что такое nft art
NFT — это пирамида, и люди уже теряют на ней деньги
Фотографы, создатели фильмов и цифровые художники из кожи вон лезут, чеканя NFT в попытке по-быстрому разбогатеть, но на самом деле только способствуют перетоку денег от творцов к технологическим миллиардерам. Почему так много людей купилось на идею о том, что нечто является ценностью просто потому, что все так говорят?
Если вы ещё не создали свой первый NFT и вам интересно, как это работает, то вкратце процесс выглядит так: вы заводите кошелёк, покупаете немного Ethereum и выбираете платформу. Затем берёте одно из своих цифровых творений и платите примерно 70-100 долларов, чтобы «отчеканить» это произведение в Non-Fungible Token (невзаимозаменяемый токен). Выбираете начальную цену и ждёте, когда начнут поступать ставки. Можно даже подготовиться к аукциону, чтобы создать ажиотаж.
Одно из самых удобных мест для начала работы с NFT — это сайт Rarible, который сбивает с толку своей криптоэстетикой, созданной из кошмарной смеси случайности и мемов. Сайт выглядит как ужасающий гибрид детских мультиков и 4chan.
Если вы один из фанатов технологии или у вас есть друзья, любящие быть на острие прогресса, то, возможно, вы получите приглашение на платформу наподобие Foundation.app. Подобные сайты создают определённый уровень эксклюзивности, они обеспечивают фильтрацию, гарантирующую, что перевести свои работы в NFT сможет только ограниченный круг людей. Если вы не знаете никого с инвайтом, то придётся отправиться в специальный канал на Discord-сервере Foundation и вежливо его попросить; учтите, что канал осаждают люди с синдромом упущенной выгоды (FOMO, Fear of missing out), поэтому просьбы об инвайтах появляются каждые 30 секунд.
На Foundation.app вам понадобится приглашение. На Nifty Gateway нужно будет загрузить видео, дающее владельцам сайта понять, что вы достаточно ценны, чтобы разрешить вам продавать на нём свои работы.
Какую бы платформу вы ни выбрали, вам не удастся проигнорировать тот факт, что многие люди продают кучу цифровых произведений сомнительного качества за абсурдно большие суммы. Это очень сильно мотивирует тоже заняться подобным.
Мотивация — настолько неотъемлемая часть этих платформ, что многие из продаваемых произведений отражают это в своей эстетике. Творения с буквами FOMO повсеместно встречаются в этом море стремления покупать, продавать и быть проданным. Это чувство, что ты опаздываешь попасть на борт, быть началом чего-то нового, является фундаментом всего, что связано с NFT, и это настоящий маркетинговый шедевр. Почти каждый твит, сообщающий об аукционе, в котором тебе нужно участвовать, напоминает, что художественное произведение будет продаваться только в течение краткого периода времени. Синдром FOMO настолько мощен, что вы начнёте ощущать, что уже теряете деньги, так как всё ещё не зарегистрировались.
Лучшие продавцы на Rarible.com за последние 24 часа. 60,15ETH на момент написания стоили чуть больше 100 000 долларов.
Токены NFT обеспечивают новый способ владения и восхитительную возможность продавать всевозможные художественные произведения. Как концепция они обладают привлекательными аспектами, например, при создании токена можно указать комиссионные, которые вы будете получать каждый раз, когда он будет продаваться в будущем (обычно около 10%). Криптовалюты предлагают альтернативу экономической системе, управляемой банкирами с Уолл-стрит, политиками и инсайдерскими сделками, обещая в определённой степени демократизировать экономические структуры, повысив свободу и гибкость. Этот новый бунтарский образ мышления также влияет на создаваемые произведения, которые кажутся бесконечным празднованием того, как новая система перераспределит власть.
Очарованная публика
Для многих это выглядит как способ разрушения существующего режима; но если приглядеться, то можно понять, что это просто крайнее проявление неолиберализма. Вместо того, чтобы убеждать вас покупать объекты, которые вам не нужны, вас убеждают покупать воображаемый оптимизм, основанный на всеобщем восхищении. Кроме того, наше поколение имеет убеждение в том, что каждый из нас особенный, а значит наше творчество должно обладать прирождённой ценностью; NFT — это наш шанс продать его.
Один из аукционов Foundation.app на момент написания статьи.
Не думаю, что нечто может быть более «мета», чем симулируемое владение цифровой копией художественного произведения, описывающего себя как посвящение историческому моменту культурно-экономического движения. А ещё автор заявления «забывает» о том, что платформами владеют такие миллионеры, как близнецы Уинклвосс, известные судебным иском против Марка Цукерберга за кражу их идеи Facebook.
Ох уж этот FOMO
«Покупайте, продавайте и открывайте для себя редкие цифровые товары», — так гласит слоган OpenSea.io. Если вам стало интересно, как цифровой объект может быть редким, то вы задаёте правильный вопрос. В прошлом веке философ Вальтер Беньямин исследовал вопрос связи подлинности искусства с его уникальностью, а также проблему дисбаланса, вызванного фотографией и механическим воспроизведением произведений. Не знаю, что бы Беньямин сказал об NFT, но этот конфликт между нашей любовью к подлинности и неспособностью виртуального мира предоставить альтернативу не разрешается владением токенами сомнительного происхождения. Цифровая редкость — это притворство.
Общество становится менее физическим и более виртуальным, поэтому нет никакого совпадения в том, что NFT получили популярность в то время, когда наши социальные взаимодействия стали минимально ощутимыми. Кроме того, творческие индустрии сейчас играют значительную роль в экономике крупных стран, и тем не менее, несмотря на предполагаемую ценность вклада художников, их занятость в значительной степени нестабильна (что в глазах общества сделали привлекательной чертой), поэтому для заработка им часто приходится выполнять обычный монотонный труд. Морковка, которой манит людей NFT, невероятно привлекательна: давайте все будем продавать что-нибудь виртуально, чтобы мы могли коллективно притвориться, что теперь этим владеет кто-то другой.
Искусство воображаемой ценности
Один из товаров на Foundation.app
Задача рынка произведений искусства всегда заключалась в том, чтобы убедить достаточное количество людей в ценности творений. Кроме того, он был теневой банковской системой, упрощающей перемещение крупных сумм денег через границы или сокрытие их от налоговиков. Ценность произведений, продаваемых сегодня как NFT, возникла благодаря маркетингу, FOMO и массовому притоку ничего не подозревающих продавцов и покупателей, с готовностью следующих за знаменитостями и крупными брэндами. Через эту систему отмываются деньги, и как пузырь она неустойчива.
Чего мы не видим среди всех этих блестящих веб-сайтов и прекрасных работ, так это огромного объёма выпущенных произведений, которые не продаются. Продажа NFT не сильно отличается от продажи принта: её намного проще осуществить, если у вас есть восхищённая армия фанатов, готовых поделиться своими деньгами, а в случае с NFT это ещё проще, если эти фанаты уже являются техногиками. Если вы цифровой художник с большим количеством поклонников, то вы сможете добиться успеха, и вам будет на руку, если вы активно продвигаете криптоэстетику. Это скромное меньшинство продавцов; подавляющее большинство только теряет деньги, потому что выпуск токенов небесплатен, и будьте уверены, кто-то делает на этом неплохую прибыль.
Это не совсем обмен произведениями
Я уже собирался отчеканить свой первый продукт, но потом осознал, что выставить его на Rarible.com будет дороже, чем 70 долларов. Многие считают, что высокие цены на «газ» означают, что Ethereum как валюта не подходит для этой цели.
Будучи дружелюбными, поддерживающими людьми, художники мотивируют своих коллег покупать произведения друг друга, спасая их эго и внушая чувство того, что потраченные на газ деньги не были выброшены впустую. Однако даже если не учитывать стоимость газа, большинство платформ добавляет 3% комиссионных к сумме, выплачиваемой покупателем, а затем берёт долю в 15% от того, что получает продавец: этот щедрый, поддерживающий акт покупки друг у друга произведений искусства становится просто средством набивания карманов миллионеров, создавших платформы. Художникам гораздо лучше было бы просто отправлять друг другу чеки, постить фотографии чеков в социальных сетях, а затем просто оставлять эти чеки у себя, не обналичивая.
Огромный вред окружающей среде
Многие художники закрывают глаза на огромный углеродный след NFT. Одна художница, озабоченная сохранением окружающей среды, к своему ужасу выяснила, что чеканка шести её токенов оставила такой же след, как работа её студии в течение двух лет. Точные цифры реального воздействия NFT активно обсуждаются (однако платформы, разумеется, отказываются в этом участвовать), однако любые разговоры о подобном рынке без упоминания потенциального вреда окружающей среде являются совершенно безответственными.
Если есть победители, то есть и побеждённые
Если вы не знаете, что покупаете, то не тратьте на это 6 600 долларов.
На поверхности рынку NFT придали такой вид, как будто там все делают деньги, но хотя крипта и в самом деле может переписывать законы экономики, одно остаётся неизбежным: если кто-то делает деньги, то кто-то другой должен их терять. NFT не могут волшебным образом генерировать богатство из ниоткуда; они делают их на тех, кто купился на идею быстрого дохода для пришедших на рынок первыми. Как объясняет автор книги Attack of the 50 Foot Blockchain Дэвид Джерард, «NFTs полностью рассчитаны на выгоду криптоаферистов. Единственная цель, которой служат художники — быть восторженными простофилями, „накачивающими“ концепцию крипто. И, разумеется, покупать криптовалюту для оплаты „чеканки“ NFT».
Вероятно, ценам на продажу даже необязательно оставаться постоянными. Им достаточно перестать расти так стремительно и внезапно, тогда более безопасным вариантом будет хранение долларов в банке, чем Ethereum в кошельке, где его цена может колебаться за день в пределах 20%. После того, как уверенность инвесторов даст трещину, коллапс случится довольно быстро.
Ethereum растёт в цене, когда люди продолжают покупать Ethereum, и такое симулируемое владение якобы редкими цифровыми ресурсами является сфабрикованным спросом. Криптовалютам отчаянно нужно найти причину, по которой люди должны менять свои доллары на ещё чуть более виртуальную денежную систему, и пока самым актуальным решением являются NFT. Когда оно достигнет точки насыщения, рынок подстроится под ситуацию, и может возникнуть хаос.
Этот пузырь лопнет; вопрос только в том, когда это случится.
На правах рекламы
VDSina предлагает VDS с посуточной оплатой, возможностью установить любую операционную систему, каждый сервер подключён к интернет-каналу в 500 Мегабит и бесплатно защищён от DDoS-атак!
Как заработать на гифках с котами: ультимативный гид по NFT-арту
Отвечаем на стыдные вопросы про цифровое искусство, а заодно рассказываем, как стать криптохудожником и зачем инвестировать в мемы.
В 2021 году искусством заинтересовались даже те, кто не любит ходить по музеям и путает Моне с Мане. Кажется, с арт-рынком действительно происходит что-то странное: то сожгут работу Бэнкси, то выставят на продажу твит. Каждый день находится кто-то, кто согласен выложить сотни тысяч долларов за короткое видео. Это как-то связано с NFT, блокчейном и криптовалютой. На самом деле всё не так сложно. Разобраться в хаосе поможет гайд Skillbox Media.
Что такое NFT-арт?
Любое цифровое искусство, которое продаётся за NFT-токены. Его ещё часто называют криптоартом. С искусством всё понятно. Как правило, это видео, музыка или цифровая живопись.
Переходим ко второй части определения. Токен — одна запись в блокчейн-цепочке. Но в последнее время для сделок в сфере арта используют особый вид токенов — NFT. NFT расшифровывается как non fungible token, то есть «невзаимозаменяемый токен». Дело в том, что по умолчанию все токены в цепочке взаимозаменяемы. Один рубль можно без потерь заменить другим — в блокчейне действует тот же принцип. Это не подходит для подтверждения прав собственности, ведь в таком случае то, что вы купили, легко подменить, и никто не заметит разницы.
Технология NFT в корне изменила ситуацию: каждый такой токен уникален. Его нельзя тайком поменять на другой. Это позволяет надёжно защитить права на что угодно — от гифки до дома.
Вот как это работает на арт-рынке. Художник или продавец загружает работу на специальный ресурс и разбивает её на один или несколько NFT-токенов. Приобретая такой токен, покупатель становится обладателем прав на объект (или его часть, если токенов несколько).
Обозреватель Skillbox Media, в прошлом продюсер РБК. Пишет про идеи, технологии и истории. И про то, как на всём этом можно заработать
Но ведь любой может скопипастить картинку из интернета. Зачем мне за неё платить?
Действительно, цифровой арт может скопировать кто угодно. И, как правило, бесплатно. В традиционной живописи есть единственный подлинник, созданный художником вручную, и множество репродукций, которые похожи на картину, но не идентичны ей. Оригинал стоит миллионы, а репродукции — копейки. В диджитале всё иначе. Копия цифрового изображения не отличается по качеству от оригинала: те же цвета и линии, то же разрешение. Так за что же платят тысячи долларов на NFT-аукционах?
Вернемся к нашему гипотетическому художнику или продавцу, который загружает цифровую работу на ресурс, чтобы разбить её на токены. Все NFT, которые он создаст, будут уникальными. Теоретически художник сможет залить одинаковые копии одной и той же работы сколько угодно раз и каждый раз будет получать уникальные токены, которые ни разу не повторятся. Это стало возможным из-за того, что на многих площадках не проверяют оригинальность работ, — просто регистрируешься и продаёшь.
Когда всё это появилось?
Технология NFT возникла в 2017 году. Но до этого токены и криптовалюту уже использовали в мире искусства. Так, в 2014 году в США запустилась платформа Monegraph, с помощью которой можно было регистрировать арт-объекты в блокчейне. Авторы, которые хотели сертифицировать свои работы, просто загружали на Monegraph их изображения и после проверки подлинности получали уникальный смарт-номер — аналог копирайта. А в 2015 году Венский музей прикладного искусства впервые купил картину за биткоины.
Со временем сделки стали сложнее. В 2018 году на криптовалютный аукцион выставили 31,5% от картины Энди Уорхола. Но настоящий бум криптоарта случился несколько месяцев назад. В феврале 2021 года права на гифку десятилетней выдержки Nyan Cat продали за 590 тысяч долларов, а в начале марта певица Граймс выручила 5,8 млн долларов за цифровые рисунки и видео. А 11 марта, как раз накануне выхода этого материала, российский художник Покрас Лампас продал права на фото своей уличной акции за 28 899 долларов. Во всех трёх случаях использовался формат NFT.
Кстати, в середине февраля американский критик Джерри Зальц опубликовал твит: «Что такое NFT?» Немецкий художник Марио Клингеманн сделал скриншот твита и выставил его на продажу на NFT-платформе Rarible. Сейчас этот арт-объект стоит 1 843 доллара.
NFT и криптоискусство – новый громкий (и странный) тренд, на котором зарабатывают миллионы и пиарятся
NFT и криптоискусство стали громким трендом последних недель, и чаще всего их обсуждают в связи со стоимостью лотов – которая иногда шокирует. В самом деле, сколько вы готовы заплатить за цифровую картину или небольшое видео, которые формально будут вашими, но останутся в общем доступе? Многие готовы отдать десятки тысяч долларов. А самый дорогой лот был недавно куплен на аукционе Christie’s за 70 млн долларов.
Разбираемся, что такое NFT и криптоискусство, сколько на этом можно заработать, и как новый тренд будет полезен пиарщикам, дизайнерам и художникам.
Что такое NFT и криптоискусство?
NFT – это невзаимозаменяемый токен. Если очень упрощенно, он представляет собой запись с информацией, которая вносится в цепочку блокчейна. Эту запись видят все участники блокчейна, ее нельзя подменить или удалить. Данные о содержимом записи находятся в общем доступе – что делает NFT идеальной технологией для фиксирования права владения каким-либо объектом.
В случае цифрового искусства NFT представляет собой запись о создателе цифровой картины или файла и информацию о всех последующих ее продажах, владельцах и стоимости.
В Рунете цифровое искусство, продаваемое с помощью технологии NFT, также называют криптоискусством.
NFT как технология существует уже несколько лет, но настоящий бум ее случился, когда с ее помощью стали продавать цифровые предметы, включая цифровое искусство.
Где продают и покупают криптоискусство?
Для покупки и продажи предметов NFT-искусства существуют специализированные маркетплейсы. Поскольку NFT возникли на основе смарт-контрактов Ethereum, большинство этих маркетплейсов проводит сделки в блокчейне Ethereum, хотя есть и исключения.
С некоторыми из популярных площадок для продажи криптоискусства можно познакомиться в этом видеообзоре:
Площадки для продажи NFT-искусства:
Конечно, есть NFT-маркетплейсы и с другой тематикой. Например, на NBA TopShot продают цифровые карточки и объекты, связанные с баскетболом – по сути, гифки за несколько тысяч долларов. А на AtomicHub можно купить цифровые игровые карты.
Порядок работы с маркетплейсами достаточно простой. Художник регистрируется и загружает работу. В случае, если маркетплейс работает на блокчейне Ethereum (а таких большинство), платит за включение в блокчейн первоначальной информации о картине/файле (от 15-20 долларов в долларовом эквиваленте). Затем картина продается, часто в формате аукциона.
Пример лота, размещенного на маркетплейсе SuperRare. На странице отображается информация о создателе файла, его текущем владельце и вся история его продаж. Этот файл стоит более 37 тыс. долларов
Некоторые файлы уникальны, что повышает их стоимость – но это, как правило, работы уже известных художников. Другие можно купить ограниченное количество раз – количество тоже разное, есть файлы, которые сам автор продает только в 10 экземплярах, есть те, которые автор продает несколько сотен раз. Часто такие работы покупают, чтобы затем выставить для перепродажи, многократно завышая цену. Количество перепродаж не ограничено.
На многих площадках, кроме стоимости, по которой первоначально продаются картины, есть система royalty (чаще всего 10 %) – художник получает дополнительное вознаграждение при каждой последующей перепродаже.
Сколько можно заработать: самые громкие продажи
Сейчас вы увидите NFT-произведения, которые стоят миллионы.
Начнем с самого известного: цифровой коллаж Beeple «Everydays: The First 5000 Days» 11 марта был продан на аукционе Christie’s за 69,3 млн долларов. Как ясно из названия, картина состоит из 5000 изображений – художник рисовал по одному изображению в день на протяжении 13 лет, начиная с 1 мая 2007 года.
Знаменитый коллаж Beeple за 70 млн долларов. Рассмотреть детали можно на сайте Christie’s
Конечно, никто бы не купил за такие деньги коллаж ноунейма: на момент продажи Beeple уже имел 1,8 млн подписчиков в Instagram, сотрудничал с брендами Louis Vuitton и Nike, а также создавал декорации для выступлений Кэти Пэрри и Childish Gambino.
Пример попроще. Создатель «Рика и Морти» Джастин Ройланд продал свои цифровые рисунки «The Best I Could Do» на общую сумму более чем в 1 млн долларов.
Создатель мема Nyan Cat продал его на Foundation более чем за 530 тыс. долларов.
Мем за 500 тысяч долларов
Мем Deal with it, также проданный на Foundation, почему-то стоил гораздо дешевле: в районе 26 тысяч долларов по текущему курсу.
В этой истории забавны две вещи. Во-первых, сожженная картина была одной из 500 копий, созданных Бэнкси в 2007 году, и мы сейчас посчитали только неподписанные копии. Приплюсуем еще 450 подписанных экземпляров. Получается, что в мире остается еще около тысячи аналогичных картин на бумажном носителе. Во-вторых, занятно само содержание картины, точнее, надпись на ней: «Я не могу поверить, что вы, дебилы, действительно покупаете это дерьмо».
Как бы то ни было, процесс сожжения все равно немного гипнотизирует:
Из российских художников одним из первых криптоискусство освоил Покрас Лампас: его работу «Transition» 11 марта купили за «скромные» 28 тыс. в долларовом эквиваленте.
За что платят, покупая NFT?
Это очень хороший вопрос. Объясняя стоимость и ценность NFT-искусства, часто проводят аналогию с «Моной Лизой»: это тоже очень растиражированный предмет искусства, но тем ценнее становится оригинал. Чем больше шума вокруг – тем выше стоимость картины.
Но кажется, у такой логики есть изъян: во-первых, «Мона Лиза» как картина уникальна и существует в единственном экземпляре. Криптоискусство могут продавать десятки и сотни раз – в этом плане оно скорее напоминает лимитированную коллекцию каких-нибудь кроссовок, только их нельзя надеть и потрогать – зато можно перепродать.
Во-вторых, сколько бы копий ни было создано с «Моны Лизы», ценностью обладает физический оригинал. На нем есть оригинальные мазки Да Винчи, своеобразное «присутствие» художника, пронесенное сквозь века. В случае с цифровой картиной этого присутствия нет или оно не чувствуется. Или есть люди, для кого оно ощутимо?
Как объяснить такие покупки с точки зрения психологии? И есть ли какой-то особый тип личности, расположенный к таким тратам? Решили спросить у психологов.
Понятно, что за успехом какого-либо проекта всегда стоит определенная человеческая потребность. Иногда эта потребность явная, иногда более глубинная. С одной стороны, люди, приобретающие за тысячи долларов цифровую картину, имеют такую же мотивацию, как и люди, купившие дорогие часы – желание чувствовать свою уникальность и некоторое превосходство над другими, свою особенность. Эти черты в психологии называются нарциссическими. К сожалению, мы живем в эпоху доминирования нарциссизма. Психика так устроена, что внутри человек как бы идентифицируется с купленным предметом, и уже уникальная картинка своей особенностью показывает не просто себя, а еще и личность владельца. Обычно эти черты личности формируются по разным причинам, таким как чрезмерная критика в детском возрасте, либо чрезмерное и неадекватное восхищение родителей (воспитание по типу «кумир семьи»), то есть там, где человеку не дали четкого адекватного восприятия себя, а также там, где есть убеждение, что любовь от людей можно получить только за что-то, за достижение или за некоторую уникальность.
Другая психологическая картина может быть у людей, имеющих накопительные черты, яркий пример – собирательство марок. Дело в том, что наша психика также выдает нам эмоциональное поощрение за достижение цели, и накопление чего-либо может стать неким наркотиком. Получение уникальной цифровой записи о владении чем-то может приносить удовлетворение, ведь по сути это мало чем отличается от собирания марок.
Любой бум на криптовалюту, так же, как и бум на криптоискусство, обусловлен жаждой наживы. В ситуации, когда социальное расслоение только нарастает и уже достигло беспрецедентных в историческом плане значений, любой, даже призрачный, шанс разбогатеть становится ниточкой, за которую пытаются уцепиться все, кто ставит себе такую цель. В этом отношении NFT ничем не отличается от феноменологии тюльпановой лихорадки в Голландии 17-го века или доткмов 20-го века.
Вряд ли можно утверждать, что к таким покупкам склонен определенный тип личности. Капиталистическая идеология, конечной целью которой является концентрация богатств в руках капиталиста, может довлеть над сознанием, независимо от типа личности.
Мы все интуитивно чувствуем наличие перспективы в этой технологии, сложно ведь спорить с тем, что за криптовалютами есть какое-то будущее, поэтому люди несут туда свои свободные деньги, это нормально, и в этом нет патологии. Проблема в том, что на данный момент этот инструмент явно не соответствует своей заявленной ценности и явно обладает признаками пирамиды.
Отечественные искусствоведы и аукционные дома с новым видом искусства пока предпочитают не связываться. Мы не смогли получить у них комментарий по поводу NFT-сделок с искусством. При этом о причинах популярности такого искусства уже рассуждают участники криптоиндустрии.
Внимание! Комментарии ниже могут носить субъективный характер и не являются призывами к покупке NFT-искусства.
В искусстве ценится новаторство и нестандартный подход. Обывателю может быть непонятно, почему красивые пейзажи, повторяющие реальность, или портреты, неотличимые от фотографий, стоят копейки, а коллаж, инсталляция из предметов быта или нарезка странных видеоотрывков стоит миллионы. Но это очень примитивный подход, который просто показывает, что человек не понимает, что искусство – это не исключительно подражание окружающему миру. Это поиск себя, новые пути самовыражения. И так было всегда. Кубизм, примитивизм, сюрреализм, поп-арт – каждый раз это нечто новое, чего раньше не было. Ценность предмета искусства – в его новизне, неповторимости в контексте предыдущих течений искусства.
NFT наиболее органично вписываются в концепцию искусства: неделимые, неповторимые, каждый токен уникален. Это такой симбиоз традиционных форм изобразительного искусства (даже коллаж – это уже давно не какое-то небывалое новаторство) и цифровых технологий, причем самый передовых из них, связанных с децентрализацией. Опять же, важен контекст – уже давно предметы искусства не оцениваются исключительно per se, сами по себе, в абсолюте. Нужен контекст, в котором появляется такой отчеканенный в цифре коллаж. А сейчас контекст просто обязывает как-то вносить элементы цифры в свое творчество.
Ценность цифровых предметов искусства складывается по такому же принципу, по какому складывается ценность обычных предметов искусства. Это уникальность, ограничение в количестве, трудозатраты на их производство, известность и опыт создателя. Тренд на NFT-токены только набирает обороты. Неопытные пользователи криптокошельков приобретают всё подряд, не разобравшись в теме. И зачастую вся покупка сводится к тому, чтобы купить что-то подешевле, чтобы тут же продать другому пользователю подороже. Который, в свою очередь, думает, что цена на токенизированный предмет искусства (который, я напомню, уникален, и второго такого нет, либо количество сильно ограничено) будет со временем только расти.
Почему люди готовы отдавать такие суммы? Я предполагаю, что богатым людям тоже хочется испытывать восторг от приобретения чего-то уникального. Приобретение цифровых предметов искусства – это сделки умных с богатыми.
Если человек верит в то, что токенизированный предмет ценен, либо есть другие желающие приобрести дороже этот предмет всё так же по принципу желания обладания чем-то уникальным, то предмет будет продаваться за любые суммы. Февраль и март 2021 года нам это показали.
Зачем вам знать про NFT-искусство
Если вы пиарщик или маркетолог
Новая технология пока не успела надоесть и выступает как отличный повод для PR-кампаний.
Так, ресторан быстрого питания Taco Bell 7 марта выставил на платформу Rarible больше 20 файлов, «вдохновленных тако». Кампания была приурочена к возвращению в меню ресторана картофельных блюд. Файлы были распроданы за полчаса, некоторые сейчас перепродаются.
Бренд могли бы обвинить в жадности, но в описании к каждому файлу указано, что 100 % прибыли от сделок будут переданы в собственный благотворительный фонд Taco Bell Foundation, Inc. Кампания спровоцировала появление огромного количества положительных упоминаний, в том числе на крупных порталах, вроде Business Insider.
В России новый тренд еще не взлетел на такой уровень, поэтому у кого-то из брендов есть все шансы выйти с российским аналогом кейса Taco Bell.
Первый твит от создателя «Твиттера» люди готовы купить за 2,5 млн долларов
Кроме Джека Дорси, на аукцион выставили свои твиты Илон Маск, Барак Обама, Марк Кьюбан, Элен Дедженерс и даже BBC News (у последних, правда, дела идут не очень: за твиты знаменитостей люди торгуются куда охотнее).
Кроме знаменитостей, выгоды в виде «пиар-баллов» и количества упоминаний при этом набирает и сам «Твиттер».
Если вы дизайнер или художник
Маркетплейсы с криптоискусством могут стать неплохим источником прибыли. На YouTube уже полно видео, вроде «Как превратить ваше искусство в NFT» (спойлер: залить на маркетплейс и заплатить за включение информации о вашем произведении в блокчейн). Но видео, на самом деле, довольно полезное, по крайней мере, для новичков.
Начать можно с биржи, где нет отбора работ (см. список в начале статьи). Конечно, если у вас еще нет громкого имени, вероятность того, что кто-то купит вашу работу за несколько тысяч долларов, довольно мала. Но несколько десятков или сотен долларов – вполне реальная сумма, особенно с возможностью продавать произведение несколько раз и с роялти за последующие сделки.
В Google и «Яндексе», соцсетях, рассылках, на видеоплатформах, у блогеров