что такое sustain в музыке
guitar.by
Что такое сустейн
Модератор: moderator
Что такое сустейн
#1 Сообщение Silenter » Ср мар 31, 2010 9:52 am
Re: Обучение игре на бас-гитаре в Минске.
#2 Сообщение serious » Ср мар 31, 2010 10:07 am
Re: Обучение игре на бас-гитаре в Минске.
#3 Сообщение DSR » Ср мар 31, 2010 1:09 pm
Re: Обучение игре на бас-гитаре в Минске.
#4 Сообщение -=Znake=- » Ср мар 31, 2010 11:38 pm
Есть мнение также, что сустейн это третий сегмент стандартной амплитудной огибающей (ADSR envelope) звуковой волны.
Но никак не громкость))
Re: Обучение игре на бас-гитаре в Минске.
#5 Сообщение Silenter » Чт апр 01, 2010 10:23 pm
Блин, да какое мнение? Есть просто точное определение каждого такого параметра. Допустим, в такой области как синтез звука (я занимался раньше), это весьма критично и конкретно выражено.
Неужели лень поднять быстро нужный источник, и посмотреть?
Очень частая ошибка: сустейн путают со временем, а атаку с громкостью. Я надеюсь понятно что означает Level на оси ординат, и что Time на оси абсцисс.
Re: Обучение игре на бас-гитаре в Минске.
#6 Сообщение -=Znake=- » Чт апр 01, 2010 10:32 pm
Я же привёл тебе определение)))
Кроме того, есть мнение, что к звукоподдерживающим элементам не относятся: барабанные палочки и их аналоги, медиатор, плектр, молоточки (фортепиано), язычки у колокольчиков и прочие элементы, создающие единичное воздействие на звукообразующий элемент. Соответственно, звук инструментов, на которых играют вышеперечисленными предметами, имеют нулевой сустейн. Проще говоря, сустейна нет вообще.
Re: Обучение игре на бас-гитаре в Минске.
#7 Сообщение Silenter » Чт апр 01, 2010 10:45 pm
-=Znake=-, тебе не кажется, что в данный момент глупо спорить с очевидным? Я тебе привёл конкретный показатель.
Главное будут стоять, упёрто доказывать! Я просто поражаюсь. Меня всем известный Фред на ГП исправил по этому поводу, так я не спорил, а быстро посмотрел, где нужно, вспомнил, и признал что ошибся.
Ну, не нужно вам это, пожалуйста. живите дальше в потёмках, буду я ещё спорить.. Тут же такие умные все))))
Re: Обучение игре на бас-гитаре в Минске.
#8 Сообщение -=Znake=- » Чт апр 01, 2010 10:49 pm
Буду спорить) потому что не громкость это)
т.е. вообще не будет иметь сустейна)
Если ты можешь её опровергнуть, то выслушаю твои аргументы.
Однако, хотелось бы сказать тебе спасибо, так как благодаря твоему замечанию я внёс исправления в статью, избавившись от данного термина вовсе, как не имеющего отношения к гитарному звуку.
Re: Обучение игре на бас-гитаре в Минске.
#9 Сообщение Silenter » Чт апр 01, 2010 11:22 pm
-=Znake=-, честно говоря, стало немного интересно.. Ты как-то сразу немного меня в тупик завёл, но потом..
Смотрим твою же ссылку с википедии:
Параметры ADSR
Attack (Атака) определяет время, нужное для того, чтобы громкость ноты достигла своего максимального уровня.
Decay (Спад) определяет время, в течение которого происходит переход от максимального уровня к уровню Задержки (Sustain).
Sustain (Задержка) описывает уровень звука, играемый во время удержания клавиши (после того как другие составляющие: Атака и Спад уже отыграли).
Release (Затухание) определяет время нужное для окончательного спада уровня ноты до нуля, после того как клавиша отпущена.
На всех графиках сустейн показывается уровнем звука, а не временем.
Берём следующую сслыку:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Сустейн
Плата устанавливается в корпус гитары вместо регулятора громкости или тембра, кому что полезнее. Плата питается от батарейки типа «крона». Включение схемы можно реализовать двумя способами: использовать потенциометр со встроенным тумблером или использовать гнездо джека для разрыва минуса питания, как это сделано в примочках. Для батарейки лучше всего установить на заднюю панель, закрывающую распайку электроники, вот такой холдер.
Подстроечными резисторами Р1,Р2 и Р4 схема настраивается под конкретно Вашу гитару и датчики. Для это сначала выкручиваем Р3 на максимум, а далее:
Пример работы сустейнера можно послушать тут(запись позаимствована в интернете):
Сначала в обычном режиме, потом гармоники. Режим гармоник реализовывается переворачиванием катушки (в смысле её выводов местами).
В завершение должен сказать, что есть у этой конструкции недостатки, это «слепые зоны», на некоторых нотах а так же при подтяжке 3 и 4 струны в «центр» сустейнер не работает. Первое связано с тем, что мощность сустейнера постоянна, и раскачать скажем открытую шестую струну значительно легче чем первую, зажатую где нибудь на 20 ладу. В профессиональных заводских устройствах этот косяк исправлен, но выполнено это за счет сложной цифровой обработки и динамической подстройкой мощности драйвера под конкретную ноту. Второе думаю понятно, струна попадает в слепую магнитную зону, где поле наименее напряжено. Это уже можно исправить и дома, изготовив более сложную конструкцию драйвера. Так же такой драйвер невозможно использовать вместе с датчиком в одном корпусе (в смысле с нековым) одновременно, драйвер создаёт сильные наводки. Этот эффект значительно уменьшается, если катушки расположить перпендикулярно плоскости струн и катушки датчика, это так же реализовано в усовершенствованной конструкции.
Сейчас я как раз работаю с таким драйвером, когда получу максимально хороший результат сделаю обновление в виде дополнительной статьи. Так же, в теории, можно использовать ширпотребные ныне усилители мощности PAM8403, оставив от схемы только предусилитель.
Ответы на некоторые предполагаемые вопросы, которые могут возникнуть у бытового гитариста, не обладающим познаниями в электронике:
Можно ли Просто намотать одну катушку?
Нет, работать не будет.
Можно ли использовать сам датчик как драйвер?
Нет. Сопротивление датчика около 10 кОм, а драйвер нужен 8 Ом. И читайте вопрос 1.
Можно ли намотать драйвер проводом от датчика?
Ну, во-первых, просто физически не выйдет это сделать. Этот провод очень тонкий. Во вторых, такая катушка просто не раскачает струны. Читайте выше, чем толще провод — тем лучше. В общем нет.
Может ли драйвер работать как датчик?
Нет. В нём банально не наведётся достаточная ЭДС.
Сустейн
Сустейн — продолжительность звучания извлеченной ноты.
Искусственный сустейн
Для инструментов без звукоподдерживающих элементов можно создать искусственный сустейн с помощью компрессора.
Известно, что компрессор имеет некий аналог стандартной амплитудной огибающей в инвертированном виде. Соответственно, уровень среза (Threshold) будет аналогом сустейна. Установив соотношение (Ratio) в положение r→(1:∞) жесткого лимитирования, и, понизив уровень среза на достаточно низкую величину, при этом, увеличив громкость (Gain), мы получим длительность фазы састейна равной: , где
— длительность фазы искусственного састейна,
— длительность входного сигнала,
— неполная атака входного сигнала,
— атака компрессора,
— длительность нелимитированного затухания (остаточный спад под уровнем среза). Как видно, длительность искусственного сустейна зависит от времени затухания (Decay) входящего сигнала. Такое представление сустейна чаще всего используется при пропускании звука электрогитары через различные эффекты (overdrive, distortion и т. п.).
Причины низкого сустейна на бендах. Как увеличить?
В этом видеоуроке обсудим проблемы преждевременного затухания ноты на бендах или низкого сустейна. Что это значит? Мы можем ноту вытянуть на бенде, зафиксировать ее, а она затухнет раньше, чем нам хотелось бы. Также мы можем вытянуть ноту на бенде, вернуть его, сделав возвратный бенд, и в процессе возврата нота у нас так же погаснет. Вместо того, чтобы услышать ноту возвращаемую, мы ничего не услышим или услышим побочные шумы.
Как увеличить сустейн на гитаре
Что такое сустейн на электрогитаре? Это максимально возможная продолжительность звучания ноты.
Глобальную причину низкого сустейна разделим три части:
1. Виновата гитара;
2. Виновата настройка звука оборудования;
3. Виноват сам гитарист.
1. В чем может быть вина гитары
Как правило, в грифе. Например, если вылез какой-нибудь хват: вы делаете бенд и при выполнении бенда струна задевает лад, который оказался выше, чем нужен. Тогда колебания струны будут гаситься об этот лад. Как бы вы круто не сделали бенд технически, ноты получатся значительно короче. При этом вы услышите характерный лязг, что струна гаснет от того, что задевает соседний лад. Если такое происходит, то обратитесь мастеру. Я сам не вмешиваюсь со своей гитарой. В этом плане я сам себе не доверяю. Лучше я отнесу мастеру, пусть он поправит лад, шлифанет где что надо. У меня нет ни инструментов, ни оборудования, поэтому в этом плане лучше довериться специалисту.
Также к вине гитары отнесем и состояние струн. Если струны «ушатанные», поношенные, и счет идет на месяца, то эти струны будут держать сустейн существенно ниже, чем такие же в новом состоянии. Это естественно, ничего с этим тоже не поделаешь. Однако, бывают ситуации, когда ставите новые струны и при этом они звучат мутно и имеют небольшой сустейн. Я попадал на это, причем струны были достаточно уважаемые. Здесь просто не повезло. Либо попадаете на подделку, либо фирма испортилась – всякое бывает. В любом случае, техника гитариста не влияет на этот счет: какая бы ни была крутая техника, нота также будет гаснуть преждевременно.
Для того, чтобы сохранить звонкость струн на протяжении максимально долгого периода времени, я их протираю, но не протирками или еще чем-то… Каждый раз после игры, когда я знаю, что ближайшие тридцать минут не буду брать гитару в руки, я не ленюсь, а беру сухую тряпочку и провожу над струнами, загоняю ее между датчиками и провожу под струнами. Делается это для того, чтобы успеть стереть то, что налипло с рук, пока не засохло. Если подождать или забыть, то потом уже будет сложно очистить гриф. Такое элементарное правило по моей прикидке существенно увеличивает срок службы струн, и они прикольно звенят на протяжении большего промежутка времени. Это я прощупывал и на своих гитарах, и на гитарах учеников.
2. Влияение настройка звука оборудования на сустейн
Здесь, речь пойдет о шумодаве. Если шумодав настроен не совсем адекватно (он слишком «злобный» и любые шорохи прибирает), то он может прибрать и сустейн. Я утрирую ситуацию, вкорячу шумодав так побольше, пощедрее… Вы просто услышите, как резко он обрывает ноту. Это утрированная ситуация – подчеркиваю. Например, мы возьмем какую-то ноту [показывает, 3:44-3:51] – все, ее резко не стало. Что сделал шумодав? Как только значения шума превысили определенные значения, он ее взял и грубо обрезал. Пропорцию, в которую он обрезает, вы задаете сами (на нормальных шумодавах) и порог срабатывания вы тоже можете задавать сами. Вот здесь главное – не перебарщивать. Шумы никому не нравятся, но здесь нужно найти баланс с точки зрения настройки звука.
Как я это делаю? Беру, открываю потенциометр и ищу параметры шумодава на входе такие, чтобы шумов не было в состоянии покоя на открытом потенциометре. Этого достаточно. У меня гитара закрыта – нет шумов, открыта – нет шумов. Но, если я возьму тот же бенд, который я брал тогда на гипертрофированном шумодаве, то получится [показывает, 5:13-5:22] – нота плавно гаснет и постепенно проявляется шум. Шумодав не сработал сразу, не обрубил ее в грубой пропорции. Как правило, такого сустейна на гитаре более чем достаточно, чтобы выполнить мои музыкальные задачи.
3. Вот мы и подобрались к самому интересному человеческому фактору. Когда гитарист сам виноват в недостаточном сустейне на электрогитаре
На самом деле мы манипулируем двумя параметрами. Я говорю про левую руку. Мы не берем в расчет, когда правой случайно что-то заглушили – это очевидные вещи. Обсуждаем исключительно левую руку и рассмотрим два параметра.
Параметр первый – это угол наклона прижимной фаланги.
Что мы считаем прижимной фалангой? [показывает, 6:15] Это та фаланга, которая прижимает струну к ладам, как правило, это крайние фаланги. Если мы поставим слишком перпендикулярно накладке грифа прижимную фалангу [показывает,6:30], мы рискуем получить уменьшение прижимной поверхности. Площадь прижимной поверхности становится ниже. При выполнении бенда раз площадь ниже, то и сопротивление получается ниже. Мы выполняем бенд, струна может выпасть из-под этой прижимной поверхности, и даже, когда вы будете ее возвращать, у вас нота просто подохнет. Потеря прижимной поверхности, потеря качества прижима может быть настолько кратковременной, может осуществляться за миллисекунды, но этого будет достаточно, чтобы колебания струны оборвались. Вам кажется при этом, что вы ее держите стабильно, а нет, нота подыхает. – Это угол наклона прижимной фаланги. Очень перпендикулярно – плохо, очень параллельно – тоже плохо, потому что площадь прижимной поверхности сильно увеличивается, но и струна может соскользнуть из-под пальцев. Это тоже негативный фактор, потому что режим теряется. Нам нужна золотая середина, нужно искать баланс. Он выглядит примерно таким образом [показывает, 7:33], в этой зоне грифа. Угол наклона прижимной фаланги – 45-55 градусов. Все те же градусы, как и с углом наклона медиатора.
Второй параметр – это выбор прижимной поверхности пальца.
Мы берем угол прижимной фаланги за константу, он постоянен, ничего не меняется, мы его обсудили, утвердили и оставили как есть. Но что мы можем делать? Мы можем третью струну зажать разными местами этого пальца, разными точками. Получается, я могу третью струну зажать вот так [показывает, 8:09] или так, – я перемещаю палец. Здесь сложность в том, что можно случайно попасть кончиком пальца на струну. При возврате бенда или при выполнении самого бенда это скажется негативно. Опять-таки прижимная поверхность может быть утрачена.
Либо вы возьмете слишком высоко. Мало того, что вы рискуете зажать вышележащую, вы можете также зажать случайно и нижележащую струну. Тоже негативный фактор. То есть нужно манипулировать этим положением [показывает, 8:41].
Подводя итоги: угол наклона – это раз, и выбор прижимной поверхности – два.
Как только вы эти параметры нащупаете, все звучит, все работает. Нужно прошить мышечную память определенным количеством правильных повторов, а дальше уже счастливо эксплуатировать, не задумываясь о сустейне, в режиме автопилота при игре на гитаре.
g0l
Ещё немного про удлинение.
Началось всё с того… Нет, ну, началось, конечно, гораздо раньше, но суть не в этом. Лет назад эдак… ну, да это тоже не важно — давно это было. В общем, захотелось мне приобрести гитару близкую по звучанию к той, на которой играет Wolf Hoffmann из группы Accept. Прознал я, что играет он на гитарах Hamer с датчиками EMG. Пошерстил по объявлениям и нашёл продавца. Предложил он на выбор пару гитар, одна из которых была Hamer Elite с удивительным устройством Sustainiac. Удивительным потому, что в тот момент я удивился – гитара может держать звучание одной какой–либо ноты или даже целого аккорда бесконечно долго. Ну, или пока батарейки не сядут. Надо ли говорить, что купил я именно её. Мой пытливый ум не дал мне покоя и я стал интересоваться, как это устроено и можно ли что–то настроить. Годы были давние, доступ в интернет был так (9600 Кбит) себе и я начал писать e–mail–ы в компанию–производитель сустейнеров с просьбой выслать принципы настройки и описание устройства. Суть да дело, но узнал я принцип работы устройства. Параллельно датчику, расположенному около держателя струн подключено устройство (сустейнер), выход которого нагружен на электромагнит, расположенный рядом с окологрифовым датчиком. Сустейнер усиливает сигнал с датчика и магнитом раскачивает струну. Информация о колебаниях её в свою очередь снова поступает на вход сустейнера и… В общем, называется это положительной обратной связью. Струна продолжает автоколебания до тех пор, пока сустейнер обеспечен питанием. Звучит примерно так (по второй ссылке Steve Vai).
Увидено на dirty.ru
Ну и видеоролики с демонстрацией:
Сайт фирмы-производителя (изобретателя) www.sustainiac.com
Выглядит комплект вот так (взято с сайта производителя):