что такое теория официальной народности
Теория официальной народности
Теория официальной народности – консервативная идеология времён правления императора Всероссийского Николая I (1825-1855 гг.), впервые озвученная С.С. Уваровым, министром народного просвещения (1833-1849 гг.).
Авторство теории
Вдохновителем и «заказчиком» государственной идеологии выступил сам император, чьё восшествие на престол в 1825 году было не совсем легитимным. После подавления восстания декабристов целью своего правления он считал предотвращение революции. Главная задача создания теории состояла в обосновании легитимности власти в России.
Источником выступили труды историков: Н. М. Карамзина («Записки о новой и древней России», 1811 г) и М. П. Погодина («О происхождении Руси», 1825 г.). Основные принципы теории были изложены в их работах и коронационном манифесте императора в 1826 г.
Приписывается авторство графу Уварову, публично озвучившему основные положения новой идеологии в докладе при вступлении в должность министра народного просвещения 19.11.1933 г.
Впервые сам термин был употреблён А.Н. Пыпиным, литературоведом, двоюродным братом Н.Г. Чернышевского, в статье 1872 года.
Основные принципы теории
В основе идеологии лежит обоснование различия между российской и западной государственностью. Если западноевропейские страны образовались в результате завоеваний, то Российское государство – с помощью Божьего промысла, что обеспечивает единение царской власти и народа.
В теории заложено три главных принципа, которые противопоставляются лозунгам Великой французской революции. Они представлены в сравнительной таблице:
Великая французская революция
Теория официальной народности
«Самодержавие» — процветание, сила и слава государства основаны на единстве царя и народа.
«Православие» — духовенство почитаемо наравне с государством, ибо российский народ изначально религиозен.
«Народность» — сохранение в неприкосновенности народных традиций, отвержение западного влияния.
Триада означает взаимосвязь духа и власти, а также единства монарха с народом. Не случайно именно в 1833 году у самодержавия впервые появляется собственный гимн – «Боже, Царя храни». Автором музыки стал А. Львов, а слов – В. Жуковский при участии А. Пушкина.
В чём консерватизм теории
Государственная идеология оправдывала существование крепостного права, отсутствие свобод и провозглашала свой собственный, уникальный путь развития страны. Констатировалось лишь то, что сплачивало народ, указывало на положительные моменты, полностью отрицая существующие проблемы. Это вело к застою.
Наиболее ярко подобный официозный патриотизм прозвучал в высказывании А. Х. Бенкендорфа, возглавлявшего Третье отделение канцелярии Его императорского Величества: «Прошедшее России было удивительно, ее настоящее более чем великолепно, что же касается до будущего, то оно выше всего, что может нарисовать себе самое смелое воображение».
Сторонники теории
Главными проводниками теории стали учёные Московского университета и известные журналисты. С. П. Шевырёв, профессор филологии, в своей «Истории русской словесности» (1841 г.) говорил о необходимости смирения, отсутствии в России сословной вражды и предпосылок для социальных потрясений.
М.П. Погодин, профессор истории, сегодня признаётся учёными реальным автором теории, а журналисты Ф. В. Булгарин и Н.И. Греч в своих статьях («Северная пчела») называли порядок вещей в стране наилучшим, отвечающим требованиям религии и политической ситуации. Они идеализировали патриархальный уклад и заботу помещиков о своих крепостных.
Противники теории
В 1836 году в «Телескопе» было опубликовано «Философическое письмо» П. Я Чаадаева. Всего учёным было написано 8 писем, но следующие произведения при жизни автора так и не увидели свет. Много путешествуя по другим странам, философ проявил инакомыслие. Он превознёс западноевропейские порядки, назвав жизнь в России мрачной. Цель существования российского общества, по его мнению, заключается в том, чтобы преподать урок потомкам.
Философа объявили сумасшедшим, однако теории официальной народности не удалось пережить время правления Николая I, в обществе всё громче звучали голоса славянофилов и западников, критикующих существующие порядки.
Теория народности вместе с известной всем триадой, на мой взгляд, является предшественником коммунистической идеологии. Не в том смысле, что они похожи, а в смысле самого построения государства. Нужно придумать красивую легенду, в которую заставить поверить народ, сделать это официальной идеологией. Так проще всеми управлять.
Коммунистическая идеология в широком понимании этих слов отношения к Т.О.Н. не имеет, потому что коммунизм должен строиться не ради управления людьми, а ради соответствующего распределения благ. Т.О.Н. же строиться на основе послушания и повиновения царю и власти, как базису жизни.
Уваровское изобретение теории официальной народности, четко вписывалось в стратегию имперского сознания верховных кругов власти. Эфемерное единство эксплуататоров и угнетаемых подтолкнуло развитие альтернативных идей.
Теория официальной народности
Теория официальной народности — государственная идеология Российской империи в период царствования Николая I, автором которой стал С. С. Уваров. В ее основе лежали консервативные взгляды на просвещение, науку, литературу. Основные принципы были изложены графом Сергеем Уваровым при вступлении в должность министра народного просвещения в своем докладе Николаю I «О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении Министерством Народного Просвещения» (19 ноября 1833 г.):
Углубляясь в рассмотрение предмета и изыскивая те начала, которые составляют собственность России (а каждая земля, каждый народ имеет таковой Палладиум), открывается ясно, что таковых начал, без коих Россия не может благоденствовать, усиливаться, жить — имеем мы три главных: 1) Православная Вера. 2) Самодержавие. 3) Народность.
Позднее эта идеология стала коротко называться «Православие, Самодержавие, Народность».
Согласно этой теории, русский народ глубоко религиозен и предан престолу, а православная вера и самодержавие составляют непременные условия существования России. Народность же понималась как необходимость придерживаться собственных традиций и отвергать иностранное влияние, как необходимость борьбы с западными идеями свободы мысли, свободы личности, индивидуализма, рационализма, которые православием рассматривались как «вольнодумство» и «смутьянство». В рамках данной теории начальник III отделения Бенкендорф писал, что прошлое России удивительно, настоящее прекрасно, будущее выше всяких представлений. Погодин называл основные 3 тезиса концепции «столпостены». Газета, публикующая материалы, относящиеся к данной теории — «Северная пчела». Данная триада являлась своеобразной попыткой идеологического обоснования правительственного курса Николая I начала 1830-х годов, а в дальнейшем служила своеобразным знаменем для консолидации политических сил, выступающих с изоляционистских и националистических позиций.
Литература
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Теория официальной народности» в других словарях:
Официальной народности теория — теория официальной народности, принятое в русской и советской исторической литературе обозначение реакционных общественно политических взглядов представителей правящих кругов царской России, особенно в царствование Николая I (1796 1855),… … Большая советская энциклопедия
«ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ ТЕОРИЯ» — см. Теория официальной народности … Советская историческая энциклопедия
ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ ТЕОРИЯ — в исторической литературе обозначение системы взглядов в области просвещения, науки и литературы в период царствования Николая I. В основе формула Православие, самодержавие и народность … Большой Энциклопедический словарь
ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ ТЕОРИЯ — ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ ТЕОРИЯ, в литературе обозначение официально принятой системы взглядов в области просвещения, науки и литературы в период царствования императора Николая I. Возникла в 1830 х гг. как реакция на выступление декабристов.… … Русская история
Официальной народности теория — в исторической литературе обозначение системы взглядов в области просвещения, науки и литературы в период царствования Николая I. В основе формула «Православие, самодержавие и народность». Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол… … Политология. Словарь.
официальной народности теория — принятое в исторической литературе обозначение официально принятой системы взглядов в области просвещения, науки и литературы в период царствования в России императора Николая I. Возникла в 1830 х гг. Явилась попыткой создания государственной… … Энциклопедический словарь
ТЕОРИЯ — теории, ж. [греч. theoria исследование]. 1. Учение, являющееся отражением действительности, обобщением практики, человеческого опыта. …«Теория, если она является действительной теорией, дает практикам силу ориентировки, ясность перспективы,… … Толковый словарь Ушакова
теория — и, ж. théorie f., нем. Theorie <н. лат. theoria <гр. 1. Обобщение фактов, опыта, знаний, произведенное по общему принципу, основывающееся на глубоком проникновении в сущность изучаемого явления, вскрывающее его закономерности. БАС 1. Я… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК — (СССР, Союз ССР, Советский Союз) первое в истории социалистич. гос во. Занимает почти шестую часть обитаемой суши земного шара 22 млн. 402,2 тыс. км2. По численности населения 243,9 млн. чел. (на 1 янв. 1971) Сов. Союзу принадлежит 3 е место в… … Советская историческая энциклопедия
ТЕОРИЯ ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ
Принятое название идеологии Российской империи во время правления Николая I. Соответствовала формуле министра народного просвещения С.С. Уварова (1833-1849) «православие, самодержавие, народность».
Выработка новой государственной идеологии
На правление Николая I (1825-1855) приходится расцвет консерватизма в России. Царь, первый консерватор империи, считал главной ее бедой распространение либеральных идей с Запада. Для борьбы со всяким инакомыслием им было создано III отделение, выполнявшее функции политической полиции.
Однако одних репрессивных мер было недостаточно. Требовалась официальная политическая идеология, которая могла бы обосновать незыблемость существующего строя.
Главную роль в создании такой идеологии сыграл Сергей Семенович Уваров, возглавлявший министерство народного просвещения с 1833 по 1849 год. Блестяще образованный человек, он успел испробовать свои силы в качестве дипломата и попечителя Санкт-Петербургского учебного округа. В 1810-е годы появились первые литературные произведения Уварова, в которых он анализировал причины победы России в Отечественной войне 1812 года. Тогда же у него начали зарождаться идеи, которые затем приведут к выработке теории официальной народности. Так, Уваров писал о национальном характере войны 1812 года, о единении царя и народа, о естественном повиновении последнего первому. Он высказывался против «народной анархии» и всяческой революции.
Постепенно Уваров пришел к заключению о необходимости бороться с либеральной порчей нравов и выразил идею «умственных плотин», согласно которой эта борьба должна заключаться не только в карательной деятельности III отделения, но и в выработке официальной консервативной идеологии. В основе его теории лежало представление об исконно русских началах, отличавших Россию от других стран, делавших ее особенной.
В 1843 году в докладе государю Сергей Семенович выразил желание найти начала, которые составляли исключительность России. В итоге ими стали православие, самодержавие, народность – формула, названная еще «уваровской триадой» и затем ставшая именоваться теорией официальной народности.
Содержание теории
Во все три составляющие формулы С.С. Уварова вкладывался определенный смысл. «Самодержавие» объяснялось так: из-за величины территории и особенностей исторического развития в России сложились условия, при которых страна могла хорошо существовать только при неограниченной монархии. Православие же считалось неотъемлемой частью счастливой и благонравной народной жизни, а также представлялось консерваторам удобным средством контроля над обществом. Самым непростым понятием была «народность». Под ней уваровцы имели в виду послушание властям и терпение – черты, как считали, исконно присущие русской нации.
Таким образом, получалось, что в России, отличной от других государств такими чертами, как православие, самодержавие и народность, не было почвы для социальных конфликтов, а все недовольства и протесты объяснялись тлетворным влиянием Запада. Россия противопоставлялась ему, заведомо считалась лучше и сильнее западных держав.
Подобная идеология была полностью принята властью и царем. Многие же русские общественные и культурные деятели называли такой подход «квасным патриотизмом», таившим в себе большие опасности.
Теория официальной народности
В политике, как и во всей общественной жизни, не идти вперед — значит быть отброшенным назад.
Ленин Владимир Ильич
Теория официальной народности возникла в годы царствования Николая 1; эта теории основывалась на принципах православной веры, самодержавия и народности. Данная идеология впервые была озвучена в 1833 году графом Уваровым, который в Российской Империи занимал пост министра народного Просвещения.
Основное содержание теории
Правительство Николая 1 стремилось создать в России идеологию, которая отвечает потребностям государства. Реализацию этой идеи доверили С.С. Уварову, который 19 ноября 1833 года направил в адрес императора специальный доклад, под названием «О некоторых общих началах, могущих служить руководством при укреплении Министерства».
В этом докладе он отмечал, что в России есть только три незыблемых понятия:
Общая суть новой концепции сводилась к тому, что русский народ и так развит, а государство является одним из лидирующих в мире. Поэтому никаких коренных изменений проводить не нужно. Единственное что требовалось, это развивать патриотизм, усиливать самодержавие и позиции церкви. В дальнейшем сторонники данной программы использовали в своей деятельности лозунг «Самодержавие. Православие. Народность».
Необходимо отметить, что принципы, которые были изложены в теории официальной народности, не являлись новыми. Еще в 1872 году А.Н. Пыпин в своих литературных произведениях приходил точно к таким же выводам.
Недостатки новой идеологии
Теория Уварова была логичной и многие политические деятели ее поддержали. Но так же было и очень много критиков, которые в массе своей выделяли два недостатка теории:
Реакция современников
Естественно, что недостатки новой идеологии были очевидны для всех мыслящих людей, но лишь единицы решались озвучивать вслух свою позицию, опасаясь негативной реакции государства. Одним из немногих, кто решил высказать свою позицию, был Петр Яковлевич Чаадаев. В 1836 году журнал «Телескоп» опубликовал «Философское письмо», в котором автор отмечал, что Россия фактически изолировать себя от Европы.
Государство создало в стране обстановку самоуверенного национализма, который базировался не на реальном положении дел, а на застое общества. Автор подчеркивает, что в России нужно активно развивать идейные течения и духовную жизнь общества. Реакция правительства Империи была парадоксальной — Чаадаева объявили сумасшедшим и посадили под домашний арест. В этом была официальная позиция государства и лично императора Николая 1, при котором теория официальной народности на долгие годы стала основным идейным документом в стране. Эту теорию распространяли все, кто имел хоть какое-то отношение к государству.
ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ ТЕОРИЯ
В российской историографии впервые (как и сам термин) введена в научный оборот А.Н. Пыпиным в начале 1870-х годов. В понятии «официальная народность» он обобщил не отмеченное «историческим прогрессом» консервативное начало как в идейной жизни русского общества, так и во внутренней и внешней политике правительства в царствование императора Николая I. Идеологом «офиц. народности» Пыпин назвал товарища министр народного просвещения (с 1833 года товарища министра, с 1834 года министра) графа С.С. Уварова, который высказал мысль о том, что без «православия, самодержавия, народности» Россия не может «благоденствовать, усиливаться, жить» [отчёт об осмотре Московского университета от 4(16).12.1832 года], и ставил задачу с помощью «тройственной формулы» «приноровить общее всемирное просвещение к нашему народному быту, к нашему народному духу» [Всеподданнейший доклад от 19.11(1.12).1833 года].
Главным предшественником идей Уварова Пыпин называл Н.М. Карамзина, к последователям относил Ф.В. Булгарина, Н.И. Греча, О.И. Сенковского, С.П. Шевырёва, М.П. Погодина, а также зрелого А.С. Пушкина и позднего Н.В. Гоголя. Действие идейной системы «офиц. народности» Пыпин видел в стремлении к централизации и бюрократизации управления, распространении административной опеки на все области общественной и церковной жизни, в тенденции к ограничению инициативы и общественной самодеятельности, в усилении церковной дисциплины, укреплении сословных начал в образовании, ужесточении цензуры, ограничении свободы научной критики. Консервативная идейность, полагал Пыпин, стремится к социально-политическому застою. Между тем сам Уваров считал, что «народность не заставляет идти назад или останавливаться; она не требует неподвижности в идеях» (курсив Уварова), но вызывает неприязненное отношение носителей «либеральных» и «мистических» идей к Министерству народного просвещения за то, что оно «считало Россию возмужалою и достойною идти не позади, а по крайней мере рядом с прочими европейскими национальностями» (всеподданнейший доклад министра, опубликованный в 1864 году).