что такое тест кейс тестировщика
Александр Александров про тренды и технологии тестирования, про влияние Covid19 на рынок QA
Онлайн-тренинги
Что пишут в блогах (EN)
Разделы портала
Про инструменты
Тест-кейс — это проверка. «Выполни тест-кейс по вводу отрицательных значений» = проведи проверку такую-то и проверь, что результат будет такой-то.
Устоявшегося русско-язычного определения нет, помните об этом. Главное — понимать суть.
Тест-кейс — это такое описание проверки работы системы, которое может выполнить любой человек из команды, будь то тестировщик, разработчик, аналитик или даже бизнес-заказчик.
Набор тест-кейсов называется тестовым набором (test suite).
Иногда этот набор некорректно называют тест-планом. Тест-план — это именно план: когда, что, зачем, какими ресурсами. (тут будет ссылка на статью про тест-план)
Стандартные атрибуты тест-кейса
Пример оформления (один ожидаемый результат)
На сайте можно заводить карточки обслуживаемых зданий и карточки их жильцов. Карточки создает администратор, на тестовой машине всегда есть пользователь с правами админа, логин / пароль — admin / 1. При входе на тестовый сервер есть дополнительная авторизация, чтобы туда не могли попасть люди «извне», с логином и паролем test / test.
Шаги
Ожидаемый результат
Появляется сообщение об ошибке «Заполните обязательные поля, отмеченные *», карточка не сохраняется.
Преимущества и недостатки тест-кейсов
Недостатки (вытекают один из другого):
Последний недостаток перечеркивает достоинства. Тестировщик, который уже год как работает на проекте, поймет и неактуальный кейс, тем более если выполняет их подряд, начиная с первого. А тестировщик, который ничего о проекте не знает и получил пару кейсов из середины тестового набора, не сможет понять, о чем в них идет речь.
Чтобы тест-кейсы честно выполняли свою роль, их надо поддерживать, периодически проверять на правильность и дорабатывать. Это отнимает очень много времени и сил.
Чтобы упростить этот процесс, могут быть использованы тест-кейсы с одним сценарием выполнения, но несколькими входными параметрами и разными ожидаемыми результатами. Фактически мы получаем мини чек-листы с предварительными шагами.
Примеры оформления (несколько ожидаемых результатов)
Рассматриваем все тот же абстрактный сайт www.test.ru. Допустим, что поле «ФИО» по ТЗ решили ограничить 40 символами (тут будет ссылка почему так не надо делать).
Когда говорят о нескольких ожидаемых результатах, это может означать:
Несколько вариантов вводимых данных
Шаги:
Ожидаемый результат
Вводимое значение | Ожидаемый результат |
Киселева Ольга Евгеньевна | Ок, карточка сохраняется |
Ошибка – «Заполните обязательные поля, отмеченные *», карточка не сохраняется | |
2*4*6*8*11*14*17*20*23*26*29*32*35*38*41* | |
&*%#(^$@*&; | Ошибка – «Поле ФИО может содержать только буквы русского алфавита» (см. статью про идиотов и ограничения), карточка не сохраняется |
Kiseleva Olga Evgenievna | Ошибка – «Поле ФИО может содержать только буквы русского алфавита» (см. статью про идиотов и ограничения), карточка не сохраняется |
. | . |
Для этого варианта тест-кейса запись в виде таблички: данные – результат — наше всё!
Результаты для нескольких шагов из кейса
Другой вариант записи тест-кейса с несколькими ожидаемыми результатами — когда результаты пишутся на разные пункты шагов выполнения проверки, то есть на разные этапы сценария.
Шаги:
Ожидаемый результат
1. Открывается окно ввода логина / пароля с соответствующими полями для ввода, кнопкой «Войти» и сообщением «Для входа в систему введите, пожалуйста, свои данные».
2. Вход в систему успешно осуществлен. В правом верхнем углу отображается надпись «Здравствуйте, admin». Открыта главная страница сайта.
4. Открылась страница «Создание нового жильца» с полями «Фамилия», «Имя» и «Отчество» и кнопкой «Сохранить».
6. Окно с информацией о жильце закрывается и отображается общий список, в котором присутствует новая карточка. Эту карточку можно открыть и на ней отображаются введенные данные, то есть в поле ФИО указано «Иванов Иван Иванович».
Несколько проверок после одного сценария
Шаги:
Ожидаемый результат
1. Окно с информацией о жильце закрывается и отображается общий список, в котором присутствует новая карточка.
2. Эту карточку можно открыть.
3. В открытой карточке отображаются введенные данные, то есть в поле ФИО указано «Иванов Иван Иванович».
Области применения
Так как тест-кейсы очень сложно поддерживать, то чаще используют чек-листы (тут будет ссылка на статью по чек-листам) или комбинацию «чек-листы & тест-кейсы».
В последнем случае большинство проверок пишут в виде чек-листов, а особо сложные (пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что, кувыркнись три раза и громко крикни «ДЕДЛАЙН!», только тогда формочка и откроется) уже в виде тест-кейсов, чтобы каждый раз не вспоминать, как этот хитрый сценарий работает.
Тест-кейсы нужны:
Тест-кейсы не нужны:
Познакомьтесь со своей системой и потом уже решайте, что подходит именно для нее — творческие чек-листы, формальные тест-кейсы или микс из этих подходов.
Стандартные ошибки при оформлении тест-кейсов
Шаги:
Ожидаемый результат — карточка создана.
Разберем ошибки кейса 01.
1. Абстрактное название
На первый взгляд название хорошее, короткое и понятное — мы ведь правда создаем жильца. Но! Если мы теперь создадим еще пяток тест-кейсов на ввод некорректных ФИО, то у них будет точно такое же название.
В итоге новый тестировщик, получив задание проверить кейс «Создание жильца», обнаружит в системе два десятка проверок с таким названием и впадет в ступор, какой выбирать?
Всегда помните про «кратко, но емко «. По названию тест-кейса тестировщик, знающий проект, должен понять, что надо делать, не заглядывая в шаги. Так что дополняем название — Создание жильца без отчества, Создание жильца, цифры в поле «Имя» и т.д.
2. Повелительное наклонение
Чтобы коллегам было приятнее работать с тест-кейсами, лучше делать их описание обезличенным — «Выполнить, загрузить».
4. Нет ссылки на сайт
Написан URL, но не кликабельный. Нужно выделить, скопировать, открыть новую страницу, вставить. Гораздо лучше было бы просто нажать на него!
7. Нет описания проверки
«Карточка создана» — кратко, но не емко. Не имея знаний о проекте, тестировщик может только предполагать, что включает в себя этот пункт.
Достаточно ли того, что карточка закрылась без ошибок? Или она должна теперь отображаться в списке карточек? А сколько в системе таких списков? Должна ли система отображать введенные данные, если открыть карточку на просмотр? Что конкретно нужно проверять?
Поправим тест-кейс по всем замечаниям. Вот что получилось:
Шаги:
Ожидаемый результат
1. Окно с информацией о жильце закрывается и отображается общий список, в котором присутствует новая карточка.
2. Эту карточку можно открыть.
3. В открытой карточке отображаются введенные данные, то есть в поле ФИО указано «Иванов Иван Иванович».
Уже хорошо, но можно ли еще улучшить этот тест-кейс?
Итак, ошибки кейса 02:
1. Абстрактное название.
Слова «корректный», «правильный» ит.д. в названии тест-кейса такой же маркер, как «ошибка» в названии бага. Таких слов надо избегать.
Позитивных проверок можно придумать хоть сто. Но чем-то они будут различаться. «Создание жильца, у которого нет отчества», — это тоже кейс с корректным ФИО. Только из такого названия сразу ясно, про что кейс.
Поэтому забудьте про слова «корректный», «некорректный» и т.п., пытайтесь писать понятнее. И всегда помните принцип «кратко, но емко «. А разделение кейсов на смысловые группы (негативные тесты, позитивные тесты, тесты на особые случаи) сделайте в системе управления тест-кейсами через флаги или отдельные наборы тестов.
2. Нет нужной информации
Зайти на сайт www.dev_test.ru
Ок, я открываю этот сайт, а там авторизация. Как мне туда попасть?
Никак! Идти и узнавать логин/пароль. А зачем, если это легко было исправить указанием логина/пароля в скобках или ссылкой на страницу со всеми логинами и паролями (они все же могут меняться и лучше менять в одном месте)?
Исправленная версия тест-кейса:
Шаги:
Ожидаемый результат
1. Окно с информацией о жильце закрывается и отображается общий список, в котором присутствует новая карточка.
2. Эту карточку можно открыть.
3. В открытой карточке отображаются введенные данные, то есть в поле ФИО указано «Иванов Иван Иванович».
Определения из книг по тестированию
Ron Patton. Software Testing.
Test cases list the specific items that will be tested and describe the detailed steps that will be followed to verify the software.
Тест-кейсы перечисляют конкретные вещи, которые будут протестированы, и описывают детальные шаги, которые необходимо выполнить для проверки программного обеспечения.
The purpose of the test case specification is to specify in detail each test case listed in the test design specification. The test case specification is composed of the following sections:
Цель спецификации тест-кейсов — описать в деталях каждый тест-кейс. Она состоит из следующих секций:
Гленфорд Майерс, Искусство тестирования программ
Любой тест должен включать две составляющие:
Правильно пишем тест-кейсы. Памятка начинающему специалисту по тестированию
Когда смотришь на специалистов по тестированию, которые пишут тест-кейсы, то понимаешь, что многие из них даже не имеют представления как это правильно делается. Я не буду приводить множество примеров, которые показывают вопиющие ошибки, а постараюсь озвучить основные принципы того, как надо писать тест-кейсы.
Для начинающих поясним, что такое тест-кейс озвучив определение из глоссария терминов ISTQB:
Тест-кейс — набор входных значений, предусловий выполнения, ожидаемых результатов и постусловий выполнения, разработанный для определённой цели или тестового условия, таких как выполнения определённого пути программы или же для проверки соответствия определённому требованию.
Определение тест-кейса языком обывателя:
Тест-кейс — это чёткое описание действий, которые необходимо выполнить, для того чтобы проверить работу программы (поля для ввода, кнопки и т.д.). Данное описание содержит: действия, которые надо выполнить до начала проверки — предусловия; действия, которые надо выполнить для проверки — шаги; описание того, что должно произойти, после выполнения действий для проверки — ожидаемый результат.
Надеюсь, теперь многим стало понятно, что такое тест-кейс. Теперь перейдём к правилам написания тест-кейсов, которые вырабатывались не один год и показывают свою эффективность до сих пор.
Обязательные атрибуты для заполнения
В зависимости от специфики компании могут присутствовать дополнительные атрибуты для заполнения: приоритет, функциональный блок, программа, ссылка на требование, номер требования и т.д.
Правила написания тест-кейсов
На самом деле правила простые, однако их не так-то просто соблюдать. Если же придерживаться данных правил, то тест-кейсы будут легко поддерживаемыми, легко читаемыми, не будут вызывать отторжения и могут быть использованы всеми участниками команды в процессе разработки программного обеспечения.
Примеры
Для наглядности приведу пару примеров. Рассмотрим на примере сайта, на котором вы сейчас находитесь.
Тест-кейс №1. Корректный
Номер | 1 |
Заголовок | Отправка сообщения через форму обратной связи на странице “Контакты” |
Предусловие | Открыта главная страница сайта victorz.ru. Есть доступ к почте администратора сайта victorz.ru |
Шаг | Ожидаемый результат |
В верхнем меню сайта нажать на ссылку “Контакты” | Открылась страница “Контакты” |
Ввести значение в поле “Ваше имя” состоящее из латинских букв, кириллицы | В поле “Ваше имя” отображается введённое имя |
Ввести корректный email в поле “Ваш e-mail” | В поле “Ваш e-mail” отображается введённый email |
Ввести в поле “Тема” значение состоящее из латинских букв, кириллицы, спецсимволов и чисел | В поле “Тема” отображается введённый текст |
Ввести в поле “Сообщение” значение состоящее из латинских букв, кириллицы, спецсимволов и чисел | В поле “Сообщение” отображается введённый текст |
Ввести в поле капчи требуемое капчей значение | В поле капчи отображается введённое значение |
Нажать под заполняемой формой на кнопку “Отправить” | Под кнопкой «Отправить» появился текст “Спасибо. Ваше сообщение было отправлено.” Все заполненные поля очищены. |
Проверить почту администратора сайта | На почту пришло сообщение, отправленное с сайта через форму обратной связи и содержащее в теле сообщения данные введённые на шагах 1-5. |
Тест-кейс №2. Некорректный
В данном тест-кейсе постарался в каждой строке писать неправильно, чтобы было наглядно. И в скобках добавлял наводящие пояснения.
Номер | 1 |
Заголовок | Отправить сообщение через форму обратной связи (Указываем, что проверяем или что делаем?) |
Предусловие | Перейти на главную страницу сайта victorz.ru (Это не предусловие, а описание шага) |
Шаг | Ожидаемый результат |
Нажать на ссылку “Контакты” (Где она находится?) | Открылась страница (Какая?) |
Ввести имя в поле “Ваше имя” (Какие символы вводить?) | (Ничего не указано в ожидаемом результате, что должно произойти?) |
Ввести email в поле “Ваш e-mail” (корректный или некорректный?) | В поле отображается email (Какой? Введённый? В каком поле отображается?) |
Ввести в поле значение, состоящее из латинских букв, кириллицы, спецсимволов и чисел (В какое поле?) | В поле “Тема” отображается текст (Какой?) |
Ввести в поле “Сообщение” текст (Какие символы вводить?) | Видим в поле “Сообщение” введённый текст (Видим или отображается?) |
Вводим в поле капчи требуемое капчей значение (Помните только безличные глаголы — Ввести). | В поле капчи будет введённое значение (Что будет делать? Танцевать?) |
Нажать под заполняемой формой на кнопку (На какую?) | Появился текст “Спасибо. Ваше сообщение было отправлено.” (Где появится?) |
(Последний шаг не заполнен, а это неправильно, так как мы не проверим действительно ли работает отправка писем через форму обратной связи) |
Во второй части видео (с 8-й минуты) разбираю на примерах создание тест-кейсов:
Главное в нашем деле практика. Практикуйтесь в написании тест-кейсов.
Если вы будете вести тест-кейсы в таблице (к примеру в Excel), то можете скачать шаблон тест-кейсов. В файле две вкладки. На одной шаблон единичного тест-кейса, а на второй пример порядка размещения группы тест-кейсов.
Пишем максимально эффективный тест-кейс
Что такое тест-кейс?
Тест-кейс — это профессиональная документация тестировщика, последовательность действий направленная на проверку какого-либо функционала, описывающая как придти к фактическому результату.
Набор тест-кейсов называют тест-комплектом. Иногда тест-набор путают с тест-планом. Тест-план описывает какие работы, как и когда должны быть проведены в рамках тестирования продукта, а так же что необходимо для их выполнения.
Зачем нужны тест-кейсы?
Атрибуты тест-кейса
Любой тест-кейс обязательно включает в себя:
Не обязательно, но желательно добавить в тест-кейс атрибут история редактирования — это сильно облегчит вам жизнь. Лаконичный журнал изменений, где отраженно: кем, как, и когда был изменен тест-кейс.
Что еще необходимо знать, перед созданием тест-кейса?
Во-первых, каждый выполненный тест-кейс, дает нам один из трех результатов:
1.Положительный результат, если фактический результат равен ожидаемому результату,
2.Отрицательный результат, если фактический результат не равен ожидаемому результату. В этом случае, найдена ошибка.
3.Выполнение теста блокировано, если после одного из шагов продолжение теста невозможно. В этом случае так же, найдена ошибка.
Во-вторых, одним тест-кейсом проверяется одна конкретная вещь, и для этой вещи должен быть только один ожидаемый результат.
Чего не должно быть в тест-кейсе
1. Зависимостей от других тест-кейсов;
2. Нечеткой формулировки шагов или ожидаемого результата;
3. Отсутствия необходимой для прохождения тест-кейса информации;
4. Излишней детализации.
Первого следует избегать, потому что: связанный тест-кейс всегда может быть удален из-за ненадобности или он может быть изменен, в этом случае, станет непонятно как исполнить тест-кейс в которому, есть ссылки.
Так же из-за зависимости тест-кейсов, может возникнуть ощущение, что тестируемый продукт уже приведет к нужному состоянию благодаря выполнению связанных тест-кейсов.
Со вторым думаю все ясно. Если описание шагов или ожидаемое результата будет не четким, то это блокирует прохождение тест-кейса.
В тест-кейса должно быть вся информация, которая необходима для его прохождения. Например, если мы проверяем окно логина на сайте, значит нам понадобится логин и пароль, иначе прохождение этого сценария будет невозможно.
Так же не следует слишком детализировать кейс. Например, если мы проверяем возможность создания комментария, то не стоит писать в каком угле экрана должно быть окно логина. Избыточная информация только затрудняет прохождение тест-кейса.
Тестовая документация и анализ требований
В преддверии старта курса «Game QA Engineer» публикуем текстовую расшифровку онлайн-интенсива, который провела Надежда Чертовских — руководитель отдела QA в компании BeresnevGames и преподаватель OTUS.
Цели интенсива:
познакомиться с основными видами тестовой документации;
проанализировать документ от game-дизайнера;
попрактиковать составление чек-листа.
Для начала давайте обсудим такой животрепещущий вопрос: почему сегодня на курсе «тестировщик игр» мы обсуждаем документацию?
Как тестировщик, который целый день только в игры играет и сообщает разработчикам об обнаруженных ошибках, связан с документацией? Какая вообще работа у тестировщика игры? Какие у тестировщика могут быть документы?
Существует распространённое заблуждение, что тестировщик игр целый день только и делает, что в игры играет. Но на самом деле это не так. Тестировщик в геймдеве точно такой же тестировщик, как и в любой другой сфере, и работает точно по такому же принципу, но продукт у него не web-страничка, не application на операционной системе, а игра (мобильная, консольная, десктопная).
Тестирование может быть автоматизированным и ручным
На интенсиве мы поговорим в целом об артефактах тестирования, с которыми работает тестировщик:
План тестирования (Test Plan)
Тест-кейс (Test Case)
Баг-репорт (Bug Report)
Отчёт о тестировании (Test Report)
Из этого мы можем сделать вывод, что тестировщик не только читает требования, которые подготовили к продукту, но и сам генерирует документы.
В ходе интенсива мы более подробно поговорили о 6 типах документов, которые перечислили выше, обсудили, какие из них полезные, какие используются чаще, какие меньше и составили чек-лист по требованиям.
План тестирования
План тестирование (далее ПТ) или тест-план – это большой документ, который чаще всего описывает весь объем работ по тестированию проекта либо части проекта (например, релиза или предрелизного билда). ПТ описывает, что будет тестироваться, в какие сроки, какими инструментами, какая команда, обязанности и ответственности каждого члена команды. Также часто в ПТ включается стратегия тестирования, график релизов на несколько ближайших спринтов. В зависимости от команды бывает разная степень детализации ПТ и его могут делать разные люди в команде. В каких-то компаниях ПТ делает менеджер, в каких-то middle-тестировщик, либо senior-тестировщик, либо тимлид отдела тестирования.
Всё, что мы далее обсудим по документам, которые генерирует тестировщик, может отличаться от компании к компании, от команды к команде. В зависимости от команды и компании форм-фактор всех документов может быть либо уже обговорён и установлен, либо, если вы приходите первым QA специалистом на проект, то вы сами устанавливаете, как удобно вам.
Форм-фактор у тест-плана может быть разный (схема, интеллектуальная карта и т.д.) и зависит от того, как команде будет удобнее взаимодействовать с документами.
Чаще всего ПТ требуется именно для людей, которые принимают решения по проекту, чтобы они поняли, что в следующий момент мы делаем: релизим билд или нужно подвинуть сроки, добавить к тестированию, убавить к каким-то другим срокам. И лучше всего не делать ПТ огромным, чтобы человек, который будет его читать, смог осилить весь объём. Если посмотреть примеры тест-планов в интернете — часто это одностраничная схема, чтобы все в общем и целом понимали, какой объем тестирование предстоит. Обычно план тестирования делается до начала тестирования и до момента релиза.
Таким образом План тестирования:
описывает стратегию тестирования, цели, график, оценку, результаты, а также ресурсы необходимые для тестирования;
имеет разную степень детализации;
имеет разный форм-фактор;
составляется не более, чем на 2-х страницах;
составляется до начала тестирования.
Пример тест-плана с сайта с сайта www.guru99.com
Тест-кейс
Тест-кейс можно сравнить с рецептом — это последовательность шагов, которые приводят к какому-то результату. Тест-кейс лучше не делать избыточным. Тестировщики чаще всего хорошо знают свой проект, поэтому досконально писать тест-кейс нет необходимости. Тест-кейс должен быть краткий и понятный, так чтобы другой тестировщик, либо другой специалист в команде смог быстро пройти по нему и проверить, что все происходит так, как нужно.
Тест-кейсы можно формировать в последовательный сценарий, чтобы проверить, как игрок пройдет по этому функционалу от начала до конца.
Тест-кейсы можно группировать в смысловые блоки.
Например, если в игре запускается какой-то ивент, формируется набор тест-кейсов для проверки этого ивента.
Тест-кейсы лучше писать по требованиям гейм-дизайнерского документа. Но, если функционал уже готов, а требований тест-кейсов по нему не написано, можно написать уже по факту. Лишним не будет.
Составляющие тест-кейса:
идентификатор (уникальный номер, по которому вы сможете найти этот тест-кейс и на него сослаться);
название сценария (какое-то краткое, но ёмкое);
ссылка на требования ГДД;
предусловия (опционально, если они требуются для тест-кейса);
фактический результат (опционально).
Пример тест-кейса
Чек-лист
Чек-листы можно сравнить со списком покупок, который мы формируем на проверку. Например, чек-лист на Smoke-тест, чтобы проверить, что игра запускается и весь функционал, который должен в игре отрабатывать отрабатывает, иконка приложения соответствует иконке нашего приложения. Также чек-лист может быть составлен на регрессионное тестирование и даже на тестирование требований.
Чек-листы чаще всего составляются без детализации и их можно скомпоновать в наборы и проверять тоже для любого функционала либо нового, либо регрессионного.
Чек-листы лучше сразу писать по требованиям (геймдизайнерскому документу) перед стартом тестирования функционала или по итогу.
Небольшой пример из игры нашей студии: есть поле для ввода имени питомца и есть несколько условий на этом поле: имя питомца должно состоять из более чем 2 символов и только в этом случае кнопка из серой неактивной станет зеленой активной и можно будет питомца наименовать. Мы начинаем формировать чек-лист к этому полю если количество символов больше 2 то кнопка принять становится активное, если меньше 2 не активно. Первые 2 пункта чек-листа, которые можно проверить.
На скриншоте мы видим, как игрок из Китая захотел назвать питомца очень коротким ёмким именем и, к сожалению, не смог это сделать и обращался в тех. поддержку. В результате ему пришлось выдумывать более длинное имя.
Ссылка на mindmap чек-лист для мобильной игры:
Баг-репорт
Баг-репорт оформляется, когда баг уже локализован и его можно повторить. Если баг плавающий, нужно пытаться его повторить или занести в систему, где фиксируются баги, как плавающий баг. Ключевой момент, что баг можно повторить и воспроизвести, только тогда его заносят в систему с багами, где хранятся баг-репорты. Если создать и оформить какой-то баг, и разработчик не сможет его воспроизвести, то тут появится множество вопросов.
Поэтому лучше всего сразу проверить на нескольких устройствах, если это возможно и посмотреть на разных операционных системах, на разных разрешениях экрана, то есть максимально локализовать проблему.
В баг-репорте обязательно должны быть:
Подробное описание проблемы – что, где, когда случилось.
Важность дефекта, который указывает тестировщик, а уже приоритет по исправлению этой ошибки указывает менеджер либо команда из разработчиков.
Условия воспроизведения – версия игры, версия операционной системы и другие уникальные условия, которые могут помочь разработчику быстро найти баг, устранить и передать задачу на тестинг.
Алгоритм воспроизведения – пошаговые предусловия предусловия, которые необходимы для воспроизведения бага.
Доказательства – скрины, видео, логи с устройств.
Скриншоты из разных систем, в которых баг-репорт можно вести. В разных компаниях в разных командах условия могут быть абсолютно разные, и где хранятся баг репорты — также зависит от компании.
Отчет о тестировании
Отчет о тестировании пишется, когда функционал уж проверен и релиз либо предрелиз показывает итог проделанной работы.
Отчет о тестировании может быть представлен как текст, таблица, график или диаграмма, если это позволяет инструмент.
Составляющая отчёта о тестировании:
Кто тестировал (состав команды).
Когда тестировал (даты проведения тестов).
Как тестировал (процесс тестирования, описание применяемых методов и технологий).
Какие возникли проблемы и как решились.
Инструкция
Инструкцию можно писать до, во время или после тестирования. Инструкцию никогда не поздно написать. Это помогает как новичкам, так и коллегам, которые работают в одной команде. С помощью инструкции можно быстро сориентироваться в проекте.
Например, вышел новый функционал. Лучше написать инструкцию, как этот функционал проверить, как переключаться, если проверка нового функционала подразумевает переключение между версиями или предусматривает какой-то сложный алгоритм проверки. Это экономит время на объяснения, когда требуется делегировать задачу либо в команду пришел новый человек и нужно его обучить.
Также инструкция помогает выгрузить старое и не потерять. Скорость выпуска релизов в геймдеве довольно высокая и часто есть необходимость вернуться к старому функционалу, который ранее уже тестировался, но прошло какое-то время и тестируется новый функционал, а нужно вернуться к проверке того старого. Поэтому лучше всего, чтобы было прописано, как тестировать, где тестировать, что и куда переключать. Лучше всего все в картинках, гифках или видео. Сегодня современные инструменты всё это позволяют сделать быстро и без проблем. Также ели есть возможность сохранять какие-то состояния проекта, состояния продукта, то лучше где-то всё это фиксировать и выкладывать в общем доступе.
Инструкции лучше писать сразу. Это позволяет избежать множество проблем в дальнейшем.
Где хранить:
Google Docs, Google Sheets
Zephyr, Test Management for Jira
Геймдизайнерский документ (ГДД, диздок)
В геймдизайнерском документе гейм-дизайнер пишет требования к продукту или к отдельному функционалу.
Детализация у геймдизайнерского документа может быть разная. Форм-фактор также может быть разным.
Существует несколько способов проверки требований к игре: по принципу Что? Где? Когда? или по принципу проверки на полноту, однозначность, непротиворечивость, тестируемость, необходимость, осуществимость.
После того как геймдизайнерский документ готов лучше всего, если его прочитают и вместе обсудят специалист по тестированию, разработчик и сам гейм-дизайнер.
Тестировщику в этом случае следует задавать следующие вопросы: не противоречит ли те требования, которые гейм-дизайнер написал, функционалу, который сейчас есть, не будут ли нововведения противоречить наративу, функциям и механикам, которые есть в игре сейчас.
Требования геймдизайнерского документы должны пониматься всеми однозначно, что исключает какого-либо двоякого толкования.
Важно смотреть на полноту содержания: все ли условия предусмотрены, все ли сценарии, которые могут возникнуть у игрока в связи с новым функционалом продуманы.
Разработчик смотрит на возможность реализации ГДД.
Также необходимо продумать, как новый функционал будет тестироваться, после того как разработчик его реализует.
Практическая часть интенсива. Мы попробуем сформировать чек-лист и вопросов гейм-дизайнеру по новому продукту на основе ГДД.
На картинке мы видим 3 скрина игры.
скрин – изображение и кнопка Play, при нажатии на которую, мы попадаем в игровой mod
скрин – на старте есть какое-то количество жизней и шагов
скрин – при проигрыше попадаем на экран проигрыша, где написано итоговое количество набранных за игру баллов и кнопка сыграть ещё.
Итоги интенсива:
Узнали, какие бывают виды документации у тестировщика игр.
Обсудили зачем тот или иной документ нужен.
Попрактиковались в создании чек-листа.
Список материалов для самостоятельного изучения: