что значат цифры в русском языке над словами
Читальный зал
Наука и жизнь
Русский язык в школе
Русский язык за рубежом
Русская речь
Мир русского слова
Журнал «Грамоты.ру»
Исследования и монографии
Конкурсные публикации
|
Культура речи
Цифра в публицистическом тексте. Часть 1
Цифра – неотъемлемый элемент современного публицистического текста. Цифры зачастую красноречивее фактов говорят о событиях повседневной жизни. Оперируя десятью цифрами, можно выразить беспредельное множество чисел – количественных характеристик, без которых сегодня немыслимы публикации на темы экономики, статистики, финансовой политики. Без цифр нельзя представить и хронику спортивных соревнований.
В то же время включение цифры в словесный текст часто приводит к очевидным ошибкам, которые не всегда можно объяснить невниманием, небрежностью или незнанием школьной грамматики. Корни многих наших затруднений лежат значительно глубже. Их следует искать в формировании языкового сознания, в особенностях восприятия текста, в истории языка, в истории нашей письменности, на которой мы остановимся подробнее.
До XVIII века в русской письменности для обозначения количества пользовались буквами славянского алфавита, которые на письме выделялись титлами, точками и подстрочными знаками. До нас дошли цифровые алфавиты, которые регламентировали употребление цифровых знаков и таблиц, облегчавших счет. Сохранилась, например, таблица умножения от единицы до ста – “Счет греческих купцов” в рукописи Псалтыри XVII века. Буквенная система была сложной, при чтении цифр возникали трудности. Она была пригодной лишь для простейших счетных операций и передачи элементарных математических представлений.
Освоение новой цифровой системы, принятой в Европе еще в XVII веке, шло в русле реформы Петра I, заменившей церковно-славянский шрифт на гражданский. Впервые арабские цифры, которыми мы пользуемся по сей день, были применены в “Арифметике” Леонтия Магницкого (1703 г.), и, несмотря на то что церковь объявила нововведение ересью, буквенная система с этого времени стала вытесняться из обихода новым написанием цифр. Рисунок арабских цифр гармонично сочетался с начертанием букв гражданского шрифта, которым с 1708 г. стали печататься все художественные и мануфактурные (технические) книги.
Формирование имени числительного – части речи, служащей для обозначения количества, шло параллельно с развитием математических представлений – от первичных (о единицах счета) до представлений множества. “Грамматическое строение современных русских числительных ярко отражает приемы приспособления архаической морфологии к новым формам мышления” [1].
Первоначально числа от одного до девяти воспринимались как имена или предметы счета. Первым числом, обозначавшим отвлеченное понятие, было число “десять”. Предметно осознавалось и число “сто”, подтверждение чему находим в древних памятниках письменности: “…купил Александр посадник четвертую часть, а дал на ней двадцать рублев и сто» [2]. Число-предел “тысяча” было единицей счета и одновременно означало “земское войско”. Для обозначения десяти тысяч, следующей ступени осознания количества, воспользовались словом “тьма” (взято душ более тьмы), параллельно понимавшимся как “бесчисленный”, “несметный”. Число “тьма” изображалось условным значком – кружком, внутри которого ставились буквы, соответствовавшие количеству единиц. “Миллион” – тысяча тысяч – не был освоен как счетная единица древнерусским языком. Из однокоренных с ним слов в “Материалах для словаря древнерусского языка” И. И. Срезневского приведена только “миля” – мера расстояния: “За Римом, за пядесятъ миль” (памятник XV века). “Миллион”, “миллиард” и другие обозначения больших количеств утвердились в русском языке лишь в эпоху Петра I. Новые числовые понятия осваивались путем привлечения выработанных языком грамматических категорий рода, падежа, в некоторых случаях числа имен существительных и прилагательных.
К началу XVIII века русская письменность располагала двумя способами выразить количественные значения – словом и цифрой.
Казалось бы, выбор между словом и цифрой при обозначении числового значения не должен представлять особой сложности, тем более что выбор этот оговорен правилами, принятыми издательской практикой. В них, заметим, просматриваются традиционные для русской письменности представления о том, как следует изображать количество на письме. Числа в пределах первого десятка, легко осознаваемые предметно, рекомендуется изображать словом. Словесная форма используется также для всех количественных значений в текстах художественной и близкой к ней литературы, где точность передачи количества не играет, как правило, решающей роли. В случаях, когда важно сообщить точное числовое значение в литературе научной и технической, предпочтение отдается цифре. Однако жанровое и стилистическое своеобразие журналистских публикаций, активные поиски выразительной формы представления в тексте фактического материала часто создают предпосылки для отхода от общепринятых рекомендаций и делают выбор между словом и цифрой практически важной задачей.
