именно на низкочастотный диапазон приходится значительная часть впечатлений от просмотра художественных произведений. Даже в музыке кинокомпозиторы уделяют басу больше внимания, чем остальным частотам, ведь в области низких частот нет человеческой речи, а значит, есть пространство, чтобы развернуться на полную.
Разумеется, размер встроенного сабвуфера ограничен пространством в корпусе телевизора. Поэтому даже чисто с точки зрения законов физики, саундбары с выделенным сабом выигрывают по этому критерию. Как дополнительный плюс, выделенный сабвуфер можно поставить в наиболее выгодную для качества его звучания точку комнаты. Это позволит улучшить звук и перестать беспокоить соседей грохотом взрывов.
Уникальные функции
Чтобы компенсировать малую мощность своей аудиосистемы, производители современных ТВ предлагают различные уникальные фичи для улучшения звука. Многие из них отсутствуют в аудиосистемах для домашнего кинотеатра и саундбарах от тех же производителей, поэтому функционал и уникальные особенности таких ТВ являются весомым преимуществом.
К примеру, некоторые модели компании Samsung предлагают:
Компания LG не отстает от южнокорейского собрата и предлагает свой набор особенностей. Некоторые из них повторяют фичи конкурентов, некоторые уникальны:
Есть свои технологии и у телевизоров Sony, вот некоторые из них:
Есть как похожие, так и уникальные решения и у ТВ других производителей. Все эти фичи позволяют серьезно улучшить звук и сократить негативное влияние сверхтонкого корпуса и маломощных динамиков.
Заключение: ТВ или саундбар?
В сравнении со встроенной аудиосистемой саундбары обладают большей мощностью, что позволяет им озвучить более просторное помещение. Также их можно удобно расположить в комнате, чтобы добиться более четкого звучания. Однако бюджетные модели саундбаров не подарят кардинального улучшения качества по сравнению с акустикой, встроенной в хорошие ТВ, а модели из среднего и высокого сегментов будут стоить, как половина телевизора.
В свою очередь, встроенные в ТВ динамики имеют ограниченную мощность и привязаны к экрану, поэтому по комнате их не расставишь. Однако они все же предлагают неплохой звук прямо из коробки, а благодаря расширенному функционалу и большому количеству уникальных фич, встроенный звук может сравниться с тем, что выдают саундбары бюджетного и среднего сегмента. Таким образом, в этих ценовых категориях плюсы и минусы обоих решений делятся примерно поровну, и конечный выбор остается вопросом личных предпочтений.
Однако если сравнивать качество звука топовых саундбаров и телевизоров, особенно в просторном помещении, то ТВ останется далеко позади. Сравнительно крупные динамики саундбаров верхнего сегмента вкупе с мощным усилителем и отдельным сабвуфером в большом корпусе сделают свое дело.