что такое территория субъекта российской федерации

Субъекты и регионы Российской Федерации

Площадь России на карте не может не потрясать воображение. По территории она занимает приблизительно 1/6 часть суши планеты. Таким образом она является самой большой страной на современной политической карте. А вот по численности населения, к сожалению, находится только на 9 месте, уступая странам с гораздо меньшей площадью.

Но, если рассматривать в совокупности Российскую Федерацию, то на сегодняшний день она состоит из 85 субъектов, которые представляют из себя республики, регионы, области. А они, в свою очередь подразделяются на районы. Перечень субъектов формировался на протяжении всего периода существования государства и окончательно устоялся только в последние 30 лет, после развала СССР.

Для того, чтобы проанализировать, какие субъекты РФ входят в государство сегодня, каковы они по площади, на каком основании проходит территориальное деление и какое качество и уровень жизни в каждом из них, нужно рассмотреть статистические данные.

Что это

Под субъектом Российской Федерации (или, как еще встречается в официальных документах – Федерации, России или РФ) понимаются составные части страны, выраженные в виде локальных единиц, обладающих своей площадью и границами.

что такое территория субъекта российской федерации. Смотреть фото что такое территория субъекта российской федерации. Смотреть картинку что такое территория субъекта российской федерации. Картинка про что такое территория субъекта российской федерации. Фото что такое территория субъекта российской федерации

На сегодняшний день в состав РФ входят 85 элементов, выраженных следующими административно-территориальными единицами со своими собственными центрами:

Важно понимать, что каждый из перечисленных субъектов имеет свое руководство в виде губернатора или главы, а также парламент регионального значения, формирующий законодательную власть. Интересен также тот факт, что все виды субъектов Российской Федерации на сегодня имеют индивидуальный устав или даже, в некоторых случаях, конституцию. Принимается она и зарегистрирована на уровне региональных (местных) законодательных органов. Ими же и вносятся определенные изменения или дополнения в такой устав.

что такое территория субъекта российской федерации. Смотреть фото что такое территория субъекта российской федерации. Смотреть картинку что такое территория субъекта российской федерации. Картинка про что такое территория субъекта российской федерации. Фото что такое территория субъекта российской федерации

Несмотря на то, что столица государства Москва, у каждого субъекта Российской Федерации имеется своя собственная столица или так называемый региональный центр.

Если рассматривать обязанности каждой структурной единицы и их взаимоотношения с федеральным центром, необходимо выделить следующие основные моменты в устройстве субъектов РФ:

Актуальный перечень

Список субъектов РФ, состоящий из 89 единиц и включающий в себя области, автономные округа, города и другие административные единицы с полными названиями, выглядит на сегодняшний день (на 2020 год) следующим образом:

Исторические изменения

Важно понимать, что Россия является самой большой по площади и совокупным территориям государством. Но численность субъектов не всегда была таковой, таблица с номерами субъектов изменялась. Особенно интенсивно этот процесс происходил в момент распада СССР. Вот какие основные события произошли в этот период:

что такое территория субъекта российской федерации. Смотреть фото что такое территория субъекта российской федерации. Смотреть картинку что такое территория субъекта российской федерации. Картинка про что такое территория субъекта российской федерации. Фото что такое территория субъекта российской федерации

В связи с определенными историческими этапами, становится понятно, что территориальные разделения или, вернее сказать объединения и укрупнения становятся только больше. Поэтому, возможно в дальнейшей перспективе, стоит ожидать и дальнейших изменения в территориальном составе, как по численности, так и с точки зрения изменения границ. Стоят на повестке дня укрупнение нескольких областей, с дальнейшим изменением их территориальных границ.

Группировка в округа

На сегодняшний день распределение и группировка выглядит следующим образом в стране:

Если рассматривать укрупненно типы субъектов РФ, то они делятся на:

Коды субъектов федерации

Для удобства начисления налоговых доходов в бюджете, учета населения России, ведения документации и прочих манипуляций, используются коды, которые присваиваются отдельным субъектам РФ. Они включают как цифровые, так и буквенные обозначения и применяются для самых разнообразных целей.

Такие обозначения облегчают взаимодействие в различных отчетах, бумажных документах и оборотах.

Региональные перспективы и расширение

С точки зрения перспективы дальнейшие процессы будут идти на укрупнение территорий. На определенных исторических этапах велись такие процессы. Но, они были заморожены. Важно понимать, что для того, чтобы провести такую манипуляцию, необходимо провести референдум в тех регионах и областях, в которых планируется укрупнение.

Источник

Что такое субъект РФ — сколько их (на карте), каких видов бывают и где посмотреть коды всех субъектов Российской Федерации

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. В этой статье мы рассмотрим понятие «субъект Российской Федерации», разберем, что это такое.

Узнаем, по какому принципу наше государство классифицирует своих субъектов и где можно посмотреть их кодификацию.

что такое территория субъекта российской федерации. Смотреть фото что такое территория субъекта российской федерации. Смотреть картинку что такое территория субъекта российской федерации. Картинка про что такое территория субъекта российской федерации. Фото что такое территория субъекта российской федерации

Субъект РФ — это.

Согласно данным Росстата (госучреждения, занимающиеся учетом статистических данных по РФ), площадь Российской Федерации на 01.01.2018 г. составляла 17,1 млн. км2, а численность населения – 146,9 млн. человек (данные взяты из сборника Росстата «Россия в цифрах. 2018»).

что такое территория субъекта российской федерации. Смотреть фото что такое территория субъекта российской федерации. Смотреть картинку что такое территория субъекта российской федерации. Картинка про что такое территория субъекта российской федерации. Фото что такое территория субъекта российской федерации

Наше государство самое большое в мире. Управлять такой территорией как единым административным образованием невозможно.

Именно поэтому страна делится на территориальные единицы (части), каждая из которых имеет обозначенную территорию и систему местных органов власти (подчиняются федеральным органам власти). Эти территориальные единицы называются субъектами РФ.

что такое территория субъекта российской федерации. Смотреть фото что такое территория субъекта российской федерации. Смотреть картинку что такое территория субъекта российской федерации. Картинка про что такое территория субъекта российской федерации. Фото что такое территория субъекта российской федерации

«Субъект» переводится с латинского «subjectus» как «лежащий в основе». Следовательно, субъекты РФ – это части, из которых состоит государство.

что такое территория субъекта российской федерации. Смотреть фото что такое территория субъекта российской федерации. Смотреть картинку что такое территория субъекта российской федерации. Картинка про что такое территория субъекта российской федерации. Фото что такое территория субъекта российской федерации

Субъекты РФ не имеют права выходить из состава государства, но могут менять свои границы при взаимном согласии и договоренности (ст. 67, п. 3 Конституции РФ).

Субъекты Федерации являются ее равноправными членами, их статус не зависит от размера занимаемой территории или экономического положения.

Сколько субъектов в Российской Федерации (карта)

Деление РФ на субъекты регламентируется основным законом нашей страны – Конституцией РФ. Сколько субъектов в РФ на сегодняшний день, прописано в статье 65 Конституции:

В статье 5 Конституции РФ сказано, что республики могут иметь собственную Конституцию (но не противоречащую Конституции РФ), законодательство, вправе иметь государственный язык, отличающийся от русского.

Республики в Российской Федерации – это как бы «государства в государстве».

Все остальные субъекты РФ имеют немного меньше полномочий, у них есть свой Устав и свое законодательство (не противоречащее федеральному законодательству).

Всего в РФ 85 субъектов. На карте это выглядит так:

что такое территория субъекта российской федерации. Смотреть фото что такое территория субъекта российской федерации. Смотреть картинку что такое территория субъекта российской федерации. Картинка про что такое территория субъекта российской федерации. Фото что такое территория субъекта российской федерации
*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне

Примечание: мировое сообщество в большей своей части не признало присоединение Крыма и Севастополя (как города федерального значения) к РФ. Поэтому статистические данные о количестве субъектов РФ на сегодняшний день в российских и зарубежных источниках информации различаются.

Как узнать код субъекта в РФ

Каждому субъекту РФ присвоен уникальный код (на карте субъектов РФ в предыдущем разделе статьи это наглядно отражено). Все виды кодов можно посмотреть по следующей ссылке: https://ru.wikipedia.org/wiki/Коды_субъектов_Российской_Федерации.

что такое территория субъекта российской федерации. Смотреть фото что такое территория субъекта российской федерации. Смотреть картинку что такое территория субъекта российской федерации. Картинка про что такое территория субъекта российской федерации. Фото что такое территория субъекта российской федерации

Отдельно стоит упомянуть о кодах ОКТМО (общероссийский классификатор территорий муниципальных образований). Коды данного классификатора используются как идентификатор субъекта РФ при налоговом учете ИП и юридических лиц.

История административного деления России

что такое территория субъекта российской федерации. Смотреть фото что такое территория субъекта российской федерации. Смотреть картинку что такое территория субъекта российской федерации. Картинка про что такое территория субъекта российской федерации. Фото что такое территория субъекта российской федерации

После образования РСФСР произошел переход на градацию субъектов, близкую к современной: автономные социалистические республики, автономные области и округа, области и краевые образования.

Структура власти в субъектах РФ

Все субъекты РФ имеют одинаковую структурную организацию органов власти из трех ветвей:

что такое территория субъекта российской федерации. Смотреть фото что такое территория субъекта российской федерации. Смотреть картинку что такое территория субъекта российской федерации. Картинка про что такое территория субъекта российской федерации. Фото что такое территория субъекта российской федерации

Такая структура государственной власти позволяет каждому из субъектов принимать свои законы, вершить суд и управлять своим субъектом по собственному разумению. Но стоит уточнить, что все эти функции выполняются только в рамках установленных федеральных законов.

Читайте наш блог, это познавательно и полезно.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (1)

Спасибо что просветили, а то у меня ей богу — географический тупизм)) Я понятия не имел, что в России может быть такое количество регионов! Вижу у машин на номерах какие-то коды и никак не запомню, какая из какого региона России. Да и сколько вообще этих регионов. Это американцам можно простить, глупеньким, что они свои 50 штатов не знают. А в России жить и не знать свои регионы обидно.

Источник

Понятие, состав, политико-юридическое состояние и административные границы территории субъекта РФ

Правовое регулирование территорий субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации и законами субъектов. Вместе с тем в самой Конституции Российской Федерации отсутствует правовой регламент категории «территория субъекта федерации». Наряду с этим практически во всех конституциях и уставах субъектов Российской Федерации закрепляется положение, что его территория является составной частью территории Российской Федерации.

Не фиксируется в Конституции и положение о том, что территории субъектов Федерации, «включаемые», согласно п. 1 ст. 66 Конституции в состав территории Российской Федерации, образуют целостную территорию единого федеративного государства. А раз так, то стало возможным понимать территорию Российского государства как сумму территорий субъектов Федерации. И события показали, что такая возможность активно использовалась на практике в процессе принятия конституций субъектов Федерации.

В конституциях «суверенных» республик долгое время отсутствовали в качестве мерила положения о единстве территории и суверенитете Российской Федерации. В частности, в Конституции Кабардино-Балкарской Республики к исключительному ведению республики были отнесены «территория» и «статус» республики, «защита» ее «государственности». Тем самым грубо нарушалась ст. 71 Конституции Российской Федерации, согласно которой территория и федеративное устройство Российской Федерации относятся к исключительному ее ведению.

Самопровозглашая свой суверенитет, республики объявляли территории республик своими территориями. Более того, Конституция Республики Татарстан включала статью (ст.60), объявляющую территорию республики «неприкосновенной». Установив верховную власть на «своей» территории, ряд республик закрепили в своих основных законах и право на отделение от России.

Отметим, вместе с тем, что территориальные субъекты пошли по иному пути, заняв принципиально государственную позицию. Так, в Уставе Ярославской области зафиксировано, что территория Ярославской области является составной частью территории Российской Федерации, и что Ярославская область «не вправе выйти из состава Российской Федерации». В Уставе Ставропольского края также подчеркивается, что край является неделимой частью Российской Федерации и не имеет права выхода из ее состава. В Уставах Иркутской, Новгородской, Свердловской и других областей говорится, что территории этих областей являются «частью», «неотъемлемой частью», «составной частью» единой территории Российской Федерации.

Все эти определения так или иначе находят свое отражение в Конституции и в ряде федеральных законов. Но правовой статус их не разграничивается, что открывав широкую дорогу для разного рода путаницы вокруг этих определений, особенно в конституциях (уставах) субъектов Федерации. Так, Устав города Москвы включает в территорию Москвы земельную и водную поверхность, недра, воздушное пространство в границах Москвы. И хотя добавляется тут же, что территория Москвы составляет часть территории Российской Федерации, возникает все же вопрос: а что остается на ее долю?

Из ч. 1 ст. 67 Конституции Российской Федерации следует, что каждый субъект, названный в ч. 1 ст. 65 Конституции Российской Федерации имеет собственную территорию. В некоторых комментариях к этой статье обращается внимание на эту новацию: «Нововведением следует считать и включение в состав государственной территории Российской Федерации территории ее субъектов, что обусловливается федеративным устройством Российской Федерации».

Опосредствованно о территориях субъектов Федерации говорит и ч. 3 ст. 67 Конституции РФ. Речь в ней идет о границе, но логически не может быть границ между субъектами без наличия у них собственной территории.

Территория Российской Федерации является государственно-правовым пространством Российской Федерации, а территория субъекта Российской Федерации, входящая в состав Российской Федерации, является частью правового пространства Российской Федерации (частью государственно-правовой территории) и одновременно правовым пространством субъекта Российской Федерации. Следовательно, территория субъекта является пространственным пределом для действия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты Российской Федерации действуют непосредственно на всей территории Российской Федерации, которая включает в себя территории субъектов.

И.Н. Барциц, рассматривая правовое пространство Российской Федерации, как некий целостный государственно-правовой феномен, выделяет в его структуре следующие уровни: правовое пространство Российской Федерации как единого федеративного государства; правовое пространство региона (под регионом он понимает некую совокупность субъектов Федерации, выделяемых и объединяемых на основе схожести правовых регуляторов, общности проблем, возникающих при выработке и реализации правовых актов); правовое пространство субъекта Российской Федерации. По критерию пространственного действия он выделяет: «нормативные правовые акты Российской Федерации, принятые федеральными органами государственной власти, действующие на всей территории Российской Федерации; нормативные правовые акты Российской Федерации, принятые федеральными органами власти, действующие на определенной части территории Российской Федерации (пространственно-ограниченные правовые нормы); нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; местные акты.

То обстоятельство, что нормативно-правовые акты, принятые как федеральными органами власти, так и органами власти субъектов Федерации, действуют лишь на определенной части территории страны, не означает признания правомерности правовых отношений, возникающих на их основе, лишь на данной территории. Напротив, эти отношения признаются правомерными на всей территории Российской Федерации».

Мы полагаем, что для обозначения пространственных пределов действия нормативных правовых актов субъектов федерации допустимо употребление таких терминов как часть государственно-правовой территории Российской Федерации или территория субъекта федерации. Так как именно территория субъекта является пространственным пределом для действия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, пространственным же пределом действия нормативных правовых актов Российской Федерации является непосредственно вся территория Российской Федерации или ее определенная часть, которая включает в себя и территории субъектов.

Общеправовой и пространственно-правовой подходы позволяют нам выдвинуть следующее понятие территории субъекта Российской Федерации.

Закрепление в Конституции Российской Федерации: а) территорий субъектов Российской Федерации как составляющих государственной территории Российской Федерации; б) гарантирование и охрана территорий субъектов федерации; в) невозможности изменения статуса субъекта Российской Федерации без его согласия, а также г) изменение административных границ между субъектами Российской Федерации при наличии их взаимного согласия и другие конституционные гарантии прав субъектов Российской Федерации, служат надежной основой политико-юридического состояния территории субъекта Российской Федерации.

В месте с тем обеспечению стабильности такого состояния не способствует отсутствие полной регламентации понятия «территория субъекта федерации» в Конституции Российской Федерации, порядка разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в вопросах территорий субъектов.

Многие ученые и политики предлагают начать с изменения Конституции РФ, поскольку «в ней все более обнаруживаются пробелы и дефекты, препятствующие нормальному функционированию государственных институтов, реализации провозглашенных в ней же основных принципов государственного строя». При этом отмечается неопределенность, противоречивость и существование пробелов в части определения предметов ведения Федерации и ее субъектов, порядка их разграничения, гарантий и взаимной ответственности федеральных и региональных органов власти, оснований и процедуры принуждения субъекта к отмене неправомерных решений.

Территориальная государственная организация Российской Федерации и ее субъектов является воплощением территориального верховенства Российской Федерации. Оно выражается в конституционно установленном федеративном устройстве Российской Федерации, а также заключении конституционных гарантий прав субъектов Российской Федерации (статьи 5, 65-68, 73, 76 (части 2, 4-6), 77, 95 (часть 2), статья 129 (часть 3)); при равноправии во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (части 1 и 4 статьи 5); собственном законодательстве (часть 2 статьи 5, части 4 и 6 статьи 76); праве образовывать органы государственной власти и осуществлять государственную власть на территории субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 78).

Конституцией гарантирована охрана территории субъекта Российской Федерации (ч. 1 и ч. 3 ст. 67); закреплено совместное определение статуса субъектов Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и основными законами субъектов Российской Федерации и невозможность его изменения в одностороннем порядке Федерацией или ее субъектом (ч. 1 и ч. 5 ст. 66); установлено право на введение помимо государственного языка Российской Федерации государственного языка республики и гарантий всем народам на сохранение родного языка (ст. 68); субъектам адресовано право обладать всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 73).

Вместе с тем, осуществляя свои полномочия, субъекты Российской Федерации не вправе придавать своим территориям особый статус и в одностороннем порядке изменять границы.

Территории субъектов Российской Федерации разделяются административными границами, установленными еще до образования на территории Российской Федерации федеративного государства. Границы между субъектами признаются Российской Федерацией по состоянию на момент принятия федеральной Конституции, описываются и закрепляются в конституциях и уставах субъектов федерации или в иных правовых актах, согласно которым эти субъекты были образованы. Административный характер границ вытекает из содержания ч. 1 ст. 74 Конституции, запрещающей установление таможенных границ, пошлин, сборов и других препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Таким образом, правовой статус границ субъекта РФ отличается от статуса Государственной границы России.

В Российской Федерации установлены следующие процедуры признания и установления административных границ субъектов РФ.

Государственно признанными границами субъектов Федерации будут являться линии разграничения государственной территории или линии отграничения территории, субъекта Федерации от территорий с другим правовым режимом, прохождение которых согласовано сопредельными субъектами (государствами). Государственное признание границ может осуществляться и многосторонними межсубъектными договорами. Признание границ неразрывно связано с их государственным установлением.

Государственное установление административных границ предполагает определенную правовую процедуру, закрепленную в федеральном законе. Эта процедура складывается из двух дополняющих друг друга процессов, практически друг с другом не связанных. Для государственного установления административные границы должны быть делимитированы и демаркированы.

Делимитация административной границы означает описание в договоре либо максимально точное непосредственное обозначение линии ее прохождения на специальных картах, составляющих неотъемлемую часть меж субъектного договора. Демаркация административной границы есть процесс проведения и обозначения линии границы на местности, дополняемый соответствующим описанием в протоколах о демаркации границы.

При делимитации субъектом Федерации своей границы с территорией, имеющей другой правовой статус (открытым морем, территорией с переходным правовым режимом и т.д.), эта граница является государственной границей, статус и правовой режим которой определяется в соответствии законодательством Российской Федерации о государственной границе. Между процедурами делимитации и демаркации возможны существенные временные разрывы, когда утвержденные правовым образом границы на местности длительное время не обозначаются.

В случае же образования нового субъекта Федерации из территорий субъектов, являющихся составной частью территории России, государственная территория Российской Федерации не изменяется, а происходит изменение административных границ между субъектами РФ или установление новых границ.

Рассмотрим далее правовое закрепление территориальных изменений в таком случае.

Источник

Административно-территориальное деление Российской Федерации

Административно-территориальное деление Российской Федерации – важнейшая составляющая территориальной организации страны, на основе которой строится система органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также система общественных объединений. Существующее административно-территориальное устройство России обусловлено обширностью территории страны, разнообразием экономических, географических, демографических, природных и национальных условий каждого субъекта федерации.

Административно-территориальное устройство России в настоящее время различается по типам и уровням: субъекты Российской Федерации, федеральные округа, экономические районы.

В соответствии с Конституцией, Российская Федерация – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации.

В настоящее время в состав Российской Федерации входят 85 субъектов, в том числе: 22 республики, 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округа:

Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край;

Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

Конституции и уставы субъектов РФ различают базовые и первичные административно-территориальные единицы субъектов РФ. К первым из них относятся районы и города республиканского, областного (краевого) подчинения. Ко вторым относятся города районного подчинения, районы в городах, поселки, сельские поселения.

В соответствии с указом Президента России «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» 13 мая 2000 года были созданы федеральные округа.

Федеральные округа не являются субъектами или иной конституционной частью административно-территориального деления Российской Федерации.

В настоящее время в России восемь федеральных округов: Центральный федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, Южный федеральный округ, Северо-Кавказский федеральный округ, Приволжский федеральный округ, Уральский федеральный округ, Сибирский федеральный округ, Дальневосточный федеральный округ.

В экономических и статистических целях субъекты Российской Федерации объединены в экономические районы. При этом под экономическим районом понимается часть территории страны, состоящая из нескольких республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения, характеризующаяся территориально-хозяйственным единством (комплексностью), относительным сходством природных и экономических условий и особенностей. При этом отдельный субъект Российской Федерации может быть включен в состав лишь одного экономического района.

В настоящее время в территория России делится на 12 экономических районов: Северный, Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный и Калининградский.

Информация подготовлена на основе материалов РИА Новости

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *