что такое jis стандарт
Japanese Industrial Standards
Продолжу и еще раз расскажу по антифризам, раз уж мой товарищ Алексей CeyCeich решил углубиться и сварить патрубки).
Общепринятых классификаций (спецификаций) как, например, в
области моторных масел (ILSAC, API, ACEA) для антифризов не существует.
Требования производителей автомобилей достаточно сильно отличаются, и
официальные требования и подходы ОЕМ нельзя перекрыть одним, для всех типов двигателей, качеством.
В мире существует несколько стандартов, регламентирующих ОЖ, при этом, технологии производства и состав ОЖ могут быть различны.
BS 6580: (Великобритания)
SAE J 1034 (США)
ASTM D 3306 (США)
ONORM V5123 (Австрия)
AFNOR NF R15-601 (Франция)
CUNA NC956 16 (Италия)
JIS K 2234 (Япония)
ГОСТ 28084-89(Россия)
Кроме национальных стандартов, многие ипроизводители автомобилей
применяют свои спецификации, с дополнительными требованиями.
Запреты на использование определенных видов ингибиторов
сформулированы в спецификациях автопроизводителей на
охлаждающие жидкости вместе с перечнем испытаний, которые
должна пройти охлаждающая жидкость для получения допуска к
применению.
Так, спецификация Ford WSS-V97B44-D запрещает использование
силикатов, фосфатов и боратов, а спецификация Hyundai MS 591-08
запрещает также амины и нитриты.
В спецификации Toyota TSK2601G антифризы с разными видами
ингибиторов разделены на классы, к высшему классу (8А и 8В)
с максимальным разрешенным пробегом относятся карбоксилатные
антифризы нового поколения типа Si-OAT(лобридные).
Международный стандарт на охлаждающие жидкости для грузовиков
ASTM D 4985-03 ставит ограничение на количество силикатов 125 ppm,
оставляя возможность только для бессиликатных или низкосиликатных
(гибридных) технологий. На этот стандарт ссылаются производители
двигателей Caterpillar (глобальный партнер ExxonMobil), Cummins.
Карбоксилатные антифризы на основе органических кислот могут
повреждать некоторые прокладочные материалы. В связи с этим
некоторые производители, например, MAN(пример приводил в прошлой статье), Komatsu и Volvo рекомендуют к использованию в тяжелонагруженных дизельных двигателях антифризы без содержания нитритов.
Ограничение содержания фосфатов, силикатов, боратов уменьшает
отложение накипи в системе охлаждения, увеличивает срок службы
уплотнений, улучшает защиту от кавитационной коррозии.
При использовании карбоксилатных технологий увеличивается срок
службы ОЖ, повышается эффективность теплопередачи, улучшается
защита алюминия при высоких температурах в современных
двигателях, а также экологическая безопасность.
Mobil Antifreeze Advanced, Mobil Antifreeze Extra, Mobil Antifreeze (все произведены по разным технологиям и не допускаются к смешению) не содержат нитросоединений, поэтому, например, не соответствуют требованиям Cummins и других американцев. Хотя в линейке продуктов ExxonMobil есть антифриз Mobil Antifreeze Heavy Duty с допуском Cummins, специально для американских двигателей.
Mobil Antifreeze Advanced (красного цвета), Mobil Antifreeze Extra (сине-зеленого цвета) отвечают требованиям стандарта BS 6580, но при этом технологии различны SNF и NFи смешение разных технологий может привести к образованию хлопьев и закупориванию протоков радиатора.
К чему это все я? А к тому, что JIS(Japanese Industrial Standards) K 2234 может быть, как и BS 6580, у абсолютно разных по технологии продуктов, смешение которых не допустимо, и если и не приведет к хлопьям, то может снизить одно из свойств :
1. Высокая теплоемкость и теплопроводность.
2. Низкая температура замерзания (безопасная эксплуатация
автомобиля практически при любых отрицательных температурах
охлаждающего воздуха).
3. Высокая температура кипения (нормальная работа двигателя в
летнее время).
4. Высокая температура воспламенения (обеспечивает безопасность
при использовании).
5. Малая вязкость, особенно при низких температурах (высокая
затрудняет циркуляцию и снижает теплопередачу).
6. Малая вспениваемость(при большой снижается теплопередача,
возможет перегрев двигателя и образование паровых пробок).
7. Низкая коррозионная активность (этот показатель является одним
из решающих при оценке качества антифриза).
8. Инертность к резиновым шлангам и уплотнителям.
Теперь, расшифровка японского стандарта JIS K 2234:
JIS– обозначение принадлежности к стандарту JIS (набор требований, использующихся в японской промышленности)
«К» – принадлежность данного конкретного стандарта к области химической промышленности
2234 – номер стандарта, регламентирующий охлаждающие жидкости. Т.е. Все охлаждающие жидкости
Первые две цифры «22» обозначают классификационный номер
Вторые две цифры «34» серийный номер в данной классификации
Резимюруем: антифриз JIS K 2234 может быть произведен по ЛЮБОЙ технологии, которая испоьзуется в Японии.
К слову сказать, японские и корейские традиционные технологии не содержат силикатов, но содержат фосфаты.
Теперь про антифризы Mobil, которые мне ближе и доступны в плане технической информации.
Правильное, более общепринятое и охватывающее название антифризов типа Mobil Antifreeze Advanced – OAT (Organic Acid Technology или Organic Additive Technology), также в технической литературе можно встретить SNF (Silicate, Nitrite Free – без силикатов и нитритов) или карбоксилатные, т.е. композиция с солями органических кислот или, по другому, органическими присадками. Имеено эту технологию рекомендует BASF в Субару, начиная с 1977-го года. Срок службы 5 лет или 120 000 км или 6000 мото-часов.
Классические и наиболее распространенные антифризы – силикатные, т.е. с неорганическими присадками. Могут быть антифризы гибридные – с присадками ОАТ и силикатами. Mobil Antifreeze Extra, который применяет «Плеяда» и некоторые ОД Субару – гибридного типа, с силикатами, но не содержит боратов, нитритов, аминов и фосфатов (BNAP). Срок службы такого антифриза 3 года. Преимущество в том, что этот антифриз не входит в конфликт с силиконовыми патрубками, которые любят устанавливать некоторые субаристы.
Силикатного типа антифризы склонны к гелеобразованию и не защищают от кавитации. Российские ТОСОЛы и Лена – силикатного типа. Срок службы силикатных антифризов наименьший. Т.е. купил дешево, но меняй часто. Наибольший срок службы у антифризов, произведенных по технологии OAT.
Традиционно технологии (композиции), применяемые на планете различны, поэтому при переходе и смене типа антифриза желательно делать промывку 15%-20% смесью планируемого к применению антифриза.
Сейчас на рынке есть новинка — Лобридная технология Si-OAT, расскажу о ней после, а заодно запрошу о возможности применения в EJ 253. Могу предположить, что Субару перешли на нее в 2012-ом году, что косвенно подтверждает карта ТО. Вместе с тем, и Si-OAT и ОАТ имеют единый срок службы 5 лет.
Всем удачи и правильного антифриза в системе охлаждения!
Японский стандарт аккумуляторов: расшифровка JIS кода (часть 1)
Ни для кого не секрет, что аккумуляторы для японских автомобилей, отличаются от « европейских», « российских» и « американских» батарей. Причиной тому служит стандарт JIS, в соответствии с которым они выпускаются. Разобраться с маркировке таких АКБ, а также особенностях их устройства поможет данная статья.
Начнем, с клемм. О том, что они по своему размеру отличаются от европейских аналогов, известно многим. Но вот информация о разнообразии азиатских разновидностей клемм для многих станет новостью. Если исходить из JIS, то токовыводы японских аккумулятором могут быть одного из трех типов — Т1, Т2 и Т3. У каждого из них имеются свои особенности:
Наряду с Т3, на российском рынке получили широкое распространение клеммы второго типа. Токовыводы такого размера стандарты, их можно встретить на подавляющем большинстве европейских и отечественных АКБ. Токовыводы Т1 – наиболее узкие, характерно « японские» клеммы, получившие наибольшее распространение на авто, произведенных именно в Японии.
Теперь поговорим о параметрах аккумуляторов в маркировке. Действительно, маркировка японских АКБ достаточно сложна для восприятия среднестатистического россиянина или европейца, так как имеет существенные отличия. Для того чтобы разобраться в коде, приведем пример: 65B24R (L ).
Число 65 обозначает электроемкость. Это параметр, указывающий на работоспособность батареи при холодном запуске. Откровенно говоря, характеристика эта несколько оторвана от реальности. Проблема заключается в сравнительном характере данного показателя, ведь он зависит от массы факторов. Таким образом, при сравнении этого параметра с аккумулятором для европейского авто, нужно отнимать примерно 10 единиц. Другими словами, электроемкость 65 пер часов соответствует емкости 55 Ампер часов.
Почему столь существенная разница? Все очень просто. Испытания на емкостные характеристики в Японии проводятся по 5 часовому разряду, а в Европе — по 20-тичасовому. Чтобы найти европейский аналог азиатскому аккумулятору, можно просто умножить емкость азиатской батареи на 1,25. Пример прост: 50*1,25=62,5 А/ч.
Это нужно обязательно учитывать, если автомобильный или мото аккумулятор покупается оригинальный, то есть, такой, который сделан именно в Японии и только для японского рынка. Кроме того, учтите – маркировка всецело зависит от места будущей продажи АКБ. Так, если аккумуляторная батарея выпущена для России, возможно, она будет маркироваться по ГОСТ. В следующей статье мы продолжим разговор об особенностях условных обозначений на японских АКБ.
11.09.2013, 20228 просмотров.
СОДЕРЖАНИЕ
История
В эпоху Мэйдзи частные предприятия были ответственны за разработку стандартов, хотя японское правительство также имело стандарты и спецификации для целей закупки определенных предметов, таких как боеприпасы.
Нынешняя Японская ассоциация стандартов была создана в 1946 году, через год после поражения Японии во Второй мировой войне. Положения Японского комитета по промышленным стандартам были обнародованы в 1946 году, и были сформированы новые стандарты.
В 1949 году был принят Закон о промышленной стандартизации, который составляет правовую основу для нынешних японских промышленных стандартов.
Новый знак JIS
Закон о промышленной стандартизации был пересмотрен в 2004 году, и знак сертификации продукции JIS был изменен; с 1 октября 2005 г. при повторной сертификации используется новый знак JIS. Использование старого знака было разрешено в течение трехлетнего переходного периода, закончившегося 30 сентября 2008 г., и каждый производитель мог использовать новый знак JIS. Поэтому вся японская продукция, сертифицированная JIS, произведенная с 1 октября 2008 г., имеет новый знак JIS.
Классификация и нумерация стандартов
Стандарты называются в формате «JIS X 0208: 1997», где X обозначает разделение на площадь, за которым следуют четыре цифры, обозначающие площадь (пять цифр для стандартов, соответствующих ISO ), и четыре последние цифры, обозначающие год пересмотра.
Подразделения JIS и важных стандартов:
Нюансы грамотного подхода к выбору батареи: Европа и Азия
Привет всем!
Этот выпуск будет посвящен выбору аккумулятора (АКБ). При выборе аккумулятора надо принимать во внимание тот факт, что требования к параметрам АКБ для той или иной модели машины устанавливает не завод, выпускающий батареи, а сам автопроизводитель.
Поэтому очевидно — первым определяющим моментом при подборе АКБ является марка и модель автомобиля, дающие информацию о стране, в которой был разработан автомобиль. Это очень важный аспект, так как он фактически определяет технический стандарт, которому должен соответствовать АКБ. В настоящее время самыми распространенными являются два стандарта.
Первый – это европейский (EN) для батарей, предназначенных для автомобилей европейских брендов. Второй — японский (JIS) — для АКБ ко многим «азиатским» автомобилям, то есть машинам японских, корейских, малазийских и китайских марок. Менее распространен у нас американский стандарт, который определяет параметры АКБ для авто, произведенных в США и Канаде. Есть еще российский ГОСТ, отдельные положения которого пересекаются с требованиями ЕN.
Особенности каждого стандарта определяют и некоторые конструктивные особенности АКБ. Это касается конфигурации корпуса АКБ, его технологических выступов, расположения и формы клемм. Так, например, клеммы на легковых батареях евростандарта сделаны невыступающими, иначе говоря, их верхний срез находится заподлицо с крышкой АКБ, которая выполнена в виде ступеньки. У аккумуляторов JIS-стандарта клеммы, наоборот, выступают над крышкой как маленькие рожки. В свою очередь, некоторые батареи американского стандарта имеют тонкие клеммы или клеммы с резьбой. Согласно европейскому стандарту, «плюсовая» клемма имеет диаметр 19,5 мм, «минусовая» — 17,9 мм. Клеммы азиатского стандарта имеют диаметры 14,7 мм и 13 мм соответственно.
Следующий важный момент – это габариты батареи. Со стандартами связаны такие существенные параметры АКБ, как их типоразмер – длина, ширина и высота. Понятно, что при заметном превышении требуемых габаритов купленный аккумулятор просто не втиснется в отведенное ему пространство в моторном отсеке.
Другой значимый параметр, который следует обязательно учитывать при выборе батарей – это полярность клемм (прямая и обратная). От данного показателя напрямую зависит правильность ориентации минусовой и плюсовой клемм относительно соответствующих стыковочных разъемов бортовой электропроводки. Это очень важно – в моторном отсеке провода для подключения к батарее имеют ограниченную длину, поэтому установка аккумулятора с неподходящей полярностью приведет к тому, что его просто невозможно будет подключить к бортовой сети, поскольку клеммы не будут доставать до нужных выводов. Подробнее о нюансах выбора полярности можно узнать в ролике, который приводим ниже.
Когда все перечисленные выше нюансы уточнены, остается только определиться с основными электрическими параметрами подбираемого АКБ – емкостью и пусковым током (током холодной прокрутки). Данные об этих показателях можно найти либо в инструкции по эксплуатации автомобиля, либо на этикетке старого аккумулятора. У АКБ, поставляемых в Россию, пусковой ток обычно указывается рядом с символами EN. Указанные значения рекомендованы автопроизводителем как оптимальные, однако, учитывая особенности зимней эксплуатации машин в нашей стране, есть смысл выбрать АКБ того же типоразмера и полярности, но с более высокими значениями емкости и пускового тока. Это существенно повысит шансы для беспроблемного пуска холодного двигателя в сильный мороз. Подбор аккумулятора можно сделать на фирменном сайте.
К слову, на современных АКБ указывается еще и такой показатель, как резервная емкость RC. Она меряется минутами и фактически определяет количество времени, в течение которого аккумулятор может обеспечить работоспособность двигателя автомобиля и ряда других его электронных систем в случае выхода генератора из строя.
Чем выше резервная емкость, тем выше энергетический запас аккумулятора (при прочих равных условиях). В то же время она не является определяющим показателем для выбора стартерного аккумулятора, поскольку не дает пользователю представления о его реальном пусковом токе, а он, как мы знаем, весьма важен, особенно для применения в условиях сильных холодов. По сути, показатель RC — это вторичный параметр, лишний раз подтверждающий высокое качество фирменных АКБ.
Стандарты водостойкости и пылестойкости JIS и IP Code
Покупатели различной бытовой техники и радиоэлектронных устройств часто интересуются степенью водостойкости оборудования. Надеюсь, что эта статья поможет Вам разобраться в различных градациях водостойкости и степени защиты от проникновения воды.
Логотип стандартов JIS, используемый с 2008 года
Наибольшую известность в мире получили две классификации стойкости оборудования к проникновению влаги и пыли: это JIS (Japanese Industrial Standards — Японские промышленные стандарты) и IP Code (International Protection Rating — Международный Рейтинг Защищённости). Не путайте IP Code с понятием IP адрес — это совершенно различные вещи.
Японские промышленные стандарты JIS — это общее название огромного множества стандартов для различных областей промышленности. Нас, в данном случае, интересует стандарт JIS C 0920:2003.
Расшифровывается он просто:
JIS — Японский промышленный стандарт
С — Сфера применения: Электроника и электротехника
0920 — Степени защиты, обеспечиваемые корпусом прибора
2003 — Дата последней ревизии стандарта
Стандарт рассматривает степени защиты от двух компонентов: пыли и воды. Для пыли существуют градации от 0 до 6, для воды — от 0 до 8 (0 — минимальная защита, 6 и 8 — максимальная соответственно).
Градации (степени) защиты от пыли:
Градации (степени) защиты от воды:
Часто для краткости на упаковке с изделием указывают не всю маркировку стандарта, а только цифру или цифры степеней защиты. Например JIS 8 указывает на то, что устойство имеет максимальную защиту от проникновения воды, ограниченную только спецификациями производителя.
Аналогичным образом маркируются изделия и с помощью IP Code. Первая цифра после букв IP указывает на степень пылезащищённости, а вторая на степень водозащищённости. Например, многие знакомы со стандартом IP54, используемым в электротехнике. Этот стандарт показывает, что изделие защищено от пыли по классу 5, а по воде по классу 4, т.е. защищено от брызг и пыли. Если у прибора нет рейтинга защиты по одному из критериев, то соответствующая цифра заменяется на «X»: например, IPX4 означает, что прибор защищён от брызг, а защита от пыли не определена. Градации IP и JIS совпадают.
В качестве резюме замечу, что многие зарубежные производители рекламируя свои товары пишут о их водостойкости: waterproof или water resistant. Эти термины в реальности мало что говорят, потому что ни к чему не обязывают и имеют больше маркетинговое, чем техническое значение. Указание же на упаковке, например, JIS7 или IP54 дают точное представление о степени защиты изделия.
Удачных Вам покупок!