что значит актеры в кадре
Распознавание актеров в кадре
Какая интересная новость, цитирую из пресс-релиза:
КиноПоиск научился распознавать лица персонажей в фильмах и сериалах и сообщать, какие актёры их играют. Распознавание выполняет технология DeepDive. В её основе — алгоритмы компьютерного зрения Яндекса и собственные разработки КиноПоиска в области машинного обучения. Для распознавания актёров DeepDive использует данные из энциклопедии сервиса. Теперь во время просмотра фильма или сериала на КиноПоиске можно в любой момент узнать, что за актёр сейчас на экране и где ещё он играл.
Чтобы выполнить распознавание, достаточно нажать на паузу. DeepDive моментально проанализирует изображение и покажет карточки с именами актёров, которые находятся в кадре. DeepDive определяет актёров в разном возрасте и даже в сложном гриме. Технология узнает Роберта Дауни-младшего как в первом «Железном человеке», вышедшем в 2008 году, так и в фильме «Мстители: Война бесконечности», который появился на экранах десять лет спустя. Или, например, безошибочно распознает Зои Салдану в зелёном гриме Гаморы в «Стражах Галактики».
В некоторых сериалах DeepDive не только распознаёт актёров, но и называет имена их персонажей, а также даёт о них краткую справку: что это за герой, откуда он появился, какие отношения связывают его с другими персонажами. Это особенно полезно в случаях, когда содержание предыдущих серий или сезонов успело забыться. Описания персонажей составляет редакция КиноПоиска.
Сейчас распознавание работает более чем в 150 фильмах и сериалах, доступных по подпискам. Часть из этих фильмов и сериалов есть только на КиноПоиске: «Чудотворцы», «Академия смерти», «Проект «Синяя книга», «Манифест», «Перевал» и другие. Посмотреть, как работает DeepDive, вы можете в любом фильме из подборки.
Пока доступно только в приложениях «Кинопоиск» для телевизоров Samsung и LG, к старту последнего сезона «Игры престолов» будет доступно и в вебе.
Вот так это выглядит в демонстрационном ролике.
Ракурсы камеры, расположение и постановка актеров
В дополнение к предыдущей теме, где рассказывалось про ракурсы и зону охвата, существует еще много разных параметров ракурса, которые влияют на восприятие зрителем того, что они смотрят. Кинематографисту очень важно овладеть правильным расположением актеров, чтобы добиваться эффектных кадров. Дальше мы рассмотрим основные из них.
Обратите внимание, как лицо актера слева на кадре концентрирует ваш взгляд, и персонаж доминирует на экране; на данном примере мы видим реализацию всех факторов расположения актера и освещения.
Съемка героя сверху делает его более слабым и уязвимым. Мы также можем снимать его на большом расстоянии, и при этом делаем его изображение меньше, что подчеркивает эту слабость и одиночество. Сравните этот пример с предыдущим.
Как правило, если вы не собираетесь добиваться особой постановки, то камеру следует располагать на высоте плеч актера. Если актеры сидят, тогда вы можете опустить камеру опять же на высоту плеч.
Вам нужно внимательно следить за фоном кадров, вы должны быть уверены, что фон в данной ситуации является наиболее приемлемым и уместным, не отвлекающим внимание. Практически никогда не бывает уместным съемка на фоне строений. На следующем примере все обстоит плохо. Актеры расположены слишком далеко друг от друга, и они стоят чересчур в профиль. Здание тут выходит на передний план, а фонарный столб будто растет из головы женщины.
На следующем кадре съемка ведется с перспективой, угол обзора падает на аллею с высаженными деревьями, что придает глубину и интерес к данному изображению.
Всегда ведите съемки фона с таким ракурсом, чтобы создавалось впечатление глубины и динамики в ваших образах.
Играй или умри: как актеры оставляют жизнь в кадре?
Сломанные зубы, обожженные причинные места и даже нападение страуса: иногда в кадре все идет не по сценарию. Настолько, что вместо комедийной съемки получается съемка… убийства. Некоторые режиссеры умудряются оставлять эти «неудачные» дубли в фильмах – и даже получать Оскары. Что сегодня дороже – зрелище или жизнь?
На волосок от смерти
Для актерской профессии надо иметь не только внешние данные, известную долю наглости и храброе сердце, но и, пожалуй, ангела-хранителя с крепкими нервами. Иначе никак не объяснить, почему известные актеры даже после сотни травм до сих пор в кинострою.
Рекордсменами по посещению медицинских клиник стали Джеки Чан и Сильвестр Сталлоне. Они получали столько травм и ранений, сколько рядовому российскому дебоширу даже не снилось.
Так, например, во время съемок в фильме «Доспехи бога» Джеки Чан сиганул со стены на ветку дерева. Известно, что он предпочитает не обманывать зрителя и сам выполняет все трюки. Дерево чаяний актера не разделило и предательски хрустнуло. Следом хрустнул и череп. Гонконгского актера госпитализировали с сильнейшей травмой, с тех пор в его голове – пластиковая пластинка, закрывающая дыру.
А вот Сильвестр Сталлоне предпочитает металлические материалы – именно такой позвонок ему установили после неудачного дубля на съемках фильма «Расходные материалы». Семеро статистов-верзил так активно отрабатывали оклад и «вышибали дурь» из героя Сталлоне, что сам актер не мог оклематься несколько дней и вскоре отправился на сложнейшую операцию.
Shutterstock/FOTODOM /Denis Makarenko
Береги честь смолоду
Красавчик Ченнинг Татум на съемках фильма «Орел Девятого легиона» чуть не расстался с достоинством. Мужским. Съемки проходили у шотландской ледяной речки – по сценарию актер должен был перейти ее вброд. И то, что для Бориса Гребенщикова – плюнуть да растереть, для хрупкого алабамца стало пыткой.
Татум, несмотря на гидрокостюм, порядком подмерз – подмерзло и самое ценное. Именно на это ценное Ченнинг первым делом и вылил заботливо поданную ассистентом теплую водичку. Только вот в чашке оказался кипяток. На этом месте остановились бы сердца сотен поклонниц – если бы не близлежащий госпиталь. По пути туда причинное место Татума обложили пакетами со льдом. Достоинство актера спасли – а вот психологическая травма осталась.
shutterstock/FOTODOM/Tinseltown
Оскар для Лео
И, конечно, здесь нельзя не упомянуть всеми любимого Лео. Во время съемок «Джанго освобожденного» Ди Каприо слишком экспрессивно – с душой и почти по-русски – грохнул стаканом по столу. Несколько осколков вошли в ткани, обеспечив настоящий фонтан крови. Кстати, Тарантино такой трюк оценил и останавливать запись не стал. Так в фильм вошли сцены, где Ди Каприо по-настоящему истекает кровью, вдобавок проводя окровавленной рукой по лицу реально перепуганной Брумгильды.
Дама, кстати, такого глубокого погружения в роль не оценила и позже пожаловалась в гильдию киноактеров.
Shutterstock/FOTODOM /Isaaack
Шепелявый Бонд, Джеймс Бонд
Тем, кто боготворит Джеймса Бонда и верит в его непобедимость, дальше лучше не читать. Актер Дэниел Крейг – исполнитель роли Агента 007 – да-да, тот самый сексуальный мужчина средних лет – позорно потерял два передних зуба во время первой же сцены. Рукопашная схватка с актером второго плана (даже не с главным злодеем!) закончилась вполне себе зрелищным полетом суперагента из разбившегося окна. По приземлению с него слетела спесь и…. два передних зуба.
Местные дантисты заявили, что они не волшебники – и быстро восстановить грозный сексуальный образ не смогут. Тогда спецагенту изготовили вставную челюсть.
Спустя годы над такими перипетиями актеры могут лишь посмеяться. А есть и те, кому повезло меньше. И спустя годы только их родственники могут… лишь грустить над могилами. Именно поэтому львиная доля бюджета фильма – это всегда… страховка жизней актеров.
shutterstock/FOTODOM/Piotr Zajac
Когда мечта убивает
На съемках сериала «Третья Мировая война» в 1981 году он… потерял голову. В прямом смысле. По случайности его задело хвостовой лопастью вертолета. Трагедия тоже широко обсуждалась – но от дальнейших смертей не спасла. Расставались с жизнью в Голливуде без преувеличения – сотни актеров.
Сгинуть в зыбучих песках
Самую первую жизнь (из задокументированных) кинематограф забрал еще в 1914-м. Сцена не должна была получиться драматической. Во время съемок фильма «Через границу» в Колорадо актриса Грейс МакХью пересекала реку Арканзас на лодке. Неожиданно плавсредство перевернулось, оператор – настоящий мужчина – немедленно прыгнул в реку, чтобы спасти девушку. Вдвоем они сумели добраться до песчаной отмели – вся группа вздохнула с облегчением – спаслись! Только вот отмель оказалась… зыбучим песком. Теперь уже коллеги беспомощно наблюдали, как засасывало актрису и оператора.
Посмеялся смерти в лицо
Последние кадры
В 1920-м в Лос-Анджелесе стартовали съемки немого фильма Скайуэймэн. Пилоты Милтон Эллиотт и Ормер Локлир неоднократно жаловались: во время исполнения мертвой петли им в глаза слишком ярко светят кинопрожекторы. Режиссер пообещал принять меры, но так и не сделал этого: важнее были удачные кадры. Во время очередного дубля на аэродроме Де Милль пилотов вновь ослепило: из мертвой петли они не вышли и самолет вошел прямиком в землю. Самое страшное здесь, помимо смертей, еще и то, что режиссер решил оставить эту сцену в фильме.
Смерть на посту
Время шло, но, похоже, ничему не учило. В погоне за красивыми и натуралистичными кадрами у режиссеров часто отключалось критическое мышление. В фильме с пророческим названием «Они умерли на своих постах» три всадника погибли во время кавалерийской атаки. В том числе – каскадер-миллионер Джек Бадлонг. Его лошадь споткнулась, всадник перелетел через нее и приземлился на собственный меч – настоящий стальной меч, который застрял между двух камней.
Дань памяти
В 1959-м во время съемок «Кавалеристов» ветеран-каскадер Фред Кеннеди погиб после падения с лошади. Режиссер картины Джон Форд был так расстроен этой гибелью, что закрыл съемочную площадку.
Так же поступил и режиссер фильма «Высокие джунгли» в Перу в 1966-м. Каноэ актера Эрика Флеминга перевернулось в реке Хуаллага. Тело было обнаружено только через три дня. Случаи из ряда вон – съемки не просто остановили, но и похоронили навсегда все исходники, а картина так и не вышли на экраны.
Обычно трагедии никак не влияли на кинопроизводство. Многие даже не дожидались похорон – просто заменяли человека и продолжали работать. Потому что – время на площадке дороже человеческой жизни.
Но есть и самые нашумевшие трагедии современности. В 1993-м сын известного актера Брюса Ли – Брендон тоже оставил жизнь в кадре. Во время съемок одной из сцен фильма «Ворон» статист случайно выстрелил Брэндону в живот – пуля была холостая, тем не менее спустя 10 часов юноша скончался. За три недели до собственной свадьбы.
Доколе
Трагедия с Алеком Болдуином и погибшей Галиной Хатчинс уже меняет правила киносъемок, снова ужесточая их. По словам опытного петербургского каскадера и постановщика трюков на кинопроизводстве Владимира Севастьянихина, после каждой смерти процесс записи пересматривают.
ТАСС / Zelig Shaul/Zuma
Пока расследование продолжается, поклонники предложили снять фильм… о тех, кто погиб на съемках фильмов. Сценарии тут могут быть на любой вкус, ведь жертв – уже сотни.
cinematographua
Записки продюсера
Filmmaker Magazine составил список отделов, которые участвуют в съемках, и рассказал об их обязанностях и функциях, а также о преимуществах каждой профессии.
Производство
Персонал: супервайзер, координатор, секретарь, офисные ассистенты, ассистенты продюсеров и режиссеров.
Обязанности: Организация, подготовка и завершение съемок, помощь актерам, продюсерам, режиссерам и финансистам.
Стоит устраиваться, если вы любите: работать над фильмом, не будучи привязанным к площадке; знать все, что происходит; решать проблемы, то есть возиться с постоянными претензиями.
Любимая игра: искать новый объект для ненависти каждый день.
Ассистенты режиссера
Персонал: второй режиссер, хлопушка, режиссер массовки, ассистенты съемочной площадки
Обязанности: разбор сценария и составление расписания съемок; общение со всеми департаментами, чтобы съемки продолжались (включает составление вызывных листов), мониторинг и обеспечение безопасности на площадке.
Стоит устраиваться, если вы любите: сотрудничать с творческими отделами, чтобы достигать целей; военную иерархию или кодовые слова; паниковать, когда на площадке внезапно нужны зонты.
Любимое развлечение: придумывать прозвища.
Механики
Персонал: старший механик, дольщик, механик обвесов и т.д.
Обязанности: сбор и поддержание в рабочем состоянии оборудования для камеры, включая тележки, рельсы и краны; установка стоек для осветителей, а также приборов контроля света, таких как отражатели.
Стоит устраиваться, если вы любите: инженерные расчеты; головоломки, ручной труд.
Можно узнать по: затейливо завязанным банданам
Электричество
Персонал: гаффер, помощник гаффера, инженер по генераторам, электрики
Обязанности: выполнение инструкций оператора-посстановщика и гаффера; настройка света и прокладывание кабелей, включая «рабочий свет» и энергоснабжение оборудования для других департаментов.
Стоит устраиваться, если вы любите: искусство освещения:когда вас каждый день просят подключить к сети кофеварку.
Главный источник адреналина: вас каждый день может сильно ударить током.
Камера
Персонал: оператор-постановщик, первый помощник оператора, второй помощник оператора, техник цифрового оборудования (DIT), фотограф.
Обязанности: подготовка и работа с камерой, подготовка мониторов (если на площадке нет команды плейбэка); контроль материала, а также управление цифровыми данными или материалами на пленке.
Стоит устраиваться, если вы любите: работать с безумно дорогим оборудованием; математику.
Любимый аксессуар: самостоятельно собранный держатель для какой-нибудь повседневной вещи (например, чехол для ручки на липучке, держатель для изоленты с ручкой из грецкого ореха и т.д).
Реквизит
Персонал: реквизитор, помощник реквизитора, ассистенты.
Стоит устраиваться, если вы любите: находить нужный предмет на любой случай жизни.
Больше всего злит: когда кто-то, кроме актеров, ест реквизит.
Художественное оформление
Персонал: художник-постановщик, арт-директор, координатор департамента, декоратор, руководитель, ассистенты.
Обязанности: все объекты в кадре, включая декорации (мебель, украшения окон, покрытие пола), освоение объектов, постройка декораций (на крупных производствах строительство и украшение площадки и декораций поручают разным департаментам, подчиняющимся художнику-постановщику и арт-директору).
Стоит устраиваться, если вы любите: блошиные рынки, двигать мебель, двигать еще больше мебели.
Постоянные приятели: синяки.
Костюм
Персонал: костюмер, ассистент костюмера, закупщики, супервайзеры, швея.
Обязанности: дизайн и закупка костюмов для актеров, включая покраску, старение и внесение изменений. Супервайзеры и костюмеры на площадке отвечают за примерку костюмов на площадке для актеров и массовки. На больших фильмах обязанности распределяются между двумя департаментами: «Костюм» и «Гардероб». Первый отвечает за получение и создание костюмов, второй одевает актеров и следит за последовательностью.
Стоит устраиваться, если вы любите: одежду, зеркала во весь рост.
Чему чаще всего удивляются новички: мешок с одеждой очень тяжелый.
Сценарий
Обязанности: разбор сценария, анализ целостности блокинга, реквизита, грима и костюмов, отслеживание хода съемок по сценарию.
Стоит устраиваться, если вы любите: быть одним в отделе; всегда быть правым
Преимущество: весь день сидит на стуле.
Грим/прическа
Персонал: глава парикмахерского отдела и ассистенты, глава отдела грима и ассистенты, особый грим.
Обязанности: прическа и грим всех актеров на экране, включая простые накладки, наращивание волос и так далее. При необходимости особый грим можно выделить в отдельный департамент.
Стоит устраиваться, если вы любите: общаться с актерами, узнавать их секреты.
Также известны, как: «Отряд гламура», «Модники»
Локации
Персонал: Локейшн-менеджер, ассистенты и помощники
Обязанности: поиск локаций, связи с окружающим миром, открытие и закрытие площадки, перекрытие локаций.
Стоит устраиваться, если вы любите: карты, общения с большим количеством людей, включая полицейских, пожарных, чиновников и интересующихся соседей.
Наиболее полезный инструмент: наличные, чтобы платить подросткам, громко слушающим музыку и настойчивым продавцам.
Звук
Персонал: оператор бума, звукооператор, звукоинженер
Обязанности: запись и организация аудиодорожки, включая диалоги, шум на заднем плане и атмосферу комнаты.
Стоит устраиваться, если вы любите: искать новые необычные места для микрофонов на площадке; слушать, как актеры жалуются на режиссера, думая, что их никто не слышит; пытаться вставить футляр для оборудование в держатель для кабелей.
Наиболее полезный инструмент: непробиваемый pocker-face
Питание
Персонал: поставщик, повар, помощники повара
Обязанности: приготовление и сервировка обедов на площадке для актеров и команды.
Стоит устраиваться, если вы любите: делать людей счастливыми при помощи еды; когда вас постоянно спрашивают про экзотические острые соусы.
Наиболее полезный инструмент: электрическая жаровня
Буфет
Персонал: буфетчик, ассистенты.
Обязанности: обеспечение площадки едой и напитками в виде буфета, в зависимости от бюджета.
Стоит устраиваться, если вы любите: творчески нарезать фрукты и овощи.
Наиболее полезный инструмент: минидуховка.
Спецэффекты
Персонал: супервайзер спецэффектов, старший рабочий, техники.
Обязанности: подготовка и исполнение всех практических эффектов на площадке, включая дым и туман, ветер, снег/дождь, а также пиротехнику.
Стоит устраиваться, если вы любите: быть самым крутым на площадке
Наиболее полезный инструмент: огнетушитель
Медик
Обязанности: следить за нуждами команды и актерского состава.
Стоит устраиваться, если вы любите: когда вас постоянно просят лосьон от загара.
Наиболее полезный инструмент: складной стул.
Визуальные эффекты
Обязанности: управление и слежка за творческим и техническим исполнением непрактических элементов визуальных эффектов.
Стоит устраиваться, если вы любите: быть тем, кто говорит последнее слово в споре о том, нужно ли использовать пометки.
Самый полезный инструмент: персональный монитор, которому завидуют все остальные.
Перевозка
Персонал: Главный по перевозкам, координатор, водители и т.д.
Обязанности: транспортировка всех членов команды, реквизита, декораций и т.д.
Стоит устраиваться, если вы любите: быть на площадке раньше всех остальных и уезжать позже всех.
Наиболее полезный инструмент: кофе.
Анастасия Панина: «Мы испугались, что это просто служебный роман»
— Настя, скоро на канале «Домашний» выйдет сериал «Доктор Надежда». Наверное, интересно, но в то же время и сложно играть хирурга?
— Да, это действительно именно так. Моя героиня, женщина-хирург, Павлова Надежда Викторовна — специалист, обладающий и интуицией, и глубокими профессиональными знаниями. Это очень редкое сочетание. Надежда быстро ставит диагноз и никогда не ошибается. Про таких людей, как она, говорят — «поцелованные Богом». Поэтому Павловой в мужском коллективе достаточно комфортно — все к ней прислушиваются. Но вместе с тем кто-то ее любит, а кто-то не может смириться с ее талантом.
Мне очень нравится эта героиня. Она профессиональная, сильная, волевая, но при этом Надя прежде всего — женщина, и ей хочется взаимопонимания, гармоничных отношений и любви. Хочется, чтобы был рядом мужчина, который возьмет за руку и поведет за собой.
— Как вы готовились к роли?
— Перед тем как приступить к съемкам, я изучала с консультантами (действующими хирургами, работающими по профессии) инструментарий, училась правильно держать скальпель, делать надрез, шить. Хирургическая игла — специфическая, изогнутая. Когда делаешь стежок, нужно поддеть нитку, потом взять пинцетом, перехватить зажимом, затем снова взять пинцетом. Зашить и сделать правильный узел — это целая история. Кропотливый труд.
Консультанты присутствовали на съемочной площадке и во время каждой операции, следили за тем, чтобы все было правильно. Также мы смотрели видеоматериалы. В кадре наши руки, и важно, чтобы все выглядело правдоподобно.
— Не посетила мысль: эх, надо было стать врачом, людям помогать?
— Нет, такой мысли не было. Но профессии схожи. Как и врачи, актеры не принадлежат себе, им также свойственна полная самоотдача. Это миссия. Актеры ведь отчасти врачеватели душ.
— Настя, вы рассказывали, что попали в профессию случайно. Сейчас, спустя годы, считаете, что оказались на своем месте?
— Да, абсолютно, я на своем месте. И сейчас, спустя годы, думаю, что это произошло не случайно. Так должно было быть, это предопределение свыше. Это судьба. Я родилась в городе Северо-Задонске, в Тульской области. Занималась спортом. Мне было 17 лет, когда я, мама и сестра переехали в Москву. В те годы заводы и фабрики закрывались, маленькому городу сложно было выдержать перемены, происходившие в стране. Я окончила школу и понимала, что для самореализации и развития нужно переезжать. А мама к тому времени рассталась с папой, и ей тоже требовалось что-то поменять в своей жизни. Четкого понимания, чем хочу заниматься, на какую профессию учиться, не было. Это был 2000 год. Миллениум. Свободного времени было много, и я познавала город, жизнь, себя.
Один замечательный человек показал мне газету, в которой я прочитала объявление и пошла на кастинг сериала «Бедная Настя», его проводила кинокомпания «Амедиа». Они искали новые молодые лица не только по театральным вузам, но и по городам. Хотели создать для непрофессиональных людей экспресс-курсы актерского мастерства, театральную школу и обучать их там несколько месяцев, а потом задействовать в проекте. Так они и сделали. Я пришла на кастинг, причем в свой день рождения, 15 января. Это была стандартная запись на камеру, я просто представилась и ушла. В апреле мне перезвонили и сказали, что я понравилась и меня хотят посмотреть педагоги из Школы-студии МХАТ. Я пошла. Претендентов было несколько десятков тысяч, но из этого количества выбрали только 30 человек, и нас стали обучать актерскому мастерству. И мне это очень понравилось. Захотелось и дальше двигаться в этом направлении, развиваться и совершенствоваться.
— Что это были за курсы?
— Это был своего рода эксперимент: набрать людей, которые не имеют отношения к этой профессии, и по ускоренной программе обучить их актерскому ремеслу. Мы учились с десяти утра до одиннадцати вечера каждый день. У нас была стандартная программа актерского вуза: мастерство два раза в день, утром и вечером, сценическая речь, хореография, сценическое движение, этикет. Все как в театральном институте, только без общеобразовательных предметов. Эти курсы были абсолютно бесплатными, более того, нам платили стипендию. Параллельно проходили пробы в сериал «Бедная Настя», съемки которого должны были начаться в сентябре. Меня утвердили на роль одной из сестер Долгоруких. И вот тут мне пришлось принимать одно из самых важных решений: сниматься в сериале или учиться в Школе-студии МХАТ, куда я поступила после курсов?
— Как это получилось?
— Одним из преподавателей на курсах был декан актерского факультета Школы-студии МХАТ Сергей Иванович Земцов, который сводил нас на показ к своим студентам. Мы настолько были очарованы увиденным, что десять человек из тридцати, и я в том числе, набрались смелости и попробовали поступить в Школу-студию. Помню, я тогда решила, что буду учиться только здесь, и если не поступлю, то мне не нужно этим заниматься. В итоге на бюджет взяли троих при конкурсе 450 человек на место. И это было из области фантастики, конечно. Когда меня назвали, даже прошиб холодный пот. Я не сразу поняла, что это моя фамилия прозвучала. (Улыбается.) И сейчас, когда я об этом говорю, у меня мурашки по коже. В тот год набирали замечательные педагоги: Роман Ефимович Козак, Дмитрий Владимирович Брусникин, Алла Борисовна Покровская. И 1 сентября они сказали, что нужно принять решение: съемки или учеба. Я выбрала учебу, отказавшись от роли в сериале, который в итоге стал очень популярным. Конечно, если бы была возможность совмещать Школу-студию и съемки, я бы так и сделала. Но это не приветствовалось, особенно в первый год обучения. Что, безусловно, правильно.
Учиться было сложно, но очень увлекательно. Я окончила Школу-студию с красным дипломом, а также получила премию Москвина-Тарханова как лучшая студентка по движенческим дисциплинам — до этого ее давали только мальчикам. И мастер курса Роман Ефимович Козак, который на тот момент был художественным руководителем Театра имени А. С. Пушкина, пригласил меня к себе в театр, в котором я работаю до сих пор.
— Когда вы решили стать актрисой, как ваши родители отреагировали? Они ведь к творческим профессиям не имеют отношения?
— Родители поддержали меня в моем выборе, хотя и переживали, понимая, что быть актером — это адский труд. Бессонные ночи, постоянные перелеты, смены по 12 часов, съемки на морозе… Профессию излишне романтизируют, а ведь она действительно очень сложная! Подвижная психофизика, так как идет колоссальная нагрузка на нервную систему. И потом, это — работа, то есть этим ты зарабатываешь себе на жизнь. Снимаешься — есть деньги, а если нет ролей?
— На заре карьеры вы сказали: «Актер не должен отказываться от работы». С тех пор не изменили своего мнения? Вообще ни от чего не отказываетесь?
— Мне как-то не доводилось это делать. Только если у меня нет времени: репетиции в театре или занята в другом проекте. Это здорово, когда есть выбор и можно сниматься там, где тебе интереснее. Но если выбора нет, зачем отказываться?
— Как реагируете, когда вас не утверждают в понравившийся проект?
— Сейчас нормально. (Улыбается.) В моей жизни были безрезультатные пробы и кастинги. Раньше реагировала острее, ждала звонка, хотелось сниматься. После «Скалолазки. » (а это был первый фильм, где у меня главная роль) вообще не поступало никаких предложений, наступило затишье. Конечно, было неприятно. Но я не сходила с ума. И вообще, если утвердили не тебя, а кого-то другого, значит, кто-то сделал это лучше, чем ты. Это как в спорте. Значит, ты не выложился полностью, если не занял никакого места на пьедестале.
— После «Физрука» у вас тоже был период, когда не было предложений. Как думаете, почему?
— Может быть, получилось ярко сыграть. (Улыбается.) Проект принес зрительскую любовь. Героиню полюбили, и долго еще я сталкивалась с тем, что меня ассоциировали с Татьяной Александровной. Иногда называли не Настя, а Татьяна. (Улыбается.) Но я к этому нормально отношусь. Это говорит о том, что удалось достоверно передать образ учительницы Татьяны Александровны Чернышовой. Вообще замечательный был проект. И выстрелил он во многом благодаря Дмитрию Владимировичу Нагиеву, его профессионализму и искрометному юмору. Мы много импровизировали, и все шутки, которые придумывал Дмитрий Владимирович, вошли в сериал.
Другой вопрос, что потом мне пришлось долго доказывать: «Ребята, я могу играть не только это!» (Улыбается.) Сейчас уже все сдвинулось с места, и теперь мне предлагают разноплановых героинь.
— Вам больше нравятся мелодрамы или комедии?
— Мне все нравится. В институте говорили: «Героинь ты еще поиграешь, поэтому достаем из тебя острохарактерную актрису!» За что я, конечно, очень благодарна педагогам. Но героинь тоже нужно уметь играть. Достоверно передавать эмоции, переживания, и плакать в кадре так, чтобы зрители верили и сопереживали тебе, а не отворачивались равнодушно.
— Какой у вас самый любимый проект?
— В каждом проекте есть частичка моей души, моего сердца. Так я устроена: если пускаюсь в это плавание, то отдаюсь процессу целиком и полностью. Стараюсь сделать максимум возможного, работать на 100 процентов. Хотя я лишь винтик огромной производственной машины под названием «кино». Одно звено. В совокупности это большая команда, которая работает над проектом, — режиссерская и операторская группы, гримерный и костюмерный цеха, художники, реквизиторы, ассистенты. Плюс озвучание и постпродакшен. Трудится огромное количество людей, и все складывается тогда, когда каждое из звеньев на своем месте. И все стремятся к положительному результату.
— Обычно так говорят о спорте.
— Я в детстве занималась художественной гимнастикой. Но в какой-то момент поняла, что спорт — совершенно не мое. В тринадцать лет я бросила гимнастику и потом еще думала: зачем мне вообще это было надо? Сейчас понимаю, что спорт сформировал во мне определенные качества, которые помогали, помогают и будут помогать и в жизни, и в профессии. Стремление двигаться вперед, умение ставить задачи и выполнять их, трудиться, не жалея себя, — все оттуда. То, как я попала в актерскую профессию, — это абсолютная удача. Но дальше все зависело от меня. Нужно было много работать, в том числе и над собой, постигать что-то новое, постоянно чему-то учиться. Для этого требовалось трудолюбие, целеустремленность, терпение и многие другие качества, которые развил во мне спорт.
— А как появился Театр имени Пушкина в вашей жизни?
— На первом курсе после двух недель обучения из нас отобрали восемь человек для участия в массовке в спектакле «Ромео и Джульетта», так я и оказалась на сцене этого театра. Потом стала участвовать и в других его постановках. А после окончания Школы-студии МХАТ Роман Ефимович Козак пригласил в труппу. По окончании обучения попасть в театр к своему же мастеру — это большая удача. Не было никаких сомнений и размышлений, я не ходила на прослушивания куда-то еще. Театр имени А. С. Пушкина — абсолютно мое место.
— Не было мысли уйти из театра, если будет много интересных проектов и совмещать станет сложно?
— Нет, не было. Очень люблю театр, ведь это постоянный тренинг. Как в спорте опять же (улыбается), качаешь пресс — он есть, не качаешь — нет. Театр требует особого профессионализма, у тебя нет права на ошибку. Ты не можешь после начала спектакля сказать: «Извините, можно еще один дубль, я еще раз начну?!» (Улыбается.) Театр более живой организм, более честный. Есть возможность прожить жизнь персонажа от начала и до конца, быть здесь и сейчас.
— Со своим мужем Владимиром Жеребцовым вы в театре познакомились?
— Да, когда я студенткой впервые пришла в Театр Пушкина. Володя играл Ромео в том самом спектакле, в который мы вводились, когда я училась на 1-м курсе института. А через несколько лет мы встретились в спектакле «Пули над Бродвеем» Евгения Писарева. Это была моя первая большая роль на театральной сцене. Мы играли мужа и жену. Понравились друг другу, но очень долго ничего между нами не происходило. Потом мы все-таки поняли, что есть взаимные чувства, и начали встречаться. Но наши отношения продлились недолго. Мы решили, что нужно сделать паузу, чтобы понять, действительно ли мы созданы друг для друга. Мы, наверное, испугались. Подумали, а вдруг это просто служебный роман. Эта пауза дала возможность проверить свои чувства и серьезность намерений.
— Как Владимир отреагировал на эту паузу?
— Стоически. (Улыбается.) Владимир тоже очень серьезный человек. Мы оба понимали, что если создавать семью, то крепкую, чтобы в ней рождались дети. Нас снова соединил театр, мы начали репетировать спектакль «Письмо счастья». Больше не расставались. (Улыбается.) Сейчас мы с Владимиром снова играем вместе — в спектакле «Дорога перемен».
— Актрисы делятся на два лагеря: одни считают, что мужья-актеры — самовлюбленные и непостоянные, а другие — что только люди этой профессии способны понять жену-актрису.
— Если люди любят друг друга, то какая разница, кем они работают?! Если говорить о нас, то я очень рада, что мы занимаемся одной профессией. У нас больше возможности понять друг друга.
— А нет у вас профессиональной ревности друг к другу? Не мешает, если кто-то из вас становится более известным, востребованным?
— Нет, конечно, это глупо. Если случаются такие вещи, значит, у людей какие-то внутренние проблемы. Мы с Володей радуемся успехам друг друга. Ну как можно не радоваться, когда у любимого человека все получается, когда у него хороший большой проект, интересная творческая задача?! И мы любим работать вместе: и в театре, и в кино. Владимир суперпрофессионал, человек, стопроцентно владеющий актерским мастерством. Это очень редкое качество на сегодняшний день. (Улыбается.)
— Сколько раз вы снимались в кино вместе с мужем?
— Пять. В проекте «Физрук» Владимир играл моего парня, в «Лжи во спасение» — мужа, в фильме «Горная болезнь» мы играли любовников, в «Объявлен мертвым» мы сыграли мужа и жену, в картине «Суррогатная мать» — тоже мужа и жену. Хотелось бы вместе сняться в таком проекте, как «Мистер и миссис Смит», например. Такая история нам бы очень подошла. (Улыбается.)
— С профессиональной ревностью понятно. А просто по-женски вы мужа ревнуете?
— Ревную. И Владимир ревнует. И это нормально, мы же живые люди. Но мы доверяем друг другу, а это главное.
— И у вас не возникает никаких разногласий?
— Нет, нам некогда. (Улыбается.) Конечно, мы можем вспылить, но я даже сейчас не вспомню, из-за чего именно. И я бы не назвала это разногласиями. Просто мы оба очень вспыльчивые. Но в то же время быстро отходим. Вот еще один плюс того, что мы занимаемся одной профессией. Другой человек мог бы обидеться, а мы даем друг другу возможность остыть, потому что понимаем, что происходит. А случается это из-за того, что психика абсолютно расшатанная, подвижная. Но если психика не подвижна, невозможно работать в нашей профессии.
Когда я училась, Роман Ефимович Козак говорил, что надо представить, будто наша душа состоит из ящичков. И одна из задач — научиться в секунду открывать нужный ящик: ненавижу, люблю, злюсь и так далее.
— А ваша дочь Саша хочет быть актрисой?
— Мы спрашивали Сашу об этом, она отвечает: «Нет, нет и нет». Ей 11 лет, и пока сложно сказать, кем она будет. Этого никто не знает. Но если Саша захочет стать актрисой, никто из нас не станет препятствовать. А сейчас мы стараемся создать комфортные условия для выбора, чтобы у нее была возможность понять, чем действительно хотелось бы заниматься. Это очень сложный вопрос. Помимо основной школы Саша ходит в музыкальную школу, занимается вокалом, поет в хоре, играет на фортепиано, на гитаре, учит иностранные языки. Еще ходит в бассейн, занимается балетом.
— Да, это именно школа, не балетное училище. Занятия три дня в неделю, классика полтора часа, станок, балетная гимнастика, все как полагается. Они уже встали на пуанты. Раз в полгода отчетный концерт на сцене. С ними выступают солисты Большого театра.
— Ну у нее и нагрузка! Обычно такое количество детских занятий требует больших усилий и от взрослых. Кто в вашей семье больше занимается воспитанием дочери?
— Нормальная нагрузка для ребенка в сегодняшнее время. Когда мы отсутствуем, Сашей занимается бабушка — моя мама, Валентина Леонидовна, и дочке в этом смысле повезло. Я очень благодарна маме: она взяла на себя эту ответственность, и я могу быть спокойна. А мы, естественно, уделяем Саше все свое свободное время.
— А как ваша одиннадцатилетняя дочь реагирует на постоянное отсутствие родителей? У вас нет чувства вины за то, что вы недодаете ей внимания?
— Нет. Наша с Володей занятость — это данность, и мы все вместе в ней живем. И Саша в этой данности с рождения. Конечно, если бы не мамина помощь, то оставлять ребенка с няней или с другим человеком было бы сложнее, я была бы не так спокойна. И, к счастью, в нашем современном мире, в век информационных технологий можно всегда быть на связи. Когда я в командировке, мы созваниваемся каждый вечер по видеосвязи. Желаем друг другу спокойной ночи и доброго утра, я в курсе, что Саша ела в школе, какое у нее настроение. Саша рисует мне рисунки, и я беру их с собой. (Улыбается.)
А еще, если я долго отсутствую, мы зачеркиваем дни в календаре. В последний раз меня не было дома 21 день. К счастью, такое случается редко.
— Да, максимум. И это было сложно. Я очень скучала. Но ничего не поделаешь, приходится мириться с тем, что сейчас происходит в мире. Проблемы с перелетами, с пересечением границ. Зато у нас есть даты, которые мы никогда не занимаем работой: дни рождения, Рождество, 1 Сентября, дни перед 1 Сентября и после, стараемся заранее спланировать отпуск. Эти дни мы называем семейными. (Улыбается.) Так что мы — мегародители, и Сашуля — мегадочь. (Улыбается.) Все свободное время проводим с ребенком. Меня часто спрашивают, есть ли у меня хобби. А я всегда отвечаю: «Мое хобби — это мой ребенок». Как только появляется свободная минута — все, я с семьей. И Владимир тоже.
— Трудно не видеться с мужем 21 день?
— Мы так же каждый день видим друг друга по видеосвязи. (Улыбается.) И потом, после долгого расставания ярче встречи. У нас любовь расстоянием проверяется. Бывает, что я приезжаю, а Владимир, наоборот, уезжает.
— А вдвоем путешествуете?
— Обязательно. Кстати, давно уже никуда не ездили, надо что-то придумать. (Улыбается.) Если у нас вдруг появляется несколько свободных дней, то мы можем быстро собраться и куда-то уехать. В этом смысле мы очень мобильные. Например, свои тридцать лет мне захотелось отметить в Париже, на Эйфелевой башне. Муж сделал мне такой подарок.