что такое тжс в лагере

Работа вожатого с детьми, находящимися в трудных жизненных ситуациях

Цель: Дать основы психолого-педагогического сопровождения детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях в условиях временного детского коллектива

1 этап: Потребностно-мотивационный

В лагерь приезжают дети разные, в том числе дети, находящиеся в трудных жизненных ситуациях.

Мы хотим вам помочь, подсказать, как работать с такими детьми в лагере. Золотой ключик к сердцам таких ребят лежит в знании их психологии, умении выслушать и услышать, понять и почувствовать каждого, в умении увидеть все их глазами, принять их беды своим сердцем.

Возможно после сегодняшнего занятия, вам будет легче найти свой почерк в общении с такими ребятами*.

* Леванова Е.А. Готовность работать с подростками. – М.: МПГУ, 1993, 152 с.

2 этап: Информационный

В настоящее время достаточно остро стоит вопрос о проблемах детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Термин “трудная жизненная ситуация” относится к числу понятий, наиболее часто употребляемых в психолого-педагогической литературе.

Под этим понятием понимают ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность человека (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т.п.), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Особенность трудной жизненной ситуации состоит в том, что эта ситуация нарушает привычный для человека образ жизни, ставит его перед необходимостью оценить внешние и внутренние аспекты ситуации с учетом содержательных признаков и определить возможность преобразования ситуации. А затем – выбрать или принципиально новые стратегии поведения и деятельности, или новые основания жизни и способы согласования своих отношений с собой, другими людьми, миром в целом.

Особенно нуждаются в помощи дети, оказавшиеся в такой ситуации. В отличие от взрослого человека ребенок не имеет достаточного жизненного опыта, тех знаний, способностей, сил, которые необходимы, чтобы разрешить возникшие сложные ситуации. Он нуждается в поддержке мудрого, опытного человека, который бы направил, подсказал. Такую помощь должны оказать родители.

Семья как микромодель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребёнка. Именно семья должна способствовать включению человека в сложный противоречивый окружающий мир. Однако в современном обществе остро стоит проблема дезорганизации семьи. Это связано прежде всего, с нарушением взаимодействия между супругами, рассогласованием в системе “родитель – ребенок”, взаимным отчуждением детей и родителей и др.*

* Майданкина И. В. Причины девиации в поведении детей и как их избежать // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 160-162.

Всё это усугубляется такими внешними факторами, как безработица, низкое материальное положение, пьянство, наркомания, а в селе и отсутствие социокультурных институтов. Так как семья не выполняет своих воспитательных функций: успешной социализации детей, обеспечение психологического комфорта, эмоционального благополучия ребёнка, увеличивается количество детей, испытывающих трудности в той или иной сфере. Неуклонно растёт количество социальных сирот, соответственно увеличивается число приёмных и опекунских семей. Всё это способствует увеличению численности детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

В Федеральном законе Российской Федерации “Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации” от 24 июля 1998 года № 124-Ф3, ст. 1 (в ред. От 28 ноября 2015 г.) сформулированы типичные трудные жизненные ситуации для ребенка, при которых государство берет на себя обязательства оказать ему необходимую помощь.

3 этап: Диагностический

Предлагаем вашему вниманию экспресс-методики для обследования подростков. Они сориентируют вас в контингенте отряда и помогут определить круг детей, требующих вашего особого внимания.

* Сысоева М.Е., Ханаева С.С. Основы вожатского мастерства / Курс лекций. Рабочая тетрадь. М.: Центр гуманитарной литературы “РОН”, 2002. – 128 с.

1) Ты совершил нехороший поступок. Несправедливо обвиняют твоего товарища. Твои действия:

а) признаешься в совершённом поступке;

б) тебе будет стыдно, но ты промолчишь;

в) обрадуешься тому, что тебя не уличили.

2) Если во время спора ты замечаешь, что ошибся:

б) перестаешь спорить;

в) хотя и знаешь, что допустил ошибку, продолжаешь доказывать свою правоту.

3) Любишь ли ты говорить о недостатках людей?

4) Обычно ты вступаешь в спор, потому что хочешь:

а) защитить тех, кто в этом нуждается;

б) вызвать таким образом восхищение окружающих;

в) получить какую-то выгоду.

5) Огорчаешься ли ты, когда видишь, что кто-то делает что-нибудь лучше тебя?

6) Доставляет ли тебе удовольствие, когда тебе завидуют:

Обработка и интерпретация данных:

Диагностика отклонений в самосознании личности (ДОСЛ)

Источник

Работа вожатого с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

В лагерь приезжают дети разные, в том числе дети, находящиеся в трудных жизненных ситуациях. Мы хотим вам немного помочь, подсказать, где лежит золотой ключик к сердцам таких ребят.

На самом деле все просто и сложно одновременно: он в знании их психологии, умении выслушать и услышать, понять и почувствовать каждого, в умении увидеть все их глазами, принять их беды своим сердцем.

Что такое «трудная жизненная ситуация» и как дети могут в ней оказаться?

Термин «трудная жизненная ситуация» относится к числу понятий, наиболее часто употребляемых в последнее время в психолого-педагогической литературе.

Под этим понятием понимают ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность человека (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т.п.), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Особенностьтрудной жизненной ситуации состоит в том, что эта ситуация нарушает привычный для человека образ жизни, ставит его перед необходимостью оценить внешние и внутренние аспекты ситуации с учетом содержательных признаков и определить возможность преобразования ситуации. А затем – выбрать или принципиально новые стратегии поведения и деятельности, или новые основания жизни и способы согласования своих отношений с собой, другими людьми, миром в целом.

В отличие от взрослого человека ребенок, оказавшийся в подобной ситуации, не может самостоятельно справиться с возникшими сложностями, поскольку не имеет для этого ни достаточного жизненного опыта, ни знаний, ни способностей, ни сил. Он нуждается в поддержке мудрого, опытного взрослого человека, наставника, который бы направил его, подсказал, как правильно действовать в том или ином случае.

В Федеральном законе Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации» от 24 июля 1998 года № 124-Ф3, ст. 1 (в ред. от 28 ноября 2015 г.) сформулированы типичные трудные жизненные ситуации для ребенка, при которых государство берет на себя обязательства показать ему необходимую помощь.

Итак, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, это:

– дети, оставшиеся без попечения родителей;

– дети с ограниченными возможностями здоровья, т.е. имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии;

– дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов,

экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;

– дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;

– дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;

– дети – жертвы насилия;

– дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;

– дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;

– дети, проживающие в малоимущих семьях;

– дети с отклонениями в поведении;

– дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Каковы психологические особенности детей, находящихся в трудной жизненной ситуации?

Изучая эмоциональные переживания детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, ученые установили, что все они переживают состояния стресса, фрустрации, конфликта и кризиса, которые оставляют значимый след в их психике.

Для большинства таких детей характерно следующее:

– особенности мировоззрения: потребительская психология по отношению к близким, государству и обществу, иждивенчество;

– низкий уровень социального интеллекта: неспособность понимать общественные нормы и правила поведения, нежелание соответствовать им, частые нарушения дисциплины, отказ от общественно-полезной деятельности, склонность к аддиктивному поведению;

– нарушения в сфере самосознания: убежденность в своей ненужности и невозможности добиться в жизни чего-то своими силами, утрата веры в социальное окружение, слаборазвитое чувство ответственности за свои поступки;

– нарушение коммуникативной деятельности: трудности в установлении контактов со взрослыми и сверстниками, недоверие к людям и отстраненность от них, отсутствие постоянных друзей и поддержки с их стороны на фоне чувства страха и одиночества;

– особенности личности: повышенный уровень тревожности и агрессивности, предрасположенность к невротическим срывам, неуверенность в себе, низкая самооценка;

– особенности эмоционального развития: неспособность понимать и принимать других людей (низкая эмпатия), поверхностность чувств, концентрация сознания только на своихьпереживаниях;

– несформированность волевой сферы: отсутствие целеустремленности и настойчивости к достижению целей, привычка жить по указке других;

– особенности мотивационной сферы: отсутствие стратегических жизненных целей (направленности на будущую жизнь), стремление к удовлетворению только самых насущных потребностей (еда, одежда, жилище, развлечения) и др.

Следует учитывать, что перечисленные выше особенности встречаются не у всех детей, и не сразу. Для каждой группы характерны свои специфические черты (например, детям с ограниченными возможностями здоровья свойственно общение со взрослыми «на равных», а дети, подвергшиеся насилию, наоборот, сторонятся взрослых).

Что делать, если у вас в отряде есть такой ребенок?

Каждый из вас может помочь ребенку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации. Для этого необходимо:

1. Не проходить мимо и не отворачиваться от него;

2. Оказать помощь в адаптации к детям в отряде и к особенностям лагерной жизни;

3. Оказать помощь в выборе и посещении кружков и секций;

4. Включать в общелагерные мероприятия, подбадривать и вдохновлять на достижения;

5. Расширять спектр ролевого поведения, формировать навыки конструктивного взаимодействия в конфликтных ситуациях;

6. Не требовать «полагающегося» поведения и свести к минимуму свои ожидания и претензии, предоставить возможность для самостоятельного принятия решений;

7. Если с ребенком в лагере произошло форс-мажорное событие, необходимо быть рядом с ним, успокоить его и поддержать.

Дети с ограниченными возможностями здоровья представляют особую категорию детей, находящихся в трудной жизненной

ситуации. Как взаимодействовать с таким ребенком?

Работа с ребенком с ограниченными возможностями здоровья невероятно кропотливая и требует большого терпения.

Каждый вариант нарушения предполагает свой особый подход, который включает:

1. Обеспечение психологической безопасности ребенка;

2. Содействие в приспособлении к окружающим условиям;

3. Единство совместной деятельности;

4. Мотивирование ребенка к участию в жизни лагеря.

Как поддерживать дисциплину в отряде?

Хорошая дисциплина в отряде создает атмосферу живых взаимоотношений и продуктивного сотрудничества. Она направляет, развивает самоконтроль, позволяет избежать многих проблем и ошибок.

Ключ к сердцу человека – сочувствие страстям, поглощающим его душу, или сострадание к недугам, снедающим его тело. (Ж. Лабрюйер)

Базовые правила дисциплины:

1. Единство требований вожатых – условие настолько само собой разумеющееся, что можно было бы о нем не писать, если бы нам не приходилось снова и снова сталкиваться с нарушениями этого положения. Если один взрослый запретил что-либо, а другой разрешил, если один сказал:

«Надо сделать так!», а второй – «Нет, по-другому!», это приводит тому, что ни один вожатый не имеет авторитета в глазах детей и отряд становится неуправляемым.

2. Наводить дисциплину необходимо с первых минут существования отряда.

Лучше сформировать чуть более жесткие нормы, а потом их ослабить, чем

вначале допустить излишнюю свободу поведения подростков, а потом пытаться укреплять и наводить дисциплину. Групповые нормы закладываются на первых этапах взаимодействия, и менять их, когда они уже сформированы, почти невозможно.

3. Работа по укреплению дисциплины начинается с мелочей. К примеру, недопустимо, чтобы подросток, первым закончивший есть, ушёл из столовой, не дождавшись остальных. Необходимо вовремя замечать и исправлять мелкие нарушения дисциплины. Если же дело дошло до крупных нарушений, воспитательное воздействие явно запоздало.

4. Обращение ко всем сразу – это обращение ни к кому. Делая замечание, следует адресовать его к конкретному человеку. Остальные сами сделают соответствующие выводы, не ожидаясь, когда вожатый обратиться к ним.

5. Нельзя делать замечания лидеру в присутствии остальных. В паре «ведущий – ведомый» воздействуй на ведомого. Должна быть уверенность в том, что адресат выполнит твоё распоряжение и не начнет пререкаться, снижая тем самым авторитет взрослого. Если же есть необходимость воздействовать на вожака, этот разговор лучше провести индивидуально, по возможности создав «численный перевес» взрослых.

6. В любом случае, если у вожатого есть сомнение в том, что его распоряжение будет выполнено, его отдавать не следует.

7. Хвали громко – ругай тихо!

Дисциплина в любой системе держится на прочных взаимоотношениях. Без этого у вас не будет никаких методов воздействия. Прежде чем вы начнете раздавать указания, ваши действия должны быть подкреплены отношениями. (Н. Латта)

Как избежать дисциплинарных проблем?

– спланируйте программу, насыщенную различными видами деятельности;

– никогда не начинайте мероприятия неподготовленным;

– будьте дружелюбны, а также открыты в любое время;

– развивайте чувство юмора;

– не прибегайте к насмешкам и саркастическим высказываниям;

– будьте справедливы, не заводите любимчиков;

– проявляйте самоконтроль и терпение, даже когда это сложно сделать;

– наблюдайте за своим голосом: говорите четко и уверенно, но не переходите на крик;

– давайте четкие и ясные инструкции и команды;

– избегайте использования сленга и просторечий; следите за своими манерами, которые могут вызвать насмешку.

– не наказывайте в гневе;

– не прибегайте к использованию угроз и предупреждений, которые невозможно осуществить;

– не принуждайте к извинениям при всех (очень немногие дети считают, что они в чем-то виноваты, и чаще всего, они правы);

У наказываемого не остается повода упорствовать против исправления, если он сознает, что наказан не в порыве гнева, а на основании беспристрастного изобличения. (Плутарх)

– не прибегайте к методу «шутовского колпака», или навешивания ярлыков (такое наказание лишь усиливает противостояние или же вызывает смех, а некоторые дети расценивают его даже как своеобразное поощрение).

Перед тем, как применить то или иное дисциплинарное действие, обязательно побеседуйте с провинившимся ребенком.

Если это встретит понимание с его стороны, и он будет потом готов к сотрудничеству – наказаний можно избежать. В конечном счете высшее достоинство взрослого состоит в умении стать ребенку настоящим другом и быть к нему милосердным.

Помните: если вы создадите в отряде хорошую, душевную атмосферу для каждого ребенка, если детям будет тепло и уютно с вами, то и проблем с дисциплиной у вас никогда не возникнет!

Источник

Организация работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации в условиях лагеря (Е.В.Киржой)

Организация работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, в условиях детского лагеря
(на примере корчаковского интеграционного лагеря «Наш Дом»).

Политические и экономические изменения, произошедшие в современном обществе, повлекли за собой ряд негативных социальных изменений. Среди них массовая безработица, увеличение числа сирот, распространение болезней, алкоголизма, и т.д. Это означает, что все большее число детей оказывается в трудной жизненной ситуации (ТЖС). Согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» к категории детей, находящихся в ТЖС, относятся дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть эти обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

В последние десятилетия существенно усилился интерес к проблеме изучения детей, находящихся в ТЖС, в педагогической науке. Особое внимание при этом уделяется предупреждению асоциального поведения детей, находящихся в ТЖС и анализу социально-педагогических способов преодоления негативных последствий трудной ситуации.

По нашему мнению, эффективными могут быть такие формы социально-педагогической работы, при которых поддержка детей, находящихся в ТЖС, осуществляется через создание особых условий его пребывания в образовательном учреждении, в частности, учреждении дополнительного образования, учреждении отдыха и оздоровления детей.

Именно на такую организацию работы с детьми ориентирован проект Московской региональной общественной организации «Молодежный Центр «Наш Дом» – корчковский лагерь «Наш Дом».

Целями проекта являются: интеграция детей разных социальных групп в единое сообщество; реабилитация и адаптация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; приобретение участниками проекта опыта жизни в гуманной, доброжелательной атмосфере, в атмосфере уважения; социальное и эмоциональное развитие детей.

Целевой группой проекта являются дети из семей группы риска и социально благополучных семей; дети с ограниченными физическими возможностями и здоровые; дети из детских домов, дети, оставленные родителями и проживающие с родственниками, дети из полных, неполных и многодетных семей; из бедных и материально обеспеченных семей; дети разных национальностей из разных стран (Россия, Украина, Голландия и др.).

Отметим, что организация работы с детьми в летнем лагере, вне зависимости от поставленных целей, имеет ряд особенностей: временный характер деятельности (смена длится 18-21 день); относительно автономное пространство существования; разновозрастная детская группа; доминирование коллективного характера жизнедеятельности; ускоренное формирование системы межличностных отношений и др.

Теоретической основой организации работы с детьми в лагере «Наш Дом» являются принципы педагогики гуманизма: субъект – субъектные отношения детей и взрослых, опора на положительные качества в ребенке, признание самоценности детства и ценности каждого ребенка как личности, возможность выбора ребенком способов организации своей жизни в лагере, свобода для творчества и саморазвития

В основе педагогической концепции лагеря лежат гуманистические идеи выдающегося польского педагога, врача и писателя Януша Корчака, главными из которых являются: право ребенка на уважение, принцип прощения и партнерские отношения между детьми и взрослыми. Лагерь был назван «Наш Дом» в честь одного из детских домов, которым руководил Корчак. Был сделан флаг, повторивший корчаковский (золотой клевер на зеленом поле). Этот клевер стал символом лагеря.

В качестве механизмов достижения поставленных целей в лагере используются следующие методы подготовки и организации жизнедеятельности участников воспитательного пространства:

Подготовка вожатского состава.

В лагере организована школа для стажеров. Она ориентирована на юношей и девушек 17-19 лет, пробующих себя в работе с детьми. Работая, они одновременно ежедневно занимаются с опытными педагогами, обсуждают возникшие проблемы, вопросы.

Главный педагогический метод руководителя лагеря в работе с вожатыми – отказ от директивного руководства и опеки, с одной стороны, и, с другой, помощь каждому вожатому в определении своего особого стиля работы.

Организация правового пространства лагеря

Основой организации правового пространства лагеря «Наш Дом» является Конституция. В этом документе подчеркивается, что и дети, и взрослые в лагере «Наш Дом» имеют право на уважение своего мнения, привычек, привязанностей, право на ошибку и право на помощь со стороны других участников лагеря. Этот свод правил является гарантом того, все ребята, независимо от их социального положения, уровня здоровья, этнической принадлежности имеют равные права и заслуживают одинаково уважительного отношения. В первый день лагеря вожатые знакомят ребят с Правилами жизни в лагере, и вместе обсуждают их.

Создание «семейной», домашней атмосферы

Лагерь получил название «Наш Дом» в честь одного из детских домов, руководимых Я. Корчаком. Название определяет и новую, по сравнению с традиционной, организацию жизни в лагере: участники живут в так называемых «семьях», состоящих из небольшой группы детей и их воспитателей – «папы» и «мамы». У каждой лагерной «семьи», как и у любой реальной, есть свои традиции, заботы и праздники. Большое внимание в «семье» уделяется поощрению взаимопомощи и созданию доверительных отношений. В «семье» создаются условия для хорошего эмоционального самочувствия каждого ребёнка. Таким образом, у детей из неблагополучных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, появляется возможность получить опыт жизни в атмосфере внимания и доверия.

Обеспечение возможности творческого и интеллектуального развития через организацию активной жизнедеятельности детей в лагере

Вовлечение в разнообразную деятельность дает шанс ребенку попробовать себя в тех видах деятельности, которые он, возможно, в силу жизненных обстоятельств, никогда раньше не пробовал. Параллельно происходит поиск такого дела, в котором он будет успешен. В лагере большое внимание уделяется разностороннему развитию детей. Ежедневно работают разнообразные кружки и мастерские, руководителями которых зачастую являются сами детей. Они изучают иностранные языки, поют, рисуют, танцуют, шьют, учатся играть на гитаре и других музыкальных инструментах, активно участвуют в праздниках и конкурсах. При этом совместная деятельность является основой интеграции ребят из различных социальных групп, в процессе которой они естественным образом вступают в контакт друг с другом.

Гибкий режим, обеспечивающий высокую степень свободы

Например, ребёнок может в любой момент перейти в другую «семью», переселиться в другую комнату, решить, хочет ли он участвовать в том или ином мероприятии и т.д.

Организация детского самоуправления

Самоуправление рассматривается нами как средство самореализации каждого участника лагеря, возможность почувствовать собственную значимость, «нужность». Так, дети могут активно участвовать в жизни лагеря: помогать вожатым младших семей, проводить кружок или секцию, организовывать различные праздники, оформлять лагерь, делать настенную газету, готовить походы для младших семей и пр. Традиционно проводятся Дни самоуправления, на время которых большинство педагогов покидает пределы лагеря, а функции вожатых передаются детям из старших «семей».

Оздоровление

В связи с тем, что в лагере отдыхает много ребят с ограниченными возможностями жизнедеятельности, особая важность придается оздоровлению детей. Нахождение лагеря на территории детских баз или санаториев дает возможность укрепить их здоровье.

Вовлечения детей в посильные спортивные мероприятия − важная часть жизни лагеря. Педагогический коллектив старается организовывать соревнования, где смогли бы участвовать и те, у кого есть проблемы со здоровьем. Годы работы показали, что, например, морские процедуры практически стирают физические различия между здоровыми и незрячими детьми, что является реабилитирующим фактором.

Организация «обратной связи»

С помощью средств обратной связи педагоги лагеря получают информацию о скрытых детских проблемах и получают возможность решить их:

Обеспечение возможности знакомства с культурой других стран.

В лагере ежегодно проводятся дни России, Голландии и Германии, карнавалы и фестивали культур, это расширяет внутренний мир детей, делает их более открытыми для принятия чужого опыта. Привлечение в лагерь вожатых и детей из других стран стимулирует изучение иностранных языков, а знакомство с культурой и традициями других народов расширяет кругозор детей, воспитывает терпимость к людям других рас, национальностей, религиозных конфессий.

Таким образом, создание в лагере особых социально-педагогических условий способствует расширению возможностей своевременного оказания помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Источник

2 комментария для “что такое тжс в лагере

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *