что такое dual pixel в canon
Dual Pixel RAW
Что такое Dual Pixel RAW?
Dual Pixel RAW – это инновационная технология компании Canon, задействующая все фотодиоды 30,4-магапиксельного датчика изображения камеры EOS 5D Mark IV, созданного с использованием технологии Dual Pixel CMOS AF.
Каждый пиксель датчика изображения, использующего технологию Dual Pixel, состоит из двух фотодиодов. Подобное строение датчика изображения позволяет регистрировать сигналы А и Б от объекта съемки и обнаруживать разность фаз между ними, обеспечивая тем самым фокусировку по технологии Dual Pixel CMOS AF. При формировании снимка датчик изображения камеры задействует объединенную информацию об изображении, полученную по А и Б каналам. Данная технология позволяет фокусироваться и формировать снимок, используя один и тот же датчик изображения.
При использовании формата Dual Pixel RAW в полученном RAW-файле будет содержаться информация о двух изображениях. Одно изображение состоит из комбинированных данных, полученных по каналам А и Б, а второе учитывает только данные канала А. Это означает, что файл, созданный в формате Dual Pixel Raw, содержит в себе не только стандартное изображение, но и параллактическую информацию, которую можно измерить, а также экстраполированные данные о расстоянии до объекта съемки. Поскольку снимок, сделанный в формате Dual Pixel RAW содержит в себе два изображения, его размер будет вдвое больше, чем у стандартного RAW-файла.
Используя специальный инструмент Dual Pixel Raw Optimizer в программе Digital Photo Professional, пользователь сможет применить данные, содержащиеся в файле формата Dual Pixel RAW, для микронастройки положения зоны максимальной резкости.
Точная настройка изображения
Если какой-либо определенной части изображения не хватает резкости, (например, в области глаз объекта при портретной съемке) это можно легко исправить, внеся изменения в изображение и перенеся зону резкости в нужное место.
Что такое dual pixel в canon
Dual Pixel Raw Mode
Обработка изображений Dual Pixel RAW
Обработка изображений Dual Pixel RAW
Принцип работы
Коррекция освещения портретов
(в камере)
Эта новая функция меняет освещение лиц объектов портретной съемки. Интенсивность, рассеивание и направление света можно изменить на этапе постобработки для управления глубиной и положением теней, что можно сравнить с эффектом отражателя.
Выбор четкости фона
(в камере)
Выборочно повышайте уровень четкости фона в меню редактирования RAW на камере — отличная функция для пейзажной съемки, где бывает трудно добиться четкости по всему изображению.
Без повышения четкости фона
С повышением четкости фона
Микро-подстройка изображения
(в ПО Digital Photo Professional)
В бесплатной программе Digital Photo Professional точку максимальной четкости можно немного сместить от выбранной на момент создания кадра. Это очень поможет портретным фотографам, которые хотят точно настраивать уровни четкости, например когда глаза объекта оказались не в полном фокусе.
Сдвиг боке
(в ПО Digital Photo Professional)
С помощью оптимизатора Dual Pixel RAW в нашей программе DPP вы можете настроить внешний вид областей изображения, находящихся вне фокуса, сместив перспективу изображения по всему кадру.
Устранение бликов и двоения
(в ПО Digital Photo Professional)
Еще одна функция оптимизатора Dual Pixel RAW в программе DPP, которая помогает убрать с изображения артефакты, которые появились из-за наличия в кадре источника яркого света. Изображения с левой и правой групп элементов сравниваются и выборочно меняются, чтобы свести к минимуму или полностью убрать блики и двоение.
Digital Photo Professional
Digital Photo Professional (DPP) — это высокопроизводительное программное обеспечение для цифровых камер EOS и PowerShot (поддерживающих формат RAW), позволяющее обрабатывать, просматривать и редактировать изображения RAW.
Объяснение технологии Canon Dual Pixel RAW
Недавно анонсированный Canon 5D Mark IV получил новую функцию Dual-Pixel RAW. Технология Dual-Pixel RAW позволит пользователю настроить фокус после съемки, но регулировка доступна только при некоторых условиях.
Функция позволяет выполнять:
Каждый двойной пиксель изображения формируется путем объединения снимков А и B, в настоящее время Canon 5D Mark IV фиксирует все данные. В одном файле мы имеем данные от фотодиодов А и В, а также всю информацию о параллаксе. Из-за огромного количества информации, размер файлов Dual-Pixel RAW в два раза больше по сравнению с обычными файлами RAW.
Как мы уже говорили ранее, в файл записывается сигнал от каждого фотодиода, что позволяет фотографу выполнять тонкую настройку фокуса и боке.
Чтобы получить наилучшую отдачу от работы с Dual-Pixel RAW нужно соблюдать следующие условия:
Рекомендуется соблюдать расстояние до объекта для получения идеального кадра:
На картинке ниже вы можете увидеть насколько можно сместить фокус при использовании Canon Dual-Pixel RAW:
Как вы можете увидеть, файлы DPRAW в Canon 5D Mark IV дают возможность перенести фокус на небольшое расстояние от 2 до 3 слов при съёмке крупного плана листа бумаги с печатным текстом. Это не похоже на технологию Lytro, которая позволит перемещать фокус на любую область кадра. Вы сможете только лишь уточнить фокус, например, наведя его на глаза при лёгком сбое фокусировки при съёмке портрета.
EOS 5D Mark IV. Часть 4. Dual Pixel RAW — что это?
Технология Dual Pixel CMOS AF используется в камерах Canon не первый год. Напомню, что в произведённых по данной технологии сенсорах изображения светочувствительные элементы имеют пару фотодиодов. Первоначально технология была призвана ускорить автофокусировку по матрице, используя фазовый принцип наведения на резкость. Об этом мы ещё поговорим в нашем обзоре.
Однако Canon EOS 5D Mark IV стал первой камерой в мире, которая способна записывать Dual Pixel RAW. В этом сыром формате сохраняется информация от отдельных фотодиодов каждого пикселя. Поэтому в RAW содержится некоторая информация о параллаксе: левый и правый фотодиоды «видят» мир по-разному. Конечно же, подобные файлы «весят» больше обычного — порядка 66 МБ, так как вмещают в себя два изображения. Скорость работы камеры с Dual Pixel RAW снижается.
Поэтому вторым пунктом в меню Canon EOS 5D Mark IV стоит именно включение/выключение этого формата записи. Так какие же преимущества даёт Dual Pixel RAW?
В Dual Pixel RAW записывается информация от левого и правого фотодиода каждого пикселя отдельно
Скажем сразу, что на момент написания обзора работать с Dual Pixel RAW можно было только в оригинальной программе Canon Digital Photo Professional 4. Однако возможности, которые открывают перед фотографом подобные RAW-файлы, как минимум удивляют.
Микрорегулировка изображения
Принцип работы этой функции мы так и не смогли выведать ни у представителей Canon, ни в интернете. То, что происходит в процессе «оптимизации Dual Pixel RAW» (именно так называется соответствующий пункт меню), скорее похоже на маленькое чудо. Уже после съёмки у фотографа появляется возможность подвинуть глубину резкости в кадре вперёд или назад.
Скриншоты в процессе обработки:
Величина коррекции оказывается совсем небольшой. При съёмке со 100-мм объективом с дистанции около метра подвинуть ГРИП удалось лишь на 1,5–2 мм в одну и в другую сторону. Это немного, но такой регулировки может оказаться достаточно для микроподстройки при минимальных промахах в автофокусировке, которые в реальной съёмочной практике не редкость.
Для эффективного применения функции «оптимизации Dual Pixel RAW» есть конкретные рекомендации, которые нам удалось запросить в Canon. Вот они:
o 50 мм: 1–10 м
o 100 мм: 2–20 м
o 200 мм: 4–40 м
Соблюдая эти правила, можно немного подкорректировать промах в фокусировке, например, при портретной съемке. На кадрах ниже я смог сделать резче ближний глаз модели уже после съемки.
Сдвиг резкости назад
Сдвиг резкости вперед
Сдвиг эффекта боке
Ещё более сюрреалистичной выглядит функция «сдвиг эффекта боке». Двигая ползунок в фоторедакторе, можно сдвигать фон относительно находящегося в фокусе объекта съёмки. Ощущение, что фотоаппарат «заглядывает за угол», за границу кадра. Безусловно, величина коррекции получается не слишком большой, однако она заметна на снимках.
Скриншоты в процессе обработки:
Как применять эту функцию на практике — решать вам. У нас же есть лишь одно предположение. Сдвиг боке может пригодиться, когда при съёмке в кадре случайно оказался мешающий объект, который частично закрыл собой основной объект съёмки. В редакторе можно получить эффект сдвига точки съёмки. Таким образом мешающий объект может быть передвинут.
Уменьшение паразитной засветки
После всех чудес, которые мы увидели в первых двух пунктах оптимизации Dual Pixel RAW, уменьшение паразитной засветки выглядит простой и прозаической функцией. Ведь при изменении точки съёмки меняется положение бликов и засветок в кадре. А магическое изменение точки съёмки мы уже видели в предыдущем пункте настройки.
Так выглядит снимок, если включить уменьшение паразитной засветки для всего кадра. Картинки от левых и правых фотодиодов каждого пикселя накладываются друг на друга. CANON EOS 5D MARK IV / (505) УСТАНОВКИ: ISO 160, F2, 1/80 S, 15.0 МБ
Примечательно, что боке при уменьшении паразитной засветки очень сильно меняется: оно становится контрастным, начинает «двоить». Одним словом, выглядит размытие непрезентабельно. Поэтому этот инструмент был дополнен функцией выделения зоны, к которой применяется уменьшение паразитной засветки. Тогда боке на остальной площади кадра остаётся нетронутым.
Скриншоты в процессе обработки:
Важно отметить, что эффективность инструмента не стоит переоценивать. Сильные пересветы он не убирает. Однако яркость одиночных бликов, а также засветки у ярких объектов можно заметно снизить.
Предварительные выводы о Dual Pixel RAW
На данный момент возможность работать с Dual Pixel RAW является скорее технологическим прорывом, нежели широко применимой на практике функцией. В процессе настройки вы можете выбрать лишь одну регулировку из трех. Нельзя одновременно сдвинуть боке и подстроить фокусировку для одного кадра. Сами границы коррекции сравнительно малы. На наш взгляд потенциал есть у микроподстройки фокуса. Эта функция может пригодиться портретным фотографам для идеального попадания в резкость при фокусировке на глазах модели. Также мы обращаем внимание читателей, что Dual Pixel RAW никак не влияет на разрешение снимка. Удвоения разрешения от применения двух раздельных фотодиодов не происходит.
Технология Dual Pixel RAW в камере Canon EOS 5D Mark IV. Есть ли польза?
Canon EOS 5D Mark IV
Анонсированная в августе зеркальная фотокамера Canon EOS 5D Mark IV получила целый ряд усовершенствований по сравнению с предшественницей. Впрочем, большинство улучшений для такого класса камеры были вполне ожидаемыми, а сами улучшения можно назвать эволюционными.
Принципиально новое в зеркальных камерах встретить уже довольно сложно, но компании Canon все же удалось немного удивить фотографов.
Технология Dual Pixel RAW — это действительно что-то абсолютно невиданное, и ранее в камерах она не встречалась.
Что это за технология и для чего может быть использована?
Во многих системных современных камерах Canon используются светоприемные матрицы, где каждый пиксель состоит из двух отдельных фотодиодов A и B, информация с которых считывается раздельно. Такое раздельное считывание позволяет реализовать быструю фазовую фокусировку Dual Pixel AF при помощи самой матрицы.
Каждый пиксель матрицы состоит из двух отдельных фотодиодов (технология Dual Pixel)
За счет этого в зеркальных камерах Canon обеспечивается высокоскоростная автофокусировка при видеосъемке и при съемке с использованием экрана для визирования (LiveView).
Обычно при формировании снимка информация с фотодиодов A и B каждого пикселя объединяется, но в Canon EOS 5D Mark IV реализовали также дополнительную возможность записи файлов в особом формате Dual Pixel RAW.
В файлах Dual Pixel RAW содержатся два «изображения». Первое изображение сформировано на базе информации из фотодиодов A, а второе — на базе объединения информации из фотодиодов A и B. Получается, что к обычному кадру добавляется информация о параллаксе.
Это позволяет осуществлять микроподстройку автофокуса, сдвигать боке (рисунок размытия в зоне нерезкости на кадре), уменьшать паразитные засветки. И все эти операции проводятся уже на отснятом кадре!
В теории все выглядит очень интересно, но попробуем Dual Pixel RAW на практике.
Как использовать Dual Pixel RAW?
На данный момент функция Dual Pixel RAW доступна только в камере Canon EOS 5D Mark IV. Для получения RAW-файлов формата Dual Pixel RAW необходимо в меню активировать соответствующую настройку.
Включение Dual Pixel RAW в камере Canon EOS 5D Mark IV
При этом возникают некоторые не очень приятные особенности:
Также очень важным моментом при работе с RAW-файлами Dual Pixel RAW является то, что дополнительная функциональность формата обеспечивается только в фирменном редакторе Digital Photo Professional (DPP).
А при использовании, например, популярного приложения Adobe Lightroom или RAW-конвертера Adobe Camera Raw файлы Dual Pixel RAW откроются (если установлены последние версии приложений), но функционально работа с ними не будет отличатся от работы с обычными RAW-файлами. Никаких дополнительных возможностей вы не получите.
По крайней мере, на данный момент ситуация именно такова.
Для получения большего эффекта от манипуляций с Dual Pixel RAW производитель приводит ряд рекомендаций. Они сводятся примерно к тому, чтобы при съемке обеспечивались небольшая глубина резкости (ГРИП) и существенное размытие фона.
Для файлов Dual Pixel RAW в редакторе Digital Photo Professional предусмотрен специальный режим обработки, в котором, собственно и осуществляются микроподстройка фокуса, сдвиг боке и подавление засветок.
Сдвиг точки фокусировки
Поэкспериментировав с несколькими файлами, должен сказать, что эффект от регулировки фокусировки настолько минимальный, что его очень трудно заметить. Да, при 100%-ном увеличении какое-то влияние ползунков видно, но оно очень незначительное и вряд ли дает реальную пользу фотографу.
Признаться, ожидал несколько большего. Если вы рассчитываете перевести фокусировку с одного глаза на другой на портретном фото (разве что глаза будут находиться практически на одном расстоянии по отношению к камере), выбрать нужный объект на макроснимке, «перевести резкость» с одного участка на другой на предметном фото, то это не тот случай. Подстройка фокуса действительно микроскопическая.
Регулировка боке
При регулировке сдвига боке сам рисунок зоны размытия не меняется. Получаемый эффект на фото можно сравнить с тем, что вы получили бы, сдвигая чуть-чуть камеру вправо или влево относительно изначальной точки съемки.
Влияние на итоговое изображение настройки незначительное.
Уменьшение паразитной засветкой
Проверить уменьшение паразитной засветки Dual Pixel RAW не удалось. Дело в том, что камера использовалась буквально несколько минут в рамках презентации Canon EOS 5D Mark IV в Украине, и среди полученных снимков у меня просто не оказалось подходящего кадра с засветкой.
Надо заметить, что регулировка засветки очень влияет на боке. Причем, влияние негативное. На кадре появляются неприятные двоения объектов в зоне нерезкости. Видимо, не зря в данном режиме доступна возможность выбора зоны на фото, к которой будет применяться эффект. Кстати, выбор зоны на фото предусмотрен и для регулировки сдвига боке.
Судя по полученным результатам, осмелюсь предположить, что Dual Pixel RAW не будет особо востребована. Мало кто станет мириться с недостатками (см. выше) и неудобствами (использование DPP), возникающими при работе с Dual Pixel RAW, ведь какой-то значимой выгоды фотографу использование технологии Dual Pixel RAW не дает.
Приятно, что производители фототехники добавляют новые интересные возможности для своей техники, но в данном случае ожидания, связанные с возможностями Dual Pixel RAW, оказались несколько завышенными.
Технология Dual Pixel RAW в камере Canon EOS 5D Mark IV. Есть ли польза? : 8 комментариев
Ну для начала так подчеркну — камера использовалась несколько минут и достаточного количества файлов протестировать технологию не было. Увы, да, конечно, значительно перефокусировать объекты не выйдет, этого и не обещали. Но например снимая на открытой на том же 85/1.2 микроподстройка фокуса очень приветствуется. И да, с глазу на глаз фокус не перевести, а вот пройтись от глаза по ресничке и потом подредактировать, вытянуть детали (реальные, я не про перешарп) не теряя уровень размытия — почему бы и нет. Убирать паразитные засветки — это класс. Возможно проблему двоения решат. А у Nikon многие объективы и так двоят нерезкую область и ни кто не возмущается. На счёт програм обработки — Adobe заявила что работает над поддержкой нового формата. Размер файла больше — тут ничего не поделать. Хотите сжатия — так какой это будет рав? И самое главное — Canon уже заявили что функционал и возможности технологии будут расширяться, это только начало. Посмотрим что выйдет. Думаю что-то значительное и интересное.
Даже если найдется снимок, где микроскопическая подстройка Dual Pixel RAW может пригодится, не думаю, что фотограф будет возиться ради этого с редактором, который он обычно не использует. У тех, кто занимается фото, есть уже сформировавшиеся приемы в программах обработки.
И, кстати, в некоторой степени создалось впечатление, что, перемещая зону фокуса, как раз происходит что-то похожее на подшарпливание с добавлением контраста и т. д., а не реально перемещается зона фокуса
Мне будет интересно посмотреть детальный обзор технологии, когда она уже будет более-менее «устаканена», с добавленным обещанным расширенным функционалом, с полноценной поддержкой в ФШ, после полноценного тестирования с различной крайне светосильной оптикой, в особо близком макро, в различных условиях. Сейчас рано говорить — это революция, или просто новая интересная фишка, но надежда есть;). Так или иначе, но большинство фотографов снимают и точно в обозримом будущем будут снимать на пятаки, и новинка, как и всегда, получила много преимуществ ради которых стоит её брать.
Пользуюсь Canon 5D Mark 4.. уже немного больше месяца, за это время долго пытаюсь разобраться в ее функциях-фичах, но все больше убеждаюсь в том что слышу от всех обзоров! Дйствительно — Dual Pixel Raw и ПО в особенности выглядит очень сырым.. как и все остальные говна функции. Которыми в обычной ситуации предпочитаешь не использовать, поставив установки как в другой «обычной(за такие деньги, хочется — пойти покурить, а камера что бы сама, за это время отсняла серию профессиональных снимков))»
З.Ы. у меня карточки SD UHС II 280MB/s
против CF UDMA 7 160MB/s
но почему то «видео — 4к» пишет только на вторую!!
Щось пригадалось, як першому iPhone пророкували провал, вважаючи концепцію безкнопочного телефону хибною. Щось схоже все частіше читаю про Dual Pixel RAW. Вже зустрічав інформацію що Adobe включить в свої продукти можливість роботи з Dual Pixel RAW. Тобто для Adobe ця функція здається цікавою, а для оглядача ні? Звичайно, очікувати можна багато чого, а отримати менше, і розчаруватись. Я однозначно впевнений, що цією функцією будуть користуватись. Не факт що на кожному кадрі потрібна буде корекція фокусу, боке чи засвітки. Але чому б не перестрахуватись? Що фотограф втрачає від цього? Місце на карточці? Картки памяті зараз досить доступні, і навіть в дуже великих об’ємах. Серійна зйомка стане повільнішою? Під серію можна вимкнути Dual Pixel RAW. Впевнений що така концепція отримає розвиток, і досить швидко ми побачимо схожу функцію на інших камерах Canon, можливо навіть любительського рівня.
С недостатками, конечно, можно мириться, но что получаешь взамен? Функция, безусловно, очень интересная, но влияние настроек, которые предоставляются пользователю, на снимок исчезающе малы.
Не згоджусь з вами. У вас була тривала практика із 5D mark IV? Перші враження оглядача не можуть бути остаточною оцінкою. Мені Dual Pixel RAW дуже сподобався. Це класний інструмент при пост-обробці, якого раніше в мене не було. Тими функціями можна користуватись, можна не користуватись, це індивідуальне діло кожного. 5D mark IV цікавий і без цього режиму.