что такое gender envy
Кто такие даблсексуалы. Выдуманный термин из трека SQWOZ BAB приняли за новую сексуальную ориентацию
Рэпер SQWOZ BAB в треке GENDER назвал себя даблсексуалом и запутал слушателей. Пользователи соцсетей поверили в существование ироничной сексуальной ориентации, придумали ей определение, флаг и делают «каминг-аут» в твиттере.
Как благодаря рэперу SQWOZ BAB появился термин «даблсексуальность»
Новый термин «даблсексуальность» придумал российский рэпер SQWOZ BAB. В треке GENDER исполнитель этим словом определил свою сексуальную ориентацию.
Если людям более или менее знакомы такие понятия, как полиамор и интерсексуал, то слово «даблсексуал» вызвало у них вопросы. Сам SQWOZ BAB не пояснил в треке, что обозначает термин, из-за чего пользователям соцсетей пришлось самостоятельно додумывать за него.
Как пользователи соцсетей расшифровывают понятие «даблсексуал»
По мнению комментаторов в Сети, даблсексуал — человек, влюблённый сразу в двух партнёров, пол которых ему не важен. В интерпретации пользователей соцсетей, выдуманная SQWOZ BAB ориентация похожа на полиаморию, при которой партнёры не придерживаются моногамии.
Даблсексуал — это человек, которому неважно, какого пола будет его партнёр. Главное, чтобы партнёров было двое, при условии, что они в курсе об этом.
Это люди, которые выбрали себе типаж (мужчины, женщины, трансгендеры и т. д.) возлюбленных, которых может быть от двух до пяти человек.
Пользователь портала «Пикабу» с ником Hanomer подумал, что вслед за «даблсексуальностью» должны появиться новые ироничные сексуальные ориентации, названия которых будут зависеть от количества партнёров.
Даблсексуал, триплсексуал, мегасексуал, ультрасексуал, монстрсексуал, людикроусексуал!
Люди в твиттере посчитали, что текст SQWOZ BAB подходит для описания их любимой соцсети. Ранее Medialeaks рассказывал, как юзеры придумали ироничное понятие «семибисексуал», чтобы завуалированно рассказать о своей гетеросексуальности.
Также в соцсети начали происходить первые каминг-ауты даблсексуалов.
Давно хотел сказать, и меня спрашивали об этом в комментариях, поэтому вот он, тот самый пост, который все вы ждали! Хочу сказать, что идентифицирую себя как даблсексуал, обращаться ко мне можно так, как вы хотите, чтобы не было сложностей, я приму так, как оно есть!
Пользовательница тиктока Coco_nassy008 с помощью редактора анимации из игры Gacha Life, о котором ранее рассказывал Medialeaks, показала, как выглядит флаг даблсексуалов с розовым, зелёным и синим цветами.
Но многие люди в комментариях в соцсетях напоминают, что трек SQWOZ BAB — ирония, и всерьёз воспринимать придуманный им термин не стоит.
Это просто термин, выдуманный автором песни, он ничего не значит. Песня — стёб над ЛГБТ-сообществом, посмотрите полную версию клипа GENDER.
Рэпер SQWOZ BAB высмеял в своём треке появление множества гендеров и сексуальных ориентаций в русскоязычных соцсетях и придумал ироничное и бессмысленное название. Слушатели после выхода трека додумали, что означает «даблсексуальность», и начали использовать термин по отношению к себе.
Ранее Medialeaks рассказывал, как в Сети набрало популярность определение «нейротипик». Этим словом люди с проблемами с психологическим здоровьем называют обывателей.
А жительницы славянских стран придумали стереотипную эстетику Slavic Bimbo, которая понравилась американцам. Они называют её «стилем российских богатых женщин».
Чем пол отличается от гендера?
Объясните, пожалуйста, с медицинской точки зрения, что такое гендер и чем он отличается от пола.
Почему, если мужчина называет себя женщиной, а женщина — мужчиной, это не считается психическим расстройством, а если человек называет себя Наполеоном, Мерилин Монро или боевым вертолетиком, то считается?
Почему в одном случае общество хочет дать больше прав и свобод — например, позволить мужчинам, которые ощущают себя женщинами, принимать участие в женских соревнованиях, ходить в женский туалет и так далее, — а в другом стремится изолировать от себя?
Где проходит грань между самоопределением и психическим расстройством?
Ваш вопрос можно разбить на три части:
Разберу все по порядку.
Чем пол отличается от гендера
Пол — это биологические различия между мужчинами и женщинами, которые определяются при рождении и говорят о том, какую репродуктивную функцию человек сможет реализовать, когда вырастет.
Что такое пол — рамочная программа Юнеско по внедрению гендерного подхода
Рыбы-клоуны меняют пол — пресс-релиз Института Бекмана при Иллинойсском университете
Гендер. Разные группы исследователей приписывают понятию гендер немного разное значение. Но я предлагаю придерживаться определения, рекомендованного Всемирной организацией здравоохранения. ВОЗ считает, что гендер — это социальные характеристики мужчин и женщин. То есть поведение и роли, которые представители разных полов играют в обществе.
Поскольку гендер — социальная конструкция, нормы, связанные с этим понятием, могут меняться не только от общества к обществу, но и трансформироваться в рамках одного и того же общества или государства.
Например, до 1917 года женщины в Российской империи были почти вычеркнуты из социальной жизни. За редким исключением их делом была семья и дом. Именно так женщину и воспринимали — как человека, предназначенного для ведения домашнего хозяйства, рождения и воспитания детей.
Неравноправное положение женщин в Российской империи — материалы Третьей международной научной конференции «История и археология» в Санкт-Петербурге
Но после 1917 года отношение к женщинам изменилось. Молодое государство нуждалось в рабочих и социально активных гражданах, поэтому женщины получили возможность вступать в большевистскую партию и работать, например, на заводах.
От женщин стали ожидать, что они будут не только матерями и хранительницами очага, но и производственными единицами с четко закрепленными социальными обязанностями. Например, они должны были наравне с мужчинами участвовать в партийной работе. Благодаря тому, что в стране изменились социальные условия, всего за несколько лет отношение к представительницам одного и того же гендера тоже очень сильно поменялось.
Таким образом, пол — это анатомическая данность, с которой человек рождается. А гендер — то, как люди, рожденные мужчинами и женщинами, чувствуют, ведут себя и воспринимаются другими людьми в обществе.
Как победить выгорание
Зачем потребовалось вводить понятие гендера
Если бы пол всегда совпадал с гендером — то есть человек, рожденный мужчиной или женщиной, всегда чувствовал бы себя и воспринимался бы другими людьми как мужчина или женщина, — понятие гендера было бы лишним.
Но ученые изучают не отдельные группы людей, а человечество в целом. Оказалось, что даже биологическое деление людей на мужчин и женщин — это не нерушимая биологическая константа, а только два из нескольких возможных направлений, по которым может развиваться человеческое существо. Когда исследователи убедились, что самоощущение человека объективно может не совпадать с его внешним видом, обходиться без понятия «гендер» стало невозможно.
Чтобы понять, какие еще анатомические варианты, кроме мужчин и женщин, возможны, скажу пару слов о том, как люди приобретают половые различия.
На ранних этапах развития у эмбриона еще нет пола. Родится человек мужчиной или женщиной, определяют гены, которые отвечают за половое развитие. Они включаются через некоторое время после зачатия. Эти гены находятся на половых хромосомах: у мужчин это хромосомы XY, у женщин — XX.
В Y-хромосоме есть ген SRY, который отвечает за образование семенников у эмбриона. Если этот ген есть и работает, то у человека развиваются мужские гениталии. Примерно на седьмой-восьмой неделе беременности мужские гениталии начинают вырабатывать половой гормон тестостерон, который завершает превращение эмбриона в мужчину.
Информационный бюллетень по Y-хромосоме — Национальный институт исследований человеческого генома
Если гена SRY нет, у эмбриона развиваются женские гениталии. Поскольку человеческий организм по умолчанию развивается как женский, чтобы превратиться в женщину, подвергаться внутриутробному воздействию эстрогенов эмбриону не нужно.
Но иногда развитие эмбриона отклоняется от стандарта. Скажем, если ген SRY есть, но не работает из-за мутации, то эмбрион будет развиваться по женскому типу. В итоге человек с набором половых хромосом XY будет выглядеть, а зачастую и чувствовать себя женщиной. Получается, что хромосомный пол не совпадает с внешним видом и самоощущением человека, то есть с гендером.
Мутации в гене SRY — это не единственная причина, из-за которой может возникать несовпадение. По статистике, у одного из 1000—4500 малышей строение гениталий не соответствует хромосомному полу. Причин и вариантов такого несовпадения много.
Кто такие люди с атипичными гениталиями — международный справочник для врачей Uptodate
Например, у девочек с хромосомным набором XX и врожденной гиперплазией надпочечников — состоянием, из-за которого этот орган вырабатывает избыточное количество мужского гормона тестостерона, — наружные гениталии могут сформироваться неотличимыми от мужских. А у некоторых мальчиков с хромосомным набором XY, но с врожденной нечувствительностью к мужским половым гормонам гениталии могут сформироваться неотличимыми от женских.
Еще у некоторых людей гениталии получаются промежуточной формы, то есть их нельзя однозначно отнести ни к мужским, ни к женским. Людей с атипичными гениталиями иногда называют интерсексуальными.
Раньше интерсексуальным людям приписывали тот пол, на представителей которого они были больше похожи в младенчестве. В середине 20 века интерсексуальность начали корректировать хирургическим путем, чтобы строение гениталий лучше соответствовало полу, который определили при рождении.
Через некоторое время от этой практики отказались почти во всем мире. Проблема в том, что врачи, которые принимали решение об операции, часто неправильно угадывали пол интерсексуальных детей. В итоге человек, которого превратили в анатомическую женщину, со временем мог понять, что он мужчина. И наоборот. Несмотря на психологическую помощь, адаптироваться к полу, приписанному при рождении, ошибочно прооперированные интерсексуальные люди так и не смогли.
То есть снова оказалось, что такая вроде бы очевидная биологическая константа, как пол, у интерсексуальных людей запросто могла не совпасть с самоощущением, то есть с гендером.
Трагедия интерсексуальных людей показала, что биологическое разделение на два пола по внешнему виду гениталий работает далеко не всегда. Но дальнейшие исследования выяснили еще больше: для того чтобы пол не совпал с гендерным самоощущением, не обязательно рождаться интерсексуальным человеком. Судя по имеющимся данным, есть множество куда менее очевидных причин, из-за которых здоровые люди с мужскими гениталиями могут чувствовать себя женщинами, и наоборот.
На рубеже 20 и 21 веков появилось много исследований по проблеме восприятия человеком собственного пола. Они показали, что мужественный мужчина и женственная женщина — не абсолютная норма, а скорее две часто встречающиеся крайности. Между этими двумя состояниями находится множество людей, чьи тела и сознание сочетают характеристики того или иного пола и гендера в разных пропорциях. Чтобы говорить об этом многообразии, пришлось изобрести новую терминологию, которая вышла за рамки привычных половых характеристик.
Какими словами ученые описывают восприятие пола
Понятия «пол» оказалось недостаточно, чтобы описать то, как человек выглядит, чувствует и ведет себя в обществе. А понятие «гендер» слишком общее и широкое. Поэтому исследователи разработали несколько более узких терминов.
Основы гендерной терминологии — Справочник по гендерной терминологии GLAAD MediaPDF, 774 КБ
Гендерная идентичность — внутренне, глубоко укоренившееся чувство пола человека. О своей гендерной идентичности человек может никому не рассказывать, но переделать свое самоощущение в соответствии с ожиданиями социума он тоже не в силах. У большинства людей гендерная идентичность соответствует полу, с которым человек родился, — их называют цисгендерными людьми.
У трансгендерных людей половое самоощущение с врожденным полом не совпадает. А у некоторых людей гендерная идентичность выходит за рамки мужского и женского пола — такие люди не ощущают себя ни мужчинами, ни женщинами. Их называют небинарными персонами.
Гендерное выражение — внешние проявления пола, которые демонстрирует конкретный человек. Это выражается через то, как люди подают себя в обществе, то есть через имена, на которые они откликаются и которыми предпочитают себя называть, и местоимения, с помощью которых они о себе говорят. А еще через то, как люди стремятся выглядеть: через одежду, прическу, поведение, голос и тому подобное. Общество идентифицирует эти сигналы как мужские или женские и относится к людям соответственно.
Люди могут быть гендерно конформными, то есть вести себя так, как мы ждем от мужчин или женщин. А могут быть гендерно неконформными, то есть разрушать стереотипы.
При этом ни гендерная идентичность, ни гендерное выражение не связаны с сексуальной ориентацией — влечением к людям своего или противоположного пола. Цисгендерный человек может быть и гетеросексуальным, и асексуальным, и геем, и бисексуалом — точно так же, как трансгендерный или небинарный.
Пол мозга — учебник Оксфордского университета
Где проходит граница между гендерной идентичностью и психическими расстройствами
МКБ-10 — классификация ВОЗ десятого пересмотра
Однако в Международной классификации болезней одиннадцатого пересмотра, которую обновили в 2019 году и на которую страны — члены ВОЗ планируют перейти к 1 января 2022 года, трансгендерность вынесли в отдельный раздел. Он не относится к психиатрии. Об этом просили правительства нескольких государств — членов ВОЗ и парламент Евросоюза, потому что такой диагноз приводит к стигматизации трансгендерных людей и нарушениям прав человека. Но дело не только в этом.
МКБ-11 — классификация ВОЗ одиннадцатого пересмотра
Что такое психоз — Национальный институт психического здоровья США
Психозы характерны для нескольких тяжелых расстройств психики, например шизофрении. Такие болезни нужно контролировать всю жизнь. А после адаптации в желаемом гендере многие трансгендерные люди перестают ощущать, что их пол не соответствует внешнему виду, и страдать от этого. Не всем для этого нужно менять свое тело при помощи гормонотерапии и хирургических операций. Некоторым достаточно совершить социальный переход, то есть пересмотреть одежду и прическу и объяснить друзьям, в каком роде к ним обращаться и каким именем называть.
Другими словами, чтобы помочь людям с психическими расстройствами чувствовать себя лучше и адаптироваться к жизни в обществе, нужны консультации психиатра и психолога. А также лекарства, которые влияют на психику, — иногда в пожизненном режиме. Человеку же с нарушением гендерной идентичности достаточно совершить трансгендерный переход — полный или частичный — и спокойно жить дальше в полной гармонии со своим самоощущением.
Бывают ли психические расстройства, похожие на трансгендерность
Трансгендерность можно перепутать с расстройством психики, при котором человек не принимает некоторые особенности своего тела, кажущиеся другим совершенно нормальными, и стремится изменить свой организм с помощью косметологических и хирургических процедур. Это называется телесным дисморфическим расстройством, или дисморфофобией.
Страдающий от дисморфофобии человек может так сильно переживать, например, из-за формы своего носа, что будет снова и снова ложиться на операцию, чтобы сделать его красивым. При этом результат ему никогда не понравится, даже если в итоге хирург создаст самый совершенный нос на планете.
Трансгендерные люди со стороны тоже выглядят полностью здоровыми. Так что их стремление сделать свое вполне нормальное тело похожим на тело представителя другого пола может показаться необоснованным. Но это не одно и то же.
В отличие от людей с дисморфическим расстройством трансгендеры не стремятся изменить не связанные с полом черты и чувствуют сильное облегчение после того, как приводят свое тело в соответствие с самоощущением. Попытки при помощи психотерапии или лекарств адаптировать трансгендерных людей к тому полу, в котором они родились, не работают и даже могут быть опасны для их физического и психического здоровья.
Людям, страдающим от дисморфофобии, никакие процедуры не помогают. А вот правильно подобранная психотерапия и лекарственные препараты, как правило, дают возможность вернуться к нормальной жизни.
Ответить еще на один ваш вопрос — о том, почему одни общества дают людям, которые отличаются от большинства, больше прав и свобод, а другие меньше, — я не смогу. Этот вопрос не относится к сфере биологии и медицины, и для ответа мне не хватает профессиональной подготовки.
Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т—Ж отвечают
Хороший вопрос«Подружить свои части»: Гендерно-неконформные люди о своей идентичности
Как живут те, чей гендер устроен сложнее, чем простое «мужчина» или «женщина»
В некоторых культурах исторически признают только два гендера: мужской и женский. Такое представление о гендере называют «бинарной гендерной системой». Жёсткие рамки бинарной гендерной системы содержат множество гендерных стереотипов — о том, «как должен вести себя настоящий мужчина» или «как должна выглядеть настоящая женщина». При этом в последние годы гендерные границы размываются, вариации гендерной экспрессии — внешних и поведенческих проявлений принадлежности к определённой идентичности — становятся всё более разнообразными.