Цифра, включенная в словесный текст, прерывая ряд слов, всегда останавливает на себе внимание. Цифра “бросается в глаза” зачастую еще до прочтения всей фразы. На первый план выступает не содержательная информация, а выразительная сторона количественной характеристики явления. Не случайно цифры так часто включают в заголовочные элементы публикаций – собственно заголовки, начальные фразы, выделенные шрифтом, лид. “Оптический эффект” цифры хорошо известен составителям рекламных текстов. Специальные исследования позволили им, например, выработать рекомендации по назначению предельных цен. В пределах от 1 до 9,99 рекомендуют обозначение цен цифрами, оканчивающимися только на 5 и 9. В пределах от 10 до 99,99 рекомендуется круглая цифра или оканчивающаяся на 50.
Включенная в словесный текст, цифра подчиняется законам, на основе которых формируется целостность словесного текста. Увидев цифру в тексте, мы всегда мысленно произносим ее в именительном падеже и лишь при дальнейшем продвижении по тексту понимаем, что падеж надо изменить. Приходится останавливаться, возвращаться к началу фразы – процесс восприятия замедляется и усложняется, тем более что склонение многозначных числительных – камень преткновения для многих, даже для опытных дикторов. Несмотря на то что в устной речи существует явная тенденция к упрощению склонения числительных, правила письменной речи пока остаются неизменными. Практическая рекомендация в этом случае очевидна: надо так построить фразу, чтобы числовое значение входило в нее в именительном падеже.
До недавнего времени самым большим числом, которое встречалось в газетных публикациях, был миллиард. Сейчас мы свободно оперируем числом триллион. Будут ли в ближайшее время освоены языком газеты следующие числовые разряды – квадриллион, септиллион и другие, сказать трудно. Однако очевидно, что цифры с пятнадцатью и более нулями трудно прочитать и тем более трудно осознать. Их цифровая запись может служить лишь привлечению внимания, значение же нуждается в специальной расшифровке.
Примеры, взятые нами из журнальной подборки, представляются убедительными: “29 700 000 000 000 рублей, или 24,4 процента всех денежных средств россиян, было затрачено ими на покупку иностранной валюты в минувшем январе”.
“17 000 000 000 000 рублей – именно столько, по словам вице-премьера, расcчитывало получить государство в виде акцизов. «.
Существующая в практике смешанная буквенно-цифровая запись больших количественных значений упрощает их написание и облегчает восприятие информации. Сравним заголовок и текст приведенной ниже заметки:
“МОСКОВСКИЕ СЫЩИКИ
НЕ ДАЛИ ПОХИТИТЬ
20 МИЛЛИАРДОВ РУБЛЕЙ
Оперативники из Управления по борьбе с экономическими преступлениями (ГУЭП) не дали группе жуликов облегчить Сбербанк на 20 000 000 000 рублей”.
Буквенно-цифровая запись в заголовке читается легче.
Трудности представляет и образование многозначных порядковых числительных. Так, заголовок “1 100 000 000-й гражданин”, бесспорно, привлечет к себе внимание, но каждый испытает затруднение при попытке прочитать его вслух или изобразить на письме словами. (Предоставляем читателю возможность самому проделать этот простейший лингвистический эксперимент!)
Литература
1. Виноградов В. В. Русский язык (Грамматическое учение о слове). М.-Л., 1947. С. 315.
2. Срезневский И. И. Материалы для словаря древнерусского языка. СПб., 1903, Т. З. С. 844.
Текущий рейтинг:
Что означают, цифры 1,2,3,4,5. В учебнике по Русскому языку, над словом?
Сразу видно, что многие давненько не открывали учебники русского языка.
В 9 лет Вы ещё не все разборы умеете выполнять, потому что не изучали пока в школе порядок и правила их выполнения.
1 – разбор фонетический, в начальной школе его называют звуко-буквенным, если ещё не изучали, то в 4 классе с ним встретитесь.
2 –разбор слова по составу (с 5-го класса его называют морфемным, так как корень, приставка, суффикс, окончание – это морфемы). Этот разбор Вы уже выполняете. Но эта же цифра обозначает ещё и разбор словообразовательный, с ним вы познакомитесь позже.
3 – морфологический разбор слова, то есть разбор слова как части речи. С этим разбором, если ещё незнакомы, то в 4 классе познакомитесь, а в 5, 6, 7 будете знать о частях речи больше, поэтому и разбор будет усложняться.
4 – синтаксический разбор предложения. Эта цифра ставится после последнего слова в предложении.
5 – лексический разбор слова. Его начинают выполнять с 5 класса.
6 – орфографический разбор слова. Надо объяснить все орфограммы, которые в слове есть, а орфограммы – это такие места в слове, которые требуют применения орфографического правила.
7 – пунктуационный разбор предложения или его части. Цифра ставится или в конце предложения (тогда надо объяснить все знаки препинания в нём) или после какого-либо знака (в таком случае объясняется постановка этого знака или этого знака и парного с ним, но о парных знаках узнают в 7 классе).
Как сделать разбор под цифрой 4 по русскому языку?
Все-таки как полезно отвечать на различные вопросы сайта Большой вопрос, вспоминаешь все, что давно забыл, мозгу не даешь совсем заснуть, да и грамотности своей под влиянием интернет-потока безграмотности не даешь совсем уж упасть ниже плинтуса.
Если мы видим цифру четыре после предложения, то мы должны сделать разбор синтаксический. Вспоминаем, что это такое. Буду частично давать свой текст в формате цитаты, чтобы уникальность не была слишком низкой, потому что многие вещи своими словами не напишешь.
Рассмотрим все то, что я написала выше в своем ответе на примере вот такого предложения:
Ну вот, кажется, разобрались, но запомнить это, конечно, довольно сложно, придется все-таки воспользоваться учебником или интернетом, если когда-нибудь придется повторить этот подвиг.
В конце предложения нередко пишется цифра 4. Это означает, что необходимо сделать синтаксический разбор предложения. Выделить подлежащее и сказуемое. В некоторых случаях пишется часть речи над словом.
Синтаксический разбор предложения выполняется по следующему плану:
Далее, в зависимости от предложения, сложного или простого, следует придерживаться данного плана:
Но в любом случае, вам необходимо будет подчеркнуть все члены данного предложения и указать, какими частями речи они являются. Чтобы правильно это определить, следует задавать вопросы к второстепенным членам предложения.
После всего иногда составляется схема предложения.
Разбор под цифрой 4 в учебниках русского языка подразумевает синтаксический разбор предложения, который выполняется по следующему плану.
Над каждым словом надо написать часть речи. В скобках указать какое это предложение и нарисовать схему.
что такое разбор под цифрой 4
цифра 4 это какой разбор по русскому языку
Цифра 4 в конце предложения указывает на то, что необходимо сделать синтаксический разбор этого предложения.
Привожу план и примеры синтаксического разбора разных видов предложения.
Разбор под цифрой четыре означает синтаксический разбор.
Далее найдем главные члены предложения и подчеркнем их.
После этого нам нужно найти второстепенные члены предложения и подчеркнуть их, после этого над каждым словом предложения укажем часть речи.
И не забудем составить схему предложения.
Если вы увидели то, что в конце предложения, находится цифра «4», то это означает то, что вам нужно произвести синтаксический разбор данного предложения.
Ну а этот разбор по сути предполагает то, что вы должны будете выявить в предложении подлежащее и сказуемое и подчеркнуть их, подлежащее одной чертой, а сказуемое двумя. Затем так же выявляете второстепенные члены предложения, которыми могут являться: определение, обстоятельство или дополнение. Чаще всего в данном разборе, требуется над каждым словом, надписать кратко, к какой части речи оно относится.
В завершении, вы анализируете и описываете все предложение в целом и дополнительно указываете, чем данное предложение осложнено.
К примеру предложение может быть: вопросительным или же повествовательным.
распространенное или нет ( если в предложении кроме подлежащего и сказуемого, есть и другие члены, то оно распространенное)
осложнено ли оно чем то или нет. ( может быть осложнено например однородными сказуемыми или определениями)
Под данной цифрой принято считать синтаксический разбор. С помощью этого разбора можно понять характеристику предложения, к примеру предложение может оказаться вопросительным.
Так же важно понять относится предложение к простому или сложному. От этого зависит, как делать разбор дальше.
В целом синтаксический разбор не так уж и прост. Посмотрите ниже памятку, там указаны все пункты такого разбора. Делайте разбор по порядку по пунктам.
Разбор предложения под цифрой 4 означает его синтаксический разбор.
Примерный план синтаксического разбора:
Также синтаксический разбор подразумевает определение частей речи для каждого слова, и эти части речи нужно написать сверху над каждым словом.
Владимир Клавдиевич Арсеньев — знаменитый русский исследователь Дальнего Востока, ________________ ____
________ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
____
Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, с однородными сказуемыми.
Письмовник
Когда нужны буквенные наращения после цифр?
Техническое оформление текста
Когда применять наращения?
Наращение (буквенное падежное окончание) используется в записи порядковых числительных: 10-й класс «Б»; ученик 11-го класса; 1-й вагон из центра; 5-й уровень сложности; занять 2-е и 3-е места; в начале 90-х годов, 12-й маршрут.
Наращение не используется:
Как применять наращения?
Наращение падежного окончания в порядковых числительных, обозначенных арабскими цифрами, может быть однобуквенным или двухбуквенным.
По закрепившейся традиции наращение должно быть однобуквенным, если последней букве числительного предшествует гласный звук: 5-й день (пятый день), 25-я годовщина (двадцать пятая годовщина), в 32-м издании (в тридцать втором издании), в 14-м ряду (в четырнадцатом ряду).
Наращение должно быть двубуквенным, если последней букве предшествует согласный: 5-го дня (пятого дня), к 25-му студенту (к двадцать пятому студенту), из 32-го издания (из тридцать второго издания), из 14-го ряда (из четырнадцатого ряда).
Если подряд следуют два порядковых числительных, разделенных запятой или соединенных союзом, падежное окончание наращивают у каждого из них: 1-й, 2-й вагоны; 80-е и 90-е годы.
Если подряд следуют более двух порядковых числительных, разделенных запятой, точкой с запятой или соединенных союзом, то падежное окончание наращивают только у последнего числительного: 1, 2 и 3-й вагоны, 70, 80, 90-е годы.
Если два порядковых числительных следуют через тире, то падежное окончание наращивают:
а) только у второго числительного, если падежное окончание у обоих числительных одинаковое: 50–60-е годы, в 80–90-х годах;
б) у каждого числительного, если падежные окончания разные: в 11-м – 20-х рядах.
Как записать существительное или прилагательное, начинающееся числом? Как правильно: 3-х мерный или 3-мерный?
Корректное оформление: трехмерный (предпочтительно), 3-мерный.
Если в составе сложных существительных и прилагательных есть числительное, то его можно записать в словесной форме (прописью) или в словесно-цифровой форме (цифрой и присоединяемым дефисом существительным или прилагательным). При использовании словесно-цифровой формы записи буквенные наращения после числительных не пишутся.
Неверно
Верно
2 симочный
150-ти летие
Примечание. В узкоспециальных изданиях допускается заменять прилагательное (название физической единицы) соответствующим кратким обозначением: 5-км расстояние, 12-т нагрузка.
Как писать названия классов: 1а класс или 1-й «А» класс?
Специальных правил оформления литеры в названии класса нет. В прочих случаях литерные добавления, как правило, пишутся строчными буквами без кавычек и присоединяются без пробела и без дефиса к предшествующей цифре: рисунок 1а, пункт 2д, дом 3а и т. д. Поэтому по аналогии можно было бы написать 1а класс, класс 10г, но на практике такой вариант не используется.
Наиболее распространены варианты оформления с прописной литерой, заключенной в кавычки: наш 10-й «Б», поступил в 1-й «А» класс и т. д. Такое оформление особенно уместно в тех случаях, когда литера располагается не сразу после числительного (или когда числительное вообще отсутствует): 10-й класс «Б»; классы «А» и «Б».
При написании числительного словом используется аналогичное оформление: первый «А» класс, десятый «Б». Ср.: Здесь можно было переждать какую-нибудь опасность, покурить, поговорить с девчонкой – словом, свой девятый «В» Мельников не случайно обнаружил именно здесь. Г. Полонский, Доживем до понедельника. Служкин запустил девятый «А» в кабинет и раскрыл классный журнал. А. Иванов, Географ глобус пропил.
Мильчин А. Э., Чельцова Л. К. Справочник издателя и автора. М., 2003.
Русский язык цифра два
Что означает цифра 2 в русском языке над словом?
Цифра два над словом в русском языке означает, что нам нужно разобрать слово по составу;
Найти основу слова и выделить приставку, корень,суффикс и окончание.
Например слово «лесник»:
основой слова является-«лесник».
В русском языке цифра два над словом говорит о том, что необходимо произвести морфемный разбор слова, то есть разобрать слово по составу (выделить приставку, корень, суффикс, окончание и основу слова).
Цифра два в русском языке над словом обозначает один из видов его разбора. Если стоит цифра один, то нужно выполнить фонетический разбор. Цифра два над словом указывает, что следует выполнить морфемный разбор.
Например, выполним разбор по составу, или морфемный разбор, слова «медвежонок».
Это слово мужского рода имеет нулевое окончание, что можно выявить, сравнив его падежные формы:
рисунок кого? медвежонк-а;
любуюсь кем? медвежонк-ом;
расскажу о ком? о медвежонк-е.
Корнем является морфема медвеж-, как и в составе родственных слов:
Закончим морфемный разбор записью:
Если у нас над словом стоит циферка, то это означает нам надобно разобрать слово по морфемному составу.
Для наглядного примера можем разобрать слово «подснежник».
Как видим в данном примере нет окончания.
Также можем и такое слово, как «чашка».
«Чашк» является основой.
В этом слове нет приставки.
В том случае, если мы в учебнике над словом видим цифру «2», тогда необходимо произвести морфемный разбор данного слова.
Это задание довольно простое, нужно в слове выделить приставку, корень, суффикс и окончание, если таковые имеются. Так же выделить основу слова.
Пример морфемного разбора приведу ниже.
В начальных классах смотря на домашние задания нередко можно увидеть слово над которым сверху нарисована цифра 2.
Данная цифра обозначает, что необходимо разобрать это слово по составу.
Разбор по составу предполагает определить части слова, а именно корень, приставку, суффикс, окончание и основу слова.
Данный вид разбора является одним из самых простых и не требует большой базы знаний.
Разбор слова по составу (определение корня, суффикса, приставки, окончания, основы слова).
В русском языке, цифры над словом, обозначают различные виды разбора слов и предложений. Так, цифра 2, означает разбор слова по морфемному составу, то есть по наименьшим неделимым частям слова (приставка, корень, суффикс, окончание).
Цифра «2» над словом в русском языке значит что нужно произвести морфемный разбор (по составу) того или иного представленного слова. Таким образом, представленное слово нужно будет разобрать по морфемам, то есть по частям слова, а именно: отметить корень, приставку, суффикс, окончание и основу слова.
Проще говоря разобрать слово на корень, приставку, суффикс, окончание и основу слова.
Цифра два над словом означает, что вы должны сделать морфемный разбор данного слова.
Морфемный разбор означает, что вы должны выделить в слове морфемы, то есть найти приставку, корень, суффикс и окончание, также основу.
Наличие цифры 3 над словом в русском языке, обозначает морфологический разбор слова, который представляет собой полную грамматическую характеристику, разбираемого слова. Восстанавливается и анализируется изначальная структура и место в контексте предложения.
Перевернутая галочка над цифрой называется – циркумфлекс.
Число Жизненного Пути вычисляется в нумерологии по дате рождения. Составляя Нумерологическую карту, его определяют в самом начале, это важнейшее её число. Определяет направление пути человека в жизни, данные ему при рождении способности, таланты, способствующие преодолению этого пути.
Если имя, фамилию человек может изменить, наиболее часто встречающееся, это изменение фамилии женщинами при выходе замуж, то дата рождения остаётся неизменной.
Значение числа 9 в нумерологии можно посмотреть здесь.
Если девятка присутствует в нумерологической карте как ЧЖП, тогда она имеет доминирующее значение в жизни человека.
Человек с гуманистическим числом 9 способен видеть и понимать глубинную связь различных процессов, учится терпимости, любви и состраданию.
Цифра пять над словом в русском языке означает_ пунктуационный разбор;
Для удобства можно привести таблицу, в которой указаны значение цифр над словами, то есть виды разборов слов и предложений в русском языке:
В науке нумерологии Число жизненного пути считается самым главным, которое рассказывает об истинном предназначении и появлении его на свет.
О способностях и талантах, о целях в жизни и пути к её достижению. О препятствиях и соблазнах, подстерегающих человека на нём. О способах выхода из сложных ситуаций.
Это главный урок, который должен вынести из своей жизни человек.
Люди. имеющие 8 в качестве Числа жизненного пути материалисты и прагматики, они не верят доказательствам, пока сами не убедятся. Всегда готовы взяться за дело, пусть даже оно представляется трудным и не сулящим выгоды. Но могут раскрутить его так, работая сами и успешно мотивируя окружающих, что всё будет исполнено на отлично.
Обладают несомненными лидерскими качествами и способны к созданию крупного бизнеса, причём не особенно важно, в какой это будет области.
Ссориться с ними опасно, особенно для близких людей, поэтому они могут быть несчастливы в семье и страдать от одиночества. Но другим трудно бывает понять их увлечённость делами, когда семья тоже требует постоянного внимания.
Как писать цифры и числа в тексте? Правила русского языка
Правописание числительных в грамматике русского языка тема сложная.
Ну, во-первых, правила никто не отменял;
во-вторых, есть немало случаев, когда числительное, написанное цифрами, усложняет понимание текста, а также и наоборот;
в-третьих, сами правила совсем несложные, просто надо разложить их по полочкам, чем мы и займемся.
Вспомним, как могут записываться числа в тексте. Есть три формы написания:
Как писать цифры от 1 до 10 в тексте
Обычно пишутся прописью в тексте цифры от 1 до 10, особенно в косвенных падежах. В начале предложения — только в словесной форме.
Есть два исключения, когда применяется цифровая форма:
Порядковые числительные от 1 до 10 могут писаться, как прописью (в художественных и публицистических текстах это предпочтительней), так и в буквенно-цифровой форме. Буквы в этом случае называются наращением.
После цифры через дефис без пробелов ставится либо одна последняя буква окончания, либо две:
Это правило справедливо для всех порядковых числительных, как однозначных, так и многозначных.
Например: В мировую историю 2020-й год войдет в первую очередь как год пандемии коронавирусной инфекции. Для записи на собеседование подойдите к 47-му кабинету.
Как писать цифры прописью
С написанием цифр прописью в случае с однозначными числами разобрались. С двузначными и многозначными числами правила, приведенные выше, тоже работают.
В остальных случаях выбор формы написания числа вариативен и зависит от стиля текста (художественно-публицистический, научный, деловой и т.д.) и предпочтения автора.
Вот пример из художественного произведения:
Мне известен человек, который при росте примерно сто шестьдесят пять сантиметров носит обувь сорок пятого размера (В. Липатов)
Автор написал цифры прописью, чтобы у текста был именно художественный, а не деловой вид, но если предложение написать так: Мне известен человек, который при росте примерно 165 сантиметров носит обувь 45-го размера – это не будет ошибкой.
Тут надо ещё учитывать особенности восприятия чисел. Уже двузначные, а тем более числа с большим количеством разрядов, лучше воспринимаются в цифровой форме, хотя в художественном тексте, как правило, рекомендуют писать цифры прописью.
Чем больше число, тем сложнее облечь его при написании в словесную форму, и при этом не ошибиться в склонении. Да и надо ли это делать?
Сравните: В результате наводнения 2153 жителям пришлось экстренно покинуть свои дома.
Или: В результате наводнения двум тысячам ста пятидесяти трём жителям пришлось экстренно покинуть свои дома.
Как правильно писать цифры в документах
Но цифры пишутся и прописью:
Цифровая форма используется:
Буквенно-цифровая запись применяется:
Как писать цифры в скобках
В бухгалтерских, финансовых и юридических документах, разного рода заявлениях приходится сталкиваться с необходимостью писать цифры прописью в скобках для расшифровки денежных сумм, указанных перед этим в цифровых выражениях.
Для чего это делается легко догадаться с позиции простого здравого смысла. Дублируя цифровую запись буквенной, мы уменьшаем вероятность ошибки и возможного мошенничества. Подделать слова сложнее, чем цифры.
Записывать сумму прописью в скобках тоже надо правильно:
Например: Общая сумма контракта составляет 1 326 787 руб. 45 коп. (Один миллион триста двадцать шесть тысяч семьсот восемьдесят семь руб. 45 коп.)
Возможен и такой вариант написания, когда копейки пишутся один раз, скобки ставятся перед ними и в них расшифровывается только сумма в рублях (долларах, евро):
Общая сумма контракта составляет 1 326 787 руб. (Один миллион триста двадцать шесть тысяч семьсот восемьдесят семь руб.) 45 коп..
Мы разобрались, в каких случаях надо писать числительные прописью, а в каких – цифрами. Если с ходу не получается запомнить такое количество справочной информации, пользуйтесь этой статьей как памяткой и пишите цифры прописью правильно.
Кстати, у нас на сайте есть специальный инструмент “Перевод чисел в цифры прописью“. Если вам нужно быстро перевести цифры в готовый текст (или суммму), его удобно использовать.
Как сделать разбор под цифрой 2 по русскому языку?
Цифра 2 это морфемный разбор слова, то есть нужно найти приставку, корень, суффикс, основу и окончание.
Вообще все цифры есть в начале учебника, они там представлены и есть описание к ним, не только 2, а все цифры, которые будут Вам встречаться в учебнике дальше.
«Гусенок»:
«Гусыня»:
«Гусятина»:
«Гусятник»:
Слово травинка, представляет из себя существительное как часть речи.
Слово травушка представляет из себя существительное как часть речи.
Анализ (разбор) морфологический, обозначаемый в учебниках для школ цифрой 3 в верхнем индексе после словарной единицы (СЕ), для такого анализа предназначенной, – это разбор данной СЕ как части речи.
Морфология держится, как и многое в этом мире, на трёх китах, первый (I) из коих ведает ОБЩИМ ГРАММАТИЧЕСКИМ ЗНАЧЕНИЕМ (ОГЗ) частей речи – значением, являющимся одним признаков, что помогают нам огромную массу слов разделить на отдельные группы (классы) морфологические, частями речи называемые:
Кит второй (II) ведает ЧАСТЕРЕЧНЫМИ ПРИЗНАКАМИ (МОРФОЛОГИЧЕСКИМИ), и у каждой морфологической группы свой набор таких признаков, кои тоже помогают нам сии части речи распознать в массе слов.
Кит третий (III) помогает увидеть у каждого разбираемого слова ПРИЗНАКИ, за рамки морфологических выходящие, СИНТАКСИЧЕСКИЕ, проще говоря, определить роль анализируемого слова в предложении.
Анализ морфологический, как, впрочем, и любой иной разбор лингвистический, выполняется по единому шаблону, меняется только внутреннее его содержание.
Итак, нам предстоит как часть речи разобрать слово стиля высокого: ПРЕХОДЯЩЕ.
ЧТОБЫ ОПРЕДЕЛИТЬ ВСЁ ТО, ЧЕМ ВЕДАЕТ КИТ № 1, начать надо с частеречного вопроса, а в данном случае это дело не самое простое, ибо мы должны сделать выбор между вопросами КАК, КАКИМ ОБРАЗОМ? и КАКОВО? Вопрос КАК? задать-то можно, но вот, если это наречие (а именно это мы и предположили, сей вопрос задав), то следует спросить себя: что же можно делать ПРЕХОДЯЩЕ, ведь основное ОГЗ наречий – признак действия. Приходится констатировать: ничего – слово сие глаголы не поясняет, но не будем всё же торопиться списывать его со счетов в качестве наречия. Вспомним: лексемы этой части речи имеют и другие ОГЗ (см. выше), если поясняют не глаголы, а прилагательные или другие наречия (а также существительные, о чём мы дальше вспоминать сегодня не будем). И вопросы тогда задаются другие:
И хотя словари толковые и орфографические, вернее, их составители, наречия ПРЕХОДЯЩЕ не упоминают даже, я нашла его в «Колымских рассказах» В. Шаламова:
Трудно другое, что сама правда жизни ПРЕХОДЯЩЕ изменчива.
Лексема ПРЕХОДЯЩЕ здесь именно наречие, ибо отвечает на названный вопрос и поясняет член предложения, прилагательным кратким выраженный: изменчива в какой мере? в какой степени? преходяще.
Вопрос КАКОВО? примечателен тем, что на него могут отвечать аж 3 части речи:
Последнее исключаем сразу, ибо
С причастием же слово ПРЕХОДЯЩЕ роднит следующее:
Но причастием ПРЕХОДЯЩЕ быть не может, ибо:
Из сказанного следует: лексема ПРЕХОДЯЩЕ – прилагательное, признак предмета обозначающее, его форма начальная – ПРЕХОДЯЩИЙ.
ИТАК, ПЕРВЫЙ КИТ НАМ ПОДСКАЗАЛ:
ОБРАТИМСЯ К КИТУ ПОД № 2.
Если у нас наречие ПРЕХОДЯЩЕ, у него есть лишь признаки постоянные, к коим отнесём неизменяемость и семантический разряд (по значению) – меры и степени.
Если перед нами прилагательное ПРЕХОДЯЩЕ, его единственным морфологическим признаком постоянным надо назвать разряд по значению. Уже то, что прилагательное сие в форме краткой, позволяет нам отнести его к качественным, хотя, будь моя воля, я бы добавила к трём семантическим видам прилагательных (кроме качественных, относительные и притяжательные есть) ещё один разряд: отглагольные (термин такой, конечно, существует, вот только связан он со словообразованием, а не со значением прилагательных, но, когда я вчитываюсь в прилагательные отглагольные, похожие и непохожие на причастия (знакомый, преходящий, горелый, обледенелый), ощущаю в них и значение действия, поэтому сама я либо ограничилась бы при указании постоянных признаков слова анализируемого характеристикой «отглагольное», либо добавила бы эту характеристику к разряду «качественное».
Далее называем признаки непостоянные.
У наречия ПРЕХОДЯЩЕ, это уже выше отмечалось, их нет в силу неизменяемости.
У прилагательных качественных это:
У всех прилагательных – число, падеж, а в числе единственном – род.
Преходяще – прилагательное в форме краткой, степеней сравнения не имеет, а потому и степень положительную указывать нет никакой надобности; употреблено сие слово в числе единственном, роде среднем, а вот падежа нет, ибо прилагательные краткие не склоняются.
ЗАВЕРШАЯ РАЗБОР, ВЫЯСНИМ, КАКОВА СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ НАШИХ ОМОФОРМ ПРЕХОДЯЩЕ (КИТ № 3).
Наречие ПРЕХОДЯЩЕ в шаламовском предложении поясняет сказуемое и является обстоятельством меры и степени (изменчива в какой мере? в какой степени? – преходяще).
Чуть ли не единственная роль синтаксическая кратких прилагательных – роль основной части сказуемого составного именного с нулевой или выраженной связкой. Запишем предложения со словом ПРЕХОДЯЩЕ в роли сказуемого, поразмыслив, что же непременно рода среднего может быть преходящим:
Но ЛЮБОЕ СЛОВО, в том числе и краткое прилагательное, может быть в предложениях не только сказуемым, но и другими членами: ПОДЛЕЖАЩИМ, НЕСОГЛАСОВАННЫМ ОПРЕДЕЛЕНИЕМ. Подобного рода предложения постоянно звучат на уроках языка:
Письменные разборы я выполняю по наиболее удобному для меня образцу записи.
Математика. 1 класс
Конспект урока
Математика, 1 класс
Урок № 5. Число 2. Цифра 2
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Число два относительно числа один называется следующим числом.
Число один относительно числа два будет называться предыдущим числом.
Число 2; цифра 2; состав числа 2; счет до 5; пара.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. Учебник. 1 кл. В 2 ч. Ч. 1.– М.: Просвещение, 2017.–С. 24 – 25.
3. Гребнева Ю. А. Тетрадь-практикум по математике для 1 класса. Сложение и вычитание в пределах 10. – М.: Ювента, 2016. – С. 4 – 9.
4. Кац Е. М. Необычная математика. Тетрадь логических заданий для детей 5 – 6 лет. – М.: МЦНМО, 2018. – 64 с.
5. Кац Е. М. Необычная математика. Тетрадь логических заданий для детей 6 – 7 лет. – М.: МЦНМО, 2018. – 56 с.
На уроке мы узнаем состав числа 2 и про какие предметы говорят «пара». Научимся определять место числа 2 в ряду чисел при счёте. Сможем соотносить цифру и число 2.
Основное содержание урока
На тарелке лежит одно яблоко. К нему положили еще одно яблоко. Теперь на тарелке два яблока.
На схеме это можно изобразить так:
Сколько предметов на каждом рисунке? (пауза)
На каждом рисунке изображено два предмета.
Количество предметов на любом рисунке можно обозначить такой числовой фигурой:
Число два записывается с помощью цифры два.
Про некоторые предметы говорят «пара». Например, пара обуви, пара глаз, пара рукавиц.
Нарисуем один квадрат. Под ним нарисуем два треугольника.
Треугольников нарисовали больше, чем квадратов. Квадратов меньше, чем треугольников.
На лугу летали две бабочки. Одна бабочка улетела. Сколько бабочек осталось? Осталась одна бабочка. На схеме это можно изобразить так.
Из двух вычесть один получится один.
Два больше, чем один.
Один меньше, чем два.
В числовом ряду число два стоит после числа один.
Число два относительно числа один называется следующим числом. Число один относительно числа два будет называться предыдущим числом.
Два – это один да один. На схеме это можно изобразить так.
Научимся писать цифру 2.
Начинаем писать немного ниже середины верхней стороны клетки. Ведем линию вверх, закругляя в правом верхнем углу клетки. Затем ведем линию вниз к середине нижней стороны клетки. Вдоль нижней стороны клетки пишем волнистую линию, ведя руку к правому нижнему углу клетки.
Разбор тренировочных заданий
1. Впишите в текст пропущенные цифры.
У человека ____ голова, ____ глаза, __ нос, ____ рот, ____ уха, ___ руки и ___ ноги.
Ответ: У человека 1 голова, 2 глаза, 1 нос, 1 рот, 2 уха, 2 руки и 2 ноги.
2. Отгадайте ребус. Напишите отгадку в клеточки.