что такое техника выполнения вашего легкоатлетического упражнения
Урок: «Легкая атлетика. Элементы техники легкоатлетических упражнений для 9 класса «.
Элементы техники основных легкоатлетических упражнений для учащихся 9 класса.
Материал статьи раскрывает, какими легкоатлетическими упражнениями должны овладеть выпускники неполной средней школы и как избежать ошибок при подготовке к соревнованиям.
Легкоатлетическая разминка состоит из двух частей.
В первую входят упражнения, выполняемые без напряжения, но хорошо разогревающие организм, улучшающие дыхание и кровообращение. Разминку начинают с пробежки в медленном темпе в течение 1–2 мин. Затем ученики выполняют 8–10 общеразвивающих упражнений для развития всех мышечных групп, гибкости и повышения общей физической работоспособности. Первую часть разминки проводят в течение 8–10 мин. Если она выполняется правильно, учащиеся разогреваются, но не чувствуют усталости. После этого можно сделать небольшой перерыв до 5 мин., например при подготовке к выступлениям на соревнованиях. Очень важно, чтобы он был не слишком продолжительным: тело должно сохранить тепло, накопленное при выполнении разогревающих упражнений.
Вторую часть разминки начинают непосредственно за 8–10 мин. до старта. Если же разминку проводят на уроке или секционном занятии, то перерыв уменьшают до 1–1,5 мин. Вторая часть разминки служит своеобразной настройкой для выполнения основного упражнения, изучаемого на уроке или выполняемого на соревнованиях.
Например, если предстоят состязания по прыжкам в длину с разбега, то надо как минимум 2–3 раза выполнить разбег с точным попаданием ногой на место отталкивания и сам прыжок в целом; если соревнования в спринте, то следует сделать два-три ускорения; если по метанию – два-три броска, и т.п.
Все разминочные попытки выполняются не в полную силу, иначе результат будет хуже.
Основная спринтерская дистанция в 9-м классе – 60 м для юношей и девушек. Основные средства подготовки – повторный бег на 20–30 м с низкого старта и с ходу, который выполняется 3–4 раза в течение занятия. Чтобы устранить недостатки в технике скоростного бега, следует чередовать быстрый бег с бегом по инерции, лучше под уклон, на 60–100 м. К бегу на скорость предъявляются следующие требования: хорошая осанка с наклоном туловища вперед – около 5°, правильная схема всех движений, постановка маховой ноги на переднюю часть стопы. При беге с максимальной скоростью и в стартовом разгоне можно опускаться с передней части стопы на всю подошву, длина бегового шага – не менее 130 см у девушек и 150 см у юношей. На соревнованиях по бегу незначительная закрепощенность движений не должна отражаться на результате.
Как правило, длина этапа составляет 100 м. При подготовке к эстафетному бегу учителю следует включать в программу занятий больше круговых эстафет с этапами в 30–50 м, для того чтобы учащиеся могли несколько раз в течение урока поупражняться в передаче эстафетной палочки способом сверху без перекладывания из руки в руку. Оценивать результаты учеников следует именно при приеме и передаче эстафеты на высоких скоростях.
БЕГ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ
Основные средства подготовки: 1. Повторный бег на 100 м: девушки – 3–4 раза по 24–28 сек., юноши – 3–5 раз по 23–27 сек. с перерывом на ходьбу – 1–2 мин. Класс предварительно делится на группы по уровню физической подготовленности. 2. Повторный бег на 100 м без учета времени в том же темпе, что и ранее. 3. Бег в разминочном темпе в начале урока – 250–800 м (1–5 мин.) – или в конце – 250–500 м (1–3 мин.). Постепенно с повышением выносливости у учащихся темп разминочного бега доводится до 28–30 сек. на каждые 100 м.
В 9-м классе школьники изучают прыжок способом «перекидной». Сначала девушки и юноши повторяют технику перехода через планку, выполняя на месте следующее упражнение.
И.п. – стоя боком к планке высотой 50–60 см. Поставить толчковую, например левую, ногу как можно ближе к ней, маховую отставить назад на носок, затем поднять ее вперед параллельно планке, руки свободно выставить вперед, имитируя мах ими при отталкивании. Удерживая маховую ногу над планкой, повернуть туловище налево кругом, отвести левую руку за спину, наклониться вперед так, чтобы тело было вытянуто над планкой вниз грудью. Опустить маховую ногу за планку, встать на нее, опершись одноименной рукой о землю (пол), вплотную к носку маховой ноги, одновременно перенести толчковую ногу через планку, поворачивая таз. Повторить 3–4 раза сначала в медленном, а затем в быстром темпе.
То же в легком прыжке с места из того же исходного положения. Повторить 3–4 раза.
Затем учащиеся прыгают в высоту способом «перешагивание» с пяти-шести шагов разбега 6–8 раз.
На следующем уроке ученики выполняют подводящие упражнения к прыжку способом «перекидной» – 2 раза. То же с одного, двух и трех шагов разбега – по 2–3 раза. В заключение повторяют прыжок способом «перешагивание».
В дальнейшем девушки совершенствуют прыжки способом «перекидной» с трех шагов разбега, причем сначала необходимо усвоить правильное приземление, затем прямолинейный разбег с точным попаданием толчковой ногой на метку и отталкиванием с правильным выносом маховой ноги, а юноши – с четырех-пяти шагов разбега. При этом нужно обратить внимание на точность, ритм разбега и правильное отталкивание. Юноши, которые хорошо усвоили технику приземления, допускаются к прыжкам на результат с трех, а потом с пяти шагов разбега.
Продолжая обучение разбегу и отталкиванию с точным попаданием толчковой ногой на брусок, учителю важно добиться раскрепощения движений у девятиклассников в полете в прыжках в длину способом согнув ноги.
Сначала учащиеся повторяют этот прыжок с разбега в шесть беговых шагов. При этом каждый подбирает длину разбега с таким расчетом, чтобы на шестом шаге толчковая нога точно попала на брусок для отталкивания. Прыжки в длину с шести шагов разбега выполняются как с левой, так и с правой ноги – по 6–8 раз. При отталкивании и взлете – в первой четверти полета – важно следить за тем, чтобы толчок осуществлялся под центром тяжести тела. Для этого не следует растягивать последний шаг разбега, отклонять туловище назад при отталкивании. Энергичное разгибание толчковой ноги должно сочетаться с предельно быстрым и высоким выносом бедра маховой ноги, согнутой в колене. Если эти движения выполнены правильно, то в момент отрыва от поверхности прыгун принимает положение, напоминающее широкий выпад вперед. С целью раскрепощения тела в полете рекомендуется выполнять прыжки с шести шагов разбега, доставая рукой, головой или коленом маховой ноги волейбольный мяч, подвешенный на соответствующей высоте. Начиная со второго-третьего урока постепенно увеличивают длину разбега до 16–20 м для девушек и 20–24 м для юношей. Однако на каждом уроке необходимо по 3–4 раза повторять прыжки с шести шагов разбега, отталкиваясь как левой, так и правой ногой. Прыжки с более длинного разбега учащиеся выполняют лишь с сильнейшей ноги.
Физическая культура. 4 класс
Конспект урока
Конспект на интерактивный видео-урок по предмету «Физическая культура» для «4» класса
Урок № 7. Виды легкоатлетических упражнений
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
Урок посвящён описанию дисциплин лёгкой атлетики и правилам техники безопасности при выполнении легкоатлетических упражнений.
Кросс – бег по пересечённой местности.
Лёгкая атлетика – олимпийский вид спорта, включающий бег, ходьбу, прыжки и метания.
Марафон – пробег на марафонскую дистанцию (42 195 метров).
Многоборье – вид спорта, включающий в себя соревнования в нескольких дисциплинах.
Пробег – бег по твёрдым искусственным покрытиям.
Спринт – бег на короткие (60-400 метров) дистанции.
Фосбери-флоп – способ прыжка в высоту с разбега.
Эстафета – командный беговой вид спорта, в котором участники по очереди проходят дистанцию.
Открытые электронные ресурсы по теме урока
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
Лёгкая атлетика – самый древний из видов спорта: ведь от скорости бега, дальности прыжка и от меткости когда-то могла зависеть жизнь человека. На Олимпийских играх в Древней Греции лёгкая атлетика была представлена четырьмя видами соревнований: бегом, прыжками в длину, метанием копья и метанием диска.
Современная лёгкая атлетика включает множество спортивных дисциплин, объединённых в несколько групп:
Бег – наиболее доступная и распространённая дисциплина лёгкой атлетики. В зависимости от расстояния и условий бег делится на несколько видов.
На стадионе выполняется большинство соревнований по бегу, относящихся к олимпийским видам спорта:
В естественных условиях (под открытым небом) проводятся следующие беговые соревнования:
Спортивная ходьба отличается от беговых видов лёгкой атлетики тем, что в ней должен быть постоянный контакт какой-либо ноги с землёй. Соревнования проводятся на дистанциях от 5 до 50 км как в помещении, так и на открытом воздухе.
Прыжки в высоту выполняются с разбега через закреплённую на определённой высоте планкой.
Прыжок с шестом – единственная из прыжково-беговых дисциплин, требующая специального инвентаря (шест) и специальной (гимнастической) подготовки спортсмена.
Прыжок в длину, наряду с бегом, является одной из древнейших дисциплин лёгкой атлетики – и одной из наиболее консервативных: рекорды в этом виде спорта случаются нечасто и держатся долго: нынешний рекорд в 2 м 95 см установлен ещё в 1991 году, а предыдущий рекорд (2 м 90 см) держался 23 года.
Тройной прыжок – горизонтальный прыжок, состоящий из трёх элементов (скачок, шаг, прыжок), в конце каждого из них спортсмен касается земли ногой. Современный рекорд установлен в 1995 году и составляет 18 м 290 см.
Толкание ядра – соревнования на метание на дальность спортивного ядра – шара весом 7 кг 260 г для мужчин и 4 кг – для женщин.
Метание диска – древний вид спорта, заключающийся в метании с места спортивного диска на дальность.
Метание копья отличается от других метательных дисциплин тем, что спортсмен перед метанием снаряда выполняет разбег по дорожке со специальным (беговым) покрытием.
Метание молота заключается в метании с места специального снаряда – молота – представляющего собой металлическое ядро, соединённое с рукояткой стальной проволокой.
Многоборье представляет собой совокупность нескольких легкоатлетических дисциплин, что позволяет выявить самого разносторонне развитого спортсмена. По количеству включённых в многоборье дисциплин различают десятиборье, семиборье и пятиборье.
Занятия лёгкой атлетикой привлекают множество любителей физической культуры по всему миру, но, несмотря на простоту и безопасность большинства легкоатлетических упражнений, для получения наилучшего результата и предотвращения травм следует соблюдать правила техники безопасности.
ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ
1. Как называется наиболее известный из пробегов?
Решение: [марафон] – бег на марафонскую дистанцию (42195 метров) является самой известной из беговых дисциплин с бегом в естественных условиях по дороге с искусственным покрытием.
2. Определите, какие беговые виды входят в легкую атлетику?
Решение. К беговым видам легкой атлетики относятся спринт, бег на средние дистанции, на длинные дистанции, барьерный бег и эстафета.
ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В ТЕХНИКЕ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
Техника выполнения упражнений юными легкоатлетами в каждой возрастной группе имеет свои различия, которые зависят как от индивидуальных антропометрических данных атлетов (рост, вес, соотношение частей тела, рост сидя, размах рук, размер стопы), так и от уровня развития и темпов роста основных двигательных качеств.
Обучение, овладение и совершенствование техники движений составляет единый многолетний процесс. Начиная с юношеского возраста во всех возрастных группах главным в этом процессе является овладение наиболее совершенной, рациональной техникой движений. Рациональной техникой называется такой способ выполнения движений, который направлен на достижение атлетом высших для себя спортивных результатов с учетом биомеханических закономерностей.
Можно сказать, что владение рациональной спортивной техникой состоит в разумном использовании легкоатлетом своих двигательных возможностей (качеств, способностей), в успешном решении двигательной задачи, стоящей перед ним при выполнении упражнения. Если с возрастом и под воздействием тренировки двигательные качества юных атлетов постоянно изменяются, то главные двигательные задачи сохраняются. Напомним эти задачи.
В каждом виде легкой атлетики достижение высоких спортивных результатов связано с решением различных, но в то же время конкретных двигательных задач. В гладком и барьерном беге это пробегание определенной дистанции с оптимальной скоростью в кратчайшее время; в прыжках в длину и тройном — преодоление наибольшего горизонтального расстояния, в прыжках в высоту и с шестом — наибольшего вертикального расстояния, а в метаниях — метание снаряда «на максимальное расстояние.
Эффективность техники юного спортсмена говорит о владении техникой, близости ее к наиболее рациональному варианту, а простота, естественность, свобода и непрерывность движений спортсмена являются показателями высокого качества — совершенного владения этой спортивной техникой.
Наиболее существенным показателем спортивно-технического мастерства легкоатлета любой возрастной группы является надежность его спортивных достижений в любых
условиях, но особенно в ответственных, наиболее напряженных соревнованиях.
Понятия эффективности и надежности движений отражают высокий уровень не только технической стороны подготовки, но и физической (функциональной), психологической, тактической и теоретической подготовленности и должны быть постоянно в поле зрения тренера юных легкоатлетов.
Для того чтобы научиться управлять своими движениями, овладеть современной техникой и непрерывно совершенствовать спортивно-техническое мастерство, юному спортсмену и тренеру (в полной мере) необходимо разобраться в закономерностях совершенной техники в своем виде легкой атлетики, в тех объективных изменениях, которые происходят в движениях атлета в связи с ростом его спортивных результатов.
При выполнении бега, прыжков и метаний действия спортсмена представляют единую, организованную цепочку взаимосвязанных движений — систему движений.
Наблюдение тренера за спортсменом на занятиях и соревнованиях дает представление о внешней картине этой системы движений, их направлении, амплитуде, форме и характере выполнения — легкости или скованности, свободе или напряженности. Измерение дистанции, длины шага, пути (траектории) и времени движения, более точно определяемых с помощью киносъемки и других приборов, дает представление о темпе, скорости, ускорении и общем ритме выполнения упражнений. По этим кинематическим характеристикам движения различаются как у одного спортсмена, так и особенно у спортсменов разной квалификации.
Причины изменений внешней картины, скорости движений или механизма движений помогут раскрыть изменение взаимосвязей основных динамических характеристик — массы и силы, а также их производных: импульса силы, момента силы, силы инерции и момента инерции, работы силы, мощности силы, энергии и др.
Напомним, что движения спортсмена при выполнении легкоатлетических упражнений происходят при его активном взаимодействии с опорой. Перемещение спортсмена происходит за счет внутренних сил напряжения (сокращения) мышц в сочетании с внешними силами взаимодействия с опорой. Эти силы являются движущими, они увеличивают скорость движения, создают положительное ускорение. В каждом движении имеются кроме движущих сил и тормозящие. Обычно действия внешних сил: сопротивление
воздушной среды, сила тяжести тела при движении его вверх, а также опорные реакции, направленные против движения тела, — проявляются как своеобразный тормоз. Внутренние силы напряжения мышц также могут являться тормозящими.
Таким образом, успешное решение двигательных задач и совершенствование в технике легкоатлетических упражнений в целом связаны с повышением и эффективным концентрированным использованием движущих сил (особенно градиента силы по времени), сокращением и снижением действия тормозящих сил.
Дальнейшее совершенствование техники движений связано главным образом с развитием двигательных качеств. Поскольку исходный уровень и темпы развития двигательных качеств с возрастом имеют значительные, индивидуальные различия, то наиболее одаренные, талантливые спортсмены, овладевшие рациональной техникой, достигают выдающихся результатов и побед в более раннем возрасте. Ярким подтверждением тому могут служить мировые рекорды В. Ященко и В. Санеева, победы В. Бор-зова и Ю. Седых, достигнутые ими в 17—19-летнем возрасте.
Большинству юных атлетов требуется более длительный период подготовки и занятий в группах высшего спортивного мастерства. Значительной части молодых спортсменов не хватает целеустремленности и трудолюбия, упорства и терпения в процессе многолетнего спортивного совершенствования.
Итак, мы переходим к рассмотрению основных показателей рациональной техники в связи с ростом спортивных результатов.
С точки зрения механики, дальность полета и высота взлета тела или спортивного снаряда зависят от начальной скорости полета, угла и высоты вылета и сопротивления внешней среды. Сравнительный анализ техники легкоатлетов разного возраста и квалификации (от перворазрядников до чемпионов олимпийских игр и рекордсменов мира) — бегунов, барьеристов, прыгунов и метателей свидетельствует о ведущей роли начальной скорости полета тела спортсмена или снаряда.
Среди многих параметров движения начальная скорость полета является той характеристикой, которая закономерно изменяется с возрастом и ростом спортивного мастерства, имеет наиболее высокую корреляционную связь со спортивным результатом и может служить основным показателем техники.
|
|
На рис. 2 и 3 в верхней части представлены схемы пути движения: центра массы тела спортсмена при отталкивании в беге и прыжках; снаряда при сообщении ему скорости в метаниях. В нижней части рис. 2 представлена система связей основных характеристик элементов движений в отталкивании при повышении скорости и изменении направления движения спортсмена. На рис. 3 показана система связей основных характеристик элементов движений при сообщении большей скорости движения снаряду при метаниях. На участке пути А—Б осуществляется предварительный разгон тела и снаряда: разбег в прыжках и метании копья, скачок в толкании ядра, вращения и повороты при метании диска и молота. Гладкий и барьерный бег можно рассматривать в данном случае как ряд прыжков вперед с ноги на ногу. На участке Б—В в беге и прыжках происходит отталкивание — при беге изменяется скорость движения вперед, при прыжках изменяется направление движения, а в метаниях выполняется финальный разгон снаряда. В точке В действие
В общем виде двигательные задачи при выполнении полета тела могут быть сведены к следующим: в беге и ходьбе — поддержание высокого темпа движений, расслабление мышц, работающих в опорном периоде, и активная подготовка к последующему опорному периоду без снижения скорости движения; в прыжках — наиболее полное использование траектории движения (горизонтальной или вертикальной).
Эффективная техника бега, прыжка или метания позволяет атлету направить все свои усилия так, чтобы на пути А—В (в беге—на пути Б—В) разогнать свое тело и сообщить снаряду максимальную скорость движения, соответствующую уровню своего возраста и подготовленно-
| |
|
сти. На пути В — Г скорость движения уже увеличена быть не может. В то же время оптимальная траектория полета может быть получена, если движение, начиная с середины пути Б — В, будет происходить под определенным углом к горизонту.
Чем длиннее путь предварительного разгона в различных видах легкой атлетики, тем больше скорость движения спортсмена (или спортсмена со снарядом) в этой фазе влияет на спортивный результат. К этим видам следует отнести прыжки в длину, тройным и с шестом, метание копья и молота. И наоборот, чем короче путь предварительного разгона, тем большее значение приобретает финальный разгон Б—В (или отталкивание) для достижения спортивного результата. Это касается прежде всего спортивной ходьбы, гладкого и барьерного бега, толкания ядра, в меньшей степени прыжков в высоту и метания диска.
Исследования позволили выявить оптимальные диапазоны углов вылета центра тяжести (ц. т.) тела и снаряда для каждого вида легкой атлетики (табл. 24 и 25), которые характерны для атлетов любого возраста (первая цифра указывает оптимальные данные для юных спортсменов, вторая — для более старших и подготовленных).
Эти основные положения тренер юных легкоатлетов должен умело использовать при оценке техники и индивидуальных возможностей своих учеников и выборе стратегического пути в совершенствовании технического мастерства на предстоящий год или цикл.
Скорость движения (бега) спортсменов от I разряда до мсмк* возрастает от 4—5,6 до 10—12,5 м/с (на коротких отрезках дистанции) по мере сокращения дистанции от марафонской до спринтерской. Главные компоненты скорости бега изменяются в связи с ее ростом: длина шага —от 140 до 250 см и темп шагов — с 3,5 до 5 шаг/с. Время отталкивания сокращается с 0,18 до 0,08 с, а угол вылета после отталкивания не превышает 2°.
* Мастер спорта СССР международного класса. 80
В барьерном беге скорость движения может быть до 10,5 м/с, время отталкивания — 0,1 с, а угол вылета при атаке на барьер — 3—5°.
Для сравнения приведем средние значения основных компонентов, обеспечивающих скорость спортивной ходьбы н спринтерского бега у типичных представителей возрастной группы 17—18 лет — перворазрядников (А) и выдающихся представителей (Б) этих видов легкой атлетики (табл. 21).
Сохранение постоянного темпа и неизменной длины шагов обеспечивает равномерность ходьбы и бега по дистанции, что эффективно для достижения максимального результата с- точки зрения биомеханики и физиологии.
В юном возрасте приблизиться к максимальным показателям и особенно поддерживать их на всей дистанции способна лишь небольшая часть спортсменов. Большинству требуется для этого более длительный период развития качеств и совершенствования техники движений.
Однако опыт лучших ходоков и бегунов показывает, что они обладают еще и способностью к быстрым переключениям в этих компонентах, особенно в темпе шагов. Это умение, воспитанное в юношеском возрасте, позволяет им успешно решать тактические задачи, когда необходимо значительно повысить скорость бега. Изменение скорости движения происходит при активном взаимодействии спортсмена с опорой при отталкивании.
Рассмотрим механизм отталкивания.
Отталкивание начинается с момента постановки ноги на дорожку. В этот момент начинает действовать сила реакции опоры, которая зависит от скорости движения и массы спортсмена. Под действием этой нагрузки толчковая нога и частично позвоночный столб сгибаются, вызывая растяжение и напряжение работающих мышц (уступающий характер работы). Сгибание опорной ноги, амортизация позвоночника значительно снижают отрицательное влияние действия
сил реакции опоры. Как только сопротивление (напряжение) растягиваемых мышц превысит это давление тела, начинается их мощное сокращение (преодолевающий характер работы). Опорная нога начинает Разгибаться в суставах, Распрямляется тулови-
| | |
|
ще, тело разгоняется в новом направлении — вверх-вперед. Чем короче амортизация и раньше начало разгибания (пока о. ц. т. тела не перешел точку опоры), тем больший импульс (т • V) можно сообщить телу в новом направлении и на больший угол развернуть это движение. И наоборот, чем позднее разгибание, тем меньше времени остается на разгон тела вверх-вперед.
Способность мышц к растяжению с мгновенным значительным напряжением и к последующему быстрому мощному сокращению лежит в основе отталкивания. Эти качества нервно-мышечного аппарата должны постоянно совершенствоваться в процессе тренировки начиная с юного возраста.
Овладение рациональной техникой связано с повышением скорости движения. Рассмотрим, что происходит в системе движений при повышении скорости передвижения юного бегуна.
Рассмотрим связи в системе при изменении направления движения тела юного атлета под оптимальным углом для достижения им максимального для себя результата.
основных характеристик элементов движений при отталкивании находится в пределах г = 0,6-0,9 (/• — коэффициент корреляции), стрелка на рисунке обозначает подчиненность связи.
Задача тренера юных спортсменов при совершенствовании в технике отталкивания в беге и прыжках состоит в том, чтобы вместе с атлетом — с учетом уровня его специальной физической подготовки — определить характер постановки ноги и степень амортизации для создания: в беге — максимального продвижения вперед, в прыжках — необходимой высоты полетов с наименьшими потерями скорости движения.
Изменения средних значений основных характеристик техники движений бегунов и прыгунов при росте спортивных результатов от 1 разряда (17—18 лет) до мсмк (от 18 до 23 лет) приведены в табл. 22.
Маховые движения руками и ногой снижают действие сил, препятствующих движению тела. Чем выше скорость
| | |
|
бега, тем энергичнее сведение бедер при постановке ноги и разведение их в отталкивании. Активное перемещение ноги и рук вперед (особенно у прыгунов в высоту) во время отталкивания вызывает увеличение давления на дорожку назад, а следовательно, и активизацию продвижения тела вперед.
Для сообщения скорости движения всему телу необходима концентрация напряжения всех групп мышц. Это как бы создает упругую систему для всего тела, связь частей тела и их относительную неподвижность при отталкивании. Большое значение приобретает работа мышц тазобедренных суставов и позвоночника. При нарушении данного условия усилия будут амортизироваться в различных частях тела, которые не получат достаточной скорости движения.
Эффективность техники отталкивания заключается в следующем: у бегунов — в их умении создавать давление на опору под острым углом при высоком темпе бега и сокращении времени взаимодействия с опорой; у прыгунов — в их умении создавать большую силу давления на дорожку при меньшем выставлении ноги. Это условие обеспечивает необходимую высоту прыжка и сохраняет скорость движения тела. С возрастом, а главное, с ростом специальной подготовленности прыгунов четко прослеживается их возрастающая способность к быстро\ту созданию большого давления на дорожку (рис. 4). Например, прыгуны в длину II — I разрядов развивают максимальные усилия до 325—375 кг (женщины — 225—300 кг), а мастера спорта — свыше 425 (женщины — 325 кг). Лучшие прыгуны достигают этого благодаря более высокому уровню специальной скоростно-силовой подготовленности, повышению и концентрации усилий, эластичности мышц, активности маховых движений, взаимосвязи всех звеньев тела и согласованности в их работе.
Давление в семи моментах времени отмечено точками на годографе, которым соответствуют положения прыгуна в длину. Участок от 0 до точки 2 показывает величину и направление ударных сил при постановке ноги, продолжительность — 15 мс; от точки 2 до точки 5 — усилия при амортизации — 45 мс; от точки 4 до точки 7 — усилия в конце амортизации и при разгибании — 70 мс. Участку между точками 4 и 5 соответствует наибольшее сгибание ноги в коленном суставе. Величина и время действия вертикальной составляющей усилий Y определяет изменение направления движения в отталкивании, угол вылета и высоту прыжка. Горизонтальная составляющая ± X является
отрицательной (кроме участка в зоне точки 7) — она снижает горизонтальную скорость движения прыгуна.
Наиболее ответственная фаза отталкивания заключена на участке от точки 4 до точки 7.
Каждому спортсмену свойственна строго определенная динамика усилий, выраженная в индивидуальном рисунке годографа усилий. Но в то же время вариации участков годографа, характеризующие индивидуальную технику прыгуна, видны на фоне ясно очерченной, более или менее общей Для всех кривой динамики отталкивания. Чем выше квалификация прыгуна и чем больше стаж его занятий, тем меньше у него диапазон вариаций и соответственно стабильнее общий рисунок кривой усилий (особенно с большего по длине разбега). Лучшим результатам прыгунов соответствуют большие величины вертикальных усилий при отталкивании.
Рост спортивных результатов метателей от группы спортивного совершенствования (I разряд) до высшего
спортивного мастерства определяется изменениями средних значений основных характеристик техники движения (табл. 23).
Прямолинейный разгон тела со снарядом применяется при метании копья в разбеге и при толкании ядра в скачке. Разбег в метании копья не ограничен и практически составляет 14—18 беговых шагов. Путь разгона скачком в толкании ядра ограничен размером круга (диаметр — 213,5 см).
При метании диска из круга (диаметр — 250 см) и молота (диаметр — 213,5 см) для предварительного разгона применяются поворот метателя и криволинейное движение снаряда.
Улучшение спортивных результатов в метаниях связано с постоянным совершенствованием ритма движений (см. рис. 3, нижняя часть), с повышением скорости движения спортсмена уже в фазе предварительного разгона (К’). Большая скорость движения в этой фазе способствует, в свою очередь, увеличению обгона снаряда (О 2 ) и пути финального разгона (Ф 3 ) и в то же время приводит к сокращению времени финального разгона (Т 4 ). Иными словами, большая скорость предварительного разгона активизирует финальную фазу.
Сокращение времени финального разгона связано с увеличением финальных усилий, условно обозначенных как вращательное — FB 5 и разгибательное — F$. Если общая сила разгибательного движения ног и туловища является ведущей в создании угла вылета снаряда (а 7 ), то общая сила вращательного движения туловища и метающей руки является ведущей в создании скорости вылета снаряда (VI).
резком пути Б—Ej. Максимальный обгон, выполненный быстро и свободно, В)здает благоприятную исходную позицию для проведения инального разгона (усилия) снаряда. Финальный разгон (отрезок Б] —В), или финальное усилие спортсмена, является решающим в достижении максимальной скорости вылета снаряда (К*) в нужном направлении (а 7 ).
При благоприятной исходной позиции для проведения финального усилия обеспечивается растягивание й напряжение мышц ног, туловища, плечевого пояса и метающей руки. В этих условиях возрастает сила сокращения мышц, которые выполняют разгибательное (F*) и вращательное (Fl) движения с сообщением скорости снаряду, с выталкиванием или выбрасыванием снаряда.
Увлечение юных метателей чрезмерным растягиванием
мышц, особенно туловища, без достаточной их подготовки (увеличение отрезка Б—Б:) может привести к амортизации силы, особенно при медленном выполнении метания. Чтобы избежать этого, нужно стремиться к эффективному (на данный момент) исходному положению, а также постоянно во всех возрастных группах заботиться о развитии силы соответствующих групп мышц по всей амплитуде движения и подвижности в звеньях тела. Метателям, особенно юным, необходимо иметь очень сильные стопы и кисть, чтобы избежать возможной амортизации в этих частях тела, группы мышц которых являются относительно более слабыми.
Таким образом, в процессе метания скорость снаряду сообщается в такой последовательности: сначала телу метателя и снаряду (для этого нужны сильные и быстрые ноги); в начальной фазе финала — верхним частям тела и снаряду (для этого нужны сильные и «быстрые» мышцы корпуса); в заключительной фазе финала — только снаряду и руке (для этого нужна сильная и быстрая рука).
При этом имеет место использование принципа «хлыста»: остановка нижележащих звеньев тела способствует передаче их количества движения (импульс тела —m-V) вышележащим звеньям волнообразно, с увеличением скорости движения последних, так как движущаяся масса уменьшается от всего тела до руки со снарядом.
При опоре метателя на грунт двумя ногами, в двух-опорном положении, возможно развитие наибольшей силы воздействия на систему «метатель—снаряд». При одно-опорных положениях метателя, особенно во вращательных движениях, сила этого воздействия уменьшается. И никакие усилия атлета не могут увеличить скорость движения системы «метатель — снаряд» в безопорных положениях. Безопорное положение может иметь место в конце метания (за исключением молота) как следствие активной работы ног.
При этом используются эластичные свойства мышц, что вызывает их более мощное последующее сокращение.
Увеличение силы и скорости сокращения мышц дает метателю возможность повышать скорость движения снаряда как за счет приложения большей силы к снаряду, так и за счет реализации ее на более длинном пути.
Высокие спортсмены с длинными конечностями обычно добиваются лучших результатов. Метателям тяжелых снарядов (ядро, молот) выгоднее иметь большой собственный вес.
Современную технику различных видов легкой атлетики рассмотрим на примерах лучших советских и зарубежных спортсменов, олимпийских чемпионов: В. Бор-зова, В. Маркина, Т. Казанкиной, В. Голубничего, А. Ка-
саньяса, В. Ященко, К. Волкова, Д. Кулы, Ю. Седых, И. Слупянек, —которые уже в юношеском возрасте владели искусством рациональных, совершенных движений, достигли высоких спортивных результатов.