Способствует этому в том числе большая репрезентация в масс-медиа и в обществе небинарных людей. Это могут быть люди, не вписывающиеся в бинарные категории «мужчина» или «женщина», — например, те, чья гендерная идентичность совмещает элементы «мужского» и «женского» или вообще выходит за пределы этих категорий. Люди, не определяющие себя как «мужчин» или «женщин», могут использовать разные слова, говоря о себе: «небинарный человек» или «небинарная персона», гендерквир, агендер, бигендер, гендерфлюид и другие. Все эти самоназвания обозначают разные идентичности, которые можно описать зонтичным термином «гендерно-неконформные люди» (который также может быть самостоятельной идентичностью).
Сегодня мы поговорили с людьми самых разных неконформных идентичностей — небинарными, агендерными, бигендерными, пангендерными, гендерфлюидными и квирами — об их понимании себя, самопрезентации и гендерных стереотипах. Во всех рассказах используется авторская лексика.
Текст: Ева Цветкова, врач-эндокринолог, ведущая телеграм-канала «Эндоновости», небинарная персона
небинарный, пансексуальный и полиаморный человек
информационный координатор Транс*Коалиции на постсоветском пространстве, координатор питерской небинарной инициативы СНеГ
Мне близок тот способ, которым говорят о себе небинарные люди. Я вижу в этом внимание к категории гендера в принципе, желания деконструировать гендер, переизобретать его в каждодневных практиках, экспериментировать с местоимениями, принимать на себя разные гендерно окрашенные социальные роли или подвергать их сомнению с точки зрения фемоптики.
При этом небинарные люди — это люди как люди, которые сами могут соответствовать или даже демонстрировать гендерные стереотипы. Небинарность вовсе не прививка от них — это идентичность, а не маркер осознанности, уровня рефлексии или интеллекта. Небинарные люди вовсе не более революционные или «шатающие гендер».
В моей жизни как небинарного человека существуют такие понятия, как выбор местоимения, социальная и телесная дисфория, социальный и медицинский переход. Социальный переход начался шесть лет назад с выбора нового имени (которое было женским, то есть соответствовало моему приписанному полу).
Думаю, что моя экспрессия в основном соответствует приписываемому гендеру, мной ощущается смешанно, иногда — феминно. Мне нравится открывать двери перед людьми в качестве флирта или ухаживать, подавать верхнюю одежду, дарить цветы. Я не воспринимаю это как долг или обязанность, это скорее часть игры. И мне куда приятнее, когда она в обе стороны, а не в одну — иначе начинает ощущаться какой-то гендерный перекос.
Мне нравится разная одежда — и мужская, и женская. Так было с подросткового возраста: я комбинировал какие-то вещи, чтобы чувствовать себя комфортнее и привлекательнее. При этом у меня есть сложности с женской одеждой, потому что существует некоторое ожидание у транслюдей от транслюдей, что нужно стремиться к андрогинности или к ношению одежды «противоположного пола». Конечно, в любом сообществе, я думаю, есть свои местные стандарты красоты. Мне близка идея внешней андрогинности, но, как и в случае с любым стандартом, тяжело ощущать несоответствие.
В общем, у меня всегда работает какой-то маячок, который оценивает мой внешний вид и поведение в отношении своего гендерного комфорта и окружающей обстановки (наверно, это что-то от дисфории). С одной стороны, это здорово и интересно, это исследование, а с другой стороны, это бдительность. Сверка выматывает.
Я живу периодами: несколько лет в мужском гендере, несколько лет в женском гендере (от года до семи лет подряд). При этом ощущаю себя стереотипно бинарно (то есть гендерно-конформно) и в том, и в другом гендере. Я не регулирую эту смену гендера, это происходит как-то само. Я использую местоимения «она» в женском гендере и «он» и «она» в мужском гендере. Но у меня, к сожалению, всегда есть гендерная дисфория — и социальная, и телесная.
В детстве я осознавала себя в мужском гендере, у меня ничего не менялось с идентичностью до подросткового возраста, поэтому я думала, что я транспарень, вырасту — и начну переход. Когда резко начался период феминности, мне было четырнадцать лет, было такое: «О да, я всё поняла, наверное, я девушка». А через два года меня качнуло обратно.
Я долго не знала, что существуют небинарные люди, и пыталась «понять про себя до конца, кто же я». Я поняла, что я бигендер, когда встретила партнёра-агендера, которая рассказала мне про то, как она себя ощущает, как видит меня, и у меня просто всё встало на место. Это было двенадцать лет назад — слово «небинарность» ещё не появилось в Рунете, было только понятие «гендерквир».
Для меня моя небинарность — это понимание, что, несмотря на то, как я себя сейчас ощущаю, через время это полярно изменится. Ключевая характеристика моей небинарности — флюидность. Я сильно меняю гендерную экспрессию в переходе из гендера в гендер. В том числе потому, что для меня важны внешние изменения: из-за дисфории начинает резко не подходить то, что было раньше.
В женском гендере я выгляжу стереотипно феминно: я ношу платья, крашу ногти, пытаюсь отращивать волосы. В мужском гендере менее конформно: я не могу носить утяжки, поэтому я парень с грудью. Я коротко стригу волосы, выбираю маскулинную (но обычно очень яркую) одежду. Мне важны лидерство, власть и успех, и я этим компенсирую то, что меня всё же считывают сначала скорее как женщину.
Сейчас у меня какой-то переходный период: я год была в женском гендере и сейчас не понимаю, куда движусь. Я сбрила каре, но мне комфортно в платьях. В зеркале я вижу парня в платье, и мне это не нравится. Что-то будет меняться, но пока не знаю, как дальше. Меня достало то, что мне постоянно предлагают «подружить свои части» и «слепить из себя» что-то среднее: у меня противоположные потребности у двух разных гендеров, в среднем арифметическом мне очень фигово.
Также мне сложно с людьми, которые отрицают наличие у меня второй части (в основном потому что не видели её), которые начинают доказывать мне, что я просто трансмужчина, мне надо принять себя и всё. Или, наоборот, что я девушка с внутренней мизогинией, что я слишком феминная, чтобы быть небинарной. В мужском гендере я часто не вписываюсь в бинарный нарратив про то, каким должен быть «настоящий мужчина». Внутри меня до сих пор идёт торг — сделать мастэктомию или продолжать доказывать, что мужчина с грудью может быть мужчиной.
Каждый раз, когда у меня меняется гендер и следом гендерная экспрессия, я получаю очень много удивления от окружения. Мне бы хотелось проживать это проще: чтобы я могла ничего не объяснять, не выдерживать реакции других людей, а просто жить так, как мне комфортно. Мне хочется видеть больше открытых небинарных людей с разной гендерной экспрессией и разным опытом.
политическая и феминистская активист_ка, небинарный человек
Я небинарный человек. И не потому, что я не укладываюсь в какие-то представления о женственности — тем более что разных и патриархальных, и непатриархальных примеров «женскости» сейчас можно увидеть достаточно, — просто я не женщина. Это не связано ни с каким желанием как-то от женщин отстроиться из-за внутренней мизогинии, неприязнью или отсутствием в моём поле зрения женщин — ролевых моделей. При этом определённому спектру стереотипов в отношении внешности, идентифицируемой в обществе как женская, мне, наоборот, нравится соответствовать: я люблю всё визуально гиперфеминное, как в отношении себя, так и в исполнении людей любой гендерной идентичности, включая цисгендерных мужчин.
История моего понимания собственной идентичности довольно простая: мне приписали женский пол и в семье меня воспитывали как девочку — платья-юбки, образ «принцессы», навязывание культа красоты. У меня никогда не получалось соответствовать ожиданиям: по мнению матери, «девушка должна быть опрятной, женственной и изящной» — у меня же куча странных привычек, нервные и дёрганые телодвижения, одеваюсь как удобно (обычно это штаны и толстовки), меня никогда не интересовала косметика, попытку заставить меня носить каблуки я встретил сопротивлением.
Я никогда не чувствовал себя женщиной, по крайней мере, той женщиной, какой меня желает видеть традиционное общество. В то же время я понимал, что мужчиной я быть не хочу: маскулинность меня отталкивает и даже пугает. У меня нет гендерной дисфории, и я не испытываю желания как-то менять своё тело, всё моё неприятие его феминности больше связано с внешними факторами: мне противно, когда из-за моего пола меня рассматривают как сексуальный объект, принижают мои интеллектуальные способности и считают нужным диктовать мне, чем заниматься и как одеваться.
Со временем я понял, что мне в принципе нет места в бинарных гендерных рамках, мне в них тесно. Я просто хочу делать что хочу и одеваться как хочу. Агендерность стала комфортной для меня идентичностью, на вопрос «кто ты?» я всегда могу ответить, что я — это просто я. У меня нет пола, он никак меня не определяет. К тому же я асексуал, так что вопрос моей половой принадлежности никого не должен волновать даже в отношениях со мной.
В последнее время я использую понятие «квир», поскольку этот термин обозначает выход за рамки бинарной нормативности. Квир позволяет снять противоречие между небинарностью и выходом за пределы стереотипов. Например, дрэг-квин может быть гетероцисчеловеком, но при этом развивать эстетику, которая размывает привычные гендерные стереотипы и таким образом может быть обозначена как квир.
Для меня ключевым фактором является внутреннее самоощущение, ведь одна и та же форма может иметь разные основания. Например, если я крашу ногти, то я могу это делать и в силу определённых модных трендов или личных эстетических предпочтений, при этом выходя за рамки привычных стереотипов. С другой стороны, маникюр может быть как раз следствием следования стереотипам, ибо это один из общественных маркеров феминности. Поэтому если говорить о внешних проявлениях, то у меня это имеет двойную природу, поскольку я это делаю и для себя, и для других, поскольку считаю важным делать видимым выход за пределы стереотипов.
медсестра в частной клинике
Я с детства не ощущала себя девочкой, терпеть не могла платья, внешне тоже была похожа на мальчика (в том числе из-за стрижки), но, когда меня называли мальчиком, мне это тоже не очень нравилось. Хотя это было скорее из-за того, что все вокруг постоянно говорили: «ты же девочка», «почему ты так ходишь (сидишь, говоришь)». На призыв надеть платье отвечала, что я не девочка и не мальчик. Я кот, медвежонок. Потом удалось принять в себе девочку, тем более что в сексуальном плане я предпочитаю мужчин. В итоге моя мужская «половина» оказалась настолько глубоко засунута, что, наверное, я даже отрицала её. Муж, дети, быт, работа. И только недавно поняла, что я такая как есть, что надо просто себя принять. Стало намного легче жить, я начала писать рассказы, которые сами собой ложились на бумагу. Это давало мне силы и заряжало энергией.
Я бы, конечно, предпочла иметь мужское тело, но в силу возраста и других причин не вижу возможным сделать переход. Одежду предпочитаю нейтральную, иногда хочется выглядеть больше как мужчина, но в целом могу иногда даже надеть и платье. В то же время я люблю косметику, маникюр. По моему внешнему виду вряд ли можно подумать, что я не девочка, но многие говорят, что у меня необычная внешность. Внутри я в основном обращаюсь к себе в мужском роде. На себе я не испытываю давление стереотипов, но ощущаю их очень сильно. К сожалению, нас не понимают даже некоторые представители ЛГБТК (чаще всего цисгендерные), не говоря уже о цисгетеролюдях. Конечно, хочется перемен, но не верится, что это будет возможно в ближайшее время.
Лично я сейчас стала говорить о себе прямо. Не всем, конечно, но многие друзья знают про меня и принимают. Есть даже такие же, как я. С другими людьми предпочитаю близко не общаться. На работе, к сожалению, довольно гомофобный коллектив, но я уже не молчу, как раньше, а стараюсь выражать своё мнение. Это важно в первую очередь для меня. Конечно, я не шокирую всех — просто стараюсь объяснить, что это норма и что все разные. Но, похоже, что меня не слышат, хотя коллектив медицинский. Хочется жить в мире, где все друг друга понимают или хотя бы стараются понять, не скатываясь в осуждение и оскорбление.
Когда я думало, что гендера всего два — мужской и женский, — то себя считало бигендером. О бигендерах мне рассказал друг, когда мне было примерно двадцать лет, и я тут же решило, что это про меня, потому что мне всю жизнь одинаково подходило быть как мужчиной, так и женщиной. Позже я узнало, что существуют агендеры, интергендеры, либрагендеры, демигендеры. Я поняло, что и эти идентичности мне тоже подходят, и решило, что я полигендер (то есть что у меня множество идентичностей). Но ещё позже, когда я нашло в интернете новую информацию по гендерным идентичностям, я определило себя как пангендера. Эта идентичность включает в себя все гендерные идентичности. Позже я узнало, что некоторые источники в «классическую» пангендерность не включают агендерные идентичности, и решило, что мне больше подходит определение апангендер, определение звучит примерно как «микс пангендера и агендера». Ощущения у меня примерно такие: какую бы идентичность мне ни приписали — я чувствую, что она мне подходит. Из-за этого меня невозможно мисгендерить. И все эти идентичности я чувствую в себе одновременно и постоянно.
Самовыражение через одежду меня интересует меньше, чем это обычно бывает. Я довольно редко покупаю себе новую одежду. Добрая часть моего гардероба вообще перепала мне бесплатно от других людей. Предпочитаю удобную, простую и преимущественно однотонную одежду, но не против разных цветов. Стараюсь надевать вещи, которые друг с другом хорошо сочетаются: жена говорит, что у меня есть стиль. Мне нравится унисекс, но в основном покупаю «бинарную» одежду: её больше продают и проще купить. Из-за того, что по внешности я считываюсь как женщина и женская одежда мне больше подходит по размерам, то закупаюсь в женском отделе чаще, чем в мужском. Косметикой пользуюсь, наверное, не чаще раза в год, чтобы разок создать интересный образ и потерять к этому интерес на долгое время. Украшений не использую вообще, только обручальное кольцо надеваю иногда, когда идём куда-то «на люди» с женой, чтобы таким образом демонстрировать, что мы пара. Моё естественное поведение женственностью не отличается, от походки до манеры говорить. Притворяться я не хочу, поэтому получается, что выгляжу нестереотипно.
Окружающие ждут, что я буду больше стремиться к моде, хвастаться обновками, чаще пользоваться косметикой. Некоторые люди меня недолюбливают за грубость, резкость, прямолинейность и склонность разговаривать матом именно с позиции «девушкам это не к лицу», при этом относясь нормально к такому поведению у юношей. Ещё со мной почти не знакомятся юноши. Может, я действительно хожу и разговариваю как-то так, что у них не возникает ко мне интереса, не знаю.
Я мало кому рассказываю о небинарности, поэтому со стереотипами о ней почти не сталкиваюсь. Но бывает, что люди могут не верить, злиться, реагировать агрессивно, если просто им сказать, что существуют небинарные гендерные идентичности. Здесь ничего удивительного нет: гелиоцентрическая модель Коперника тоже поначалу никому не нравилась, ведь она противоречила тому, что было раньше.
Я идентифицирую себя как гендерно-неконформную женщину, потому что мне важна репрезентации биологической реальности, по большинству признаков которой мой организм является таким, который называют женским. Я выгляжу феминно, поэтому проблем с идентичностью в обществе у меня нет.
Несоответствие гендерным стереотипам начинается тогда, когда, например, во взаимоотношениях я беру на себя ведущую роль. Моя главная цель в жизни — реализоваться как творческая личность, и я вряд ли буду заводить стереотипную семью. Я зарабатываю больше своего партнёра и нахожусь в полиаморных отношениях, необходимость которых почувствовала именно я (вопреки стереотипу, что женщины обычно моногамны).
В подростковом возрасте я ощущала большое давление окружающих родственников и учителей. Я была громче, грубее и сильнее чем другие девочки, ввязывалась в драки, не расчёсывала волосы, и относительно меня постоянно звучали слова «будь как нормальная девочка». В какой-то момент я сожалела, что родилась в женском теле. Потом я испытывала лёгкую гендерную дисфорию и предпочитала говорить о себе в мужском роде. Сейчас, когда я знаю об этом явлении, мой способ бороться с ней — это быть репрезентацией того, что «девочки», «девушки», «женщины» могут быть совершенно разными и не обязательно соответствовать бинарным гендерным предписаниям. Это и есть причина, почему мне ближе называть себя гендерно-неконформной женщиной, а не небинарной персоной. Но я с большим уважением отношусь к любой гендерной идентичности.
В моём идеальном мире понятие гендера просто исчезнет и людей любого пола будут воспитывать не в соответствии с гендерными стереотипами, а в соответствии с представлениями о том, какие качества необходимы для жизни в обществе.