что значит 161 у антифашистов
Что значит 161 у антифашистов
“161” project is directed to rally people who are engaged in politicized street art. Starting with graffiti, rap, photo and ending with nothing… because there are no bounds… there are only limits of the average man’s mind which we want to break. Politicized means resistance to authorities, cops, political parties and their nazi henchmen. We are against killing people! But if the forces are not equal we will always find our own arguments in defense. We are for freedom in all its manifestations! From garb and freedom of expression to calmness and pacification. People support people. We are those who already understood the advantage of quality not of quantity. That’s why we offer everybody to join “161” project. And put your hearts into these works. Do it masterfully not in a slapdash way.
The time is ripe for action. Here and now.
What does the number 161 mean?
Что значит число 161?
Как цифра 161 приняла смысл?
На сколько нам известно идея проекта 161crew появилась в Чехии. Они уже давно делают концерты, занимаются акциями, рисуют граффити и тд. под данным символом. Они же были одними из организаторов первомайского фестиваля в 2009 году.
Дальше была Россия, а за ней Украина и Беларусь. Но Киев сыграл тут ведущую роль.
Как появилась тема с проектов “161” в Киеве?
Сначала АФД ( Антифашистское Действие ) Украины сделало редирект на 161.org.ua
так же в укр. криминальном кодексе 161 статья за разжигание межнациональной розни.
Понравилась идея с цифрой 161. Решили нарисовать граффити 161. Пригласили желающих участвовать и собралось 11 человек на одно непутёвое граффити. Решили что 161 подойдёт для названия крю. Мы тогда ещё не знали ни про чехов, ни про москвичей. Это было за неделю до 2010 года. В итоге получилось так, что хотели нарисовать граффити, а собрали крю. Тех кто хочет менять мир. И тех кто верит что этому обществу осталось не долго. В итоге всё переросло в движение свободных художников.
У нас нет иерархии. Всё основано на самоорганизации. И если каждый не будет заниматься проектом, то смысла и будущего у него просто нет. Мы надеемся это все понимают.
К сожалению изначальный состав основателей полностью поменялся. Люди которые вели проект первые пару лет уже не задействованы в нём.
Идеи проекта “161”
О настоящем и будущем проекта “161”
В настоящий момент у нас уже есть большое количество работ по уличному искусству, ребята подняли качество своих работ на новый уровень, движение стало более самоорганизовано, каждый день о нас узнают всё новые и новые люди… Мы все вмести упорно двигаемся к нашей намеченной цели.
Наш старый сайт мёртв. Планируем запуск нового сайт. Скорее всего он будет шаблонный, но зато у него будет более удобный функционал.
Спасибо, что остаётесь с нами.
Создавайте красоту улиц вместе с “Уличным искусством”.
Думайте, мыслите, развивайтесь.
Ультраправый ребрендинг
Еще недавно национал-социалиста или правого скинхеда сразу выдавал внешний вид. Куртка «бомбер», высокие ботинки, бритая наголо голова. Мода меняется, но, как бы ни менялся внешний вид, несмотря на отсутствие бритых голов и свастичных символов на рукаве, внутренний мир правой молодежи остается прежним.
С 1945–47 годов в Австрии и Германии законом (Wiederbetätigungsverbot) категорически запрещено восстановление нацистских организаций, а также полное или частичное использование символики Третьего рейха. В отличие от скандинавских стран наказание за нарушение этих запретов более суровое – высокие штрафы и даже тюремное заключение. Однако радикально настроенные ультраправые находят способы обходить закон.
«Неоодежда» для правой молодежи
Однако запреты на использование нацистской символики, повышенное внимание со стороны полиции к «бритоголовым», наравне с естественным ростом материального благосостояния последних (речь сегодня не идет об английских докерах и заводских рабочих начала 60-х, с которых все началось), заставили ультраправых скинхедов пересмотреть свой внешний вид. Современная униформа национал-социалиста – это тщательно подобранный гардероб, где каждый бренд говорит сам за себя. Совершенно не обязательно носить повязки со свастикой или кричащие значки с нацистской символикой, достаточно подобрать одежду определенных марок.
С формальной точки зрения – все по закону…
Одежда бренда «Thor Steinar», который стал одним из популярных производителей «униформы» для представителей правой субкультуры.
Фирма имеет весьма «скандальную репутацию», так как использует стилизацию под традиционную военную форму одежды времен Третьего рейха. Логотип фирмы, а также многочисленные принты являются комбинацией германских рун. Тема язычества подчеркивается используемыми элементами германской мифологии (такими как ворон, волки, имена богов — Тор, Балдер и других). В результате одного из разбирательств в 2004 году государственным судом города Кенигс-Вустерхаузен (Германия) было вынесено решение о конфискации изделий с логотипом торговой марки на всей территории ФРГ. Непосредственно после запрета марки «Thor Steinar» в Германии аналогичные меры были приняты и в Чешской Республике.
В 2006 году, в связи с незаконным изображением норвежского флага на одежде «Thor Steinar», правительство Норвегии призвало фирму к ответу. Флаг страны является символом норвежской демократии, но ассоциируется и с германскими народами, и поэтому стал жертвой злоупотребления со стороны ультраправых скинхедов.
Одежда марки Lonsdale популярна в субкультуре традиционных скинхедов и футбольных фанатов. Эта марка стала популярна также среди национал-социалистов, что отчасти объясняется тем, что когда футболка с этой надписью видна из-под расстёгнутой куртки, прохожим заметны только буквы NSDA, что почти соответствует аббревиатуре национал-социалистической немецкой рабочей партии (NSDAP). Негативный имидж среди антифашистов, геев и мигрантов этой марки стал причиной прекращения её продаж в ряде европейских магазинов.
Для восстановления своего имиджа марка запустила весьма сомнительную акцию Lonsdale Loves All Colours, в ходе которой одежду Lonsdale рекламировали чернокожие модели, а также спонсировала иммигрантские сообщества и кампании в защиту прав геев
Бренд «Consdaple» был основан Францем Глазауером (Franz Glasauer), долгие годы руководившим немецкими ультраправыми партиями «NDP» и «Die Republikaner». Конструкция слова «Consdaple» напоминает английское понятие «constable», обозначающее «охрана», и содержит ряд букв «NSDAP» (Nazionalsozialistische Deutsche Arbeiterpartei – национал-социалистическая немецкая рабочая партия). Если у логотипа «Consdaple» закрыть две первые и две последние буквы (например, расстегнутой кожаной курткой), то на виду останется сочетание букв «NSDA» или «NSDAP». Дизайн напоминает бренд «Lonsdale», чью одежду также носят в правой среде, однако «Lonsdale» давно борется с этим имиджем и даже участвовал в кампаниях против правой молодежи.
Одежду от «ультраправых производителей» можно купить и через Интернет. Эта услуга пользуется большой популярностью среди заинтересованных покупателей: ведь «виртуальный» магазин, в отличие от реальных, не попадает под наблюдение полиции.
Руководство клуба «Герта» немецкой Бундеслиги официально запретило посещать матчи команды болельщикам, представляющим правые экстремистские организации. В перечень запрещенных брендов, по которым идентифицируют правых экстремистов, вошли все те же «Thor Steinar», «Consdaple» и «Lonsdale».
Берлинская полиция также получила «черный реестр» марок, запрещенных к ношению самими сотрудниками правопорядка в служебное время, и этот список значительно шире: «Fred Perry», «Ben Sherman», «ACAB», «Alpha Industries», «Consdaple», «Lonsdale», «Pit Bull», «Outlaw», «Troublemaker» и «Thor Steinar».
Полиция не раз убеждалась, что люди, участвовавшие в нападениях на мигрантов, часто носят одежду «Thor Steinar». В связи с этим магазины, продающую одежду этой марки, находятся под пристальным наблюдением полиции. На государственном уровне, однако, закон о запрете «Thor Steinar»
Цифры 88 и 18 часто встречаются в неонацистской среде как закодированные буквы алфавита. 88 – HH – это аббревиатура, обозначающая Heil Hitler, a 18 – AH – Adolf Hitler. Чаще всего такую одежду выбирают не случайно, а чтобы продемонстрировать свою принадлежность к конкретной идеологии. Однако случается, что человек не знает о том, что означают цифры на его футболке. Так что при выборе одежды нужно быть внимательнее, а то полицейские могут принять за ультраправого. ©
Эпоха «Стоников» и цветных шнурков. За какую одежду поясняли и спрашивали в нулевых?
Полный разбор фразы «Поясни за шмот».
Поколение Z живёт в прекрасном мире, где носить можно все что угодно. Максимум риска, на который идут зумеры – шанс получить модный приговор от кого-нибудь из знакомых. В каждом городе есть несколько исключений в виде особо тёмных подворотен, но это почти не считается. В нулевых одеваться было гораздо страшнее.
Заходя в секонд, нужно было обладать некоторым набором знаний об экстремистских субкультурах конца 90-х и начала 2000-х. Иначе приглянувшаяся шмоточка легко могла обернуться просьбой «пояснить» от неприветливых граждан с бритыми головами. Сегодня мы вспомним, откуда это взялось, какая одежда представляла опасность и, самое главное, что нужно было отвечать.
Кто «спрашивал за шмот»?
В то время процветали две крайне похожие, но противоборствующие субкультуры – скинхеды и антифа. И те и другие были крепко связаны с околофутбольным фанатским движением. Уличные драки между ними были повседневной нормой, а некоторые элементы одежды – распознавательными знаками.
Носить определённый бренд – значит, принадлежать к группировке. Так считали члены как левого, так и правого движения. Грубо говоря, это воспринималось так же, как если бы гражданский человек вдруг напялил военные погоны. У причастных лиц возникают вопросы, которые очень быстро конвертируются в удары по голове.
Чтобы текст не был пустым набором воспоминаний, я обратился к людям, в то время связанным с опасными движениями. Среди них бывшие фанаты, антифашисты и просто неформалы, которым доставалось больше всего. Важно: все, как один, утверждают, что правила часто различались по регионам. Обычно в этом был виноват испорченный «телефон».
Человек из провинции ехал в Москву или Питер, привозил оттуда нужные дресс-коды и рассказывал своим. Что-то забывалось, что-то приукрашивалось, а часть правил так и вовсе оказывалась бесполезными городскими легендами. Но в нулевых всё это было по-настоящему важно. Тогда субкультуры существовали гораздо более ярко и обособленно, чем сейчас.
За какую одежду «спрашивали»?
Шнуровка. Начнём с классики. Цвет шнурков – не просто дело вкуса, как вы могли подумать, а самый распространённый знак отличия у экстремистов. Почему? Всё просто. Сменить шнурки мог себе позволить каждый, а вот урвать даже палёный Stone Island куда сложнее. Обычно речь о высоких армейских ботинках, но молва распространила эти правила на всю обувь.
Белая прямая шнуровка – правобережная тема. Этот вид означал, что носитель избил до смерти человека восточного происхождения. Но по большей части только на словах. На деле же с белыми шнурками на берцах гоняли все, кто числился скинхедом. А о разнице между прямой/непрямой шнуровкой говорили только дотошные буквоеды.
Соответственно, красные шнурки отличали представителей антифа. К сожалению, некоторые обувные бренды не заботились о потребителях, продавая изделие сразу с красными шнурками. Хорошо помню, как школьный знакомый бегал на рынок, чтобы сменить цвет и перешнуроваться: от греха подальше.
Stone Island. Сейчас уже сложно установить, почему околофутбольщикам, скинхедам и прочим так приглянулся итальянский бренд Stone Island. Но мода точно пошла от британских организаций. В культовом фильме «Хулиганы Зелёной улицы» как раз можно увидеть граждан в «стониках».
Считалось, что «стонарь» никто не будет носить просто так. Носишь – где-нибудь да состоишь. Оригинал стоил бешеных денег, а за палёный избивали, потому что обладатель якобы хочет казаться тем, кем не является. А таких было действительно много. Иногда дворовому моднику случалось урвать Stone Island в секонде, за что он потом расплачивался при встрече с фанатами.
Но если вам так сильно приглянулась куртка, то шанс остаться целым всё же был. Лысых граждан интересовала не столько сама шмотка, сколько фирменный патч – шеврон с логотипом. Отодрав его, можно было решить много проблем, а то и толкнуть кому-нибудь за неплохие деньги. Да, некоторые уникумы специально пришивали «стониковские» патчи на обычную куртку с рыночка.
Существовал каноничный лук скинхеда. Помимо бритых голов, правых ребят отличало стремление следовать стилю одежды, заданному их британскими предшественниками в конце 60-х. Клетчатые рубашки Ben Sherman, подтяжки, джинсы Levi’s 501. Рубашку можно было заменить на поло Fred Perry или Lacoste. В России прижился именно этот вариант.
Привлекал лишние взгляды даже каждый элемент этого лука в отдельности, а уж вместе и подавно. Вряд ли вы одевались в темноте, и всё так удачно совпало, правда?
Забавно, что опасность таких брендов, как Fred Perry, Lacoste и Burberry была ещё и в том, что в них гоняли как левые, так и правые. Каким-то чудесным образом мода распространилась на всех радикалов: особенно ближе к десятым годам. Тогда же в копилку опасных луков добавился бренд Carhartt. Естественно, это повышало вероятность нарваться на вопрос «За кого воюешь?»
Оранжевые бомберы. Главный атрибут российских скинхедов 90-х. Тогда возможностей ходить в «левисах» и Fred Perry было куда меньше, поэтому в качестве униформы прижились китайские бомберы с оранжевой подкладкой, добываемые на ближайшем рынке.
Толстовки Lonsdale. Это явный атрибут скиновской моды эпохи нулевых. Палёные толстовки лондонского бренда можно было найти на рынке в любом городе. А наживёт ли обладатель такой шмоточки проблемы – вопрос крайне сложный.
В целом, можно было избежать членовредительства, ответив, что тебе нравится толстовка. Но есть один важный момент. Будучи надетой под расстёгнутую куртку, надпись Lonsdale превращалась в аббреавиатуру NSDA – Национал-социалистическая партия Германии. Это был явный признак, по которому своих отличали от чужих.
Существовали и чисто правые бренды. В основном, речь идёт о двух конкретных производителях – Thor Steinar и Sva Stone. В отличие от тех же Fred Perry, которые пытаются отмыться от печальной славы шмота для скинов, эти бренды сознательно делали одежду для радикалов.
«Спрашивали» за них даже более жёстко, чем за Stone Island. Во-первых, из-за чёткой идеологии производителя. Во-вторых, потому что это дорогие вещи, которые совершенно точно нельзя достать в секонд-хенде. Шансов сойти за обычного зеваку в таком виде – ноль. Причём охоту на вас в этой одежде открыли бы как правые, так и антифашисты. Никаких аргументов и полумер.
Как правильно «пояснять за шмот»?
Если совсем честно, то никак. В момент, когда к вам подошли, всё уже случилось. Иногда работал вариант сказать, что просто понравилась куртка. Всё напрямую зависело от двух вещей – расстановки сил и настроения того, кто спрашивает. Скилл красноречия в такие моменты был особенно важен.
Предыдущий абзац актуален для тех, кто не состоял ни в одной организации. У настоящих радикалов существовало два способа подтвердить, что одежда соответствует их статусу. Первый касался исключительно выездных ультрас. Называешь дату выезда, соперника и чем закончился замес. Почти не работает для тех, у кого в городе несколько крупных команд.
Второй – говоришь, кто из старших чинов в организации дал тебе право на ношение униформы. Серьёзно, это так и работало. Тех же, кто был в авторитете, знали и так.
В этом же кроется и тайный путь к спасению для тех, кому задают неудобные вопросы. Чем ближе дело было к десятым годам, тем выше вероятность, что человек, решивший «спросить за шмот» – обычный выпендрёжник, который либо не относится ни к какому движению, либо находится на очень низкой ступени.
У многих настоящих скинхедов и антифашистов были приводы, что само по себе отличный повод не отсвечивать. Кроме того, они частенько знали врагов в лицо. Заболтать новичка, который не слишком разбирается, всё-таки было можно. С огромной долей вероятности он просто пытается похвастаться своим знанием.
Но большинство молодых людей того времени считало, что надпись на одежде не стоит всех рисков. Особенно так думали те, кто жил в опасных районах и ежедневно виделся с кем-то из представителей группировок: как «красной», так и «белой».
Почему всё закончилось?
В 2010-х проблема радикальных движений медленно, но исчезала сама собой. Крупные правые группировки распались отчасти из-за внутренних разногласий, отчасти из-за уголовных дел против их лидеров. Некоторые из этих людей, по выражению Юры Дудя, стали «кулаками РПЦ». А новые тренды и интернет в каждом доме убили моду на ксенофобию. Подросткам стало неинтересно вступать в ряды опасных организаций.
Любой человек, плотно следящий за футболом, знает, какой мощной силой были российские фанатские группировки в девяностых и нулевых. Чтобы узнать, что стало с их лидерами сейчас, можете почитать олдовое интервью Дудя с бывшим главой ультрас «Спартака» Иваном Катанаевым. Там есть все ответы.
2010-е оказались куда более спокойными и космополитичными в плане одежды. Лояльность к понятиям, некогда исповедуемым уличными радикалами, сохранили единичные маргиналы. Но многие и сейчас с опаской смотрят на потёртый «стоник», найденный в ближайшем секонде.
Наши 90-е
1.7K постов 14.6K подписчиков
Хах, было дело. Хотя таких тонкостей я не знал, да и лупили у нас больше не правых\левых, а кого ни попадя, за что попадутся. Сейчас забавно читать людей, которые говорят, что в 90-е было лучше.
Единственное, что вот с этой формулировкой не согласен.
А новые тренды и интернет в каждом доме убили моду на ксенофобию.
Не убили, а перенесли в интернет. Действительно, чего на холоде уши морозить и красотой лица рисковать, когда можно выплёскивать свои эмоции на людей в интернетах.
Где Др.Мартинс, Гриндерс и Гетто Грип? Ля кок спортиф и кроссы умбро?
Fred Perry, Lacoste, Burberry, Thor Steinar, Sva Stone, Stone Island.
Двойка по шмоту, кол по политике. На пересдачу.
Само собой ничего не распалось.(самых активных пересажали и перевоспитали на зоне).
За белые шнурки спрашивали сильнее всего и носить их просто так- слабоумие.
Я 1985 года рождения. Не понимаю о чем сей текст. Какие-такие антифашисты? Я скинов-то редко когда видел.
Драки если были, то между футбольными фанатами только.А на улице спросить могли скорее за деньги, часы и мобилу.
«За шмот» меня спрашивали два раза, без последствий:
1. За футболку Агата-Кристи.
2. За балахон Алиса.
Вот эта фраза позабавила:
«Забавно, что опасность таких брендов, как Fred Perry, Lacoste и Burberry была ещё и в том, что в них гоняли как левые, так и правые».
Какие в 90-х начале двухтысячных Burberry и Lacoste? Только если поддельные футболки с логотипом из Вьетнама.
Ну и х.. с ними вымерли и збс.
Слышал, сейчас какие-то оффники появились, и вроде бы теперь они за шмот спрашивают.
вот вы там мажорики с такими названиями одежды и субкультурами. у нас были район на район и в крови домой ползти за всё что угодно ( не туда зашёл, не так посмотрел, не с той девчонкой прогулялся). и самый шик это кросовки колёса и фестивалки адидасовские, которые за свою жизнь могли поменять не один десяток владельцев ) а одежда была только китайская с рынка.
популярно было у модников. Которые из себя, как правило, мало что представляли.
Когда за твои идеи тебя могут порезать или привлечь- учишься быть прозрачным и незаметным. Понимая, что спортнвный костюм или турецкие джинсы лучше робы или деревянного макинтоша.
Хочется добавить также, что скинов было несколько подвидов:
1. НС-скины. Носили ботинки Grinders, Getta Grip или армейские ботинки. Шнурки чаще черные, с белыми живыми на свободе и в чистом сознании долго не ходили. Бомбер и розетка с имперским или российским флагом, иногда Burberry. Голубые джинсы Levis с подворотами или камуфляжные штаны.
К чему я это всё. Я был из третьих, и за шмот меня спрашивали по три-четыре раза на дню. Часто не верили в убеждения, и дело заканчивалось дракой. Иногда от скуки сам спрашивал за шмот у парней в паленом Lonsdale с рынка, банально было интересно что ответят.
Традов практически не было ни в Москве, ни в Подмосковье, и очень часто тусовался с панками, правыми или левыми скинами.
Дубина уличной войны
Граффити и насилие
Года три-четыре назад условно правая и левая молодежь не калечила и не убивала друг друга так, как это происходило в нулевые. В 2012 году в городе появилась одна из многочисленных граффити-групп, которые не сколько рисуют, сколько оставляют всюду аббревиатуру своего названия и так делят пространство Петербурга. После одного случайного конфликта с правыми знакомыми группа объявила себя антирасистской и назвалась Red Guard Clan (RGC).
Основные персонажи «клана»: Мако (Эльмир Макоев), Карп (знакомые описывают его как «ватника-патриота») и парень по кличке Вуди. Всем было тогда приблизительно от 16 до 18 лет.
Мако якобы родом из богатой азербайджанской семьи. По одной из версий, он будто сам хотел сначала заделаться правым воином. Эти слухи Мако не комментирует. Для молодежных субкультур это нормально: подростков бросает из правого края в левый. Что характерно — в обратную сторону реже.
Как говорят, RGC не ходили на футбольные матчи избивать правых фанатов, не готовили засады на концерты неонацистских групп, как это делала антифашисты прошлых лет. Новая поросль преимущественно ловила школьников, которые ходят не в той одежде.
Система «свой-чужой»
В молодежных субкультурах существует градация по маркам одежды, а также подростки и великовозрастные субкультурщики различают друг друга по фасону вещей. Такая своеобразная система «свой-чужой». По одежде молодого человека, легко понять чем он занимается в свободное время.
Одежду покупают (или крадут в магазинах) преимущественно марок Nike, Adidas, Fred Perry, Lacoste, Lonsdale. По логотипам Thor Steinar, Stone Island, Lonsdale чаще узнают правую молодежь. Остановить на улице кого-нибудь в подобной одежде на сленге называется «пояснить за шмот» — силой отстоять право носить, что носишь, или с позором снять модные вещи.
RGC наворачивали круги по торговым центрам в поисках школьников «по правой моде». Местом охоты преимущественно становилась «Галерея», но улицей тоже не брезговали. На сленге это зовется «тэцэшные войны», по местам кучкования подростков.
Антифашисты натыкались на школьников не в той одежде и устраивали допрос на камеру о политических взглядах юных борцов за белую расу, били. Видео о том, как молодежь «отписывается от правого движения», выкладывали в Интернет. За деньги наносили принты на худи — скрещенные якоря петербургского герба, на них — скрещенные мачете, сверху — хоккейная маска. Формировался бренд уличных бойцов с неофашизмом.
RGC открыли паблик в социальной сети. На пике в нем состояло порядка трех тысяч человек и была загружена примерно сотня видео с «отписыванием» правых.
Сотрудники центра «Э» в то время уже вызывали Мако на допросы и следили за новой волной уличного насилия, но не вмешивались.
Месть дубьем
Достаточно странный всплеск уличного насилия со стороны «леваков» удивил правую «основу». Тех, кто давно уже ходит на русские марши, кидает зиги и помнит, как молодые парни резали друг друга ножами за убеждения, а не заливали перцовым газом за кроссовки. К тому же, годы уличных боев научили обе стороны, что лучше добиваться своих целей политическими методами.
В ответ на RGC в 2015 году возникла Nevograd Death Brigade (NDB). Название отсылало к двум неонацистским группировкам, действовавшим в Петербурге с 2009 по 2013 годы. Правда, те неонацисты получили солидные сроки за убийства, а не за «отжимание шмота».
NDB возникло в основном из субкультуры правой хардкор-музыки, но, как признаются участники «бригады», советом помогли старшие соратники. Группу создали несколько человек из разных районов города. Четкого руководства у NDB не существовало, как и постоянного состава. В разное время в группе насчитывалось от 30 до 40 человек в возрасте от 16 до 30 лет.
Характерно, что молодые правые почти потеряли связь со старшими соратниками. Пренебрежительно говорят о «Русском марше», «в оргкомитете которого сидят какие-то дяденьки-монархисты». Уважаемых вожаков лет по 30, как раньше, в правом движении сейчас нет, жалуется молодежь.
Они не могут ответить четко, «чей Крым», но, по их словам, больше половины в правом движении считают полуостров украинским. Неистового антисемитизма среди них нет, однако, многие выступают против сионизма.
NDB занимались ровно тем же, что и RGC. В убийствах молодые люди не замешаны, во всяком случае, сведений об этом нет. В Сети можно найти видео под песню правой хардкор-группы You must murder: «Один, ноль, пять! Ты должен убивать!». Это недвусмысленно отсылает к статье 105 УК РФ «Убийство». Однако на видео одни школьники снимают «не те вещи» с других.
Некоторые участники NDB занимались проектами типа «Оккупай-педофиляй», ловили наркоторговцев. Впрочем, не брезговали молодые люди и старой тактикой ультраправых — «белый вагон», когда в вагон метро, электрички или трамвая врывается толпа и избивает всех не с тем цветом кожи, разрезом глаз или политической позицией. Такое видео под брендом NDB 2015 года можно найти в сети.
Лицом NDB стал молодой человек 1995 или 1996 года рождения по прозвищу Паша Невский. По данным MR7.ru он закончил школу № 516 Невского района, а сейчас учится в одном из петербургских вузов. Соратником Невского стал юноша по прозвищу Илья Купча.
Правые и левые активисты в беседе с корреспондентом MR7.ru описывали Невского как «карлана». На сленге это молодой субкультурщик, который слабо подкован в теории и больше гоняется за модой и жаждой выплеснуть адреналин. Со слов Невского, во многом на него повлиял старший брат, который хорошо общался с частниками печально известной неонацистской группировки Mad Crowd.
Убийство — это вполне реально
Финалом противостояния RGC и NDB стал фестиваль «Алые паруса»-2015. Лучший городской праздник 2016 года по версии The European Festival Awards (премии, которой всего шесть лет) на деле является сборищем пьяных подростков, которым отдают на откуп Дворцовую площадь, чего, будто намеренно, не замечает администрация города.
Антифашистов пришло по одним оценкам шесть, по другим 15 человек, среди них была одна девушка. Двум самым младшим исполнилось 16 лет. Антифу выследили у Марсова поля и бросились в погоню за ними. По словам Невского, RGC оставили своего лидера в районе Ковенского переулка.
На Мако напало не менее десяти человек. Он успел поймать водителя-частника, но подростки окружили машину, стали вытаскивать Мако из нее, заливать в салон перцовый газ. Одни «невоградец» по кличке Кондрат бил антифашиста дубиной, которую просунул в дверное окно. На Мако вылили несколько баллончиков перцового газа, так, что отмывать антифашиста пришлось в больнице.
По словам Невского, три-четыре человека, из тех, кто избивал Мако, уже сидят за решеткой. Кто за убийство приезжих, кто за избиения (по хулиганке), кто по 282 статье.
— Злость на Мако была большая. Он много плохого сделал. Били его человек шесть. Мако Кондрата потом выследил и отомстил. Он всем отомстил, — вспоминает Невский, однако на вопрос, участвовал ли он в том нападении, не отвечает.
После этого события RGC самораспустился, хотя Мако утверждает, что это произошло из-за действий центра «Э».
— Ушел я из движения, но не отказался от своих убеждений, потому что начались проблемы с полицией, дошло даже до моего университета, отдельное спасибо коррупции в данном случае, — шутит Мако.
Правые ликовали, но в 2016 году NDB, да и вообще субкультуру покинул Паша Невский. За «бригадой» пришел центр «Э», и она прекратила свое существование. Невский стал публиковать у себя на странице длинные тексты о том, что завязал с уличными войнами.
— Мне кажется, можно и другими методами здравые идеи пропагандировать. Не все нацисты прям такие жесткие нацисты. Я например, больше сторонник договоров, чем насилия и вообще теперь аполитичен. Тем более нападать на детей, дедушек нерусских. Это вредит имиджу движения, — заявляет нынче Невский.
— И с дворниками-мигрантами тоже?
— Это отдельная история, есть «акционеры», кто акции делает, нападет, есть те, кто за идеологию отвечает.
Теперь Невский считает, что надо легализовать правую идею, присматривается к политическим партиям. На выборы ходили и голосовал за одну из парламентских партий.
— Пока не стану рассказывать, но с ними надо кооперироваться, я считаю. Вот та же «Родина». Против них ничего не имею, но партия слабая, не настолько уважаемая в правом движении. Мне кажется, можно сотрудничать и с «Единой Россией» и с ЛДПР, например. Мои личные взгляды ушли в свое время в национал-консерватизм, –рассуждает Невский.
Мако, по слухам, решил стать полицейским и стажируется в РУВД Красногвардейского района.
Как говорят бывшие участники NDB, за последние два года по 282 статье в Петербурге угодили за решетку порядка 20 человек. Если прибавить случаи, которые квалифицировали как хулиганство, то цифра вырастет раз в восемь, а с теми, кто не попал в сводки полиции, раз в десять.
Опрошенные корреспондентом MR7.ru знакомые с конфликтом RGC и NDB в один голос говорят, что, «бойцы» с обеих сторон способны попасть под уголовное преследование за тяжкие телесные или убийство.
Справка: NDB стала пятой волной неонацизма в городе. Первыми были банды «Шульц-88», группировка Боровикова-Воеводина, NS/WP, затем «Невоград» и «Невоград-2». По хронологии возникновения банд наблюдается закономерность — следующую вспышку уличного политизированного насилия следует ждать приблизительно через два года.