что такое freestyle в рэпе
СОДЕРЖАНИЕ
Исходное определение
Есть два вида фристайла. Есть олдскульный фристайл, который, по сути, представляет собой написанные вами рифмы, которые могут не иметь ничего общего с каким-либо предметом или распространяться повсюду. Еще есть фристайл, когда ты отрываешься от макушки.
Новое определение
Кул Мо Ди предполагает, что изменение в использовании этого термина произошло где-то в середине-конце 1980-х, говоря, что «до 1986 года были написаны все фристайлы», и «до 1990-х годов речь шла о том, насколько сложно вы могли бы придумать письменную рифму. без какой-либо конкретной темы и без реальной цели, кроме демонстрации вашего лирического мастерства «.
Хотя сегодня этот вид фристайла очень уважаем, Кул Мо Ди утверждает, что раньше этого не было:
Методика импровизированного фристайла
Виды фристайлов
В наше время, с появлением таких лиг, как King of the Dot и Ultimate Rap League, большинство сражений написано с использованием фристайла в стихах. Это позволяет использовать более сложные рифмы и оскорбления.
По мере развития хип-хопа в начале 1980-х многие рэперы приобрели известность благодаря фристайл-битвам. Сражения могут происходить где угодно: неформально на улицах, на сцене на концерте, в школе или на мероприятии, специально предназначенном для сражений (например, Scribble Jam или Blaze Battle).
Рифмуй, не бойся, не проси. Как стать настоящим фристайлером
После нашумевшего боя Окси против Гнойного все как с ума посходили. За четыре месяца –
28 млн просмотров на YouTube. На баттл друг друга стали вызывать чиновники, телеведущие, учителя. В декабре в столичном вузе прошел баттл двух роботов.
Корреспондент портала Москва 24 Иван Носатов проверил, каково это быть рэп-фристайлером. Чего больше всего боятся новички, чем фристайл отличается от рэпа и какой длины дреды у Децла, читайте в материале.
Алексей Кингсайз Храпов читает рэп-фристайл на питерском баттле V1 Battle. Фото: Дмитрий Тибекин
Жена, указка, самовар и осень
– В девятом классе, я представлял ее своей женОй/
Это былА учительница моЯ английского языкА/
Она учила меня алфавиту/
a-b-c-d-e-f-G/
h-i-j-k-l-m-n-o-P/
Но мыслям моим дерзким развиться она не далА/
Указкой своей мечты мои прервалА/
Слышу одобрительные хлопки. Редкие, но от этого не менее приятные. Я – человек абсолютно не склонный к экспромту. Десять раз продумывающий слова, прежде чем высказаться – импровизацией вызвал у незнакомых людей положительную эмоцию. Два главных ощущения. Гордость за то, что переборол себя и посмел открыть рот. И облегчение, слово переходит к следующему, а значит девять пар глаз теперь будут устремлены на него.
Мы на занятии первой в России фристайл-мастерской под руководством одного из ветеранов фристайл-движения Льва RePac Киселева.
Видео предоставлено Youtube-каналом SplavSlovTV
Любители фристайла собрались в будний вечер в подвальчике в центре Москвы. В белой комнатушке размером 3×4 очень душно. Покрывала на стенах, словно в карцере из «Зеленой мили», поглощают звук из колонок.
– Фристайл – это импровизированный рэп под музыку, объясняет новичкам Лев. – Чтобы читать фристайл, нужно выполнять три правила. Первое – читать в рифму. Второе – читать быстро. И последнее – читать осмысленный текст.
Заиграли биты, так называют ритмичную музыку. Мы сидим кругом, как аватары возле дерева. Парень справа вошел в транс и покачивается под звуки хип-хопа.
Микрофон переходит к следующему участнику. Самое страшное – это начать.
– Можно я пропущу, попривыкну? – просит один из новеньких.
– Конечно, можно. Только тогда ты ничему не научишься. Так что давай, попробуй, – говорит Лев.
– Подняться по карьерной лЕстнице? Не знаю, что рифмовать, но это вЕсело.
Получилось складно, и парень доволен.
Очередное задание учит читать фристайл и рифмованно, и быстро, и осмысленно. Лев ставит бит и называет участнику два слова. Из них нужно составить полноценную историю в восьми строчках. Ограничение введено для рэперов, у которых проблема с самодисциплиной. Их мысли часто разгоняются и не могут вовремя остановиться.
После более-менее удачного рассказа из слов «жена» и «указка» мне достаются «самовар» и «осень».
Ощущение гордости тает. Повторить дважды связную и смешную импровизацию новичку тяжело. Совершенно без рифмы несу что-то про самовар, в котором варят самогон, который пьют, потому что кончилось лето, наступила осень, и стало грустно.
– Ну как ощущения? – спрашивает в конце Лев.
– Вообще потрясывает всего, – признаюсь я. Немудрено после такого стресса. Но это приятный стресс.
Яся. «Мне так страшно, наверное, никогда в жизни не было»
«Я вышла, мне так страшно, наверное, никогда в жизни не было, – участница фристайл-мастерской Яся вспоминает, как полгода назад впервые зачитала фристайл на открытом уроке. – Все проходило в книжном магазине «Республика». Нас поставили в центр, а вокруг ходит куча людей. Включили биты, мне дали в руки микрофон, строчку и сказали: «рифмуй». В это время тебя на камеру снимает Москва 24. Я пыталась прикрыть ладонью рот, не могла попасть в ритм. Невыносимо было, очень страшно».
Организатор первой в России фристайл-мастерской Лев RePac Киселев провел мастер-класс по фристайлу в книжном магазине «Республика»
Мы созвонились с Ясей после ее очередной тренировки. Девушка отучилась на психолога, сейчас заканчивает магистратуру во ВГИКе на сценариста. Плюс работа и свободного времени мало. Заинтересовалась она фристайлом в преддверии поездки в Летнюю школу (образовательный проект), где обещали поставить хип-хоп пьесу с элементами фристайла.
– Что было страшнее всего во фристайле, когда ты только начала заниматься?
– В принципе мой самый главный-главный страх в жизни – это показаться дурой. А тут ты приходишь в такое место, где ты априори сразу дура. У тебя нет другого выхода, ты будешь лажать. Настолько плох ты еще ни в чем и никогда не был, как будешь сейчас, – это самое страшное.
Но при этом через месяца полтора я прихожу и думаю, все – я больше не чувствую себя дурой. Уже хорошо. Цель достигнута. Возможно, это насмешка над собственными страхами. Потому что выйти на сцену и облажаться – то, что людям обычно в кошмарах снится, а ты себя все время в такую атмосферу помещаешь.
– Чем же фристайл привлекает?
– Мне во фристайле интересно, потому что я сразу могу понять, какой человек: мой или не мой, – продолжает Яся телефонный разговор по дороге к метро. – Если человек говно, то говно льется сразу. И с тобой то же самое происходит. Если ты дурак, то будешь дураком и во фристайле. Если в тебе что-то есть, то ты это выливаешь из себя. Фристайлить начинаешь с того, о чем сам никогда не думал. И все мысли твои как на ладони.
– А на открытом уроке-то ты справилась? Смогла зарифмовать строчку?
– Да, я все помню, что там сказала. Мне нужно было раскрыть тему «Кувшин». Я зачитала что-то вроде: «Я не знаю, что ты ищешь. Попробуй меня, испить меня».
И в этот момент я понимаю, что это пошло. Все начинают смеяться, мне самой смешно, потому что я понимаю, что это очень пошло. Но мне кажется тогда я нащупала свою линию фристайла, пошло шутить. Потому что я и в обычной жизни это люблю, а во фристайле от девочки это всегда срабатывает.
Сила слова
Недалеко от Театра на Таганке в клубе, где неделю назад журналист Илья Азар рассказывал, как пишет тексты, и вспоминал, как ездил на войну, в этот день проходили совсем другие бои. Четвертый фристайл-баттл из серии «Сила слова». Одним из судей оказался знаменитый рэпер Децл c дредами до пяток и кольцом с черепом на пальце. За диджейским пультом в красной шапке стоял сын музыканта Андрея Макаревича – Иван James Oclahoma.
Сын музыканта Андрея Макаревича – Иван James Oclahoma. Фото: maxim.kazanskiy
– На этом баттле настолько высоки ставки/
Смотрю в твои глаза, чувствую себя как «Сталкер»/
Смотрю в тебя и вижу отражение в «Зеркале»/
Тарковский наше все – и в каждой молекуле/
Все что он создАл — или сОздал/
Это неважно — ему принадлежит отцовство/
Это интеллектуальное кино, но при этом для многих/
Оно будет понятно, а не убого/
Очевидно, он творил для себя, и это подлинное искусство/
Но при этом он не дал кино сбиться с курса/
И потом ему подражали многие режиссеры/
Это классно – это реально новая школа!/
Речетатив на тему «Тарковский — наше все» зачитал фристайлер Алексей «Кингсайз» Храпов, на ходу подбирая каждую новую строчку. Спонтанно, со смыслом и ни одного оскорбления. По словам Кингсайза, фристайл бывает жестким, но при этом проходит по доброму. «Есть разница между жесткой агрессией и подколками. Если во фристайле мы обменялись подколами – это не значит, что мы агрессивны друг к другу», – делится наблюдениями Кингсайз. У него комплекция Василия Уткина, что противники пытаются обыгрывать в своих выступлениях.
Алексей «Кингсайз» Храпов. Фото: Дмитрий Тибекин
Я напоминаю у нас тема про спорт и про фитнес/
Ты попал в Книгу рекордов Гиннесса/
После того, как пришел пожрать блины в фитнес-зал/
Там ты набрал свои первые сто килограмм/
Теперь идет речь о втором/
Докторов ты всех шокировал, проходя на рентгене/
Я позвоню Чебурашке и крокодиле Гене/
Чтобы они забрали этого толстого пацана из мультфильма/
Я тебе включу диафильмы/
И вот первый из них – ты как cитх/
Получаешь ногой под дых/
Однако самоироничный никнейм Кингсайза обезоруживает.
«Конечно, могли бы и помоями друг друга облить, – размышляет Алексей Храпов. – Но это просто фристайл, и настоящей агрессии, скорее всего, никто ни к кому не испытывает. Наоборот, в тех редких случаях, когда люди ее испытывают – это мешает им фристайлить. Даже сильные соперники, когда начинают брызгать слюнями и обзывать друг друга козлами, смотрятся ужасно».
«Как бы странно это ни звучало, самые дружелюбные люди, которых я когда-либо видела, находятся на фристайле. Во-первых, нигде в принципе столько не обнимаются как здесь. Тут абсолютно здоровая атмосфера, за счет того, что люди говорят тебе гадости в лицо, а за спиной только хорошее. Этим фристайл крут и отличается от повседневной жизни», – говорит участница фристайл-мастерской Яся.
«Я выходила на площадку не один раз и пробовала себя в искусстве лажать. Каждый раз я слышала только слова поддержки. Никто ни улюлюкал, ни кричал: «Что ты тут делаешь, уходи!». Наоборот – хлопают или кричат: «Давай, давай!» – рассказывает Яся.
На баттле из 30 участников было всего четыре девушки. «Девушек, читающих фристайл, в принципе, очень мало. Сейчас их становится больше, но все равно пока меньше, чем парней. В чате нашей мастерской 7 девчонок и 23 парня», – рассказывает руководитель Фристайл-мастерской в Москве Лев RePac Киселев. Чтобы привлекать девушек на занятия, Льву приходится брать с них меньше денег, чем с ребят, – 500 рублей против тысячи за занятие. «Даже когда есть пара девчонок, у ребят появляется перед кем показывать свое мастерство. Это их стимулирует».
В перерывах выбывших участников можно было встретить у барной стойки, с досадой разбирающих ошибки. «Блин, надо было по другому зарифмовать». «Я не проснулась, зачем так рано проводить баттлы?» – сетовала Ксюха #Наполусогнутых в спортивном балахоне, который был ей велик. Баттл стартовал в 16:30. «Многие мои знакомые ведут ночной образ жизни», – объяснил мне позже ведущий баттла Лев Киселев.
Чтобы раскачать собравшихся в перерывах он и сам читал фристайл.
– Мы ждем судей, они уже должны сюда вернуться/
Потому что будет баттл в рифмоискусстве/
Эй, народ, поддержите, покричите для них/
Меня зовут Лев, я – рифмующий псих/
Это для вас. И Децл уже находится тут/
И Юра Муравицкий тоже здесь – он чертовски крут/
Мы ждем Грубого из Ниоткуда, наконец-то/
Где Kotzi Brown, нам тоже интересно/
Режиссер Юрий Муравицкий. Фото: maxim.kazanskiy
Фристайл – это словесные шахматы. В баттлах, как и в любом виде спорта, есть своя тактика. Более сильного противника иногда имеет смысл не «задавить», а похвалить его мастерство.
– Я хочу чтобы ты прошел, ведь ты молодой и круто стелешь/
Ребята, неважно, кому вы отдадите голоса на самом деле/
Может быть, мне старику, а может быть, молодежи/
Но я знаю одно – он может рифмовать очень круто тоже/
Так, ветеран Lokо́s пытался задобрить судей в баттле против подростка с хохолком Артемия. Юный фристайлер взаимностью не ответил и затоптал «старика».
«Попробуй проехаться по мне», «Новая школа уберет тебя», «Я сияю как звезда», «Артемий здесь стелет до конца жизни». Напор Артемия победил тактичность Lokо́s’а, и он прошел дальше.
В финале сошлись Nongratta, похожий на Карлсона, с головой в цветах ЦСКА, и Макс (Роа) в кепке и рубашке, как у футбольных фанатов. Оба известные в среде фристайлеры. Видео баттла Nongratta с рэпером Гнойным на проекте SLOVO за три года набрало 681 тысячу просмотров на YouTube.
– Народ, я хочу, чтобы каждый в этом зале поднял руку над головой и не опускал ее до конца баттла. Кто из них будет лучшим? Чье слово сильнее? Дайте шууумааа! – кричал RePac.
Это была битва протагониста и антагониста. Цензуру в СМИ их 10-минутный баттл точно бы не прошел, однако вот основные выдержки из него.
Решением судей победил Макс. «Рэп – такая история, где нет разделений на добро и зло. В рэпе зло – это нормально, особенно на баттле. Поэтому никогда не буду исходить в судействе из категорий добра и зла. И ты сегодня круто замутил, и ты. Но выиграл Роа», – подвел итог судья баттла рэп-исполнитель Грубый Ниоткуда.
Победитель с радостью получил призовые 10 тысяч рублей. Хотя деньги, по его словам, не главное.
Рэп термины
Андеграунд (underground — подполье, андерграунд) — ряд художественных направлений в современном искусстве (в музыке, литературе, кино, изобразительном искусстве и др.), противопоставляющих себя массовой культуре, мэйнстриму.
Для андеграунда характерны разрыв с господствующей идеологией, игнорирование стилистических и языковых ограничений, отказ от общепринятых ценностей, норм, от социальных и художественных традиций, нередко эпатаж публики, бунтарство. Как правило, такие произведения либо издаются нелегально, либо пишутся «в стол», то есть без надежды на публикацию. Однако с течением времени запреты ослабевают или снимаются, в этом случае произведение приходит к читателю, хотя и с определенной задержкой. Также термином Андеграунд очень часто обозначают общие направления в музыке, которая не поддерживает классические пути. Термин начал употребляться во второй половине XX века, по отношению:
* к странам, где искусство было подчинено государственной идеологии
* к течениям в развитых странах, где массовое искусство ориентируется на рынок
В современном мире информационных технологий появляется большое множество движений и сообществ, которые можно отнести к андеграунду.
Биф (beef — мясо (говядина), в переносном
значении жалоба, недовольство) — вражда между представителями хип-хоп
культуры. Бифы, их особенности и негласные правила ведения являются
важной составляющей хип-хоп культуры. Наиболее известны бифы между рэпперами, но такие конфликты возможны и между другими представителями хип хоп культуры: диджеями, би-боями или графитчиками.
Причинами бифов обычно становятся обвинения в плагиате, претензии на
лидерство в жанре (необоснованные по мнению оппонента), непримиримые
творческие разногласия, принадлежность к конкурирующим рекорд-лейблам и
даже случайные оскорбления.
На практике конфликты выражаются в специально записанных песнях (традиционно называемых диссами) и интервью, реже — в драках и перестрелках, в отдельных случаях заканчиваясь убийствами.
Битбоксинг — это искусство создания и имитации ритмических
рисунков (битов) и мелодий при помощи голосового аппарата и артикуляций
органами рта. При этом современная техника битбоксинга включает также и
множество других областей. Наиболее часто битбоксинг используется в
качестве аккомпанемента в хип-хоповых композиций. Битбокс считается
пятым элементом хип хоп-культуры.
Изобретателем битбокса считается Doug E. Fresh, однако аналогичная техника использовалась и ранее (например, в мультфильме 1968 года «Шпионские страсти»). Название «битбоксинг» произошло от слова «beatbox» — так назывались первые драм-машины
Бит — такт в музыке, употребляеся в выражении англ. beat per
minute, bpm — ударов в минуту. Чем больше значение, тем выше темп
музыки.
Брейк-данс или бибоинг (англ. breakdance) — уличный танец, один из шести элементов хип-хопа.
Граффи́ти (От итал. graffito, множ. graffiti) — в первоначальном значении — наскальные рисунки, которые древние люди рисовали на стенах своего жилища; в современном смысле — надписи или рисунки, нанесённые краской, чернилами или выцарапанные на стенах, а также заборах и прочих вертикальных поверхностях.
В исторической науке этот термин используется давно, но в более узком значении. Когда заходит речь о древних эпиграфических памятниках, то разделяют понятия «граффити» и «дипинти». Если последнее обозначает надписи краской, то «граффити» — процарапанные надписи (сам термин непосредственно происходит от итальянского глагола graffiare — «царапать»).
Дисс (от англ. disrespect — неуважение) — это направление в хип-хопе (конкретней — в рэпе и брейк дансе). Сутью дисса является высказывание или показывание неуважения в тексте одного рэппера или движениях брейкера (или группы) другому рэпперу(ам) или брейкеру(ам). В подобных треках практикуется нецензурная речь, брань в сторону неприятеля, иногда угрозы. Часто диссы идут парами, то есть — «дисс — ответный дисс», или цепочками диссов. Часто диссы игнорируются. Используются диссы в бифах. В брейк дансе и в танцах в целом на диссы есть только два ограничения:нельзя использовать слова(все-равно ничего не слышно) и нельзя касаться опонента.
Рэпкор — поджанр рок-музыки, характерный использованием рэпа
в качестве вокала. Рэпкор сочетает в себе инструментальные и вокальные
свойства таких направлений, как панк, альтернативный рок, хип-хоп.
Фристайл (от англ. Free Style «свободный стиль») импровизация в рэпе; декламация рифмованного ритмизированного
речитатива, сочиняемого исполнителем на ходу. Это не заранее
написанная, не репетируемая, «сырая» форма хип-хопа. Исполняется под битбокс, или под инструментальные версии ранее записанных хип-хоп песен.
По фристайлу проводится большое количество состязаний (т. н.
«баттлов»), в которых участники соревнуются друг с другом в мастерстве
рифмованного на ходу слова.
MC, Эм си (Master of Ceremonies) — в регги-культуре и хип-хопе
— артист, в сопровождении электронной танцевальной музыки произносящий
со сцены слова — заранее сочинённые или импровизированные, обычно в
виде рэпа — чтобы раззадорить публику, а также представить диджея. В Русском рэпе под MC принято считать участников баттлов, которые читают свой текст под чужую музыку.
Mixtape (миксте́йп) — особый вид музыкального релиза. Название происходит от английских слов mix и tape (буквально переводится как смикшированная запись).
Многие начинающие артисты рассматривают микстейпы как средство для собственного промо, поэтому с готовностью отдают свои новые треки известным ди-джеям на микстейпы.
При этом микстейпы имеют полуофициальный статус, небольшие тиражи (относительно официальных альбомов известных артистов) и мгновенно утекают в Интернет. В настоящий момент микстейпов есть великое множество (никто их даже не считал), а известные в определенных кругах люди релизят еще по 5-20 штук ежедневно.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Фристайл рэп
Содержание
Исходное определение [ править ]
Есть два вида фристайла. Есть олдскульный фристайл, который, по сути, представляет собой написанные вами рифмы, которые могут не иметь ничего общего с каким-либо предметом или распространяться повсюду. Еще есть фристайл, когда ты отрываешься от макушки. [10]
Новое определение [ править ]
Кул Мо Ди предполагает, что изменение в использовании этого термина произошло где-то в середине-конце 1980-х, говоря, что «до 1986 года были написаны все фристайлы» [15], и «до 1990-х годов речь шла о том, насколько сложно вы могли прийти с письменная рифма, не имеющая особого содержания и реальной цели, кроме демонстрации вашего лирического мастерства «. [12]
Хотя сегодня этот вид фристайла очень уважаем, [1] Кул Мо Ди утверждает, что раньше этого не было:
Методика импровизированного фристайла [ править ]
Типы фристайлов [ править ]
В наше время, с появлением таких лиг, как King of the Dot и Ultimate Rap League, большинство сражений написано с использованием фристайла, включенного в стихи. Это позволяет использовать более сложные рифмы и оскорбления.
По мере развития хип-хопа в начале 1980-х многие рэперы приобрели известность благодаря фристайл-битвам. Сражения могут происходить где угодно: неформально на улицах, на сцене на концерте, в школе или на мероприятии, специально предназначенном для сражений (например, Scribble Jam или Blaze Battle).
Как работает «Фристайл мастерская»
Мы встретились с основателем первой в России школы рэп-фристайла и «Фристайл-мастерской» Львом «Re-Pac» Киселёвым и поговорили о том, как научиться импровизировать, читая рэп, зачем и кому это нужно, сколько стоит обучение и как рэп-фристайл стал театром. Узнать больше о «Фристайл-мастерской» можно на официальной странице ВКонтакте — жми.
Что ты можешь ответить людям, которые хотят научиться читать рэп, фристайлить, узнают про твою мастерскую и мысленно спрашивают себя: «А чего он сам добился, что учит других людей? Где платиновые альбомы и большие хиты»?
Можно посмотреть мои клипы, послушать альбомы, посмотреть живые выступления. Кроме того, я выиграл самый крупный рэп-баттл в России (9000 участников – прим.ред). Пишу для театров и ТВ. От «Орфея» Квятковского, где я автор и исполнитель текстов, до «Кавказских Пленников» Эдуарда Боякова.
Анимация из хип-хоперы «Орфей и Эвридика», баттл между протагонистом и антагонистом хип-хоперы: Noize MC vs Re-Pac.
Обычно люди со мной встречаются, мы общаемся, они слушают фристайл и решают — ходить дальше или нет. Если человек считает себя состоявшимся артистом, и не готов даже прислушиваться к моим словам, то очевидно, что смысла ходить к нам ему нет.
Как давно работает фристайл-мастерская, в чём была первоначальная идея, мотив создания?
Основа всего — практика. Если человек пришёл заниматься «с нуля», то не меньше, чем полгода нужно, чтобы увидеть результат
Наши желания совпали, организовали всё где-то за месяц. Нам помогли ребята из школы радио и диджеинга Umaker. Они дали помещение, а ММКЦ дал бюджет. Моя задача была полтора месяца обучать желающих основам рэп-фристайла – дать общее представление о том, что это. Когда всё закончилось, мы перешли на платную основу и существуем так больше года.
У тебя есть статистика приблизительная — сколько нужно заниматься, сколько уроков посетить, чтобы почувствовать, что можешь достойно фристайлить?
Зависит от изначального уровня. Основа всего — практика. Если человек пришёл заниматься «с нуля», то не меньше, чем полгода нужно, чтобы увидеть результат. По крайней мере через это время он сам сможет для себя сделать какие-то выводы.
Конечно, если человек изначально круто прокачан в рэпе, то у меня более жёсткие требования к форме и содержанию фристайла. Я говорю, где и что исправить, от чего надо избавиться.
Обучение во фристайл-мастерской помогает раскрепоститься, найти новый круг общения, новую движуху
Если участник совсем новенький — у нас есть простые упражнения. Сначала они делают упражнения, а потом участвуют в баттлах для новичков. Когда появляется соперничество, уровень растёт быстрее.
В общем, я считаю, что полгода — это адекватный срок.
У тебя были безнадёжные случаи? Студенты, у которых нет способностей фристайлить? Или это навык, который в любом случае можно развить со временем?
Нет, я думаю, не все способны фристайлить. Бывало, приходили странные, непонятные чуваки. Такие, знаешь, ультра-рэперы, которым не надо ничего, которые всё знают сами и сами уходят через какое-то время. В основном, если ребята не понимают, то они просто перестают ходить. Но опять же, если я вижу, что человек старается, то я могу сказать: «ходи, конечно, но на мой взгляд… тяжко». Возможно, у человека нет желания напрягаться. Он может приходить потусоваться, например, просто хорошо провести время. Таких людей я прошу пересмотреть отношение или перестать ходить.
Навык фристайла как-то помогает в повседневной жизни?
Обучение во фристайл-мастерской помогает раскрепоститься, найти новый круг общения, новую движуху. Это даёт ощущение морального подъёма по жизни. Это план минимум.
Фристайл развивает критическое мышление
Есть такое понятие как «эффект лестницы» (фр. l’esprit d’escalier — прим. ред.). Когда после спора ты идешь и думаешь: «Эх, вот бы я тогда по-другому сказал». Мы не сразу находим нужные слова в нужный момент. Фристайл развивает критическое мышление. Оно понадобится вам и на работе, и в общении в компании – в ситуациях, с рэпом никак не связанных.
Как ты помогаешь преодолеть стеснение, страхи людям, которые приходят учиться?
Первые упражнения — лёгкие, их может делать каждый. Если человек стесняется, то я подбадриваю, говорю «давай, делай». Всё происходит очень интенсивно, они быстро по-очереди читают и вынуждены говорить что-то на автомате, чтобы не подвести другого.
Неинтересно смотреть на ребят, которые мало практикуются и делают всё на любительском уровне
Я общаюсь, даю советы, которые я считаю уместными. Но такого, что «о Гуру, пожалуйста, помоги мне преодолеть себя» — такого нет. Мы занимаемся в команде, где у всех примерно один уровень. Ребята постоянно соревнуются, учатся и растут, я вижу прогресс. Но могу и задиссить, если кто-то не хочет концентрироваться, просто болтает или занимается какой-то хернёй. У нас атмосфера такая… не то чтобы жёсткая, но мы много шутим друг над другом. Нежные и ранимые люди к нам редко приходят. А если приходят, то надолго не задерживаются.
Насколько это в принципе хорошая идея учить кого-то читать рэп? Ты веришь, что можно научить писать хиты и круто читать на курсах, занятиях? Или главное — это природный талант?
Я считаю, что фристайл — это не совсем рэп, а прежде всего прокачка мозга. Ты заставляешь мозг перестраиваться и работать в усиленном режиме.
Понятно, что фристайл — это умение быстро рифмовать на ходу, развивая мысль. И для развития фристайла есть три упражнения.
Первое помогает понять, что такое рифма, ассонанс, составные рифмы. Второе упражнение – объясняет, как делать это быстро. Третье — выражать мысли при помощи фристайла. Три упражнения, которые просто прокачивают навык, как мышцы. И тут не школа. Я не говорю «как» надо читать — я стараюсь помочь ребятам через свой собственный стиль выразить себя с помощью рэпа. Рэп — это инструмент, с помощью которого люди самовыражаются.
Я считаю, что фристайл — это не совсем рэп, а прежде всего прокачка мозга
Если человек пришёл, чтобы улучшить навык сочинения песен, — обучение фристайлу серьёзно меняет взгляд на своё творчество и повышает требования к рифмам. Когда ты на фристайле рифмуешь, то после этого во время написания текста ты не будешь рифмовать как получится.
Очень здорово, когда люди из зала смотрят и не могут поверить, что это всё сочиняется на ходу
Я не навязываю какие-то модные тенденции. У нас не история про то, «как стать знаменитым», совсем не та история. Вот ребята ходят год уже, это такая дружная компания, прикольные ребята, они взаимодействуют друг с другом. Фристайл-баттлы — хороший повод встречаться, общаться, развлекаться. И когда люди достигают профессионального уровня, то они своим мастерством могут развлекать других.
Можно ли научиться фристайлить самостоятельно? Есть ли простое упражнение, которое каждый может выполнить дома?
Да, есть упражнения, я делал подкасты и сделал видео. Все упражнения можно посмотреть у нас в группе в разделе обсуждения — жми. Там биты, презентации, инструментарий для сочинения. Самые простые упражнения не менялись с 2009-го года. У более прокачанных ребят есть новая история, но она уже не про обучение, а про то, как более «изящно» фристайлить. Как вовремя остановиться, как построить ассоциативные связи. Мы пытаемся общаться по ассоциациям на заданную тему, чтобы показать, насколько по-разному можно раскрыть одну и ту же тему.
Ты занимаешься индивидуально или проводишь только групповые занятия? И сколько это стоит?
Индивидуальные занятия — редко, не очень люблю. В основном это ребята, у которых нет времени. Но как ты собираешься учиться фристайлить, если нет времени на практику? Цена всегда по-разному. Я брал от двух косарей, если человек прикольный, чем-то меня зацепил. Либо мы, помимо оплаты, по бартеру сотрудничали, потому что в основном ребята все клёвые. Стоимость групповых — 1000 рублей за занятие.
Есть абонементы? Оплата на месяц вперёд?
Нет, у нас ежемесячная оплата только у ребят, которые ходят год, мы выполняем другие задачи немного. Новые группы — 1000 р. Если приходишь в 4-й раз подряд, денег не платишь. Я сделал так, чтобы мотивировать людей ходить постоянно.
Что можешь рассказать про успехи своих студентов и фристайл-мастерской?
Из сольных — пока Ксюха #Наполусогнутых выиграла первый сезон Рэп Завода, но это, конечно, в основном её заслуга, она изначально была крута. Некоторые там засветились.
Мы сделали серию мероприятий в FAQ-кафе. Для своих, для друзей. Выступили на Faces & Laces, съездили На Alfa Future People — огромный крутейший фестиваль электронной музыки. У нас была площадка, на которой были баттлы, где наши ребята участвовали и победитель получил приз Umaker- сертификат на обучение в школе радио Константина Михайлова за 48к.
Константин Михайлов — актер и режиссёр, постоянный ведущий радио MAXIMUM. Фото взято с сайта Umaker.
Мы выступили на День Города в Музее Москвы, мероприятие называлось Битва Поэтов. Спродюсировал Битву Поэтов Миша Огер из Хип-хоп Академии. Работали с драматургами Екатериной Троепольской и Андреем Родионовым. Выплатили всем гонорары. По итогам мы записали альбом — первый микстейп Битвы Поэтов. Выступали с нашими рэп-пьесами в Театре.Doc и на международном фестивале «Живое слово» Post-Babel condition — эта первая попытка показать популярный в Европе и США жанр Spoken Word (художественная декламация — прим.ред) — и даже иностранцы подходили к ребятам и благодарили.
Как ты оцениваешь перспективы мастерской, какие планы на будущее? Комфортно чувствуешь себя в роли педагога?
Я себя чувствую комфортно, мне всё нравится.
История с фристайл-мастерской мне близка потому, что когда я ездил с Урбанией, мне действительно было интересно проводить баттлы, а не просто пиарить себя. Я с некоторыми участниками общался после баттлов, следил за их развитием, и сейчас многие, кто побеждали в Урбании, —добились успеха. Moonstar, например, звезда версуса и востребованный ведущий. Филя — чувак из Волжска, выступает со своим фристайл шоу. ZKMN — часть театра Огненные Люди, Гром — ведущий больших мероприятий, Казак популярный МС в бибойской среде и так далее.
В общем, здорово быть причастным к тому, что ребята тогда загорелись, научились быть уверенными в себе. Мне нравится эта история — и в 2009-м с Урбанией, и сейчас. Мне классно, весело и кажется, что всё получается.
Расскажи про свою историю с театральной темой? Есть ли аналоги на западе или в России? Ты где-то подглядел или сам всё придумал от начала до конца?
Мы как фристайл-мастерская хотим делать театральные мероприятия. И делаем. Поставили рэп-пьесу в Театр.Doc. Я хочу свой театр открыть.
Премьера рэп-пьесы «Премия Дарвина» прошла 25-го ноября 2016-го в Театр.Doc
Вова Ульшин, один из участников, предложил совместный трек (он реально крутые треки пишет). Он предложил идею про училку, которая отправляла обнажённые фотки ученику, что-то такое. И чтобы другим не было обидно, я сказал — давай ребят соберём и сделаем совместный большой один трек. И в итоге это превратилось в пьесу. На мой взгляд, это очень крутой опыт. Мы кайфовали от начала до конца. И в итоге даже сделали видео для YouTube.
Есть хип-хопера «Копы в Огне», туда меня звал СуперСаня, но я что-то протупил в своё время… а потом смотрел в театре на Страстном, видел рядом сидящего Пореченкова. Понял, что пропустил супер-крутую вещь.
Вообще это не единственное появление рэперов в театрах. У Сэта что-то было, у Психа из Песочных людей, Смоки Мо участвовал в серии спектаклей «Человек.doc».
На западе есть известный мюзикл Hamilton — это одно из самых популярных шоу в таком формате.
Я благодарен Мише Огеру, он познакомил меня со многими крутыми людьми, можно сказать, втянул меня в этот мир. Я понял, что в театральном пространстве мне приятнее, интереснее, чем на рэп-баттлах.
На что будет больше похожа ваша театральная постановка? На пьесу или мюзикл?
Это будет рэп-пьеса. У нас есть история с судом между православным активистом, учительницей и божьим судом над смертными грехами. Добавим ещё одну историю — сделаем триптих, который и постараемся добавить в репертуар подходящего театра в 2017 году. Важной частью будет фристайл — на него люди всегда реагируют сильнее, чем на тексты.
У тебя не было планов начать учить писать текст, обучать сонграйтингу?
У меня есть небольшая серия мастер-классов по написанию текстов, её я провожу, когда собирается новая группа. Там рассказываю про основы написания текстов, даю вводные. Для тех, кому интересно — можно прочесть книгу Пола Эдвардса — «Как читать рэп: искусство и наука хип хоп эмсиинга» — она переведена на русский язык и её достаточно легко найти в сети. Но практику ничто не заменит. Ребята приносят тексты — я редактирую или высказываю своё мнение — о драматургии текста, рифмах, задумке, читке.
Пол Эдвардс — «Как читать рэп: искусство и наука хип хоп эмсиинга»
У тебя были студенты, которые круче тебя?
В каких-то моментах — да, конечно.
По фристайлу парни, которые ходят с самого начала, бывают круче — в баттле с ними я спокойно могу проиграть. Когда мы баттлимся, я понимаю, что кто-то из них может супер-свежо зарифмовать, сказать что-то очень остроумное, и мне просто будет нечего ответить. Но я только этому рад. Мне бы хотелось поднять уровень фристайла. Чтобы фристайл-баттлы были зрелищными, нужно чтобы появились талантливые кадры. Неинтересно смотреть на ребят, которые мало практикуются и делают всё на любительском уровне. Если появятся сильные фристайлеры — появится и спрос на всю историю.
Что ещё почитать/посмотреть: