что такое sound blaster
Древности: чем хуже, тем лучше или особенности Sound Blaster Pro 2
В предыдущей статье я постарался описать весь спектр звуковых карт эпохи MS-DOS, но не то, чтобы сильно в этом преуспел. С конца восьмидесятых до середины девяностых многие производители экспериментировали с технологиями синтеза звука, воспроизведения цифровых записей, ранними протоколами сжатия и спецэффектами. Для продолжения моего проекта по строительству «прокачанного» 386-го компьютера базовых знаний достаточно. А дальше будем разбираться с конкретными железками.
Я остановился на трех звуковых картах для шины ISA, и каждая из них имеет свои особенности. Все три ценятся коллекционерами и строителями ретро-ПК, но поводы для этого разные. Sound Blaster 16 точно соответствует выбранному мной периоду: если бы я покупал новый компьютер в конце 1992 года, то это была бы самая современная звуковая карта от Creative. Sound Blaster Pro 2 чуть постарше в смысле технологий, но ее часто называют лучшей картой для DOS-игр. Sound Blaster AWE64 Gold выпущен позже и просто считается лучшей звуковой картой ISA: за счет качественного аудиотракта и модных разъемов с золочением.
Не буду пытаться устраивать интригу: в 386-й системе на постоянной основе поселится Sound Blaster Pro 2. В этой статье делюсь результатами моих попыток выяснить, почему в отзывах на форуме Vogons, на ютюбе иногда говорят о «более четком звуке» в играх, в то время как поздние звуковые карты, начиная с SB16, оцениваются как звучащие «глухо, нечетко, размыто». Мое небольшое исследование привело к интересному выводу: SB Pro 2 субъективно (не всем) «нравится» больше, потому что система обработки цифрового звука у него более неправильная, чем у последователей.
Все статьи по теме:
Обзор внешних звуковых карт Creative Sound Blaster X3 и Sound Blaster PLAY! 3
Частенько производители ноутбуков в угоду компактности упрощают и минимизируют конфигурацию платформы, а нередко и вовсе пренебрегают некоторыми компонентами, что касается и звукового кодека в том числе. Нередко владельцы и привычных стационарных ПК в пользу бюджета останавливают свой выбор на недорогих материнских платах, которые не могут похвастаться качественным «звуком». Но со временем требования и желания растут, а не все комплектующие подвергнуты обычной замене, например, это касается звуковой карты. Как быть в таком случае? Именно по этой причине были разработаны внешние звуковые карты, отличающиеся более прокачанной начинкой, нередко с усилителем и встроенным цифро-аналоговым преобразователем (ЦАП).
В последнее время количество внешних звуковых карт неуклонно возрастает, и одним из лидеров в данной области является компания Creative Technology Limited или просто Creative, которая имеет в своем распоряжении большой модельный ряд подобных продуктов. И в сегодняшнем материале мы познакомимся с парочкой из них: первой звуковой карты с технологией Super X-Fi в представлении Creative Sound Blaster X3 и моделью Sound Blaster PLAY! 3 для нуждающихся в ультракомпактных решениях.
Creative Sound Blaster X3
Технические характеристики
Общие параметры
Воспроизведение
Разъемы и интерфейсы
Качество записи
Усилитель для наушников
Габариты
Упаковка и комплектация
Creative Sound Blaster X3 упакована в коробку средних размеров с серой полиграфией, подчеркивающая грани внешней звуковой карты и фирменную подсветку индикатора громкости. Производитель приводит основные аспекты модели и поддержку современных технологий.
С обратной стороны размещено описание Creative Sound Blaster X3 на нескольких языках, включая русский язык.
Минимальные системные требования, перечень комплекта поставки и QR-код для скачивания приложения располагаются на торцах коробки.
Внешняя звуковая карта как царица располагается во внутреннем боксе, окруженная специальной формой и изолирована защитной пленкой. Слегка балансируемый регулятор громкости фиксируется мягким материалом на верхней части упаковки.
Внешний вид и дизайн
Внешняя звуковая карта Creative Sound Blaster X3 отличается оригинальным дизайном, заключенный в квадратной форме 129 х 129 мм и огромным лицевым регулятором громкости. Минимализм внешнего вида позволяет модели отлично вписываться в любой интерьер и занять свое почетное место на рабочем пространстве.
Материал корпуса выделяется матовым приятным пластиком, практически лишенного глянцевых окантовок. Отпечатки пальцев на Creative Sound Blaster X3 остаются весьма неохотно.
Три кнопки на передней панели служат для активации микрофона, выбора предустановленных настроек эквалайзера и переключением между линейным входом и наушниками.
На основании располагаются четыре прорезиненные ножки, которые позволяют уверенно держаться карте на столе.
Производители не любят, когда их продукты разбирают досконально, но любопытство берет вверх. Четыре винта отделяют заднюю крышку от печатной платы Creative Sound Blaster X3. Специальный утяжелитель позволяет внешней карте казаться более устойчивым и внушительным.
К сожалению, корпус Creative Sound Blaster X3 имеет очень тугие боковые защелки, просто так не выпускающие из своих цепких лап внутреннюю начинку, поэтому детальный разбор карты все же не получится.
Программное обеспечение Sound Blaster Command
Creative Sound Blaster X3 находится под управлением официального программного обеспечения Sound Blaster Command, получившее современный и удобный интерфейс.
Основная вкладка раскрывает технологию SBX и управление профилями. Здесь можно выбрать конкретные предустановленные настройки, доступно редактирование текущих и создание новых профилей. Для настройки представлено пять параметров.
Классический эквалайзер с оригинальной шкалой настройки. Имеется множество готовых пресетов и сценариев для любых типов работ с возможностью назначения на горячие клавиши.
Вкладка «Воспроизведение» предназначена для управления акустической системы. Режим Direct Mode позволяет вывести звук в чистом виде без сторонних наложений и улучшений.
Далее по списку идет опция по управлению микрофоном с передней панели Creative Sound Blaster X3.
Технология Scout Mode отлично подходит для шутеров, так как активирует «объемную» картину для вычисления направления шагов и выстрелов.
Кодировщик позволяет перекодировать стерео в высококачественный объемный звук. Несмотря на необходимость задействования оптического входа при активации данной опции и в обычных наушников звук изменялся в лучшую сторону (вероятно запуск какого-то пресета).
Основной микшер с управлением громкостью каждого входа/выхода.
Creative Sound Blaster PLAY! 3
Технические характеристики
Общие параметры
Воспроизведение
Разъемы и интерфейсы
Усилитель для наушников
Габариты
Упаковка и комплектация
Упаковка Creative Sound Blaster PLAY! 3 столь мала и компактна, что кажется приобрел небольшой переходник или USB-флешку, и лишь полиграфия на передней панели сигнализирует о внешней звуковой карте нестандартных размеров.
Внешний вид и дизайн
С первого взгляда в коробочке Creative Sound Blaster PLAY! 3 просматривается некий переходник-удлинитель, нежели внешняя звуковая карта, ориентированная на замену интегрированного звукового кодека.
Creative Sound Blaster PLAY! 3 получила минималистичный дизайн с размерами 138 х 22 мм, в передней части которой размещается внешний бокс с глянцевым покрытием. Внутри располагается встроенный ЦАП и усилитель, более точную информацию производитель не приводит.
Модель Creative Sound Blaster PLAY! 3 имеет два 3.5 мм mini-jack для подключения наушников и микрофона, соответствующие входы получили индикаторы. Подключение к рабочей системе осуществляется через USB-порт.
На корпусе располагается кратная техническая информация, наименование модели, страна-производитель и россыпь сертификатов.
Программное обеспечение Sound Blaster
Внешняя звуковая карта Creative Sound Blaster PLAY! 3 получила свое программное обеспечение с интерфейсом, пришедшим нам из 2000-х годов 🙂
Главная страница является фирменной страницей технологии SBX Pro Studio с несколькими параметрами настройки и проработанной демо-сценой для тестирования звука.
Следующая вкладка направлена на управлением конфигурации подключаемого оборудования с возможностью выставления коэффициента усиления (для высокоомных наушников).
Вкладка «Микшер» предназначена для регулировки уровня громкости воспроизведения, записи с микрофона и изменения баланса (левый-правый канал).
Страница с одиннацатиполосным эквалайзером для тонкой настройки.
На последней вкладке размещены четыре основных пресета с настройками для любого типа работы и возможности создания своих настроек.
Использование, личный опыт
Тестирование проводилось на ПК:
Стоит отметить, что возможности для замера АЧХ звуковых карт у меня нет, поэтому обзор по системе Клуб ДНС переведен в разряд «Любительский», и оценки от прослушивания даны субъективно по личному мнению автора.
В первую очередь мне хочется начать с Creative Sound Blaster PLAY! 3, потому что сие маленькое поделие очень удивило в положительном ключе. По размерам модель едва превышает USB-флешку на коротком проводе, которое, как показало домашнее тестирование, отличилось хорошей выходной мощностью. В сравнении со встроенным кодеком Realtek ALC1220VB качество звучания стало лучше, появились кое-какие басы, запись звука с микрофона стал чище, пропали » фоновые помехи».
В игровой составляющей звук как говорят стал «насыщеннее», акустическая картина более разнообразной и детализированной. Однако чуть менее восхитительное звучание коснулось прослушивания музыки: показалось не хватает высоких частот, тяжелые металл-группы стали звучать чуть получше, но возникает ощущение, что это заслуга не аппаратной части Creative Sound Blaster PLAY! 3, а выкрученных настроек эквалайзера, кои сам автор не трогал и оставил в режиме Auto. Производитель заявляет, что модель «раскачает» наушники с сопротивлением 300 Ом, однако уже с моделью Creative Aurvana Special Edition показалось, что возможности звуковой карты скоро достигнут своего предела и с высокоомными наушниками модель не справится.
Субъективно, я бы присвоил оригинальной системе на Realtek ALC1220-VB следующие оценки:
Оценки внешней звуковой карты Creative Sound Blaster PLAY! 3:
Внешняя звуковая карта Creative Sound Blaster X3 относится совсем к другой весовой категории. Данная модель имеет более качественный получаемый звук в сравнении с домашней системой и малюткой Play! 3, заключаемый в более широком звуковом охвате и настройках ПО.
Фирменная технология Super X-FI (SXFI) обеспечивает виртуальное объемное звучание, которое направлено на преображение игровой картины. Стоит отметить, что и без активации данной функции наушники демонстрировали отличный объемный звук и высокое качество звучания, а после активации изменяется лишь «глубина» объема, становящейся чуть более охватывающей, но потрясающего эффекта «вау!» не вызвала.
Технология Scout Mode понравилась: звуковая карта пытается сконцентрироваться и продемонстрировать объемным звуком откуда был произведен выстрел и происходит лязг гусениц. Мне захотелось протестировать именно функцию в World of Tanks, так как количество внутренних эффектов огромно и посмотреть как с этим справится данная модель.
Оценки внешней звуковой карты Creative Sound Blaster X3 дам следующие:
Заключение
При покупке внешней звуковой карты Creative Sound Blaster X3 ожидаешь то, что ожидаешь: перед тобой «толстосум» с хорошей внутренней конфигурацией, огромным количеством настроек, парой фирменных технологий и богатым спектром возможностей. Модель понравилась во многих аспектах, хотя если в играх она демонстрирует себя отлично с базовыми параметрами, то для прослушивания музыки желательно чуточку покопаться в опциях.
Чем отличаются геймерская и аудиофильская звуковая карта для ПК?
Тридцать лет назад малоизвестная тогда сингапурская компания Creative Technology выпустила свою первую звуковую карту Sound Blaster для IBM PC. «Зачем дешевому офисному компьютеру аудиокарта?» — подшучивали тогда аналитики. Но ажиотажный рыночный спрос быстро доказал, что они ошибались. Успешно выпускает Creative звуковые адаптеры и по сей день, для разных задач и на любой кошелек: аудиофильские Sound Blaster и геймерские Sound BlasterX. Чем же они отличаются и какую модель стоит выбрать именно вам, мы расскажем простым языком в этой статье.
Конструктивные отличия
Интегрированная или дискретная. Первым основополагающим критерием классификации звуковых карт является их разделение на интегрированные в материнскую плату и дискретные в виде отдельного устройства. Интегрированные представляют собой простейшие аудиочипы, выполняющие одновременно задачи аудиопроцессора, цифро-аналогово преобразователя и маломощного усилителя (поддерживает только бюджетные наушники с сопротивлением до 150 Ом). Дискретные же решения имеют более сложную многоступенчатую конструкцию, где каждый каскад звукообработки оптимально выполняет свою персональную задачу. Благодаря этому, дискретки выгодно отличаются качеством как воспроизведения музыки, так и звукозаписи.
Внешняя или внутренняя. Звуковые карты с USB-подключением являются более универсальными, ведь могут работать как с настольным ПК, так и ноутбуком. Но ограничение по мощности питания через шину USB (усиление для наушников до 300 Ом), как и стабильность питания через USB-порт (сильно варьирует в зависимости от модели материнской платы), в большинстве случаев делают внешнюю звуковуху хуже внутренней, работающей по намного более стабильной в плане питания шине PCI-Express.
Аудиопроцессор и ЦАП. Ключевыми элементами звуковой карты является аудиопроцессор и цифро-аналоговый преобразователь. Первый можно лирически назвать «мозгом» звуковухи, а второй — «душой». Себестоимость аудиопроцессора и ЦАП у разных звуковых карт варьирует от нескольких долларов до нескольких сотен долларов. Но качество звучания при этом может отличаться не в разы, а всего лишь на несколько десятков процентов. Важно понять, что в случае аудиооборудования каждый процент прироста качества звучания достигается очень большой доплатой.
Операционные усилители. Если многие аудиоколонки имеют свой собственный усилитель, то для достижения комфортной громкости звучания наушников, особенно дорогостоящих высокоомных (до 600 Ом) обязательно нужна звуковая карта с хорошим операционным усилителем. Он может быть как интегрированным в основной аудиочип, так и в виде отдельной микросхемы, распаянной на звуковой карте или даже вставленной в слот для быстрой замены. Также может быть реализован каскад из нескольких микросхем, раздельно на каждый из стереоканалов или же последовательно, друг за другом обрабатывающих звучание.
Аудиоразъемы. Простейшие звуковухи, например интегрированные в ноутбуки, оснащаются лишь двумя (для стереонаушников и микрофона) или вообще одним спаренными 3.5-мм MiniJack-разъемом. Чуть более функциональные решения позволяют подключать уже 5.1 или 7.1-канальные аудиосистемы. Топовые звуковые карты, как правило, оснащаются RCA-разъемами для колонок и 6.3-мм «большим» Jack для меломанских наушников. Владельцам цифровых аудиоресиверов обязательно нужен S/PDIF-выход под оптоволоконный кабель Toslink. Модели с прицелом на звукозапись дополнительно оснащаются XLR-разъемом для микрофона, причем сразу с усилителем (фантомным питанием).
Creative SoundBlaster X-Fi
Что такое Xtreme Fidelity?
2 августа 2005 года компания Creative провела в Германии конференцию, где европейской прессе были продемонстрированы звуковые карты нового поколения — SoundBlaster X-Fi.
Ранее, 13 мая 2005 года Creative анонсировала технологию Xtreme Fidelity, сокращенно X-Fi, и одноименный звуковой процессор.
Если с новым процессором более-менее понятно, то что же такое «технология Xtreme Fidelity»? По версии производителя, её суть заключается в обеспечении 24-битного качества, четкости звука как минимум с 110 дБ сигнал/шум и новой технологии CMSS (Creative Multi Speaker Surround) 3D-звука в наушниках и многоканальных колонках. Как заявил Сим Вонг Ху, основатель и исполнительный директор компании Creative «Xtreme Fidelity результат нашего видения нового аудио стандарта, который сможет привнести драматическое улучшение в воспроизведение MP3, в геймплей на PC-играх и в цифровые фильмы, таким образом закладывая основу целой новой платформы домашних цифровых развлечений».
Говоря о Xtreme Fidelity, производитель делает особенный упор на две новые технологии: 24-bit Crystalizer и CMSS-3D. По замыслу Creative, технологии предназначены для ремастеринга, улучшения и ремикширования в реальном времени существующего обычного и сжатого 16-битного стерео материала в 24-битное качество, с многоканальным звучанием в колонках любой конфигурации, а также в наушниках.
Для того чтобы обеспечить возможности нового стандарта, Creative создает процессор X-Fi под девизом «Xtreme Audio Needs An Xtreme Fidelity Processor!» («исключительному звуку требуется процессор высшего качества»).
Ретроспектива
Предыдущие звуковые карты, начиная с Live! образца 1998 года, основывались на модификациях процессора EMU10K. Этот процессор разрабатывался в основном для использования в синтезаторах и модулях производства E-MU как аппаратный MIDI-синтезатор со встроенным эффект-процессором. В то время, когда основным требованием к звуковой карте являлось наличие аппаратного MIDI с максимально большим банком памяти, широкими возможностями и качественными эффектами, EMU10K был прогрессивным чипом. Однако в настоящее время, как все понимают, он морально устарел. Несмотря на 32-битную обработку звука, программируемые качественные профессиональные эффекты, поддержку 8 цифровых I2S или SPDIF интерфейсов, недостатки (главный из которых — жесткая архитектура) сводили всё на нет.
С момента разработки EMU10K интересы пользователей звуковых карт существенно изменились. Фактически произошло разделение аудитории на три лагеря: 1) офисные и прочие пользователи, которых устраивает даже интегрированный звук; 2) геймеры, не особенно интересующиеся качеством, которые не против хорошего трехмерного звука в играх, если это не идет в ущерб производительности; 3) меломаны и аудиофилы, использующие компьютер под удобную музыкальную библиотеку, им карта нужна исключительно для качественного воспроизведения музыки.
Однако любители качественного звука выражали недоверие изделиям Creative, даже несмотря на установленные в последних моделях качественные I2S ЦАПы Cirrus Logic. Главной «страшилкой», разрушающей имидж звуковых карт Live/Audigy, на долгие годы стало наличие неотключаемой посредственной аппаратной передискретизации (resampling) всех частот в опорную частоту 48 кГц. Для получения качественного воспроизведения формата 44,1 кГц, в котором существует большинство записей, пользователи карт в массовом порядке стали устанавливать DirectSound или ASIO плагины программного пересчета частоты семплирования (SSRC software sample rate convertion) для популярных mp3-плееров Winamp и Foobar.
Начиная с Audigy2, разработчики ввели в чип блок P16V, позволяющий картам напрямую проигрывать частоты 96 и 192 кГц для воспроизведения DVD-Audio. Но данный режим оказался доступен только для этих частот и лишь через DirectSound интерфейс. Эффект-процессор, работающий на 48 кГц, в таком случае должен был быть отключен. В противном случае в дело опять вступает передискретизация.
В low-end ниже Creative начинает катастрофически терять рынок звуковых карт за счет экспансии AC’97 и HDA кодеков, принудительно установленных на материнских платах. Это сильно снижает стимул пользователей тратиться на отдельную звуковую карту. Помимо этого, наступление интернет и файлообменных сетей делает компьютер средством накопления коллекции файлов в сжатых форматах. Так что для качественного прослушивания музыки многие предпочитают полупрофессиональные карты на Envy24, с минимумом аппаратных возможностей, но с выбором фиксированной частоты семплирования, честным 44,1 кГц по цифре и минимумом ненужных многим наворотам.
Очевидно, что Creative был нужен новый процессор, лишенный недостатков прежнего. X-Fi был в разработке последние 5 лет. Ещё с момента выпуска первой модели Audigy началась работа над процессором нового поколения. Место разработки Creative Advanced Technology Center, Кремниевая долина, Калифорния.
Архитектура X-Fi
По заявлению производителя новый процессор Xtreme Fidelity имеет более 51 миллиона транзисторов и производительность более 10000 MIPS (миллионов инструкций в секунду). X-Fi также в 24 раз более мощный, чем предшественник.
Сердце процессора — DSP «Quartet», так как имеются 4 подпроцессора, работающие параллельно. Архитектура именуется TIMD (Thread Interleaved Multiple Data). Для достижения параллелизма используется архитектура процессора с командными словами очень большой длины (Very Large Instruction Word, VLIW).
В такой команде объединено несколько обычных команд, которые выполняются одновременно (параллельно) разными функциональными блоками процессора для повышения его быстродействия. Рост производительности достигается за счет того, что процессору не нужно тратить время на организацию параллелизма на уровне команд. Группировка параллельно исполняемых операций выполняется компилятором.)
Каждый подпроцессор имеет архитектуру 2xSIMD. 2x происходит от того, что обычно подпроцессор оперирует с двумя потоками данных — стерео данные, комплексные числа. Кстати, используется тип данных как с плавающей точкой, так и с фиксированной. Набор инструкций состоит из 235 кодов операций, и около 60 специализированных команд, часто встречающихся в алгоритмах частотной обработки звука, например, комплексное умножение данных из двух потоков, десятичный логарифм, экспонента.
Внутренняя частота процессора 400 МГц. Поддерживается внешняя синхронизация для S/PDIF и I2S. Приводится значение джиттера ФАПЧ (PLL) процессора 48 кГц
Следует лишь учесть, что параметры качества в частотной области не показывают работу фильтров во временн ом домене. Но, учитывая позиционирование карт в первую очередь на игры и фильмы, такую точность преобразования можно считать великолепной. В прошлых изделиях интермодуляционные искажения от SRC доходили до 0,1% в высокочастотной области, при этом на падение качества жаловались лишь единичные пользователи.
Имеется очень важный момент, который не сильно афишируется производителем — в отличие от звуковых процессоров предыдущего поколения, в X-Fi можно отключить передискретизацию вместе с остальными эффектами DSP! При этом, конечно, теряется уникальная возможность одновременного прослушивания нескольких сигналов разных частот дискретизации, с последующим наложением всяческих эффектов и улучшайзеров. Однако поклонникам максимально качественного саунда подобное нужно меньше всего.
Преобразователи SRC работают также в режиме DMA, позволяя производить преобразования прямо в ОЗУ компьютера без участия ЦПУ. Для исключения коллизий при загруженной шине PCI имеется настраиваемый кэш.
Возможности X-Fi
Обработка данных для передаточных функций головы и ушей человека (HRTF) и расчета звука для наушников базируется на нескольких технологиях. Это разработки UCDavis, Aureal и Sensaura. Используются патенты на MacroFX, бинауральный 3D паннинг. В реализации применены 48-tap КИХ(FIR) фильтры, обрабатывается до 128 источников 3D-звука.
Технология CMSS (Creative Multi Speaker Surround) обновлена до CMSS-3D. Производитель заявляет, что качество звукового поля выше, чем у Dolby Prologic II/IIx, а в наушниках пространственность и натуральность тембров на ВЧ превосходит Dolby Headphone.
В отличие от предыдущих поколений процессоров, теперь поддерживаются эффекты и для режимов 24/96 и 24/192. Для обработки сигналов повышенного разрешения, например, 192 кГц, используется технология Quadrature Mirror Filter — разбиение сигнала на 4 частотные полосы по 48 кГц, которые обрабатываются раздельно, а результаты складываются. Таким образом, при обработке 192 кГц возрастает скорость вычисления, по сравнению с обычными методами.
Архитектура чипа допускает переключение между режимами без перезагрузки, так что звуковые карты могут максимально задействовать ресурсы.
Поддерживается ASIO 2.0 со временем задержки