что значит акустическая версия песни
Акустическая музыка
Акустическая музыка — это термин, который охватывает все виды музыки, для создания которой используются исключительно или в наибольшей степени инструменты, звук из которых производится исключительно акустическим способом, в отличие от способа электрического или электронного. [1] Ретроним «акустическая музыка» возник после появления электрических инструментов, таких как электрогитара, электрическая скрипка, электрический оргáн и синтезатор. [2]
Исполнители акустической музыки часто повышают выходной звук с помощью электронных усилителей. Однако такие усилительные устройства отделены от музыкального инструмента, звук которого они должны усиливать, что позволяет четко воспроизводить его естественное звучание. Часто усиления звука происходит другим способом — перед акустическим инструментом размещают микрофон, который соединяется с усилителем через проводное соединение.
Вслед за ростом популярности телевизионного шоу под названием MTV Unplugged, которое транслировалось в 1990-х, акустические (но в большинстве случаев — всё-таки электронно усиленные) выступления музыкальных исполнителей (в основном гранж-групп), которые обычно исполняли свою музыку на электрических инструментах стали неофициально называть «отключенными» (англ. «unplugged») выступлениями. Это направление иногда также определялся как «акустический рок».
В статье для журнала Splendid, музыкальный обозреватель Крег Конли высказал такое предположение:
«Когда музыку называют акустической, «отключенной», или «беспроводной» — похоже, имеется в виду то, что другие виды музыки — захламлены технологиями и музыкальным перепроизводством, а потому — не столь безупречны.» [3]
«When music is labeled acoustic, unplugged, or unwired, the assumption seems to be that other types of music are cluttered by technology and overproduction and therefore aren’t as pure.»
Акустическая музыка | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
СОДЕРЖАНИЕТипы акустических инструментовАкустические инструменты можно разделить на шесть групп: струнные, духовые, ударные, другие инструменты, ансамблевые инструменты и неклассифицированные инструменты. Струнные инструменты имеют туго натянутую струну, которая, когда приводится в движение, создает энергию на (почти) гармонически связанных частотах. Духовые инструменты имеют форму трубы, и энергия подается в нее в виде воздушного потока. Ударные инструменты издают звук, когда по ним ударяют, как рукой или палкой. ИсторияВ рамках International Acoustic Music Awards ежегодно проводится конкурс авторских песен. Их правила гласят, что песня может считаться акустической, если акустический инструмент, включая голоса, может быть отчетливо слышен. Владельцам бизнеса часто легче разместить акустическую музыку, потому что здесь меньше необходимости в усилении, а уровень громкости менее навязчивый. В июне 2021 года город Кембридж, штат Массачусетс, разрешил малым предприятиям проводить акустические концерты без подачи заявки на получение разрешения на живые выступления. Город Кембридж определил акустическое выступление как не имеющее усиления звука, за исключением одного микрофона, и одновременное присутствие не более пяти акустических исполнителей или музыкантов на одном месте. На чем сейчас слушать музыку — в погоне за качествомВсе современные аудиоформаты в порядке улучшения качества звучанияНа чем сейчас слушать музыку — в погоне за качествомВсе современные аудиоформаты в порядке улучшения качества звучанияВ цифровую эпоху вопрос «какой формат для прослушивания выбрать» кажется довольно странным. Ведь на рынке полно потоковых сервисов, стриминга – подписался, отыскал любой альбом, нажал кнопочку, все играет. Это не то, что раньше – иди в магазин, покупай физический носитель… В конце концов, если хочется роскошного качества – есть онлайн маркеты Hi-Res контента. Однако, что мы получаем на самом деле, прослушивая музыку в таких форматах? И что теряем? Редакция Hi-Fi.ru публикует абсолютный рейтинг качества всех современных способов прослушивания музыки – надеемся, что данный материал расставит точки над «i» в этом непростом вопросе и поможет понять, почему винил до сих пор живее всех живых, а некоторые аудиофилы предпочитают магнитную ленту. MP3, AAC и другие сжатые форматыОценка качества – 5% Старый-добрый MP3 был разработан в эпоху, когда высокие скорости Интернета нам только снились, а терабайтные хранилища информации казались делом далекого будущего. Сейчас формат подойдет лишь для ознакомления с мелодией – искаженные тембры, сдвинутый тональный баланс, плохая детализация вряд ли могут быть интересны любителям высокой верности воспроизведения.
Вердикт – «зашазамил» – «ознакомился» FLAC, PCM 16/44 – несжатые форматыОценка качества – 15%
Вердикт – наслаждения не случится, но общее представление о треке формат дает CD (компакт-диск)Оценка качества – 20% Зачем мы упомянули в списке CD, когда выше уже описали данный подход «в цифре»? Ответов два. Во-первых, многие аудиофилы имеют коллекции из тысяч «компактов», так что, пластмассовые кружочки послужат еще долго. Во-вторых, как ни странно, на хорошем транспорте или проигрывателе https://www.hi-fi.ru/magazine/audio/top50-cd/ CD «одной левой» кладет на лопатки его цифровой образ – предлагая лучшую нижнюю середину и разрешение. А если мы добавим различные варианты «улучшенных» дисков (например, gold), то получим неплохое поле для экспериментов.
Вердикт – выбор коллекционеров Hi-Res PCM, FLAC 24/96 – 24/192Оценка качества – 25% Высокое разрешение таки пришло в наши дома – на сегодня в Сети полно магазинов с подобным контентом, а большинство стриминговых сервисов имеют опции вещания с разрешением 24 бита. По сравнению с CD здесь куда лучше пространственная картина и детализация.
Вердикт – формат постепенно становится массовым и заменяет все вышеперечисленные схемы, однако, он не идеален DVD-AudioОценка качества – 25% DVD-Audio быстро взлетел и точно так же быстро покинул сцену. На сегодня эта версия Hi-Res на дисках стала уже коллекционной редкостью – или битами в файлах соответствующего продаваемого цифрового контента.
Вердикт – только для любителей самого редкого Оценка качества – 25% Детище Боба Стюарта из Meridian, предложившего комбинацию сжатия с потерями и форму отпечатка для восстановления исходной последовательности. Схема прижилась в стриминге и предложила как неплохое качество, так и лучшую оптимизацию для трансляций.
Вердикт – чуда не произошло, но как вариант послушать музыку на пробежке в наушниках, почему бы и нет? Компакт-кассетаОценка качества – 40% Компакт-кассета, хотя и имеет ряд существенных недостатков (низкое соотношение «сигнал-шум», например), но обеспечивает очень пластичный и натуральный саунд. Искрометных ВЧ здесь нет, но лента, даже в такой усеченной схеме, имеет свою магию. А учитывая, что сейчас много релизов выходит на кассетах – есть повод обратить внимание на формат. Новые кассетные деки тоже выходят – но можно обратить внимание и на винтаж.
Вердикт – можно снова окунуться в былую эпоху DSD128Оценка качества – 40% Однобитный студийный формат Sony на сегодня щеголяет достаточно большой библиотекой и предлагает существенно лучшее разделение каналов и динамический диапазон, чем «младшие» версии Hi-Res PCM.
Вердикт – явный шаг вперед Оценка качества – 45% Как обычно, дисковый носитель играет чуть лучше, чем его цифровой слепок – так и в случае с SACD, физический формат предложит вам несколько лучшую пространственную картину. Но и обойдется дороже.
Вердикт – если вы коллекционер дисков, стоит обратить внимание Hi-Res PCM 32/384 – 32/768Оценка качества – 50% Самые продвинутые варианты Hi-Res 32- битные. Записей таких совсем немного, но они, наконец-то, обеспечивают должную глубину баса и все богатство тембральных оттенков.
Вердикт – цифровой звук, который, наконец-то, вызывает немного нареканий DSD256 – DSD512 – DSD1024Оценка качества – 50% «Продвинутые» форматы DSD, которые демонстрируют полноценное физическое ощущение звуковых образов. Вместе с роскошными басами и динамическими всплесками такой DSD кажется наиболее впечатляющим цифровым решением для музыки.
Вердикт – выбор аудиофилов Винил (новодел)Оценка качества – 60% Современные пластинки избавились от множества недостатков, заметных на рубеже XXI века, теперь они предлагают, как правило, и добротный мастеринг, и абсолютно натуральное звучание, расцвеченное всей гаммой эмоций.
Вердикт – аплодируем ренессансу аналога! Винил (первопрессы)Оценка качества – 70% Оригинальные версии LP до сих являются эталонными для виниловых пластинок. Другие версии не могут сравниться с их динамическим диапазоном, мощью и слитностью подачи.
Вердикт – за первопрессами стоит поохотиться Магнитная лентаОценка качества – 100% Эталон на сегодня. Формат рекорд-лейблов, «Священный Грааль» музыки не так давно стал доступен и для массового пользователя – высококачественные записи на скорости 38 см/с наконец-то пришли в дома самых продвинутых аудиофилов. На рынке сейчас есть десятки компаний, продающих такие ленты – и, поверьте, один раз услышав подобное качество, понижать планку будет очень болезненно. Лента сразу же показывает всю нищету иных схем воспроизведения музыки – её динамика на голову превосходит все имеющееся на рынке, а эмоции авторского исполнения, кажется, проникают к вам прями в душу. Если хотите узнать, что вы теряли раннее – оцените запись reel-to-reel, но, помните, пути назад уже не будет. Да и с выбором бобинника придется повозиться. Что значит акустическая версияПривет, любители музыки! Сегодня поговорим об одном из самых спорных терминов в звуке. С чего начинался честный звук?Начнем с истории. Как известно важным событием в мире звукозаписи стало изобретение Томасом Эдисоном фонографа в далеком 1877 году. Теперь для того, что бы слушать музыку дома не обязательно было нанимать музыкантов или самому учиться играть. Выражение «high fidelity», которое в будущем сократилось до «Hi-Fi», было впервые употреблено в 1932 году английским инженером Гарольдом Хартли для рекламы своих уличных громкоговорителей. High fidelity переводится как «высокая верность», что очень точно передает смысл Hi-Fi аудио. Вопрос качества и точного воспроизведения записи интересовал людей достаточно давно, например в XIX веке запись считалась качественной, если собака могла узнать голос хозяина. Благодаря такому тесту одна из известных звукозаписывающих компаний сделала собаку сидящую рядом с граммофоном своим логотипом. Так все же, зачем нужна высокая верность в аудио? Если посмотреть на современные тенденции развития мультимедиа, то можно легко заметить, что большинство инноваций с сфере AV стремятся к увеличению реализма воспроизводимого контента. Увеличение разрешения, появление 3D мультимедийных устройств (например небезызвестный Oculus Rift), сейчас невозможно представить телевизор без FullHD. Вопрос реализма звучания в Hi-Fi начал решаться еще в XX веке. Уже тогда качественный реалистичный звук имел большое значение. В 50х годах проводились первые опыты в стереозаписи, появились виниловые диски, заменившие собой пластинки, которые выдавали большое количество шумов (искажений в сигнале). В 60-70х годах аппаратура для домашней звукозаписи была сильно усовершенствована и стала доступной для широкой аудитории. Именно в это время у производителей Hi-Fi возникла потребность разделить «хорошее» и «Hi-Fi» оборудование, в 1974 году немецкий Deutsches Institut für Normung (DIN) выпустил стандарт DIN 45500, определяющий стандартные требования к звуковоспроизводящей аппаратуре. Тогда по этому стандарту измеряли: Способы измерения этих и других показателей и сейчас определятся ныне действующим стандартом DIN 45500. Чем же все-таки отличается Hi-Fi от «не Hi-Fi»Кто-то может сказать, что ценой, но это не совсем так. Hi-Fi оборудование позволяет вам почувствовать себя участником концерта любимого исполнителя, оказаться в центре событий фильма, услышать в ваших записях то, что до этого услышать не получалось из-за параметров акустической системы. Как показывает практика, стоит только человеку прослушать аудиозаписи на качественном Hi-Fi оборудовании, возвращаться к обычным пластиковым колонкам уже не хочется. Но главное, это ощущения. Hi-Fi не передает просто звук, он передает ощущения, он передает музыкальный вкус и сочность. Закрыв глаза вы можете четко представить себе всю музыкальную сцену записи – что вокалист стоит чуть левее от центра, а бас гитарист находится в глубине. Если машина в кино будет удаляться в закат, звук её двигателя будет именно удаляться, а не затихать. Hi-Fi — это очень дорого и стоит сотни тысяч рублей?Давайте рассмотрим этот частый миф о системах Hi-Fi. Конечно можно привести в пример топовые Hi-End (вот тут уже точно маркетинговый термин) бренды, со стоимостью пары напольных колонок от 1,5 миллионов рублей. По дизайну и исполнению они конечно же прекрасны и уникальны. Но цена акустики это не доказательство уровня Hi-Fi. Приведем в пример датскую фирму Dali, данная компания основана в 1983 году и занимается производством акустических систем. Все колонки собираются на заводе в Дании вручную (мастер ставит автограф на каждой из них), в динамиках используются армированный деревянным ворсом бумажные диффузоры с пропиткой и шелковым куполом. Изготавливаются данный АС из МДФ, завод тратит больше деньги на усовершенствование качества на всех этапах производства. Сразу же может возникнуть мысль, что стоить они должны как новый автомобиль. На самом же деле цена комплекта 5.0 серии Zensor (в данной серии также используются описанные выше технологии) будет составлять менее 70 тысяч рублей. Многоканальный ресивер с поддержкой всех современных стандартов например Onkyo TX-NR636 будет стоить до 40 тысяч рублей. В итоге мы получаем полную готовую домашнюю мультимедийную систему, подходящую для любого контента – хорошая музыка, реалистичные фильмы и игры – все это поможет вывести на новый уровень восприятия указанный выше комплект. Акустическая версияАвтор Игорь Сорокин задал вопрос в разделе Музыка Что значит «акустическая версия (acoustic version)» песни? и получил лучший ответ МощностьПод словом мощность в разговорной речи многие подразумевают «мощь», «силу». Поэтому вполне естественно, что покупатели связывают мощность с громкостью: «Чем больше мощность, тем лучше и громче будут звучать колонки». Однако это распространенное мнение в корне ошибочно! Далеко не всегда колонка мощностью 100 Вт будет играть громче или качественней той, у которой указана мощность «всего» в 50 Вт. Значение мощности, скорее, говорит не о громкости, а о механической надежности акустики. Те же 50 или 100 Вт это совсем не громкость звука, издаваемого колонкой. Динамические головки сами по себе имеют низкий КПД и преобразуют в звуковые колебания лишь 2-3% мощности подводимого к ним электрического сигнала (к счастью, громкости издаваемого звука вполне хватает для создания звукового сопровождения). Величина, которую указывает производитель в паспорте динамика или системы в целом, говорит лишь о том, что при подведении сигнала указанной мощности динамическая головка или акустическая система не выйдет из строя (вследствие критического разогрева и межвиткового КЗ провода, «закусывания» каркаса катушки, разрыва диффузора, повреждения гибких подвесов системы и т.п.). Таким образом, мощность акустической системы — это технический параметр, величина которого не имеет прямого отношения к громкости звучания акустики, хотя и связана с ней некоторой зависимостью. Номинальные значения мощности динамических головок, усилительного тракта, акустической системы могут быть разными. Указываются они, скорее, для ориентировки и оптимального сопряжения между компонентами. Например, усилитель значительно меньшей или значительно большей мощности может вывести колонку из строя в максимальных положениях регулятора громкости на обоих усилителях: на первом — благодаря высокому уровню искажений, на втором — благодаря нештатному режиму работы колонки. Мощность может измеряться различными способами и в различных тестовых условиях. Существуют общепринятые стандарты этих измерений. Рассмотрим подробнее некоторые из них, наиболее часто употребляемые в характеристиках изделий западных фирм: RMS ( Rated Maximum Sinusoidal power — установленная максимальная синусоидальная мощность). Мощность измеряется подачей синусоидального сигнала частотой 1000 Гц до достижения определенного уровня нелинейных искажений. Обычно в паспорте на изделие пишется так: 15 Вт (RMS). Эта величина говорит, что акустическая система при подведении к ней сигнала мощностью 15 Вт может работать длительное время без механических повреждений динамических головок. Для мультимедийной акустики завышенные по сравнению с Hi-Fi колонками значения мощности в Вт (RMS) получаются вследствие измерения при очень высоких гармонических искажениях, часто до 10%. При таких искажениях слушать звуковое сопровождение практически невозможно из-за сильных хрипов и призвуков в динамической головке и корпусе колонки. PMPO (Peak Music Power Output пиковая музыкальная мощность). В данном случае мощность измеряется подачей кратковременного синусоидального сигнала длительностью менее 1 секунды и частотой ниже 250 Гц (обычно 100 Гц). При этом не учитывается уровень нелинейных искажений. Например, мощность колонки равна 500 Вт (PMPO). Этот факт говорит, что акустическая система после воспроизведения кратковременного сигнала низкой частоты не имела механических повреждений динамических головок. В народе единицы измерения мощности Вт (PMPO) называют «китайскими ваттами» из-за того, что величины мощности при такой методике измерения достигают тысячи Ватт! Представьте себе — активные колонки для компьютера потребляют из сети переменного тока электрическую мощность 10 В*А и развивают при этом пиковую музыкальную мощность 1500 Вт (PMPO). Наравне с западными существуют также советские стандарты на различные виды мощности. Они регламентируются действующими по сей день ГОСТ 16122-87 и ГОСТ 23262-88. Эти стандарты определяют такие понятия, как номинальная, максимальная шумовая, максимальная синусоидальная, максимальная долговременная, максимальная кратковременная мощности. Некоторые из них указываются в паспорте на советскую (и постсоветскую) аппаратуру. В мировой практике эти стандарты, естественно, не используются, поэтому мы не будем на них останавливаться. Делаем выводы: наиболее важным на практике является значение мощности, указанной в Вт (RMS) при значениях коэффициента гармоник (THD), равного 1% и менее. Однако сравнение изделий даже по этому показателю очень приблизительно и может не иметь ничего общего с реальностью, ведь громкость звука характеризуется уровнем звукового давления. Поэтому информативность показателя «мощность акустической системы» нулевая. ЧувствительностьЧувствительность один из параметров, указываемых производителем в характеристике акустических систем. Величина характеризует интенсивность звукового давления, развиваемого колонкой на расстоянии 1 метра при подаче сигнала частотой 1000 Гц и мощностью 1 Вт. Измеряется чувствительность в децибелах (дБ) относительно порога слышимости (нулевой уровень звукового давления равен 2*10^-5 Па). Иногда используется обозначение — уровень характеристической чувствительности (SPL, Sound Pressure Level). При этом для краткости в графе с единицами измерений указывается дБ/Вт*м либо дБ/Вт^1/2*м. При этом важно понимать, что чувствительность не является линейным коэффициентом пропорциональности между уровнем звукового давления, мощностью сигнала и расстоянием до источника. Многие фирмы указывают характеристики чувствительности динамических головок, измеренные при нестандартных условиях. Чувствительность характеристика, более важная при проектировании собственных акустических систем. Если вы не осознаете до конца, что означает этот параметр, то при выборе мультимедийной акустики для PC можно не обращать на чувствительность особого внимания (благо указывается она не часто). Амплитудно-частотная характеристика (АЧХ) в общем случае представляет собой график, показывающий разницу величин амплитуд выходного и входного сигналов во всем диапазоне воспроизводимых частот. АЧХ измеряют подачей синусоидального сигнала неизменной амплитуды при изменении его частоты. В точке на графике, где частота равна 1000 Гц, принято откладывать на вертикальной оси уровень 0 дБ. Идеален вариант, при котором АЧХ представлена прямой линией, но таких характеристик в реальности у акустических систем не бывает. При рассмотрении графика нужно обратить особое внимание на величину неравномерности. Чем больше величина неравномерности, тем больше частотных искажений тембра в звучании. Западные производители предпочитают указывать диапазон воспроизводимых частот, который представляет собой «выжимку» информации из АЧХ: указываются лишь граничные частоты и неравномерность. Допустим, написано: 50 Гц — 16 кГц (±3 дБ). Это значит, что у данной акустической системы в диапазоне 50 Гц — 16 кГц звучание достоверное, а ниже 50 Гц и выше 15 кГц неравномерность резко увеличивается, АЧХ имеет так называемый «завал» (резкий спад характеристики). Чем это грозит? Уменьшение уровня низких частот подразумевает потерю сочности, насыщенности звучания басов. Подъем в области НЧ вызывает ощущения бубнения и гудева колонки. В завалах высоких частот звук будет тусклым, неясным. Подъемы ВЧ означают присутствие раздражающих, неприятных шипящих и свистящих призвуков. У мультимедийных колонок величина неравномерности АЧХ обычно выше, чем у так называемой Hi-Fi акустики. Ко всем рекламным заявлениям фирм-производителей об АЧХ колонки типа 20 — 20000 Гц (теоретический предел возможности) нужно относиться с изрядной долей скептицизма. При этом часто не указывается неравномерность АЧХ, которая может составлять при этом немыслимые величины. Поскольку производители мультимедийной акустики часто «забывают» указать неравномерность АЧХ акустической системы, встречаясь с характеристикой колонки 20 Гц — 20000 Гц, надо держать ухо востро. Существует большая вероятность купить вещь, не обеспечивающую даже более или менее равномерную характеристику в полосе частот 100 Гц — 10000 Гц. Сравнивать диапазон воспроизводимых частот с разными неравномерностями нельзя вовсе. Нелинейные искажения, коэффициент гармоникКг коэффициент гармонических искажений. Акустическая система представляет собой сложное электроакустическое устройство, которое имеет нелинейную характеристику усиления. Поэтому сигнал по прошествии всего звукового тракта на выходе обязательно будет иметь нелинейные искажения. Одними из самых явных и наиболее простых в измерении являются гармонические искажения. Гармонические искажения — это, попросту, такие искажения, которые кратны основному тону сигнала. Паразитные гармоники в спектре придают звучанию новый тембр и ведут к невосполнимым потерям в звуке. Обычно гармонические искажения измеряются подачей синусоидального сигнала частотой 1000 Гц. С помощью специального фильтра в звуковом сигнале находят лишние гармоники и определяют их мощность. Коэффициент — величина безразмерная. Указывается либо в процентах, либо в децибелах. Формула пересчета: [дБ] = 20 log ([%]/100). Чем больше величина коэффициента гармоник, тем обычно хуже звучание. Кг колонок во многом зависит от мощности подаваемого на них сигнала. Поэтому глупо делать заочные выводы или сравнивать колонки только лишь по коэффициенту гармоник, не прибегая к прослушиванию аппаратуры. К тому же для рабочих положений регулятора громкости (обычно это 30..50%) значение производителями не указывается. Полное электрическое сопротивление, импедансЭлектродинамическая головка имеет определенное сопротивление постоянному току, зависящее от толщины, длины и материала провода в катушке (такое сопротивление еще называют резистивным или реактивным). При подаче музыкального сигнала, который представляет собой переменный ток, сопротивление головки будет меняться в зависимости от частоты сигнала. Импеданс (impedans) это полное электрическое сопротивление переменному току, измеренное на частоте 1000 Гц. Обычно импеданс акустических систем равен 4, 6 или 8 Ом. В целом величина полного электрического сопротивления (импеданс) акустической системы ни о чем, связанном с качеством звучания того или иного изделия, покупателю не скажет. Производителем указывается этот параметр лишь, чтобы сопротивление учитывали при подключении акустической системы к усилителю. Если значение сопротивления колонки ниже, чем рекомендуемое значение нагрузки усилителя, в звучании могут присутствовать искажения или сработает защита от короткого замыкания; если выше, то звук будет значительно тише, нежели с рекомендуемым сопротивлением. Корпус колонки, акустическое оформлениеОдним из важных факторов, влияющих на звучание акустической системы, является акустическое оформление излучающей динамической головки (динамика). При конструировании акустических систем производитель обычно сталкивается с проблемой в выборе акустического оформления. Их насчитывается больше десятка видов. Акустическое оформление делится на акустически разгруженное и акустически нагруженное. Первое подразумевает оформление, при котором колебание диффузора ограничивается только жесткостью подвеса. При втором колебание диффузора ограничивается помимо жесткости подвеса еще упругостью воздуха и акустическим сопротивлением излучению. Также акустическое оформление делится на системы одинарного и двойного действий. Система одинарного действия характеризуется возбуждением звука, идущего к слушателю, посредством только одной стороны диффузора (излучение другой стороны нейтрализуется акустическим оформлением). Система двойного действия подразумевает использование в формировании звука обеих поверхностей диффузора. Поскольку на высокочастотные и среднечастотные динамические головки акустическое оформление колонки практически не влияет, мы расскажем о наиболее распространенных вариантах низкочастотного акустического оформления корпуса. Очень широко применима акустическая схема, получившая название «закрытый ящик». Относится к нагруженному акустическому оформлению. Представляет собой закрытый корпус с выведенным на фронтальную панель диффузором динамика. Достоинства: хорошие показатели АЧХ и импульсная характеристика. Недостатки: низкий КПД, необходимость в мощном усилителе, высокий уровень гармонических искажений. Но вместо того, чтобы бороться со звуковыми волнами, вызванными колебаниями обратной стороны диффузора, их можно использовать. Наиболее распространенным вариантом из систем двойного действия является фазоинвертор. Представляет собой трубу определенной длины и сечения, вмонтированную в корпус. Длину и сечение фазоинвертора рассчитывают таким образом, что на определенной частоте в нем создается колебание звуковых волн, синфазные с колебаниями, вызванными фронтальной стороной диффузора. Для сабвуферов широко применяется акустическая схема с общепринятым названием «ящик-резонатор». В отличие от предыдущего примера диффузор динамика не выведен на панель корпуса, а находится внутри, на перегородке. Сам динамик непосредственного участия в формировании спектра низких частот не принимает. Вместо этого диффузор лишь возбуждает звуковые колебания низкой частоты, которые потом многократно увеличиваются по громкости в трубе фазоинвертора, выполяющего роль резонансной камеры. Достоинством этих конструктивных решений является высокий КПД при малых габаритах сабвуфера. Недостатки проявляются в ухудшении фазовых и импульсных характеристик, звучание становится утомляющим. Оптимальным выбором будут колонки среднего размера с деревянным корпусом, выполненные по закрытой схеме или с фазоинвертором. При выборе сабвуфера следует обратить внимание не на его громкость (по этому параметру даже у недорогих моделей обычно имеется достаточный запас), а на достоверное воспроизведение всего диапазона низких частот. С точки зрения качества звучания, наиболее нежелательны колонки с тонким корпусом или очень маленьких размеров.
|