что такое тактика в футболе определение
3.1. Общие понятия и классификация тактики
3.1. Общие понятия и классификация тактики
Успех может принести только гибкая тактика. Каждая команда должна
стремиться играть, используя разнообразные тактические планы, иначе она
вряд ли сумеет добиться больших победе соревнованиях.
Поскольку футбольный матч состоит из многократных переходов от атаки к обороне и наоборот, совершенно очевидно, что атакующие и оборонительные действия каждой команды должны быть организованными.
Под тактикой следует понимать организацию индивидуальных и коллективных действий игр окон, направленных на достижение победы над соперником, т.е. взаимодействие футболистов команды по определенному плану, позволяющему успешно вести борьбу с соперником.
Умение правильно решать задачи нейтрализации соперника и успешно
использовать свои возможности в атаке и в обороне характеризует тактическую зрелость команды в целом.
Какие бы тактические установки на матч ни делал тренер, осуществляются они действиями отдельных футболистов. Вот почему без индивидуального тактического мастерства немыслимо проведение четких групповых и командных тактических действий, которые придают игре стройность и слаженность. Классификация тактики представлена на рис. 47.
В футбольной игре тактика и техника тесно взаимосвязаны. Решая, кому и какую сделать передачу, применить ли обводку для обыгрывания соперника или использовать партнера, когда целесообразно взять на себя инициативу игры, игрок использует свое тактическое мышление. А, осуществляя после принятого решения само действие, он показывает свое техническое мастерство. Следовательно, техника является средством претворения в действие тактических замыслов игрока, инструментом тактики и подчиняется ей. Вполне понятно, что только отличная техническая подготовка позволяет применять разнообразные тактические действия, те, техника служит основой тактического мастерства.
Рис. 47. Классификация тактики игры.
О стратегии и тактике в футболе
Большинство, или же, абсолютно все, прекрасно понимают, что значит тактика в футболе. Безусловно разночтения понятия будут существовать, ибо есть прекрасная присказка «сколько людей, столько и мнений». Но многие ли задумываются о том, что значит стратегия в современном футболе.
Стратегия. В данном вопросе стоит сразу же оттолкнуться подальше от футбольных ставок и экономической составляющей развития каждого клуба, речь пойдёт не об этом. Все любители прекрасного симулятора футбольного коуча под названием «Football Manager», знают, что во время встречи с президентом клуба мы можем поговорить с ним о векторе развития клуба, где нам на выбор предлагаются несколько путей на выбор, перечислять которые я не буду, так как суть не совсем в этом, а о том, что есть у каждого игрока в голове, чем он руководствуется, прежде чем выбрать пресловутый вектор.
Чем же в таком случае может руководствоваться менеджер? В данном случае мы говорим о целом ряде факторов, от которых будет зависеть стратегия, в число данных факторов, от которых будет зависеть стратегия, в числе данных факторов, влияющих на выбор будут: «финансовые возможности клуба, селекционные возможности, влияние «нефутбольных» лиц внутри клуба, имеющийся в данный момент подбор игроков в команде и некоторые другие. Но ключевым фактором будет понимание футбола и принципы постороения игры в долгосрочной перспективе, если мы говорим о команде-династии или хотя бы о долгосрочном сотрудничестве между тренером и клубом. Не маловажным, что будет влиять на стратегию будут являться личные предпочтения определённого стиля игры, который является наиболее эффективным для реализации тех или иных идей. Некоторые профессионалы называют это философией, и среди них не только один Луи ван Гал. Теперь разобравшись с тем, что влияет на стратегию, на её выбор, перейду к более конкретным примерам.
Каждый футбольный болельщик, читая первое интервью нового главного тренера команды обращает внимание на вопросы, касающиеся стиля игры команды, который не разрывно связан со стратегией. Вот одно из первых интервью Жозе Моуриньо после его назначения на пост главного тренера Манчестер Юнайтед: «Верну ли я атакующий футбол на «Олд Траффорд»? Я надеюсь на это. Стиль игры очень сильно зависит от игроков, которые есть в команде. Одна из моих характеристик, как тренера, заключается в том, что я могу адаптировать идею в своей голове к тем игрокам, что у меня есть. Я не сторонник утверждения, что у тренера должен быть свой стиль. Тренер должен быть открыт, он должен уметь создавать свои стили и адаптировать их к команде. Мистер ван Гал, безусловно, является топ-тренером, и его философия предельно ясна. Моя философия другая. Мой футбол другой. Я исповедую вертикальную игру, она идёт интенсивнее, мне нравится владение мячом, как способ создать шанс в атаке. Я не люблю владение мячом только ради статистики, когда игроки боятся отдать пас, чтобы не потерять мяч. » Данное интервью Жозе наглядно иллюстрирует выше изложенные мной тезисы. Нужны ли какие-либо комментарии по-поводу слов «Моура» относительно стиля и философии? Я думаю нет, ибо каждый футбольный болельщик прекрасно знает как играет Моуриньо.
Последнее, о чём хотелось бы сегодня поделиться это вопрос о том где пролегает граница между стратегией и тактикой.
Предвосхищая возможные вопросы о том, что же всё таки важнее, стоит поставить точку, вместо которой я поставлю многоточие.
Тактика в футболе
А чтобы научиться играть на таком уровне, следует стремиться, чтобы в процессе многолетнего обучения начинающие футболисты освоили все богатство современной тактики футбола, умели грамотно строить свои индивидуальные действия без мяча и с мячом, как в нападении, так и в защите, а также вести свою игру в зависимости от действий партнеров по команде.
Тактика делится на три основные категории: 1) расстановка игроков; 2) действия команды при атаке или при обороне, в отношении либо всей команды, либо ее части; 3) стандартные положения.
Расстановка игроков определяет место каждого игрока на поле. Хотя в идеале футбол должен быть спонтанной игрой, полной импровизации, все успешные команды уделяют большое внимание игровой дисциплине. Игроки команды должны соблюдать расстановку, которую разработал тренер. С течением времени разрабатывались все новые и новые системы. Впервые игра приобрела организованный характер в середине XIX в. В те дни не существовало практически никаких тактических схем, так как не было четких игровых позиций. Как дети сейчас, так взрослые футболисты бегали толпой за мячом в те дни. Тогда преобладали индивидуальные навыки, в частности дриблинг.
Со временем игра стала более сложной. Этому в немалой мере способствовало правило офсайда. Оно было заимствовано из регби и получило развитие в публичных школах, где в основном и играли в футбол. В то время офсайдом считалась ситуация, когда пас отдавался игроку, который был ближе к чужим воротам, чем мяч. При этом не важно было, сколько соперников находится перед ним. В этом не было ничего необычного для времен, когда в атаку шли восемь человек. На своей половине поля оставались вратарь и двое защитников, один из которых именовался полузащитником, то есть наполовину защитником, наполовину форвардом. Таким образом, была создана первая тактическая схема, которую можно обозначить как 1-1-1-8. Через очень короткое время один из форвардов был оттянут на позицию крайнего полузащитника, что образовало систему 1-1-2-7.Стандартные положения – угловые.
Вбрасывание мяча в штрафную площадку может быть разыграно двумя способами: либо игрок скидывает мяч своему партнеру, либо сразу бьет по воротам. «Тоттенхэм» в 1961г., когда он сделал «золотой дубль», разыгрывал мяч таким образом: Дэйв Маккей вбрасывал мяч на голову Бобби Смиту, который стоял на линии вратарской, а Смит скидывал его своему партнеру, который и забивал гол. Если защитник успевал к мячу первым, «Тоттенхэм» зарабатывал, по крайней мере, угловой, но очень часто этот розыгрыш заканчивался голом. Однажды очень зрелищный розыгрыш вбрасывания удался «Арсеналу». Клифф Холтон вбросил мяч почти на 11-метровую отметку, и Дуг Лишмен перекинул мяч через вратаря Бобби Брауна. Это случилось в престижном товарищеском матче в 1951г. «Куинз Парк Рейнджерс» сравнял счет в финале Кубка Англии 1982г. против «Тоттенхэма», когда Боб Хэйзелл вбросил мяч на Терри Фенвика, который и забил гол. Подобным образом Дэвид Уэбб из «Челси» забил победный гол в переигровке финала Кубка Англии в 1970г. против «Лидса». Мяч тогда вбросил Иэн Хатчинсон.
История футбольной тактики
Тактика делится на три основные категории:
1) расстановка игроков; 2) действия команды (а) при атаке или (б) при обороне, в отношении либо всей команды, либо ее части; 3) стандартные положения.
Для игроков и тренеров важно определить роль каждого игрока на поле и способы, которыми они должны достигать цели игры, — забить гол и не позволить сделать этого соперникам. Для этого приходится уделять внимание всем трем аспектам тактики, а также следить за эволюцией игры в целом.
Расстановка игроков определяет место каждого игрока на поле. Хотя в идеале футбол должен быть спонтанной игрой, полной импровизации, все успешные команды уделяют большое внимание игровой дисциплине. Игроки команды должны соблюдать расстановку, которую разработал тренер.
С течением времени разрабатывались все новые и новые системы. Впервые игра приобрела организованный характер в середине XIX в. В те дни не существовало практически никаких тактических схем, так как не было четких игровых позиций. Как дети сейчас, так взрослые футболисты бегали толпой за мячом в те дни. Тогда преобладали индивидуальные навыки, в частности дриблинг.
Система 2-3-5, которую использовали в начале века
Со временем игра стала более сложной. Этому в немалой мере способствовало правило офсайда. Оно было заимствовано из регби и получило развитие в публичных школах, где в основном и играли в футбол. В то время офсайдом считалась ситуация, когда пас отдавался игроку, который был ближе к чужим воротам, чем мяч. При этом не важно было, сколько соперников находится перед ним. В этом не было ничего необычного для времен, когда в атаку шли восемь человек. На своей половине поля оставались вратарь и двое защитников, один из которых именовался полузащитником, то есть наполовину защитником, наполовину форвардом. Таким образом была создана первая тактическая схема, которую можно обозначить как 1—1—1—8. Через очень короткое время один из форвардов был оттянут на позицию крайнего полузащитника, что образовало систему 1—1-2-7.
Система WM была разработана после изменения правила офсайда в 1925 г.
Вскоре, однако, стало ощущаться влияние шотландского футбола. Поскольку в Шотландии правила были приняты раньше, чем где бы то ни было, у шотландцев была возможность варьировать методы игры и использовать пас наряду с дриблингом. Ведущий шотландский клуб «Куинз Парк» поднял искусство паса до такого уровня, при котором мяч передавался и вдоль, и поперек поля, а игроки не занимались бестолковой беготней.
Система 4-2-4, которую бразильцы использовали на победном чемпионате мира 1958 г.
Для этого метода игры нужно было оттянуть назад еще одного нападающего и лучше использовать фланги. Так появилась система 1—2—2—6. А когда все поняли, что мяч можно передавать с одного фланга на другой, произошли радикальные изменения и появилась система «WM».
Система 4-3-3, которая помогла бразильцам выиграть чемпионат мира 1970 г
В 1866 г. правило офсайда было изменено. Теперь игрок не считался в офсайде, если между ним и воротами соперника находились по крайней мере трое игроков противоположной команды (один из которых мог быть вратарем), в момент когда был сделан пас. Теперь можно было отдавать мяч вперед Использование системы 1—2—3—5 и сочетание паса и дриблинга привело к тому, что стало забиваться больше голов Однако защитник «Ньюкасла» Билл Маккрэкен организовал оборону своей команды таким образом, что по его сигналу все игроки отходили от своих ворот и соперники попадались в ловушку Как и любая другая успешная тактика, она была подхвачена остальными командами Атаки теперь убивались в зародыше, еще в середине поля В некоторых матчах игра теперь останавливалась аж каждые две минуты Чтобы сохранить зре-лишность игры, были разработаны новые правила
Итальянская защитная система катеначчо. В ней появилась позиция «чистильщика», или либеро
В 1925 г законодательный Международный совет внес предложение об изменении правила офсайда Теперь игрок не считался в офсайде, если между ним и воротами находились двое, а не трое игроков Эффект был потрясающим если в предыдущий сезон в Английской лиге было забито всего 4700 голов, теперь их число возросло до 6373 При разумном использовании атакующего центрального полузащитника и острой игре на флангах число забитых голов резко возрастало В сезоне 1926/27 г Джордж Кэмзелл установил рекорд, забив 59 мячей Уже в следующем сезоне его результат перекрыл Дикси Дин, забивший 60 мячей (этот рекорд держится до сих пор) Превосходство центрфорвардов в воздухе и огромное количество голов, которые они забивали, поселили ужас в сердцах защитников Но вскоре их спасли двое, капитан и тренер
Чарли Бучан, один из самых дорогих футболистов своего времени и тренер его клуба, «Арсенала», Герберт Чепмэн пытались разработать новую систему игры В ней центральный полузащитник, который ранее располагался на одной линии с двумя другими хавбеками, отодвигался назад, на линию между двумя защитниками Сначала на этой позиции попробовали Джека Батлера, но лишь Херби Роберте стал играть на этой позиции постоянно Теперь центральный полузащитник (а вернее, центральный защитник) стал называться стоп-пером Система работала успешно, и Чепмэн оттянул двух нападающих в линию полузащиты Получилась система 1—3—2—3 или WM Она была названа так потому, что если смотреть спереди, получается буква «М», а если сзади, то «W» Эта система была принята не только в Британии, но и в большинстве европейских стран Благодаря ей «Арсенал» добился великолепных успехов в 1930-хгг он выиграл пять чемпионских званий и два Кубка Англии Кроме того, английские тренеры и команды «завезли» ее и в другие страны Но в некоторых из них она не получила развития В Австрии, Швейцарии и Венгрии были другие идеи.
КОМАНДНАЯ ТАКТИКА
В Австрии национальная сборная под руководством Хуго Майзля продолжала играть с атакующим центральным полузащитником В Италии Витто-рио Поццо старался привить своим командам более мобильную игру, используя длинный пас В Швейцарии была разработана система, известная как «Le Verrou», то есть «замок» В ней использовался атакующий центральный полузащитник, защитники прикрывали центральную зону, а крайние полузащитники защищали фланги Один из инсайдов оттягивался назад и играл на одной линии с центральным полузащитником, но защитники располагались один за другим Таким образом, задний защитник выполнял роль «чистильщика» Поскольку к центрфорвардам относились с большой опаской, целью системы было использовать двух игроков против центрального нападающего Как и многие системы с использованием «чистильщика», при правильном исполнении она предоставляла команде большую свободу в атаке
Итальянцы не остались в стороне от новаций Их система с атакующим центрхавом напоминала «замок», но была еще более «закрытой» Такие тренеры, как Альфредо Фони, Нерео Рокко и — превыше всех — Эле-нио Эррера, разработали систему катеначчо При ней «чистильщик» располагался позади трех или четырех защитников и почти не участвовал в атаках Его работой было останавливать любого, кто прорывался через строй защитников Если «швейцарский замок» выглядел как 1 — 1—3—2—4, то при кате- наччо расстановка была 1 — 1 — 3—3—3 или 1 — 1—3—4—2 либо 1-1—4-3—2
Одним из тренеров, которые покинули Англию и работали за рубежом, был Джимми Хоган Он поработал в Австрии, потом транзитом через Италию перебрался в Венгрию Венгерская сборная 1950-х гг действовала очень эффективно Она первой смогла обыграть англичан на их земле и положила начало революции в британском футболе Тогда повсюду существовал культ центрфорвардов, но венгры полностью изменили эту систему Их номер «9» Нандор Хидегкути был оттянут в полузащиту и играл вместе с двумя крайними, а двое «забивных» нападающих играли под традиционными номерами инсайдов Кроме того, венгры оттянули одного из крайних полузащитников на позицию в центре обороны и создали систему 1 — 4-2—4
Хотя единственным международным трофеем венгров было золото Олимпиады-52, они играли лучше всех в Европе Вскоре их система 4—2—4 была «открыта» вновь, причем совершенно независимо, бразильцами, которые выиграли три из четырех чемпионатов мира с 1958 по 1970 г Позже они пересмотрели ее Левый крайний Марио Загал-ло был оттянут в полузащиту, и получалась система 1—4—3—3
В промежутке между победами бразильцев сэр Альф Рамсеи разработал новую систему, которая опиралась на интенсивные действия в полузащите В этой схеме крайние нападающие оттягивались в середину поля В то время как большинство английских команд применяли систему 4—2—4, которую они переняли у венгров и бразильцев, Рамсеи использовал крайних нападающих таким образом, что получалась схема 1—4—4—2 Под его руководством «Ипсвич» выиграл чемпионат Англии, а вскоре и сборная победила на чемпионате мира С тех пор английские команды и большое число европейских стали использовать систему 4— 4—2 В результате почти исчезла игра на флангах Были попытки вернуть к жизни WM, которая на самом деле представляла из себя схему 3—3—4 Но многие команды не хотели принимать эту схему, предпочитая играть по системе 4—3—3 или 4—4—2
Голландцы дважды едва не стали чемпионами мира, используя «тотальный футбол»
Они пытались начинать атаку с любой точки поля Когда их защитники шли в атаку, оборонительные обязанности принимали на себя нападающие К сожалению, эта система более чем любая другая, требовала наличия в команде исключительно умных и техничных исполнителей, которые могли бы с одинаковой легкостью играть и в нападении, и в защите Можно сказать, что итоговые неудачи голландцев проистекали не от слабости их защитников в атаке, а со слабостью форвардов в обороне В результате лишь очень немногие сборные или клубные команды решились повторить смелый и зрелищный голландский эксперимент.
В современном футболе можно увидеть большое количество различных схем Хотя в Англии преобладает расстановка 4—4— 2, некоторые клубы и их тренеры в конце концов предпочли весьма эффективную систему, пионером которой стала сборная Аргентины, успешно применив ее на чемпионате мира 1986 г
Наставник аргентинцев Кар-лос Сальвадор Билардо, учитывая, что его соперники используют лишь двух постоянных центральных нападающих, пришел к выводу, что надежность обороны вполне может обеспечить «чистильщик» в сочетании с двумя центральными защитниками, играющими персонально Таким образом, другие защитники теперь могли выдвигаться в среднюю линию и сковывать созидательные действия соперников
Конечно, немногие команды располагают нападающими класса Диего Марадоны или Хорхе Вальдано, способными обеспечить остроту в атаке
Однако в 1990-е гг логика использования трех защитников казалась несокрушимой Эта система была принята повсеместно в Германии, а позже проникла и в тактически консервативный английский клубный футбол
Среди команд, экспериментировавших с новыми схемами, была советская, а затем российская сборная конца 80-х и начала 90-х гг Тренер сборной Валерии Лобановскии использовал в обороне «чистильшика» и четырех защитников, а в середине поля — четырех полузащитников. Немногим командам удавалось преодолеть эти оборонительные редуты. С другой стороны, подобная схема с упором на оборону оставляла место лишь для одного чистого форварда, который завершал усилия команды в контратаках — его роль исполнял Олег Блохин или Олег Протасов
В Англии была разработана так называемая «диагональная система», или «собачья лапа». Согласно этой системе трое защитников всегда располагались в линию таким образом, что, если правый защитник выходил навстречу левому крайнему соперников, центральный защитник располагался сразу за ним. В то же время дальний защитник занимал позицию за центральным, но несколько в стороне. Это расположение напоминало согнутую собачью лапу. Когда команда использует четырех защитников, которые располагаются в линию, появляется соблазн использовать офсайдную ловушку: защитники выходят к центральной линии и таким образом как бы «отжимают» игру на чужую половину поля. В этом случае любой игрок соперника, оставшийся за их спинами, оказывается в офсайде. Существуют и различные модификации этой схемы. Например, двое центральных защитников могут располагаться чуть позади крайних. А при системе с использованием «чистильщика» один из защитников занимает позицию позади четырех других и атаку- ет любого, кто смог прорваться через строй четырех защитников.
В широком смысле выбор защитных схем невелик. Можно играть с «чистильщиком» и применять персональную опеку (например, как в системе кате-наччо, когда каждый защитник «прикреплен» к одному из игроков соперника и следует за ним по всему полю) либо использовать зонную защиту. В последнем случае игрок отвечает за «свой» участок поля и должен помешать любому, кто попытается прорваться через его зону. Эта тактика требует хорошего взаимопонимания и сыгранности, так как защитникам приходится «передавать» оппонентов друг другу.
СТАНДАРТНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
УГЛОВЫЕ
Угловые — одно из трех основных стандартных положений, наряду со свободными ударами и вбрасываниями. Подсчитано, что более 50 процентов мячей забивается именно со стандартных положений.
СВОБОДНЫЕ УДАРЫ
ВБРАСЫВАНИЯ
Тактика футбола
В тактической подготовке необходимо выделить следующие основные направления:
— изучение основ и сущности теоретико-методических положений тактики;
— овладение основными элементами, приемами, вариантами тактических действий;
— совершенствование тактического мышления;
— изучение информации, необходимой для практической реализации тактической подготовленности;
— практическую реализацию тактической подготовленности.
В тактической подготовке необходимо выделить следующие основные понятия:
Тактические знания – этосовокупность представлений о средствах, видах и формах тактики футбола и особенностях их применения в тренировочной и соревновательной деятельности.
Тактические умения – этоформа проявления сознания футболиста, отражающая его действия на основе тактических знаний (умение разгадывать замыслы соперника, предвидеть ход развития соревновательной борьбы, видоизменять собственную тактику).
Тактические навыки – это заученные и автоматически выполняемые комбинации индивидуальных, групповых и командных действий. Тактические навыки всегда выступают в виде целостного, законченного тактического действия в конкретной соревновательной или тренировочной ситуации.
Валерий Лобановский писал: «Моделирование игры для того и придумано, чтобы облегчить футболистам выбор неординарных решений в сложных тактических ситуациях. Чем больше смоделированных действий в типических положениях откладывается в блоках коллективной памяти команды, тем больше времени и сил остается в игре у каждого футболиста для принятия неординарных решений в непредвиденных ситуациях».
Тактическое мышление –это мышление футболиста в процессе спортивной деятельности в условиях дефицита времени и психического напряжения, непосредственно направленное на решение конкретных тактических задач.
Уровень тактической подготовленности футболистов зависит от овладения ими средствами спортивной тактики (техническими приемами и способами их выполнения), ее видами (наступательной, оборонительной, контратакующей) и формами (индивидуальной, групповой и командной).
Исходя из закономерностей формирования двигательного навыка, в процессе обучения отдельному тактическому действию выделяют три этапа:
Цель данного этапа – освоение основ изучаемого приема или действия. Первоначальное обучение начинается с ознакомления. Используется сочетание методов показа, рассказа и практического упражнения.
Для создания двигательных ощущений и представлений используют методпрактического упражнения.Попытки воспроизведения изучаемого действия выполняют в относительно постоянных и упрощенных условиях. Определяя меру повторения, следует учитывать, что новые координационные упражнения быстро вызывают у начинающих футболистов утомление соответствующих нервных центров. Поэтому на данном этапе наиболее эффективно серийное повторение упражнений: две – три серии по 8 – 12 повторений в каждой. Интервалы между повторениями и сериями должны быть достаточными для отдыха. Их можно использовать также для необходимых замечаний и для повторного показа изучаемого действия. Продолжительность этапа первоначального обучения зависит от сложности изучаемого действия, способностей и подготовленности занимающихся. Обычно изучение нового материала продолжается в течении 3 – 5 последующих уроков.
Начальное обучение, как правило, сопровождается существенным отклонением от оптимального варианта выполнения тактического действия. Поэтому очень важно быстро и правильно определить причины ошибок и предусмотреть пути их устранения.
Цель обучения на этапе – детализированное закрепление основ изучаемого материала в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся. В процессе углубленного освоения приема или действияформируется двигательное умение, частично переходящее в навык. Происходит необходимая перестройка регуляторных процессов ЦНС (концентрация возбуждения, развитие внутреннего торможения и др.), что способствует правильному, четкому и свободному выполнению изучаемых движений. Успешному решению задач обучения помогает уточненное и осознанное понимание закономерностей выполняемых действий. Существенный эффект дают различные средства срочной информации о ходе движения и его основных параметрах. Возрастает роль идеомоторной тренировки.
Все упражнения должны быть строго целенаправленны. Число стереотипных повторений уменьшается, а вариативных – увеличивается. Примерное соотношение стереотипных и вариативных повторений – 30% и 70%. Усложняется обстановка, варьируются задачи выполнения упражнения, предпринимаются попытки выполнить изучаемое действи со скоростью и усилиями, близкими к максимальным. На данном этапе число повторений в одном уроке увеличивается. Изучаемое действиеповторяют 10-12мин., после чего вводят 3-5мин. переключения.Наиболее эффективные переключения на игровые упражнения. В занятиях широко используют игровой и соревновательный методы, которые создают особый эмоциональный фон, усиливают воздействия упражнений и активизируют процесс обучения.
Этап закрепления и совершенствования.
Основныезадачиэтого этапа – дальнейшее закрепление освоенных действий, доведение их до уровня автоматизма и формирование навыка надежного применения в игровых условиях. На данном этапе используют весь комплекс методов физического воспитания. Из практических преимущественное применение находит метод вариативного упражнения с широким изменением условий действий. Задачи совершенствования двигательных навыков решаются с помощью следующих методических приемов:
— изменение обстановки, в которой действует футболист;
— изменение функционального и психического состояния футболистов;
— изменение задач в ходе выполнения упражнений.
Этап закрепления и совершенствования двигательных действий характеризуется использованием «сопряженного метода».
При реализации тактических действий характерны два уровня оперативных задач:
сенсорно-перцептивный – осуществляется выбор решения из нескольких альтернатив в результате неожиданно возникшей ситуации;
прогностический – принятие решения как результат учета закономерностей в действиях соперника и рефлексивного поведения.
Принципы игры в обороне.
1. Оборона всей командой– на разных стадиях игры в обороне принимают участие все игроки команды.
2. Применение подсказа в обороне– игрок, находящийся ближе к своим воротам руководит действиями партнеров.
3. Соблюдение принципов страховки– позиция страхующегоигрока должна быть такой, чтобы он всегда мог своевременно исправить ошибку партнера.
4. Закрывание игрока в опасной зоне– контроль перемещений атакующего игрока и его плотная опека в зоне поражения ворот.
5. Плотность и компактностьгрупповых и командных взаимодействий при организации обороны – создание на футбольном поле сопернику, владеющему мячом, дефицит времени и пространства.
6. Идти на свои ворота в момент удара соперника– необходимо идти на собственные ворота раньше, чем это сделает соперник, чтобы подобрать мяч.
7. Создание искусственного положения вне игры.
Принципы игры в атаке.
1. Индивидуальные действия футболиста без мяча (открывание, отвлечение, создание численного преимущества) и с мячом (ведение, дриблинг, передачи и удары по воротам)– целенаправленные действия футболиста, его умение из нескольких возможных решений выбрать наиболее оптимальное.
2. Применение в игровых эпизодах и при стандартных положениях наигранных комбинаций –необходимо усвоить и довести до совершенства структуру комбинации, ее смысл и основные принципы выполнения.
3. После того как команда овладела мячом в ходе игрового эпизода использовать быстрое нападение:
— начальная фаза– переход от обороны к атаке с возвращением игроков, участвовавших в обороне, на свои места в линию атаки и быстрая передача мяча игроку, находящемуся впереди;
— фаза развития– осуществление прорыва обороны соперников до того, как они успеют усилить и организовать действия по нейтрализации атаки;
— фаза завершения– создание острой или голевой ситуации у ворот соперника с завершающим ударом.
4. Применение позиционного нападения с длительным контролем мяча, маневрированием футболистов по длине и ширине поля и большим количеством игроков, принимающих участие в атаке:
— начальная фаза– переход от обороны к атаке с возвращением игроков нападения, участвовавших в обороне, на свои места в линии атаки и передач мяча одному из открывшихся крайних защитников и опорных полузащитников;
— фаза развития– постепенное продвижение к воротам соперника, осуществляемое за счет различных комбинаций с созданием численного преимущества на отдельных участках поля и индивидуальных действий атакующих. Эти действия происходят в условиях хорошо организованной обороны соперников;
— фаза завершения– создание острой или голевой ситуации у ворот соперника с выходом на ударную позицию атакующих игроков