что такое led zeppelin

Led Zeppelin. Группа, изменившая звучание хард-рока

что такое led zeppelin. Смотреть фото что такое led zeppelin. Смотреть картинку что такое led zeppelin. Картинка про что такое led zeppelin. Фото что такое led zeppelin

Основанная в Лондоне в конце 1960-х Led Zeppelin стала одной из самых влиятельных групп в истории. Как и многие британские музыканты той эпохи, участники были погружены в американский блюз. Однако они воспроизвели стиль в более тяжелой вариации, создавая мощный звук, который также включал элементы фолка, психоделического рока, соула, регги, кельтских и арабских мотивов. Таким образом, Лед Зеппелин вдохновили последующее поколение хард-рок групп, и их часто считают предшественниками хеви-метала.

Содержание

что такое led zeppelin. Смотреть фото что такое led zeppelin. Смотреть картинку что такое led zeppelin. Картинка про что такое led zeppelin. Фото что такое led zeppelin

Новые Yardbirds

В 1966 году лондонский сессионный гитарист Джимми Пейдж присоединился к группе Yardbirds, чтобы заменить басиста Пола Смита. Вскоре он переключился на ведущую гитару вместе с Джеффом Беком. Однако Бек неожиданно покинул коллектив. Тогда Пейдж приступил к созданию новой команды. Изначально он хотел играть с Джеффом на гитарах, Китом Муном и Джоном Энтвислом из The Who на барабанах и басе соответственно. В качестве вокалистов рассматривались Стив Уинвуд и Стив Марриотт. Но проекту не было суждено сбыться. Хотя Пейдж, Бек и Мун вместе записали песню «Beck’s Bolero». Тогда в записи принял участие басист-клавишник Джон Пол Джонс.

Спустя два года Yardbirds, уставшие от постоянных гастролей, решили завершить карьеру. Они передали все права группы Джимми Пейджу и басисту Крису Дрэю, которые вновь начали искать музыкантов для нового проекта. Первым в качестве вокалиста был выбран Терри Рид, но он отказался, предложив взамен Роберта Планта, который пел в группах Band of Joy и Obs-Tweedle. В конце концов Плант согласился, рекомендовав в свою очередь бывшего барабанщика Band of Joy Джона Бонэма. Тогда же Джон Пол Джонс спросил о вакантном месте бас-гитариста, так как Дрей выбыл из проекта, чтобы стать фотографом. Путем таких хитрых сплетений наконец появился полноценный состав.

Группа начала выступления как The New Yardbirds и даже отправились в тур, хотя практически не имели опыта совместной работы. Ключевую роль сыграл Питер Грант, менеджер, у которого был контракт на восемь концертов Yardbirds, сохранившийся после распада коллектива. Вернувшись, квартет записал дебютный альбом и впервые вышел на сцену в качестве Led Zeppelin 25 октября 1968 года. Пейдж профинансировал и выпустил LP, который в конце концов будет известен как Led Zeppelin I, записанный всего за 30 часов в лондонской студии.

что такое led zeppelin. Смотреть фото что такое led zeppelin. Смотреть картинку что такое led zeppelin. Картинка про что такое led zeppelin. Фото что такое led zeppelin

Свинцовый дирижабль

У названия группы есть целая история. В одном из описаний того, как оно было выбрано, говорилось, что Мун и Энтвистл, когда Пейдж им предложил создать свою команду, скептически отнеслись к идее. Они сказали, что супергруппа с Пейджем и Беком упадет, как «свинцовый воздушный шар» – «lead balloon». Это идиома для катастрофически неудачных результатов. Название пришлось Пейджу по душе. По предложению менеджера Питера Гранта он отказался от буквы «а», чтобы те, кто не знаком с термином, не произносили его как «leed». Слово «воздушный шар» было заменено на «дирижабль» – «zeppelin». В итоге имя стало идеальным отражением «тяжелого и легкого, воспламеняющегося и грациозного» в сознании Джимми. Из-за слова, которое схоже по произношению с прилагательными, имеющими окончание «ing», некоторые поклонники произносили название как Лед Зеппелинг.

что такое led zeppelin. Смотреть фото что такое led zeppelin. Смотреть картинку что такое led zeppelin. Картинка про что такое led zeppelin. Фото что такое led zeppelin

Музыка Led Zeppelin

Песни группы представляли собой смесь блюза с жесткими гитарными риффами Пейджа, пронзительным воплем Планта и громоподобным бэкбитом Бонэма. Первый альбом вошел в топ-10 США. Хитом на концертах был кавер на трек «Train Kept A-Rollin», записанный американским джаз и ритм-энд-блюз музыкантом Тини Брадшо в 1951 году. Изначально ее изменил Джонни Бернетт, сделав акцент на гитарном риффе, используя намеренно искаженное звучание. Затем песню взяли Yardbirds, показав психоделическое блюзовое рок-исполнение, после чего она перекочевала в репертуар Лед Зепелин.

Также первые выступления показали хиты «Communication Breakdown», «I Can’t Quit You Baby» и культовую «Dazed and Confused». За это группу обвиняли в плагиате. К примеру, трек «I Can’t Quit You Baby» был написан Вилли Диксоном, а еще один хит «Babe i’m gonna leave you» является песней Энни Бредон. На это Пейдж отвечал, что первый альбом был создан под влиянием прошлого. Он по-особенному описывал группу во время пресс-релиза в то время:

«Я не могу назвать как-то нашу музыку. Каждый из нас был под влиянием блюза, но это одна из интерпретаций и того, как вы его используете. Я бы хотел, чтобы кто-нибудь придумал выражение, но самое близкое, что я могу получить, это современный блюз».

Заметно было, что на творчество музыкантов оказывало влияние множество направлений со всего мирра: в основном это фолк, индийская, арабская музыка, кантри и джаз. Позже вдохновением служили работы писателя Джона Рональда Руэла Толкина. Благодаря ему Джимми увлекся созданием мистических текстов.

что такое led zeppelin. Смотреть фото что такое led zeppelin. Смотреть картинку что такое led zeppelin. Картинка про что такое led zeppelin. Фото что такое led zeppelin

Альбомы Led Zeppelin

В ноябре 1968 года Питер Грант получил контракт на 143 000 долларов от Atlantic Records, который был тогда крупнейшей сделкой для новой группы. Atlantic являлся лейблом с исполнителями блюза, соула и джаза, но в конце 1960-х они начали интересоваться британскими прогрессив-рок группами. Руководители подписали LZ, даже не увидев их. В соответствии с условиями контракта, участники сами принимали решения о выпуске альбомов и туров, а также решали вопрос о содержании и дизайне каждого альбома. Они решали, как продвигать каждый релиз и какие треки выпускать в виде синглов.

После дебютного альбома коллектив начал активно гастролировать, записывая второй Led Zeppelin II в студиях по всему миру. Выпущенный менее чем через год, он достиг первого места в США, а «Whole Lotta Love» попал на четвертое место в чарте синглов. Однако команда не хотела выпускать единичные песни, они отказались от синглов, став пионерами «альбомного рока». Лед Зеппелин считала каждый альбом единым заявлением.

В 1970 году группа остановила туры, чтобы записать третий альбом Led Zeppelin III. Он удивил поклонников и критиков из-за акустических кельтских и народных мотивов. Тексты отражали интерес участников к мифологии и мистике. Практически не останавливаясь, команда выпустила четвертый альбом, в котором появились классика «Black Dog», «Rock and Roll» и, что особенно важно, «Stairway to Heaven». Релиз был хитом, в итоге ставшим одной из самых продаваемых записей всех времен. Следующие «Houses of the Holy» и двойной альбом 1975 года «Physical Graffiti» продолжили свою серию побед.

Последующие три года LZ ездили с концертами, и в 1979 году выпустили очередной альбом «In Through the Out Door». Он показал звуковые эксперименты, которые снова вызвали неоднозначную реакцию критиков. Тем не менее, запись достигла первого места в Великобритании и США всего за две недели. Однако на этом история Led Zeppelin оборвалась.

что такое led zeppelin. Смотреть фото что такое led zeppelin. Смотреть картинку что такое led zeppelin. Картинка про что такое led zeppelin. Фото что такое led zeppelin

Смерть Джона Бонэма

Участники продолжали вести разгульный образ жизни в 1980-м году. Их ждал тур по Северной Америке, а Джон вливал в себя огромное количество алкоголя. По воспоминаниям ассистента группы Рекса Кинга, перед репетицией 24 сентября он вез Бонэма в студию, и тот позавтракал чуть меньше, чем литром водки. Во время и после репетиции Бонэм продолжал пить. Ночью его уложили спать в доме Пейджа. На утро все встали, но Джон не вышел из комнаты. Его нашли мертвым. Причиной смерти стало удушье, которое произошло в результате того, что музыкант подавился собственными рвотными массами во сне. Хотя ходили слухи, что будет найден новый ударник, Led Zeppelin приняли решение о завершении выступлений.

После этого каждый из участников занялся сольной карьерой. В 1982 году вышел альбом «Coda», который представлял сборник из песен, записанных в течение 1970-х годов. Спустя три года группа объединилась для фестиваля Live Aid. Ударниками были Тони Томпсон и Фил Коллинз.

Хиты Лед Зеппелин

Группа считается одной из самых успешных и инновационных в истории рок-музыки. Она повлияла на многие культовые рок-коллективы, такие как Deep Purple, Black Sabbath, Queen, Aerosmith и Megadeth. Даже пост-панки Ramones, Joy Division и Cult черпали вдохновение у Led Zeppelin. Они оказали важное влияние на развитие альтернативного рока. Smashing Pumpkins, ​​Nirvana, Pearl Jam и Soundgarden адаптировали звуковые элементы коллектива середины 1970-х годов для своих песен.

Среди всемирно признанных хитов можно отметить «Dazed and Confused» с первого альбома. Песня стала фирменной и основной на концертах в течение почти всей жизни группы. Трек «Whole Lotta Love» со второго альбома стал еще одной визитной карточкой. Завораживал гитарный рифф Пейджа. Он, как и первый, был преобразован от блюзовых хитов.

Также были такие культовые песни «Since I’ve Been Loving You» и «Immigrant Song». Особого внимания заслуживает восьмиминутная «Stairway to Heaven». Она начинается с акустической гитары и заканчивается барабанами и тяжелыми электрическими звуками. Это была самая востребованная песня на радиостанциях США в 1970-х годах. Долгое время даже считалось, что в треке есть призывы к сатанизму, если ее прокрутить наоборот. Впрочем, в 1980-е о рок музыке такое говорили достаточно часто.

Позже группа выпустила такие хиты, как «Kashmir», который считается самым громким с партией меллотрона, струнных и духовых инструментов, «Ramble On» особенно показала влияние Толкина. Она написана под впечатлением от «Властелина колец». Перечислить все культовые композиции не получится, потому как каждый альбом выдавал особенный звук и тексты. Лед Зепелин собрали очень много наград за всю свою карьеру. Они были введены в Зал славы рок-н-ролла, Зал славы музыки Великобритании и получили Грэмми.

что такое led zeppelin. Смотреть фото что такое led zeppelin. Смотреть картинку что такое led zeppelin. Картинка про что такое led zeppelin. Фото что такое led zeppelin

Клипы Лед Зеппелин

Группа повлияла на характер музыкального бизнеса. Они – те, кто делал первые действительно большие концертные шоу на аренах. Именно поэтому в коллекции Led Zeppelin очень много видео с выступлений. Хотя, по сути, им и не требовалось создание замысловатых сюжетов клипов. Достаточно посмотреть на энергетику участников на сцене. Этого хватает с лихвой.

В 2019 году вышла серия видеороликов «History Of Led Zeppelin». Они являются частью празднования 50-летия культовой рок-группы, которая за последнее десятилетия уже не раз собиралась. В качестве барабанщика был выбран Джейсон Бонэм, сын погибшего музыканта. Также юбилейный год отметился коллаборацией с брендом Vans. Была выпущена одежда и обувь с символикой группы. Она посвящена первому альбому Led Zeppelin.

Источник

«Наркотики стали играть слишком большую роль в жизни музыкантов»: как закончилась история Led Zeppelin

что такое led zeppelin. Смотреть фото что такое led zeppelin. Смотреть картинку что такое led zeppelin. Картинка про что такое led zeppelin. Фото что такое led zeppelin

Цитата из заголовка принадлежит Ричарду Коулу — музыкальному менеджеру Led Zeppelin на протяжении почти всей истории группы. В 1992 году он выпустил неофициальную биографию банды, не в лучшем свете представив как музыкантов, так и себя самого (хотя менеджером он все же был знаковым). Участники группы разозлились на Коула, назвав его книгу сборником сплетен. Возможно, так и есть. Но невозможно отрицать, что Led Zeppelin были настоящей рок-группой своего времени — и их коснулись все проблемы, с которыми рок ассоциируется.

Европейский тур Led Zeppelin 1980 года начался ровно 40 лет назад, с концерта в Дортмунде 17 июня. Группа с одной стороны была на подъеме после перерыва, но с другой — музыканты в прямом смысле чувствовали себя плохо. Однако никто из членов банды тогда не предполагал, что этот тур станет последним. Самое время вспомнить, какими Led Zeppelin были в 1980 году, как прошел европейский тур и почему он стал последним.

В 1977 году Led Zeppelin отправилась в мощнейший тур по США, который прервался из-за трагедии.

К концу семидесятых британцы Led Zeppelin уже были легендами. С огромным шлейфом приключений, скандалов, зависимостей и жестких внутренних конфликтов, само собой. Уже были написаны Stairway to Heaven, Kashmir, Immigrant Song и другие бессмертные песни. В Штатах «Цеппелинов» публика и пресса любила особенно сильно. Очередной тур должен был стать крупнейшим в истории группы — более пятидесяти концертов и почти полтора миллиона потенциальных зрителей!

Проблемы были и на стадии подготовки к туру, но первое по-настоящему серьезное происшествие случилось на пятом шоу — 9 апреля 1977 в Чикаго. Гитарист Джимми Пейдж вырубился прямо во время выступления — как группа сообщила позже, из-за проблем с пищеварением. Впрочем, в это было сложно поверить. Проблемы с наркотиками у Пейджа были давно и начиная с первых концертов тура он играл неровно и отличался странными выходками. Так, 6 апреля, тоже в Чикаго, Джимми вышел на сцену в нацистской фуражке и галифе. В то же время барабанщик Джон Бонэм постоянно напивался и устраивал сцены. Что сказать — Led Zeppelin были рок-звездами.

Фанаты в этот раз вели себя особенно буйно, забрасывая музыкантов бенгальскими огнями во время выступлений. В результате группе приходилось прерываться, чтобы успокаивать толпу. Пиком стал случай, произошедший в Цинциннати 20 апреля, когда толпа сбросила фаната с третьего яруса стадиона на мостовую. Разумеется, человек погиб. Это лишь малая часть историй из той поездки (была даже серьезная закулисная драка и фанатские бунты) — и все это на фоне дикой успешности турне и рекордных сборов.

Остановить американское турне группе пришлось после смерти пятилетнего сына Роберта Планта — и следующие годы стали для банды очень сложными.

Ко второй части тура группа разогрелась и выдавала образцовые концерты. На одном из них присутствовала делегация из СССР. С менеджментом группы даже было заключено соглашение о нескольких концертах «Цеппелинов» в Советах. Некоторые считают это лишь слухом, но в любом случае все планы сорвались 26 июня 1977 года, когда Плант получил известие, что его пятилетний сын Карак умер от кишечной инфекции. Роберт и Джон Бонэм немедленно вылетели домой, а оставшиеся семь концертов тура были отменены.

Плант был подавлен. Будущее группы было под вопросом; никто не знал, сможет ли вокалист оправиться и вернуться на сцену. Ситуацию подогревала и пресса, моментально припомнившая Джимми Пейджу его увлечение оккультизмом. Дескать, это он навлек на группу проклятье. Началась настоящая травля банды с перечислением всех неприятных случаев, связанных с группой. А в то время пресса играла куда большую роль, чем сейчас. К тому же в сентябре того же года Бонэм попал в аварию, сломав несколько ребер, что вновь подстегнуло волну спекуляций о «проклятии Led Zeppelin». В октябре того же года Пейдж даже собрал пресс-конференцию, чтобы прояснить ситуацию:

«Да, я увлекаюсь некоторыми иррациональными вещами, иногда я почитываю определенную литературу, но практической магией я никогда не занимался по одной простой причине — это все сказки, детский лепет. Я больше чем уверен, что мы возобновим свою деятельность. Как только Роберт оправится от своего горя и будет готов к работе, мы обязательно соберемся все вместе и обсудим, с чего мы начнем. Или продолжим — как кому нравится».

Пресса была уверена, что Led Zeppelin пришел конец, но группа все же встала на ноги — и даже быстрее, чем многие ожидали.

Восьмой альбом группы — In Through the Out Door — вышел 15 августа 1979 года. Он же стал последним, выпущенным при существовании Led Zeppelin. Диск получился легче предыдущих работ, но по качеству и уровню экспериментальности им не уступал. Да и в чарты на первое место он залетел как в Британии, так и в Штатах — более того, диск вернул интерес к группе и в топ 200 «Биллборда» ворвалось сразу девять альбомов группы.

В феврале того же года американский журнал Circus присудил «Цеппелинам» звание «Лучшая группа мира» — это помимо других, не столь громких. А журнал Creem отдал им победу аж в пятнадцати категориях. Несмотря на то, что группа выходила из моды, она все еще собирала регалии. В том же 1979 году она даже дала несколько отдельных концертов, в том числе великолепно выступив на необуртском фестивале 4 и 11 августа. Разве что изможденный вид Джимми Пейджа тогда заставил фанатов задуматься.

В тур по Европе группа отправилась без своего бессменного менеджера Ричарда Коула, который был отстранен из-за проблем с наркотиками.

В 1980 году группа, казалось, была в отличной форме — даже былые конфликты поутихли и музыканты вместе, семьями встретили Новый год. В апреле группа начала репетиции и приступила к подготовке к европейскому туру. Он оказался не таким уж впечатляющим — 14 концертов в относительно небольших клубах, вместимостью не превышающих 10 тысяч человек. Между тем, менеджер группы Ричард Коул был отстранен от работы. Его проблемы с наркотиками начали приводить к срывам и вышли из под контроля. Спустя годы он это признает:

«К тому времени я хотел, чтобы наркотики действовали моментально, и дилер предложил мне колоться. Я был напуган перспективой использования игл, но во время уколов закрывал глаза. Он всегда утверждал, что колет мне лучшее, но я никогда ему не верил, потому что все дилеры вруны и жулики, так что я просил его дать немного порошка после дозы. За неделю у меня два раза случилась передозировка, меня доставляли в больницу, где капали солевой раствор, чтобы привести в себя. Я был должен раньше догадаться, что у наркотиков по моей части другие планы».

Проблемы в туре тоже начались сразу: снова неуправляемые фанаты и снова вырубающийся на сцене Бонэм — на этот раз 27 июня на концерте в Нюрнберге. Да и Пейдж явно был не в порядке, что отражалось и на звуке банды. Группа и сама это понимала: так, в Цюрихе, после исполнения песни Kashmir, Плант обратился к аудитории с просьбой вырезать эту песню, если кто-то записывает концерт. Музыканты были расстроены — Плант даже задумался о сольной карьере — но все же запланировали поездку в США в октябре. В некотором роде этот тур даже подтолкнул группу к более тщательным репетициям — все хотели быть в форме.

24 сентября 1980 года Джон Бонэм позавтракал мясным рулетом, выпив вдогонку 0,7 литра водки. Затем он поехал на студию репетировать, но пить продолжал весь день. Около полуночи он вырубился в доме Пейджа и его оттащили в спальню. Около полудня следующего дня Джона Бонэма обнаружили мертвым — он захлебнулся во сне собственными рвотными массами. Вот так лаконично, просто и печально закончилась активная история одной из величайших рок-групп в истории.

Джон Бонэм был похоронен 7 октября 1980 года. Участники группы были подавлены, но поначалу они метались и даже рассматривали вариант продолжить выступления, найдя нового барабанщика. Но 4 декабря все было объявлено официально — группы Led Zeppelin больше нет. Последним официальным альбомом группы стала пластинка Coda 1982 года — компиляция неизданных песен группы с новыми партиями Пейджа. Но вышла она, по меркам группы, тихо и незаметно.

Led Zeppelin воссоединялись четыре раза — но самый вдохновляющий, качественный, правильный (и последний) реюньон у них случился в 2007 году.

Впервые тройка Плант-Пейдж-Джонс вышла на сцену в 1985 году в Филадельфии на фестивале Live Aid. На барабанах с ними играли разные музыканты, но выступление вышло таким вялым, что позже «группа» даже запретила включить его в DVD с этого шоу. Кроме других попыток снова сыграть вживую вместе у бывших «Цеппелинов» были и ссоры — их было так много, что набралось бы на отдельный текст.

Но разногласия музыканты спустя годы все же преодолели и 10 декабря 2007 года выступили в Лондоне на арене О2. Это был концерт памяти Ахмета Эртегюна, сооснавателя лейбла Atlantic, на котором когда-то издавались Led Zeppelin. За ударной установкой был Джейсон Бонэм — сын покойного Джона Бонэма. И хотя новых песен Led Zeppelin больше не записывали, в тот вечер все прошло идеально — это был самый правильный эпилог для великой группы.

Источник

Лед Зеппелин

Лед Зеппелин

Название группы является преднамеренно искажённой формой Lead Zeppelin — англ. «Свинцовый дирижабль» [14] ; в русском языке чаще всего употребляется транслитерация Лед Зеппелин, иногда Лед Цеппелин.

Содержание

Состав группы

История группы

Спустя три года после ухода Эрика Клэптона и через восемь месяцев после ухода Джеффа Бека 7 июля 1968 года окончательно распалась группа The Yardbirds. Джимми Пейдж, оставшийся с правами на имя группы и концертными обязательствами, был вынужден начать собирать новый состав. В этом ему тут же принялся помогать менеджер Питер Грант, до этого работавший с Yardbirds. Первым приглашённым стал Джон Пол Джонс ( John Paul Jones ): бас-гитарист, клавишник и аранжировщик, к тому времени уже имевший богатый опыт студийного сотрудничества со многими известными музыкантами (в числе которых были и The Yardbirds), [5] прочёл статью в журнале Disc Magazine и по совету жены сам позвонил Пэйджу. [15] [16]

Первый кандидат на роль вокалиста, Терри Рид (как выяснилось, уже связанный контрактом с менеджером Микки Мо́стом), порекомендовал Пэйджу обратить внимание на Роберта Планта, бирмингемского вокалиста, известного по участию в Band of Joy и Obs-Tweedle. [5] Побывав на концерте последних в Уолсолле, Питер Грант и Джимми Пэйдж немедленно пригласили вокалиста в состав новой группы и получили согласие. [17] Гитариста особенно потрясло на этом концерте исполнение Плантом «Somebody to Love» Jefferson Airplane. [18] «От этих первобытных завываний мне стало жутковато, — вспоминал он. — Это был тот самый голос, который я искал. Он пел уже несколько лет и при этом оставался практически неизвестен. Как такое могло случиться, до сих пор понять не могу». [19] Пэйдж пригласил Планта на борт собственного небольшого катера, и на просторах Темзы музыканты рассказали друг другу о своих пристрастиях. [18] Выяснилось, что Плант глубоко знает американский кантри-блюз (его любимые исполнители — Скип Джеймс, Бакка Уайт, Мемфис Минни) и «Властелина колец» (отсюда и Obs-Tweedle — название группы). На Пэйджа и это произвело впечатление. Он сыграл на гитаре «Babe I’m Gonna Leave You» (народную песню из репертуара Джоан Баэз) и рассказал, что хотел бы в этой вещи выявить светлые и темные стороны — предельно контрастно, в совершенно новом контексте. [20]

«Мы словно бы пользовались одной колодой карт. Сразу ведь чувствуется, когда перед тобой человек, самые заветные двери приоткрывший чуть шире остальных. Таким человеком был Джимми. Как он впитывал в себя идеи, как при этом держался — все это было несравненно выше всего, с чем мне до тех пор доводилось сталкиваться. На меня он произвел сильнейшее впечатление». — Роберт Плант, интервью Rolling Stone, 2006 [19]

После этого дома у Пэйджа они в течение некоторого времени изучали музыкальные пристрастия друг друга, прослушивая любимые записи (Бадди Гай, The Incredible String Band, Мадди Уотерс и др.). [15]

В числе кандидатов на оставшееся вакантное место Пейджем рассматривались два сессионника, Клем Каттини (Clem Cattini) и Эйнсли Данбар (Aynsley Dunbar), а также Би Джей Уилсон (Procol Harum) и Джинджер Бэйкер ([21] По рекомендации Роберта Планта в список кандидатов был включён ударник из Реддича Джон Бонэм ( John Henry Bonham ). [5] В июле 1968 года Пэйдж и Грант, под впечатлением выступления последнего в составе группы Тима Роуза на концерте в Хэмпстеде, предложили ему войти в состав новой группы. Бонэм, считая The Yardbirds «группой из прошлого, не имеющей будущего», поначалу отреагировал скептически; кроме того, у него уже были заманчивые предложения от Джо Кокера и Криса Фарлоу. Планту пришлось отправить 8 телеграмм в уолсоллский паб Three Men in a Boat, где Бонэм был завсегдатаем (40 телеграмм туда же отправил и Грант). В конечном итоге барабанщик принял предложение, решив, что музыка новой группы намного интереснее всего, что исполняли в то время Кокер и Фарлоу. [18]

The New Yardbirds/Led Zeppelin

Свою первую репетицию квартет провел в небольшой комнатке (как вспоминал Пэйдж, порядка 18х30 метов) квартиры, располагавшейся под музыкальным магазином на Джерард-стрит в Сохо. [15] Пэйдж предложил для начала сыграть «Train Kept A-Rollin’», рокабилли-трек из репертуара Yardbirds, популяризированный Джонни Бёрнеттом. «Едва только заиграл Джон Бонэм, как мы поняли: грядет нечто выдающееся, — вспоминал Джон Пол Джонс. — С ним мы немедленно сомкнулись в единое целое» [19]

Осенью квартет провел турне по Скандинавии под названием The New Yardbirds (дебютировав 7 сентября в Копенгагене [22] ), а по возвращении сыграл в студии с PJ Proby: это был последний студийный день работы над его альбомом. «Я просто попросил их сыграть что-нибудь, пока не придумаю текст, — вспоминал Проби. — Тогда они не были еще Led Zeppelin. Они назывались The New Yardbirds, и собирались стать моей группой». [23] Действительно, в альбоме Проби Three Week Hero (1969) есть поппури «Jim’s Blues/George Wallace Is Rollin’ In This Mornin’», где ему аккомпанируют все участники Led Zeppelin (включая Планта на гармонике). [24]

Принято считать, что барабанщик The Who Кит Мун является невольным автором названия группы: именно он заметил, что они провалятся с таким составом как свинцовый дирижабль (цеппелин) (англ. Lead Zeppelin ) [14] [25] [26] ), после чего Пэйдж сменил название на Led Zeppelin. [16] Букву «а» в слове Lead опустили по предложению Питера Гранта: чтобы (как он заявил) «тупые американцы (thick Americans) не называли группу Лид Зеппелин». [14] [21] [27] Однако, позже Джон Энтвистл, басист The Who, утверждал, что эта история — не более, чем легенда: идея в действительности принадлежала ему, причём так (Led Zeppelin) он собирался назвать свой собственный сольный проект, о чём рассказал Ричарду Коулу, гастрольному менеджеру (сначала The Who, потом Yardbirds), который, в свою очередь, передал это Пэйджу. [28]

Сценический дебют. Контракт с Atlantic

Они следили за моими работами в Yardbirds… так что, сразу нами заинтересовались. Я дал им понять, что предпочел бы непосредственно лейбл Atlantic, а не их рок-филиал Atco Records, где записывались Sonny and Cher и Cream, потому что не хотел находиться в такой компании, мечтал ассоциироваться с чем-то более классическим… — Интервью журналу Guitar World, 1993 [30]

Первое американское турне

Группа вылетела в Калифорнию, и здесь произвела фурор концертами в сан-францисском зале Filmore Auditorium, где оставили в тени признанных звезд (Taj Mahal и Country Joe and the Fish), несмотря на то, что выступали в первом отделении. [33] На заключителном концерте тура в Fillmore East 31 января [34] Iron Butterfly даже отказались после Led Zeppelin выходить на сцену. [35] Пэйдж вспоминал, что «…со сцены чувствовал, что с публикой происходит что-то необыкновенное». «Как будто в зале был вакуум, и мы пришли, чтобы его заполнить», — говорил он. [15]

1969—1980

Led Zeppelin I

Работа над дебютным альбомом началась осенью 1968 года в лондонской Olympic Studios, когда группа называлась ещё New Yardbirds. Для Планта это был первый визит на профессиональную студию звукозаписи. «Звук был необычайно тяжёлым и мощным… Мой голос тогда оставлял желать лучшего, но наш энтузиазм в сочетании с отлично звучащей гитарой Джимми… это было просто убойно», — вспоминал вокалист. [15]

Из репертуара The Yardbirds в альбом были включены две композиции: «Dazed and Confused» и «How Many More Times»; «Babe I’m Gonna Leave You» (в аранжировке, заимствованной у Джоан Баэз) предложил Роберт Плант. Остальные вещи были созданы непосредственно во время записи. Альбом, названный просто — Led Zeppelin, вышел в 17 января 1969 года в США и 28 марта 1969 года в Великобритании.

В отличие от The Beatles или The Rolling Stones, Led Zeppelin не имели студийного ментора (вроде Джорджа Мартина или Джимми Миллера. Музыкальным мозгом группы стал Джимми Пэйдж, у которого накопилось множество новых идей ещё со времён Yardbirds. «Там мне позволялось много импровизировать на сцене, и я начал постепенно создавать „дневник новых идей“, который затем использовал в Zeppelin, — позже вспоминал он. — Но помимо старых идей возникла новая: на основе акустических звуковых полотен создать звучание, в котором соединились бы блюз, хард-рок и акустика — с мощными рефренами, все это венчающими. Музыка, в которой было бы множество цветов и оттенков». [30] Пэйдж постоянно экспериментировал со звукоми и проявил себя как продюсер-новатор, самостоятельно выстроив уникальное звучание Led Zeppelin, создав и воплотив в жизнь новые студийные эффекты (в частности, «опережающее эхо»). [30]

Led Zeppelin
что такое led zeppelin. Смотреть фото что такое led zeppelin. Смотреть картинку что такое led zeppelin. Картинка про что такое led zeppelin. Фото что такое led zeppelin
что такое led zeppelin. Смотреть фото что такое led zeppelin. Смотреть картинку что такое led zeppelin. Картинка про что такое led zeppelin. Фото что такое led zeppelin
слева направо: Джон Бонэм, Роберт Плант, Джимми Пейдж, Джон Пол Джонс
Годы
Никто ни до ни после не мог сравниться с Пэйджем в его умении драматизировать звук. Это он заставил барабаны Джона Бонэма звучать как вулканические извержения; помог вокалу Роберта Планта вибрировать так, словно бы он снисходил с Олимпа. Даже изящные басовые партии Джона Пола Джонса были улучшены в студии, зазвучав с прежде неслыханной чистотой. Но главное, Пейдж виртуозно манипулировал звуком собственной гитары — так, что тот постоянно менял цвета и оттенки подобно блюз-роковому хамелеону. — Guitar World, 1993 [30]

No one in rock before or since has equalled Page’s flair for the dramatic. He made John Bonham’s drums sound like volcanic eruptions and Robert Plant’s vocals reverberate as if they were sung from the top of Mount Olympus. Even John Paul Jones’s nimble bass benefitted from Page’s studio acumen, as thanks to him it grooved with unprecedented clarity. But above all, Page was able to manipulate the sound of his own guitar so that it changed colors and hues like some blues-rock chameleon.

Утяжелённый блюз-рок (который уже играли до этого The Yardbirds, Cream, The Jimi Hendrix Experience), получил в этих экспериментах качественно новое развитие: первый альбом Led Zeppelin (как отмечает рецензент [36]

Успешное американское турне сделало своё дело: заказы на дебютный альбом Led Zeppelin составили около 50 тысяч экземпляров. Записанный за 30 часов и обошедшийся группе (по свидетельству менеджера Питера Гранта) в 1750 фунтов, Led Zeppelin I к 1975 году собрал 7 миллионов долларов. Альбом добрался до 10-го места в хит-параде США и 6-го в UK, став впоследствии мультиплатиновым. [5]

Led Zeppelin I был в целом благоприятно встречен критикой, но некоторые издания, в частности, еженедельник Rolling Stone, обвинили группу в излишне свободным обращением с классикой блюза (граничащим с плагиатом), что положило начало многолетней негласной войны группы с прессой, усугублявшейся агрессивной тактикой Питера Гранта. Тем не менее, к моменту начала работы над вторым альбомом, и прежде благоволившее к группе руководство Atlantic Records, по словам Пэйджа, от неё «окончательно впало в экстаз». [30]

Led Zeppelin II

Завершив в феврале европейский тур, Led Zeppelin после короткого отдыха в Британии (где о них по-прежнему почти не знали) в апреле 1969 года вылетели во второе американское турне. Если первая поездка оказалась убыточной, то вторая принесла группе (после подсчета всех расходов) прибыль в сумме 150 тысяч долларов. [37] Почти сразу же по возвращении группу 27 июня пригласили выступить на BBC 1 (для программы Джона Пила). Сыграв на фестивале блюза и прогрессивного рока в Бате, Led Zeppelin дали успешный концерт в лондонском Ройал Алберт-холле, после которого отношение к ней на родине впервые резко изменилось к лучшему. Пробыв июнь дома, группа 5 июля начала третьи американские гастроли выступлением на поп-фестивале в Атланте, Джорджия. [37]

«How Many More Times» непременно включала в себя «As Long As I Have You» Мемфис Минни или «Fresh Garbage» Spirit, плюс еще миллион песенных кусочков выползали откуда-то из дебрей. В этом и состояла для меня красота Led Zeppelin. «Whole Lotta Love» становилась постепенно эквивалентом «How Many More Times» благодаря пространным мидл-секциям. Есть бутлеги, которые просто радостно слушать — как «Smokestack Lightning» переходит в «Hello Mary Lou», а мы подбрасываем один кусок за другим из вещей, которые никогда не репетировали. На некоторых концертах я начинал петь что-нибудь — просто чтобы узнать, знают ли остальные аккорды. Это была своего рода живая энциклопедия: типа — я знаю вот эту песню, старый би-сайд Ларри Уильямса, а вы? И начиналось! Временами мы играли очень странные вещи: «Dazed & Confused» менялась постоянно в каждой из своих частей… Я стоял сбоку за кулисами с сигаретой и думал: бог мой, это же замечательно! — Роберт Плант. [38]

При этом концерты группы в США практически не рекламировались. «Быть поклонником Led Zeppelin означало быть членом эксклюзивного клуба. Информация о группе распространялась не через печатные издания, а через разговоры на задних сиденьях автомобилей, по телефону или по радио», — писал в биографии группы Кэмерон Кроу. [15]

Альбом Led Zeppelin II записывался в нескольких американских студиях — по мере продвижения группы по стране. Испытывая острый недостаток оригинального материала квартет как минимум три трека («Whole Lotta Love», «The Lemon Song», «Bring It on Home») выстроил на основе блюзовых стандартов, входивших в его тогдашний концертный репертуар. [39] [40] Между тем, именно во втором альбоме Роберт Плант впервые заявил о своих поэтических претензиях («What Is and What Should Never Be», «Thank You»). Здесь же появились первые указания («Ramble On») на интерес Пэйджа и Планта к мистике вообще и творчеству Толкиена в частности. Спонтанно созданный, импровизированный альбом вышел 22 октября 1969 года и уже на следующий день (только по числу почтовых заявок) разошёлся полумиллионным тиражом, став золотым. Спустя три недели он оказался в на 2-м месте в списках «Биллборда», а затем вышел на вершину (оттеснив битловский Abbey Road) где оставался 7 недель. Led Zeppelin II до сих пор присутствует в сотне лучших рок-пластинок [41] трёх самых продаваемых за всю историю США.

Вопреки желанию участников группы, считавших свои альбомы «неделимыми», Atlantic Records выпустили сорокапяткой укороченную (до 3:10) «радиоверсию» Whole Lotta Love (#4, США). [42] Питер Грант и участники Led Zeppelin впоследствии не раз заявляли, что этот сингл официальным релизом не считают. (С Whole Lotta Love был связан и другой скандал: она являлась обработкой старой песни Вилли Диксона, имя которого в связи с авторством нигде упомянуто не было. Chess Records 15 лет спустя подали на группу в суд и выиграли дело.) [43]

Led Zeppelin III

1970 год Led Zeppelin открыли британскими гастролями, в ходе которых дали концерт в лондонском Ройал Алберт-Холле (знаменательный ещё и тем, что именно здесь Пэйдж познакомился с французской моделью Шарлоттой Мартен, с которой имел долгий и бурный роман). В феврале Роберт Плант по пути на концерт Spirit попал в автомобильную катастрофу, но успел поправиться к началу европейских гастролей. [44] Первый же концерт в Копенгагене 28 февраля 1970 года ознаменовался курьёзным инцидентом, когда Ева фон Зеппелин, дальняя родственница создателя первого цеппелина, пригрозила, что через суд отберет у группы название. [21] Чтобы не искушать судьбу, Led Zeppelin выступили под названием The Nobs. [21] [45]

В апреле 1970 года Led Zeppelin вышли в пятое американское турне, в ходе которого заработали (по подсчётам Daily Mirror) 800 тысяч долларов. Программу пришлось сократить (вместо 29 концертов был проведён 21), чтобы успеть на фестиваль в Бате (где группа выступила вместе с Jefferson Airplane, Frank Zappa and the Mothers of Invention, The Byrds, Santana и другими). [44]

После практически непрерывных гастролей, длившихся 2,5 года, Led Zeppelin решили взять отпуск: Плант предложил Пэйджу отправиться с ним в коттедж, расположенный в горах Уэльса, и там использовать отдых для создания новых песен. «Я подумал: написать несколько калифорнийских, сан-франциских блюзов мы сможем находясь лишь в совершенно другом месте», — говорил Плант. [15] Led Zeppelin удалились на север Уэльса и поселились в уединённом коттедже Bron-Yr-Aur [46] (в названии трека «Bron-Y-Aur Stomp» на обложке была допущена случайная ошибка [47] ), где даже не было электричества. [14] [48] Начавшаяся здесь (в мобильной студии Rolling Stones) работа над третьим альбомом была продолжена в поместье Хэдли Грэйндж и завершилась в октябре 1970 года.

Возглавивший английский и американский хит-парады, Led Zeppelin III был во многом акустическим и по настроению пасторальным, но содержал мощный хард-роковый трек «Immigrant Song», а также блюз-роковую «Since I’ve Been Loving You». В числе лучших песен Пэйдж отмечал также «That’s the Way»: он считал, что именно в этой истории детской дружбы двух мальчиков (и одновременно — аллегории первых впечатлений участников группы от Америки) Плант впервые проявил себя выдающимся автором текстов. [19] [49]

В июле 1971 года Led Zeppelin дали навсегда запомнившийся им концерт в Милане (на велотреке Вигорелли), где после столкновений толпы и полиции (использовавшей слезоточивый газ) вся их аппаратура оказалась разгромлена. После этого группа отправились на гастроли в Японию (к этому времени Immigrant Song возглавила местный хит-парад [44] ), Канаду и США. [50] 19 сентября, завершив американский тур концертом в Madison Square Garden, группа вернулась в Британию. Неделю спустя еженедельник Melody Maker объявил Led Zeppelin победителями в категории «Лучшая группа мира» (где до этого в течение шести лет первое место занимали The Beatles), [51] Роберт Плант стал лучшим в категории «Вокалист года». [52] Однако, в ноябре 1970 года Atlantic Records преподнесли группе неприятный сюрприз, выпустив без её согласия синглом Immigrant Song («Hey Hey What Can I Do» стала единственным в истории группы b-сайдом). [14]

Led Zeppelin IV

что такое led zeppelin. Смотреть фото что такое led zeppelin. Смотреть картинку что такое led zeppelin. Картинка про что такое led zeppelin. Фото что такое led zeppelin

К моменту выхода четвёртого альбома имидж группы заметно изменился: участники группы стали появляться на сцене в роскошных кафтанах и в украшениях, а гастрольные фургоны сменили на собственный самолет («The Starship»). [21] Группа стала снимать не отдельные номера, а целые секции в отелях (в частности, в лос-анжелесском «Континентал Хайатт Хаус»), где (под предводительством гастрольного менеджера Ричарда Коула) проходили оргии, обеспечившие почву для целой отрасли цеппелиновской мифологии. [58] Возможно, самый скандальный эпизод (с участием некой рыжеволосой группи и только что выловленной из реки краснопёрки) произошёл в сиэтлской гостинице «Эджуотер Инн» и вошёл в историю под названием Red Snapper Incident. [21] [37]

Гастрольные триумфы, таким образом, не способствовали рассеянию недоброжелательной атмосферы, сгустившейся вокруг группы.

Гастроли Led Zeppelin производили странное впечатление: с одной стороны — многотысячные толпы, сияющие лимузины, лучшие отели; с другой — атмосфера подозрительности, недомолвок, вечное ощущение какой-то отверженности. С некоторых пор на группу навесили клеймо паршивой овцы английского хард-рока. Стоило Led Zeppelin выйти в турне, как тут же наперерез им выпускали Rolling Stones. Первые имели над вторыми явное преимущество и в любой момент способны были его доказать, но… из газетных репортажей догадаться об этом было не так-то просто! В те годы группу искусственно придерживали в тени. — Камерон Кроу, Rolling Stone, 13 марта 1975 года. [59]

Работу над четвёртым альбомом группа начала в лондонской Island Studios, продолжила в Брон-эр-Айр (где пробыла недолго) и завершила в Хэдли Грэйндж, опять-таки, с роллинговской Mobile Studio. Led Zeppelin IV (другие варианты заголовка: The Fourth Album, Four Symbols, Zoso, Runes, Sticks, Man With Sticks) вышел 8 ноября 1971 года — именно в том оформлении, за которое в течение девяти месяцев Грант вёл борьбу с Atlantic Records. Вместо названия группы и заголовка он нёс на обложке четыре символа (рунических — у Бонэма и Джона Пола Джонса; Плант и Пэйдж свои разработали самостоятельно и смысл их остается загадкой до сих пор). [60] На принадлежность пластинки указывало лишь имя её продюсера — Джимми Пейджа. Со стороны Led Zeppelin это был вызывающий жест в адрес средств массовой информации, которые к этому времени сформировали крайне негативное отношение к группе и считали её репутацию раздутой искусственно. [52]

Увлечённость группы фолк-музыкой и мистицизмом достигла здесь апогея (особенно в песне «The Battle of Evermore», имевшей толкиновский подтекст [61] и записанной с участием приглашённой вокалистки Сэнди Денни. Развитие получили также хард-/хэви метал-тенденции: в «Black Dog», «Rock and Roll», «When The Levee Breaks». [14] (Первые две из них были выпущены в США синглами и поднялись до 14 и 47 мест соответственно.) [42]

Обе линии идеально соединились в «Stairway to Heaven» (русск. «Лестница на небеса» ) — песне, которая, хоть и не была выпущена синглом, стала негласным чарттоппером англоязычного музыкального радио. [5] [62] [63] [64]

Мы все собрались в сельском хемпширском особняке под названием Хэдли Грейндж. только что спустились с валлийских холмов: принесли с собой эту последовательность аккордов, гитарное вступление и, кажется, один куплет, ну, может, чуть больше. Я впервые услышал это под оглушающий аккомпанемент каминного пламени. Впечатление она на меня произвела — ну вот, как раз такое, какое и можно себе представить. Я взял блокфлейту и исполнил эту мелодию: так появилось вступление. Потом перешёл за фортепиано: мы сделали вторую часть. Так мы постепенно записали одну секцию за другой, а потом наложили «гитарную армию», как называл её Пэйдж. — Джон Пол Джонс [33]

We all met in this country house in Hampshire called Headley Grange. They’s come from the Welsh mountains with this chord sequence, guitar intro and, I think, a verse, parhaps maybe more. Literally I first heard it in front of the roaring fire in the country house. It was just like you could imagine it. I picked up the recorder and started the rundown riff that sort of of gave it the intro. I moved on to piano and we moved on to the next section and thus put it together section by section. Then dubbed up the ‘guitar army’, as Page used to call it.

В конце 1971 года Питер Грант организовал гастроли группы по небольшим английским клубам в надежде отблагодарить таким образом самых верных фанатов, однако идея эта воплотилась лишь отчасти: группа повсюду оказывалась в центре истерии, переходившей в массовые беспорядки. [49]

Houses of the Holy

По завершении южноазиатского и австралийского турне в апреле 1972 года группа приступила к работе над пятым альбомом, выбрав в качестве студийной базы поместье Старгроув, принадлежавшее Мику Джаггеру. Общее легкомысленное настроение (о котором вспоминал, в частности, звукорежиссёр Эдди Крамер) [66] сказалось на качестве первых записей и их пришлось перерабатывать в студиях Лондона и Нью-Йорка. (По другим данным, для качественного сведения материала мощностей передвижной студии оказалось недосточно. [67] В июне Led Zeppelin вышли в восьмое американское турне, которое завершили в августе. К этому времени менеджер Питер Грант сумел добиться, чтобы антрепрёнеры отчисляли Led Zeppelin 90 % доходов от продажи билетов: эта «формула», до тех пор неслыханная, была впоследствии взята на вооружение многими известными группами. [66] [67]

Работа над альбомом Houses of the Holy была завершена летом 1972 года, но, как и в предыдущем случае, борьбу с руководством лейбла за право оформить пластинку по своему вкусу группа продолжала около девяти месяцев. [67] Обложка пластинки, созданная арт-коллективом Hipgnosis (известным по сотрудничеству с Pink Floyd), на которой обнажённые дети пробираются к невидимому идолу на вершину базальтового Моста Гиганта (Giant’s Causeway, в ирландском графстве Антрим), вызвала предсказуемый скандал: из-за нее альбом был запрещен в американских штатах, принадлежащих к «библейскому поясу», а также в Испании. [68]

Альбом Houses of the Holy вышел в марте 1973 года. Одноименный трек, записанный вместе с другими песнями пластинки на тех же студийных сессиях, в альбом включен не был и появился позже (в альбоме Physical Graffiti). Эксперименты по смешению стилей здесь были продолжены: к базовым элементам (хард, хэви, блюз, фолк) добавились рэггей (D’yer Mak’er, #20 США и фанк. [42] Текст No Quarter (выделявшейся на общем пасторально-умиротворённом фоне альбома [69] ) вновь дал прессе повод заговорить о «темной стороне Led Zeppelin», однако (несмотря на упоминание Тора) речь в песне шла всего лишь об ощущениях участников группы, которые каждые свои гастроли воспринимали как выход на «тропу войны». [70] Альбом, сдержанно встреченный большинством рок-критиков, тем не менее, возглавил британский и американский хит-парады. [71]

Уже в самом начале последовавшего затем (восьмого по счёту) американского турне Led Zeppelin установили абсолютный мировой рекорд по кассовым сборам (ранее принадлежавший The Beatles). [5] В Тампа, Флорида, за концерт (перед 56,8 тысячами зрителей) [14] они получили 309 тысяч долларов, [21] в Атланте, Джорджия — 250 тысяч. Общая сумма заработков группы за 35 американских концертов превысила 2 миллиона долларов. Уже через 5 недель после выхода Houses of the Holy разошелся 1,2-миллионным тиражом. [72]

The Song Remains the Same

Центральными эпизодами второй части этих гастролей стали концерт в Балтиморе, где все 25 тысяч зрителей в моменты выхода музыкантов на сцену поднялись и в тишине подняли вверх горящие свечи и зажигалки (Пэйдж назвал это впоследствии «поистине волшебным моментом»), а также три июльских концерта в Мэдисон Сквер-гардене, которые легли в основу фильма «The Song Remains the Same», выпущенного три года спустя. [71]

Как отмечал в своей биографии К. Кроу, Led Zeppelin были «… не в восторге от своего единственного концертного альбома. После долгих лет блестящих шоу, которые они показывали на гастролях, концерт, запечатленный для потомков был очень средненьким». Пэйдж отмечал, что на концертах группа всегда старалась сыграть песни лучше, чем они звучали до этого. «Но на альбоме The Song Remains The Same вы слышите лишь спешку, и ничего более», — сетовал он. [15]

Нью-йоркский финал гастролей был омрачён загадочным происшествием: из гостиничного сейфа были похищены 205 тысяч долларов, принадлежавшие группе. Подозрения пали на гастрольного менеджера Ричарда Коула, который последним держал деньги в руках и был единственным, кто имел ключ от сейфа, но он успешно прошел допрос на детекторе лжи [71] и обвинения остались недоказанными. Кража (крупнейшая в истории Манхэттена) так и осталась нераскрытой. [67] [73]

Завершив турне, Led Zeppelin весь 1974 год отдыхали от музыки, отчасти посвятив это время обустройству записывающего лэйбла Swan Song Records (названного так по неизданной инструментальной композиции Джимми Пэйджа, которая под новым заголовком «Midnight Moonlight» была впоследствии записана The Firm), на котором впоследствии выходили все её пластинки, а также альбомы Дэйва Эдмундса, Мэгги Белл, Detective, Midnight Flyer, Bad Company, The Pretty Things. [14]

Physical Graffiti

К работе над шестым студийным альбомом Led Zeppelin приступил в ноябре 1973 года в Хэдли Грейндж, на передвижной студии Ронни Лейна, бывшего бас-гитариста The Faces. Здесь было записано 8 новых треков. Из-за болезни Джона Пола Джонса, однако, работу пришлось приостановить, после чего остальной материал был набран из записей, сделанных ранее и не вошедших в предыдущие релизы. [74] В процессе работы над альбомом Плант и Пэйдж (по предложению последнего) в джипе проехали по городам Марокко с целью «…открыть для себя уличную музыку и набраться новых ощущений». [15]

Вышедший 24 февраля 1975 года двойной альбом Physical Graffiti стал первым релизом группы на Swan Song. Предварительные заказы на эту пластинку только в США составили 2 миллиона долларов; впоследствии она стала четырежды «платиновой». Центральной композицией альбома считается «Kashmir»: композиция (основная идея которой возникла у Пэйджа во время путешествия по Северу Африки) явилась новым воплощением цеппелиновской эклектики, соединив в себе хэви метал, тяжелый блюз и индо-арабские этнические влияния. В альбоме, присутствовали элементы фанка («Trampled Underfoot»), кантри («Down by the Seaside»), тяжелого блюза («In My Time of Dying») до-битловской эстрады («Houses of the Holy»); на второй пластинке были представлены, в числе прочего, фрагменты джэмов и другие образцы студийных экспериментов. [75]

29 марта 1975 года в списках Billboard 200 оказались все шесть альбомов группы: это достижение до настоящего времени остаётся непревзойдённым. [14] [63] Незадолго до выхода альбома Джимми Пэйдж серьезно повредил средний палец левой руки (прищемив его дверью выходя из поезда). [16] Из-за этого в течение почти года ему приходилось воздерживаться от технически сложной гитарной работы. [67]

В мае 1975 года Led Zeppelin дали пять аншлаговых концертов в лондонском Эрлс-корте, на которых побывало в общей сложности 85 тысяч зрителей. [76] [77] В 2003 году эти пленки вышли на DVD [78] и считаются лучшими живыми выступлениями в карьере группы. В июле в редакции журнала Crowdaddy состоялась историческая встреча Пэйджа с Уильямом Берроузом, который взял у него большое интервью. [79]

Последовавшие европейские гастроли пришлось прервать после того, как Роберт Плант попал в серьёзную автокатастрофу на острове Родос, где проводил отпуск. [5] Сам вокалист сломал руку и разбил коленную чашечку; некоторое время врачи предупреждали, что он всю оставшуюся жизнь может остаться на костылях. [74] [15] Его жена Морин получила переломы черепа, ноги и таза: она долго находилась в критическом состоянии и выжила лишь благодаря своевременно проведенному переливанию крови, чему предшествовал почти авантюрный эпизод с «похищением» её из греческой клиники Ричардом Коулом и срочной транспортировкой в Лондон. [80] [15]

[14] а Пейдж (как позже рассказывал в интервью журналу Guitar World) работал по 18-20 часов в сутки, а две ночи не спал вообще. Запись альбома удалось завершить в Мюнхене, в течение трех недель: спешка объяснялась тем, что нужно было успеть до прибытия сюда Rolling Stones (по просьбе Пэйджа уступивших Led Zeppelin свою очередь), готовившихся записывать здесь свой альбом Black and Blue. [80]

Presense вышел 5 апреля 1976 года и возглавил хит-парады многих стран мира. Критика отметила 10-минутную композицию «Achiless Last Stand» (с одной стороны — марокканское «воспоминание» Пэйджа, [76] с другой — рассказ Планта об автомобильной катастрофе) и «For Your Life» (о наркотиках и ужасах повседневной жизни внутри группы), — два трека, отмеченные выдающейся гитарной работой. [19]

Presence являл собою сгусток чувств, прежде всего — чувства тревоги. Мы не были уверены в том, что сможем играть, как прежде. Случись с Робертом худшее, произошёл бы драматический поворот. С точки зрения цельности чувства Presence — наш лучший альбом. — Джимми Пэйдж [19]

Presence was pure anxiety and emotion. We didn’t know if we’d ever be able to play in the same way again. It might have been a very dramatic change, if the worst had happened to Robert. Presence is our best in terms of uninterrupted emotion.

«Это был своего рода крик о помощи. Альбома, подобного этому, не будет никогда. Он — вопль из бездны: единственное, на что мы были способны», — говорил Роберт Плант. [19]

Пэйдж называл Presence «самым важным» альбомом Led Zeppelin. [15] Плант считал, что в нем воплотилось «истинно цеппелиновское звучание». [21] В целом Presence был встречен критикой сдержанно, так же как и вышедший 20 октября фильм «The Song Remains the Same», работу над которым начал Джо Массот и завершил Питер Клифтон.

Примерно к этому времени относится и конфликт Джимми Пэйджа (к тому времени уже всерьез подсевшего на героин) с культовым режиссером (и таким же страстным, как он сам, последователем Алистера Кроули) Кеннетом Энгером. Последний заказал гитаристу Led Zeppelin саундтрек к своему очередному фильму «Lucifer Rising», но получил, по его словам, лишь 23 минуты чистой музыки. [81]

11 апреля 1977 года Led Zeppelin концертом в Детройте начали своё 11 по счёту турне по Северной Америке. [82] К этому времени Плант окончательно оправился от травм: на концерте в Нью-Йорке он вышел на сцену вместе с Bad Company и доказал, что способен вновь передвигаться по сцене в своей прежней манере. [15]

К своему новому американскому турне Led Zeppelin готовились тщательно, в течение трёх месяцев. Трехчасовое шоу Led Zeppelin, как отмечали все критики, было практически безупречно. «Гитара Пейджа звучала потрясающе, Плант вкладывал всю свою душу, Джонс и Бонэм тоже были на высоте. Это был громкий прорыв после двух лет молчания… Реакция публики была просто ошеломляющей», — писал К. Кроу. [15] К концерт группы на Pontiac Silverdome 30 апреля 1977 года вошёл в Книгу рекордов Гиннесса, побив тогдашний рекорд посещаемости: 76,229 зрителей. [83] В перерыве между концертами Пейдж прилетел в Лондон, чтобы (вместе с Плантом и Джонсом) получить награду Ivor Novello («За выдающийся вклад в развитие музыки»). [84]

В целом триумфальное американское турне Led Zeppelin 1977 года было омрачено, однако, несколькими инцидентами. 3 июня, после того, как концерт на Tampa Stadium был прерван из-за сильнейшего урагана, начались массовые беспорядки, приведшие к многочисленным травмам и арестам. В Окленде где 23 июля 1977 года Грант, Бонэм, Коул и координатор секьюрити Джон Биндон были арестованы за избиение служащего (из команды промоутера Билла Грэма), который (если верить версии барабанщика группы) грубо обошёлся с сыном Гранта, Уорреном. 16 февраля 1978 суд вынес всем троим условные сроки и назначил штрафы на общую сумму в два миллиона долларов. [83] Билл Грэм официально уведомил Питера Гранта о том, что с этого момента отказывается сотрудничать с группой в организации гастролей. [84]

После этого инцидента участники группы отправились по своим делам. Джон Пол Джонс с семьей отправился на отдых по туристическим базам Калифорнии и занялся фермерским хозяйством. [15] Пэйдж остался с Грантом в Сан-Франциско. Плант, Бонзо и Коул вылетели в Нью-Орлеан, где остановилсь в своем привычном отеле «Ройал Орлинз». «В тот момент, когда я оформлял группе номера, раздался звонок, — вспоминал Коул. — Звонила жена Роберта. Тот сказал: ладно, сейчас разберусь, и направился к себе в номер. Через два часа он позвонил мне и произнес: Мой сын мёртв»… [83] Шестилетний Карак скончался от вирусной кишечной инфекции. Гастроли Led Zeppelin были прерваны. [5] Плант впал в тяжелую депрессию и более года провел в «сельском заточении». Состояние его стало улучшаться лишь после появления новорожденного сына (Логан Ромеро родился 21 января 1979 года). Чтобы набрать форму, вокалист группы провел короткое сольное турне по небольшим клубам Британии, в ходе которого исполнял блюзовые стандарты. Тем временем, в аварию попал и Бонэм: он перевернулся в автомобиле, сломав три ребра. [85]

In Through the Out Door

20 мая 1978 года квартет после длительного перерыва начал репетиции в замке Клиаруэлл (неподалеку от валлийской границы). [85] 6 ноября Led Zeppelin приступили к работе над восьмым студийным альбомом, которая была продолжена в январе 1978 года в стокгольмской студии Polar. [15] Все участники группы испытывали серьезные проблемы со здоровьем, кроме Джона Пола Джонса: он-то и предоставил для альбома основной материал, приняв активнейшее участие в его студийной реализации. [47]

Пластинка, записанная за три недели, оказалась стилистически разнообразной, была отмечена присутствием нововолновых мотивов и содержала как минимум два классических трека: «In The Evening» и «All My Love». У критиков и фанов, однако, она вызвала неоднозначную реакцию: возобновились разговоры о том, что за спадом энергетического напряжения кроется наркотическая зависимость Пэйджа (который в те дни действительно вёл с героином ожесточённую борьбу) и что для группы наступают последние времена. Всё это не помешало альбому In Through the Out Door (вышедшему 20 августа 1979 года) стать всемирным хитом. В США он стал «платиновым» в течение двух дней. [84]

В мае 1980 года Led Zeppelin вышли в турне «LZ Over Europe 1980», которому суждено было оказаться последним. Центральными фигурами на сцене стали — окончательно восстановившийся Плант, а также Джон Пол Джонс, взявший на себя функции лидера группы. Пэйдж продолжал выступать нестабильно, но хуже всего выглядел и чувствовал себя Джон Бонэм, несколько раз терявший сознание, в том числе в Нюрнберге 17 июня — прямо во время концерта. В прессе появились сообщения о том, что виной всему — злоупотреблением алкоголем и наркотиками, но сам барабанщик заявил, что у него временные проблемы с пищеварением, и продолжил турне, которое завершилось 7 июля 1980 года. [21]

Смерть Джона Бонэма

Возникшие было слухи о том, что Джона Бонэма в составе Led Zeppelin могут заменить Кози Пауэлл, Кармайн Эппис, Барримор Барлоу, Саймон Кирк или Бив Биван, оказались беспочвенными. Через два дня после прощальной церемонии участники группы собрались на острове Джерси, откуда вылетели в лондонский отель «Савой» к Питеру Гранту. Решение распустить группу было единодушным. «Потеряв общего друга, мы, в полном согласии и взаимопонимании пришли к выводу, что не можем продолжать существование как группа», — гласило официальное заявление. [57]

1980—2006

После распада группы все её участники занялись сольной деятельностью. Джон Пол Джонс вернулся к продюсерской деятельности (свой первый сольный альбом Zooma он выпустил лишь в 1999 году). [5] Джимми Пэйдж записал саундтрек к «Death Wish II», после чего собрал коллекцию ранее отвергнутых студийных треков и в 1982 году выпустил её под названием Coda. Сюда были включены два трека, записанных на концерте группы в Ройал Алберт-холле (1970), по одному — из сессий Led Zeppelin III и Houses of the Holy, три — не вошедших в альбом In Through the Out Door, а также инструментальная пьеса «Bonzo’s Montreux», где к барабанному соло Бонэма Пэйдж добавил электронные эффекты.

В том же году у Роберта Планта вышел первый (и тепло принятый критикой) сольный альбом Pictures at Eleven. В 1984 году Пейдж и Плант встретились вновь: в составе почти спонтанно созданной группы Honeydrippers, записавшей один мини-альбом. [5] После этого Пейдж (вместе с Полом Роджерсом из Free, Bad Company) и Крисом Слэйдом (экс-Uriah Heep) образовал The Firm, супергруппу, выпустившую два альбома (The Firm, 1985 и Mean Business, 1986).

В 1985 году Пейдж, Плант и Джонс воссоединились для выступления на фестивале Live Aid (в Филадельфии, на стадионе JFK). Для исполнения партии ударных были приглашены Тони Томпсон и Фил Коллинз. Бывшие участники Led Zeppelin были недовольны своим выступлением, которое по их просьбе было исключено из (выпущенного лишь в 2004 году) DVD с материалами фестиваля. В 1986 году Пэйдж, Плант и Джон Пол Джонс и Томпсоном собрались в Бате, Англия, чтобы записаться, но этому проекту не было суждено осуществиться из-за серьезной аварии, в которую попал барабанщик. [14]

Группа снова собралась на 40-летнем юбилее Atlantic Records (1988). Место покойного отца за ударными в этом концерте занял Джейсон Бонэм.

В 1997 году состоялся первый за 15 лет новый цеппелиновский релиз, BBC Sessions. В этот двойной альбом вошли записи всех радиосессий группы, кроме одной, 1969 года, где в частности, была записана «Sugar Mama», песня, так и оставшаяся неизданной. Примерно в это же время Atlantic перевыпустили на CD урезанную (трёхминутную) версию сингла Whole Lotta Love. [14]

Дуэт Пэйдж-Плант продолжил успешное сотрудничество 1998 году, выпустив альбом Walking Into Clarksdale (трек из которого «Most High» получил «Грэмми» как «Best rock song»). В поддержку нового материала было организовано мировое турне «Walking Into Everywhere». В 1990 году вышел (и стал мегахитом) бокс-сет из четырех CD, подготовленный Пейджем, проведшим полный ремастеринг старых записей. Три года спустя за ним последовал The Complete Studio Recordings — десятитомный бокс-сет.

В октябре 2002 года британская пресса сообщила о том, что Роберт Плант и Джон Пол Джонс наконец-то пришли к примирению, оставив позади ссору, которая долгие годы мешала Led Zeppelin воссоединиться.

2003 год был отмечен новым всплеском интереса к Led Zeppelin: этому способствовали выпуск тройного концертного альбома How The West Was Won, вышедшего в комплекте (двойным) с концертным DVD, охватывавшим всю гастрольную карьеру группы. [87] Альбом возглавил хит-парады США и Великобритании, а тираж DVD к концу 2003 года составил 520 тыс. экземпляров. [14]

2007 год: воссоединение

что такое led zeppelin. Смотреть фото что такое led zeppelin. Смотреть картинку что такое led zeppelin. Картинка про что такое led zeppelin. Фото что такое led zeppelin

Через два месяца после смерти Ахмета Эртигана, одного из основателей Atlantic Records, вдова покойного Мика обратилась к Роберту Планту с просьбой: не могли бы Led Zeppelin объединиться для одного благотворительного концерта в поддержку Ertegun’s Education Fund, занимающегося финансовой поддержкой студентов музыкальных учебных заведений в Британии, США и Турции. Идея до этого уже поднималась на заседании попечительского совета фонда, куда, кроме вдовы Эртигана, входят промоутер Харви Голдсмит и Билл Кёрбишли, менеджер Планта. Голдсмит признавал позже, что у него тут же возникла амбиция повторить успех Боба Гелдофа, сумевшего объединить Pink Floyd для участия в Live 8. Со своей стороны Кёрбишли знал о том, что вокалист Led Zeppelin не только всегда относился с огромным уважением к покойному, но называл его «другом и в каком-то смысле сообщником». Получив в мае 2007 года согласие Планта, Кёрбишли связался с Питером Меншем и Ричардом Чедуиком — менеджерами Джимми Пейджа и Джона Пола Джонса соответственно, после чего к работе были привлечены Джон Хадсон (юрист, ведущий все дела о наследстве Джона Бонэма) и Джордж Фирон, американский адвокат Led Zeppelin.

Тем временем в марте 2007 года в Линкольновском Центре (Нью-Йорк) прошёл первый благотворительный концерт памяти Эртегуна: здесь в составе сборного ансамбля рок-звёзд выступил Джон Пол Джонс. Плант и Пейдж находились в зале, но на просьбу выйти на сцену ответили отказом и с Джонсом в тот вечер не общались. Однако переговоры менеджеров оказались более чем эффективны: уже три недели спустя все трое бывших участников Led Zeppelin встретились в лондонском отеле и договорились о первой репетиции. На роль барабанщика был единодушно предложен Джейсон Бонэм. Сын покойного Бонзо уже играл с Плантом и Пейджем, но главное, по утверждению последнего, знал не просто все вещи Led Zeppelin, но и все без исключения концертные версии каждой композиции. После двух серий репетиций в июне и в сентябре (место проведения каждый раз хранилось в тайне), идее о воссоединении Led Zeppelin был дан «зеленый свет». [88]

Организаторы предвидели ажиотаж вокруг покупки билетов — группа не выступала уже много лет, и не обнародовала каких-либо подтверждённых сведений о дальнейших выступлениях. В связи с ажиотажем, а также для предотвращения спекуляций, право покупки билетов (цена — 125 английских фунтов, или 250 долларов США) разыгрывалось среди зарегистрированных пользователей сайта Ahmettribute.com.

В ноябре было объявлено, что в памятном концерте примут участие гитарист The Who Пит Тауншенд, бас-гитарист Билл Уаймен, входивший в состав The Rolling Stones с 1962 по 1993 год, Паоло Нутини и группа Чарли Уоттс. [91]

Двухчасовое выступление группы 10 декабря потрясло музыкальный мир. Все без исключения обозреватели дали концерту наивысшие оценки. «То, что Led Zeppelin сделали этим вечером, доказывает, они способны по-прежнему выступать на том уровне, который изначально обеспечил им статус легенды. Нам остается лишь надеяться, что мы увидели их не в последний раз», — написал NME. [92] На концерте присутствало множество знаменитостей, в том числе Фронтмэн Foo Fighters Дэйв Грол (высоко оценивший игру Бонэма-сына), Чэд Смит из Red Hot Chili Peppers, Пол Маккартни, Брайан Мэй, Дэвид Гилмор, братья Галлахер из Arctic Monkeys, Эдж (Бернард Самнер (New Order), Дэйв Мастейн, Питер Гэбриэл, Мик Джаггер, Ричард Эшкрофт, Мэрилин Мэнсон.

23 августа 2008 года на сайте BBC Russian появилась статья, в которой указывалось, что двое участников группы, Джимми Пэйдж и Джон Пол Джонс, готовят новый материал для записи альбома. В качестве барабанщика им помогает сын покойного Джона Бонэма, Джэйсон. У поклонников сохранялась надежда, что Led Zeppelin возродится, однако в конце сентября 2008 года Роберт Плант заявил, что считает идею воссоединения группы смехотворной и участия в проекте не примет. Пэйдж, Джонс и Бонэм некоторое время пытались сохранить проект, найти на место Планта нового вокалиста, было объявлено даже о планируемом туре группы в новом составе и под новым названием. Но 8 января 2009 года менеджер Пейджа Питер Мэнш заявил представителям прессы, что «Led Zeppelin больше нет и, видимо, никогда не будет». Музыканты решили отказаться от дальнейших попыток возродить группу. Таким образом, воссоединённые Led Zeppelin сыграли вместе ровно один концерт, и, по всей видимости, на этом историю группы можно считать завершённой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *