что такое тест бэррона в психологии
Творческие характеристики
Эстетическая шкала (Barron, Welsh, 1952) [66]
Этот тест широко применяется в экспериментальной практике и в качестве индикатора различных личностных факторов, в том числе креативности.
Тестовый материал– сорок черно-белых фигур.
Параметры диагностики:
1) эстетические вкусы (предпочтения) как средство оценки личностного стиля;
2) креативность (исследования показали, что эстетическая шкала коррелирует с уровнем креативности не только в искусстве, но и в других областях деятельности (F. Ваггоп, 1965). Было установлено, что творческие личности при выполнении теста отдают предпочтение более сложным, динамичным и асимметричным фигурам (в тестовых заданиях такие рисунки имеют нечетные номера);
3) личностные особенности (получена связь шкалы с личностными переменными, в частности высокие показатели в результатах данного теста (выбор сложных, динамичных, асимметричных фигур связан с независимостью, лидерством, импульсивностью)).
Процедура тестирования.Испытуемым предъявляются поочередно карточки с двумя фигурами, одна из которых симметрично структурирована и статична, другая – представляет собой эскиз асимметричной абстрактной графики.
Задание.Какой из двух эскизов вам нравится больше? Аргументируйте свой выбор.
Оценка результатов.Подсчитывается количество выборов испытуемым рисунков с четными и нечетными номерами.
Большое количество выборов асимметричных, динамичных, неоднозначно структурированных фигур свидетельствует о высоком уровне творческого потенциала личности в сфере художественной деятельности.
Примеры тестовых стимулов – рис. 1–8.
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
Рис. 5
Рис. 6
Рис. 7
Рис. 8
Тест «Свобода ассоциаций» (образная креативность) [67]
Как показано З. Зиверт (Тестирование личности, М., 1997), этот тест обладает широкой информативностью и позволяет определить уровень развития способности к ассоциированию, визуальной креативности, способности к преобразованиям, в частности гипотетичность и вариативность мышления.
Инструкция.Перед вами несколько рисунков, которые можно истолковать неоднозначно. Вы должны непосредственно, без долгих размышлений, дать рисунку несколько интепретаций. Запишите свои толкования рядом с рисунком (рисунки А. Н. Фанталова, 1-15).
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
Рис. 5
Рис. 6
Рис. 7
Рис. 8
Рис. 9
Рис. 10
Рис. 11
Рис. 12
Рис. 13
Рис. 14
Рис. 15
Оценка результатов осуществляется по следующим показателям:
1. Количество вариантов (ассоциаций).
2. Оригинальность (уникальность).
3. Разнообразие стратегий (ассоциативные зоны).
4. Степень отдаленности ассоциаций.
Тест отдаленных ассоциаций С. Медника (вербальная креативность) [68]
Тест адаптирован Т. В. Галкиной, Л. Г. Алексеевой, Л. Г. Хуснутдиновой.
В качестве стимульного материала в тесте используется сорок словесных триад. Элементы каждой триады принадлежат к взаимно отдаленным ассоциативным областям.
Перед основными заданиями проводится разминка (тренировочная серия). Вторая серия проводится через 3–5 дней после первой. Тест проводится индивидуально или в группах по 5–7 человек. Тестовое задание предъявляется на отдельных листах, на которых записываются и ответы.
Инструкция.Сейчас я предложу вам небольшое словесное задание. Перед основной серией проведем небольшую разминку для того, чтобы вы поняли суть задания и представили ход решения. Я даю вам два слова, вы подбираете к ним третье, такое, чтобы оно сочеталось с каждым предложенным, т. е. могло бы составить с ним словосочетание.
Испытуемым предлагаются карточки с заданиями разминки, которые они последовательно решают, записывая ответы на тех же карточках.
Задания разминки.Фирменные, рекордные; детская, чернильница; изящная, шахматная; бумажный, осенний; вкусный, английский.
Во время разминки экспериментатор постоянно обсуждает с детьми возможность – невозможность употребления определенных выражений. Необходимо подвести к мысли о возможности употребления самых невероятных словосочетаний.
Инструкция.Итак, переходим к основной серии заданий. Суть каждого примерно такая же, что и в заданиях разминки. Только теперь вам предлагается не два, а три слова. Вы подбираете к ним такое четвертое, которое бы подходило к каждому из трех слов, т. е. могло бы составить словосочетание с каждым из трех слов-стимулов. Например, быстрый, зеленый, полный. Ответом может быть «поезд». Вы можете также изменять слова грамматически, использовать предлоги. Например: часы, скрипка, единство. Ответом может быть слово «мастер» (часовой мастер, скрипичный мастер, единственный мастер или вариант с предлогом – мастер по часам).
Если в ответ на предложенные стимулы у вас возникает не одна, а несколько ассоциаций, напишите все. Ответы пишите на этих же листочках. Если вы изменяете слова-стимулы грамматически, то словосочетания пишите целиком, если не изменяете, то пишите только предлагаемое слово. Работайте в любом удобном для вас режиме, во времени вы не ограничены. Так как здесь важны ваши сугубо личные результаты, пожалуйста, не отвлекайтесь и работайте индивидуально.
Эстетическая шкала (Barron, Welsh, 1952) [66]
Эстетическая шкала (Barron, Welsh, 1952) [66]
Этот тест широко применяется в экспериментальной практике и в качестве индикатора различных личностных факторов, в том числе креативности.
Тестовый материал – сорок черно-белых фигур.
Параметры диагностики:
1) эстетические вкусы (предпочтения) как средство оценки личностного стиля;
2) креативность (исследования показали, что эстетическая шкала коррелирует с уровнем креативности не только в искусстве, но и в других областях деятельности (F. Ваггоп, 1965). Было установлено, что творческие личности при выполнении теста отдают предпочтение более сложным, динамичным и асимметричным фигурам (в тестовых заданиях такие рисунки имеют нечетные номера);
3) личностные особенности (получена связь шкалы с личностными переменными, в частности высокие показатели в результатах данного теста (выбор сложных, динамичных, асимметричных фигур связан с независимостью, лидерством, импульсивностью)).
Процедура тестирования. Испытуемым предъявляются поочередно карточки с двумя фигурами, одна из которых симметрично структурирована и статична, другая – представляет собой эскиз асимметричной абстрактной графики.
Задание. Какой из двух эскизов вам нравится больше? Аргументируйте свой выбор.
Оценка результатов. Подсчитывается количество выборов испытуемым рисунков с четными и нечетными номерами.
Большое количество выборов асимметричных, динамичных, неоднозначно структурированных фигур свидетельствует о высоком уровне творческого потенциала личности в сфере художественной деятельности.
Примеры тестовых стимулов – рис. 1–8.
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
Рис. 5
Рис. 6
Рис. 7
Рис. 8
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
4. Шкала Бине-Симона. Понятие «умственного возраста». Шкала Стэнфорд-Бине. Понятие об «интеллектуальном коэффициенте» (IQ). Работы В. Штерна
4. Шкала Бине-Симона. Понятие «умственного возраста». Шкала Стэнфорд-Бине. Понятие об «интеллектуальном коэффициенте» (IQ). Работы В. Штерна Первая шкала (серия тестов) Бине-Симона появилась в 1905 г. Бине исходил из представления о том, что развитие интеллекта происходит
Джон Дьюи (1859–1952)
Джон Дьюи (1859–1952) Джон Дьюи был обычным ребенком, и во время обучения в университете города Вермонт ничем особым себя не проявил. После окончания университета он несколько лет преподавал, самостоятельно изучал философию, издал несколько научных статей. Затем окончил
Карен Хорни (1885–1952) Женщины, неврозы и альтернатива Фрейду
Карен Хорни (1885–1952) Женщины, неврозы и альтернатива Фрейду Карен Хорни (урожденная Даниельсен) родилась 16 сентября 1885 года в рыбацкой деревушке Бланкенезе в Германии. Ее отец, капитан корабля, был строгим и чрезвычайно религиозным человеком. Он не обращал на дочь
III. Эстетическая симпатия
III. Эстетическая симпатия Вследствие этого вышеохарактеризованного самообъективирования в его различных видах, этого отражения моего «я» во внешнем мире, и только вследствие этого объекты становятся эстетически релевантными, т. е. красивыми или безобразными. Они
Шкала отчетливости образов
Шкала отчетливости образов Проведем простой тест. Я попрошу вас представить себе определенные вещи. Если образ будет очень отчетливым, поставьте себе 4 балла, если отчетливость будет средней, вы получаете 3 балла, если относительной — 2, и если образ будет неотчетливым — 1.
Десятибалльная шкала
Десятибалльная шкала Как бы вы оценили свою текущую проблему по шкале от одного до десяти баллов? Если вы чувствуете подавленность, печаль, если у вас разыгрались нервы, или вас мучает депрессия, или же вы по какой-то другой причине выбились из колеи, отвечая на вопрос, вы,
Методика «Шкала совестливости»
Методика «Шкала совестливости» Приводимая ниже шкала взята из «Психодиагностического теста», разработанного В. М. Мельниковым и Л. Т. Ямпольским на основании зарубежных методик (MMPI и 16-факторный опросник Р. Кеттелла).»Шкала совестливости» предназначена для измерения
Шкала созависимости
Шкала созависимости 1. Мне трудно принимать решения.2. Мне трудно сказать «нет».3. Мне трудно принимать комплименты как что-то заслуженное.4. Иногда я почти скучаю, если нет проблем, на которых следует сосредоточиться.5. Я обычно не делаю для других то, что они сами могут для
К. Хорни (1885–1952)
К. Хорни (1885–1952) Карен Хорни родилась 16 декабря 1885 г. в деревушке Бланкенезе близ Гамбурга. Ее отец Берндт Даниэльсен — норвежец, принявший немецкое гражданство, — служил капитаном на трансокеанском лайнере, который курсировал между Гамбургом и Северной Америкой. От
Что такое тест бэррона в психологии
Профессор Константин Сельчёнок
А. Е. Тарас, составление и редакция серии
Содержание работ, собранных в настоящей хрестоматии, посвящено одному из важнейших аспектов душевной жизни человека. Интересно отметить, что феномен вдохновения, являющийся центральным для всякого художественного творчества, для древних человековедов являлся священным и тайным. Таковым же он остается и для нас. За последние десятилетия психологам все же удалось приподнять священную завесу над тайнами художничества. Лучшие из этих достижений собраны в предлагаемом Вашему вниманию сборнике.
Мало кто осознает, что художественное творчество является сутью, фундаментом и вершиной творчества как такового. К примеру, научное творчество нам представляется лишь частным случаем художественного. Ведь из века в век великие ученые подтверждают абсолютную истину — законы природы неизменно соответствуют канонам красоты. В конце концов, всем известно расхожее выражение «научная картина мира». Жаль, что мало кто обращает внимание на слово «картина».
Как зарождается образ в глубинах человеческой психики? Каковы психологические законы восприятия прекрасного? Наконец, в чем причина самой эстетической жажды, от рождения присущей каждому из нас? Психологией художественного творчества, как ни странно, интересуются не одни лишь художники и искусствоведы. Ведь предметом этой дисциплины является не только тайна авторства, но и загадка художественного восприятия, — искусства не менее глубокого и возвышенного, чем умение создавать шедевры.
Интерес к психологии художественного творчества может рассматриваться в качестве признака истинной культурности человека. Всякий культурный человек, естественно интересующийся глубинными причинами творения естества рано или поздно обращается к изучению основ созидания, знание о которых он может почерпнуть прежде всего в постижении психологии художественного творчества. Без этого нет ни психотерапии, ни педагогики, ни даже практической психологии управления. Ведь психология художественного творчества изучает высшие законы функционирования психики творца. Это — особая дисциплина, вмещающая и исследование любви, и изучение таинства истинного философствования, и постижение психологических основ религиозной жизни человека. Через изучение этого высокого предмета только и можно понять, как следует гармонично развивать собственных детей, улаживать всевозможные конфликты и придерживаться индивидуального духовного пути. В конце концов, это все попросту чрезвычайно интересно!
Часть 1. Тайна прекрасного
Эстетика и психология художественного творчества
Поэтические произведения подлежат психологическому анализу более, чем какие-либо другие художественные произведения, и потому в этой главе мы займемся преимущественно ими, только случайно затрагивая другие области художественного творчества.
Если мы зададим себе два основных эстетических вопроса, а именно, какого рода то наслаждение, которое дает нам поэтическое произведение, и каким путем это наслаждение вызывается, то сейчас же появляются противоречия, неразрешимые, пока мы при нашем анализе ограничиваемся только процессами, происходящими в сфере нашего сознания. На первый вопрос мы должны ответить, что содержание поэтических произведений большей частью будит в нас мучительные аффекты; несчастье и печаль, страдание и гибель благородных людей для трагедии единственная, для эпоса, романа, новеллы наиболее частая тема. Даже там, где вызывается веселое настроение, оно возможно только благодаря тому, что в силу недоразумений или случайностей люди попадают на некоторое время в тяжелое и, казалось бы, безвыходное положение. Наслаждение художественным творчеством достигает своего кульминационного пункта, когда мы почти задыхаемся от напряжения, когда волосы встают дыбом от страха, когда непроизвольно льются слезы сострадания и сочувствия. Все это ощущения, которых мы избегаем в жизни и странным образом ищем в искусстве. Действие этих аффектов очевидно совсем иное, когда они исходят из произведений искусства, и это эстетическое изменение действия аффекта от мучительного к приносящему наслаждение является проблемой, решение которой может быть дано только при помощи анализа бессознательной душевной жизни.
Это измененное отношение к нашим аффектам не может быть объяснено только тем, что зритель или слушатель знает, что перед ним не действительность, а только ее отражение. Этой причиной, правда объясняется, почему факты, неприятные для нас в действительной жизни, в этом мире грез вызывают у нас веселое настроение, как это было только что упомянуто для комедии и подобных произведений; в более важных случаях дело объясняется, однако, иначе. Нереальность фактов не прекращает их нормального действия на наше чувство; они вызывают те же аффекты — страх, отвращение, негодование, сочувствие и т.д., принимаются, следовательно, по крайней мере, в отношении их воздействия, совершенно серьезно — абсолютно уравнены с реальными. Сами аффекты отличаются от аффектов, вызванных действительностью, и притом не причиной их возникновения и не формой проявления, а характером наслаждения, неадекватным содержанию.
Тем самым дан ответ и на второй вопрос. Главное средство, при помощи которого влияет поэтическое искусство, заключается в том своеобразном положении, в котором оказывается слушатель. Как бы при помощи внушения он принужден переживать, то есть превращать в субъективную действительность вещи, рассказываемые другим, причем, однако, он никогда не забывает о реальном положении вещей. Степень достигаемой иллюзии различна в разных видах искусства, как различны средства внушения, пускаемые в ход. Эти средства обусловлены отчасти внутренними причинами — материалом, отчасти они заключаются в технических вспомогательных приемах, с течением времени развившихся в типичные формы, передающиеся по наследству от поколения к поколению. С другой стороны, те приемы, при которых иллюзия достигается путем прямого подражания действительности, каковы, например, применяющиеся на современной сцене, сюда не относятся, не имея ничего общего с сущностью поэтического искусства. О двух других видах искусства мы поговорим позже.
Мы остановимся прежде всего на том странном положении, в котором оказывается каждый, когда поэтическое произведение проявляет на нем свое полное воздействие. Он чувствует правдивость этого произведения, знает его выдуманность, причем, его ни в малейшей степени не трогает этот непрерывный раздор между действительностью и грезой, при других условиях вызывающий мучительный аффект. Если мы прибегнем к сравнению с другими продуктами фантазии, в особенности со сном, часто сравниваемым с поэзией, то найдем, что в сновидении иллюзия совершенно полная. Видящий сон — если оставить в стороне исключительный случай (чувство сна во сне) — верит до конца в реальность процесса. Общеизвестно, что душевнобольной свои безумные фантазии не отличает от действительности. То же явление мы встречаем в непосредственных предшественниках поэзии — в мифах. Человек этого периода, когда создавались мифы — а этот период для нашей земли еще не вполне закончился — верит в образы своей фантазии и временами воспринимает их как объекты внешнего мира. Поэтическое искусство не в состоянии вызвать у нас иллюзию такой же силы, что означает понижение его функции, соответствующее его меньшему социальному значению в современном обществе; некоторую иллюзию оно все-таки в состоянии вызвать у нас, и это делает его последним и самым сильным утешением человечества, для которого становится все труднее доступ к старым источникам наслаждения.
ПСИХОДИАГНОСТИКА ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Креативные тесты
В нашей стране и за рубежом выполнены фундаментальные исследования по психологии творчества, общих и специальных способностей. Изучены генетические предпосылки индивидуальных различий.
Вместе с тем до сих пор не существует методик для комплексной диагностики общей и специфической одаренности. Недостаточно изученным остается и дивергентное (творческое) мышление.
Ученые пришли к выводу, что творческие способности не являются тождественными способностям к обучению и редко отражаются в тестах, направленных на определение IQ. На данном этапе интерес исследователей вызывает не столько личность ученого (осмотрительного, точного и критически мыслящего человека), сколько личность изобретателя (нестандартного, оригинального и остроумного человека).
Целями данной работы являются:
— изучение природы творческого, дивергентного мышления;
— разработка способов диагностики творческих способностей детей.
КРАТКИЙ ОБЗОР
В результате экспериментальных исследований среди способностей личности была выделена способность особого рода — порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Такая способность была названа креативностью (творческостью).
Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, определяющую способность к творчеству. Одним из компонентов креативности является способность личности к дивергентному мышлению.
— дивергентная продукция — поиск и генерирование новых информационных объектов;
— конвергентная продукция — поиск вполне определенных ответов на вполне определенные вопросы.
Конвергентная продукция требует аналитического типа мышления, которое необходимо в тех случаях, когда проблема определена. Дивергентная продукция требует более открытого типа мышления.
По мнению большинства психологов, творческие способности не являются синонимами способностей к обучению и редко отражаются в интеллектуальных тестах, показателем которых является IQ. Тесты творческих способностей за рубежом разрабатывались в основном Дж. Гилфордом, применялись и модифицированные тесты для детей, разработанные Торренсом.
БАТАРЕЯ ТЕСТОВ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Большинство современных тестов являются модификацией тестов Гилфорда и Торренса.
В нашем исследовании мы опираемся на следующие факторы, установленные в исследованиях Гилфорда.
1) Беглость (легкость, продуктивность) — этот фактор характеризует беглость творческого мышления и определяется общим числом ответов.
2) Гибкость — фактор характеризует гибкость творческого мышления, способность к быстрому переключению и определяется числом классов (групп) данных ответов.
3) Оригинальность — фактор характеризует оригинальность, своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме и определяется числом редко приводимых ответов, необычным употреблением элементов, оригинальностью структуры ответа.
4) Точность — фактор, характеризующий стройность, логичность творческого мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели.
Показатель каждого теста отражает два или три упомянутых фактора. Более того, если показатели надежности тестов творческого мышления достаточно велики и равны 0,8—0,9, а коэффициент надежности, определенный методом взаимозаменяемых форм, равен 0,7—0,9 (8), то с факторным анализом дело обстоит сложнее.
Факторный анализ выполнения тестов Торренса не подтверждает интерпретацию этих показателей на основе единичных конструктов. Взаимокорреляции разных показателей единичного теста были выше взаимокорреляции аналогичного показателя (например, беглости) по разным тестам. Два показателя оригинальности, полученные в батарее образного творческого мышления (9), дают корреляцию на уровне 0,30 и 0,40 друг с другом и еще ниже с показателями оригинальности тестов вербальной и образной батарей. Отсюда, по мнению А. Анастази, нецелесообразно рассматривать один и тот же показатель из различных тестов как меру одного и того же свойства личности.
По нашему мнению, этот вопрос однозначно не решен и требует дальнейшего изучения.
Отметим несколько моментов, связанных с процедурой проведения тестов. Тесты можно проводить как индивидуально, так и в группе. Для того чтобы избежать беспокойства испытуемых и создать благоприятную психологическую атмосферу, работу с тестами называют занятиями. Часто эти занятия проводятся в игровой форме.
В предварительной инструкции, которая дается в свободной форме, мы просим испытуемых предложить как можно больше разнообразных ответов на наши вопросы, проявить свой юмор и воображение, постараться придумать такие ответы, которые не сможет придумать никто другой.
Данная батарея тестов была предложена автором этой работы. Большинство тестов являются модификацией тестов Гилфорда или Торренса.
Время проведения процедуры — около 40 минут.
Тесты предназначены для возрастной группы от 5 до 15 лет. С детьми от 5 до 8 лет процедура проводится в индивидуальной форме. С возрастной группой от 9 до 15 лет работа с тестами проводится в групповой форме (возможно проведение и в индивидуальной форме).
Следует отметить, что субтест 3 (слова или выражение) имеет две модификации, одна модификация — слова — предназначена для детей от 5 до 8 лет, вторая модификация — выражение — предназначена для детей 9—15 лет.
Субтест 1. Использование предметов (варианты употребления)
Задача
Перечислить как можно больше необычных способов использования предмета.
Инструкция для испытуемого
Газета используется для чтения. Ты же можешь придумать другие способы ее использования. Что из нее можно сделать? Как ее можно еще использовать?
Инструкция зачитывается устно. Время выполнения субтеста — 3 мин. При индивидуальной форме проведения все ответы дословно записываются психологом. При групповой форме проведения ответы записывают сами испытуемые. Время засекается после прочтения инструкции.
Оценивание
Результаты выполнения теста оценивались в баллах.
Имеются три показателя.
1) Беглость (беглость воспроизведения идей) — суммарное число ответов. За каждый ответ дается 1 балл, все баллы суммируются.
Б — беглость,
n — число уместных ответов.
Следует обратить особое внимание на термин «уместные ответы». Нужно исключить из числа учитываемых те ответы, которые упоминались в инструкции, — очевидные способы использования газет: читать газету, узнавать новости и т.д.
2) Гибкость — число классов (категорий) ответов.
Все ответы можно отнести к различным категориям. Например, ответы типа: «из газеты можно сделать шапку, корабль, игрушку» и т.д. относятся к одной категории — создание поделок и игрушек.
1. Использование для записей (записать телефон, решать примеры, рисовать).
2. Использование для ремонтных и строительных работ (заклеить окна, наклеить под обои).
3. Использование в качестве подстилки (постелить на грязную скамейку, положить под обувь, постелить на пол при окраске потолка).
4. Использование в качестве обертки (завернуть покупку, обернуть книги, завернуть цветы).
5. Использование для животных (подстилка кошке, хомяку, привязать на нитку бантик из газеты и играть с кошкой).
6. Использование как средства для вытирания (вытереть стол, протирать окна, мыть посуду, в качестве туалетной бумаги).
7. Использование как орудия агрессии (бить мух, наказывать собаку, плеваться шариками из газеты).
8. Сдача в макулатуру.
9. Получение информации (смотреть рекламу, давать объявления, делать вырезки, проверить номер лотерейного билета, посмотреть дату, посмотреть программу TV и т.д.).
10. Использование в качестве покрытия (укрыться от дождя, солнца, прикрыть что-то от пыли).
11. Сжигание (для растопки, для разведения костра, сделать факел).
12. Создание поделок, игрушек (сделать корабль, шапку, папье-маше).
Следует приписать каждому ответу номер категории из вышеприведенного списка, затем, если несколько ответов будут относиться к одной и той же категории, то учитывать только первый ответ из этой категории, то есть учитывать каждую категорию только один раз.
Затем следует подсчитать число использованных ребенком категорий. В принципе, число категорий может изменяться от 0 до 12 (если не будет дано ответов, отнесенных к новой категории, которой нет в списке).
За ответы, не подходящие ни к одной из перечисленных категорий, добавляется по 3 балла за каждую новую категорию. Таких ответов может быть несколько. Но прежде чем присваивать новую категорию, следует очень внимательно соотнести ответ с приведенным выше списком.
За одну категорию начисляется 3 балла.
Г — показатель гибкости,
m — число использованных категорий.
3) Оригинальность — число необычных, оригинальных ответов. Ответ считается оригинальным, если он встречается 1 раз на выборке в 30—40 человек.
Один оригинальный ответ — 5 баллов.
Все баллы за оригинальные ответы суммируются.
0р — показатель оригинальности,
k — число оригинальных ответов.
Подсчет суммарного показателя по каждому субтесту следует проводить после процедуры стандартизации, то есть перевода сырых баллов в стандартные. В данном случае мы предлагаем проводить суммирование баллов по различным факторам, отдавая себе отчет в том, что такая процедура не является достаточно корректной, а следовательно, суммарными баллами можно пользоваться только как приблизительными и оценочными.
Т1 — суммарный показатель первого субтеста,
Б1 — беглость по 1 субтесту,
Г1 — гибкость по 1 субтесту,
Ор1 — оригинальность по 1 субтесту,
n — общее число уместных ответов,
m — число категорий,
k — число оригинальных ответов.
Субтест 2. Последствия ситуации
Задача
Перечислить различные последствия гипотетической ситуации.
Инструкция для испытуемого
Вообрази, что случится, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке.
Время выполнения субтеста — 3 минуты.
Оценивание
Результаты выполнения субтеста оценивались в баллах.
Имеются два показателя.
1) Беглость (беглость воспроизведения идей) — общее число приведенных последствий.
1 ответ (1 следствие) — 1 балл.
2) Оригинальность — число оригинальных ответов, число отдаленных следствий. Здесь оригинальным считается ответ, приведенный только один раз (на выборке
30—40 человек).
1 оригинальный ответ — 5 баллов.
0р — показатель оригинальности,
k — число оригинальных ответов.
Т2 — суммарный показатель второго субтеста.
Как и в первом субтесте, следует обратить внимание на исключение неуместных (неадекватных) ответов, а именно: повторяющихся ответов и ответов, не имеющих отношения к поставленной задаче.
Субтест 3а. Слова
Модификация для детей 5—8 лет.
Субтест проводится индивидуально.
Задача
Придумать слова, которые начинаются или оканчиваются определенным слогом.
Инструкция для испытуемого
1 часть. Придумай слова, которые начинаются на слог «по», например «полка».
На ответ дается 2 минуты.
2 часть. Придумай слова, которые оканчиваются слогом «ка», например «сумка».
На ответ дается 2 минуты.
Время выполнения всего субтеста — 4 минуты.
Оценивание
Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах.
Имеются два показателя.
1) Беглость — общее число приведенных слов.
1 слово — 1 балл.
Б — показатель беглости,
n — общее число слов.
Как и ранее, следует вычеркнуть повторяющиеся слова, а также не учитывать неадекватные слова.
2) Оригинальность — число оригинальных слов, приведенных один раз на выборку 30—40 человек.
1 оригинальное слово — 5 баллов.
Ор — показатель оригинальности,
k — число оригинальных слов.
Т3 — суммарный показатель третьего cубтеста (для детей 5—8 лет).
Субтест 3б. Выражение
Модификация для детей 9—15 лет
Задача
Придумать предложения, состоящие из четырех слов, каждое из которых начинается с указанной буквы.
Инструкция для испытуемого
Придумай как можно больше предложений, состоящих из четырех слов. Каждое слово в предложении должно начинаться с указанной буквы. Вот эти буквы: В, М, С, К (испытуемым предъявляются напечатанные буквы).
Пожалуйста, используй буквы только в таком порядке, не меняй их местами. Привожу пример предложения: «Веселый мальчик смотрит кинофильм».
А теперь придумай как можно больше своих предложений с этими буквами.
Время выполнения субтеста — 5 минут.
Оценивание
Результаты выполнения субтеста оцениваются по трем показателям.
1) Беглость — число придуманных предложений (n).
1 предложение — 1 балл.
2) Гибкость — число слов, используемых испытуемым. Каждое слово учитывается только один раз, то есть в каждом последующем предложении учитываются только те слова, которые не употреблялись испытуемым ранее или не повторяют слова в примере. Однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи, считаются одинаковыми, например: «веселый, весело».
1 слово — 0,1 балла.
Г — показатель гибкости,
m — число слов, используемых один раз.
Подсчитывается число оригинальных по смысловому содержанию предложений. Оригинальным считается предложение, которое встречается 1 раз на выборке в 30—40 человек.
Одно оригинальное предложение — 5 баллов.
Ор — показатель оригинальности,
k — число оригинальных предложений.
Т3 — суммарный показатель третьего субтеста (для детей 9—15 лет).
Субтест 4. Словесная ассоциация
Задача
Привести как можно больше определений для общеупотребительных слов.
Инструкция для испытуемого
Найди как можно больше определений для слова «книга». Например: красивая книга. Какая еще бывает книга?
Время выполнения субтеста — 3 минуты.
Оценивание
Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по трем показателям.
1) Беглость — суммарное число приведенных определений (n).
Одно определение — 1 балл.
Б — показатель беглости.
2) Гибкость — число категорий ответов.
Одна категория — 3 балла.
Г — показатель гибкости,
m — число категорий ответов.
1. Время издания (старая, новая, современная, старинная).
2. Действия с книгой любого типа (брошенная, забытая, украденная, переданная).
3. Материал и способ изготовления (картонная, пергаментная, папирусная, рукописная, напечатанная).
4. Назначение, жанр (медицинская, военная, справочная, художественная, фантастическая).
5. Принадлежность (моя, твоя, Петина, библиотечная, общая).
6. Размеры, форма (большая, тяжелая, длинная, тонкая, круглая, квадратная).
7. Распространенность, известность (известная, популярная, знаменитая, редкая).
8. Степень сохранности и чистоты (рваная, целая, грязная, мокрая, потрепанная, пыльная).
9. Ценность (дорогая, дешевая, ценная).
10. Цвет (красная, синяя, фиолетовая).
11. Эмоционально-оценочное восприятие (хорошая, веселая, грустная, страшная, печальная, интересная, умная, полезная).
12. Язык, место издания (английская, иностранная, немецкая, индийская, отечественная).
Все ответы, относящиеся к одной категории, учитываются только один раз. Максимальный балл — 12 x 3 = 36 баллов (в случае, если в ответах присутствуют все двенадцать категорий, что на практике встречается исключительно редко, а также отсутствуют ответы, которым присваивается новая категория). Как и в субтесте 1, ответам, не подходящим ни к какой категории, присваивается новая категория и, соответственно, добавляется по 3 балла за каждую новую категорию. В этом случае максимальный балл может увеличиться.
Г — показатель гибкости,
m — число категорий.
3) Оригинальность — число оригинальных определений.
Определение считается оригинальным, если оно приведено всего один раз на выборке в 30—40 человек.
Одно оригинальное определение — 5 баллов.
Ор — показатель оригинальности,
k — число оригинальных определений.
Т4 — суммарный показатель четвертого субтеста.
Субтест 5. Составление изображений
Задача
Нарисовать заданные объекты, пользуясь определенным набором фигур.
Инструкция для испытуемого
Нарисуй определенные объекты, пользуясь следующим набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник, полукруг. Каждую фигуру можно использовать несколько раз, менять ее размеры и положение в пространстве, но нельзя добавлять другие фигуры или линии.
В первом квадрате нарисуй лицо, во втором — дом, в третьем — клоуна, а в четвертом — то, что ты хочешь. Подпиши четвертый рисунок.
Испытуемому предъявляется набор фигур, изображенный на рис. 1 и образец выполнения задания — лампа (рис. 2).
Образец незаполненного тестового бланка приведен на рис. 3.
Время выполнения всех рисунков — 8 минут.
Длина стороны квадрата — 8 см (для тестового бланка).
Оценивание
Оценивание производится по двум показателям.
1) Беглость — гибкость. В данном показателе учитываются:
n1 — число изображенных элементов (деталей);
n2 — число использованных категорий фигур (из 4 заданных), n2 изменяется от 0 до 4.
Одна деталь — 0,1 балла.
Один класс фигур — 1 балл.
n3 — число ошибок (ошибкой считается использование в рисунке незаданной фигуры или линии).
Одна ошибка — 0,1 балла.
Б — беглость,
i — номер рисунка (от 1 до 4).
Баллы Б суммируются по четырем рисункам.
k1 — число оригинальных элементов рисунка.
Под оригинальным элементом понимается элемент необычной формы, необычное расположение элемента, необычное использование элемента, оригинальное расположение элементов друг относительно друга.
Один оригинальный элемент — 3 балла.
В одном рисунке может быть несколько оригинальных элементов.
k2 — оригинальность четвертого рисунка (по теме, по содержанию). Может встречаться один раз на выборку в 30—40 человек.
k2 может принимать значения 0 или 1.
За оригинальный сюжет начисляется 5 баллов (это относится только к четвертому рисунку)
Ор — оригинальность,
i — номер рисунка (от 1 до 4).
Т5 — суммарный показатель пятого субтеста,
Б — беглость,
0р — оригинальность.
Субтест 6. Эскизы
Задача
Превратить в различные изображения одинаковые фигуры (круги), приводимые в квадратах.
Инструкция для испытуемого
Добавь любые детали или линии к основному изображению так, чтобы получились различные интересные рисунки. Рисовать можно как внутри, так и снаружи круга. Подпиши название к каждому рисунку.
Время выполнения задания — 10 минут.
Тестовый бланк — это лист стандартной бумаги (формат А4), на котором изображено 20 квадратов с кругом посередине. Размеры квадрата 5 x 5 см, диаметр каждого круга — 1,5 см.
На рис. 5 приводится образец тестового бланка для данного субтеста.
В качестве примера к субтесту предъявляется нарисованный человечек (рис. 6).
Оценивание
Проводится по трем показателям:
1) Беглость — число адекватных задаче рисунков.
Один рисунок — 1 балл.
n — число рисунков (изменяется от 0 до 20).
Исключаются рисунки, точно повторяющие друг друга (дубликаты), а также рисунки, в которых не использован стимульный материал — круг.
2) Гибкость — число изображенных классов (категорий) рисунков. Например, изображения различных лиц относятся к одной категории, изображения различных животных также составляют одну категорию.
Одна категория — 3 балла.
1. Война (военная техника, солдаты, взрывы).
2. Географические объекты (озеро, пруд, горы, солнце, луна).
3. Звери. Птицы. Рыбы. Насекомые.
4. Знаки (буквы, цифры, нотные знаки, символы).
5. Игрушки, игры (любые).
6. Космос (ракета, спутник, космонавт).
7. Лицо (любое человеческое лицо).
8. Люди (человек).
9. Машины. Механизмы.
10. Посуда.
11. Предметы домашнего обихода.
12. Природные явления (дождь, снег, град, радуга, северное сияние).
13. Растения (любые — деревья, травы, цветы).
14. Спортивные снаряды.
15. Съедобные продукты (еда).
16. Узоры, орнаменты.
17. Украшения (бусы, серьги, браслет).
Если рисунок не соответствует ни одной категории, ему присваивается новая категория.
Оригинальным считается рисунок, сюжет которого использован один раз (на выборке в 30—40 человек).
Один оригинальный рисунок — 5 баллов.
Ор — показатель оригинальности,
k — число оригинальных рисунков.
Т6 — суммарный показатель шестого субтеста.
При подсчете баллов по шестому субтесту следует учитывать все рисунки вне зависимости от качества изображения. О сюжете и теме надо судить не только по рисунку, но и обязательно принимать во внимание подпись (см. например — рис. 7).
У маленьких детей, которые не умеют писать, после окончания работы необходимо спросить, что изображено на рисунках, и подписать названия к рисункам. В основном это относится к возрастной группе 5—7 лет.
Субтест 7. Спрятанная форма
Задача
Найти различные фигуры, скрытые в сложном, малоструктурированном изображении.
Инструкция для испытуемого
Найди как можно больше изображений на этом рисунке. Что нарисовано на этой картинке?
Время выполнения субтеста — 3 минуты.
Тестовые стимульные материалы (изображения) приведены на рисунках 8(1), 8(2), 8(3), 8(4): всего четыре различных рисунка. Предъявлять следует только один рисунок. Остальные даны для того, чтобы можно было провести повторное тестирование в другое время.
Оценивание
Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по двум показателям:
1) Беглость — суммарное число ответов (n).
Один ответ — 1 балл.
2) Оригинальность — число оригинальных, редких ответов. В данном случае оригинальным будет считаться ответ, данный один раз на выборке в 30—40 человек.
Один оригинальный ответ — 5 баллов.
Ор — оригинальность,
k — число оригинальных, редких ответов.
Т7 — суммарный показатель седьмого субтеста.
Следует отметить, что в первом издании данного теста (13) приводился только один рисунок. К сожалению, в ряде изданий были скопированы отдельные части вышеуказанной брошюры, а стимульное изображение — рисунок 6 — стал широко известен. Поэтому мною были созданы еще пять дополнительных рисунков для седьмого субтеста. Хотелось бы выразить большую благодарность студенту художественно-графического факультета Российского государственного педагогического университета г. Санкт-Петербурга Дмитрию Дмитриеву за помощь в композиционном построении этих рисунков.
КАЧЕСТВЕННОЕ ОПИСАНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ
Используемые нами тесты проводились с детьми в виде веселых занятий. На них царила непринужденная атмосфера. Дети предупреждались заранее, что все их ответы будут правильными, чем больше они придумают ответов, тем лучше, даже если это необычные ответы. Участникам предлагалось пофантазировать, все ответы поощрялись.
Большинство детей отвечали с большой охотой и с желанием продолжать занятия дальше.
Будем обсуждать данные по объединенной выборке — 100 человек, возраст — 7 лет.
Субтест 1. Использование предметов (варианты употребления)
По этому тесту испытуемыми было дано в среднем шесть ответов на человека (за 3 минуты), разброс по числу ответов велик — от 1 до 14.
Наиболее часто встречающиеся ответы: «Можно сделать из газеты самолет, шапку, корабль. Сдать в макулатуру. Подстилать. Узнавать из нее новости. Узнавать программу телевидения».
Редкие, оригинальные ответы: «Замочить газету и переводить слова. Обмахиваться, если жарко. Наказывать газетой собаку (хлопать собаку). Пользоваться как календарем. Узнать номер лотерейного билета. Дать играть кошке. Составлять анонимки».
Субтест 2. Последствия ситуации
Этот тест вызвал у некоторых детей затруднение. В среднем было дано четыре ответа (за 3 минуты). Разброс ответов по числу— от 0 до 11.
Было приведено примерно 80 типов ответов. Часто повторяющиеся ответы: «Люди и звери будут разговаривать, понимать друг друга. Будут дружить. Люди и звери будут помогать друг другу. Будет весело. Будет неразбериха».
Редкие, оригинальные ответы: «Звери будут учить иностранные языки. Будут учиться петь песни. Будут выступать по телевидению. Голубь полетит и передаст письмо словами. Звери будут ездить на дачу. У зверей отпадет шерсть и хвост».
Субтест 3а. Слова
Этот тест обладает большой различительной силой.
Среднее число придуманных слов (каждого типа) — 5. Разброс слов — от 0 до 20.
Примеры часто приводимых слов: в первой части — «пол, пошла, поле, поезд»; во второй — «кошка, мышка».
Примеры оригинальных слов: в первой части — «подорожник, поздравление, поминки, порка»; во второй — «креветка, строчка».
Субтест 3б. Выражение
Субтест обладает большой различительной силой. Среднее число придуманных предложений — 4. Разброс предложений — от 0 до 9.
Примеры часто приводимых предложений: «В Москве стоит кинотеатр», «В машине сидит кот».
Примеры оригинальных, грамматически верно построенных предложений: «В масленицу скворцы кричат», «Всегда можно солить картошку», «Воробей мешал сороке кричать», «Вода морская соленая, караул», «Витя мухобойкой сбил комара».
Субтест 4. Словесная ассоциация
Среднее число приведенных ответов — определений к слову «книга» — составляло 11. Разброс ответов по числу — от 1 до 30 (за 3 минуты). Было дано 180 ответов.
Часто встречающиеся ответы: «интересная, красивая, большая, маленькая, сказочная, хорошая».
Редкие ответы: «удивительная, странная, забытая, правдивая, хреновая, купленная, документальная, запрещенная, мокрая».
Субтест 5. Составление изображений
Для этого субтеста предложена достаточно сложная система подсчета баллов. При подсчете учитывается общее число изображенных элементов, число использованных категорий фигур (из четырех заданных), оригинальность рисунка и его элементов. За ошибку считалось использование других фигур и линий, кроме заданных.
Субтест 6. Эскизы
Предложенная система подсчета баллов для этого теста также довольно трудоемкая.
При подсчете показателей этого субтеста учитывается общее число категорий рисунков, число изображенных предметов: например, изображения шести различных лиц относятся к одной категории, изображения нескольких разных букв также относятся к одной категории. Считается ошибкой, если испытуемый не использовал круг для построения своего рисунка, учитывается оригинальность и редкость изображения. Также учитывается оригинальность подхода, а именно: необычное выполнение рисунка, удачное использование круга, необычная композиция и т.д.
Субтест 7. Спрятанная форма
СРАВНЕНИЕ ПЕРВИЧНЫХ СТАТИСТИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК СУБТЕСТОВ
Комплексное исследование по предложенной методике проводилось на базе средней школы-гимназии (экспериментальный класс), средней школы с углубленным изучением иностранного языка (обычный класс) и шахматного клуба городского Дворца творчества юных г. Санкт-Петербурга. Всего обследовано 150 человек в возрасте 7 лет.
Решались следующие задачи:
1. Разработать батарею методик, позволяющих оценить различные параметры творческого мышления:
— вербальное — творческое мышление;
— образное — творческое мышление.
2. Изучить взаимные корреляции между такими показателями, как беглость и оригинальность мышления.
3. Изучить взаимные корреляции:
— между показателями отдельных субтестов;
— между показателями отдельных областей: вербальным и образным творческим мышлением;
— между показателями отдельных субтестов и областей и интегральным показателем, характеризующим творческое мышление.
4. Выделить в данной батарее тестов те, которые являются наиболее информативными и хорошо дифференцируют различия в уровне творческого мышления.
Полученные результаты анализировались количественно и качественно. Проводилась их статистическая обработка: вычислялись средние значения, стандартные отклонения, был проведен корреляционный анализ данных.
Были подсчитаны первичные показатели творческости: среднее, стандартное отклонение и коэффициент вариации. Также был проведен расчет коэффициентов корреляции Спирмена между показателями отдельных субтестов и показателями отдельных субтестов и интегральными характеристиками.
Были введены интегральные показатели беглости, оригинальности, гибкости, а также интегральный вербальный показатель (1—4 субтесты), интегральный образный показатель (5—7 субтесты) и общий интегральный показатель.
ВЫВОДЫ
Разработана батарея тестов творческого мышления (состоящая из семи субтестов). С помощью данных субтестов изучалось:
— вербальное творческое мышление (4 субтеста);
— образное творческое мышление (3 субтеста).
Была изучена связь двух факторов (гибкости и оригинальности) с интегральными показателями творческого мышления.
При анализе показателей беглости (суммарное число ответов) и оригинальности (число необычных, оригинальных ответов) мышления было показано, что наибольшее число ответов и наибольшее число оригинальных ответов испытуемые дают в субтестах 4 и 7.
Субтесты 2, 3, 4, 7 обладают наибольшей различительной способностью: наилучшим образом дифференцируют испытуемых.
В целом можно отметить, что вербальные субтесты обладают большей различительной способностью, чем образные; а показатель оригинальности обладает большей различительной способностью, чем показатель беглости.
Была изучена корреляция субтестов между собой и интегральными показателями творческости.
Вербальные субтесты (1, 2, 3, 4) значимо коррелируют между собой и со всеми интегральными показателями и с образным субтестом 7.
Образные субтесты (5, 6, 7) не коррелируют между собой; субтесты 5, 6 не коррелируют с вербальными субтестами, но значимо коррелируют с интегральными показателями.
Следует особо выделить субтест 6, который коррелирует только с интегральными образными показателями.
СВЯЗЬ МЕЖДУ УСПЕШНОСТЬЮ В УЧЕБЕ И ТВОРЧЕСКОСТЬЮ
Для изучения корреляции между успешностью в учебе и творческостью были подсчитаны коэффициенты корреляции Спирмена между средним школьным баллом, полученным в конце обучения в 1-м классе, и показателями творческости. Все полученные коэффициенты незначимы.
Не удалось получить никакой явной функциональной зависимости (графическим путем), что также свидетельствует об отсутствии функциональной связи между творческостью и успешностью в учебе. Наблюдался большой разброс данных по всей области определения, то есть одинаковому показателю творческости мог соответствовать как низкий (3,0), так и высокий школьный балл (4,8).
Правда, можно отметить наличие определенной закономерности. Ребенок, обладающий большим творческим потенциалом вероятнее всего будет хорошо учиться, то есть соблюдается достаточное условие. Обратное утверждение неверно (необходимое условие не выполняется). Хорошие показатели в учебе бывают не только у творческих детей: для достижения успешности в учебе не обязательно наличие творческого потенциала.
Наши выводы об отсутствии однозначной связи между успешностью в учебе и творческостью согласуются с многочисленными данными зарубежных авторов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Полученные в нашем исследовании данные могут быть использованы психологами и педагогами для изучения природы творческого мышления, а также в психодиагностике при изучении творческих способностей индивидов и при отборе одаренных и талантливых людей.
Поскольку вышеописанные тесты проводятся в игровой манере (как веселые занятия), они могут использоваться педагогами для развития творческого мышления детей. Хотелось бы предостеречь педагогов от вынесения отрицательных оценок по результатам тестов. При проведении подобных занятий допустимо только поощрение ребят,
а при обсуждении результатов — приведение только самых лучших ответов.
Неудачное выполнение тестов обсуждать не следует, а детям надо просто сказать: «Ну что ж, нормально». При обсуждении лучших ответов педагог пытается расширить мыслительные горизонты детей, воспитать у них умение смотреть на вещи и явления с разных сторон, видеть необычное в обычном. Так формируется самостоятельность мышления, фантазия, то есть творческий подход к жизни.
ЛИТЕРАТУРА
1. Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории в кн. «Проблемы общей психологии». М., Педагогика, 1973.
2. Дунчев В.Н. Канд. дисс. «Исследование когнитивных стилей в связи с проблемой креативности». Л.: ЛГУ, 1985.
3. Gallach M., Kogan N. J. of Person. 1965. V. 33. p. 348—369.
4. Barron F., Welsh G.S. J. of Psychol. 1952. V. 33 p. 199—203.
5. Messick S., Jackson P. N. Creativity and Learning, Boston, 1967.
6. The Gifted child. New-York-Burlin-ganaime, Mazcourte Brace, 1962.
7. Guilford J., Hoepfher R. The analysis of intelligence. New-York, 1971.
8. Анастази А. Психологическое тестирование. М., Педагогика, 1982, т. 2.
9. Torrance E.P. Education and creative potential. Minneapolis, 1963.
10. Проблемы способностей в отечественной психологии. Сб. научн. трудов, М.: Изд-во АПН СССР, 1984.
11. Лук А.Н. Теоретические основы выявления творческих способностей.
12. Одаренные дети. /Под ред. М. Карне. М.: Прогресс, 1991.
13. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.: СПбУПМ, 1997.
14. Туник Е.Е. Опросник креативности Джонсона. СПб.: СПбУПМ, 1997.
15. Туник Е.Е. Тест Торренса. Диагностика креативности. СПб.: Иматон, 1998.
Рис. 1. Стимульный материал к субтесту 5
Рис. 2. Лампа. Пример выполненного рисунка к субтесту 5 (для предварительного предъявления)
Рис. 3. Образец тестового бланка для субтеста 5
Рис. 4. Примеры рисунков, выполненных в субтесте 5
Рис. 5. Образец тестового бланка для субтеста 6
Рис. 6. Пример рисунка для предварительного показа в субтесте 6
Рис. 7. Примеры рисунков, выполненных в субтесте 6
Рис. 8(1). Стимульный материал к субтесту 7
Рис. 8(2). Стимульный материал к субтесту 7
Рис. 8(3). Стимульный материал к субтесту 7
Рис. 8(4). Стимульный материал к субтесту 7