что такое steam технологии в доу
Консультация «Стем образование в ДОУ»
Анжелика Ковалева
Консультация «Стем образование в ДОУ»
СТЕМ образование в ДОУ
В настоящее время наблюдается технологическая революция. Высокотехнологичные продукты и инновационные технологии становятся неотъемлемыми составляющими современного общества. В детских образовательных учреждениях, школах и институтах ведущее место начинает занимать робототехника, конструирование, моделирование и проектирование.
По словам Президента РФ В. В. Путина, инженерное образование в РФ нужно вывести на новый более высокий уровень. Министр образования и науки Д.Ливанов подчеркнул: «В целях повышения конкурентоспособности нашей страны требуется усиление технической подготовки кадров». Для решения данной задачи требуется утверждение STEM образования в России. Это позволит подготовить высококвалифицированных специалистов, которые внесут большой вклад в развитие нашего общества и государства.
Инновационные продукты и прогрессивные технологии являются базовой составляющей современной образовательной системы. Они позволяют специалистам наилучшим образом подготовить подрастающее поколение к возможным трудностям взрослой жизни, которые могут возникнуть при выборе подходящей профессиональной деятельности.
Внедрение STEM образования в ДОУ помогает детям научиться быстро ориентироваться в потоке информации и реализовывать полученные знания на практике. Дошкольники приобретают дополнительные практические навыки и умения, которые достаточно востребованы в современной жизни. Увлекательные занятия в виде игр позволяют раскрыть творческий потенциал ребенка.
Что же такое СТЕМ образование в ДОУ? Это комплексное обучение, которое включает в себя одновременное исследование базовых принципов точных наук. К ним относится инженерия, математика, технология. Дети учатся видеть взаимосвязь происходящих событий, лучше начинают понимать принципы логики и в процессе создания собственных моделей открывают для себя что-то новое и оригинальное. Комплексный подход способствует развитию их любознательности и вовлечению в образовательный процесс.
КАК МОЖНО ВНЕДРИТЬ STEM ТЕХНОЛОГИИ В ДЕТСКОМ САДУ?
• Организовать конструктивные занятия. Для этого можно использовать роботов-конструкторов и различные робототехнические устройства. Разнообразные задания в игровой форме помогут детям развить логику и алгометрическое мышление. Дошкольники смогут научиться быстро решать практические задачи и приобрести для себя базовые знания программирования.
• Провести экскурсионные мероприятия. Изучение окружающей среды при помощи проведения полевых работ вместе с дошкольниками даст возможность детям изучить структуру листьев, провести анализ воды, понаблюдать за насекомыми. Это поможет им проникнуться особой любовью к восхитительным творениям и осознать свою ответственность перед ними.
• Подготовить игровые занятия. В этом случае можно организовать увлекательные мероприятия в форме подвижных игр, танцев и развлечений. Это позволит детям лучше развить коммуникативные навыки, пополнить словарный запас, освоить грамматические особенности построения речи, научиться проектировать новые уникальные модели.
Сегодня можно встретить множество разнообразных учебных модулей, которые входят в СТЕМ образование в ДОУ. Например, модуль «Дидактическая система» позволит детям познакомиться с геометрическими фигурами и телами, освоить самые распространенные предметы окружающего мира.
Ведущая составляющая STEM обучения — это экспериментально-инженерная деятельность. В игровой форме дети учатся считать, измерять, сравнивать, приобретать навыки общения. Это помогает им приобретать необходимые математические, филологические и инженерные навыки. Дети в знакомых предметах определяют новые и неизвестные для себя свойства. Непринужденные занятия в форме увлекательной игры развивают воображение и творческий потенциал.
ПРЕИМУЩЕСТВА STEM ТЕХНОЛОГИЙ
• Помогают выработать инженерные навыки.
• Позволяют приобрести качества, необходимые для работы в команде.
• Содействуют умению анализировать результаты проделанных мероприятий.
• Способствуют наилучшей познавательной активности дошкольников.
Комплексный подход в обучении содействует наилучшему уровню развития мыслительных навыков и открывает большую дверь для выбора более перспективной и востребованной профессии. Современная методика непринужденно и легко вовлекает детей в научно-творческую деятельность. Это способствует планомерному развитию интеллектуальных способностей, которые необходимы во взрослой жизни.
ПРЕИМУЩЕСТВА ИНТЕРАКТИВНОГО ОБОРУДОВАНИЯ В ДОУ
• Ребенок стремительно обучается аккуратному обращению с техникой;
• При помощи сенсорных установок в дошкольных образовательных учреждениях и детских садах развиваются таланты детей и их творческие способности, а также повышается усидчивость и снижается гиперактивность ребят.
• Сенсорные игровые комплексы развивают мелкую моторику и повышают уровень чувствительности у детей.
• Современное интерактивное оборудование для детского сада улучшает восприятие новой информации ребенком, стимулирует самообразование и повышает интерес к обучению.
Все производимые развивающие комплексы для детей соответствуют программе ФГОС в ДОУ и в начальной школе (федеральные государственные образовательные стандарты, а также стимулируют развитие ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) в образовательных учреждениях.
ИГРОВОЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ДЕТСКОГО САДА «АНРО МУЛЬТИЛАБОРАТОРИЯ»
Педагогические исследования показывают, что одной из основных проблем образовательной системы в детских дошкольных учреждениях является потеря интереса к процессу познания. Детям нравится, когда они являются активными участниками какого-либо мероприятия или эксперимента. Дошкольники – это настоящие исследователи с неутомимой жаждой новых впечатлений и большой любознательностью.
В связи с этим в дошкольную систему образования необходимо включать мероприятия по осмысленной деятельности, где дети смогут принимать участие в различных экспериментах. Детское экспериментирование позволяет надолго усвоить информацию, ведь когда ребенок самостоятельно что-то видит, слышит и делает, он чувствует себя полноценным участником учебного процесса. Игровые творческие комплексы для ДОУ открывают большие возможности для интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
ЧТО ЖЕ ВХОДИТ В ПРОГРАММУ И КАКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ РЕШАЮТСЯ:
Образовательный модуль «Дидактическая система Ф. Фребеля»
— Экспериментирование с предметами окружающего мира;
— Освоение математической действительности путем действий с геометрическими телами и фигурами;
— Освоение пространственных отношений;
— Конструирование в различных ракурсах и проекциях.
Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой»
-формирование представлений об окружающем мире в опытно-экспериментальной деятельности;
-осознание единства всего живого в процессе наглядно-чувственного восприятия;
-формирование экологического сознания
— способность к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, установлению причинно-следственных связей, речевому планированию и речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности;
-умение группировать предметы;
-умение проявлять осведомленность в разных сферах жизни;
-свободное владение родным языком (словарный состав, грамматический строй речи, фонетическая система, элементарные представления о семантической структуре);
-умение создавать новые образы, фантазировать, использовать аналогию и синтез.
Образовательный модуль «Математическое развитие»
-комплексное решение задач математического развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей по направлениям: величина, форма, пространство, время, количество и счет.
Образовательный модуль «Робототехника»
-развитие логики и алгоритмического мышления;
-формирование основ программирования;
-развитие способностей к планированию, моделированию;
-обработка информации;
-развитие способности к абстрагированию и нахождению закономерностей;
— умение быстро решать практические задачи;
-овладение умением акцентирования, схематизации, типизации;
-знание и умение пользоваться универсальными знаковыми системами (символами);
-развитие способностей к оценке процесса и результатов собственной деятельности.
Образовательный модуль «Мультстудия «Я творю мир»
— организация продуктивной деятельности на основе синтеза художественного и технического творчества.
Каждый модуль направлен на решение специфичных задач, которые при комплексном их решении обеспечивают реализацию целей STEM-образования: развития интеллектуальных способностей в процессе познавательно-исследовательской деятельности и вовлечения в научно-технического творчество детей младшего возраста.
Консультация «Дошкольное образование в Германии» Дошкольное образование в Германии. Само понятие «Детский сад» родом из Германии. Именно педагог Фридрих Фрёбель впервые заговорил о необходимости.
Консультация для воспитателей «Экологическое образование дошкольников» Герасимова Т. А. Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников» «Благодаря восприятию прекрасного в природе и искусстве.
Консультация на тему «Правовое образование в ДОУ» С древних времен человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Ребенок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь полностью.
Консультация «Музыкальное образование» Вашему вниманию представлен сайт учителя начальных классов…ФИО. Он создан в разделе wix! Цель создания сайта – 1. Создание условий для.
Образование в России. Особенности речевого развития дошкольников и его влияние на дошкольное образование За последние три десятилетия в России произошло значительное развитие институционального дошкольного образования. Однако верно сказать,.
Консультация «Экологическое образование» Экологическое образование – одна из актуальных проблем современности. Она обусловлена объективной причиной: надвигающейся на человечество.
Эссе «Специальное образование и инклюзивное образование — ступени равных возможностей» Эссе на тему «Специальное образование и инклюзивное образование- ступени равных возможностей» У них такие же сердца, такие точно мысли,.
Консультация для родителей «STEM технология в детском саду» для старшей группы
Ольга Мельник
Консультация для родителей «STEM технология в детском саду» для старшей группы
Консультация для родителей «STEM технология в детском саду«.
STEM технология в детском саду.
Сегодняшний мир не похож на вчерашний, а завтрашний – не будет похож на сегодняшний! Динамично развивающиеся технологии внедряются во все сферы жизнедеятельности человека.
65% современных детей вырастут, овладев профессиями, которых пока не существует сегодня. Будущим специалистам потребуется всесторонняя подготовка и знания из самых разных областей технологии, естественных наук и инженерии.
STEAM вдохновляет наших детей – будущее поколение изобретателей, новаторов и лидеров проводить исследования как ученые, моделировать как технологи,конструировать как инженеры, созидать как художники, аналитически мыслить как математики, и играть как дети.
STEAM – акроним, который состоит из слов science, technology, engineering, mathematics, art(наука, технология, инженерия, искусство, математика). Эти дисциплины связаны друг с другом и развиваются синхронно, причем быстрыми темпами. Вскоре появятся профессии, которые нам с вами даже сложно вообразить, но все они будут так или иначе касаться технологий в разрезе естественных наук.
STEAM– это один из трендов в мировом образовании, который подразумевает смешанную среду обучения, и показывает ребенку, как применять науку и искусство воедино в повседневной жизни.
Как реализовать STEAM образование?
Вся история развития экономики состоит из взаимного влияния самых разных областей науки, на первый взгляд весьма далёких друг от друга. В XXI в. именно на стыках разных наук часто делаются важнейшие открытия и создаются новые прорывные технологии. Объединение в одно целое каких-либо частей объекта, предмета, процесса (свойства которых часто изучаются в разных предметных областях, восполнение некогда нарушенного единства и целостности в восприятии окружающего мира — это и есть ИНТЕГРАЦИЯ, которая является актуальным направлением обновления содержания в системе общего и дополнительного образования детей дошкольников и взрослых и реальным полем для реализации проектной деятельности.
Реализация модели STEAM-образования, является важным компонентом многих проектов, реализуемых сегодня, в значительной степени зависит от создания новой предметно-пространственной среды системы образования в целом, обновления содержания, программно-методического обеспечения, материально-технической базы, развития кадрового потенциала системы образования в частности. Причем все эти изменения уже почти сделаны в нашем ДОУ в достаточно сжатые сроки и с оптимальным использованием бюджетных средств, выделенных на их реализацию.
Для современной системы дошкольного образования сегодня актуальна триада «ЧЕМУ УЧИТЬ – НА ЧЕМ УЧИТЬ — КАК УЧИТЬ». В этой триаде средства обучения являются тем компонентом, который может принципиально преобразовать и деятельность педагога, и организацию учебной детальности обучающихся, и во многом определить результаты обучения,но только если средства обучения и учебное оборудование соответствуют:
-стратегическим изменениям в образовании;
— внедряются вместе с грамотным методическим обеспечением;
— сопровождаются соответствующим обучением педагогов.
Образовательные области в ДОУ не существуют в «чистом виде». Всегда происходит их интеграция, а с помощью применения ЛЕГО-конструирования, центра детского экспериментирования легко можно ПОДДЕРЖАТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ, интегрировать познавательное развитие, куда и входит техническое конструированиес художественно-эстетическим развитием, когда мы говорим о творческом конструировании, с социально – коммуникативным развитием и с другими образовательными областями.
Новизна: Комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования и Лего-технологии c учетом интеграции образовательных областей основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ.
Консультация для родителей «Конструирование в детском саду» Уважаемые родители! Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий, является конструирование, то есть создание из отдельных.
Консультация для родителей «Адаптация в детском саду» Адаптация в детском саду – это сложный психологический процесс, который затрагивает абсолютно всех участников адаптации и работников детского.
Консультация для родителей «Пластилинография в детском саду» Пластилинография – относительно новая, нетрадиционная техника рисования, которая привлекает к себе все больше и больше внимания. Почему?.
Консультация для родителей «Прогулки в детском саду» «День, проведённый ребёнком без прогулки – потерян для его здоровья» Г. А. Сперанский Каждый взрослый человек знает о значимости прогулки.
Консультация дпя родителей «Адаптация в детском саду» Вот и пришло время отдавать ребёнка в детский сад. Наступает новый период в жизни малыша, происходят следующие изменения: четкий режим дня,.
Использование STEАM образования в ДОУ
Юлия Парфенова
Использование STEАM образования в ДОУ
В условиях динамично меняющегося мира во все области жизнедеятельности человека внедряются новые технологии. Исследователи убеждены, что современные дошкольники в будущем овладеют профессиями, которых на сегодняшний день не существует. В перспективе молодым специалистам потребуются навыки и умения из разных технологических областей, как естественных наук, так и инженерии.
Что на данный момент может заинтересовать наших воспитанников в условиях дошкольной организации? STEAM-технологии. Именно они позволят педагогам новой формации вырастить поколение успешных исследователей, изобретателей, учёных, технологов, художников и математиков.
STEAM-образование один из основных мировых трендов. Оно основано
на использовании междисциплинарного (несколько дисциплин) и прикладного (практическое применение) подхода, а также на слиянии всех пяти направлений в единую схему развития. STEAM демонстрирует дошкольникам, как применять науку и искусство в жизнедеятельности.
Что такое STEАM? Если расшифровать эту абривиатуру,то получится следующее: S – science, T – technology, E – engineering, A – art, M – mathematics (наука, технология, инженерное искусство, творчество, математика).
Программа «STEAM-образование детей дошкольного возраста» является новой парциальной модульной программой дошкольного образования, направленной на развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество (цель).
Она включает в себя ряд модулей:
• Образовательный модуль «Дидактическая система Ф. Фрёбеля».
• Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой».
• Образовательный модуль «LEGO-конструирование».
• Образовательный модуль «Математическое развитие».
• Образовательный модуль «Робототехника».
• Образовательный модуль «Мультстудия “Я творю мир”.
Как в условиях дошкольной организации можно реализовать STEAM образование? Через организацию проектной и экспериментально-исследовательской деятельности. Обязательным условием успешной работы является создание актуальной предметно-пространственной среды, соответствующей целевым установкам.
Учёные предполагают, что погружение в STEAM-среду можно начать с конструирования, в рамках которого воспитанники, используя элементы из различных материалов (дерево, бумага, металл, пластик, приобретут элементарные технические навыки и умения, познакомятся с принципами инженерии. Различные конструкторы помогут педагогам развить в детях креативность и пространственное мышление. В работу необходимо включать специализированные наборы для изучения математики, простые инженерные проекты, деятельность на открытом воздухе.
На следующем этапе воспитанником можно предложить LEGO-технологии (LEGO Education, LEGO System, LEGO WeDo, LEGO Duplo, опытно-экспериментальную и исследовательскую деятельность, робототехнику («ROBO&BLOCK», «Wacky Wigglers» от «Learning Resources», моделирование из электронного конструктора («Знаток»).
Замечательным решением задач STEM-образования станут конструкторы, которые сочетают в себе игровые наборы – «Планета STEAM» и «Детская универсальная STEAM-лаборатория».
Детская универсальная STEAM-лаборатория является одним из инструментов SТЕМ-образования.
STEAM-лаборатория включает в себя:
• учебно-методические материалы – иллюстрированный сборник подробных планов всех занятий;
• руководство для педагогов;
• программируемого робота (работает от 3 батареек ААА);
• комплекс игровых и учебных приложений – более 200 карточек, игровые познавательные поля, кубик, лупа, специализированные линейки);
• USB-флеш-носитель, содержащий презентации к занятиям, раздаточные материалы для занятий, материалы для воспитателей;
STEAM-лаборатория включает в себя 5 программ: основы чтения, основы программирования, основы математики и теории вероятности, основы картографии и астрономии, основы криптографии.
Эти программы внедряются последовательно, от простого к сложному, связаны сюжетной линией и опираются на предыдущий материал. Сквозным персонажем является Микибот – программируемый робот.У Микибота есть своя история: он робот, созданный на далекой планете, где живут умные мышки. Они решили изучить вселенную и для этого создали робота. Микибот должен найти обитаемые планеты – это Земля, познакомиться с ее жителями и все про них узнать.
Роль робота в пособии: обучает детей программированию, будучи сам объектом обучения для детей. Особенность пособия заключается в том, что не воспитатель учит детей, а дети обучают робота в процессе реализации пособия.
Позиция воспитателя изменяется: он становится заведующим лаборатории, а дети – его коллегами, лаборантами. По этой причине авторы STEAM-лаборатории рекомендуют на занятиях особые формы обращения к детям: «дорогие коллеги», «юные лаборанты», «уважаемые инженеры/программисты/шифровальщики» и пр.
День работника дошкольного образования В последние дни сентября отмечается профессиональный праздник всех работников дошкольного образования – День дошкольного работника. Этот.
Фотоотчёт «Использование символа года при изготовлении поделок и украшения класса» в группе дошкольного образования До Нового года осталось совсем мало времени и мы с детьми продолжаем готовить подарки и открытки для родных и близких. Сегодня предлагаю.
Консультация «Использование новых подходов в работе с дошкольниками для достижения современных целей образования» Консультация для педагогов «Использование новых подходов в работе с дошкольниками для достижения современных целей образования (технологическая.
Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» для старших и подготовительных групп. Музыкальный руководитель Сидорова.
Основное назначение дошкольного образования Обучение детей предшкольного возраста должно строиться не в жесткой предметной логике, не по урочной школьной системе, а проходить в режиме.
С Днём работника дошкольного образования! Ежегодно в самую красивую и романтичную пору года отмечается День работника дошкольного образования России. Сама природа дарит всем тем,.
Тест «ФГОС дошкольного образования» Уважаемые коллеги предлагаю вам тест «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: организация и планирование.
STEAM-образование — наиболее перспективная технология в ДОУ
Светлана Шурманова
STEAM-образование — наиболее перспективная технология в ДОУ
STEAM-ОБРАЗОВАНИЕ – НАИБОЛЕЕ ПЕРСПЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ДОУ
STEM образование – это полноценное планомерное обучение, включающее в себя изучение естественных наук (наблюдение за явлениями и процессами) совокупно с инженерией, технологией и математикой.. По сути, это учебный план, который спроектирован на основе идеи воспитания дошкольников с применением меж дисциплинарного и прикладного подхода.
STEMобразование сочетает в себе проектный и междисциплинарный подход. STEM демонстрирует, как дети могут использовать полученныезнаний и информацию в реальной жизни. Воспитанники изучают не просто абстрактные данные, они изучают конкретный проект, а затем- создают собственный продукта.
А какие же преимуществ вносит STEM технологий в образовательный процесс.
1. Развитие интереса к техническим наукам. У детей повышается интерес к техническим дисциплинам. Воспитанники видят, что быть инженером или математиком это совсем не скучно, а наоборот- весело и интересно.
2. Работа в команде. Активация коммуникативных навыков. Дошкольники работают в команде, выражают свои идеи и предложения, дискутируют, обосновывают свою позицию и вместе делают конкретные выводы.
STEM – образование является своеобразным мостом, соединяющий процесс, карьеру и дальнейший профессиональный рост. Инновационная образовательная концепция позволит на профессиональном уровне подготовить детей к технически развитому миру.
Это направление в образовании, в котором усиливается естественно научный компонент + инновационные технологии. Технологии используют даже в изучении творческих, художественных дисциплин.
По STEM технологии в центре внимания находится практическое задание или проблема. Воспитанники детского сада учатся находить пути решения не в теории, а прямо здесь и сейчас путем проб и ошибок.
Для того чтобыSTEM технология работала в полную силу, я привлекаю родителей к образовательному процессу, обеспечиваю методическую и консультационную помощь родителям, организую с ними дистанционную работу, а также дистанционные занятия с детьми по всем направлениям развития дошкольника.
С целью максимального вовлечения родителей в образовательный процесс, повышения качества образования, я и специалисты детского сада используем разные интернет ресурсы.
1. Сайт детского сада, страницы детского сада и страницы групп в «ВКонтакте» и «Одноклассники».
2. Чаты в мессенджерах Skype, WatsApp, Viber. (в каждой возрастной группе);
3. Канал на YouTube.
Где размещаем различные формы взаимодействия с родителями,такие как:
1. Лента новостей. Где ежедневно размещаем фито, видео отчеты для родителей «Чем интересным сегодня дети занимались в детском саду».
2. Конференции в Zoom.
3. Мастер классы YouTube. Находим готовые или записываем сами.
И получаем от родителей обратную связь в виде снятых видеоматериалов, фильмов, фотографий.
4. Онлайн-консультации и рекомендации на различные темы обучения, воспитания и безопасности.
5. Тематические конкурсы,акции и флешмобы: «Окна победы», «1000 добрых дел», «По страницам сказок А. С. Пушкина» итд.
Предлагаем родителям вместе с детьми провести различные опыты, экспериментирование, затем поделиться опытом, впечатлениями.
Обратная связь с родителями
Использование цифрового обучения обеспечивает нам педагогам образную связь с родителями то есть, ответы на вопросы, пожелания, и отзывы, рекомендации. По результатам всех тематических мероприятий, в которых участвуют дети и родители, педагоги оформляют фотоотчеты, видеоотчеты и размещают их в социальных сетях и на сайте ДОУ.
Благодаря STEM-подходу дети могут вникать в логику происходящих явлений, понимать их взаимосвязь, изучать мир системно и тем самым вырабатывать в себе любознательность, инженерный стиль мышления, умение выходить из критических ситуаций, вырабатывают навык командной работы и осваивают основы менеджмента и самопрезентации, которые, в свою очередь, обеспечивают кардинально новый уровень развития ребенка.
Мое высшее образование Уважаемые коллеги и друзья! Хочу поделиться с вами дорогие мои, незабываемым событием которое произошло в моей жизни. Сегодня я получила.
Дидактическая игра «Образование сложных слов» Развитие связной речи В индивидуальной работе и на подгрупповых занятиях я использую игры на образование сложных слов. Они помогают развивать.
Анализ наиболее эффективных методик формирования лексико-грамматических категорий речевой деятельности Слайд № 1. Анализ наиболее эффективных методик формирования лексико-грамматических категорий речевой деятельности. Слайд № 2. Нарушение.
Фотоотчёт мастер-класса для коллег «Прогулка по селу» — занятие по учебно-методическому пособию «STEAM-лаборатория». Видео Широкими шагами по стране идет для кого-то пока еще диковинный, а для кого-то уже вполне понятный тренд. Ни одна образовательная конференция,.
Конспект открытого занятия по развитию математических знаний с использованием учебно-методического пособия «STEAM» Тема: «Волшебные фигуры» Программное содержание: Образовательная область: Познавательное развитие. Цель: Развитие математических знаний.
Консультация для родителей «Дополнительное образование дошкольника» «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества» В. А. Сухомлинский. Все, чему человек учится в.