что такое high end
«HIGH–END”, КАК КЛАСС ЗВУКОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ
Чем же отличается класс Hi-Fi от High-End? Почему стандарт DIN 45500 столь живуч и до сих пор не претерпел изменений?
Имея опыт профессиональной работы, от создания звукового материала до разработок звуковоспроизводящей аппаратуры, все время задавался вопросами: Чем же отличается класс Hi-Fi от High-End? Почему стандарты DIN 45000, DIN 45500, IEC 60581, ГОСТ 24388-88 столь живучи и до сих пор не претерпели изменений?
Если обращать внимание на параметры измерений АС в классах Hi-Fi и High-End, то окажется, что они практически не отличаются. Однако High-End системы выделяются, как звучанием, так и качеством исполнения. Так чем же вызваны различия, которые любители прослушивания высококачественного музыкального материала отмечают (голосуя своим «Трудовым рублем») в АС класса High-End?
Если вычленить из ассортимента звуковоспроизводящей аппаратуры непосредственно Акустические системы, то понятно, что за качество воспроизведения входящего сигнала отвечают: громкоговорители, кроссоверы, корпуса. Если принять во внимание, что корпуса и кроссоверы — это элементы, которые хорошо прогнозируются при разработке АС, то громкоговорители, а точнее, их ответственность за то, что готовый проект обязательно «понравится» слушателю остается загадкой.
Раньше мне казалось, что качество звучания, а если быть точнее оценка «нравится», полностью зависит о совершенства конструкций и параметров громкоговорителей, однако это далеко не так. В своих предыдущих работах над АС класса High-End мы использовали громкоговорители «Morel”, так как считаем, что они наиболее совершенны по конструкции и параметрам в своей ценовой нише. Однако, звучание АС с этими громкоговорителями высоко оценивался профессионалами, но аудиофилы оставались порой равнодушны.
С другой стороны совершенно не понятен «Ренессанс» АС тридцатилетней давности, когда громкоговорители еще не были столь совершенны в своих параметрах и имели довольно большие нелинейные искажения. Так что же нам «нравится»? Можно предположить, что оценка «нравится» при прослушивании «Винтажных» АС или спроектированных по идеологии конструирования систем тридцатилетней давности, относится к большому динамическому диапазону, который могут иметь подобные системы, но как быть с нелинейными искажениями, которые сопровождают «громкий звук»?
Возникают вопросы к звуку ламповых усилителей и «винила». С точки зрения присутствия нелинейных искажений они на порядок уступают современным усилительным и считывающим системам, однако они — «НРАВЯТСЯ».
Так что же аудиофилы, которые являются основными потребителями оборудования класса High-End, пытаются «услышать» звуковоспроизводящей аппаратуре?
Я и мои коллеги, много обсуждаем данный вопрос, и некоторые ответы или скорее соображения по этому поводу у нас все-таки появляются.
Один из ответов кроется непосредственно в периоде записи музыкального материала. Во время многоканальной записи, чтобы общий план в фонограмме не «превращался в кашу и какофонию», звукорежиссеры используют эквалайзеры, чтобы сознательно «обеднять обертона» звучания инструментов, для создания общего «Саунда» звукового материала. Для подобной филигранной работы необходимо оборудование скорее «аналитическое», чем — «музыкальное». Собственно именно этим и отличается профессиональное оборудование от того, что предназначено для прослушивания. Аппаратура для прослушивания «насыщает» фонограмму обертонами (искажениями) свойственными непосредственно ее конструкции или схемотехнике. Фонограмма (звуковой материал) приобретает некую «музыкальность», которую создатели (конструкторы) оборудования класса High-End интерпретируют, пользуясь «искажениями», которые присущи тем или иным устройствам для достижения того конечного результата, который ОНИ считают наилучшим. Эта наша «догадка» сродни тому, что происходит между полами человечества: мужчин и женщин — много, а любовь — у каждого СВОЯ. Продукты питания, которые входят в состав салата и салат приготовленный ПОВАРОМ — это разные вещи, хотя качественные показатели у них — ИДЕНТИЧНЫ!
Что такое Hi-Fi и High-End?
Сам термин Hi-Fi это ничто иное как сокращение от High Fidelity (высокая верность), и относится он скорее не к самой аппаратуре а к параметрам качества выполняемых ею функций, проще говоря её соответствие некоему стандарту качества принятому несколько десятков лет назад. Нет смысла описывать этот стандарт, так как с того времени техника шагнула так далеко, что приведённые в нём цифры кажутся сейчас смешными. К тому же сейчас любой производитель весьма посредственной техники может «подогнать» свои творения под эти цифры, что отнюдь не прибавит качества звука и изображения его аппаратам.
Итак, научно-технический прогресс не стоит на месте. Новейшие исследования и технологии приводят к увеличению функциональности устройств и их повсеместной миниатюризации. Телевизоры становятся тоньше и уже почти сливаются со стенами, DVD-плееры почти незаметно возвышаются над полкой и кажется стремятся сравняться по толщине с самим диском. Вы скажите: «За этим будущее!», и я пожалуй соглашусь, но с небольшой поправкой, это будущее комфорта, удобства и функциональности, но зачастую в жертву качеству звука и изображения.
Впечатление от прослушивания любимых музыкальных произведений на High-End аппаратуре аналогично тому, которое можно испытать насухо протерев запотевшее окно через которое Вы много лет смотрели на красивый пейзаж, который и раньше казался прекрасным, но теперь Вы наконец увидели его таким какой он есть на самом деле с миллионами деталей и оттенков. Музыка кристально чиста и полна энергии и драйва, фильмы становятся контрастнее, цвета насыщеннее, звуковые эффекты пробирают до костей…..А впрочем, к чему нам лишние слова, зайдите к нам в Hi-Fi Profi на демонстрацию, ведь лучше один раз увидеть и услышать, поверьте равнодушны не останетесь.
Hi-Fi и High-End техника или энциклопедия звука и видео
ЗВУКОМАНИЯ
Hi-Fi и High-End техника или энциклопедия звука и видео
Что такое High-end или Hi-end?
Что такое High-end или Hi-end?
Reimyo DAP-999EX TOKU
Я много размышлял об аудиофилах, меломанов и о том, что означает термин «high end или Hi-end» сегодня, в отличие от того, что он значил 20 — 30 лет назад. Может описание и определение дорогого уровня аудиопродуктов самого высокого класса считается применимым сегодня, изменилось? Цена сразу приходит в голову.
Что такое High-end или Hi-end?
Но мне больше приходят в голову лишь вопросы:
Прежде чем ответить, рассмотрим тот факт, что RMAF, очень уважаемое аудиофильное аудио-шоу на Западе, имеет 5 залов, посвященных аудиосистемам высшего класса, цена которых варьируется от 1000 до 5000 долларов и даже выше. Многие люди, включая меня, имеют лишь несколько компонентов и кабелей, которые стоят дорого и даже дороже, чем может себе представить простой человек.
САМЫЕ ДОРОГИЕ НАУШНИКИ В МИРЕ
«High-End» был почти всегда. Общий термин Хай енд, означающий что-либо более дорогое, чем норма, применяется не только к ресторанам, часам, очкам и множеству других потребительских товаров и услуг, но, похоже, маркетологи чтобы сделать большую рекламу и продажи на свою hi-fi технику использовали слово «hi-end» больше всего. И с самого начала это означало огромные проблемы.
динамики Bowers & Wilkins 305
Но возникают еще вопросы!
Конечно в наше время есть много звуковых продуктов с превосходным качеством звука, которые не считаются «высококачественными», потому что цены слишком низкие. И наоборот, огромное количество компонентов с неприличными ценниками обеспечивают качество, которое едва ли заслуживает «похвалы». Это было с нами на протяжении десятилетий и не собирается меняться.
Естественно, худшие нарушители, те, кто неправильно использует сам термин «high-end», (маркетологи в основном), которые являются производителями, потому что ни один поставщик дорогостоящей техники не хочет быть идентифицированным.
Reimyo DAP-999EX TOKU
Но такова человеческая природа, что мы автоматически предполагаем, что получаем то, за что платим, и что усилитель стоимостью 70 000 рублей просто должен быть лучше, чем усилитель стоимостью 30 000 рублей.
Мало кто хочет признать, что hi end существует с тех пор, как появилась специальная или раздельная аудиосистема, сразу после 2-й мировой войны, когда огромные блоки, содержащие проигрыватели винила и радиоприемники, были разделены на составные части. Что еще более важно – проигрыватели винила и FM-радио обеспечило именно те источники, которые требовали больше, чем пропускная способность доступного тогда оборудования.
SHM-CD
Таким образом, в конце 1940-х и начало 1950-х годов, а не более общепринятые 1970-е годы, ознаменовали рождение высокого класса Hi-end. И, качество звука + цена создали рыночный сектор, причем ранние новаторские бренды, такие как Marantz, McIntosh и Harman-Kardon в США, а также Quad и Radford в Англии, продемонстрировали превосходное качество, за которое платили соразмерно или немного дороже. Хотя эти бренды не так круты и экстремальны в стоимостном показателе, как современные модели с сверхвысокими ценами, они по-прежнему не ориентированы на группы со средним уровнем дохода.
Например, Quad ESL 1957 года стоит меньше, чем текущие 2805 в реальности — 1957 года, истинная стоимость высококачественного оборудования заметно выросла, а цена вышла из под контроля. Но даже игнорируя ценовой «потолок» с 1970-х годов, вы все равно должны были быть высокооплачиваемым профессионалом в 1950-х, чтобы позволить себе технику от Quad или Макинтош.
Но подождите, вы скажете, качество hi end ведь тоже субъективно! И да и нет. Есть два основных способа, которыми более дорогой аудиопродукт может быть лучшего качества, чем другой: звук, комплектующие и сборка.
Качество сборки и качественность комплектующих гораздо проще определить внутри ценой. Более дорогие аудиопродукты, как правило, создаются немного лучше, чем более дешевое звуковое оборудование. Это не значит, что все недорогие звуковые устройства построены плохо, но по самой природе бюджетного производства они редко имеют качество звука более дорогих устройств. Это часто распространяется и на то, как выглядит High-end звуковая техника. Более дорогие звуковые компоненты имеют тенденцию иметь более дороже корпус, лучшую отделку и так далее.
Качество сборки, тем не менее, менее важно, чем качество звука. Что действительно означает «высокое качество звука»? В широком смысле, это то, насколько близко может быть устройство для точного воспроизведения аудиосигнала hi-end. Эта «верность» записанному. Вы же хотите услышать именно то, что хотели записать для вас музыканты, верно?
В Хармане провели много исследований, которые показали, что, несмотря на то, что некоторые могут подумать, то люди предпочитают точно-звучащие АС, а не неточные. То есть чем ближе к реальности ваша система звучит, тем больше людям это понравится.
Studio_AbbeyRoad
И это то, что в некоторой степени высококачественное аудио high end делает лучше, чем бюджетная техника. Как правило, она звучит больше как настоящая жизнь, чем искусственные звуки, воспроизводимые искусственно.
А как же б/у Хаенд техника?
Да есть практика покупки подержанных звуковых компонентов hi-end класса. Если общая цена за используемое оборудование, как правило, составляет половину розничной стоимости, и предположим, что минимальная розничная цена истинной «high-end» системы, например, например, 10 000,00 долл. США, не является той же самой системой, оцененной в 5 000 долл. США, рассматриваемой также? Если компонент системы, купленный новым, является «высококлассным», то простая продажа того же оборудования не изменит качество сборки или звуковые возможности (хотя предыдущий владелец мог бы и переделать что-то или вытащить дорогое и вставить дешевое, есть и такие умельцы!).
Стоимость — очень плохой барометр для определения классификации Хай енд системы. Например, кто-то, располагающий значительными финансовыми ресурсами, может собрать систему стоимостью 1 000 000 руб и не задумываться о том, сколько было потрачено. Если бы владелец рассматривал такую систему как обладающую невероятноточным звуком, и как таковой установил, что звуковое прослушивание является эталоном, будет ли тот же человек когда-либо доволен системой стоимостью 5 000 000 рублей? Скорее всего, нет. Тогда будет ли человек с такой же системой за 5 000 000 рублей чувствовать то же самое по отношению к системе высшего класса за 300 000 рублей? Скорее всего, нет. Похоже, что стоимость не так уж и хороша, но она как лакмусовая бумажка теста качества звука, если, конечно, цены не сверхвысокие.
Я предполагаю, что следующим логическим параметром Hi-end техники может быть только высокое качество звука.
Аудиофилы вряд ли могут и в совокупности согласовать многое из того, что относится к звуковому оборудованию, или к тому же оборудованию, поэтому можно ли даже отдаленно предположить, что высокое качество звукового сигнала может быть реалистичным определением, не говоря уже об измеримом определении? Скорее всего, нет. То, что я считаю минимально допустимым уровнем качества звука, вполне может и, вероятно, будет совершенно другим, чем-то, как кто-то определяет приемлемую акустику.
Как и во многих аудиофильских темах, вопрос о «Хайенд технике» имеет несколько ответов и во многом зависит от точки зрения человека, задающего вопрос.
В Википедии, приводится следующее определение «высококачественного» звука Хаенд: «… класс бытового аудиооборудования для дома, продаваемого для аудиофилов на основе высокой цены или качества, а также эзотерических или новых технологий воспроизведения звука». Звучит довольно просто, но в действительности это не больше чем связка слов и не отвечает на вопрос.
Некоторые системы не нуждаются в пояснениях. Упомянутая выше система стоимостью 5 000 000 рублей легко классифицируется, как и система стоимостью 250 000 рублей. Я полагаю, вы бы купили бы себе такую систему за 5 000 000 рублей. Тем не менее, в какой-то момент по уровню стоимости звуковой вещи – это неизменно становятся предметом дискуссий с точки зрения того, что является, а что нет, «высококачественным звуком high-end». Очевидно, что некоторые из таких спорщиков имеют лишь недорогие плееры + наушники и большинство чего-либо, купленного, например, в крупной розничной сети, чтобы слушать музыку в формате Flac.
Большинство читателей, вероятно замечали, что я предпочитаю термин «высокое качество звука». Я вижу это как приближение к установлению пригодного эталона для приемлемого стандарта. Я вижу высококачественную систему Хаенд, которая верно и точно воспроизводит запись, а также то, насколько хорошо она пытается воссоздать эту живую музыку.
Если вы улыбаетесь и вздрагиваете от недоверия, когда слышите, как ваша система воспроизводит музыку, можно с полным основанием утверждать, что это высококачественная звуковая система — независимо от стоимости.
Многое из того, что аудиофилы считают приемлемым минимальным стандартом стоимости и качества, во многом является личным придуманным, особенно почитайте про тему БРЕНДОПОКЛОНЕНИЕ.
Pioneer M3
Мы постоянно ищем эту коллекцию «сверх деталей», которые наилучшим образом подходят для звукового совершенства, исходя из принципа «цена – качество звука». Поэтому кажется логичным, что лучшая система высокого класса Hi-end основана на взглядах отдельного пользователя. На этот вопрос лучше всего ответить, как и многие другие в сообществе аудиофилов, это выбор пользователя.
Некоторые люди делают все возможное, тратя тонны денег, чтобы получить максимально возможную точность. И опять возникают вопросы.
Стоит ли тратить больше на Hi-end технику?
Есть ли разница между парой колонок за 30 000руб. и парой за 78 000 рублей? Или 1 000 000 руб.?
Самый лучший вопрос, стоит ли эта разница?
Сам термин «высококачественный звук» означает разные вещи для разных людей. Система за 30 000руб. может быть «высокого класса» для многих людей, но для других это простейший звук. Ведь, «High-end», будучи субъективным, просто означает «больше, чем я обычно трачу».
Может быть, это то, где мы должны начать. Почему вы тратите на то или иное?
Это может быть так просто «это то, что я могу себе позволить». Если это так, то просто круто. Высококачественный звук hi end, несомненно, является роскошью, и никто не должен влезать в долги, чтобы его получить.
Стоит ли High End Audio тех денег?
Есть ли установленное правило, сумма, которую вы должны потратить, чтобы получить этот «высококачественный» звук? Нет. И это не линейно. Акустика за 50 000 руб. не обязательно звучит в 10 раз лучше, чем колонки за 15 000 руб (хотя в зависимости от используемых продуктов это может по-разному).
Monitor Audio PL100 II
Иногда сверхдорогие колонки звучат хуже, чем их более дешевые аналоги. Это потому, что дизайнеры/конструкторы некоторых из более эзотерических брендов придают им определенный «характер». Звук, который отличает АС от конкурентов. Если вам нравится этот звук, они вам подходят. Если нет, то нет.
КАК ЗВУЧИТ Hi-end техника?!
Наверное, лучший вопрос — как звучит «высококачественный» звук high-end? Конечно, «более реалистичное» описание легкое, но оно также довольно туманное. Есть несколько аспектов «хорошего» качества звука, которые легко описать на основе своего большого опыта.
Акустика Vivid Audio G4 отзыв
НЧ. Первый — это бас, низкие частоты, очень глубокие звуки. Вы определено можете идентифицировать инструмент, создающий ноты, а не просто грязный, нечеткий «удар».
ВЧ. Обязательно высокочастотные звуки потрясающей детальности.
Высококачественный звук должен иметь плавные, чистые, неутомительные высокие частоты.
Электростатическая акустика Статик ЗМ +усилитель клон НАИМ
СЧ.Немного про средние частоты.
Вы слышите голоса, вокал отчетливо?
Когда начинается песня, вы можете услышать все инструменты?
Общий звук. Баланс в технике Hi-end является ключом к высокому качеству звука. Не должно быть перевеса какой-либо одной частоты (или ее отсутствия).
Лучшее качество сборки/комплектующих и лучшее качество звука Хай-енд
Эти две основные вещи — это, что вы получаете (обычно), когда вы тратите больше на звуковую технику. Всегда будут лучшие звуковые аппараты, которые работают лучше, чем предполагает их цена, но даже тогда всегда будет что-то еще лучше, вероятно, за еще большие деньги.
Поэтому сначала определите свой бюджет, а затем просмотрите отзывы, чтобы увидеть, что хорошего есть в вашем ценовом диапазоне. Не думайте, что не может быть ничего лучше. Сколько стоит эта разница, зависит от вас. Просто думайте/анализируйте про технику High-end непредвзято согласно высокому качеству комплектующих внутри, корпусу и сборки в целом!
Я надеюсь, что эта статья « Что такое High-end или что такое Hi-end? » немного помогла. Пожалуйста, оставляйте комментарии ниже, чтобы я мог вернуться к вам. Не бойтесь меня и добавляйтесь в ВК, Ютуб
Если вы хотите узнать больше об этой теме, и быть в курсе, пожалуйста, подпишитесь на наш сайт.
Не забывайте сохранять нас в закладках! (CTRL+SHiFT+D) Подписывайтесь, комментируйте, делитесь в соц.сетях. Желаю удачи в поиске своего звука!
На нашем сайте Звукомания есть полезная информация по звуку и видео, которая пригодится для каждого, причем на каждый день, мы обновляем сайт «Звукомания» постоянно и стараемся искать и писать только отличную, проверенную и нужную информацию.
Вам нужен хороший фонокорректор, новый ламповый усилитель или отличный ЦАП, плеер, наушники, АС или другую звуковую технику, (усилитель, ресивер и т.д.) то пишите в ВК, помогу выгодно и с гарантией приобрести хорошую звуковую технику…
Если вы являетесь производителем, рекламодателем, импортером, дистрибьютором или агентом в области качественного воспроизведения звука и хотели бы связаться с нами, пожалуйста, пишите в ВК или ОК или ИНСТА или по эл. почте: anl555@bk.ru
Штрихи об аудиофилах. Тут слышно, а там — нет?
Содержание
Содержание
Любители техники высокой точности для воспроизведения музыки зовутся аудиофилами. В интернете ходят легенды про усилители за десятки тысяч долларов, провода ценой в автомобиль и подставки для них, за стоимость которых можно купить неплохой компьютер. При всем этом преимущества таких девайсов вызывают сомнения у рядовых пользователей. Эта статья прольет свет на то, что же аудиофилы находят в подобной технике и действительно ли она открывает новые горизонты в звуке.
Что такое Hi-Fi, Hi-End и немного истории
Понятие аудио высокой четкости возникло в 70-е годы прошлого столетия. Схемотехника бытовой аудиоаппаратуры была тогда далеко не на высоте. Дешевый усилитель делали по самой простой схеме, в дорогих приборах могли встречаться решения посложнее. Звучало все соответственно. Никаких стандартов в то время не было. Хороший звук давала в основном профессиональная звукотехника, на которой работали звукоинженеры.
Чтобы как-то исправить ситуацию, в 1974 году были стандартизированы параметры аудиотехники класса Hi-Fi. Основные критерии — величина нелинейных искажений и уровень сигнал\шум. В СССР по тем же критериям начали делить технику на классы — от третьего до высшего.
Советский усилитель высшего класса Бриг 001
Цифровая эпоха полностью перевернула мир аудиотехники. Сегодня почти любой цифровой плеер, смартфон и даже встроенная в компьютер аудиокарта намного превышают параметры стандарта Hi-Fi. Революцию совершили цифровые усилители класса D. КПД таких усилителей составляет 90-95% — это значит, что они почти не греются, их не нужно охлаждать и можно заключить в миниатюрный корпус. Коэффициент гармонических искажений при этом достигает 0,01%, что и не снилось большинству аналоговых усилителей. Радиодетали, используемые в усилителях класса D, стоят сущие копейки, а схему штамповать можно бесконечно без какого-либо разброса показателей. Словом, сегодня просто невыгодно делать одну схему для плохого и дешевого усилителя, а вторую — для дорогого и хорошего, ведь можно сразу произвести недорогой и хороший продукт.
Почему же тогда в магазинах продаются дорогие усилители для тех же смартфонов или плееров, и вообще дорогая аудиотехника?
Во-первых, встроенный в среднестатистический смартфон усилитель чаще всего просто недостаточно мощный, чтобы совладать с высокоомными наушниками (например, Sennheiser HD 650 с импедансом 300 Ом), которые так любят ценители качественного звука.
Во-вторых, в дорогие модели стационарных усилителей нередко встраиваются дополнительные штуки — оптические порты, пульты управления и еще куча всего.
Наконец, в-третьих, дорогая аппаратура нередко вмещает в себя передовые технологии. Передовые — не значит нужные и вообще различимые на слух. К примеру, при слепом тесте люди не улавливают разницы между частотой дискретизации в 16 и 26 бита (в аудио CD используется 16 бит), в то время как ЦАП большинства Hi-End усилителей работает с не менее чем 24 битами, а некоторые аудиоплееры способны воспроизводить форматы в разрешении до 32 бита. Якобы, чем больше бит — тем выше качество звучания, вот только разницу слышат далеко не все.
Таким образом, образовался новый класс аудиотехники — Hi-End. По параметрам она стремится быть похожей на студийную аппаратуру, но только с первого взгляда. К примеру, высокая частота дискретизации имеет значение при записи и работе со звуком, но при воспроизведении музыки 24 бита избыточны. Класс Hi-End отличает также наличие дополнительных фишек и дизайн с намеком на элитность. Часто эта техника производится мелкими сериями, а то и вовсе на заказ, стоимость при этом соответствующая.
Теплый ламповый звук
Даже самая современная цифровая аудиотехника с раскаченными как у бодибилдера показателями не стоит десятки тысяч долларов. Этот ценовой диапазон занимают аналоговые девайсы — в первую очередь, усилители, особенно ламповые. Почему они стоят так дорого, и почему аудиофилы их так любят?
Дело в том, что как раз ламповые усилители, в отличие от цифровых, вносят очень много искажений в звук. Правда, искажения эти не режут ухо цифровыми артефактами, а насыщают его приятными «ламповыми» гармониками. Исследователь звука Рассел Хэмм в 1972 году провел эксперимент, согласно которому искажения лампового усилителя были вдвое менее заметны на слух, чем идентичные по силе искажения транзисторного прибора. Хэмм объяснил это тем, что ламповый усилитель окрашивает сигнал в основном четными гармониками (где первая гармоника — основной тон, вторая — на октаву выше, третья — на квинту выше второй, четвертая — на две октавы и т.д.). Тембр с четными гармониками считается благозвучнее и музыкальнее. Именно по этой же причине большинство гитаристов в рок-музыке до сих пор используют ламповые усилители для своих гитар — транзисторная и цифровая схемы звучат слишком резко и неприятно. Вот за этими самыми гармониками и гоняются аудиофилы. Для многих из них честный, почти студийный звук будет слишком «сухим» и «пресным».
Ламповый усилитель Антрацит MKII
То же касается и динамиков в аудиосистемах — даже студийные мониторы вносят в аудиосигнал небольшие искажения.
Не существует системы, способной воспроизвести идеально ровную амплитудно-частотную характеристику (далее — АЧХ). Соответственно, раз избежать искажений не удастся в любом случае, производители Hi-End-акустики стараются сделать их наиболее музыкальными, приятными на слух. Именно эта музыкальность и стоит порой десятки тысяч долларов.
Что же касается проводов, то их качество действительно влияет на звук. Но только в том случае, если провод соединяет усилитель с прибором, у которого большая индуктивность. Это может быть катушка звукоснимателя проигрывателя пластинок, или звукосниматель электрогитары. В сочетании с ним провод с большим сопротивлением (R) и электрической емкостью (C) образует фильтр высоких частот — звук при этом будет глуше.
Как рассчитать конкретную частоту среза и узнать, насколько он будет глуше.
Однако провода, соединяющие усилитель с акустической системой, или, тем более, аудиотехнику с электрической розеткой, влияют на звук ничтожно мало. К примеру, даже очень плохой провод с большим сопротивлением (скажем, 100 Ом) при соединении линейных входов срежет высокие частоты очень незначительно — они станут тише примерно на 0.2 Дб, что едва сможет услышать даже очень опытный звукорежиссер. В то время как любой качественный провод имеет сопротивление в 100 раз меньше — около 1 Ом, в этом случае кабель никак не будет влиять на звучание аудиосистемы.
Если же взять обычный медный провод и кабель, изготовленный из воспетой производителями бескислородной меди — то разница в сопротивлении между ними будет всего 1%. Поскольку даже стократную разницу в сопротивлении проводов различить очень сложно, то разницу между медью и бескислородной медью услышит только Супермен. И, конечно, аудиофилы.
Почему они ее слышат?
Восприятие мира каждым человеком индивидуально. У восприятия есть множество особенностей, или, иногда можно сказать, «багов».
Во-первых, острота слуха у каждого своя, более того — на протяжении жизни она меняется. Например, чем старше человек — тем хуже он слышит высокие частоты.
Во-вторых, имеет значение предыдущий опыт, ожидание и потребности. Человек, увлекающейся аудиотехникой и привыкший к апгрейду своей аудиосистемы, в начале своего хобби замечает улучшение звука каждый раз при покупке нового девайса. Когда же максимально качественная аудиосистема уже собрана, результаты ее дальнейшего апгрейда становятся трудно различимыми на слух. Тем не менее, человеческий мозг, привыкший к алгоритму «покупка — улучшение звука», продолжает искать и, чаще всего, находит отличия в звучании.
Говорят, подставки под акустические кабели улучшают звучание
В-третьих, настроение влияет на восприятие мира. К примеру, даже на восприятие цветов и красок. Соответственно, эмоциональное состояние и самочувствие влияет на восприятие звуков. Один и тот же трек может восприниматься по-разному с утра и вечером, после чашки кофе и после кружки пива. Таким образом, радость от покупки нового девайса для аудиосистемы влияет на восприятие звука, и человеческий мозг запросто может услышать изменения в лучшую сторону.
Это объясняет, почему аудиофилы слышат разницу на собственных аудиосистемах, но не слышат ее при слепых закрытых тестах — например, не могут отличить провод за сотню долларов от вешалки.
Наконец, главное, что оценивает любитель качественного звука — это тембр звучания аудиосистемы и воспроизводимой ею музыки. Тембр является субъективно ощущаемым параметром, с определением которого возникают такие же проблемы, как с определением понятий «жизнь» или «сознание». Измерить его почти невозможно, осциллограмма не даст полного представления о тембре даже одного инструмента, не говоря уже о целом оркестре.
Тембровые качества нельзя описать числами и данными. Отсюда и такие понятия, как «бархатная середина», «глубокий бас», «хрустальные верха», над которыми нередко потешаются. Однако для описания тембра сложно подобрать более научные определения. Вот, например, одна из классификаций тембров, взятая из более чем научного собрания лекций профессора кафедры звукорежиссуры СПбГУП Алдошиной И.А. «Лекции по психоакустике» (архив журнала «Звукорежиссер»: 2001: №2):
Индивидуальное восприятие принципиально неизмеряемых вещей и приводит к тому, что аудиофилы слышат разницу там, где ее не слышат другие.
В защиту аудиофилов
Подходя к концу, нельзя не сказать несколько слов в защиту аудиофилов. Некоторые воспринимают музыку как фон, с которым веселее жить, а кто-то — как самодостаточную форму искусства. Не стоит осуждать ни тех, ни других, ведь музыка призвана приносить удовольствие, а, значит, что нравится — то и хорошо. Но разумеется, что среди последних появляются желающие получить от любимой музыки максимум впечатлений. Так же, как киноманы возводят себе домашний кинотеатр, они строят себе «музыкальный театр».
Как говорит звукоинженер, проектировщик студий и автор множества публикаций на тему акустики Филипп Ньюэлл в своей книге “Project-studios”: «Помните: мы все в долгу перед аудиофилами за их постоянное требование качества. Они поддерживают нас. Кто знает, насколько упали бы стандарты звукозаписи без них. Они заслужили право слушать на своей супер-качественной аппаратуре что-нибудь получше записей для «среднестатистического» потребителя».