что такое reperaunt в радиожурналистике

Выразительные средства радиожурналистики

Эффективность радиопередачи, мера её воздействия на аудиторию зависит не только от того, как хорошо поставлен голос журналиста или как лаконично и информативно его сообщение, но в большей степени от выбора комплекса выразительных средств. Тех средств, которые отвечают за эмоциональность эфирного повествования, за его образность, за полное погружение слушателя. Важно понимать, что без этого арсенала работа на радио практически невозможна, ведь всё, что есть у журналиста – это звук, с которым необходимо правильно работать. Результатом этой деятельности становится звуковой образ, на котором и строится общение со слушателями. Звуковой образ – это совокупность звуковых элементов (речи, музыки и шумов), создающих у слушателя посредством ассоциаций представление (в обобщенном виде) о материальном объекте, жизненном событии, характере человека.[3] Каждый из звуковых элементов важен и выполняет свои функции. Несмотря на разницу специфики телевизионной работы и работы на радио, функции всё же смежные, и, таким образом, у речи как звукового элемента основной функцией будет передача и акцентирование информации, у музыки – передать атмосферу, взять на себя роль внутреннего монолога и поддерживать движение, а шум необходим не только как эффект присутствия, но и для ассоциации, символизма.[4]

Первоначально радио рассматривали с точки зрения передатчика информации голосом, но позже начали подключать музыку и шумы. Следующим этапом изучения возможностей радио стало подключение драматизма, усложнение композиции. На этой основе выразительные средства журналистики делятся на две группы. Первая группа является стабильной, то есть не подверженной каким-либо изменениям со стороны радиожурналиста. К этой группе относятся следующие элементы:

· шумы (в том числе реальные, жизненные и записанные в студии);

· документальные записи (записи вне студии).

Эти элементы можно назвать природными, или формообразующими. Другая группа, напротив, мобильна, поэтому её элементы называют техническими, или стилеобразующими. К ним относятся:

· различные технические способы звукообразования (например, ревербация).

Конечно, по мере развития технического оборудования, будут возникать новые возможности для создания звукового образа, а некоторые, наоборот, могут исчезнуть. Рассмотрим подробнее каждую группу средств.

что такое reperaunt в радиожурналистике. Смотреть фото что такое reperaunt в радиожурналистике. Смотреть картинку что такое reperaunt в радиожурналистике. Картинка про что такое reperaunt в радиожурналистике. Фото что такое reperaunt в радиожурналистике

Рис. 1 Выразительные средства радиожурналистики

Первую группу называют формообразующей, так как сочетание элементов этой группы образует форму и жанр передачи. Исторически элемент, который был в арсенале радиожурналиста всегда, – это голос. Деление на женский и мужской голос стало началом обогащения звукового образа радиопередачи, именно поэтому речь (или слово) иногда называют главным инструментом журналиста с микрофоном. Дело в том, что на радио информация передаётся на слух, а значит речь, чаще всего, заменяет «картинки» телевизора или фотографии в газетах и журналах – речь отвечает за образ, возникающий у слушателя во время прослушивания передач. Поэтому у журналиста при работе со словом возникает несколько задач. Первая задача – точное описание события, его атмосферы, достоверность. Но нельзя забывать про лаконичность. Если читатель может вернуться к ранее написанному абзацу в новостной заметке, то слушателю такое не доступно, поэтому краткость в данном случае не должна быть в ущерб пониманию слушателя.

Вторая задача – использование наиболее точной интонации, ведь она порой вмещает в себя больше, чем слова. Простое доказательство тому – наблюдение Бернарда Шоу: слова «да» или «нет» можно написать лишь одним способом, а вариантов произношения – намного больше, причем каждый раз значение будет новым.[5]

Третья задача – поиск логических ударений и экспрессивных акцентов. Умение не только поставить ударение, но и снять его с тех слов, на которых акцента быть не должно, заметил еще родоначальник современной школы театра Константин Станиславский. Слово, зафиксированное микрофоном, передает все чувства и переживания радиоведущего, его посыл, мысль.[6]

После выполнения этих трех задач слушатель может узнать не только доносимую до него информацию, но и внутреннее состояние говорящего. Именно поэтому интонация, ударение и другие фонетические и лингвистические средства должны быть использованы осознанно. Из этого вытекает индивидуальность каждого ведущего по отношению к произнесенному слову. Одну и ту же речь каждый представит по-разному, поэтому наиболее приближенный к идеалу вариант ценен среди радиожурналистов. Немногим дают право выступить в эфире (тем более в прямом эфире), так как, помимо написания текста, необходимо владеть речью, словом, своим голосом.

Следующими формообразующими элементами являются музыка и различные шумы. Многие ассоциируют эти элементы с дополнением к голосовому составляющему радиопередачи, но не всегда это так. Как музыка, так и звуковые эффекты могут быть использованы как самостоятельная часть сюжета. Чаще всего это можно увидеть в документально-художественных жанрах. Музыкальная тема в этих жанрах должна быть максимально сопряжена с темой самой передачи. Музыка может быть использована как характеристика героя, как показатель драматической, лирической или героической ситуации, как фигура умолчания и в других вариантах. Различные шумы в данном случае будут дополнять атмосферу происходящего, добавлять образности, делать акценты.

Музыкальные отбивки и заставки в наше время являются неотъемлемой частью практически всех радиопередач. Хотя, конечно, стоит понимать зависимость жанра и формата и необходимость музыкально-шумового сопровождения. Так, в информационных жанрах практически отсутствуют шумы, а музыка либо максимальна нейтральна, либо убрана вовсе – в таких передачах фон может восприниматься слушателем как что-то искусственное и ненужное, а это отталкивает аудиторию.

Все формообразующие элементы должны не перекрывать друг друга, а, наоборот, сочетаться. Ю. Бокач отмечал: не надо придумывать «звуковую картинку» и «иллюстрировать без необходимости», а слова и фон (или звуки и шумы) должны дополнять друг друга, а не повторять.[7]

У каждого элемента есть возможность выполнять разные функции – на этом строится новое направление радиожурналистики под названием «арт-акустика». Суть передач этого направления состоит в том, что на первое место выходят шумы, а музыка и речь приравнивается к шумам, отчего невозможно четко различить эти составляющие. Всё это доказывает, что каждый элемент может работать как автономно, так и вместе, а работа над ними позволяет найти новый подход к их использованию.[8]

Документальные записи, которые включают в себя речь человека, музыку и шумы, в качестве средства создания звукового образа помогают журналисту наиболее достоверно раскрыть событие или используются в качестве аргументов или доказательств какого-либо материала.

Вторая группа выразительных средств в радиожурналистике называется стилеобразующей. Она мобильна, а потому постоянно пополняется. Но есть наиболее распространенные, которые используются радиожурналистами чаще всего.

Монтаж – это инструмент, без которого не может существовать журналистика на радио. Использовать на радио это средство начали еще в середине прошлого века, но тогда у радиожурналистов не было таких обширных возможностей, как сейчас. Сегодня обилие звуковых программ-редакторов упростило жизнь журналисту, но от этого не изменились формы назначения и использования монтажа. В. В. Смирнов выделил их в своей классификации:

· композиционное перемещение фрагментов;

· использование фона согласно замыслу автора и характера материала;

· создание различных временных и пространственных планов, которые характеризуют время и место действия;

· использование ассоциативного, последовательного, параллельного приемов при движении сюжета;

· создание целостной композиции радиовещания.[9]

Благодаря данному элементу осуществляются изменение силы звучания (понижение, повышения), паузы, различные варианты наложения слов, музыки и шумов. Всё это помогает добиться наибольшей выразительности и правдивости звукового изображения.

Другой стилеобразующий элемент напрямую связан с элементом формообразующим – речью. Голосовой грим работает с голосом ведущего, с его творческой способностью найти подходящее настроение, темп и ритм. Звуковая мизансцена, напротив, работает не с голосом журналиста, а с голосами участников события. Положение микрофона по отношению к участникам очень важно, так как позволяет при различных ракурсах использовать звук или голос в качестве сюжетной, смысловой и эмоциональной основы передачи.

Большая группа технических способов звукообразования – наиболее подвижная, так как с расширением способностей звуковых редакторов и аппаратуры расширяется и данная группа элементов. Дополнительную объемность или эффект «эха» помогает создать такой прием, как ревербация. А. А. Шерель приводит пример такого использования данного приёма: корреспондент пропустил звук падающих капель из крана в тюремной камере через ревербератор и усилитель, чтобы добиться эффекта отсчета времени, плавно перетекающего в выстрелы, похожие на «удары судьбы». Другой приём – «Буратино» (ускорение темпоритма) – также работает с голосом. Благодаря нему корреспондент может показать, например, иронию. Изменение голоса – темпа или высоты – позволяет корреспонденту показать свое отношение к происходящему или навести слушателя на определенные мысли.[10]

Все эти средства, как формообразующие, так и стилеобразующие, работают на создание продукта, который, в первую очередь, будет интересен аудитории, а также будет максимально полно отражать необходимую информацию. Но надо понимать, что все эти средства не используются в одной радиопередаче, чтобы не возникло нагромождения.[11] И, конечно, не все форматы радиостанций нуждаются в использовании всех приёмов, ведь наличие каждого из них зависит не столько от возможностей и знания журналиста, сколько от специфики передачи.

Глава 2

что такое reperaunt в радиожурналистике. Смотреть фото что такое reperaunt в радиожурналистике. Смотреть картинку что такое reperaunt в радиожурналистике. Картинка про что такое reperaunt в радиожурналистике. Фото что такое reperaunt в радиожурналистике

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

что такое reperaunt в радиожурналистике. Смотреть фото что такое reperaunt в радиожурналистике. Смотреть картинку что такое reperaunt в радиожурналистике. Картинка про что такое reperaunt в радиожурналистике. Фото что такое reperaunt в радиожурналистике

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

что такое reperaunt в радиожурналистике. Смотреть фото что такое reperaunt в радиожурналистике. Смотреть картинку что такое reperaunt в радиожурналистике. Картинка про что такое reperaunt в радиожурналистике. Фото что такое reperaunt в радиожурналистике

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Источник

Особенности радиожурналистики и ее жанров

что такое reperaunt в радиожурналистике. Смотреть фото что такое reperaunt в радиожурналистике. Смотреть картинку что такое reperaunt в радиожурналистике. Картинка про что такое reperaunt в радиожурналистике. Фото что такое reperaunt в радиожурналистике что такое reperaunt в радиожурналистике. Смотреть фото что такое reperaunt в радиожурналистике. Смотреть картинку что такое reperaunt в радиожурналистике. Картинка про что такое reperaunt в радиожурналистике. Фото что такое reperaunt в радиожурналистике что такое reperaunt в радиожурналистике. Смотреть фото что такое reperaunt в радиожурналистике. Смотреть картинку что такое reperaunt в радиожурналистике. Картинка про что такое reperaunt в радиожурналистике. Фото что такое reperaunt в радиожурналистике что такое reperaunt в радиожурналистике. Смотреть фото что такое reperaunt в радиожурналистике. Смотреть картинку что такое reperaunt в радиожурналистике. Картинка про что такое reperaunt в радиожурналистике. Фото что такое reperaunt в радиожурналистике

что такое reperaunt в радиожурналистике. Смотреть фото что такое reperaunt в радиожурналистике. Смотреть картинку что такое reperaunt в радиожурналистике. Картинка про что такое reperaunt в радиожурналистике. Фото что такое reperaunt в радиожурналистике

что такое reperaunt в радиожурналистике. Смотреть фото что такое reperaunt в радиожурналистике. Смотреть картинку что такое reperaunt в радиожурналистике. Картинка про что такое reperaunt в радиожурналистике. Фото что такое reperaunt в радиожурналистике

Радиокоммуникация связана со временем, поэтому она необратима, одномоментна, линейна в своем движении. У слушателя нет возможности остановить ее (если, конечно, не брать в расчет отключение радиоприемника). Сведения усваиваются непрерывно в потоке поступления все новых фактов, мыслей. Поэтому радиоинформация действует в значительно большей степени на эмоции слушателя и обращена к его чувствам. Она активизирует его фантазию, зрительное представление. «Радио чрезвычайно удобно для создания именно эмоционального состояния. Непрерывный поток информации, поток высказываний, оценок, мнений, с одной стороны, чрезвычайно усложняет логическое мышление, с другой – способствует созданию определенного эмоционального настроения» (Ярошенко В.Н. Информационные жанры радиожурналистики). Радиожурналистика – звуковая коммуникация. Ее главные особенности определяются природой звука, его возможностями, психологией восприятия. «Звуковой конвейер» определяет необходимость учета и смысловой, и стилистической, и тональной организации звучащего материала, знания психологии его восприятия на слух.

Радиовещание открывает огромные возможности воздействия на аудиторию. Логика материала, внутренние взаимосвязи между фрагментами литературного текста, система аргументации должны строиться по законам звучащей речи. Ибо преимущества радиокоммуникации могут обернуться большими потерями, сослужить роль «бумеранга», если пренебречь психологическими особенностями восприятия.

На радио важно не только то, что сказано, но и то, как сказано. Вариации тональности, логические и эмоциональные ударения, паузы, усиления и понижения силы звучания, темп, ритм – все это является приемами обращения к слушателям, факторами воздействия на аудиторию.

Главными формообразующими и выразительными средствами радиопублицистики являются звучащее слово, музыка, шумы и монтаж. Все они подчинены решению задачи, которую ставит перед собой журналист и которую он воплощает в творческом процессе. Форма и тип связи всех компонентов могут быть полифункциональными. В конкретном произведении они определяются идейно-творческим замыслом, стилистическими особенностями, профессиональной подготовкой журналиста и режиссера.

Звучащее слово. Все звуковые средства являются компонентами акустической целостности, в которой слово играет ведущую роль. Хотя нужно отметить, что в документально-художественных жанрах, таких как радиоочерк, радиокомпозиция, – музыка и шумы могут выполнять не только вспомогательную, но и самостоятельную функцию. В таком случае они «играют» на смысловое, эмоциональное раскрытие темы, идеи.

Основу всех жанров радиожурналистики составляют речевые тексты в виде огромного разнообразия письменных (предварительно написанных) и элементов импровизированной речи. Каждый жанр организует их в речевую целостность, в звуковое единство. Базу такого формирования составляет внутренняя взаимозависимость элементов, соподчинение их решению общей задачи.

Язык обладает неисчерпаемыми выразительными ресурсами. Риторические приемы, метафоры, сравнения, гиперболы, литоты, оксюмороны и т.д. демонстрируют богатство языка, его возможности воздействия на слушателя. Эти фигуры и элементы подробно описаны в учебниках по литературоведению, в пособиях по использованию выразительных средств в газетной публицистике, в методических разработках по практике ораторской речи. Мы же обратимся к звуковым выразительным средствам живой речи.

Речевая интонация – это форма эмоционально-волевого отношения говорящего к предмету речи и слушателю, выраженная в физических характеристиках звука и обусловленная видом общения, целью, характером, особенностями речевого контакта и ситуацией коммуникативного акта.

В современном эфире звучит много диалоговых передач: ведущий беседует с гостями, приглашенными в студию, отвечает на телефонные звонки, журналист берет интервью на самые разные темы и в самых разных местах, проводит дискуссии, обсуждения острых вопросов. Таким образом, повышается роль журналиста в общении с невидимой аудиторией. Он должен фокусировать в себе интересы слушателей. С точки зрения общения у микрофона, он создает ту атмосферу общения с выступающим, которая помогает ему проявить себя в контактной регулируемой речи. Эта атмосфера общения и воспринимается слушателем, который как бы становится участником разговора.

что такое reperaunt в радиожурналистике. Смотреть фото что такое reperaunt в радиожурналистике. Смотреть картинку что такое reperaunt в радиожурналистике. Картинка про что такое reperaunt в радиожурналистике. Фото что такое reperaunt в радиожурналистике

Жанры радиожурналистики, включающие различные литературные средства для формообразования и внутренней организации текста с использованием музыки получают огромные дополнительные возможности, в первую очередь – художественные.

Значительна композиционная роль музыки. Обрамление текста (его начало и конец) одной музыкальной фразой, фрагментом музыкального произведения, отрывком песни – создает единую музыкальную тему, выражающую отношение автора к событиям, героям. Музыка может соединять различные временные и пространственные отрезки, являться композиционным стержнем всего материала. Музыка и предполагаемый литературный текст начинают взаимодействовать на самых разных этапах – уже в замысле автора. В таком случае характер материала, его тон определяют конкретную тему музыкального отрывка, а он в свою очередь влияет на стиль литературного текста.

Жанры.

Жанры в печати, на радио, телевидении родственны. Их объединяет общность основной функции журналистики – отражение и формирование общественного мнения, которую каждая из систем передачи информации решает своими средствами, определенными природой и спецификой коммуникационного канала.

Целостную систему современных жанров радиожурналистики можно охарактеризовать как совокупность жанров, динамические связи которых (как внутренние, так и внешние) определяются:

Ø потребностями отражения социальной жизни с целью информирования, воздействия на общественное мнение;

Ø функционированием радиожурналистики в системе массовых коммуникаций;

Ø единым типом творчества – публицистическим;

Ø функциями жанров, внутренними закономерностями их развития, их взаимодействием.

Эти три основные задачи формируют и три группы жанров:

Информационные жанры: радиосообщение; радиообзор печати; радиоотчет; информационная корреспонденция; информационное радиоинтервью; информационный радиорепортаж.

Аналитические жанры: аналитическое радиоинтервью; аналитическая радиокорреспонденция; аналитический радиорепортаж; радиорецензия; письмо; радиобеседа; радиокомментарий; радиообозрение; дискуссия на радио; радиоречь; журналистское расследование на радио.

Документально-художественные жанры: радиоочерк; радиозарисовка; радиорассказ; радиофельетон; радиокомпозиция.

По форме звучания в эфире жанры делятся на следующие, группы.

Монологические жанры:информационное радиосообщение; радиообзор печати; радиоотчет; радиокорреспонденция; письмо; радиорецензия; радиокомментарий; радиобеседа;

Диалогические жанры: радиоинтервью; радиобеседа; радиодискуссия.

Синтетические жанры: (в них используются все звуковые средства вещания)

радиоотчет; радиокорреспонденция; радиорепортаж, радиорецензия;

радиообозрение; радиорассказ; радиофельетон.

Становление, функционирование системы жанров радиожурналистики представляет собой сложный исторический процесс, зависящий от политической жизни общества, совершенствования техники, собственного внутреннего развития. Он характеризуется динамикой всех его компонентов. Этот процесс тесно связан с ролью радио, которую оно играет в системе массовых коммуникаций и в жизни людей, трансформацией радиожанров в ходе освоения возможностей радиожурналистики в контексте меняющихся отношений с аудиторией.

Источник

Что такое reperaunt в радиожурналистике

Факт, т.е. знание, ставшее достоянием человека, общества, с философской точки зрения есть сочетание объективной реальности с ее субъективным восприятием и отражением. Факт в журналистике – актуальные, значительные сведения, имевшие место в действительности и представляющие общественный интерес.

Основу информационных жанров составляют сообщения о фактах, высказанных в разных формах. Сообщение о самом событии, краткий рассказ о его развитии, дающий представление о происшествии, сообщение новых мыслей по его поводу, высказанных компетентным лицом. Информационные жанры лежат в основе системы жанров, определяют отношения между всеми журналистскими произведениями, взаимоподчиненность ее составных частей, их функционирование.

Главное направление работы информационных служб радиостанций – «добывание» новых сведений, их обработка и составление программ новостей. Поэтому прежде чем рассматривать специфику самих жанров, остановимся на более объемной характеристике природы новостей.

Среди огромного потока сведений о жизни нашей планеты первое место по своему значению, бесспорно, занимают новости. Именно они, прежде всего, рисуют постоянно меняющуюся общественно-по литическую, экономическую, социальную, культурную картину мира, представляют собой самую важную информацию для функционирования общества. Узнавая новости, происходящие в разных уголках земного шара и в первую очередь в своей стране, люди с тревогой и надеждой следят за ходом главных событий в мире и своей стране, которые могут оказать и оказывают реальное воздействие на их жизнь. И в оперативном информировании людей по всему миру, как уже отмечалось, доминирует радио, не признавая границ и расстояний, оно несет новости в каждый дом. В системе средств массовой информации радио завоевало себе позиции наиболее удобного, доступного, регулярного, дешевого канала трансляции новостей. Новости на радио передаются крупными радиостанциями большую часть суток, потому что новости на радио – это поток информации. В целом он создает панораму происходящих событий, если же рассматривать его временные рамки шире – это живое движение, беспрерывный конвейер новостей. Значение новостей для аудитории, их объем и различные формы подачи в эфир определяют организацию информационного вещания.

Одна из важнейших особенностей вещания – его программность. Радиопрограмма дня создает многомерность, разнообразие, динамику, взаимосвязи ее частей – всего объема вещания, куда входят и общественно-политические, и документально-художественные, и художественные, и музыкальные передачи. А главное – радиопрограмма дня влияет на восприятие слушателем ее отдельных частей, она создает особый контекст взаимодействия передач при их прослушивании.

Информационные выпуски составляют основу программы дня, образно говоря, ее «скелет». Выпуски эти не изолированы в радиопрограмме дня даже с точки зрения восприятия новостей. Они дополняются комментариями, обозрениями, беседами с самым широким кругом людей. Информация живет в программах в самых разных формах.

Выпуски новостей не являются чем-то застывшим по своей форме, меняются объем их звучания и, естественно, подходы к отражению событий, уровень объективности, характер подачи, степень зависимости радиоорганизаций от политической системы общества. Более того, как наиболее мобильные, значимые – выпуски новостей отражают не только саму информационную политику, но влияют на другие программы.

Практика отечественной радиожурналистики, опыт работы зарубежных радиостанций выработали основные принципы организации информационного вещания. Они основаны на осмыслении прошлого, изучении аудитории, наблюдениях за ее реакцией, рекомендациями психологов, а главное, повторим этот важнейший постулат, – на изменениях политического «климата».

Особенность информационного вещания проявляется в первую очередь в том, что оно должно стремиться к максимальной объективности. Задачи хроникера, корреспондента редакции новостей – сообщать факты. Комментарии, оценки должны давать специалисты, эксперты, обозреватели. На что обращают внимание слушатели прежде всего, с каких позиций, по каким критериям оценивают они содержание и форму радиоинформации? Наиболее существенными, значимыми для восприятия являются показатели: объективность, оперативность, компетентность, актуальность и доходчивость. Эти качества и должны лежать в основе выпусков новостей. А это значит: определять работу журналиста при сборе, отборе и подаче сообщений.

Информационное вещание обращено к самой широкой аудитории, поэтому оно должно сочетать в себе сообщения о важных событиях, проблемах общественной жизни с их доступностью для слушателей. При составлении программ, выборе места и времени для информационных выпусков учитывается время выхода в эфир (утренние, дневные, вечерние, ночные выпуски) – а они бывают разными по своему характеру. Объем звучания (от 3 – 4 минут до 10) определяет тематику содержания, панорамность, доминанту основных событий, их развитие в течение дня, психологию восприятия на слух насыщенного конкретной информацией текста. Слушатель сам «фильтрует» новости значимые и незначимые для него, представляющие интерес прямой, опосредованный и т.д.

Выпуск новостей в самом общем виде – это набор радиосообщений и материалов, углубляющих, развивающих их. Он имеет постоянное место в эфире. Это очень важно для организации внимания аудитории. Слушатель должен знать, когда и где найдет он в эфире свежие новости. Так, радиостанция «Радио России» передает выпуски новостей каждые полчаса, а «Эхо Москвы» – каждые 15 минут, и в различные отрезки времени эти выпуски различны, в первую очередь по объему передаваемой информации и по ее группировке.

Выпуск имеет свое «фирменное» звуковое оформление. Заставку или, как еще говорят радиожурналисты, «шапку», музыкальные разбивки (музыканты называют этот материал «музыкальными обоями»). Такое специальное оформление выделяет информационный выпуск из других передач. Не рекомендуется часто менять звуковое оформление: слушатель должен привыкнуть к его звучанию и настраиваться на него. Знакомый сигнал привлекает его внимание. Он должен быть коротким, музыкально ярким, насыщенным, динамичным и психологически настраивать слушателя на восприятие этой программы. Думается, многие слушатели помнят музыкальную заставку радиостанции «Би-Би-Си» – она существует на радио долгие годы. Музыкальная заставка – это звуковая визитная карточка программы. Ее повторение дает возможность внутренне подготовиться к прослушиванию новостей. Так, радиостанция «Маяк» начинает передачи музыкальной фразой из популярной песни «Подмосковные вечера», которая повторяется 2 – 3 раза и звучит 8 секунд, создавая этот важный настрой. Позывные новостей «Радио России» звучат 20 секунд, разбивки внутри выпуска – 7. Разбивка, как короткая музыкальная рубрика, дает возможность «отбить» один блок новостей от другого. Блоки обычно объединяют сообщения на разные темы: политические, экономические, культурные, спортивные, рекламные.

По характеру материала, его объему, тематике, охвату событий, значимости, оперативности – выпуски новостей делятся на следующие:

Общие содержат самую разнообразную информацию. Их цель дать движущуюся панораму событий. Это самые распространенные программы. Они представляют интерес для широкой аудитории, так как знакомят слушателей со спектром новостей, дающих представление о положении в стране и в мире.

Тематические выпуски содержат рассказ о том, что происходит в области экономики, финансов, искусства, спорта и т.д. Они привлекают внимание тех слушателей, кто в большей степени интересуется этими сферами жизни. Такие выпуски дают радиоканалы, вещающие или круглосуточно, или большую часть суток.

Специальные выпуски посвящены крупным событиям: спортивным соревнованиям мирового уровня (Олимпиады, чемпионаты, фестивали, кинофорумы и т.д.). Они содержат более подробную информацию о том, что происходит на этих крупнейших мероприятиях.

Экстренные выпуски новостей обусловлены необходимостью самого оперативного сообщения об очень важных событиях (например, отставке Президента, Премьер-министра).

Важнейшим фактором работы информационной службы является отбор новостей. Аудитории должны предлагаться самые важные, значительные, интересные новости. Выпускающий редактор, составляя выпуски, решает двоякую задачу: отражает панораму событий и создает у слушателя представление об информационной картине дня. Такая работа требует высокой квалификации, большого опыта, хорошей ориентации в политической обстановке. Именно отбор, монтаж и подача новостей создают информационную политику радиостанции.

Контрольные вопросы к разделу главы

1. Что такое «факт» в журналистике? В чем состоят особенности работы информационной службы радио?

2. Что представляют собой выпуски новостей? Охарактеризуйте их специфику.

3. Запишите с эфира несколько новостных выпусков разных радиостанций и проанализируйте их с точки зрения тематики, структуры. Чем, на ваш взгляд, обусловлены их различия?

Информационное радиосообщение подобно заметке в периодической печати. Из всех жанров радиожурналистики оно ближе других к газете. В его основе лежит социально значимый факт общественной жизни. Оно, как и заметка в газете, должно отвечать на главные вопросы: Кто? Что? Когда? Где? Возможны и дополнительные вопросы: Как? Каким образом? Оперативность – важнейшее качество радио, поэтому значимость информации понижается, если она отстает по времени от события.

«Маяк» явно опоздал с сообщением («Минувшим днем. »).

Сообщения, не отвечающие на вопрос «Когда?» дезориентируют слушателя. Причем, указание времени не требует порой особых усилий редакции. В приведенном ниже примере (слева) не указано время игры, не назван и вид спорта, по которому проходит чемпионат.

Сравним начало сообщений:

«Минувшим днем Президент России беседовал по телефону с Президентом Казахстана» («Маяк»).

«По сведениям ИТАР-ТАСС, сегодня Президент России обсуждает по телефону положение в Чечне с Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым» («Радио России»).

«Российские юниоры начали с поражения молодежный чемпионат мира в Канаде. В первом матче они со счетом 3:4 уступили команде Соединенных Штатов Америки» («Радио России»).

«Вчера вечером российские юниоры начали с поражения молодежный чемпионат мира по хоккею в Канаде».

Пример правильного сообщения приведен справа, при этом отметим, что вторую фразу следовало бы закончить более кратко (. «команде США»).

Для редакции информации очень важно определить значительность фактов, отбираемых для выпусков новостей, выбрать то или другое событие из их огромного количества. В первую очередь это должны быть новости, представляющие всеобщий интерес: общественно-политическая и социальная жизнь страны, самые значительные события, происходящие за рубежом. Слушателя всегда привлекут сообщения о событиях, отражающих те стороны жизни людей, которые определяют их собственное бытие: проблемы здравоохранения, образования, воспитания детей, цены на товары и услуги, состояние преступности.

Источники информации могут быть разнообразными: органы государственной власти, пресс-служба администрации, сеть собственных корреспондентов, информационные агентства (отечественные и зарубежные), другие радиостанции.

Самые важные характеристики радиосообщения: оперативность, событийность, новизна, актуальность, достоверность, конкретность! Эти качества определяют особенности сбора материала, методы его обработки, содержание и форму радиосообщения. Событийность, новизна, оперативность требуют от журналиста, редактора выпуска новостей отличной ориентированности в политической жизни общества, большой мобильности. А актуальность – умения оценить значимость события, его место в общественно-политической картине дня. Достоверность, конкретность не возможны без высокого профессионализма радиожурналиста, умения работать с источником информации, дорожить точностью, надежностью, объективностью сведений.

Иногда редакции прибегают к выдаче в эфир непроверенных сведений. Но бывают случаи, когда этого делать нельзя – слишком нежелателен может быть эффект такой информации.

Приведенное ниже радиосообщение не должно было появиться в эфире именно по этой причине (выделен в тексте фрагмент, вызывающий негативную реакцию у слушателей):

В эфире часто встречаются радиосообщения разных видов: хроникальное, озвученное, дополненное небольшим комментарием, информационное радиовыступление. Все они расширяют содержательную и звуковую картину выпуска новостей.

Хроникальное радиосообщение отличается лаконизмом, информационной емкостью. Оно звучит 10–15 секунд. Это своего рода расширенный «лид». Развернутое радиосообщение обогащается описанием важных подробностей, деталей. Оно содержит некоторые пояснения, примеры. Обычно это текстовые сообщения, звучащие 30–40 секунд. Озвученное радиосообщение включает в себя небольшую документальную запись, сделанную на месте события, или голос очевидца. Такое информационное радиосообщение напоминает краткий репортаж. Это делает информацию более объемной и интересной. Но к такому приему подачи новостей редакторы прибегают редко. В том случае, когда новости необычны, требуют пояснения, комментировать их должен специалист, авторитетный человек. Такие оценочные тексты следует выносить за рамки самого радиосообщения. Недопустима в тексте радиосообщения и оценка события в тех случаях, когда журналист не знает всех обстоятельств, влияющих на нее.

С информационным радиосообщением могут выступать не только журналисты, но и очевидцы, специалисты, эксперты. В нем документальные факты составляют основную базу рассказа, а аргументация дополняет их, внося пояснения-популяризацию, растолкование происшедшего события, но не давая ему основательный анализ, глубокую оценку. Такие сообщения могут звучать и по тексту, и без текста.

Структура радиосообщения зависит от задачи, насколько оперативным должно быть сообщение важной новости. Поэтому особое значение приобретает здесь первая фраза, которая должна привлечь внимание аудитории. Причем, в одном случае на первое место может входить значительность события, в другом – интересность, в третьем – его необычность.

Восприятие на слух требует закрепления самого важного материала. Главная мысль, факт, особенно имена, географические названия, могут повторяться, варьироваться в начале и в конце сообщения.

Радиосообщение – небольшой текст. Но эта малая форма журналистики требует основательной подготовки, умения, опыта. Здесь выразительные средства радиожурналистики используются минимально, поэтому особое значение приобретают язык, стиль, интонация звучащего голоса.

Язык информационного сообщения должен быть доступным, ясным, простым и точным. Стиль – лаконичным, предельно кратким, ориентированным на разговорный вариант литературного языка и нейтральную лексику. Особенно не приемлем для радио административно-бюрократический стиль.

В приведенном ниже сообщении обратите внимание на нагромождение терминов, длинноты. Несмотря на то что оно состоит практически из одной фразы, читать его диктору и воспринимать слушателю необычайно трудно.

«Пресс-служба главы администрации области сообщает: на своем заседании областная энергетическая комиссия решила до уточнения цен на топливо, принятия соответствующих нормативных актов Правительства Российской Федерации по государственному регулированию тарифов на энергию в 1995 г. и согласно прогнозу динамики цен в сфере материального производства на 1995 г., подготовленного министерством экономики Российской Федерации, установить с 1 января 1995 г. для потребителей области следующие тарифы на электрическую и тепловую энергию: для промышленных и приравненных к ним потребителей с присоединенной мощностью – 750 киловатт и выше, прочих предприятий и организаций, а также производственных сельскохозяйственных предприятий – при оплате за электрическую и тепловую энергию применяется коэффициент – одна целая, 12 сотых. Для городского населения устанавливается тариф 50 рублей за один киловатт-час; для сельского населения – 35 рублей за один киловатт-час» (Телерадиокомпания «Дон-ТР»).

Для того чтобы правильно организовать это информационное сообщение, требуется устранить все повторы (1995 г., электроэнергия, тарифы, предприятия. ), разбить предложения на более короткие, убрать причастные обороты и вообще сжать текст:

«Вчера (или указать время когда. – В.С.) на своем заседании областная энергетическая комиссия приняла решение о повышении тарифов на электроэнергию. С 1 января 1995 г. все предприятия мощностью свыше 750 киловатт будут платить на 12% больше, чем платили ранее. Горожанам один киловатт-час будет обходиться в 50 рублей, жителям села – в 35. Об этом сообщила пресс-служба главы администрации области».

В требованиях к языку и стилю информации можно сослаться на опыт и рекомендации радиостанции «Би-Би-Си», завоевавшей огромное число слушателей во всем мире. Вот некоторые из ее рекомендаций:

w » в основе языковых требований лежит необходимость соответствовать хорошим манерам и безупречному вкусу;

w идеальное предложение должно содержать в себе одну законченную мысль, не превышающую одну строку;

w предложение длиннее двух строк всегда воспринимается труднее и сложно для запоминания;

w лучше всего чередовать короткие и длинные фразы. Это поможет избежать монотонности, витиеватости и потери смысла;

w при составлении фразы избегайте причастных и деепричастных оборотов»;

w нежелательны такие слова, как «так называемый», «пресловутый».

Цифры нередко составляют важную часть радиосообщения. Но и они требуют специальной обработки. По возможности их нужно избегать, сокращать до минимума, особенно крупные цифровые данные. Цифры можно округлять. Трудно воспринимать на слух данные в процентах, так как они относительны. Особенно, если текст перегружен ими.

Приведем пример, а затем покажем улучшенный вариант:

«С апреля по октябрь удерживались в Шолоховском районе стабильные, вполне доступные цены на молочные продукты. Зато с октября по 10 декабря они повышались трижды. Стоимость сливочного масла возросла на 4 тысячи рублей, сметана подорожала почти вдвое. Если еще в 1991 г. средняя рентабельность молочного производства в Шолоховском районе была плюс 37%, то уже в минувшем она составила минус 40. А за 11 месяцев этого – минус 95%. Показатели, мягко говоря, не оптимистические. Нам сообщили, что за 11 месяцев на переработку молока поступило на 32% меньше прошлогоднего» (Телерадиокомпания «Дон-ТР»).

«За 11 месяцев этого года производство молока уменьшилось в два раза. На переработку молока стало поступать почти на треть меньше прошлогоднего».

Цифры, стоящие в том или ином падеже, лучше писать прописью. Это облегчит работу того человека, который читает текст у микрофона. Цифры не только неудобны для слушателя, но и таят возможность ошибки. А ошибки эти могут дезинформировать аудиторию.

Проанализируем прозвучавшую в эфире информацию.

«Запасы сахара на московских складах стабильны – через них ежемесячно проходит более четырех тонн этого продукта. В пресс-центре московской мэрии со ссылкой на данные президента акционерного общества Моссахар опровергли появление в некоторых средствах массовой информации сообщения о том, что с поставками сахара сложилась критическая ситуация. В первом квартале наступающего года в торговлю Москвы будет передано около 28 тысяч тонн сахара» («Радио России»).

Этим сообщением радиостанция хотела развеять слухи о том, что в Москве нет сахара. Но вместо того, чтобы сказать: «. его проходит ежемесячно 4 тысячи тонн», – прозвучало: «четыре тонны», что усилило распространение слухов и паники в кондитерских магазинах. Хорошо еще, что в последней фразе была дана настоящая цифра: «28 тысяч тонн».

Можно сказать точно, что ведущий программу новостей предварительно не читал текст, иначе бы он обратил внимание на нелепость первой цифры. Чтение информации перед ее выдачей в эфир обязательное условие работы ведущего. Не менее важны и требования к тексту радиовыступления.

Так, в тексте радиосообщения следует избегать кавычек, передающих иронию, сарказм, второй смысл. Малоизвестные географические названия должны привязываться к общеизвестным. Например, к сообщению о небольшом городке, поселении, название которого ничего не говорит слушателям, необходимо добавить: «Близ Москвы» или «Около Новосибирска» и т.д.

Следует обращать внимание и на сокращения. Во-первых, некоторые из них трудно произносить, во-вторых, а это важнее, не все они могут быть понятны слушателям. Вот, например:

«На территории НКР. » («Радио России»).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *