что такое теософия и что она изучает

Теософия для чайников

«Эзотерический буддизм» А.П. Синнет

Вероятно, подавляющее большинство образованных людей слышали что-нибудь о теософии и о Блаватской Е.П. с ее главным трудом «Тайная доктрина» (далее «ТД»). Но те, кто пытались читать эту книгу, в своем большинстве, были поставлены в тупик обилием специфических совершенно невнятных терминов и крайне мутным изложением событий. Объясняется это отсутствием в нашем языке терминов и образов, с помощью которых можно было бы дать адекватное описание описываемых процессов.

С этим можно согласиться, особенно, учитывая, что книга была написана более ста лет назад, но, все же, не вполне.
Блаватская так же неоднократно упоминала, что полное знание не может быть выдано человечеству в связи с его опасностью для нас самих, по крайней мере, на данном этапе развития. Так что, причина мутного запутанного изложения может быть, кроме указанного выше, и намеренная.

Возможно, это ограничение и имело смысл, но лишь до тех пор, пока знание именно что выдавалось «свыше», а мы сами, самостоятельно, еще не дошли до тех же истин. В последнем же случае никакие ограничения действовать уже не могут. Надеюсь, это всем понятно и дополнительные рассуждения не требуются. Тем более, что сама теософия имеет своим лозунгом фразу: «Нет религии выше истины».

И хотя книга написана более ста лет назад, но, насколько мне известно, так и нет внятных трактовок ее содержимого. Думаю, именно по этой причине она не имеет той популярности, каковую достойна иметь. За прошедшие годы многое изменилось в мире и мы живем уже в совершенно иной реальности, отличной от того, что имело место быть в ту эпоху. И, может быть, именно теперь пришло время, когда мы можем в значительной степени понять то, о чем рассказывается в «ТД».

Случилось так, что эта книга попала ко мне, когда я была уже в весьма зрелом возрасте, успела перечитать множество всякой литературы на темы мироздания и даже сформировать свою собственную концепцию на основании всего прочитанного, а также собственных размышлений. И эти обстоятельства оказались весьма важными. При чтении «ТД» я уже не могла полностью абстрагироваться от собственных представлений и они удивительнейшим образом гармонично вписались в процессы, описываемые в этой книге. Безусловно, речь не идет о полном совпадении, но лишь о том, что многие специфические термины «ТД», без понимания которых, невозможно понять смысл написанного, оказались для меня совершенно ясными. И, более того, это мое понимание придало описываемым процессам более глубокий, и в то же время, более ясный смысл, который, вероятно, намеренно в явной форме не отображался в «ТД». (Хотя, уже во времена написания этой книги уровень развития человечества вполне соответствовал тому, чтобы понять этот процесс, по крайней мере, в общих чертах.)

И я хочу поделиться своим пониманием данной книги. Думаю, что ее смысл в моем изложении будет доступен всем интересующимся. Возможно, это явится толчком к дальнейшим исследованиям.
В этой статье я постараюсь показать то, что данные совпадения не плод моего воображения и приведу многочисленные цитаты, это подтверждающие. И, надеюсь, эта информация поможет многим перечитать «ТД», уже понимая о чем там идет речь.

Замечу еще, что в то время, когда была написана «ТД», действительно некоторые понятия было сложнее объяснить, чем ныне, когда научно-техническая революция подарила нам компьютеры и все, что с ними связано. Однако пытливые умы и тогда доходили невероятным образом до потрясающих открытий. В частности, хочется упомянуть гениального, но ныне почти забытого немецкого философа, Эдуарда фон Гартмана. Его «Философия бессознательного» восхитительным образом анализирует внутреннюю структуру психики человека и доказывает, как наличие отдельного физического пространства мышления, так и запрограммированность основных человеческих функций. И эта книга была написана тогда, когда о программировании и автоматизации процессов в современном понимании мир ничего не знал. Но там убедительно рассказано именно об этом, хотя и, естественно, другими словами.
И эта книга имеет самое непосредственное отношение к обсуждаемой теме. Очень рекомендую всем интересующимся. Так что это еще раз подтверждает, что муть, присущую «ТД», нельзя целиком списывать на непросвещенность той эпохи.

Восточная философия гласит, что нельзя глубоко понять частные законы, не поняв сначала картину в целом. С этим я согласна. По крайней мере, видение всего в целом значительно упрощает нахождение частных законов, указывает пути поисков. Иначе можно погрязнуть в частностях и никогда не дойти до понимания мироздания в целом. Однако, на мой взгляд, сама восточная философия страдает тем же недостатком – картины в целом она не видит. А то, что она принимает за целое, есть лишь набор частностей иного уровня. Потому там все так сложно, запутано, наворочено.

Возможно, что некие люди высокого духа (Посвященные, Просветленные и прочие Махатмы) все-таки знают истинное положение вещей, но не хотят (или не могут) об этом говорить. Вообще мне глубоко противна вся эта система запретов, обетов и прочей подобной хрени, по причине которой обсуждаются лишь детали, но не истинный смысл. На деле, думаю (на основании все тех же древних источников), мир устроен так, что идеи носятся в пространстве в виде условно материальных образований. И достаточно обладать желанием их понять, соответствующей предварительной подготовкой и некими каналами связи, настроенными на прием соответствующей информации и они придут к вам сами, помимо всех иерархий, обетов и запретов. И, как я уже говорила, в этом случае запреты были бы абсурдны.

Почему я так уверена в собственной правоте и имею смелость утверждать, что понимаю процесс мироздания согласно «ТД»? Потому что, как я уже говорила, мои идеи прекраснейшим образом вписываются в те описания мироздания, которые я читала и, которые давно имеют значительное мировое признание.
Если найдутся люди, которые укажут мне на мои явные противоречия с «ТД», то, естественно, я готова обсудить с ними эти детали, хотя данный труд в силу своей запутанности, и, как мне представляется, местами противоречивости, с трудом поддается исчерпывающему анализу. Но попытаться разобраться можно.

Теперь попробую изложить смысл лишь некоторых базовых понятий «ТД», без которых невозможно читать книгу и описать концепцию в целом.

Сначала очень короткое описание мироздания с употреблением базовых восточных терминов так, как я это понимаю. То есть это как бы синтез общеизвестных установок и моих представлений.

Существует вечный цикл бодрствования и сна мира: создание и разрушение (Манвантара) и небытие мира (Пралайа).
В основе всего лежит Абсолют. Это не сознание, не личность, не живет, не чувствует и т.д. Базовое хранилище технологий для возможности воссоздания мира – только так можно понять его сущность.

При воссоздании очередного цикла мироздания реализуются технологии создания отдельных сущностей – ограниченных областей пространства способных воспринимать окружающий мир и взаимодействовать с ним. На первом этапе – самых примитивных.

Это есть база для последующего развития сознания. Качество сознания напрямую зависит от программ, заложенных в данную ограниченную область. Качество программ отрабатывается и совершенствуется при каждой новой реализации.
Любое восприятие, тем более память, требует создания отдельного пространства, куда будет записываться огромный объем информации. Наличие компьютеров и программ дает нам понятный аналог – оперативная память. Это отдаленно напоминает пространство сознания.

Внутренняя информация должна быть подобна внешней, чтобы быть опознаваемой, потому должны быть созданы первичные элементы, подобные внешним первичным элементам. И мозг, или орган аналогичный ему у более простых существ, ответственны за сотворение этого внутреннего пространства и базовых элементов. Точка (вернее, область) в которой начинается формирование нового пространства сознания, есть точка связи между пространствами (мирами) и в «ТД» называется лайа-центром.

Сообщество разумных сущностей (в нашем случае, людей) образует цивилизацию, которая имеет тенденцию развиваться, приумножая познания, как об окружающем, так и о внутреннем мире.
На определенном этапе развития цивилизация понимает, как устройство внешнего мира, так и внутреннего. И, естественно, начинает эксперименты, пытаясь построить новый мир с нуля.

Проще всего создавать новый мир в пространстве собственного сознания – там уже есть и само новое пространство, и материя, служащая для формирования образов, и энергия, поступающая естественным образом. Нужно только научиться придавать этой материи стабильность, чтобы она существовала вне зависимости от наших мыслей, и слепить из нее всяких тварей по паре, чтобы заселили этот мир разнообразными вариациями.
Что значит – придать стабильность материи? Значит, обеспечить приток энергии, поддерживающей
данную структуру вне зависимости от мыслей субъекта. В общем, все решаемо. Поехали…

Надеюсь, не надо повторять, что это лишь самая упрощенная схема происходящего? А вообще найдется место и семи слоям творения, и фохату, и дхиан-коганам, и всем прочим структурам и сущностям, столь невнятно описанным в «ТД».

Пространство нашего локального мира (солнечная система) формируется солнцем. И это пространство является пространством сознания непостижимо огромного, но в остальном, подобного нам человека, видеть которого мы не можем, т.к. его тело составлено из материи с иными техническими параметрами и она недоступна нам в ощущении.
Здесь и далее в кавычках приведены цитаты из «ТД»:

«Истинная субстанция Сокрытого (Солнца) есть ядро Субстанции-Матери. Это есть Сердце и Утроба всех жизненных и существующих Сил в нашей Солнечной Вселенной. Это есть ядро, откуда исходят для распространения в своем круговращающем странствовании все Силы, которые, исполняя
свои функциональные обязанности, устремляют Атомы в движение, и это Фокус, в котором они вновь встречаются в своей Седьмой Сущности каждый одиннадцатый год»

«Все центральные, физические или объективные Солнца, в своей субстанции, являют низшее состояние первичного принципа Дыхания. Так же все они не более, нежели Отражения своих Первоначал, сокрытых от зрения всех «

«Все во Вселенной следует аналогии. «Как вверху, так и внизу»; человек микрокосм Вселенной. То, что происходит на духовном плане, повторяется на космическом плане. Конкретность следует линиям абстракции; низший должен соответствовать высшему, материальный духовному.»

Куда же еще яснее? Абстрактное – это идея, программа. А конкретное – очередная реализация этой программы.

И наша земная цивилизация при благоприятном развитии событий должна пойти по тому же пути познания и творения – конструирования, программирования новых миров.
Еще цитата:

«В течение будущих трех Кругов, человечество, подобно Земному шару, на котором оно живет, будет постоянно стремиться снова принять свою первоначальную форму Воинства Дхиан-Коганов. Человек, как и каждый атом во Вселенной, стремится стать Богочеловеком и затем – Богом.»

Еще есть вопросы? Люди, достигнув понимания мироустройства, начинают творить миры и
становятся для них богами.

Теперь более детально пройдемся по терминам.

АБСОЛЮТ. Обычно предлагается даже не задумываться об этой сущности, мол, столь непостижима. Но я все же рискну. Пора постигать.

«Выдыхание «Непознаваемой Сущности» рождает мир, а вдыхание заставляет его исчезать. Этот процесс продолжается извечно, и наша Вселенная есть лишь одна из бесконечных серий, не имеющих ни начала, ни конца».

«Человек, будучи не в состоянии оформить ни одного представления иначе, как в терминах эмпирических феноменов, лишен возможности, в силу самого строения своего существа, приподнять покров, окутывающий величие Абсолюта.»

Но отчего же? Еще Платон, если не ошибаюсь, ввел понятие идеи вещи. А наша компьютерная эпоха дала наглядную реализацию термина «идея». Есть программа, написанная в неких кодах. Это, конечно, не вещь. Это именно идея вещи. А выполнение программы создаст эту самую вещь в области компьютерного пространства. Надеюсь, всем доступно теперь чем, вероятно, является Абсолют? Программным комплексом.

Вот и подтверждение:
«…ибо в этой ДУШЕ дремлет, во время Пралайи, Божественная Мысль, в которой сокрыт план каждой грядущей Космогонии и Теогонии»

И если мы имеем смелость пытаться постичь мир, то, думаю, не надо самим себе придумывать лишние сущности, которые ничего не добавляют к построению. Бритва Оккама. Слышали, наверное? Это я для тех, кто хочет увидеть в этом Абсолюте какого-то непостижимого Бога. Зачем он там? И без него все прекрасно складывается.

«…мы невольно делаем различие в нашем уме, между бессознательным Абсолютным Сознанием и бессознанием, тайно наделяя первое каким-то неопределенным свойством, соответствующим на высшем плане, недоступном нашим мыслям, тому, что мы знаем, как сознание в нас самих. Но это не есть вид сознания, которое мы в состоянии отличить от того, что представляется нам, как бессознательность»

«…эта Само-Сущность едва ли может быть понята, как лично-творящая»

«То, что есть и в то же время нет», означает само Великое Дыхание, о котором мы можем лишь говорить, как об Абсолютном Бытии, но не можем представить в нашем воображении, как какую-либо форму Существования, которую мы могли бы отличить от Не-Бытия.»

Да, это можно считать небытием, т.к. эта сущность не нацелена на восприятие ее самое – это программы в чистом виде, без всяких форм. И если цивилизации на определенном этапе развития могут творить новые миры, то, думаю, и хранилище технологий в состоянии самостоятельно организовать тогда, когда им это занятие наскучит. В общем, получаем, что нет твари выше человека и все боги из той же серии.

Собственно, при таком подходе, из всех базовых неразрешимых вопросов остается только один – что такое вечность? Что там, куда и как зацикливается?
А все остальное в принципе уже ясно. Ну, обобщенно, конечно. Пока обобщенно. Решены вопросы о боге, о духе, о материи, о пространстве, о множестве миров, о сознании.

И все же хотелось бы иметь хоть какое-то представление о внутренней структуре Абсолюта. И тут мы переходим к другому базовому термину.

ПРОСТРАНСТВО.
Совершенно базовая вещь – не существует пустоты, обладающей как протяженностью, так и любыми другими свойствами. Пространство – это поле.

Вероятно, нет иного вида пространства (поля, точнее, совокупности полей), пригодного для существования жизни отдельных сущностей, кроме пространства мысли (алгоритма) или сознания.

Мы живем в пространстве, но и Абсолют немыслим без пространства. В чем же разница? Рискну предположить, что в составе наполнителя. А также в конфигурации.

Наше пространство согласно научным данным в текущее время расширяется. Абсолют, как мне представляется, в спящей фазе должен быть зацикленным на себе пространством, в котором хранятся и, вероятно, как-то обрабатываются мертвые схемы (идеи, программы) будущего творения.

«Но Единое – Все – подобно Пространству, являющемуся его единственным умозрительным и физическим представлением на нашей Земле или нашем плане существования»

«Что есть то, что вечно существует? – Пространство»
«Что есть то, что вечно существовало? – Зародыш в Корне»

Понятно, что, говоря о корне, речь идет о базовом программно-технологическом комплексе. А, говоря о пространстве, говорится о пространстве Абсолюта, потому что остальные миры перестают быть во время Пралайи вместе с пространством.

Как я уже сказала, пространство никак не может быть просто «пустотой». У пустоты не может быть никаких свойств, в частности, размерностей, т.к. нет энергии для поддержания этих свойств.
Пространство, вне всякого сомнения, есть энергетическое поле сложной структуры с определенными качествами.

«Пространство не есть „беспредельная пустота“, ни „условная полнота“, но вмещает в себе оба понятия.»

«Так как субстанция эта иного рода, нежели известная на Земле, то и обитатели последней, видя ЧЕРЕЗ НЕЕ, думают в иллюзии и невежестве своем, что Пространство пусто. Но во всей Беспредельной Вселенной не существует пустого Пространства и в толщину пальца»

ЛАЙА-ЦЕНТР.
Как я уже говорила, вселенная есть многоуровневое (т.е. имеющее много пространств) построение, каждый уровень содержит мир. Миры связаны между собой через определенные области, в которых материя верхнего уровня трансформируется в материю нижнего, отображая реальность в сознании. Безусловно, эти материальные элементы будут различаться техническими характеристиками, но, все же, подобие должно сохраняться, т.к. внутренний мир есть в значительной степени отражение внешнего.
Если смотреть со стороны верхнего мира, то лайа-центры имеют место быть где-то в пределах мозга каждого сознательного существа. Вероятно, они не обнаружены до сих пор по причине крайне слабой (с нашей точки зрения) энергетики. Возможно также, что люди не знают, что именно надо пытаться искать.
Если же смотреть со стороны нижнего мира, то лайа-центры находятся в первую очередь внутри звезд, ибо звезды есть то, как сознание выглядит изнутри. Создание и разрушение материи, отображающей внешний мир внутри сознания (образы), мышление это и есть истинный смысл того, что происходит в звездах.

Это, как нетрудно догадаться, о творении и расширении пространства сознания, оно же – просто пространство (основание) для существ нижнего уровня.

«Если бы Книга Бытия начиналась так, как должно, то в ней найден был бы сначала Небесный Логос, «Небесный Человек», развивающийся, как Составная Единица Логосов»

Небесный человек, член сообщества небесной цивилизации – разве это не есть прямое подтверждение вышесказанного? И мы созданы по его образу и подобию. Копии. Мелкие.

«…таким образом, земной человек есть временное отражение Небесного»

Но сознание присуще не только людям. Правда, это уже другие уровни сознания, но лайа-центрами они также обладают.

«Желание сознательной жизни выявляется во всем, от атома до солнца»

Есть единый сотворенный (сконструированный, запрограммированный) базовый элемент. Его можно назвать предпосылкой сознания. Хотя, конечно, это слово тут не очень подходит. Но другого пока нет. Там, очевидно, действует некая программа, отвечающая за его существование.

Считается, что базовая элементарная частица должна быть самой простой – бесструктурной. Ну, так она и есть самое простое в мире образование. Но, скажете вы, она же имеет определенную и не простую структуру! Да, но она все равно самая простая, потому что, получается, что ничего бесструктурного в мире просто нет.

Она является предвестником духа (сознания) и она же является предвестником материи, если посмотреть на нее из иного, нового пространства. Но она – одна. Просто в разных пространствах проявляется разная ее функциональность.

Человек же, в свою очередь, развиваясь, приобретает самосознающий дух, постигает алгоритмы творения и становится способным воссоздать материю на новом уровне – внутри своего сознания.
Таким образом, происходит круговорот: дух, будучи изначально создан на базе материи, потом сам создает материю на новом уровне. Для того, чтобы этот круговорот вращался изначально должны иметь место обе сущности – и дух (алгоритм), и материя, посредством которой этот алгоритм сохраняется. Одно без другого невозможно. И вообще это одно, но в разных своих функциях. И в разных реализациях.

«Дух (или Сознание) и Материя, тем не менее, должны быть рассматриваемы не как независимые реальности, но как два символа или аспекта Абсолюта, Парабрамана, составляющего основу обусловленного Бытия, субъективного либо объективного.»

«Материя есть Дух и vice versa» (т.е. «и наоборот»)

Хочу еще раз подчеркнуть. Нет никакого отдельного оживляющего духа, который передается от бога к человеку, тем самым вселяя в него сознание! Есть лишь комплекс технологий, отделяющий особь от остального пространства и заставляющий ее взаимодействовать с этим пространством ради получения энергии необходимой для поддержания существования. Самосознание же, как таковое, вообще можно назвать побочным эффектом мышления, направленного в первую очередь на добычу средств для поддержания жизни. Самосознание – это просто мысль о собственной отделенности от мира. Просто мысль. Одна из многих. Является следствием как сложной алгоритмизации внутреннего пространства человека, так и длительного взаимодействия с окружающей средой, доводящей эти программы до совершенства. Вообще, мысль –это реализация алгоритма в результате восприятия.

Все, пока хватит. И так получилось слишком длинно.
Напоследок еще одна цитата, прямо ассоциирующаяся с этапами создания, программирования:

«Все это, вплоть до Третьего Круга, лишено формы, как материя, и бессмысленно в отношении сознания. Ибо Монада или Джива per se даже не может быть названа Духом; это есть Луч, Дыхание Абсолюта»

То есть сначала конструируется, программируется («Луч») суть существа и лишь потом ему придается внешняя оболочка. Не знаю у кого как, но у меня возникает прямая ассоциация с нашими программами. Ведь они в большинстве своем именно функциональны, но лишены своей внутренней формы (оболочки), если бы на них можно было бы взглянуть из компьютерного пространства.

Придание сущности формы есть отдельная и нелегкая задача. Но именно это позволит компьютерным сущностям обнаружить друг друга и начать взаимное общение хотя бы самого элементарного уровня. Конечно, этот гипотетический мир был бы многократно примитивнее того, что существует в окружающей реальности, даже в самых простых вариациях. Ну, так потом пойдет усложнение. Путь тот же. Это уже видно.

Конечно, приведенными здесь рассуждениями и цитатами тема далеко не исчерпывается. На деле, я могла бы сказать еще многое, но боюсь перегрузить статью и сделать ее сложной для восприятия.
Продвижение должно быть постепенным. И, чем далее мы будем продвигаться в понимании сути, тем больше подтверждений найдем в тексте этой великой книги.

Источник

Слово «теософия» не так уж часто, но мелькает в СМИ, его мы порой видим на расклеенных на улицах объявлениях. Курс лекций по теософии от Роберта Монро встречается в книжных лавках, доступен в авторстве А. М. Алферова в интернете. И это не говоря о многочисленных книгах Блаватской и Рерихов.

Данная статья популярно познакомит вас с этим учением и его основоположниками.

Что такое теософия?

что такое теософия и что она изучает. Смотреть фото что такое теософия и что она изучает. Смотреть картинку что такое теософия и что она изучает. Картинка про что такое теософия и что она изучает. Фото что такое теософия и что она изучает

Впервые теософами назвали себя неоплатоники, жившие во втором веке нашей эры. Амоний Сакос и его ученики создали философскую систему, в основу которой положили вечные истины, с намерением примирить все религии, выработать единый универсальный принцип и общую этику. Их последователи – средневековые ученые-схоласты, коими были Якоб Бёме, Парацельс, Сведенборг, Сен-Жермен, – вкладывали в понятие теософии мистический опыт познания божества, тайн природы, противопоставляя рассматриваемое нами течение теологическому богословию.

Фактически же современная теософия – это учение, созданное Е. П. Блаватской. Авторство за ней, поскольку ни древним грекам, ни их средневековым последователям так и не удалось сформулировать теоретический базис учения.

Елена Петровна родилась в Екатеринославле (современный Днепропетровск) в 1831 году, прожила шестьдесят лет, происходила из дворянской семьи, имеющей немецкие корни. В семнадцать лет вышла замуж за старого генерала Блаватского, но, прожив с ним месяца три, сбежала. Много путешествовала, изучая различные религии (Индия, Тибет, Греция, Турция, Франция, Британия, США). Слыла человеком необычным, ее окружали мистерии, а поступки были скорее интуитивны, чем логичны. Жизнь Елены Петровны стоит того, чтобы стать основой многих приключенческих романов.

Часто Блаватскую называют русским философом, мистиком, писательницей. Впрочем, основную суть ее неординарной личности определяли медиумные способности. По многим свидетельствам современников, она могла часами находиться в трансе, путешествуя в тонких мирах, при этом ее взгляд, смотрящий в одну точку, был осмыслен, но пульса и дыхания не наблюдалось.

Это был медиум экстра-класса.

Теософия – не религия

Чем же является ее учение? Порой в публикациях встречаются его определения, составленные по следующему образцу: «Теософия – это наука и религия одновременно, поскольку изучает Вселенную через высшее «Я» человека (в христианстве этот термин называется душой).

Следует задуматься, прежде чем принять их на веру. Зададимся вопросом: «Разве созданная оккультным способом, пусть даже самым талантливым медиумом теология – это религия?»

что такое теософия и что она изучает. Смотреть фото что такое теософия и что она изучает. Смотреть картинку что такое теософия и что она изучает. Картинка про что такое теософия и что она изучает. Фото что такое теософия и что она изучает

Отвечая на него, следует пояснить принципиальную разницу: чем отличается человек-медиум, порабощенный волей духа, от творцов религии (Иисуса Христа или Мухаммеда). И создатель христианства, и создатель ислама являлись людьми просветленными, приблизившиеся к Абсолюту и ставшие им, а значит, это были личности свободные. Религия соединяет с Абсолютом, она гармонична. Теософия этой целостностью не обладает, подчиняя человека воле духов. Учение, полученное при помощи спиритизма, и религия, созданная путями откровения Божьего, – вещи разные.

Кстати (факт документально подтвержден), во время крещения Елены на одном из священников загорелось одеяние. Потом в «Разоблаченной Изиде» Блаватская напишет: «Законы Библии, учение которой он полностью отвергал, Христос нарушил первым, за что в конечном счете был распят».

Как известно, мистическое учение Блаватской декларирует замещение собой всех религий.

Теософия – не наука

Елена Петровна была образованнейшим человеком своего времени как благодаря самопросвещению, так и (простите, но факт есть фактом) мистической подпитке, путем ментальной связи с духами. Ведь как объяснить, что женщина, не окончившая даже гимназии, выходила победителем в спорах по специальности с профессорами химии или же биологии?!

что такое теософия и что она изучает. Смотреть фото что такое теософия и что она изучает. Смотреть картинку что такое теософия и что она изучает. Картинка про что такое теософия и что она изучает. Фото что такое теософия и что она изучает

Она была полиглотом, знала «мертвые языки»: санскрит и древнеегипетский. Старик-египтянин, живший в Стамбуле, научил ее умению разбираться в неизвестных текстах при помощи ясновидения. Современные исследователи ее трудов определили, что в них она использовала более 1400 источников. Такое не под силу ни одному ученому!

На ее работах, написанных в конце 19 века, основывается современная теософия. Книги Блаватской, несмотря на тяжелую авторскую подачу текста, популярны и по сей день:

С другой стороны, не на научном познании, а на собственном мистическом опыте базируется учение Елены Петровны. Поэтому люди, утверждающие: «Теософия – это наука, изучающая…», лукавят. Мистический опыт не есть изучением, это познание. Поэтому в теософии нет ничего от систематического знания, основанного на наглядном эксперименте, она принадлежит к эзотерической области.

Теософия: основа учения. Кто может стать теософом

Елена Петровна Блаватская переняла термин древнегреческого происхождения, назвав им общество и заложив базисные идеи теософии. Основа этого учения сводится к четырем условиям:

Девиз своего общества теософы позаимствовали у Махараджи Бенариса: «Нет религии выше истины». Елена Петровна пыталась сделать свое учение предельно доступным, декларируя, что человек, соблюдающий вышеупомянутые четыре условия, не ведая того, уже является теософом.

Однако ее тезисы предметно оспаривают христианское учение:

В первом случае она ставит знак равенства между медиумом – рабом духа – и основателем религии, человеком просветленным и благодатным. Во втором – обрекает людей, не обладающих оккультным талантом, считать «мудростью» плоды чужих спиритических сеансов.

Вера теософов

Практическая теософия описана Е. П. Блаватской в книге «Голос безмолвия», впервые напечатанной в 1889 году. Японский идеолог сэн-буддизма Дайсэцу Судзуки считал, что ей удалось отразить учение Махаяны, изложенное в книге мистических учений «Золотые правила», и что она, несомненно, была посвящена в него.

что такое теософия и что она изучает. Смотреть фото что такое теософия и что она изучает. Смотреть картинку что такое теософия и что она изучает. Картинка про что такое теософия и что она изучает. Фото что такое теософия и что она изучает

Спустя сто лет предисловие к юбилейному изданию книги написал Далай-Лама XIV, отметивший оригинальность изложения Еленой Петровной пути бодхисаттвы (адепта).

Таким образом, формально буддизм признал теософию своим прозападным ответвлением.

Однако вернемся к изложению сути «Голоса безмолвия». Работа Блаватской, ставшая классикой теософии, состоит из трех частей:

Практическая теософия представляет собой позаимствованную идеологом теософии из «Лалитавистары» (жизнеописания Будды Шакьямуни – труда 3 века нашей эры) теории пути бодхисаттвы (адепта, идущего путем просветления). Он является последовательным преодолением парамит (ступеней), ведущих к архатству:

Архат в толковании Елены Петровны – «заслуживающий почестей божественных», «представитель разума… сравнимого со степенью архангелов в сказах библейных». (Блаватская, «Учение храма»).

Учение Блаватской. Цели. Фундаментальные истины

В 1875 году Елена Петровна создает в Нью-Йорке теософское общество, теоретической основой которого стал ее труд «Тайная доктрина», в котором изложены основы истины. Содержание: первый том «Космогенезис» («Сотворение мира»), второй том «Антропогенезис» («История создания человечества») и краткая история религии.

что такое теософия и что она изучает. Смотреть фото что такое теософия и что она изучает. Смотреть картинку что такое теософия и что она изучает. Картинка про что такое теософия и что она изучает. Фото что такое теософия и что она изучает

Перед теософией ставятся цели:

Базис учения – три фундаментальные истины:

Блаватская почерпнула идею познания мира через самопознание человека из индийского учения Адвайты (первопричины всего сущего и знания). Согласно ему:

Как устроено мироздание

«Весь мир создан из одной и той же материи, различающейся своими модусами», – гласит теософия. Лекции по этому учению дают толкование понятию модуса. Попробуем его пояснить.

Следуя теории Блаватской, физическая и духовная материи по своей сути одинаковы, они различаются лишь модусами (т. е. способами существования, характером бытия). Для сравнения представим себе, что жидкость, лед и пар – модусы одной и той же материальности – воды. Все эти состояния связаны между собой. Таким образом, дух и материя родственны, и никакого бога за пределами мира материального не существует, ибо он волен пребывать в различных модусах, в том числе и материальном.

что такое теософия и что она изучает. Смотреть фото что такое теософия и что она изучает. Смотреть картинку что такое теософия и что она изучает. Картинка про что такое теософия и что она изучает. Фото что такое теософия и что она изучает

Впрочем, модусов больше, чем известных нам состояний воды. Блаватская говорит о семи состояниях материи. Седьмое – духовное и непостижимое, соответствующее высшему принципу. Состояние это теологи называют христом, т. е. у них так называют не мессию, не Бога-сына, а то высшее состояние, которого может достигнуть каждый человек, пройдя путем бодхисаттвы.

Таким образом, достигший просветления архат (теософ) – это человек, который через медитацию, через транс может жить во всех семи модусах, т. е. на всех уровнях реальности. Т. е. архат может так же сознательно действовать в них, как мы это делаем в «нижнем», т. е. материальном мире.

Взгляды на человека, рай и ад, карму и перевоплощение

Третьей по важности в ряду своих произведений Елена Блаватская называет книгу «Ключ к теософии». В ней повествуется о природе человека, карме, жизни после смерти. В предисловии автор указывает на то, что этот труд есть только ключом, открывающим дверь познания в ее учение, не претендуя на базовость.

В частности, в нем, рассказывая о строении человека, Блаватская говорит о его семи телах:

Исходя из этой теории, болезнь с эпицентром в эфирном теле будет влиять на физическое. Причем эффекта от лечения обычного человек не почувствует. Такова природа, например, рожистых заболеваний. Кстати, китайская медицина, обращаясь к телу эфирному, давно и эффективно лечит мигрень, перед которой пасует западная наука.

Следуя закону кармы, Блаватская утверждает, что рай и ад – это временные состояния, подобные сну. В этом смысле диалектична теософия. Лекции эзотериков на тему причинно-следственных связей упоминают как позитивную, так и негативную карму. Первая следует из тонких человеческих чувств (дружбы, любви, уважения), вторая – из грубых звериных эмоций (грубость, гнев).

Время пребывания человеческой души в раю или аду пропорционально результирующему кармическому накоплению. Т. е. в загробном мире не существует ни вечных мук, ни вечного блаженства.

Также Елена Блаватская переняла из индуизма закон перевоплощения. Считает мир совокупностью различных монад (сущностей, конструктивных элементов бытия). Причем первичная монада не обладает самоосознанием, личностью, индивидуальностью. Однако в своем развитии она должна пройти семь царств: каменное, растительное, животное, человеческое, ангельское, а потом – более высокие ступени.

Теософия о человеческих расах

Теософы связывают будущее человечества с 6-й расой, более духовной, обладающей новыми знаниями, экстрасенсорными способностями, которой будут противиться расы более ранние. Всего же их, согласно книге Елены Петровны Блаватской «Антропогенезис», должно быть семь.

что такое теософия и что она изучает. Смотреть фото что такое теософия и что она изучает. Смотреть картинку что такое теософия и что она изучает. Картинка про что такое теософия и что она изучает. Фото что такое теософия и что она изучает

Первая раса (бахишады, пришедшие с Венеры) выделили свои тонкие тела и создали тонкие формы тел человека – эфирные. Они не были материальными, не обладали сознанием, передвигались в виде призраков.

Вторая раса произошла от первой, она как бы отпочковалась от ее ауры, обладая более плотной оболочкой, однако сознания у нее также не было.

Начиная с третьей расы у людей появляется разум. Владыки мудрости (по Блаватской – Махатмы) даруют его. Третья раса была огромна ростом, фактически соразмерна с современными ей динозаврами, а их рост составлял около 18 метров. В среде ее представителей появляются пол, они являлись гермафродитами. Ее представители стали смертными. Ведь первая и вторая расы как таковые не умирали, эволюционно превращаясь друг в друга.

Третья раса обитала на материке, который назывался Лемурией. Материк погиб примерно 700 000 лет тому назад вследствие катаклизмов: землетрясений и извержений вулканов. Однако часть лемурийцев проживала на острове Атлантида. Их рост постепенно уменьшался.

Четвертая раса (атланты) как таковая появилась 4-5 миллионов лет тому назад. Первые ее представители были высотой около 3,5 метра. Постепенно их рост уменьшался и на момент гибели Атлантиды сравнялся с человеческим. Информацию об Атлантиде Блаватская почерпнула из «Диалогов» Платона. Атланты якобы занимались черной магией, что и погубило материк. Однако к концу существования Атлантиды часть их мигрировала в Египет.

Сейчас, по Блаватской, на Земле существуют три расы:

Распространение теософии в мире

В конце 19 века на свет появилась теософия. Развитие движение получило после смерти Блаватской. В мире было создано несколько теософских обществ:

Теософия в России начала свой путь развития с Петербургского общества, созданного в 1908 году, но в 1918-м большевики его запретили.

что такое теософия и что она изучает. Смотреть фото что такое теософия и что она изучает. Смотреть картинку что такое теософия и что она изучает. Картинка про что такое теософия и что она изучает. Фото что такое теософия и что она изучает

Действующее же ныне Теософское общество России было организовано в 1991 году.

В настоящее время в России действуют 17 подобных организаций, расположенных в следующих регионах:

Встречи членов общества проходят 1-2 раза в неделю. К примеру, в Московском они спланированы по четвергам, а иногда и по понедельникам. Адепты вникают в учение Блаватской путем изучения курса «Теософия, живая этика». Лекции, проводимые в его рамках, бесплатны и доступны всем желающим.

Поясним, почему в названии лекций появился новый термин. Нередко отечественные теософские общества проводят совместные встречи с рериховскими (их в России больше). Учение Рерихов, созвучное и родственное созданному Блаватской, так же как и теософия, многое почерпнуло из буддизма. При этом оно называется агни-йогой, или живой этикой.

Кратко об учении Рерихов

Елена и Николай Рерихи примерно на 40 лет младше, чем Е. П. Блаватская. Их предшественница издавала свои труды в конце 19 века в Нью-Йорке. Елена Ивановна, сама будучи членом теософского общества, перевела их на русский язык. Далее, будучи медиумом, она стала контактером одного из Махатм Блаватской, известным под именем Мориа.

что такое теософия и что она изучает. Смотреть фото что такое теософия и что она изучает. Смотреть картинку что такое теософия и что она изучает. Картинка про что такое теософия и что она изучает. Фото что такое теософия и что она изучает

Настало время пояснить, кто такие Махатмы. Это легендарные в Индии люди, имя которых переводится как «Великий дух». Блаватская утверждала, что ее учителями являются три такие личности. Их вживую видела лишь она и несколько ее сподвижников. В Британском музее (Лондон) хранится переписка Махатм с теософским обществом.

Материалом для учения агни-йоги послужили беседы Елены Рерих с этим учителем. Основой мистического учения Николая и Елены Рерихов стали 14 книг, среди которых наиболее известны «Шамбала», «Практика и теория Агни-йоги», «7 тайн космоса»,«Гималаи-Алтай»,«Держава света»,«Цветы Мории». В них в более доступном, чем у Елены Петровны, стиле излагаются теософия и живая этика.

Лекции общества агни-йоги порой проводятся сугубо по книгам Блаватской, ведь Елена Рерих в начале своей деятельности являлась фактически переводчиком и популяризатором учения Елены Петровны в России. Со временем два учения в отечественных условиях практически слились. В настоящее время двумя российскими обществами совместно разработан, а также посредством интернета и печатных изданий популяризирован «Курс теософии и живой этики».

Заключение

В мире есть много как сторонников, так и противников теософии. Пик ее популярности пришелся на конец 19 века. Медиум Блаватская сделала себе мировое имя и выполнила миссию Махатм, создав международное сообщество, сверхпопулярное в конце 19 – начале 20 века. Его членами были Томас Эдисон, Льюис Кэрролл, Джек Лондон, Джеймс Джойс, Генри Миллер, Поль Гоген. Общались с сообществом и знакомились с его теорией Альберт Эйнштейн и Сэр Артур Конан Дойл.

что такое теософия и что она изучает. Смотреть фото что такое теософия и что она изучает. Смотреть картинку что такое теософия и что она изучает. Картинка про что такое теософия и что она изучает. Фото что такое теософия и что она изучает

Заслуживает уважения подвижничество Блаватской и супругов Рерихов. Теософия, живая этика сегодня доступны и популяризированы. Более широкому их распространению препятствует, с одной стороны, отрицающая его позиция христианства, а с другой, его дискредитируют различные псевдоучения теософии.

Не зря на сайте российского теософского сообщества имеется страничка «Господа! Остерегайтесь шарлатанов!». На ней кратко изложены признаки псевдотеософских сообществ:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *