что такое qnh в авиации
Давление. Что такое QNH, QFE, QNE? Высоты, эшелоны
Пользователи авиасимуляторов всё больше и больше узнают нового об авиации и самолётовождении. Выполняют самые разнообразные полёты – от аэродромного круга на маленькой Цессне до межконтинетальных рейсов на огромных авиалайнерах. Наши отечественные пользователи X-Plane облетав территорию вокруг Сан-Бернардино, возвращаются на Родину и начинают отмерять километры от Москвы до Санкт-Петербурга и далее по всей нашей необъятной стране. Изучая схемы аэродромов они наталкиваются на аббревиатуры QNH, QFE и QNE, а потом когда выходят в онлайн во всемирное виртуальное пространство, знакомятся с виртуальным диспетчерам и начинают не понимать, что он имеет ввиду, когда говорит про эшелоны и высоты перехода. Более опытные из пользователей начинают догадываться, что речь идет о давлении, которое необходимо установить на высотомере, но откуда оно берется и зачем это делается – для многих так и остаётся не совсем понятным. Этот материал должен восполнить все пробелы.
Высотометр и давление.
Для начала вспомним курс физики и в дух словах разберём принцип действия барометрического высотомера. Атмосфера земли состоит из смеси газов, которые имеют определенный вес и, соответственно, оказывают своим весом некоторое давление на поверхность земли и предметы на ней расположенные. Известно также, что чем выше подниматься над землей, тем давление атмосферы постепенно ослабевает. На использовании этого свойства атмосферы и работают барометрические высотомеры. Внутри такого высотомера (или где-то неподалеку от него), расположена анероидная коробка, соединенная посредством механизма со стрелками (или через электронную схему с табло) прибора. При изменении высоты полета коробка под воздействием изменяющего давления сжимается или расширяется, и это движение передается на стрелки прибора, по которым и определяют высоту полёта.
Высота полета в России и некоторых других странах измеряется в метрах, а во всем остальном мире в футах. Для справки: 1 фут равен 0,305 метра. Соответственно и высотомеры бывают «метровыми» и «футовыми». На обоих типах высотомеров, как на часах, есть две стрелки. Длинная стрелка показывает сотни метров или футов, а короткая – тысячи. На футовых высотомерах, кроме того, делают поворачивающуюся шкалу или размещают специальный индекс, чтобы отображать десятки тысяч футов высоты.
Основная цель, с которой в процессе полета пилот изменяет значение давление на высотомере – обеспечить для всех воздушных судов, находящихся в воздушного пространства единую точку отсчета высоты. Это нужно не столько для того, чтобы все самолеты летели на одной высоте, а наоборот, чтобы самолеты, которые должны лететь на разной высоте действительно имели между собой необходимый вертикальный интервал.
Правила установки давления на высотомере жестко регламентированы. Диспетчеры сообщают пилотам давление, которое должно быть установлено в той или иной фазе полета. Пилоты самостоятельно осуществляют перевод давления на высотомерах по информации диспетчера в соответствии правилами. И не смотря на общие принципы этих правил – в разных странах они разнятся. И в России эти отличия наиболее заметны.
Существуют три варианта значений давления, которые могут быть установлены на высотомере.
QNH (произносится как Кю-Эн-Эйч). Давление, приведенное к уровню моря. При установке этого давления на высотомере, прибор будет показывать высоту полета воздушного судна относительно уровня Балтийского моря (этот уровень является мировым эталоном). Для того, чтобы определить реальную высоту полета воздушного судна над земной поверхностью, используя этот тип давления потребуется знать лишь превышение рельефа земли над уровнем моря. Эти цифры печатают на любой топографической карте. Т.е. вычитая из высоты на высотомере, превышение рельефа местности над уровнем моря, и получают истинную высоту полета над землей. Однако, поскольку рельеф под самолетом в процессе полета постоянно меняется, значение истинной высоты полета также изменяется, и при пилотировании обычно не используется.
QFE (произносится как Кю-Эф-И). Давление на ВПП аэродрома. При установке этого давления на высотомере, прибор будет показывать реальную высоту полета воздушного судна относительно ВПП аэродрома. Если ВС находится на самой ВПП перед взлетом или после посадки – высотомер будет показывать ноль. Поскольку ВПП аэродромов в большинстве случаев расположены на различной высоте относительно уровня моря, при одном и том же атмосферном давлении, давление на этих ВПП также будет различаться. О том где взять значение давления на ВПП речь пойдёт ниже.
Высоты и эшелоны.
Высоты и эшелоны перехода.
Горные аэродромы
И все было бы хорошо, если бы не одно но… Существуют аэродромы, классифицируемые как горные, т.е. аэродром, расположенный на местности с пересеченным рельефом и относительными превышениями 500 м и более в радиусе 25 км от контрольной точки аэродрома (КТА), а также аэродром, расположенный на высоте 1000 м и более над уровнем моря.
Также приведенное давление (QNH) используется при полетах ниже эшелона перехода. Обычно это полеты на небольших самолетах по правилам визуальных полетов. В таких случаях после взлета и выхода на маршрут на высотомере устанавливается значение минимального приведенного давления по району полета. При переходе из одного района полетов в другой это давление может изменяться по метеорологическим условиям. При подходе к аэродрому посадки на высотомере устанавливается давление этого аэродрома (QFE).
Ниже нижнего эшелона.
Отличие правил установки давления.
Существуют различия в принципах и правилах установки давления в разных странах. Различие заключается в том, что практически нигде, кроме России (и некоторых стран бывшего СССР), не использует давление аэродрома (QFE). При взлете и посадке устанавливают приведенное давление, т.е. стоя на ВПП высотомер не показывает «0», он показывает превышение ВПП над уровнем моря. И это первое и главное различие в правилах установки давления.
Как это в симуляторе?
Родиной любого авиасимулятора является Америка. И вполне просто догадаться какие правила полетов и единицы измерения используются в этих симуляторах. Может в будущем ситуация и изменится, а пока, что в Африке, что в Европе, что в России, в симуляторе все летают по американским правилам: язык радиообмена – английский, высоты в футах, давление в дюймах, взлеты и посадки по QNH, и, единый эшелон перехода – 18000 футов. Но эти правила действуют только в том случае, если вы летаете со встроенным в симулятор компьютерным диспетчером.
Но бывает всё и по-другому. Подключившись к одной из сетей виртуального воздушного пространства (напр. IVAO), вы можете стать участником полноценной организации воздушного движения. В качестве диспетчера здесь будет выступать живой человек, который будет общаться с вами живым голосом, создавая реальные правила радиообмена. И что самое главное – в этих сетях действуют реальные правила полетов. Или скажем настолько реальные, насколько это возможно в виртуальном мире. Во Франции вы услышите французский язык, а в Финляндии – финский, причём если вы не владеете языком той или иной страны – с вами будут разговаривать на международном – английском и т. д.
Где же брать цифры давления?
Как получить информацию METAR? В разных симуляторах это выполняется по разному. Например в X-Plane, существует возможность получать напрямую с международного сервера погодной информации полные данные о погоде практически любого аэропорта и аэродрома мира. Если в симуляторе вызвать функцию виртуального АТС (проще говоря управление воздушным движением) и выбрать ATIS того аэродрома, в котором в данный момент находитесь, вам будет выдана текстовая информация, а в дополнение автоматически озвученная голосом, среди которой будет фраза типа «altimeter 2997». Это и есть величина того самого давления QNH в дюймах ртутного столба. Если необходимо её можно пересчитать в мм.рт.ст. или ГПа. И выставив это значение на высотомере вы увидите высоту превышения данного аэродрома над уровнем моря.
А вот при полетах в онлайн это происходит интереснее. Там, как и в реальной жизни, узнать давление вы сможете или из информации АТИС данного аэродрома, или из информации METAR, выбранного вами аэродрома или просто спросив у диспетчера. А чаще диспетчер сам скажет вам, когда это потребуется, нужное давление.
Прежде всего, перед вылетом, по схемам следует ознакомиться с аэродромом, на котором планируется произвести посадку. Нужно выяснить превышение ВПП аэродрома над уровнем моря. Далее следует запомнить, что у земли давление падает на 1 мм.рт.ст. на каждые 11 метров высоты.
Заключение.
Остается пара последних вопросов – как узнать высоту и эшелон перехода, т.е. чтобы знать когда именно необходимо производить изменение установок высотомера? Если внимательно изучить любую схему SID или STAR, то эти значения можно найти именно на них. Вот пример:
fl_tl.gif 14,12К 7 Количество загрузок
Кроме того, при заходе на посадку значение эшелона перехода сообщает диспетчер. Как правило, значение высоты перехода устанавливается фиксированное, а значение эшелона перехода обычно зависит от давления на аэродроме. А еще, изучая зарубежные схемы заходов на посадку в наши аэропорты, можно заметить, что некоторые значения высот указаны в скобках, а некоторые без скобок (см. рисунок выше). В скобках указаны высоты относительно порога ВПП, т.е. по давлению аэродрома (QFE). А те, которые без скобок – либо по приведенному (QNH), либо по стандартному давлению (QNE), в зависимости от значения.
Давление QNE, QFE и QNH.
На высотомере устанавливается заранее определенное значение 1013 ГПа / 29.92 д.рт.ст / 760 мм.рт.ст.
При установке такого давления на высотомере, отображаемая прибором высота никоим образом не будет привязана ни к реальной высоте полета, ни к изменяющемуся атмосферному давлению.
Смысл установки стандартного давления в том, что при полетах экипажу не придется каждый раз переставлять давление при переходе из одной погодной зоны в другую. Но при этом у всех воздушных судов, установивших стандартное давление (QNE), будет единая точка отсчета высоты, и, соответственно при полете на разных высотах будет обеспечиваться тот самый вертикальный интервал, ради которого все это и делается.
Стандартное давление пилот обязан установить при пересечении высоты перехода.
Давление QNH или QFE устанавливается ниже эшелона перехода. Давление QNH или QFE и эшелон перехода дается диспетчером круга/подхода.
При установке этого давления на высотомере, прибор будет показывать высоту полета воздушного судна относительно уровня моря.
Данное давление не учитывает высоту аэропорта над уровнем моря. Следовательно, при установке давления QNH аэропорта и нахождении ВС на перроне/ВПП/РД, высотометр ВС покажет высоту соответствующую высоте аэропорта над уровнем моря.
Для того, чтобы определить реальную высоту полета воздушного судна над земной поверхностью, используя этот тип давления потребуется знать лишь превышение рельефа земли над уровнем моря. Эти цифры печатают на любой топографической карте. Т.е. вычитая из высоты на высотомере, превышение рельефа местности над уровнем моря, и получают истинную высоту полета над землей. Однако, поскольку рельеф под самолетом в процессе полета постоянно меняется, значение истинной высоты полета также изменяется, и при пилотировании обычно не используется.
При установке этого давления на высотомере, прибор будет показывать реальную высоту полета воздушного судна относительно ВПП аэродрома.
Давление QFE учитывает высоту аэропорта над уровнем моря. Следовательно, если ВС находится на перроне/ВПП/РД и установлено давление QFE аэропорта – высотомер будет показывать ноль. Поскольку ВПП аэродромов в большинстве случаев расположены на различной высоте относительно уровня моря, при одном и том же атмосферном давлении, давление на этих ВПП также будет различаться.
В коде METAR приводится давление QNH. Зная давление QNH легко определить QFE:
При взлёте и посадке в России на высотомере самолёта установлено атмосферное давление аэродрома (QFE), когда самолёт находится на взлётно-посадочной полосе, высотомер показывает высоту 0. В большинстве других стран, высотомер установлен на давление, приведённое к уровню моря (QNH), то есть высотомер показывает высоту над уровнем моря.
После взлёта экипаж устанавливает стандартное давление (QNE) — 1013 ГПа / 29.92 д.рт.ст / 760 мм.рт.ст.
Высота, при пересечении которой устанавливается стандартное давление, называется высотой перехода.
При снижении, значение давления на высотомере устанавливается при пересечении эшелона перехода. В России при этом устанавливается давление на уровне аэродрома (QFE), во многих других странах давление, приведённое к уровню моря (QNH). Эшелон перехода может изменяться для каждого аэродрома.
Горизонтальный полёт ниже эшелона перехода, но выше высоты перехода (переходный слой) запрещён. В этом диапазоне возможно только снижение или набор высоты.
Что такое qnh в авиации
Правила ИКАО определяют систему выдерживания высот полета и метод установки барометрических шкал высотомеров, основные принципы которых заключаются в следующем:
1. При полете по маршруту барометрическая шкала высотомера устанавливается на давление 1013,2 гПа (QNE) и положение воздушного судна (ВС) в вертикальной плоскости определяется эшелонами полета.
2. В районе аэродрома ниже эшелона перехода барометрическая шкала высотомера устанавливается на давление аэродрома (порога ВПП), приведенное к среднему уровню моря (QNH), положение ВС в вертикальной плоскости определяется абсолютной высотой полета.
3. Изменение системы отсчета от эшелонов к абсолютной высоте и наоборот происходит на высоте перехода (ТА) при наборе высоты и на эшелоне перехода (TL) при снижении.
4. Сохранение безопасной высоты пролета над препятствиями на всех этапах полета может осуществляться (в зависимости от радио- и навигационного оборудования ВС) одним из следующих способов:
– использованием текущих сообщений соответствующего органа диспетчерской или информационной службы о давлении, приведенному к среднему уровню моря (QNH) ;
– использованием текущих сообщений совместно с другой метеорологической информацией (например прогнозом о самом низком давлении, приведенном к среднему уровню моря для определенного маршрута или отдельных его участков) ;
– использованием величин наименьших абсолютных высот эшелонов, полученных из климатологических данных (например, из карт барической топографии), при отсутствии текущей информации.
5. При заходе на посадку сохранение минимальной безопасной высоты пролета над препятствиями осуществляется по высотомеру, барометрическая шкала которого установлена на давление аэродрома (порога ВПП), приведенное к среднему уровню моря (QNH). По желанию экипажа может быть рассчитано и установлено на барометрической шкале высотомера давление аэродрома (порога ВПП) (QFE).
Метод допускает отклонения, связанные с местными условиями или национальными правилами полетов, но без отступления от основных принципов ИКАО.
Высоты и уровни отсчета (см. рисунок) в аэронавигационных документах обозначаются следующими терминами:
С этой терминологией связаны следующие сокращения и обозначения.
Общие сокращения и термины
стандартное давление на уровне моря (1013,2гПа = 760 мм рт. ст. = 29,92 дюйма)
показания барометрического высотомера, установленного по QNE без учета температурной поправки.
давление в данной точке, приведенное к среднему уровню моря.
показания барометрического высотомера, установленного по QNH без учета температурной поправки.
давление аэродрома на уровне порога приземления.
показания барометрического высотомера, установленного по QFE без учета температурной поправки.
Барометрический уровень
средний уровень моря.
Above Mean Sea Level
над средним уровнем моря.
Height Above Mean Sea Level
истинная относительная высота над средним уровнем моря.
уровень земли (воды).
Above Ground Level
над уровнем земной поверхности.
Airport Reference Point
контрольная точка аэродрома (КТА).
Above Airdrome Level
над уровнем аэродрома.
над уровнем аэродрома.
истинная высота над зоной приземления.
Height Above Airport
высота над уровнем аэродрома.
Характерные высоты и уровни полета в районе аэродрома
высота перехода, абсолютная высота полета, над которой и ниже которой вертикальное положение ВС определяется по QNH.
высота перехода, относительная высота полета, на которой и ниже которой вертикальное положение ВС определяется по QFE.
эшелон перехода, самый нижний эшелон полета, который может быть использован над высотой перехода, определяется по QNE.
На некоторых аэродромах, где годовые колебания давления незначительны, эшелон перехода постоянен и указывается в заголовке схемы аэропорта, а некоторые государства могут устанавливать на своей территории единый эшелон перехода на год, о чем сообщается в документах аэронавигационной информации.
В США нижний используемый эшелон полета является одновременно и эшелоном перехода, который определяется экипажем самостоятельно в зависимости от значения QNH:
Безопасные высоты при заходе на посадку
критическая высота (минимальная высота над аэродромом), наименьшая установленная для данного аэродрома высота, ниже которой не может быть выполнен безопасный заход на посадку или уход на второй круг (по приборам), дается по QFE или QNH.
высота принятия решения (применяется при заходе на посадку по ILS и GCA), высота по QFE, на которой должно быть принять решение на производство посадки или уход на второй круг.
минимальная высота снижения (применяется, когда посадочные устройства не обеспечивают электронной глиссады), наименьшая высота по QNH, до которой разрешается снижаться на последней посадочной прямой или при выполнении стандартной схемы захода на посадку.
минимальная безопасная высота, наименьшая высота по QNH при заходе на посадку, рассчитанная в соответствии с установленными критериями.
Obstacle Clearance Height
минимальная безопасная высота, наименьшая высота по QFE при заходе на посадку, рассчитанная в соответствии с установленными критериями.
Obstruction Clearance Limit
минимальная безопасная высота пролета над препятствиями, наименьшая высота по QFE (QNH), ниже которой не обеспечивается необходимый вертикальный зазор между ВС и препятствиями при заходе на посадку и уходе на второй круг.
ВЫСОТЫ НА МАРШРУТНЫХ КАРТАХ
Согласно правилам ИКАО местность делится на равнинную и горную.
При этом согласно рекомендациям ИКАО минимальная истинная безопасная высота полета должна быть опубликована на маршрутных трассах для каждого участка маршрута и обеспечивать пролет над наивысшей точкой рельефа в полосе ± 5 морских миль от оси трассы на следующих безопасных высотах:
– в горной местности 200 футов (600 метров).
В международной практике применяются следующие понятия безопасных высот.
1. Минимальную безопасную высоту пролета над рельефом не менее 1000 фут. (300 м).
2. Устойчивый прием радиосигналов радионавигационных станций, обеспечивающих полет по трассе (данному участку трассы).
На картах МЕА указывается рядом с осью маршрута или обозначением трассы в значениях эшелонов (по QNE) или по абсолютной величине в футах (по QNH). Например FL-200 по QNE, и 3000 по QNH. Если под значением МЕА указывается жирная синяя черта (например FL-200 или 3000 ), это означает, что с данного эшелона (высоты) не обеспечивается устойчивый прием радиосигналов. В случае, если трасса не оборудована радионавигационными средствами в конечных точках участка, МЕА не указывается.
При этом MORA обеспечивает только безопасную высоту, но не учитывает другие критерии, поэтому может быть больше или меньше MEA. Поэтому MORA указывается на маршрутных картах вместе с MEA в качестве дополнительной информации по абсолютной величине в футах (по QNH) с добавлением маленькой буквы «а» после цифрового значения (например 7000а ). Если MORA меньше МЕА на 500 футов (150 метров) или больше МЕА на 100 футов (30 метров), то MORA не указывается.
1. Минимальную безопасную высоту пролета рельефом не менее 1000 футов (300 метров) в равнинной местности и не менее 2000 футов (600 метров) в горной местности.
2. Безупречный прием сигналов радионавигационных станций VHF и LF в пределах 22 морских миль от места расположения станции.
МОСА указывается на американских картах вместо МЕА, но только по QNH в футах с добавлением буквы «Т» на после цифрового значения (например 5000Т ).
ВЫСОТЫ В РАЙОНЕ АЭРОДРОМА
ПРАВИЛА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВЫСОТОМЕРОВ ПРИ ПОЛЕТАХ ПО МВЛ
Правила использования высотомеров заключаются в следующем.
Экипажи Аэрофлота и других российских авиакомпаний используют высотомеры следующим образом.
1. На исполнительном старте шкалу давлений всех высотомеров установить на давление QNH и сличить показания.
3. После занятия эшелона полета сверяются паказания высотомеров и при необходимости вводится поправка в соответствии с единой методикой ввода поправок.
4. На эшелоне полета до начала снижения после получения значения QNH рассчитывается значение QFE по медодике, указанной далее.
5. На снижении на эшелоне перехода:
— на шкалах высотомеров и футомера устанавливается значение QNH;
— на радиовысотомерах устанавливается сигнализация на величину высоты входа в глиссаду;
7. При уходе на второй круг на высотомерах и футомере устанавливается значение QNH.
Пересечение переходного слоя разрешается только в наборе высоты или снижении с контролем высоты по футомеру.
ПРАВИЛА ПЕРЕВОДА QNH В QFE
Пересчет QNH в QFE производится следующим образом.
Если на карте захода на посадку отсутствует барометрический эквивалент высоты ВПП, необходимо с Profile View на карте захода взять высоту зоны приземления TDZE и перевести ее в барометрическую высоту, используя таблицу из клапана Terminal сборника Jeppesen.
Кроме того барометрическая высота может быть рассчитана аналитически по значению средней барометрической ступени, которая определяется из таблицы в зависимости от диапазона высот:
Что такое qnh в авиации
Страницы
вторник, 19 декабря 2017 г.
QNH, QFE, QNE. Установка давления на высотомере.
Барометрический метод измерения высоты, несмотря на свою примитивность, по сей день является основным в авиации. Барометрические высотомеры на самом деле измеряют не высоту, а атмосферное давление. Зная, как изменяется давление с высотой, легко определить высоту. Изменение высоты на единицу давления называется барической ступенью, которая и закладывается в механизм высотомера. Для корректной работы высотомера на специальной шкале необходимо установить исходное давление, то есть давление, которое будет соответствовать нулю высоты. Существуют три общепринятых варианта установки давления, которые обозначаются как QNH, QFE и QNE.
Конечно, в зависимости от условий, реальная барическая ступень будет меняться, но поскольку самолеты преодолевают огромные расстояния за сравнительно небольшое время, нет никакого смысла определять высоту исходя из условий в данной точке. В авиации применяется так называемая международная стандартная атмосфера (ISA). МСА — это модель, в которую заложена в числе прочего барическая ступень и давление на уровне моря. В условиях стандартной атмосферы 1 мм ртутного столба соответствует 11 метрам высоты, а 1 hPA (Гегтопаскаль) 9 метрам. Стандартное давление на уровне моря составляет 760 мм ртутного столба или 1013,25 Гектопаскалей. В некоторых странах, например в США, используют дюймы ртутного столба, и стандартное давление составляет 29.92 дюйма ртутного столба.
Чтобы высотомер мог измерить высоту, ему необходимо задать начало отсчета, т.е. установить давление, которое будет соответствовать нулю высоты. Сразу возникает вопрос, что принять за ноль. Можно принять высоту аэродрома, можно уровень моря, но ни то ни другое не подойдет для длительных перелетов на большие расстояния. Поскольку атмосферное давление — величина переменная, крайне важно чтобы на высотомере было установлено актуальное давление, в противном случае реальная высота может значительно отличаться от индицируемой на приборе, что прямо угрожает безопасности полета.
Сегодня в авиации применяются три системы отсчета барометрической высоты: QNH, QFE, QNE. Стоит оговориться, что это не аббревиатуры, а оставшиеся со времен широкого применения азбуки Морзе радиотелефонные коды.
QNH, QFE, QNE. Уровни начала отсчета высоты.
QNH – это давление на уровне моря в точке измерения, еще его называют давлением приведенным к уровню моря. Если вы установите давление QNH на высотомере, то получите свое превышение относительно уровня моря. После посадки, высотомер, на котором установлено QNH аэродрома, должен показать превышение аэродрома.
QFE – давление, измеренное на уровне аэродрома. Установив давление аэродрома и находясь на этом аэродроме, на высотомере увидим ноль.
QNE – стандартное давление, его значение закреплено документально, и оно постоянно. Как уже говорилось ранее, в зависимости от применяемых единиц измерения, стандартное давление может принимать следующий вид: 760 mmHg; 1013,25 hPA или 29,92 inHg. Кстати, поскольку давление величина переменная, выдерживая постоянное давление самолет фактически не находится в горизонтальном полете. Установив стандартное давление на высотомере, получаем высоту от условного уровня, который может находиться как над уровнем моря, так и под ним (в зависимости от атмосферных условий).
Изменение давления по маршруту полета и
изменение абсолютной высоты при выдерживании постоянной высоты
по стандартному давлению.
Последовательность установки давления.
Если говорить о «большой» авиации, которая летает высоко и далеко, последовательность установки давления выглядит следующим образом.
В зависимости от правил применяемых в конкретной стране и авиакомпании, при подготовке к вылету на высотомере устанавливают текущее значение QNH или QFE аэродрома вылета. Далее в наборе высоты на так называемой высоте перехода, как следует из названия, осуществляется «переход» на стандартное давление (QNE). Высота перехода может быть как своя на каждом аэродроме (как правило, 1000-2000 метров), так и единая на территории государства. Полет по маршруту выше высоты перехода выполняется по давлению QNE, т.е. по стандартному. В снижении, пересекая эшелон перехода, экипаж устанавливает QNH или QFE измеренные на аэродроме посадки. Эшелон перехода, аналогично высоте перехода, может быть как свой для конкретного аэродрома, так и единый для целого государства, например в США на всей территории установлены высота и эшелон перехода 18000 футов.
Крайне важно чтобы на высоте перехода экипаж установил стандартное давление. Вертикальное эшелонирование воздушных судов осуществляется по данным о высоте автоматически передаваемым с борта на землю, именно поэтому необходимо, чтобы на всех воздушных судах высота измерялась от одного и того же уровня. Сегодня во всем мире при полете выше высоты перехода применяется давление QNE, то есть стандартное давление.
Что касается «малой» авиации, которая летает на небольших высотах, выполнение полета по QNH района полета является единственным безопасным методом выдерживания высот. При этом экипаж должен постоянно получать у диспетчера и устанавливать актуальное давление района, над которым проходит полет.
QFE или QNH.
В СССР и России исторически применяется QFE. Однако, с массовой заменой отечественных самолетов на зарубежные обозначилась четкая тенденция перехода на применение QNH.
Немало копий сломано в спорах, что же лучше QFE или QNH, кстати, этот вопрос один из основных в вечном споре двух авиационных школ: западной и советской. Если исключить идеологический подтекст и взглянуть правде в глаза, выполнение полетов по QNH действительно безопаснее.
У QNH есть единственный обоснованный недостаток: при полете в районе аэродрома требуется постоянно держать в голове превышение этого аэродрома. Гораздо логичнее было бы при посадке увидеть на высотомере ноль, что собственно и дает применение QFE.
Стоит напомнить, что высоты препятствий на картах в первую очередь публикуются относительно уровня моря, а значит и высоту лучше измерять относительно уровня моря. Кроме того, при ошибочном переводе давления со стандартного на QNH (или непереходе на QNH), величина вероятной ошибки значительно меньше, чем при переходе со стандартного давления на QFE. Ошибки установки давления QFE на горных аэродромах крайне опасны: если, допустим, превышение аэродрома 1000 метров, и экипаж забыл переставить давление на эшелоне перехода, то при стандартных условиях в процессе захода на посадку экипаж будет фактически занимать высоты на 1000 метров ниже опубликованных. Кстати, при больших превышениях аэродрома шкалы давления на высотомере может просто не хватить для установки низкого давления, при полетах на такие аэродромы применялись специальные методики, что еще больше усложняло работу экипажа.
Сегодня в России по-прежнему широко применяется давление QFE, но допускается и использование QNH. К слову, вся авионика иностранного производства рассчитана на использование QNH, а применение QFE в ряде случаев может привести к некорректной работе бортового оборудования, например системы EGPWS, если источником информации о высоте является баровысотомер.