что такое nike air
Nike Air – воздушные подушки в подошве ваших кроссовок
Почётное место одной из ключевых амортизационных платформ Nike занимает Nike Air, хорошо известная по серии кроссовок Air Max.
Nike Air – технология применения легких и прочных воздушных подушек в кроссовках Nike, впервые представленная компанией в 1979 году.
Гибкая мембрана надёжно удерживает закачанный внутрь воздух, обеспечивая хорошую амортизацию. При ударной нагрузке воздушная подушка мгновенно сжимается и так же быстро разжимается, возвращая энергию и восстанавливая изначальную форму. Это обеспечивает высокую степень комфорта при занятиях спортом и в повседневных делах.
Одно из главных функциональных преимуществ воздушных подушек – их низкий вес. А чем легче кроссовки, тем меньше спортсмену нужно затрачивать энергии на перемещение. Также стоит отметить, что подошва из пеноматериала со временем утрачивает свои амортизирующие свойства, но только не воздушные подушки. Они длительное время сохраняют упругость, как в новых кроссовках.
Технология получила широкое применение в двух блоках: Zoom Air и Max Air.
Max Air
Использование блока Max Air совершило революцию в дизайне обуви в конце 80-х. Впервые воздух в кроссовках стал видимым, что очень понравилось потребителям. Если раньше воздушная вставка была скрыта от глаз и не производила особого эффекта, то с выходом Air Max 87, первой модели в линейке Air Max, в истории компании Nike была открыта новая глава.
По мере развития технологий воздушные подушки становились крупнее и принимали всё более сложные формы. Блок Max Air применяют как в спортивной, так и в повседневной обуви. Самым большим воздушным баллоном обладает модель Air Max 720, а также созданная на ёё основе Air Max Zephyr.
Zoom Air
Такие блоки использованы, например, в беговых кроссовках Pegasus 38 и Alphafly NEXT%, кроссовках для фитнеса SuperRep и баскетбольных кроссовках Zion 1.
Nike Air Manufacturing Innovation
Одной из самых значительных инвестиций Nike в производство за последние годы стало открытие предприятия Air Manufacturing Innovation (Air MI) в штате Аризона. Запуск состоялся в 2019 году в г. Гудиер, благодаря чему было создано около 500 рабочих мест. Завод призван удовлетворить растущий спрос на инновации Nike.
«Расширение предприятия Air MI в Аризоне помогает нам идти в ногу с растущим спросом на Nike Air, а также значительно увеличивает наши производственные мощности в США».
Эрик Спранк, главный операционный директор Nike
Новый завод является третьим производственным центром Nike, работающим с технологией Nike Air. Наряду с предприятиями в Орегоне и Миссури, которые тоже были модернизированы, завод в Аризоне объединяет экспертов в дизайне, проектировании и создании продукции. Это поможет открыть новую эру Nike Air.
Примечательно, что Nike продолжает инвестировать в масштабирование устойчивых инноваций. Сейчас каждая подошва с Nike Air содержит не менее 50% переработанных производственных отходов. Также они производятся с использованием на 100% возобновляемых источников энергии.
Смотрите также
Поделитесь с друзьями
А вам нравятся такие кроссовки? Поделитесь в комментариях 💬
Подпишитесь, чтобы не пропустить ничего интересного про Nike 🙂
Ключевые технологии кроссовок Nike с воздушной подушкой
Огромную популярность кроссовок Nike на воздушной подушке обеспечил ряд технологических и дизайнерских решений. В своё время они совершили прорыв в понимании того, как можно делать кроссовки и как они могут выглядеть.
В течение первых девяти лет своего существования воздушные подушки в обуви Nike были отмечены как жизнеспособная технология амортизации, подходящая для разных видов активности. Но самый динамичный инструмент оставался незамеченным. Ситуация изменилась в 1987 году, когда воздух стал видимым, став отражением эмоционального духа эпохи.
То, что когда-то задумывалась как простой технический компонент, стало критически важным элементом языка дизайна. Видимый воздушный блок был объектом желания для любителей кроссовок.
Есть ещё несколько примеров изобретательности в дизайне и производстве Nike Air, которые помогли постоянно переизобретать технологию. Это позволило её оставаться востребованной на протяжении десятилетий.
1. Конструкция с разъемным швом
Это решение позволило применять увеличенные по высоте воздушные подушки.
Nike Air Max 720 с самой большой воздушной подушкой
Создание новых моделей в линейке Air Max требует умелого баланса между стабильностью и опытом. Одна из последних моделей Air Max 720 создаёт очень мягкие ощущения. Всё благодаря расширению границ используемых материалов и дизайна. Подошва Air-Sole здесь обеспечивает не только сильный отскок, но и удерживает ступню для поддержки. Это не позволяет владельцу раскачиваться, ведь иначе такая носка была бы далека от комфортной.
Ключевым элементом дизайна в модели 720 стало увеличение размеров воздушного блока. Большую подушку сделали благодаря конструкции с разъемным швом. Эта технология позволила получить нужную геометрию без потери целостности.
2. Выдувное формование
Создание больших подошв Air-Soles стало возможным благодаря технологии выдувного формования. С помощью неё воздушные подушки могли принимать новые формы и конструкции, включая различную высоту в одном пакете. Дизайнеры могли создавать разные камеры и капсулы с разным давлением, что обеспечивало превосходную зональную амортизацию.
Выдувное формование также позволило создать самые высокие воздушные подушки с лучшей защитой от ударов, минимизировать количество пены в межподошве и сделать самый заметный воздушный блок на сегодняшний день.
Эта технология производства изменила всё. Она открыла набор инструментов для дизайнеров и инженеров Nike, чтобы придумывать новые системы амортизации. Она стала идеальной демонстрацией для Air Max. Также она позволила сделать скачок вперёд в скорости производства, эффективности и стоимости. Ведь рисунок и форму сварного шва воздушного блока можно формировать в один этап.
Как это работает?
Сначала гранулы ТПУ загружаются в нагретую бочку. Вращающийся шнек измельчает гранулы до тех пор, пока они не станут жидкими. Когда материал становится вязким, его помещают в форму подобно выдавливанию зубной пасты в тюбик. В итоге материал принимает форму конечной желаемой детали. Пластик охлаждается и выходит из машины в виде готового компонента.
Когда Nike отказалась от использования газа SF6, процесс производства перешёл от выдувного формования к термоформованию с использованием листов из микрослоя. Те же дизайны, которые были созданы с помощью выдувного формования, были воспроизведены с помощью термоформования. Произошла плавная замена технологий, что никак не отразилось на потребителях – компания продолжила выпускать кроссовки в линейке Air Max.
3. Уменьшенный внешний слой (OSP)
The Outer Swept Pinch (OSP) – это выступ из ТПУ, который достаточно прочен и надёжен, чтобы прикрепить воздушную подушку к линии соединения с верхом обуви. Когда Nike изобрела OSP, это сделало возможным создание Air Vapormax Flyknit 2016 – первых кроссовок с блоком Air без пены, резины и клея. До этого для всей обуви Nike Air требовались элементы, такие как пена или ТПУ, для соединения воздушной подушки с верхом. Эти дополнительные элементы увеличивали вес и уменьшали ощущение мягкости, упругости и гибкости воздуха.
Особенности технологии
OSP обеспечивает более толстый и жёсткий каркас для сборки подушки, при этом позволяя ей оставаться гибкой. Это похоже на то, как жесткий периметр теннисной ракетки поддерживает её упругие струны.
Выступ позволяет дизайнерам использовать большие воздушные камеры без ограничений и формировать верхнюю часть подошвы так, чтобы она соответствовала стопе. А это является исключительно сложной задачей. Разделительные и формирующие линии OSP могут быть скрыты, благодаря чему соединение между подушкой и верхом кажется бесшовным.
Знаковые вехи серии Air Max
1991 – дизайнер-ветеран Брюс Килгор, один из тех, кто изначально использовал Air в баскетбольной обуви, применил технологию выдувного формования для создания первого блока Nike Air 180, который виден сквозь пятку обуви и по бокам.
1993 – Nike совершенствует искусство выдувного формования в Air Max 93, позволяя дизайнерам создать элемент Air-Sole, который буквально выходит за пределы межподошвы. Новая технология обеспечивает на 35% более мягкую амортизацию Air, полную видимость воздуха в пятке и совершенно новый вид.
2006 – Nike создаёт первую межподошву Nike Air с углом обзора 360 градусов, полностью исключающую традиционную межподошву. Истоки проекта уходят корнями в так называемый «пузырьковый воздух». Он включал вакуумное формование полиуретанового листа и подошвы вместе, укладывание другого листа сверху, соединение этих листов и последующее надувание. Nike Air 360 хорошо демонстрирует, как идеи трансформируются и перекрестно опыляются.
Смотрите также
Поделитесь с друзьями
Как вам кроссовки Air Max? Поделитесь в комментариях 💬
Подпишитесь, чтобы не пропустить ничего интересного про Nike 🙂
Технология Nike Air
Уверен, многие из Вас неоднократно видели и даже покупали себе кроссовки с пометкой “Air”, даже не вдаваясь в подробности, что на самом деле означает эта надпись. Давайте изменим это и познакомимся с одной из самых востребованных систем амортизации среди спортсменов!
С самого первого дня использования кроссовок, пенный материал в подошве подвергается деформации и с каждым шагом или прыжком амортизация подошвы становится слабее. Исследования показали, что после пробега в 500 км стандартная подошва теряет до 40% своих защитных функций! В компании Nike решили данную проблему, частично заменив слой пены воздушной подушкой Nike Air. Эта идея позволила удерживать показатели амортизации подошвы и её защитные свойства на одном уровне в период всего срока службы кроссовок.
Интересно, что человек, положивший начало легендарной технологии Nike Air не был сотрудником фирмы Nike, он был специалистом в области космонавтики и аэродинамики. Звали его Фрэнк Руди (Frank Rudy) и работал он в NASA.
Сегодня, в зависимости от потребностей, спортсмен может выбрать подходящую именно ему систему Air в подошве:
1. Амортизация
Вывод по амортизации Nike Air:
защищает суставы, мышцы и кости от повреждений;
обеспечивает больший комфорт;
меньше утомляет спортсмена, позволяя ему добиваться лучших результатов.
2. Стабильность
Вывод по стабильности технологии Nike Air:
В отличии от пены, воздушная подушка Nike Air способна выдерживать минусовые температуры.
Защита суставов, мышц, а так же комфорт от использования кроссовок сохраняется на весь срок службы обуви. Воздушная подушка портится лишь тогда, когда прокалывается.
В случае с Nike Air дорого значит дешевле! Так как лучше купить одну пару подороже и носить ее долго, чем купить 2-3 пары кроссовок, потерявших свои свойства через 1000 км пробега. Профессиональные бегуны говорят, что кроссовки с технологией Nike Air не теряют своих свойств даже через 2000 км.
3. Легкость
Вывод по легкости технологии Nike Air:
повышенное ощущение легкости;
меньший порог усталости;
больший запас сил во время нагрузок.
4. Универсальность
Вывод по универсальности технологии Nike Air:
возможность настраивать систему в соответствии с потребностями конкретного вида спорта;
технологическое лидерство среди конкурентов.
Nike Air Max: ключевые моменты
Краткая история развития элемента Air Sole Unit и дизайна, сопутствующего технологии
В честь приближающегося Air Max Day 26 марта, мы рассказываем о ключевых моментах линейки Nike Air Max. Данный материал — обзорный взгляд на тридцатилетнюю историю технологии, создавшей новый стиль в спорте и на улицах.
Nike Air Max 1 (также известны как Air Max 87)
Создавая первую модель под лейблом «Air Max», дизайнер Тинкер Хэтфилд в прямом смысле слова перевернул индустрию с ног на голову — его задумка смещала привычный фокус с верха на низ конструкции. Вдохновившись центром искусства и культуры Жоржа Помпиду в Париже, где трубопроводы, лифты и эскалаторы вынесены наружу здания, Хэтфилд решил обнажить капсулу с инертным газом в подошве — Air Sole Unit.
Оригинальная расцветка Air Max 1 1987 года смело комбинировала яркий красный с оттенками белого, а приставка «Max» обозначала увеличенный объем капсулы по сравнению с предыдущими кроссовками Air. Спустя 30 лет Air Max 1 остаётся одним из популярнейших силуэтов линейки, но эксперименты того времени только начинались.
Nike Air Max Light (также известны как Air Max II)
Не слишком популярный силуэт, который редко появляется в нынешних релизах. Причины очевидны — внешне он едва ли отличается от предыдущего собрата. Тем не менее, его достоинством было наличие закрытого Air Sole Unit в мыске, а также облегчённая конструкция, направленная на совершенствование Air Max 1 без необходимости новых инноваций.
Nike Air Max 90 (также известны как Air Max III)
Желая увеличивать рекорды спортсменов, Тинкер Хэтфилд действовал в единственно логичном направлении — увеличении объема воздушной капсулы. Сочетать такую подошву с верхом оказалось сложнее, чем он думал, поэтому в итоговом варианте она разбита на три части: это позволяет применять различные материалы и технологии в одном месте. Визитной карточкой Air Max 90 считается расцветка «Infrared» с акцентами красного на полиуретановых деталях, однако при первом релизе подобная модель называлась «Hyvent Orange».
Nike Air Max 180
Элегантное решение, перенёсшее Air Sole Unit ближе к подмётке, сделало возможным обзор капсулы с трёх сторон, в том числе снизу — отсюда и название, обозначающее угол в 180 градусов. За разработку отвечала команда во главе с Тинкером Хэтфилдом и Брюсом Килгором, а директор Nike по инновациям Дэйв Форлэнд назвал Air Max 180 одним из самых трудоёмких силуэтов в истории Air Max.
Nike Air Max 93 (также известны как Air Max 270)
Больше — лучше. Продолжая тенденцию, кроссовки снова обрели увеличенную капсулу инертного газа, расширившуюся до пятки. Развитие технологий полимерных материалов позволило поднять угол Air Sole Unit до 270 градусов — удобнее, выразительнее, стабильнее. По каким-то причинам Air Max 93 не стали такими же популярными, как другие собратья, и несмотря на огромное количество релизов в 2014-2015, 2016 год прошёл для них совсем в тишине. Ждём и надеемся.
Nike Air Max 95
Важные для линейки Air Max кроссовки, в которых молодой дизайнер Серхио Лосано отразил свои амбиции: «Все вокруг говорили „просто получай удовольствие“, а я был молодым и слегка наивным, так что это всё, что мне нужно было слышать». Air Max 95 вдохновлены анатомией — их строение напоминает человеческое тело, где шнуровка и петли являются ребрами, боковые детали — мышцами, пятка и подошва — позвоночником, а сетка — имитацией кожи. Общий вид кроссовок также напоминает слоистый вид Гранд-Каньона, где на стенах постепенно обнажаются слои — Air Max 95 следуют такому же принципу. Главную инновационную роль в силуэте сыграли видимые вставки Air Sole Unit в мыске, которые ранее появлялись в конструкции только скрытыми. Успехом признана и оригинальная расцветка: «все твердили, что серое продать нельзя, но я хотел доказать обратно» — говорит Серхио, воплотивший неоновый дизайн с градацией серых оттенков.
Nike Air Max 97
Один из самых спорных силуэтов Air Max. Для первого крупного юбилея бренде подготовил полноразмерный Air Sole Unit длинной во всю подошву, и позаимствовал дизайна верха от Air Max 95 с его волнистыми линиями. Результат — серебристые кроссовки, которые большинство либо ненавидело, либо обожало. Но это было 20 лет назад — сейчас отношение к ним более лояльное, в основном из-за той частички истории, которую они в себе несут.
Nike Air Max TN (также известны как Air Max Plus)
Стоя на пороге нового тысячелетия, Air Max TN в 1998 году поразили даже любителей футуризма — изогнутые линии конструкции напоминали инопланетный аппарат, а подошва обзавелась механизмом, регулирующим амортизациию в зависимости от нагрузки стопы в том или ином месте — его назвали «Tuned Air». По количеству выпущенных модификаций Air Max TN может посоревноваться с Air Max 1, а его внешний вид гарантирует актуальность как минимум ещё десяток лет.
Nike Air Max 360
В 2006 году возможности инженеров Nike доросли до проектирования прочного и надёжного Air Sole Unit ещё больших размеров, они сделали то, что планировали почти двадцать лет. Air Max 360 стали первыми кроссовками, где подошвы в традиционном понимании не было вообще — только элементы Air, которые можно разглядеть с любой стороны.
Nike Air VaporMax
Силуэт Air VaporMax готовится к презентации 26 марта, в Air Max Day, но уже сейчас мы знаем, что будет внутри: полное собрание достижений и разработок бренда за последние три десятка лет. Эластичный и «дышащий» Flyknit помещён прямиком на Air Sole Unit: если предыдущие версии Air требовали дополнительной резиновой прослойки для защиты и прочности, инновации сегодняшних дней позволяют объединить все части Nike Air на одном слое. Благодаря этому, каждая часть кроссовка способна двигаться отдельно и принимать любую форму — кульминация Air Max, готовящаяся оставить не меньший след в истории, чем Air Max 1 в 1987.
История технологии Nike Air. Когда абсурд никто не замечает
Как и многие подростки 1990-х, которые сегодня переоценивают, казалось бы, привычные и понятные, вещи, я всё чаще сталкиваюсь с абсурдостью своего тогдашнего мышления. Я не отрицаю, что это проблема возрастного переосмысления и жизни по принципу здравого смысла, и что современные подростки также проходят через нечто подобное, и что данная статья никак их не переубедит. Но попробовать стоит. И начнём с громкого заявления, что Nike Air – полная ерунда. Я не пытаюсь доказать, что технология Nike Air бесполезна, я хочу оказать, что сама технология, в корне, абсурдна и всего лишь является маркетинговым ходом, который позволяет компании, де-юрэ и де-факто, продавать воздух.
Наполненные газом амортизирующие ячейки коренным образом изменили мир кроссовок, когда они впервые появились более 30 лет назад. Реклама Nike, которая поддерживает идею, что герметично упакованный в кроссовки воздух сделает Вас выдающимся спортсменом, не имеет смысла. Достаточно просто обратить внимание на ту обувь, что носят профессиональные бегуны.
Да, заново изобрести кроссовок невозможно, и компания Nike уже кажется это признала. Чем же занимается компания? Она всего лишь пытается убедить неокрепшие умы, что технология Nike Air является чем-то большим, чем просто «фишечкой», основанной на потребительском рефлексорном «вау»-эффекте.
Но так было не всегда.
Первые годы в Орегоне
В 1964 году Фил Найт, бывший бегун из Орегонского университета, и его бывший тренер Билл Бауэрман основали компанию, чтобы предоставить сообществу бегунов доступ к лучшей обуви. Они назвали её Blue Ribbon Sports (BRS), и очень скоро компания стала дистрибьютором для Onitsuka Tiger. По сути, большую часть обуви Бауэрман продавал из багажника своего автомобиля.
Компания Onitsuka не понимала, что Бауэрман практически полностью скопировал их дизайн, пока один из их сотрудников не посетил старый склад BRS в Лос-Анджелесе. Тем не менее, суд постановил, что обе компании могут выпускать, по сути, одни и те же кроссовки. В действительности, Найт и Бауэрман продавали ту же самую обувь тем же самым бегунам, только они заменили эмблему Onitsuka своей собственной. Местная студентка по имени Кэролайн Дэвидсон спроектировала для бренда знаменитую «соплю» (в Америке её называют swoosh), за что Nike заплатила ей всего 35$. Более чем десятилетие спустя Найт подарил Дэвидсон золотое кольцо в виде символа компании, инкрустированное бриллиантами… и конверт с акциями Nike за её работу.
С этого и началась история лжи, или как это принято сегодня называть, маркетинговой компании Nike. Найт и Бауэрман быстро осознали, что им не обязательно продавать уникальный продукт, а важнее продавать идею. Публичное одобрение спортсменов, лозунги – всё это стало неотъемлемой частью бренда, который поощрял людей верящих в сам продукт (бренд), а не в его свойства.
NASA и рождение Nike Air
Неудивительно, что в первые годы существования Nike их пути с NASA пересеклись; в то время почти каждое новое изобретение тем или иным способом касалось космической миссии «Аполлон». И Nike Air не стала исключением.
Nike к концу 1970-х уже была готова к взлету. Компания имела бешеный успех после получения одобрения их новых кроссовок Waffle Trainer бегуном на длинные дистанции Стивом Префонтейна, для которого Бауэрман спроектировал подошву, залив резину в вафельницу жены. Затем в 1978 году Nike продемонстрировал что-то совершенно новое под названием «Air Tailwind».
Изначально спроектированные для Марафона в Гонолулу, Nike Air Tailwind включали новую технологию, разработанную бывшим инженером НАСА Фрэнком Руди. Инновации Руди снова сделали упор на методы аэронавтики под названием пневмоформование резины. Технология когда-то использовалась для создания шлемов для астронавтов, выполнявших миссии на Аполлоне, позже позволила Руди спроектировать промежуточную подошву, в которую он поместил подушки из полиуретана, заполненные плотными газами.
В 1979 году Руди запатентовал этот дизайн. Идея, а также стратегия брендинга, строилась на предположении, что использование воздуха обеспечит превосходную амортизацию, и что подушки с газом не потеряют свои свойства после первого же использования. Nike Air сначала продавали только элитным бегунам, но затем стратегия переключилась на всех, кто готов был потратить на кроссовки 100$ или больше.
Сначала потребители должны были поверить в технологию Nike, обеспечивающую превосходную амортизацию, поскольку Nike Air, для обычного потребителя, не имели ничего нового, в отличие от оригинальных кроссовок Tailwind. По сути, первые массовые Nike Air не имели никакой новой системы амортизации. В связи с этим Nike придумали новую демонстрационную уловку.
Nike Air Max и прибыльная прозрачность
К 1980-м Air Force 1 и оригинальные Air Jordan ворвались в мир баскетбола, параллельно заработав компании имидж бунтарского бренда. Началось это после того, как NBA запретила оригинальные Air Jordan за несоответствие цветов. Последовали судебные иски, но Джордан отказывался снимать кроссовки, а Nike, по сути, оплачивали все его штрафы. Но компания продолжала обновлять и продвигать технологию Nike Air на новые уровни.
Nike стала компанией-миллиардером в 1986 году, когда закончила крупную модернизацию своей линии обуви на воздушной подушке. В следующем году компания выпустила Air Max 1, кроссовки, демонстрирующие воздушную подушку в небольшом «окне» в области пятки.
Произошёл небольшой реинжиниринг. То, что было тонким контейнером для воздушной подушки, было перепроектировано в нечто хлюпающее и содержащее «видимый воздух». В центре была толстая подушка, которая обеспечивала основную амортизацию. Это был маркетинговый ход, а не прорыв в индустрии, как утверждала компания. Воздух был не только видимым, Вы также могли ткнуть подушку с газом и почувствовать сильную отдачу.
Обувь Air Max наглядно демонстрировала технологию, не прилагая слишком много усилий для того, чтобы объяснить, как она работала. По сути, это просто подушка из полиуретана, заполненная инертным газом. Простота стала ключевой в общем замысле. В итоге, оригинальные кроссовки Nike Air Max I, разработанные легендарным маэстро Air Max Тинкером Хатфилдом, вывели формулу, которая позволила Nike заработать миллиарды долларов за первое десятилетие.
«Обувь была дышащей, гибкой и идеально сидела на ноге. А за счёт того факта, что у неё в подошве была подушка с воздухом, она значительно отличалась от другой обуви того времени», – сказал Хатфилд пару лет назад, рассказывая о линии Air Max.
Кроссовки от Nike продавали не только как кроссовки, заполненные воздухом, но и как довольно уникальный и персонализированный продукт, так как каждая модель была представлена в огромном количестве расцветок. Nike все эти годы изменяла форму и состав, продавая общественности выдуманные инновации, которые появлялись в каждом последующем поколении кроссовок Air Max. Однако, принцип воздушной амортизации, обеспечивающей комфорт и развитие, укоренился в маркетинговой стратегии компании.
Внезапно кроссовки стали нечто большим, нежели смесью синтетики и резины, которую Вы привязывали к ногам и использовали в качестве устройства, которое делало Вас спортсменом. Хатфилд также утверждал, что дизайн Air Max был вдохновлён Центром Помпиду в Париже, намекая на легендарных архитекторов Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса. Действительно, технология заставила кроссовки выглядеть футуристическими.
Короткая семейная история Air Max и его потомков
В данной статье, предлагаю сосредоточиться на кроссовках для бега, так как технология Nike Air изначально была ориентирована на ведущих бегунов. Также важно подчеркнуть, что Nike продавал дополнительную амортизацию как нужную для каждого бегуна вещь. Это утверждение стало довольно сомнительным в последние годы. Эксперты говорят, что такие обувные компании как Nike виновны в появление этого заблуждения.
Проблема обувной промышленности в целом состоит в том, что все производят стандартизированную обувь. Методы производства обуви не учитывают особенностей каждого бегуна и не соответствуют их потребностям. И тем самым путь инновации Air Max свелся к великому американскому идеалу – больше значит лучше. Эта философия ярко выражена в теперь культовой рекламе Air Max 1990-х. Даже эстетический простой чёрный текст на абсолютно белом фоне подчёркивает эту простую, но смелую формулу.
«[Если Вы любите] Air Max», – как будто говорит реклама, – «[Вы полюбите] Ещё больше Air Max».
С тех пор всё становилось всё более абсурдным. В 1991 году, в один год с выпуском Air Max BW, Nike представили Air Max 180, в которых Вы могли видеть движение воздуха от пятки до основания стопы.
Потом появились Air Max 93 с видимым воздухом, в которых воздушная подушка была полностью «обнажена» в области пятки. Они выглядят очень круто, а что ещё надо обычному подростку.
А что о технологии Air Max говорит Nike? Действительно ли подушка заставляет спортсменов бежать быстрее и прыгать выше? Вы удивитесь, но компания Nike этого никогда не утверждала.
Вместо этого она создала вульгарную коммерческую звезду из Куинси Уотса, американского бегуна, который только что выиграл две золотые медали на Олимпийских играх 1992 года в Барселоне. Конечно, когда он победил, он не был в кроссовках Air Max 93. Но кто обратит внимание на подобную мелочь?
Nike использовал звёздных спортсменов, чтобы продвигать «новые технологии», точно не объясняя их преимуществ. Лозунги в рекламе всегда были чёткими и однозначными: «чем больше воздуха, тем лучше обувь». А видимый воздух выглядит ещё круче. Суперамортизация также не всегда является столь уж хорошей вещью.
Nike добился прогресса с Air Max 95, не только с точки зрения технологии, но и с точки зрения дизайна. Проектировщик обуви Серхио Лозано резко ушёл от простоты ранее разработанных Хатфилдом кроссовок, вследствие чего кроссовки стали ещё более странными. В Air Max 95 появилось узкое окно с воздухом в носовой части, а также новое выпуклое окно в пятке. Новое оригинальное сочетание серого и неоново зелёного напоминало о популярном триллере «Инопланетянин».
В дополнение к смелому дизайну технология Air Max сделала обувь реальной данью моде. При этом никто не обратил внимание на то, что во время Летних Олимпийских игр 1996 года в Атланте ни один спортсмен не использовал подобные кроссовки. Спонсируемый Nike бегун Майкл Джонсон носил изготовленные на заказ золотые шиповки, у которых фактически вообще не было амортизации.
К концу 1990-х тенденции в индустрии спортивной обуви повернулись больше в сторону разумного, а не сенсационного. New Balance и Asics подчёркивали качество и возможность персонализации, при этом обеспечивая достойную амортизацию. Nike, с другой стороны, окунулись с головой в технологию Air Max.
После того, как Air Max 95 доказали, что герметичные подушки с воздухом находятся не только в пятке обуви, Nike постепенно начали заполнять воздухом середину подошвы. В Air Max 97 окно с видимым воздухом занимало всю длину подошвы.
Тогда Nike, в Air Max Plus, придумали нечто под названием Tuned Air – различные типы давления в различных частях обуви. Фишка Tuned Air заключается в добавлении механических элементов в обувь, которые обеспечивали нужное количество поддержки там, где это необходимо. Существовала также целая линия обуви с технологией Zoom Air, которая по словам Nike «превращала давление каждого шага в отзывчивую энергию для следующего». К тому времени, когда наступил 2006, Nike сделали неизбежное и выпустили Air Max 360, обувь с окном для воздуха, которое занимало всю подошву: от пятки до пальцев ног.
Таким образом, мы продвинулись от «Air Max» и «Ещё больше Air Max» до «Буквально максимального количества Air Max, которое может поместиться в обувь». Вот вся история развития с 1987 до 2015.
Если команды маркетологов из Nike говорили правду, эти кроссовки должны были буквально заставить спортсменов летать. Если желание Nike улучшить технологию, чтобы превратить спортсменов в чемпионов, было искренним, мы должны были видеть, как олимпийцы парят над толпой в своих волшебных Air Max. Но этого не произошло.
Фактически, верным является как раз обратное.
Nike называет ерундой свою собственную продукцию
Через несколько лет после выпуска Air Max 360 пара торговых представителей Nike посетила спонсируемых спортсменов в Стэнфордском университете, чтобы узнать, какую из последних моделей их кроссовок они предпочитают. Главный тренер Стэнфорда Вин Лананна порадовал их очень интересными новостями: его спортсмены показывали лучшие результаты, когда занимались босиком.
Эта ситуация хорошо описана в книге Кристофера Макдугла «Рождённом бежать», который предпочитал бегать босиком. Автор разговаривал с легендарными бегунами со всего мира, включая Тарахумара из Мексики, которые бегали на сотни километров, будучи «обутыми» в тряпки и тонкие кожаные сандалии. Поговорив с экспертами по человеческому телу, Макдугл выяснил, что причуда XX века в создании суперуютной обуви фактически коррелировала с увеличением количества травм.
«Большое количество травм стопы и колена, которое в настоящее время мучает бегунов, вызвано тем, что спортсмены пользуются обувью, которая фактически делает ноги более слабыми, приводит к вывихам лодыжки и создаёт проблемы с коленями» – говорит доктор Дэниел Либерман, преподаватель биологии в Гарварде. «До 1972 года, когда была изобретена современная спортивная обувь, спортсмены бегали в обуви с очень тонкой подошвой, вследствие чего у них были сильные ноги, а количество травм колена было очень маленьким.»
В связи с большим количеством подобных отчётов, бег босиком, а также обувь, которая моделирует такой эффект, сегодня покоряет мир. После того, как ведущие спортсмены Америки заявили Nike, что те тратят своё время на бесполезные свойства, Nike решили создать новую линейку кроссовок, которые подчёркивали всё то, чего не было в Air Max.
Таким образом, Nike провели собственное исследование и выпустили новую модель: Nike Free. Это обувь с минимальной амортизацией и максимальной гибкостью. (Как будто из Air Max 360 просто высосали весь воздух.) К тому же дизайн новых кроссовок включал систему обозначения цифрами, указывающую степень амортизации. Nike Free 3.0 больше всего походят тем, кто предпочитает бегать босиком, а Nike Free 7.0 (которые больше не выпускаются) предлагали больше амортизации. Теперь это – Nike Free 5.0 V6.
«Мы обнаружили огромное количество людей по всему миру, которые всё ещё бегают босиком, и выяснили, что во время толчка и приземления их ноги имеют больше свободы для движения», – заявил Джефф Пискайотта, старший исследователь в научной лаборатории Nike, Макдуглу. «Их ноги совершают огромное количество движений, что означает, что они испытывают меньше пронации, а давление распределяется по большей площади.»
Первые кроссовки Nike Free вышли в 2005, и технологии стали одним из краеугольных камней линии Nike. Проектировщики Nike, наконец, признали, что подошва – «просто кусок твёрдой пены».
После появления фанатов бега босиком, появилось огромное количество исследований, заявляющих, что слишком маленькое количество амортизации также плохо, вследствие чего большая часть бегунов вернулась к использованию простой и удобной обуви.
В итоге использование технологии проектировщиками Nike похоже на отношение индустрии моды к определённым повторяющимся тенденциям. Они приходят и уходят без особого смысла или причин. Постоянно развивающиеся технологии Nike в обуви имеют довольно мало научной подоплёки. Но, кажется, что для поклонников бренда это не имеет никакого значения.